истоки
методологические подходы
к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным
экономическим активом организации
Интеллектуальный капитал личности (с позиций прошлого) - всегда
_есть результат экономических затрат семьи, региона и страны
_в целом и для экономики, как совокупности хозяйственных процессов,
_до тех пор пока человек не начнет этот капитал творчески
_использовать, ничего не значит. При этом следует помнить о том,
_что на правах собственности этот капитал всегда принадлежит
только человеку. Чтобы очертить границу между интеллектуальным
_капиталом личности и созидательными (творческими),
практически значимыми действиями, необходимо рассмотреть диалектическое единство человека (как биосоциального и экономического объекта) с окружающей его природной средой.
Или другими словами - с системой его обитания.
Мельников О.Н.
д-р экон. наук, профессор кафедры «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» МГТУ им. НЭ. Баумана
Известно, что на Земле сохранилось ничтожно малое число биологических видов живой природы, которые выстояли в борьбе за выживание и продолжают свой род не одно тысячелетие. Среди них оказался и человек. Казалось бы, по сравнению с другими биовидами, заведомо «обделенный» физической силой, он победил в тяжелейших условиях естественного отбора.
Встает вопрос: «Что же помогло человеку выжить?». Для получения ответа на этот вопрос нами впервые была определена интеграционная (объединяющая) роль интеллектуальных и креативных способностей человека (как основного связующего звена между биоэнергией человека и энергиями «неживой» природы окружающего мира), которые проявляются (или отражаются) в продуктах социальных и экономических отношений, формируемых благодаря его созидательной деятельности. Рассмотрим принципиальную модель, показывающую место и роль созидательной (креатив-
ной) деятельности человека как основного и единственного инструмента практического и, самое главное, экономически значимого проявления его интеллекта, обеспечивающего его энергетическую связь (диалектическое единство) с окружающим миром (Рис. 1) [1]. Суть модели. Жизнеспособность человека зависит от непрерывно происходящих в его организме сложнейших биохимических реакций, являющихся генератором биоэнергии, необходимой для обеспечения существования человека как биовида. Он ее получает в виде пищи из окружающей природы (уровень 1). Однако биохимические реакции в его организме могут происходить только при определенных биофизических условиях, прежде всего, биологически заданной температуре и давлении (уровень 2) .
Так как человек в отличие от других представителей животного мира миллионы лет назад потерял природные защитные биомеханизмы (волосяной покров в виде шкуры, особой жировой прослойкой и т.п.), обеспечивавшими ранее его жизнестойкость при прямом контакте с окружающей природой (уровень 5), она наделила его способностью преобразовывать окружающий мир в предметный (уровень 4). Это происходит благодаря тому, что человек обладает природными созидательными способностями, которые в итоге формируют социальные и экономические отношения в обществе.
Представленная модель не противоречит принципам закона сохранения энергий Ломоносова-Лавуазье. Однако, возникает вопрос о связи различных видов биохимической энергии, которые вырабатывает человек для обеспечения своей жизнеспособности, с многообразием энергий окружающего его мира. Это дает возможность сделать следующее научное утверждение: такое единство стало возможным только благодаря тому, что человек вырабатывает еще один (особый) вид биоэнергии, который следует классифицировать как творческую, или созидательную энергию (уровень 3), имеющую не только материаль-
человек обладает
природными
созидательными
способностями,
которые в итоге
формируют
социальные
и экономические
отношения
в обществе
Рис. 1. Аналитическая модель места и роли созидательных действий (творческой энергии) личности в формировании социально-экономических отношений
1 - биохимическая энергия человека; 2 - биофизическая энергия человека; 3 - энергия созидательной деятельности личности; 3а -эволюция созидательной деятельности человека; 4 - предметный мир как аккумулятор энергии окружающего мира, управляемой созидательной энергией человека; 5 - природа как генератор энергии окружающего мира, управляемой созидательной энергией человека; • - предметы как результаты использования творческой энергии; О - природные материалы и энергоресурсы
ную, но нематериальную (духовную, социальную) природу своего существования. Эта энергия является тем недостающим звеном, которое связывает в единую цепь все виды энергий, которыми пользуется человек для обеспечения своей жизнеспособности. Поэтому ее следует рассматривать как фактор совершения созидательных действий, имеющих своей целью достижение как экономических, так и социальных целей. Причем это проявление интеллекта, переходя через созидательные действия человека в предметный мир, делает его все более наукоемким и высокотехнологичным (3 а).
Отсюда следует, что наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является объективным процессом расширения зоны использования творческой (созидательной, или духовной) энергии, технологически «вытесняющей» применение материально затратных и экологически опасных видов природной энергии, необходимых при производстве товаров и услуг. То есть развитие научно-технического прогресса объективно идет по пути к использованию таких ее видов, которые будут наносить минимальный вред природе, то есть экологии окружающего нас мира. А это возможно только при дальнейшем совершенствования технологий, получивших классификацию «высоких», являющихся, прежде всего, продуктами научных, производственных и социальных достижений.
«Творчество часто рассматривают, как способность создавать новые и оригинальные изменения», - пишет П. Рассел [2]. Поэтому только творческая энергия позволяет человеку использовать другие виды энергии окружающего мира для создания искусственной, или предметной среды своего обитания с целью создания условий сохранения своего существования, как биологического вида живой природы. Чем выше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные потоки других видов энергии она может быть преобразована, тем полнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологи-
проявление интеллекта, переходя через созидательные действия человека в предметный мир, делает его все более наукоемким и высокотехнологичным
наблюдающаяся сегодня _интеллектуализация экономики является
_объективным
процессом расширения зоны использования
_творческой
_(созидательной,
_или духовной)
энергии личности
ческой энергии, обеспечивающей его жизнестойкость.
С развитием цивилизации создаваемый предметный мир все больше и больше «вытесняет» мир естественной природы, являясь не только продуктом труда, но и концентратором затрат его творческой энергии, которая в конечном итоге является объектом экономических, в том числе рыночных (обменных), и социальных отношений.
То есть формирование экономических, или хозяйственных отношений можно представить в виде некоторого векторного пространства, суммарный вектор которого направлен от биоэнергетического уровня обеспечения жизни человека в сторону объективно существующих энергий окружающего мира, определяемый через количество преобразованной корпоративной творческой энергии участников любого вида деятельности в другие виды энергий.
Поскольку существование человека характеризуется процессом постоянного расходования его биоэнергии в борьбе за выживание как биологического вида, эти преобразования бесконечны и служат для поддержания и восстановления жизнеобеспечивающего биоэнергетического баланса каждого человека на протяжении всей его жизни.
Чрезвычайно важной деталью данной модели является то, что, если созидательные (креативные) действия приводят к экономическим изменениям на предприятии и в обществе в целом, то на уровень или степень проявления творческой энергии решающее влияние оказывают сложившиеся в конкретный момент времени социальные отношения как в коллективах предприятий, так и на региональном и государственном уровнях (двойная штрихпун-ктирная линия).
Таким образом, стремление каждого человека к развитию своей творческой энергии является не просто объективной реальностью, но и объективной необходимостью сохранения каждого человека и человечества в целом как биовида земной цивилизации, а рынок - есть
объективно необходимый инструмент обмена творческими энергиями в духовной и материальной сферах.
Поэтому любое искусственное сдерживание жизнеобеспечивающего социального процесса формирования нормальных экономических отношений приводит к тому, что человек начинает с этим бороться социальными (не экономическими) средствами, так как это напрямую связано с угрозой сохранения его жизнеспособности и жизнестойкости. Таким образом, роль «барьера» экономического развития играют социальные отношения как на государственном, так и на корпоративном уровнях. От того, как будут построены эти отношения, зависит то, куда будет направлена творческая энергия каждого человека или сообщества людей: на развитие экономических отношений, которые приводят к процветанию и совершенствованию жизни, либо на борьбу за выживание. То есть - на преодоление социальных барьеров, выстраиваемых искусственно государственной властью, руководством фирмы или семьей, как социальной ячейкой общества, и т.д.
Часто это является причиной возникновения стрессовых ситуаций. Поэтому стресс можно считать одной из отрицательных составляющих творческой энергии человека и одновременно его защитной реакцией на изменения энергетических характеристик окружающей действительности. Чем большей творческой энергией обладает человек, тем рациональнее он решает все вопросы, а точнее тем эффективнее происходит процесс преобразования его творческой энергии в другие виды энергий.
Изложенная концепция потребовала разработки методологического подхода к управлению интеллектуально-креативными ресурсами компании, а также четкого определения такого понятия как творческая энергия. Созидательные действия, или творческая энергия - это, как уже было сказано, практическое проявление интеллектуальных способностей (капитала) человека, направленных на целевое
только
творческая
энергия позволяет
человеку
использовать
другие виды
энергии
окружающего
мира
ы
изменение материальных или нематериальных объектов. Схематично структуру творческой энергии можно представить в виде триады объективных показателей, присущих любому человеку (рис. 2) [3].
Для того, чтобы осуществить необходимые инновационные изменения следует использовать (затратить) тот или иной вид энергии, существующий в природе. Однако это может произойти только в результате совершения созидательных действий со стороны человека, то есть как последствие затрат его творческой энергии. Рожденные в результате такого воздействия и зафиксированные изменения (ДN = ^ов - ^тар ), являются объектом для совершения всех последующих коммерческих и иных операций с экономическими продуктами. Подчеркнем, что именно этот показатель отражает удовлетворение потребностей всех субъектов рынка.
Автором впервые предложено работу интеллекта человека, проявляемую им через генерирование своих созидательных действий, оценивать с помощью коэффициента творческой энергии Кэ , экономическая суть которого выражается в динамике изменений (Д№), вносимых работником в производимые им продукты в конкурентоспособное время Д1кон:
Рис. 2. Триада показателей творческой энергии человека
ДN
Кэ1 = - , (1)
Д^кон
где ДN = ^ов - Nстар отражает изменения в новом ^нов) состоянии объекта, на который направлено созидательное действие человека по сравнению с его старым состоянием ^стар) Д^кон - конкурентоспособное время, которое тратит человек на осуществление инновационных изменений Д№
Однако экономический показатель творческой энергии Кэ1 зависит как от биосоциального показателя творческих возможностей человека Кэ2, так и от показателя рациональности выбора области проявления его творческой энергии, т.е. правильности выбранного места приложения созидательный действий -Кэз, т.е.
Кэ1 = ^ (Кэ2 , Кэз) (2)
Биосоциальный показатель творческой энергии человека может быть представлен в виде суммы векторов, которая зависит от степени совпадения биологической (генной) и социальной составляющих творческой энергии, оцениваемых в одних относительных единицах, т.е.
^ ^ ^
Кэ2 = Кген + Ксоц , (3)
где Кген - вектор генной (биологической) составляющей коэффициента творческой энергии личности, определенный ему природой (можно использовать общепринятую классификацию - «механик», «химик», «музыкант» и т.п.);
Ксоц - вектор социальной составляющей коэффициента творческой энергии личности, определяемый направлением и уровнем полученного образования, навыков и выполняемой работы («механик», «химик», «музыкант» и т.п.). Другим важным показателем указанной триады является показатель, который определя-
создаваемый предметный мир все больше и больше «вытесняет» мир естественной природы, являясь не только продуктом труда, но и концентратором затрат его творческой энергии
ет преобладание у человека одного из векторов - либо вектора способностей к работе в духовной (Кд), либо в материальной (Км), либо в организационно-управленческой (Ку) сферах деятельности, также оцениваемых в одних
относительных единицах: ^ ^ ^ ^
Кэз = Кд + Км + Ку , (4)
Однако степень экономического проявления творческой энергии каждым человеком зависит также и от многочисленных ежедневно меняющихся внешних и внутренних факторов, способных низвести ее до минимума или возвысить до максимума. Это можно, например, учесть следующим образом:
созидательные действия, или творческая энергия, - это практическое проявление интеллектуальных способностей человека, направленных на целевое изменение материальных или нематериальных объектов
К, =
^ ^ ^ ^ ^ ^ Кз1 + К32 Кэз + А",^ + Кэа А", ~ +... + Кэп
где Кэ4 - коэффициент трудоспособности (здоровья) человека в данный момент времени;
Кэ5 - коэффициент социально-психологического состояния человека в данный момент времени;
Кэ6 - коэффициент, зависящий от психологического типа личности;
Кэ7 - коэффициент, учитывающий организационно-структурное обеспечение деятельности человека на данном предприятии и т.д.
В условиях современного промышленного производства, характеризующегося групповым (корпоративным) творчеством, участие человека в обмене творческой энергией проявляется в коллективе, который, в свою очередь, работает по технологии, присущей тому или иному виду деятельности. Поэтому от затрат персональной творческой энергии каждого человека зависит окончательный результат практической деятельности коллектива.
Творческая энергия человека, в соответствии с законом сохранения энергии, не исчезает, а лишь передается и преобразуется из
творческой энергии одного вида деятельности в творческую энергию другого вида деятельности. Можно сказать, что она имеет наследственный характер и может развиваться или подавляться исполнителями в процессе выполнения ими своих прямых трудовых обязанностей.
Отсюда следует, что величина творческой энергии является относительной и может быть как положительной, так и отрицательной по отношению к энергии предшествующих и последующих исполнителей конкретных работ, представляющих собой самостоятельные звенья в технологической цепи выполнения, например, заданного бизнес-проекта. То есть от того, как будет передаваться и развиваться творческая энергия каждого исполнителя, зависит, каким уровнем творческой энергии будет обладать товар или услуга как конечный приемник этой энергии. Определяющим же результатом любого бизнес-проекта является доказательность необходимости в потреблении этой энергии пользователем, что выражается в принятии им решения о приобретении товара (или услуги), несущего данную энергию, которой ему недостает в данный момент времени для обеспечения своей жизнедеятельности.
Литература
1. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. - М.: МЕЛАП, 2000. - 170 с
2. Рассел П. ТМ техника // Высшее сознание: Сборник / Пер. с англ. - Москва: REFL-book; Киев: Ваклер, 1995. - 384 с.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Машиностроение, 2004. - 400 с.
от затрат
персональной
творческой
энергии каждого
человека зависит
окончательный
результат
практической
деятельности
коллектива