8(191)- 2011
Туристско-рекреационные зоны
УДК 338.47 \ 48
ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА
В. В. КАМЕНЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на транспорте E-mail: [email protected]
А. Н. АНТОНОВА, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления на транспорте E-mail: [email protected] Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
В статье отмечается, что отсутствие положительной динамики показателей развития туристской отрасли Хабаровского края, снижение в последние годы числа прибытий туристов из-за рубежа обусловлены целым рядом как внутренних, так и внешних факторов. Рассматриваются вопросы развития внутреннего и въездного туризма в регионе в контексте его связи с транспортной составляющей.
Ключевые слова: туризм, въездной туристский поток, инфраструктура, туристский продукт, транспортная составляющая.
свидетельствуют о неблагополучных тенденциях в данной сфере. Это побуждает вновь обратиться к исследованию проблем туристской отрасли и рассмотрению некоторых аспектов обеспечения ее конкурентоспособности.
Наблюдаемый в 2005—2008 гг. рост общего туристского потока обеспечивался прежде всего за счет увеличения числа посещений края гражданами Российской Федерации из других регионов (рис. 1).
Положительные тенденции в изменении благосостояния населения Российской Федерации,
Несмотря на экономический кризис, туризм как составная часть мировой экономики продолжает активно развиваться и по-прежнему приносит существенные доходы в бюджеты многих стран. Однако данные статистики по Хабаровскому краю
800 700 600 500 400 300 200 100 0
Общий турпоток Граждане РФ
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. 1. Динамика посещений туристами Хабаровского края в 2005—2009 гг., тыс. чел.
2005
2006
позволившие путешествовать значительному количеству граждан, а также некоторый рост деловой активности в регионе обусловили динамику статистических показателей туристской отрасли в крае. Однако в 2008—2009 гг. наблюдался спад общего туристского потока на 16%, число же прибытий российских граждан сократилось на 20 %, что является прежде всего следствием экономического кризиса.
Данные Росстата свидетельствуют также о снижении интереса иностранных туристов к Хабаровскому краю как к туристскому региону на протяжении всего исследуемого периода. Если в 2005 г. регион посетили 29,4тыс. иностранцев, то в 2009 г. их число сократилось до 9,7 тыс. чел. (рис. 2). Значительно уменьшилась доля туристов из КНР (на 79 %), что обусловлено не только экономическим влиянием мирового кризиса, но и введением новых таможенных ограничений Правительством РФ (следует учитывать, что многие прибывающие на территорию края граждане Китая имеют коммерческие цели). За исследуемый период сократилось количество туристов из Японии — на 63 % (на 5,5тыс. чел.), из Республики Корея — на 29% (на 0,7тыс. чел.). Число туристов из США оставалось неизменным на протяжении анализируемого периода и составляло около 500 чел. ежегодно.
Исследование структуры въездного потока иностранных туристов в край позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на существенное сокращение числа прибытий в 2009г., туристы из КНР по-прежнему составляют его значительную часть — 39%, на граждан Японии приходится 33%, доля туристов из Южной Корей — 18 % (рис. 3).
Аномальная деформация структуры показателей туристической отрасли края в части превышения объемов выездного туризма над внутренним и въездным обесценивает общепризнанные позитивные факторы влияния отрасли на развитие экономики региона. Денежные средства, предназначенные для оплаты гостиничных услуг, сервиса, покупок и прочих мероприятий, связанных с отдыхом, вывозятся туристами за рубеж. Остаются не-
КНР Япония - Корея США Другие
2007
2008
2009
Рис. 2. Динамика туристского въездного потока иностранных граждан в Хабаровский край в 2005—2009 гг., тыс. чел.
востребованными гостиничные услуги в регионе, не создаются новые рабочие места, отсутствуют тенденции диверсификации услуг, характерные для стран, активно развивающих туристическую отрасль. Наконец, бюджет не получает значительной части налоговых поступлений, связанных с туризмом.
Выявленные тенденции регионального туристского потока актуализируют вопросы исследования детерминант этого процесса. По отношению к объектам туристской отрасли данные факторы можно дифференцировать на внешние, т. е. независимые отдеятельности этих объектов, и внутренние — от подобной деятельности зависящие.
Внешние факторы в свою очередь могут:
— носить статический характер, т. е. оставаться практически неизменными на протяжении значительного промежутка времени (природно-климатические, географические, культурно-исторические);
— иметь тенденцию к изменениям, обусловленным воздействиями управляющих субъектов, в том числе государственных структур (политические, социально-демографические, финансово-экономические).
Главный элемент туристского потенциала Дальневосточного региона — природные рекреационные ресурсы. Хабаровский край обладает благоприятными условиями в плане развития природного туризма. Он имеет наилучшее сочетание хороших природных рекреационных ресурсов
-33
□ КНР
□ Япония
□ Корея
□ США
□ Другие
39
5
Рис. 3. Структура въездного потока иностранных граждан в 2009 г., %
с относительной транспортной доступностью. Край характеризуется значительными территориями нетронутых земель, высокой гористостью (в том числе наличием гор альпийского типа), прекрасными ресурсами речного рыболовного и охотничьего туризма. Территория привлекательна за счет высокого уровня сохранности естественных ландшафтов, эстетичности и обилия познавательных объектов.
Перспективными видами туризма в регионе можно считать:
— спортивные маршрутные походы разной степени сложности,
— скалолазание,
— рыболовный туризм;
— образовательно-научный туризм.
Кроме того, богатый и разнообразный животный мир территории края может способствовать организации охотничьего туризма, включая фотоохоту.
В настоящее время прокладка туристических маршрутов выполняется в основном самодеятельными туристами. Спортивные туристы, как правило, осуществляют большинство маршрутов в зимне-весенний период, в связи с сезонной транспортной доступностью территории и быстротой передвижения по замерзшим рекам, заснеженным склонам и водоразделам. Летний маршрутный туризм пока развит недостаточно, хотя он и имеет хорошие перспективы благодаря климатической
комфортности территории, обилию дикоросов, прекрасной рыбалке.
Развитие и освоение новых туристско-рекре-ационных ресурсов региона призвано обеспечить рациональное использование его природного и культурного потенциалов, способствовать вовлечению местного населения в процесс формирования туристских услуг, развитию народных промыслов и ремесел. Решение социальной задачи по созданию дополнительных рабочих мест для местного населения позволит, на взгляд авторов, ослабить негативные тенденции оттока работоспособных граждан, особенно молодежи, из региона.
В то же время при разработке стратегий развития туризма в регионе необходимо учитывать и ряд негативных последствий, важнейшими из которых следует считать возможность разрушения исторических памятников, а также экологическое воздействие, связанное с уничтожением местной дикой фауны, загрязнением водоемов и воздуха (см. таблицу).
Обладая уникальными природными ресурсами, российский Дальний Восток по-прежнему остается слабо развитой в туристическом направлении провинцией. Причины, на взгляд авторов, следует искать в недостаточном внимании к этой отрасли как со стороны государства, так и региональной власти. Развитие туризма требует комплексного подхода к развитию собственной инфраструктуры и связанных с туризмом отраслей.
Последствия развития туризма
Вид воздействия Позитивные последствия Негативные последствия
Экологическое Охрана и реставрация исторических памятников. Создание национальных парков и заповедников. Защита берегов и рифов. Сохранение лесов Разрушение исторических памятников. Увеличение шума. Уничтожение местной дикой фауны. Загрязнение водоемов, воздуха
Экономическое Увеличение денежного потока, в том числе приток иностранной валюты, ростдоходов населения. Рост валового национального продукта (ВНП). Пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений. Создание новых рабочих мест, т. е. увеличение занятости населения. Привлечение капитала, в том числе иностранного. Эффект мультипликатора. Развитие инфраструктуры Рост цен на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость. Оттокденег за границу при туристском импорте. Возможность ущемления развития других отраслей. Сезонный характер туризма. Возрастание роли неквалифицированного труда. Коммерциализация культуры
Социальное Повышение качества жизни местных жителей. Возрождение местной самобытной культуры Рост числа отклонений от принятых в обществе норм поведения (хулиганство, алкоголизм, проституция). Потеря самобытности того или иного региона. Конфликты между местным населением и туристами. Разрушение традиционного уклада жизни местного населения
В Хабаровском крае в настоящее время действует 250 туристских организаций, из них — 111 туроператоров, а также 129 гостиниц различного уровня сервиса.
Роль субъектов, оказывающих услуги потребителям, в рамках индустрии туризма неравнозначна. Строительство комфортабельных гостиниц, которое ставится во главу угла во всех стратегических планах развития отрасли, конечно, существенно для привлечения потенциальных туристов. Но это не единственная, а в ряде случаев и не главная составляющая конкурентоспособности туристского продукта. Когда речь идет об организации таких видов туризма, как спортивный, походный, спелеотуризм, горнолыжный, скалолазание и пр. (именно в этих видах регион может обеспечить достойную конкуренцию туроператорам сопредельных государств), по мнению авторов, наиболее существенным является развитие транспортного сообщения.
При планировании своего путешествия турист обычно учитывает следующие факторы:
— скорость доставки до цели поездки;
— комфорт путешествия;
— стоимость;
— возможность перевозки багажа и его вес;
— возможность остановки в пути следования;
— условия питания;
— условия для сна и отдыха;
— познавательные возможности маршрута;
— отсутствие или наличие неблагоприятных экологических факторов;
— безопасность.
Приоритетными среди перечисленных факторов можно считать безопасность путешествия, его стоимость, наличие различных льгот, а также комфортабельность.
С точки зрения участия в формировании туристического предложения транспорт региона можно дифференцировать по нескольким признакам:
— по его функции в обеспечении туристского потока;
— по юридической принадлежности транспортных средств;
— по уровню их специализации.
Прибытие в регион как внутренних, так и
иностранных туристов осуществляется практически всеми общедоступными видами транспорта. Учитывая удаленность территории от точек формирования потенциального туристского потока, максимальную долю туристских прибытий обеспечивает авиация. Туристы из КНР приезжают в
край в большинстве случаев водным транспортом, учитывая наличие такой водной артерии, как река Амур. Железнодорожный транспорт обеспечивает в основном внутренний туристский поток. Личным автомобильным транспортом, как правило, пользуются туристы из ближних субъектов Федерации — Приморского края и Амурской обл.
Высокие тарифы отечественных перевозчиков, несомненно, оказывают негативное влияние на выбор туристского продукта потенциальными потребителями. Практикуемая в последнее время авиакомпаниями политика скидок несколько оживила туристский поток, но, к сожалению, в основном лишь на направлении Москва—Хабаровск. Тарифы отечественных авиакомпаний на международных рейсах остаются неконкурентоспособными по сравнению с предложениями иностранных авиаперевозчиков.
Перевозки пассажиров внутри региона обеспечиваются железнодорожным транспортом, автобусами, авиаперевозчиками и в ограниченный сезон — водным транспортом. Высокая стоимость услуг, их неудовлетворительное качество, устаревшая материальная база, ограниченная регулярность перевозок не способствуют развитию туризма в крае. При формировании стратегий своего развития транспортные предприятия не ориентируются на привлечение потребителей, путешествующих с туристскими целями. Практически отсутствуют круизные суда, комфортабельные туристские автобусы, специализированные вагоны для туристов в железнодорожных составах.
Туроператоры, специализирующиеся на въездном и внутреннем туризме, могут обеспечивать транспортную составляющую реализуемого продукта как за счет заключения долгосрочных договоров с перевозчиками, так и приобретая собственные транспортные средства. Второй вариант более предпочтителен, так как экипажи транспортного средства кроме своих профессиональных качеств должны обладать навыками обслуживания туристов, в том числе и в нестандартных ситуациях. Важно учитывать, что при обслуживании иностранных гостей необходимо знание английского языка. Однако существенные инвестиции в приобретение собственных транспортных средств могут себе позволить только крупные игроки туристского рынка.
Организация самостоятельных путешествий как на личном, так и на арендованном автомобиле кроме приемлемого дорожного покрытия требует:
— наличия на трассах достаточного количества заправочных станций;
— организации охраняемых парковок и стоянок, сервисных автомобильных центров с услугой вызова специалистов на место.
Важное условие безопасности путешествия — устойчивая связь на всем протяжении маршрута, возможность использования привычных для иностранных автомобильных путешественников систем навигации. Существенными факторами для путешественников также являются:
— широкое предложение услуг аренды автомобилей по приемлемым ценам и на разумных условиях;
— наличие карт местности, путеводителей;
—доступность любой связанной с путешествием информации, в том числе и на английском языке.
К сожалению, в настоящее время большинство из этих условий цивилизованного путешествия в крае не реализовано.
Развитие спортивного туризма предполагает наличие в туристических центрах специализированных видов транспорта: яхт, лодок, байдарок, плотов и других плавсредств, мотоциклов, велосипедов, воздушных шаров, дельтапланов. К специализированному обслуживающему транспорту можно отнести горнолыжные подъемники, технические средства по подготовке лыжных трасс и горнолыжных склонов и пр. Специализированный транспорт требует существенных инвестиций. Однако без него невозможно обеспечить соответствующий уровень качества современной туристской услуги спортивного профиля.
Таким образом, для успешного функционирования туристской отрасли в крае, на взгляд авторов, в первую очередь необходимо признать
существенную роль ее транспортной составляющей, что актуализирует разработку комплексных стратегических программ развития транспортной инфраструктуры с участием субъектов бизнеса и правительства края. Реализация подобных программ должна обеспечивать:
— формирование благоприятного инвестиционного климата для создания современной материально-технической базы туризма и его транспортной составляющей;
— развитие и совершенствование инфраструктуры туристской отрасли;
— формирование тарифов перевозчиков, стимулирующих развитие спроса на внутренний туристский продукт;
— льготное налогообложение для участников туристического рынка, ориентированных на внутренний и въездной туризм;
— стимулирование развития малого бизнеса, обслуживающего туристический поток;
— подготовку и переподготовку персонала, способного предоставлять услуги туристам в соответствии с современными международными стандартами.
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Международный туризм: учебник. М.: Аспект Пресс. 2002.
2. Калашникова И. В., Каменева В. В. Гостиничный бизнес Хабаровского края в контексте вступления России в ВТО // Вестник ТОГУ. 2009. № 2.
3. Квартальное В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика. 2000.
4. URL:http://www.ecotravel.ru.
5. URL: http://oopt.info/about.html.