УДК 338.4
DOI: 10.12737/ 17463
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цыщук Евгений Алексеевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, evgenytsyshchuk@gmail.com
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Сегодня формируются новые условия и возможности для устойчивого развития туризма на территории муниципальных образований. Происходят структурные изменения, предусматривающие использование научно обоснованных подходов в управлении туристским комплексом территорий.
Приобретают особую важность и значимость научные исследования, связанные с обоснованием приоритетных направлений, перспектив и механизмов развития туризма, разработкой перспективных схем туристско-рекреационного освоения территорий, сводных инвестиционных планов развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры, муниципальных программ развития туризма.
Одним из главных направлений такой работы является разработка новых методических подходов и инструментов, формирующих методическую базу исследований, их практическое использование и адаптация к современным условиям социально-экономического развития муниципальных образований.
Ключевые слова: туризм, туристский комплекс муниципального образования, туристско-рекреационное проектирование, кадастр туристских ресурсов, туристский паспорт, туристские ресурсы, туристская инфраструктура
Макроэкономический кризис вызвал серьезные изменения в структуре потребительского спроса на туристские услуги. Для регионов и муниципальных образований формируются новые возможности, при этом обостряются нерешенные проблемы и возникают новые вызовы.
К новым возможностям можно отнести рост популярности малых городов и сельских территорий как туристских дестинаций. Стремительно набирает популярность такой вид путешествия, как автотуризм.
К числу проблем и вызовов, на которые приходится реагировать, можно отнести:
1) отсутствие стратегических решений в сфере туризма на региональном и муниципальном уровнях, способных оказать существенное влияние на качество программно-целевого планирования [7], а также на качество услуг и институциональной среды, лежащих в основе инвестиционной привлекательности территории;
2) разбалансировка стратегических решений на региональном, муниципальном и локальном уровнях;
3) системные ошибки, лежащие в основе инфраструктурных и инвестиционных решений.
В этой связи разработка стратегических проектных решений в сфере туризма для муниципальных образований является задачей актуальной, требующей специальных методик и научно обоснованных подходов.
Практика показывает, что основой для долгосрочного и устойчивого развития туризма на любой территории является именно туристский продукт [12], а уже затем связанные с ним инфраструктурные и инвестиционные решения.
Поэтому так важно, прежде всего, провести маркетинговую оценку всех туристских ресурсов территории, определить ее туристскую специализацию, разработать оригинальные идеи и уникальные туристские продукты, а затем на их основе - схему развития экскурсионно-маршрутной сети и размещения перспективных инвестиционных площадок.
Важность этой работы нельзя недооценивать, т.к. в дальнейшем это позволит избежать серьезных ошибок при разработке схемы туристско-рекреационного освоения территории, являющейся составной частью генерального плана, реализации программ развития дорожно-транспортной сети, стимулирования инвестиций, туризма, малого бизнеса.
В последнее время данный подход находит все большую поддержку и понимание в среде глав регионов и муниципальных образований. Ряд муниципальных образований активно включился в процесс изучения туристских ресурсов, разработки туристских продуктов и программ туристско-рекреационного освоения территорий.
Показателен опыт взаимодействия ФГБОУ ВО «РГУТИС» и Администрации Клинского муниципального района Московской области, итогом которого стала разработка стратегических, инфраструктурных и инвестиционных решений по развитию туристского комплекса территории [2].
Центральным событием данной работы стали полевые исследования, практический результат которых был выражен в следующем:
-разработаны оригинальные идеи и уникальные по содержанию туристские продукты, позволяющие увеличить туристский поток в кратчайшие сроки с наименьшими затратами;
-разработаны рекомендации по вовлечению в туристский оборот объектов показа, обладающих не в полной мере реализованным потенциалом;
-проведено зонирование и разработана схема туристско-рекреационного освоения территории района;
-осуществлен выбор перспективных инвестиционных площадок и разработана концепция по их коммерческому использованию;
-разработаны практические рекомендации по развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры [11].
Полевые исследования проводились 2 месяца и включали в себя: пообъектную экономическую и маркетинговую оценку всех ресурсов и инфраструктуры [8] по трем группам показателей (пригодность, доступность, значимость), разработку кадастра и туристского паспорта, оценку инфраструктурных возможностей территории, включая состояние и перспективы развития дорожно-транспортной сети, маркетинговое исследование рынка, включая анкетирование реальных и перспективных потребителей туристских услуг.
Успех проекта был обусловлен тремя ключевыми факторами:
1) согласованность целевых установок заказчика и исполнителя, наличие четко поставленных целей и задач по их достижению;
2) практическая направленность работ, имеющих прикладной, проектный характер;
3) определенная последовательность шагов (алгоритм действий), каждый из которых приводил к конкретным выводам, позволял сформировать общую картину и разработать практические рекомендации по итогам всего комплекса работ.
Практическую ценность имеет апробированный в «полевых условиях» пошаговый алгоритм разработки и обоснования инвестиционных решений в области туризма на муниципальном уровне, позволяющий исключить ошибки стратегического планирования и повысить эффективность данной работы (рис.).
Первый этап - оценка ресурсов. Данный этап предусматривает: -выявление и классификацию туристских ресурсов и инфраструктуры на основе полевых исследований [6];
-описание и характеристику исследуемых ресурсов и инфраструктуры, разработку кадастра и туристского паспорта территории;
-исследование и характеристику существующих туристских маршрутов [4]; -пообъектную и интегральную организационно-экономическую и маркетинговую оценку туристских ресурсов и туристской инфраструктуры по функциональному (по видам) и административно-территориальному признакам;
ранжирование территорий по уровню развития туристского потенциала.
Оценка ресурсов
Стратегические решения
Проектные решения
Инфраструктурные решения
Инвестиционные решения
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТ
1. Кадастр туристских ресурсов и инфраструктуры муниципального образования.
2. Туристский паспорт муниципального образования.
3. Концепция развития туризма муниципального образования.
4. Схема перспективного туристско-рекреационного освоения территории муниципального образования.
5. Сводный инвестиционный план развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
6. Программа развития туризма муниципального образования.
7. Презентационные материалы, адресованные потенциальным инвесторам.
Рисунок - Алгоритм разработки и обоснования инвестиционных решений в области туризма на муниципальном уровне
Описание и характеристика туристских ресурсов и инфраструктуры являются основой для разработки туристского паспорта территории, рекламно-информационных и презентационных материалов, адресованных не только потребителям туристских услуг, но и потенциальным инвесторам.
Каждый вид туристских ресурсов и инфраструктуры оценивается по своему набору показателей и характеристик, измеряемых в баллах.
Завершающим этапом оценки является расчет интегрального (сводного) показателя туристской привлекательности ресурсов и инфраструктуры исследуемой территории [5]. Затем административно-территориальные единицы муниципального образования ранжируются по уровню развития туристского потенциала.
Результаты первого этапа оформляются в виде следующих документов, утверждаемых органами власти муниципального образования:
1) Кадастр туристских ресурсов и инфраструктуры муниципального образования;
2) Туристский паспорт муниципального образования.
Создание унифицированных туристских паспортов регионов России предусмотрено планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года4.
Второй этап - разработка стратегических решений, которые в дальнейшем станут основой для формирования программ развития туризма на муниципальном и региональном уровнях и позволят выстроить систему межведомственной координации и межотраслевого взаимодействия.
В составе стратегических решений выделяются:
-обоснование приоритетных и перспективных видов туризма и направлений для разработки туристских продуктов [3];
-стратегия формирования туристских продуктов и разработка креативных идей и тематических направлений [1];
-стратегия продвижения туристского продукта;
-стратегия управления туристским комплексом муниципального образования, механизмы кооперации участников рынка.
По итогам второго этапа органы власти муниципального образования утверждают концепцию развития туризма муниципального образования [10], являющуюся документом стратегического планирования в соответствии с положениями федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации 5.
Третий этап посвящен конкретным проектным решениям в области туризма. Важной составной частью данной работы является разработка схемы туристско-рекреационного освоения территории, включающая следующие мероприятия.
1. Проведение туристского зонирования территории:
-определение границ туристских территорий, центров, функциональных зон и пространств;
-ранжирование выделенных территорий, выделение наиболее перспективных по уровню туристского потенциала и наибольшей отдачи от финансовых, административных, кадровых и производственных ресурсов, которые могут быть направлены на развитие туризма.
4 Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2014 г. № 2246-р. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2014, № 47, ст.6577.
5 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, № 26 (часть I), ст.3378.
2. Маркетинговая оценка перспективности мест для размещения вновь создаваемых объектов коммерческой недвижимости:
а) размещения вновь создаваемых объектов коммерческой недвижимости: -коллективные средства размещения (гостиницы, мотели, гостевые дома,
загородные комплексы);
-объекты развлечения (включая объекты для активного отдыха); -предприятия общественного питания; -предприятия торговли и сервиса; -объекты автомобильного и водного туризма; -туристско-информационные центры и др.
б) реконструкции, перепрофилирования или приспособления существующих объектов.
3. Формирование реестра перспективных инвестиционных площадок и проектов включает:
-концептуальную идею по коммерческому использованию земельного участка; -локализацию и технические параметры проекта;
-оценку финансово-экономической эффективности проекта (прогнозное технико-экономическое обоснование).
4. Разработка схемы размещения перспективных инвестиционных проектов и площадок в сфере туризма в границах исследуемой территории.
5. Разработка схемы перспективных туристских маршрутов с учетом расположения:
-объектов историко-культурного наследия;
-памятников природы и уникальных компонентов природной среды; -предприятий и объектов туристского показа;
-транспортной инфраструктуры, локализации возможных площадок высадки/посадки туристских групп.
Итогом третьего этапа является утверждение органами власти схемы перспективного туристско-рекреационного освоения территории муниципального образования, которая формирует основу для инфраструктурного и инвестиционного планирования в сфере туризма и является важным элементом в системе территориального планирования.
Полученные в ходе первых трех этапов результаты являются основанием для разработки инфраструктурных и инвестиционных решений (4 этап).
1. Разработка рекомендаций по инфраструктурному обеспечению туристской деятельности на территории муниципального образования:
-транспортная инфраструктура (схемы движения транспорта, расположения парковочных площадок, взаимосвязь объектов туристской и транспортной инфраструктуры);
-системы инженерного обеспечения (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, линии связи);
-общественные пространства.
2. Расчет максимальной нагрузки на объекты туристской и обеспечивающей инфраструктуры. Оценка инвестиционных затрат.
3. Определение структуры и источников финансирования объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры. Разработка рекомендаций по механизмам привлечения инвестиций с использованием мер государственной поддержки.
4. Оценка коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности сводного инвестиционного проекта.
5. Разработка презентационных материалов, адресованных потенциальным инвесторам или кредиторам.
По итогам завершающего 4 этапа, органы власти утверждают сводный инвестиционный план развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры муниципального образования и разрабатывают муниципальную программу развития туризма. Данные документы являются обязательными при подаче конкурсной заявки для включения сводного инвестиционного проекта в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)6.
Методика проведения исследований, разработанная творческим коллективом ФГБОУ ВО «РГУТИС» и успешно внедренная на практике, позволяет:
-проводить комплексный анализ существующего положения в туристском комплексе муниципального образования, давать всестороннюю характеристику проблем, требующих решения на областном, районном и местном уровнях [9];
6 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Собрание законодательства РФ, 22.08.2011, № 34, ст.4966.
-разрабатывать научно обоснованные стратегические решения по развитию туристского комплекса территории;
-проводить отбор наиболее перспективных проектов развития туристско-рекреационного комплекса муниципального образования;
-формировать предложения по программным мероприятиям (проектам) по созданию (модернизации) объектов туристских ресурсов и развитию обеспечивающей туристской инфраструктуры.
Сильной стороной методики является ее практическая направленность.
Все проектные решения детально прорабатываются, адаптируются к местным условиям и позволяют в кратчайшие сроки приступить к реализации дорожных карт и первоочередных мероприятий по развитию предпринимательства, привлечению инвестиций в сфере туризма, повышению туристской привлекательности муниципального образования.
Проектные решения, лежащие в основе схемы туристско-рекреационного освоения территории, содержат маркетинговое обоснование целесообразности размещения тех или иных объектов, создают прочную основу для коммерциализации туристских возможностей территории и привлечения инвесторов.
Маркетинговые решения, лежащие в основе стратегии развития туристского комплекса территории, позволяют с минимальными временными издержками реализовать комплекс мероприятий по продвижению муниципального образования как туристской дестинации на внутреннем рынке и увеличивать туристско-экскурсионный поток.
Результаты работы содержат экономическое обоснование предлагаемых проектных решений и связанных с ними изменений в социально-экономическом развитии муниципального образования.
Литература
1. Вапнярская О.И., Артемьева О.А. Выделение категории концептуальных туристских ресурсов в развитии ресурсного обеспечения туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 4. [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2009_4 (дата обращения: 09.02.2016).
2. Виноградова М.В., Ульянченко Л.А Региональные туристские комплексы и кластеры: общие черты и основные отличия // Сервис в России и за рубежом. - 2014. -Т.8, № 8. [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-
journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 09.02.2016).
3. Кривошеева Т.М. Организационно-качественные параметры регионального рынка туризма (напримере Ярославской области) // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т.8, № 8. [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 09.02.2016).
4. Кривошеева Т. М. Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 7. [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_7 (дата обращения: 01.02.2016).
5. Минаев, В. А. Моделирование процессов развития устойчивого туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2014.- Т. 8, № 9 (56). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal. rguts. ru/index. php?do=cat&category=2014_9 (дата обращения: 09.02.2016).
6. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, № 2. - С. 38-48.
7. Минаев В.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А. Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных условиях // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 23(398). - С. 2-12.
8. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Оценка туристских ресурсов и качества инфраструктуры туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2015. - Т. 9, 3. - С. 4-13.
9. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Методические аспекты оценки риска и стратегических выгод развития туризма в муниципальных образованиях //Сервис plus. - 2015. - Т. 9. № 3. - С. 43-49.
10. Платонова Н.А., Виноградова М.В. Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска (на примере Ярославской области) // Сервис plus. - 2014. - Т. 8, №4. - С. 96-103.
11. Ульянченко Л.А. Развитие туристской инфраструктуры территорий. - М.: Onebook.ru, 2010. - 164 с.
12. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. - 2012. - № 1. - С. 38-44.
13. Федулин А.А., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Разработка рейтинга регионов
Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 41. - С. 2-13.
TOURISM AND RECREATIONAL PLANNING IN MUNICIPAL ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgeniy Tsyschuk, PhD in Pedagogic sciences, leading researcher, evgenytsyshchuk@gmail.com
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
Today, the new conditions and opportunities for sustainable tourism development on the territory of municipalities are formed. Structural changes, involving the use of scientifically grounded approaches in the management of a tourism complex of territories, are taking place.
Scientific researches, which are of key importance today, related to justification of priorities, prospects and mechanisms of tourism development, designing of tourism and recreational land use prospective plans and consolidated investment plans of the development of tourism and supporting infrastructure, creation of municipal tourism development programs.
One of the main directions of such work is development of new methodological approaches and instruments that form the methodological basis of studies, their practical use and adaptation to modern conditions of social and economic development of municipal entities.
Keywords: tourism, tourism complex of municipal entity, tourism and recreational planning, national inventory of tourism resources, tourism passport, tourism resources, tourism infrastructure
References
1. Vapnyarskaya O.I., Artemyeva O.A. Vydelenie kategorii konceptual'nyh turistskih resursov v razvitii resursnogo obespechenija turizma [Category of Conceptual Tourist Assets: the Resource Support for Tourism] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2009. № 4. Pp. 23-34.
2. Vinogradova M.V., Ulianchenko L.A. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: obshhie cherty i osnovnye otlichija [Regional tourist complexes and clusters: similarities and main differences] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8, № 8. Pp. 127-140.
3. Krivosheeva T.M. Organizacionno-kachestvennye parametry regional'nogo rynka turizma (na primere Jaroslavskoj oblasti) [Organizational and quality parameters of the regional tourism market (on the example of Yaroslavl region)] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol.8, № 8. Pp. 98-107.
4. Krivosheeva T.M. Rossijskij turprodukt: potrebitel'skie ozhidanija inostrannyh turistov [Russian tourist product: consumer expectations of international tourists] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8, № 7. Pp. 19-32.
CTp. 58 H3 231
5. Minaev V.A. Modelirovanie processov razvitija ustojchivogo turizma [Modeling of processes of sustainable tourism development] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8, № 9 (56). Pp. 140-149.
6. Minaev V.A., Platonova N.A., Pogrebova E.S. Metodika analiza kachestva regional'noj infrastruktury industrii turizma i turistskogo servisa [Analysing the quality of tourist and tourist service regionalinfrastructure: methodology] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. Vol. 8, № 2. Pp. 38-48.
7. Minaev V.A., Platonova N.A., Tsyshchuk E.A. Regional'nyj turizm: prognozirovanie i planirovanie razvitija v sovremennyh uslovijah [Regional tourism: forecasting and planning the development in the current macroeconomic conditions] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2015. № 23(398). Pp. 2-12.
8. Minaev V.A., Ul'yanchenko L.A., Tsyshchuk E.A. Ocenka turistskih resursov i kachestva infrastruktury turizma v municipal'nyh obrazovanijah [Evaluation of tourist resources and tourism infrastructure quality In municipalitie] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9, no. 3. Pp. 4-13.
9. Minaev V.A., Ul'yanchenko L.A., Tsyshchuk E.A. Metodicheskie aspekty ocenki riska i strategicheskih vygod razvitija turizma v municipal'nyh obrazovanijah [Methodological aspects of risk and strategic benefits of tourism development assessment in municipalities] // Service plus. 2015. Vol. 9. № 3. Pp. 43-49.
10. Platonova N.A., Vinogradova M.V. Strategicheskoe upravlenie turizmom v regione: faktory riska (na primere Jaroslavskoj oblasti) [Strategic management of tourism in the region: risk factors (on the example of the Yaroslavl region)] // Service plus. 2014. Vol. 8, №4. Pp. 96-103.
11. Ul'yanchenko L.A. Razvitie turistskoj infrastruktury territorij [Development of tourism infrastructure of a territory]. Moscow: Onebook.ru, 2010. 164 p.
12. Fedulin A.A., Gavrilov A.Y., Novikova N.G. Sovremennye podhody k opredeleniju resursnogo potenciala turizma [Modern approaches to determine the resource potential of tourism] // Service plus. 2012. № 1. Pp. 38-44.
13. Fedulin A.A., Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Razrabotka rejtinga regionov Rossijskoj Federacii po urovnju razvitija turizma [Ranking of Russian regions in terms of tourism development] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2012. Iss. 41. PP. 2-13.