- Фокин С. П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков.
- Чепракова Т. Н. Экскурсионная работа как средство формирования эстетического отношения к действительности у учащихся ПТУ.
- Завьялова Т. П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОУ.
- Буданцева Л. С. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников в процессе краеведо-туристской деятельности.
- Буковская Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности.
- Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассника.
- Анохин А. Ю. Содержание и методические компоненты личностно-ориентированного образовательного пространства в вузе туристского профиля.
- Ахмедова М. М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.
- Бабий Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки.
Байкова Н. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже туристского профиля.
Тымко Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. (Педагог ДДЮТЭ «Родина»)
УДК37.022; 37.033; 929
В. В. Казанцев
Н.К. КРУПСКАЯ - А.А. ОСТАПЕЦ: ЭСТАФЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В статье раскрывается взаимосвязь педагогических идей Н. К. Крупской и А. А. Остапец-Свешникова на примере развития массового детского экскурсионного дела в послереволюционной России, преобразования его в туристско-краеведческую деятельность во второй половине XX века в стране Советов и в дополнительное туристско-краеведческое образование детей в Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв.
The article deals with the interrelationship of teaching ideas N. K. Krupskaya and A. A. Ostapets-Sveshnikov by the example of development of mass child tour business in post-revolutionary Russia, transforming it into a tourist landscape in the second half of the 20th century from Tips and extra tour-
ist-regional education of children in the Russian Federation at the turn of the XX-XXI centuries.
Ключевые слова: экскурсия, экскурсионный метод, трудовой метод, кружок, клуб, станция, станция юных туристов, туризм, краеведение, тури-стско-краеведческая деятельность, научная педагогическая концепция, дополнительное туристско-краеведческое образование.
Keywords: excursion, excursion method, work method, the circle Club, station, station of young tourists, tourism, sightseeing, tourist and local activities, scientific pedagogical concept, additional tourist-regional education.
Россия ещё в начале XX века была исключительно сельскохозяйственной страной. Это означает то, что российские люди жили на своей земле, были кровно к ней привязаны, обрабатывали её и с неё кормились. Любовь русских людей к своей земле, а через неё и к своей Родине, даже особо и не обдумывалась, она жила в них на уровне инстинкта.
Двадцатый век с его социалистической всеобщей урбанизацией сделал страну в значительной мере промышленной. Отток населения в города оказался катастрофически огромным и неуправляемым. Последствия мы видим и сегодня - незаселённые земли и десятки тысяч брошенных деревень, сёл, пустошей... массовое закрытие сельских школ... Огромное количество населения стало терять связь со своей землёй, с природой, а, значит, в какой-то степени и с Родиной. И не случайно, 20-30 годы XX века в Советской стране придавалось важное значение образованию, воспитанию новых граждан (детей и взрослых): проводилась массовая ликвидация безграмотности, открывались народные школы, библиотеки (избы-читальни), дома культуры, сельские клубы.
Рассмотрим проблемы и идеи внешкольного образования и гражданского (советского) воспитания, разработанные в многогранной общественно-государственной и педагогической деятельности Н. К. Крупской и получившие творческое развитие в педагогике детского туризма А. А. Остапца, практической ее реализации в новых российских условиях конца XX - начала XXI веков.
Надежда Константиновна Крупская как педагог-гуманист, личность, преданная Детству - одна из первых поняла неоценимое значение и роль экскурсии вообще и местной экскурсии, в частности в деле воспитания и образования юных граждан урбанизиро-
ванной страны: «Школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книжки, но также и книгу жизни. Одним из способов научить читать эту книгу являются правильно поставленные экскурсии...» [1]
Отметим, что экскурсионная деятельность и до Крупской была весьма популярна в деле воспитания и образования детей и молодёжи, но до Надежды Константиновны процесс внедрения экскурсии в образовательный процесс носил очаговый и, как правило, негосударственный и несистемный характер.
Справедливости ради стоит отметить, что экскурсионное дело в системе образования зарождалось ещё в дореволюционной России. Так, например, в 1907 году была образована Комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников по России при РОТе (Российском обществе туристов). Сразу же после Ок-
щ тябрьской социалистической революции в 1918 году при Наркомпроссе создаётся му-зейно-экскурсионный отдел, а год спустя в Москве формируется Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсионная деятельность обрела новые черты: она в кратчайшие сроки стала массовым явлением; она стала активно и предельно политизирована, её содержание стало исторически не вполне достоверно, ибо экскурсионная деятельность обслуживала интересы пролетариата как господствующего класса, тоталитарного режима и коммунистической партии как органа государственной власти в стране победившего социализма. Первой профильной туристско-краеведческой организацией в стране стала именно «экскурсионная станция» (Детская экскурсионно-туристская станция, 1918 г.).
В стране Советов с лёгкой руки Надежды Константиновны процесс внедрения экскурсии в воспитательно-образовательный процесс детей и молодёжи стал носить массовый и системный характер. Лозунги - любимый инструмент социалистической идео-
логии - «Все - на самолёт!», «Все - на планер!» были неотъемлемой частью социалистической пропаганды. В стране была создана такая ситуация, в которой невидимый лозунг «Все - на экскурсию!» как бы пропитывал новую жизнь советских граждан. Крупская отмечала: «Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений...» [2]. Н. К. Крупская наделила экскурсию как форму учебной и воспитательной работы с детьми и с взрослым населением советской России новым содержанием, значимостью и универсальностью воздействия на личность человека. Она подчёркивала: «.экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и просто в увеселительной прогулке» [3]. И наконец, Крупская отмечала, что экскурсии должны быть тесно связаны как с практикой самой жизни, так и с трудовым методом воспитания личности ребёнка, в первую очередь: «Одно дело смотреть, как делают кирпичи, другое дело принять участие в их изготовлении... Надо стремиться, чтобы экскурсии не были наблюдением «из окна вагона», издали, а превращались бы в активное и особенно трудовое изучение явлений. Трудовой метод есть наилучший метод изучения явлений. Правильно поставленные экскурсии могут раскрыть широко двери этому методу.» [4].
Практическим подтверждением идей и позиции Н. К. Крупской стал опыт Перми и Пермского края: открытие в Перми в 1925 году Экскурсионного бюро при областном краеведческом музее под непосредственным руководством окружного Отдела народного образования, его преобразование в окружную Экскурсионную станцию (первый директор (заведующий Владимир Евгеньевич Чижов, выпускник историко-географического отделения Санкт-Петербургского историко-филологического института, педагог и краевед.); организация с 1926 года при окружной Экскурсионной станции курсов экскурсоводов и руководителей экскурсионных групп. Станция ставила перед собой задачи не только культурного, но и политического развития школьников города и деревни, расширения краеведческих знаний и детей, и студентов, и взрослых, разрабатывала маршруты экскурсий по Уралу. «Развитие туристско-краеведческого направления в Пермском крае - это, прежде всего, становление и развитие детского учреждения - обла-
стной станции юных туристов (1977-1990), одной из старейших в России, которая ведёт свою историю (Стародубцева И. П.)
«Среди всех методов культурной работы экскурсионный метод является наиболее понятным а потому при хорошей организации и методически правильной постановке работы дающим наибольшие образовательные результаты» [5].
Этот метод культурной работы в опыте А. А. Остапца-Свешникова, В. М. Куликова, И. Ф. Попова, В. Я. Дихтярёва, В. В. Ярошенко и др. отечественных выдающихся специалистов в области образовательного детского туризма был дополнен системной воспитательно-образовательной деятельностью (см. текст ниже). Остановимся на словосочетании «экскурсионный метод является наиболее понятным».
1. Экскурсионный метод достаточно прост в практике организации экскурсионной деятельности.
2. Экскурсионный метод при яркой образности экскурсии как таковой - наиболее эмоционален и восприимчив.
3. Экскурсионный метод убедителен, ибо оставляет в памяти экскурсантов яркий след не только от услышанного, но и от увиденного, что в комплексном восприятии значительно повышает усвояемость историко-культурного материала.
В годы советской власти особую популярность приобрела так называемая «местная экскурсия» или, пользуясь современным сленгом, скажем так: «экскурсия шаговой доступности». Эта форма работы с населением страны (не только с детьми, но и с взрослыми) оказалась эффективной по образования, их патриотическому воспитанию, привитию любви к новой - социалистической Родине.
Местную экскурсию в состоянии был в силу своего образования подготовить и провести практически любой учитель, деятель сферы культуры, любитель-краевед - для этого не нужно было специально готовить профессиональные профильные кадры.
Для проведения местной экскурсии экскурсоводу не требовался определённый уровень здоровья - вообще и физической подготовки - в частности. Экскурсию на местный объект мог провести даже человек преклонных лет с тросточкой в руке.
Таким образом, местная экскурсия как массовое явление, стала одним из первых, основных и действенных форм туристско-краеведческой работы в формировании патриотически настроенного населения страны.
Отметим сразу, что наиболее эффективно этот метод -экскурсия заработал именно в практике походно-полевой деятельности с учащимися, т. е. не столько в экскурсионной, сколько в походной форме туристской деятельности с детьми
Именно в этом историческом факте корень последующих переименований профильных образовательных учреждений: ЭС (экскурсионная станция) передала эстафету ДЭТС (детской экскурси-онно-туристской станции), последняя вручила свою эстафету ЦДТЭС СССР (Центральной детской туристско-экскурсионной станции СССР), а эта в свою очередь передала эстафету ДДЮТиЭ (дому детско-юношеского туризма и экскурсий), ЦДЮТиК (центру детско-юношеского туризма и краеведения). В этой цепочке названий (переименований) мы видим, как термин «экскурсия» в названии профильного учреждения плавно перемещается со своего главенствующего места на вспомогательное или вообще исчезает из названий профильных образовательных учреждений. Туризм -широкая сфера деятельности, а экскурсия, в соответствии с нормативными документами - одна из многих форм, методов организации туристско-краеведческой деятельности.
Н. К. Крупская - социально-педагогический идеолог, практический организатор внешкольной работы с детьми, развивающий образовательно-воспитательные основы заложенные нашими отечественными учеными К. Д. Ушин-ским, П. П. Каптеревым.
Термины «кружок», «клуб», «станция» в послереволюционной России использовались очень широко. В работах Н. К. Крупской эти понятия рассматриваются подробно применительно к новым - социалистическим условиям жизни; «не только дети, но и весь трудовой народ новой России вовлекается в разнообразные кружки и клубы. Крупская писала в 1918 г.: «Собственно говоря, клубом называется объединение группы лиц для какой-нибудь определённой цели. Есть клубы велосипедистов, яхт-
ю
клубы и различные другие спортивные клубы, клубы певческие, театральные, клубы чтецов-декламаторов, клубы политические и т. д. Цель таких клубов - провести свой досуг в обществе духовно близких людей, провести так, как это соответствует вкусам, привычкам, потребностям данного общественного слоя» [6]. Надежда Константиновна она разъясняла: «Центр тяжести в клубе должен лежать именно в активной работе кружков» [7]. Таким образом, кружки были основой и базой клубов как массовых общественных организаций. Станция в отличие от клуба - по сути, профильное государственное образовательное учреждение.
Надежда Константиновна Крупская справедливо полагала, что всесторонне и гармонично развитый ребёнок («надо уметь давать всесторонне развиваться личности ребёнка, и тут внешкольная работа играет совершенно исключительную роль» [8].) должен в процессе своей учёбы посещать различные кружки и тем самым как бы путешествовать от станции к станции: сегодня он на станции биологической, завтра - на туристской, послезавтра - на станции юных техников, затем - на станции юных географов и т. д. Традиция такого путешествия не задалась, но форма и идея в наименовании некоторых профильных образовательных учреждений сохранились до сегодняшнего дня («станция юных техников», «станция юных туристов», «станция юных натуралистов»). Более того, эта идея Надежды Константиновны в послевоенное время реализовалась, постепенно и естественно, собственно в туристско-краеведческой деятельности, которая в отличие от других видов детского творчества оказалась наиболее универсальной, всеобъемлющей, демократичной (т. е. доступной практически любому ребёнку) и наиболее эффективной на воспитательно-образовательном и оздоровительном поле педагогической деятельности.
Именно в туризме эти многочисленные разнопрофильные образовательные (обучающие) «кружки», «клубы», «станции» как бы собраны воедино в одном образовательном процессе. Одним из первых это удивительное свойство туризма, (собственно путешествий - прежде всего), подметил А. А. Остапец-Свешников, а подметив, разработал целую научную концепцию «Школа жизни - окружающий мир». В этой концепции одним из краеугольных узлов была идея об обязательной сменяемости у детей - участников походов - различных походно-прикладных и краеведческих «должностей», каждая их которых, по сути, представляет из себя тот или
иной «кружок», ту или иную профильную «станцию» Надежды Константиновны Крупской. Например, должность метеоролога -по сути «станция», освоив которую ребёнок получает не только теоретические урочные знания, но и практические умения и навыки в умении предвидеть и прогнозировать погоду, опираясь на знания климата и свои собственные полевые исследования в этой области. Подобных «должностей» или «станций» А. А. Остапец в детском туризме выявил и обосновал более 50-ти. По сути «должности» А. А. Остапец-Свешникова - это и есть настоящие «станции» Надежды Константиновны Крупской, изящно и гармонично реализованные в туристско-краеведческой деятельности школьников, возможности которой в послереволюционной советской России ещё не были видны так контрастно, как это стало очевидно во второй половине 20-го века, и роль А. А. Остапца в этом процессе исключительно велика. Именно он обосновал этот процесс с научной точки зрения. В 1987 г. лабораторией детско-юношеского туризма НИИ ОПВ АПН СССР разработана концепция детского туризма «Школа жизни - окружающий мир», являющаяся в настоящее время основополагающей программой его развития. Основные положения концепции:
- всестороннее развитие личности, здоровый образ жизни;
- единство туризма и краеведения;
- освоение окружающего мира «по (гносеологической) спирали» и от созерцания и ознакомления к изучению и исследованию;
- циклическое построение ТКД;
- самоуправление туристско-краеведческой группы с применением туристских и краеведческих должностей;
- выполнение нравственно-этической основы ТКД (и др.).» [9]
Цель такой разносторонней туристско-краеведческой деятельности Александр Александрович видел во всестороннем развитии личности каждого ребёнка и выявления его природных задатков, возможностей, талантов, с тем, чтобы их культивировать, развивать, совершенствовать («С самого начала своей деятельности клуб поставил основной целью - всестороннее развитие учащихся средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы» [10]), что собственно и является прямым продолжением и развитием идеи Крупской.
Александр Александрович Остапец был одним из тех, кто обосновал неразрывность туристской и краеведческой деятельно-
сти. Он соединил в одно целое экскурсию, как массовую форму освоения окружающего мира с активным прохождением маршрута в социальной и природной среде. Результат - непревзойденная комплексная образовательная, воспитательная и оздоровительная эффективность этого вида деятельности. Во второй половине 20-го века термин «туристско-краеведческий» пришёл на смену более привычному термину «экскурсионный» как обобщающая характеристика активного способа изучения окружающего мира посредством прохождения туристского (а не экскурсионного - в современном понимании) маршрута. Экскурсионная деятельность и экскурсионные маршруты - стали частью туристско-краеведческой деятельности, а экскурсия как таковая - одной из форм туристско-краеведческого мероприятия.
Вместе с новой идеологией этого профильного вида деятельности пришли и новые возможности: спортивная классификация в туризме; многоуровневая туристская и краеведческая инструментовка группы учащихся на маршруте, цикловая модель построения деятельности, которая приводит не к разовым мероприятиям (как у Надежды Константиновны), а к системной работе - постоянной и круглогодичной, освоение окружающего мира по гносеологической спирали.Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической туристско-краеведческой деятельности учащихся, которую систематизировал и научно обосновал доктор педагогических наук, профессор А. А. Остапец-Свешников.
Невозможно не упомянуть стрежневую идею программного обеспечения профильной внешкольной работы, а в дальнейшем -дополнительного образования детей. Н. К. Крупская обращала своё внимание в докладе на пленуме III сессии ГУСа: «Затем другой вопрос - вопрос о программах. Ведь как ставится этот вопрос? Он ставится в значительной степени кустарным образом: есть такой-то педагог, такой-то профессор, они - специалисты писать программы, и они их пишут. Один - хуже, другой - лучше. Но нужно, чтобы программы подвергались общественному просмотру, чтобы это перестало быть кустарщиной, чтобы программы были результатом очень глубокого обсуждения вопросов, что нужно выбирать из общей суммы знаний и как выбранное скомбинировать» [11]. Именно под руководством А. А. Остапца в ЭЦДЮТЭ «Родина» (с 2002 -
ДДЮТЭ «Родина») на рубеже 20-21 вв. его методистами и экспертами совместно с педагогами были разработаны десятки профильных многолетних нового поколения программ дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Блоки этих образовательных программ обеспечили системную работу тысяч педагогов дополнительного образования во всех направлениях и аспектах детского туризма, краеведения, музейного, экскурсионного дела и учебно-исследовательской работы учащихся.
Системная туристско-краеведческая работа вывела на идею органической связи со школьными дисциплинами, а также на идею включения в орбиту краеведо-туристской деятельности младших школьников и дошкольников, с одной стороны, и работу с выпускниками туристско-краеведческих объединений - воспитанниками-волонтёрами, которая возможна лишь в клубной среде, в которой устанавливаются тесные неформальные отношения между участниками туристских походов, с другой стороны. Истоки этих идей также в трудах и в практике Н. К. Крупской. Н. К. Крупская в 1922 г. писала: «У многих из современных педагогов есть известное стремление замкнуться от сложности современной жизни, уйти от её тёмных сторон в четырёх стенах школы. И громадное большинство наших современных школ является, к сожалению, обычным типом изолированной школы. Взаимодействия между школой и окружающей средой нет.» [12].
Массовый детско-юношеский туризм второй половины 20-го - начала 21 века показал и доказал, что такое взаимодействие между школой и окружающей средой есть! Огромная новаторская роль в этом принадлежит А. А. Остапец-Свешникову, разработавшему и внедрившему в практику систему взаимодействия его авторского учреждения дополнительного образования ЭЦДЮТЭ «Родина» - ДДЮТЭ «Родина» с образовательными организациями Восточного округа Москвы (1993-2015 гг.).
Исследование и описание эволюции педагогических идей Н. К. Крупской, востребованных сегодня - предмет отдельных статей.
Особо отметим, что на рубеже веков XX и XXI все эти идеи привели к разграничению таких понятий, как «туристско-краеведческая деятельность» и «дополнительное туристско-краеведческое образование». Именно дополнительное туристско-краеведческое образование завершило и сосредоточило в себе ком-
плекс замечательных педагогических идей, заложенных дореволюционными классиками педагогической науки, смело взращенных Н. К. Крупской в первые революционные годы и подхваченные, разработанные и преобразованные в рамках педагогической системы в самую передовую, педагогически эффективную научную концепцию «Школа жизни - окружающий мир», цель которой -всестороннее развитие личности ребёнка средствами походно-полевой деятельности ребёнка в коллективе (или как модно ныне говорить - «в команде») на основах самоуправления и самообслуживания в условиях полного погружения в реальную социальную, яркую социокультурную и естественную природную среду.
Научный и практический опыт корифеев педагогической науки советского периода безусловно навсегда останутся фундаментом для дальнейшего поиска и развития отечественной педагогической науки в области обучения, воспитания и развития личности ребёнка. А доказательством служит педагогическое наследие А. А. Остапца, творческое обогащение массовой образовательной, воспитательной экскурсионной, походно-полевой, краеведческой, музейной и учебно-исследовательской работы с детьми в системе основного и дополнительного образования, деятельности детско-молодежных общественных организаций, объединений (например, в деятельности новой детско-юношеской российской общественной организации « Российское движение школьников»).
Примечания
1. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 3-й, с. 22.
2. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 3-й, с. 22.
3. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 5-й, с. 39.
4. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 3-й, с. 26.
5. Стародубцева И. П. Туристско-краеведческая деятельность в Пермском крае - история в лицах и с продолжением. Научно-мет. журнал «Родина», № 1-2 (102-103) 2012, с. 266.
6. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 8-й, с. 4.
7. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 8-й, с. 6.
8. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 5-й, с. 241.
9. Остапец А. А. Педагогика и психология ТКД учащихся, с. 57.
10. Остапец А. А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России (20 лет клуба и центра «Родина»), с. 5.
11. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 2-й, с. 228.
12. Крупская Н. К. ПС в 10 тт. Т. 3-й, с. 12.
Литература
Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10-ти томах. Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Академия пед. наук РСФСР, М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.
Остапец А. А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России (20 лет клуба и центра «Родина»), изд. 3-е, переработ. и дополнен. (по тексту 1992 г.) М.: Изд-во ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Методические рекомендации. М.: Изд-во Российской международной академии туризма, 2001.
УДК908;929
Л. Б. Рамонова
ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА
В статье представлен еще одна грань всесторонней Личности А.А. Ос-тапца - его литературно-педагогическое творчество в многообразии жанров, в котором в ярких художественных образах, зарисовках отражен богатый личный опыт образовательной социально значимой туристско-краеведческой деятельности с детьми и взрослыми педагога-профессионала, владеющего секретами художественного искусства.
The article presents another face full of personality A. A. Ostapetsa-literary-pedagogical creativity in a variety of genres, in which bright artistic images, sketches reflects the wealth of personal experience educational social important tourist and ethnographic activities with children and adult educator professional who owns secrets art.
Ключевые слова: детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, туристский поход, экспедиция, экскурсия, художественно -педагогическое творчество, жанры литературных произведений А. А. Остапца.
Keywords: children's tourism, tourist and local activities, tourist campaign, expedition, excursion, artistic-pedagogical creativity, literary genres, A. A. Ostapetsa.
Все, кто был знаком Александром Александровичем, бывал с ним в походах и экспедициях, знали эту его особенность: он все время записывал, записывал мысли и идеи, - буквально конспектировал происходящее, сохраняя историю в деталях,. Из множества