Научная статья на тему '"от кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России" межшкольного тур. Клуба "Родина" к эцдютэ "Родина". (педагогическая практика - база научно-исследовательской деятельности)'

"от кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России" межшкольного тур. Клуба "Родина" к эцдютэ "Родина". (педагогическая практика - база научно-исследовательской деятельности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / МЕТОДЫ / EDUCATION / CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM / METHODS / CHILDREN'S ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапец-свешников Александр Александрович

В статье представлен авторский материал из опыта начального этапа становления педагогической системы детского туризма на базе школьных тур. кружков и межшкольного клуба «Родина» (Пособие). Показано развитие теоретических основ и принципов разрабатываемой системы ТКД, методика ее организации в работе с учащимися от среднего дошкольного возраста, начальных классов до старшеклассников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"From mug school to Pilot the Centre of Moscow and Russia "mezhshkolnogo tour Club" Rodina "to JeCDJuTJe" Rodina ". (Teaching practice base of scientific research)

Article submitted to editorial material from the experience of the start-up phase of becoming a pedagogical system children tourism based on school tour. clubs and Club mezhshkolnogo Rodina (allowance). Shows the development of theoretical bases and principles of the system being developed, her organization methodology TKD in working with students from preschool age, average primary school to high school seniors and students.

Текст научной работы на тему «"от кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России" межшкольного тур. Клуба "Родина" к эцдютэ "Родина". (педагогическая практика - база научно-исследовательской деятельности)»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА СПЛАВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.013.75; 001.891.5; 379.851

А. А. Остапец-Свешников

«ОТ КРУЖКА ШКОЛЫ ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА МОСКВЫ И РОССИИ» МЕЖШКОЛЬНОГО ТУР. КЛУБА «РОДИНА» К ЭЦДЮТЭ «РОДИНА». (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА -БАЗА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В статье представлен авторский материал из опыта начального этапа становления педагогической системы детского туризма на базе школьных тур. кружков и межшкольного клуба «Родина» (Пособие). Показано развитие теоретических основ и принципов разрабатываемой системы ТКД, методика ее организации в работе с учащимися от среднего дошкольного возраста, начальных классов до старшеклассников и студентов.

Article submitted to editorial material from the experience of the start-up phase of becoming a pedagogical system children tourism based on school tour. clubs and Club mezhshkolnogo Rodina (allowance). Shows the development of theoretical bases and principles of the system being developed, her organization methodology TKD in working with students from preschool age, average primary school to high school seniors and students.

Ключевые слова: образование, воспитание, детско-юношеский туризм, методы.

Keywords: education, children's and youth tourism, methods, children's Association.

«ОТ КРУЖКА К ШКОЛЬНОМУ КЛУБУ».

В сентябре 1977 года на базе единственной в Южном Измайлово школы № 377 был организован туристско-краеведческий кружок учащихся 7-9 классов. На первое занятие кружка, несмотря на красочное объявление и устные сообщения по классам, явилось всего шесть человек. Начали с «пробного» пропагандирующего туризма - пешего похода в ближнее Подмосковье по местам Москов-

ского сражения 1941-42 годов. Фотогазета, выпущенная участниками после похода, а затем и устное выступление перед учащимися старших классов об этом первом туристском мероприятии оказались настолько действенными, что на последующие походы пришлось создавать не одну, а две туристские группы. Работой кружка руководило бюро, в которое вошли учащиеся 8-х и 9-х классов. Широкая опора на самих ребят дала возможность уже в первый год организовать и провести туристский слёт школы, несколько массовых выходов классов на линию обороны Москвы и четыре дальние многодневные экспедиции в каникулярное время: ноябрьская экспедиция по Приокско-Террасному заповеднику, январская лыжная - по Карпатам, мартовская - по западному Крыму и летняя велосипедная II категории сложности - по трём республикам Прибалтики. Написали и сдали в библиотеку Московского городского турклуба письменные отчёты о своих путешествиях.

Во втором учебном году туристско-краеведческий кружок школы расширился; из выделилась группа школьников среднего школьного возраста и был организован новый кружок. Ещё через год был образован кружок младшего школьного возраста, как экспериментальный, поскольку подобных кружков и программ для их работы еще не существовало. Таким образом, за два года работы в школе работали три туристско-краеведческих кружка: младшего, среднего и старшего возраста. Первый кружок работал по экспериментально разработанной программе, кружки среднего и старшего возрастов - по программам, разработанным ЦДТЭС МП СССР для кружков общеобразовательной школы и внешкольных учреждений и апробированным, в 70- х годах в школах № 411, 415, 733 Калининского района г. Москвы. За основу брались программы М. И. Краймана «Юные туристы», В. М. Куликова «Пешеходный туризм» и В. В. Титова «Младшие инструктора туризма». Но поскольку ни одна из этих программ не содержала поиска конкретного краеведческого материала о районах будущих четырех годовых каникулярных экспедиций приходилось при планировании работы кружков на год включать такой вид занятий, как самостоятельная работа в этом направлении. Объем этой краеведческой конкретной работы в кружке был не меньше, чем изучение и освоение технико-тактических вопросов туризма. Кроме того предусматривалась определенная работа по формированию умений и навыков, товарищеского, доброжелательного и справедливого общения и честной

деловой работы всех членов туристско-краеведческого коллектива: освоение законов, правил и традиций этой деятельности, непрерывно возникающих, утверждающихся и закрепляющихся в клубе...

... В первых походах больше места уделялось боевой славе советского народа, и эта романтическая тема давала возможность привлечь к занятиям довольно сложных подростков, в том числе и стоящих на учете в детской комнате милиции. Постепенно вводилось комплексное изучение района путешествия. В период подготовки дальних экспедиций и в послеэкспедиционный период туристские группы клуба «Родина» совершали походы по родному краю, собирая материалы о природе, культуре, истории и экономике Подмосковья. Комплексное исследование очень много давало и учителю, и учащемуся, позволяя понять взаимосвязь и взаимозависимость многих природных и социальных явлений. Так, в многодневном зимнем лыжном походе по северо-западному Подмосковью, сопоставляя виденное и слышанное от местных жителей и специалистов сельского хозяйства, учащиеся сделали очень интересный и полезный не только для себя вывод: при существующем несправедливом уравнивании колхозов, имеющих богатые поливные земли, и колхозов, их не имеющих в зоне Нечерноземья, слабые хозяйства так и останутся слабыми. Необходим дифференцированный подход к хозяйствам в зависимости от плодородия их поля. Удивительнее всего, что прямо так ни колхозники, ни руководители хозяйств - директора совхозов, председатели колхозов, агрономы - ребятам не говорили. Но, проходя от зоны неполивных земель к зоне Яхромской поймы, ребята видели, как от деревни к деревне богаче становится жизнь сельского труженика. Такой подход значительно сильнее любого учебника показал немедленную и острую необходимость решительных перемен.

Второй год работы принес новое в массовую систему работы с учащимися школы: были проведены три раздельных слёта - 45 классов, 6-7 классов и двухдневный слёт 8-10 классов... Значителен был и охват учащихся - многие классы вышли почти всем своим составом. Массовые походы классов на линию обороны Москвы осуществлялись также полным составом учащихся. Для того чтобы привлечь как можно больше педагогов и учащихся, разрабатывались маршруты с невысокой нагрузкой. Активность учителей в туристско-краеведческой деятельности значительно повысилась.

От клуба школы к клубу микрорайона

Но для того, чтобы успешно осуществлять работу коллектива, состоящего из трех кружков разного возраста, нужен был другой орган управления, Решение актива было единым - создать общий Совет уже не кружка, а клуба. На выборах Совета было предложено назвать клуб просто и понятно - «Родина». Был принят девиз клуба: «Закались, познавая Родину; отдай свой труд и силы Родине!».

«Наша задача - гармоничное развитие личности». С самого начала своей деятельности клуб поставил основной целью - всестороннее развитие учащихся средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы. Использовались и другие средства воспитания учащихся, такие, как общественно полезный труд, производительный труд, походная самодеятельность или агитбригада, школьное (клубное) лесничество и другие.

В начале третьего года работы клуба юные туристы организовали совместно с преподавателем труда школы производство сувениров и деревянной посуды. Отдел цен Мосгорисполкома утвердил два сувенира - подставки для ручек и деревянную хлебницу-конфетницу. Так началось производство простейших изделий для Росгалантереи. Оплата перечислялась на спецсчёт школы, откуда уже легко было получить их на проведение дальних многодневных экспедиций, приобретение туристского снаряжения... На первые заработанные средства были совершены две экспедиции - по Южному Уралу и Молдавии. Производительный труд не был забыт. Юные туристы, готовясь к многодневной велосипедной экспедиции по Западному участку Байкало-Амурской магистрали, работали на туристской базе ЦСЮТур РСФСР групповодами, на почте.

«.Основной общественно полезной деятельностью членов клуба, особенно его актива, являлись организация и проведение всех школьных туристско-краеведческих мероприятий, помощь районному Дворцу пионеров и школьников в проведении районных соревнований по контрольно-комбинированному маршруту, «Вахты памяти.

Наша агитбригада. Особое место в общественно полезной деятельности членов турклуба «Родина» занимала агитбригада. Программа выступлений носила политически заострённый характер; носила характер уроков патриотизма, интернационализма и мужества.. Первая часть любого выступления посвящалась важнейшим событиям в жизни страны, отчетам по итогам экспедиций,

походов. Вечера-отчёты были наглядными примерами высокого воспитательного воздействия туристско-краеведческой деятельности на учащихся, включающих их самих в пропаганду высоких жизненных идеалов и активного вовлечения их сверстников в одну из эффективных форм деятельности, утверждающей здоровый образ жизни. В основу первой части выступлений агитбригадовцев всё больше и больше входила тема Великой Отечественной войны советского народа, раскрываемая на материале изучения родного края. Когда страна отмечала 60 летие образования СССР, в первой части агитбригадной программы значительное место заняла тема дружбы народов СССР. Почти в каждом выступлении походной агитбригады турклуба «Родина» был материал об охране природы, окружающей среды, охране памятников культуры и истории. Агитбригады клуба играли значительную роль в краеведческо-познавательной работе ребят на самом маршруте движения группы. Так, во всех без исключения экспедициях, после выступления агитбригады местные жители не покидали помещения, а по просьбе ребят оставались для ответов на многочисленные вопросы ребят по интересующему их краеведческому материалу. ..Агитбригада повышала культурный уровень ребят, эстетику их поведения, культуру речи, отчасти музыкальную культуру, давала возможность развить своё воображение, приобрести артистические навыки и многое другое. Но самое главное, она давала ребятам глубокое удовлетворение своей общественно-полезной деятельностью.

На четвертом году ^сизни турклуба «Родина» в коллективе была утверждена система и традиции организации ТКД...

«Бригадный метод» ведения занятий заключался в привлечении к занятиям в кружках младшего и среднего возраста всего туристского актива клуба, но каждого по его «специальности», или точнее, по тому туристско-краеведческому материалу, которым данный активист владел особенно хорошо. Это давало возможность осуществления полной и качественной туристско-краеведческой подготовки ребят младшего и среднего возраста с минимальной затратой сил взрослых руководителей турклуба. «Бригадный метод» помогал активу клуба быстро встать на самостоятельные ноги как будущим тренерам, руководителям кружков. ... Актив клуба личным примером вовлекал весь коллектив в деятельность. Бригадный метод давал возможность осуществления межпредметных связей и позволял учителю углубить интерес ре-

бёнка к его предмету, значительно расширить кругозор учащихся. Бригадный метод - это лишь часть системы туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы общеобразовательной школы при создании клубной её основы, без которой просто невозможно осуществить её.

Планирование по циклам - другая особенность системы работы туристско-краеведческого клуба «Родина», а не по мероприятиям. Их неукоснительное соблюдение по структуре: подготовка - проведение - подведение итогов; их стыковка-слияние в единый годовой процесс туристско-краеведческой деятельности; легкость, гибкость и подвижность этой модели при её создании и использовании, при разработке на её основе плана-графика и детализированной, уточненной проработке плана, его конкретизации; возможность по этой модели в любое время проверить выполнение работ туристско-краеведческого цикла - все эти преимущества доказывают необходимость именно на их основе вести планирование туристско-краеведческого процесса как в общеобразовательной школе, ПТУ, так и во внешкольных учреждениях туристско-краеведческого профиля.

Такая система отрабатывалась в турклубе «Родина». Вся эта работа проведена планово и систематично во многом благодаря тому, что на основе годичных туристских циклов была построена перспективная линия развития коллектива в дальних серьёзных экспедициях, а в них - и каждого члена этих туристских групп.

Походно-экскурсионное самоуправление - важный элемент становящейся системы в клубе, в основе которой строго разработанная туристская и краеведческая должностная инструментовка каждого походного отряда, группы с самого начала очередного туристского цикла. Туристские и краеведческие походные должности для учащихся должны были быть по возможности связаны с предметами школьного курса, с воспитательными задачами школы и помогать школе в закреплении основ знаний и формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Краеведческие должности преследовали основной своей целью - содействие комплексному изучению всего региона, по которому будет проходить маршрут данной туристской группы. Набор этих должностей должен был охватывать основные направления комплексного изучения любой местности, любой территории страны. Были установлены краеведческие должности такие как: историк древнего периода, ис-

торик Великой Отечественной войны, историк современного периода, этнограф, метеоролог, геолог, топограф, гидролог, эконом-географ по сельскому хозяйству, экономгеограф по промышленности, ботаник, зоолог, фенолог, эколог, литературовед, искусствовед (см. схему). Такой набор позволял каждому по своей краеведческой должности наиболее крупно изучить, а если надо, и исследовать не только местность по маршруту путешествия, но и в целом, примыкающий к ней район.. Каждой краеведческой должности в группах начальной школы предшествовало слово «знаток»: знаток деревьев, знаток кустарников, знаток трав, знаток погоды, знаток животных, знаток рыб, знаток птиц, знаток улиц микрорайона (района), знаток транспорта района, знаток службы быта микрорайона, знаток почты, знаток магазинов, знаток медицинских учреждений и т. д. и т. п.

В подсистеме должностного самоуправления туристской группы важнейшее место занимают туристские должности, такие, как командир, комиссар, главный краевед, заведующий питанием, заведующий снаряжением, главный штурман, санитар, казначей, физорг, культорг, ремонтный мастер, редактор дневника, редактор газеты, главный оператор, руководитель художественной самодеятельности (агитбригады). Причём набор туристских должностей даётся туристским группам с 4-го по 11-й классы с учетом возраста участников и руководителя художественной самодеятельности (агитбригады).

Кроме постоянных туристских должностей существуют еще и временные туристские походные должности: дежурный командир, дежурный штурман, дежурный фотокорреспондент, дежурные повара; могут быть и дежурные санитары, ремонтные мастера (особенно в лыжных, велосипедных или водных экспедициях.

В детско-юношеском туризме основные постоянные должности действуют, на протяжении всего туристско-краеведческого цикла; обработку материалов экспедиции и создание отчёта о ней готовят её участники соответственно своей туристской и краеведческой должности. В этом особая воспитательно-образовательная ценность должностной подсистемы общей туристско-краеведческой деятельности любого образовательного учреждения. В эту подсистему входила методика, согласно которой в течение нескольких лет школьник проходил через все туристские и крае-

ведческие должности, совершенствуя своё туристско-краеведческое мастерство.

Спираль изучения окружающего мира - подсистема концентрического освоения окружающей действительности. Согласно этой подсистеме познание окружающей действительности учащимися проходило в три этапа: ознакомление, изучение и изучение с элементами исследования. Причём, кроме этого качественного отличия, существовало и количественное освоение окружающей действительности: по концентрической спирали - от своего микрорайона до района, области, республики, страны. Такая концентрическая система освоения окружающей действительности, являясь важным элементом общей системы туристко-краеведческой деятельности учащихся, позволяет планово, систематично и педагогически целесообразно осваивать окружающую действительность -природную и социальную среду - и развивает учащегося и в познавательном плане, расширяя его кругозор, и в воспитательном, формируя основы научного мировоззрения.

Система наращивания нагрузок - подсистема оздоровительно-спортивного совершенствования. В детско-юношеском туризме, на начальной стадии его, стали утверждаться новые нормативы в классификации нагрузок, позволяющие более последовательно и щадяще совершенствовать учащимися свое физическое развитие. В общей системе туристско-краеведческой деятельности учащихся в турклубе «Родина» этой подсистеме придавалось большое значение; именно поэтому многие ребята без особого напряжения проходили самую начальную стадию адаптации к этой деятельности. Так, для учащихся начальной школы до 3-го класса было установлено и рекомендовано совершение экскурсий, прогулок и туристских прогулок (не более 3,5 4,0 км дневного перехода или один час активного передвижения). Для учащихся 3-4 классов это могли быть уже походы однодневные и двухдневные с прохождением в один день до 6-7 км. Для учащихся 5-6-х классов это уже могут быть трёхдневные степенные походы по родному краю и дальние многодневные экскурсии для 6-го класса.. Для учащихся 7-8-х классов многодневные походы могут быть уже 1 -й категории сложности. Эта система постепенного наращивания нагрузок способствует равномерному физическому развитию учащихся и профилактике перегрузок и травматизма при занятии туризмом. Только такое неукоснительное соблюдение этих важнейших прин-

ципов туристской педагогики даёт возможность удержать в туризме на долгие годы учащихся и добиться того, чтобы эта полезная деятельность стала их потребностью, чтобы они испытали чувство «физической радости» при покорении пространств родной земли, осознали преимущества здорового образа жизни.

От межшкольного клуба района к экспериментальному центру округа

В самом конце четвертого года существования турклуба «Родина», на вечере-отчёте о велосипедной многодневной экспедиции по Закавказью актив клуба узнал, что Исполком районного Совета народных депутатов предоставил клубу новое е помещение в 170 кв. метров полезной площади. Ребята этому даже не поверили. Это был и подарок, и трудовой «заработок» актива клуба за работу в микрорайоне и районе. (Клуб стал объектом внимания заботы школ, районного Совета, ДЭЗ № 27 и др. Структур района и округа. Исполком закрепил за нашим клубом как шефов Всесоюзный научно-исследовательский институт по защите металлов от коррозии (ВНИИК). Серьёзные работы проводились в кинофотолаборатории, в мастерских (ремонтировали лыжи, велосипеды, байдарки и другой инвентарь). Шёл уже пятый год жизни клуба и коллектив готовил себя к большой, рассчитанной на ряд лет экспедиции по стройке века - Байкало-Амурской магистрали. Клуб был признан в столице как «пионе значительных начинаний», активный участник важнейших событий (участие в Московском ве-ломарафоне, первый пробег по БАМу, посвященный 60-летию образования СССР), выступлений в Центральном концертном зале Москвы. В клуб приглашались опытные руководители детского туризма, мастера спорта на «Клуб интересных встреч» (КИВ»), действующие в Москве и стране, иностранные тур. группы. Туристское общение стало новым опытом туристско-краеведческой деятельности. У клуба появились активные последователи организации и проведения туристско-краеведческой деятельности во вне-учебное время: директора московских школ, классные руководители, учителя (многие стали работниками ЭЦДЮТЭ «Родина»). На базе клуба проводились городские семинары для организаторов детского туризма совместно с Московской городской станцией юных туристов. Совершенствовалась система туристско-краеведческой работы: апробировались новые программа ТКД для учащихся начальной школы, дорабатывались действующие про-

граммы. Клуб стал опытно-экспериментальной площадкой НИИ АПН СССР. Позитивный опыт публикуется на страницах педагогических журналов и газет. Изданы первые методические материалы по педагогике детского туризма

Турклуб «Родина» достиг таких успехов в своем развитии, что он всегда стремился к большим и разносторонним контактам; сам щедро передавал свой опыт другим. Все это позволило свободно и самостоятельно, творчески и активно работать каждому члену турклуба, расширять свой кругозор, развиваться всесторонне и гармонично.

15-ый год жизни клуба ознаменовался официальным признанием его как инновационного государственного внешкольного учреждения - создания на его основе Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий с сохранением в названии «Родина».

Историческая справка

1977-1991 гг. Туристский клуб «Родина» на базе школы № 377 ВАО г. Москвы. В сентябре 1977 года в школе № 377 микрорайона Южное Измайлово учащиеся 7-9 классов организовали туристско-краеведческий кружок. И возглавил этот кружок Александр Александрович Остапец-Свешников, профессор, доктор педагогических наук, видный учёный в области детского туризма. краю, собирая материалы о природе, культуре, истории и экономике районов путешествия.

В течение восьми лет в клубе были проведены четыре велопохода - экспедиции по БАМу (от закладки первых рельсов до завершения стройки.): 1982 г. - по Западному БАМу; 1984, 1986 гг. -по центральному БАМу; 1988 г. по Восточному БАМу. Был собран богатейший материал: более 16 часов записей бесед со строителями магистрали, много ценных экспонатов подарили строители туристским группам в благодарность за 36 выступлений походной агитбригады. На основе собранных экспонатов при клубе «Родина» был создан первый в Москве музей Байкало-Амурской магистрали. Музей БАМа, созданный по материалам похода, стал одним из важных объектов образовательной деятельности Дома детского туризма и экскурсий «Родина».

1 ноября 1991 год. Создано на базе клуба «Родина» учреждение: «Экспериментальный центр детско-юношеского туризма и

экскурсий (ЭЦДЮТЭ) «Родина» по адресу ул. Челябинская, д. 4. Возглавил Центр А. А. Остапец-Свешников.

Уникальный опыт тур. клуба «Родина», получивший высокую оценку руководством Московского образования (руководитель Ке-зина Л. П.) стал основой оформление авторской педагогической системы ТКД А. А. Остапца (Концепции и инновационной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир»; ее научно-методического кадрового обеспечения) в государственном учреждении дополнительного образования (новый этап развития внешкольного образования).

Примечания

А. А. Остапец-Свешников Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» - М., Проме-тей». -1992.

А. А. Остапец-Свешников От кружка школы до Экспреимен-тального Центра Москвы и России (20 лет клуба и Центра «Родина»). - М. - 1997. - 100 с.

УДК 37.068; 371.83; 376.66; 959; 37.026.5; 37.018

Ю. С. Самохин

ТРИАДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВА

Анализ психолого-педагогических принципов туристской деятельности со школьниками, составленных А. А. Остапцом-Свешниковым, показал, что для отражения взаимодействия педагога и ребенка необходимо использовать триединство принципов: сущность-связи-отношения. Исходя из этого, туристская деятельность со школьниками - приобретает свойства целостности: обучение-развитие-воспитание.

Analysis of the psychological and pedagogical principles of tourist activities with schoolchildren, compiled by A. A. Ostapets-Sveshnikov, showed that to reflect the interaction between the teacher and the child, it is necessary to use the triad of principles: the substance-the connection-the ratio. Proceeding from this, that tourist activity with schoolchildren - acquires the properties of integrity: learning-development-upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.