НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«наука. инновации. технологии», № 1, 2018
УДК 911.3 Тикунова И.Н. [Tikunova I.N.],
Судакова А.Е. [Sudakova A.E.]
туристский потенциал стран
шелкового пути
The tourist potential of the Silk road countries
С начала XXI века появилось много амбиционных проектов, направленных на возрождение трансконтинентального исторического маршрута Шелкового пути. В рамках этих проектов большое внимание уделяется развитию туризма, как одного из эффективных механизмов укрепления сотрудничества стран. Программа ЮНВТО «Шелковый путь» объединила 33 страны. С одной стороны, это пёстрое пространство, богатое туристическими дистинациями и туристическими продуктами, с уникальной историей, разнообразием природных условий и культурных традиций. С другой стороны, это территории кардинально отличающиеся по уровню социально-экономического развития, который влияет на состояние туристической индустрии. Выделены два ядра роста - Европа и Япония, а также активно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. В мозаичное пространство между этими полюсами входят как довольно стабильные в экономическом плане страны, так и неблагополучные. Для оценки туристического потенциала определен комплекс показателей и произведен расчет интегральных характеристик, которые позволили выделить 6 групп стран. Проведен их анализ и выявлены закономерности в их формировании.
Since the beginning of the 21st century there are many ambitious projects aimed at the revival of the historical transcontinental route of the Silk road. In these projects, much attention is paid to the development of tourism as one of the most effective mechanisms for strengthening cooperation between the countries. The UNWTO "Silk road" brought together 33 countries. On the one hand, is a colorful space, is rich in tourist destinations and tourism products, with a unique history, diversity of natural conditions and cultural traditions. On the other hand, this territory is radically different in terms of socio-economic development, which affects the state of the tourism industry. Allocated two nuclear of growth - Europe and Japan and rapidly developing countries of South-East Asia. In the mosaic space between these poles come as quite stable in economic terms, the country and the disadvantaged. To evaluate the tourist potential is defined by a set of indicators and the calculation of the integral characteristics, which enabled to distinguish 6 groups of countries. Their analysis is carried out and the regularities in their formation.
Ключевые слова: Шелковый путь, туристический потенциал, классификация стран.
Key words: silk road, tourism potential, classification of countries.
Введение
Шелковый путь представляет собой величайшее наследие человеческой истории. Это была первая трансконтинентальная система торговых маршрутов, соединившая такие разные культуры, как древние цивилизации Востока, Запада и обеспечившая беспрецедентный для того времени культурный обмен между великими древними цивилизациями -Китайской, Индийской, Персидской, Греческой, Римской и Египетской. Долгие века по Шелковому пути перемещались не только разнообразные товары, предметы роскоши и золото, но и традиции, научные и религиозные знания, идеи, технологии и инновации.
С начала XXI века отмечается небывалый рост интереса к региону некогда утратившего свое значение Шелкового пути. Все чаще стали появляться амбициозные проекты, направленные на возрождение этого исторического маршрута. Китайская инициатива в настоящий момент подвела черту под идеями разных стран, объединив их и создав проект «Один пояс - один путь», призванный восстановить и увеличить значение трансконтинентальных путей и связей между Востоком и Западом. Предполагается, что Новый Шелковый путь будет не только системой современной транспортной инфраструктуры, но и широким поясом экономического сотрудничества. Идеи инициативы «Один пояс - один путь» базируются на возможности глубокой кооперации участвующих стран, взаимном их обогащении и процветании, на чувствах уважения и ответственности друг перед другом [Ахметшин, 2002].
Одним из самых эффективных механизмов развития солидарности и сотрудничества стран является развитие международного туризма [Tikunov et а1, 2017]. Сегодня Шелковый путь - это пестрое пространство, богатое туристскими дестинациями и туристскими продуктами, основанными на уникальной истории, разнообразии природных условий и культурных традициях народов этой территории. Кроме того, развитие транспортных коридоров, предполагаемое в проекте «Один пояс - один путь», только поспособствует ускоренному развитию туризма в странах Шелкового пути, а туристская индустрия, в свою очередь, упростит установление культурных контактов участников. Концепция туризма по Шелковому пути была впервые затронута на Генеральной Ассамблее ЮНВТО (Всемирной Туристической Организации) в Индонезии в 1993 году. В связи с возродившимся интересом к Шелковому пути - ростом культурного обмена, торговли и туризма - ЮНВТО решили восстановить древний путь как туристический концепт, соединив Восток и Запад. Работая вместе с ЮНЕСКО, программа ЮНВТО объединила 33 страны, предлагая туристический концепт, сфокусированный на культурном и природном наследии, а также на разнообразии транспортных средств (морские и континентальные маршруты).
В настоящий момент программа «Шелковый путь» выработала несколько блоков основных задач, которые включают в себя создание маршрута с максимально «проницаемыми» границами, всеохватывающий статус туризма в регионе, взаимовыгодное сотрудничество участников, видение туризма как агента, укрепляющего мир и культурное взаимопонимание и сохраняющего культурное и природное наследие.
Из более мелких задач, на которые подразделяются основные цели, можно выделить такие, как создание узнаваемого бренда Шелкового пути, формирование высококачественной инфраструктуры, поддержку туристского сектора со стороны государств, а также тесное сотрудничество между странами, создание современных систем управления культурным наследием, забота об окружающей среде и продвижение межкультурного диалога.
Материалы и методы исследования
Шелковый путь исторически объединяет две великие цивилизации прошлого - Запад и Восток, проходя по территории стран, кардинально отличающихся по уровню социально-экономического развития. Такое положение дел значительно затрудняет процесс принятия соглашений странами-участницами программы ЮНВТО «Шелковый путь» по вопросам сотрудничества в области туризма и выстраивания единой транспортной сети и единого стандарта в сфере обслуживания. Вместе с этим, именно культурное разнообразие стран вдоль Шелкового пути делает этот туристский маршрут столь привлекательным для туристов.
Различия между странами-участницами в первую очередь основываются на уровне их социально-экономического развития, который является прямым результатом длительного исторического пути и разнообразия природных и социальных условий в странах Европы, Центральной и Восточной Азии. Шелковый путь объединяет как страны-гиганты (Россия, Китай), так и страны-карлики (Сан-Марино, Армения), как флагманов экономического развития (Япония, Италия, Израиль), так и отстающих (Таджикистан, Бангладеш), страны с развитым сектором туризма (Италия, Греция, Турция, Хорватия) и политически нестабильные, в некоторых отношениях опасные для туристов страны (КНДР, Сирия, Саудовская Аравия).
Кроме того, в таких больших странах, как Россия и Китай в отношении Шелкового пути целесообразно говорить лишь о некоторых регионах, а не обо всей территории в целом. В России северная ветвь Шелкового пути в основном касалась южной части Западной и Восточной Сибири, Южного Урала, низовий Волги, Кавказа и побережья Черного моря и соответствующие регионы страны. Кроме того, хотя и пути древнего Шелкового пути не затрагивали столичные регионы, в случае туристского развития Москву и Санкт-Петербург также стоит причислить к перспективным в отношении развития туризма, связанного с этим торговым маршрутом. В Китае к Шелковому пути относятся такие провинции как Шэньси, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурский АР, Цинхай и Нинся, которые имеют на территории КНР свои особенности экономического развития.
Как уже отмечалось выше все 33 страны-участницы проекта «Шелковый путь» значительно отличаются по уровню социально-экономического развития. Так, по показателю ВВП на душу населения (по ППС) среди этих стран можно выделить несколько групп. К самым развитым странам, закономерно, можно отнести страны Южной Европы, Японию и Республику Корею, а также некоторые страны Юго-Западной Азии. К группе средне развитых стран относятся страны Восточной Европы, относительно богатые или малонаселенные страны Центральной Азии, а также Китай, Россия и Индонезия. В группу слаборазвитых попадают небольшие страны Закавказья (кроме Азербайджана), Центральной Азии, а также страны, страдающие от затяж-
«Mflp
ЛЕГЕНДА
1. Грузия
2. Азербайджан
3. Армения
4. Израиль
5. Болгария
6. Албания
7. Хорватия
Отношение ВВП на душу населения (ППС) к среднему среди стран, %
Более 300 Менее 100
От 200 до 300 Не участвуют в проекте
От 100 до 200 От 50 до 100
Рис. 1. Различия социально-экономического развития стран Шел-
кового пути.
ных кризисов и военных конфликтов (Сирия, Украина). К этой же группе относится такая закрытая страна, как КНДР (рис. 1).
Необходимо отметить, что в регионах Шелкового пути находятся динамично развивающиеся страны, которые занимают все большую долю мирового рынка во многих сферах экономики, в том числе и в туризме. Это, в первую очередь, Китай и Индонезия. Так, ВВП на душу населения по ППС в Китае стабильно растет с 2006 года в среднем на 10% ежегодно (хотя рост замедляется). То же наблюдается в Индонезии со стабильным средним ростом этого показателя на 5% ежегодно.
Эти страны вместе с развитыми странами Европы, а также вместе с относительно стабильными странами Центральной Азии и Россией могут создать сильную экономическую базу для развития взаимного сотрудничества.
Напротив, страны слаборазвитые создают препятствия к дальнейшему развитию. Особенно это касается стран закрытых, со сложной визовой политикой, а также стран, где присутствуют горячие точки и непростая политическая ситуация. Это усложняется положением данных стран как транзитных между участниками, которые имеют наибольший потенциал.
Кроме того, что касается социально-экономического развития регионов России и Китая, прилегающих к Шелковому пути, необходимо отметить, что эти области и провинции сравнительно недостаточно развиты внутри этих стран. Так, перспективный район в отношении развития туризма Шелкового пути в России - Республика Алтай - занимает только 73 место (182 тыс. р./чел.) в стране по показателю ВРП на душу населения, Астраханская область - 45 место (284 тыс. р./чел.), Краснодарский край - 29 место (325 тыс.), республики Кавказа - 70-е - 80-е места в стране. В Китае провинция Шэньси занимает только 15 место (50 тыс. юаней на человека), Ганьсу - 30 место (26 тыс.), а Синьцзян-Уйгурский АР - 16 место (40 тыс.) [Нац. стат.].
Также относительно сильно различаются страны-участницы и по Индексу Развития человеческого потенциала. Большинство стран относится к высокому и очень высокому уровню ИЧР. В число этих стран входят все страны Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии (кроме Индонезии), а также Саудовская Аравия, Казахстан, Монголия и Россия. В группу стан со средним показателем попали в основном страны Центральной Азии. Пакистан представляет собой страну с низким ИЧР.
Немаловажное значение имеет инвестиционная привлекательность стран Шелкового пути. Условия развития китайской инициативы Нового Шелкового пути, необходимость реконструкции и модернизации требует значительного числа вложений. Поэтому инвестиционный климат имеет непосредственное значение для развития туризма, особенно трансграничного туризма в этих странах.
Из стран-участниц проекта ЮНВТО в мировом рейтинге выделяются Китай (2 место, 1,82), Япония (6 место, 1,73), Италия (16 место, 1,48), Республика Корея (17 место, 1,47). При этом Китай уже около десятилетия находится в числе лидеров в международном рейтинге, что говорит об устойчивом интересе инвесторов к китайскому рынку. Инвесторы видят долгосрочную выгоду в растущем среднем классе Китая. В 2015 г. поток иностранных инвестиций в Китай увеличился на 29% и составил около 300 млрд долл. США (при этом 54% пришлось на Гонконг). Источниками этих инвестиций по большей части являлись Япония, Сингапур и Южная Корея. Между тем, наиболее крупной сделкой за 2015 г. оказалось вложение властей ОАЭ в гостиничный сектор Китая в размере 1,2 млрд долл. США [FDI, 2016].
Устойчивыми остаются позиции Японии, Италии и Южной Кореи, и, в целом, снова растет интерес инвесторов к рынкам развитых, а не развивающихся стран. Так, Япония с 2014 года поднялась в рейтинге на 13 позиций, и ее потенциал продолжает расти.
Несмотря на то, что Южная Корея сместилась вниз на одну позицию в рейтинге инвестиционной привлекательности, поток инвестиций в эту страну продолжает расти: в 2015 г. он составил 20,4 млрд. долл. США, что на 11% превысило уровень предыдущего года. Растет доля инвесторов среди стран
Ближнего Востока (6,9% от общего потока, рост на 526%), также растет доля инвестиций из Китая [FDI, 2016].
В целом, интерес инвесторов растет к рынкам быстро развивающихся стран Азии. Не снижается также и инвестиционная активность в Европейском Союзе, несмотря на политические и экономические проблемы последних лет. Однако в остальных странах Евразийского материка инвестиционный потенциал остается низким и даже сокращается, и это снижение заметно больше всего в странах Восточной Европы.
Еще один социально-экономический показатель, который значительно влияет на привлекательность страны именно для сферы туризма и комфортность пребывания туристов в стране - это уровень безопасности. Лидерами по набору показателей, связанных с безопасностью, среди стран-участниц являются Япония (8,64), Китай (8,61), Хорватия (8,57), а также Саудовская Аравия, Грузия, Азербайджан и Армения. В группе наиболее отстающих стран в плане безопасности для туристов оказались Пакистан, Египет, Россия, Турция и Бангладеш. Целый ряд стран не получил никакой оценки (Ирак, КНДР, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и Украина) в связи с закрытостью полноценной и достоверной информации об этих странах или нестабильностью политической обстановки [Rankings..., 2017].
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, по уровню социально-экономического развития среди стран-участниц программы ЮНВТО «Шелковый путь» можно выделить несколько групп. Это, прежде всего, два полюса высокого и относительно высокого уровня развития и потенциального роста: Южная Европа (Италия, Греция, Сан-Марино) и Юго-Восточная и Восточная Азия (Китай, Япония, Индонезия, Южная Корея), которые являются, по сути, конечными пунктами древнего торгового маршрута и представителями практически противоположных в культурном и экономическом смысле цивилизациями. К этой группе можно отнести Саудовскую Аравию и Израиль, где единственным препятствием для активного туризма являются особенности культуры и политики.
Между этими регионами, фактически на протяжении Великого Шелкового пути и планируемых инфраструктурных путей Нового Шелкового пути находятся очень разнородные как по уровню развития, так и по культурным аспектам страны. Здесь выделяется группа относительно слаборазвитых стран Центральной и Средней Азии и Закавказья (Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Пакистан, Грузия, Армения), а также Бангладеш, где невысоким экономическим показателям часто сопутствуют низкие показатели безопасности и устойчивости, а также либо неблагоприятная репутация на туристском рынке, либо, в целом, слабая осведомленность туристов об этих странах.
В другую группу можно включить такие страны Центральной, Восточной и Юго-Западной Азии, как Туркменистан, Иран, Ирак, Азербайджан, Монголия и Турция. Эти страны имеют средние среди стран-участниц и достаточно стабильные показатели экономического развития, вместе с тем в каждой из стран существует набор серьезных социальных или экономических проблем, несколько препятствующих развитию туризма (слабые показатели безопасности, закрытость, недавняя политическая или экономическая нестабильность и др.).
Еще к одной группе можно отнести страны Восточной Европы (Хорватия, Болгария), а также Россию и Казахстан. Эти страны имеют сравнительно высокие социально-экономические показатели и в основном не страдают от политических проблем. Россия и Казахстан также отличаются близостью как к культуре Запада, так и к культуре Востока и, кроме этого, высоким потенциалом к развитию транзитных путей по их территории.
Отдельной «проблемной» группой является группа стран, где политическая ситуация крайне нестабильна на данный момент и, вследствие этого, понижены социально-экономические показатели и низки позиции в рейтинге безопасных туристических направлений. К этим странам относятся Сирия, Ирак, Украина и КНДР
В 2015 г. лидерами среди стран-участниц программы «Шелковый путь» по комплексной оценке конкурентоспособности в туризме стали Италия (4,98), Япония (4,95) и Китай (4,54), заняв соответственно 8, 9 и 17 места среди стран мира. Довольно сильные позиции также занимают Корея, Греция, Хорватия, Россия, Турция, Болгария и Индонезия, входя в первые 50 стран рейтинга и имея оценку выше 4 баллов. В группу наиболее отстающих попали Бангладеш (2,9), Пакистан (2,92), Таджикистан (3,03) и Киргизия (3,08), заняв из 141 страны соответственно 127, 125, 119 и 116 места [The Travel..., 2015].
Вследствие недостаточности данных, ряд стран не получил никакого места в рейтинге - Иран, Сан-Марино, Ирак, Туркменистан, Сирия, Украина и Узбекистан.
Для многих стран-участниц программы «Шелковый путь» туризм играет значительную роль в национальной экономике, принося заметную долю ВВП, особенно с учетом мультипликативного эффекта. Так, в ВВП Грузии совокупный вклад туризма составляет почти 28%, в Хорватии - 25%, в Греции - 17%, в Азербайджане, Армении, Болгарии, Италии, Албании и Саудовской Аравии более 10%. Наименьшую роль туризм играет в экономике таких стран, как Россия (1,3%), Узбекистан (3,1%), Киргизия (4%) и Бангладеш (4,3%). В части этих стран доля туризма понижена из-за кризисов этой отрасли вследствие политической нестабильности или других причин, в других туризм мог бы играть большую роль, но его доля снижена вследствие недостаточной развитости инфраструктуры или недостаточного внимания властей (Россия, Узбекистан) [Tourism..., 2016].
£
Г, '— •■г*
к|итй л
ЛЕГЕНДА
Число туристов на 1 тыс. жителей, чел.
Более 1 тыс. 10-50
500-1 тыс. Менее 10
100-500 Нет данных
50-100
Доходы от международного туризма, млрд долларов США
II
I I о Израиль
Более 10-25 5-10 1-5 Менее Нет 25 1 данных
Грузия
Азербайджан Израиль I Болгария I Армения Албания Хорватия
Рис. 2.
Развитие международного туризма в странах Шелкового пути.
Вслед за различиями в целом социально-экономического развития стран-участниц, сильно различается и развитие туристской отрасли внутри их экономик (рис.2).
Лучше всего развита туристическая отрасль в странах Европы (Италия, Греция и др.), которые, несмотря на насыщенность рынка в этом регионе, продолжают показывать устойчивый рост. Этот регион имеет высокие позиции по всем показателям, кроме конкурентоспособности цены. На таком же уровне развития находится Япония и Южная Корея.
Высокий потенциал к развитию туризма имеет Россия и, отчасти, Казахстан. Здесь особенно высоко оценивается как природные, так и культурно-исторические рекреационные ресурсы стран, а также потенциал к развитию новых видов туризма. Тем не менее, основные проблемы состоят в неразвитости инфраструктуры и недостаточном уровне безопасности. Кроме того, в России отмечается сравнительно низкая приоритизация туристской отрасли властями, что, однако, в последние годы изменяется в лучшую сторону.
В Азиатском регионе наиболее активно развивается Юго-Восточная Азия, в основном за счет быстрого роста туризма в Китае, как въездного, так
и выездного. Также развивается туризм Индонезии. Развитие туризма в этих странах базируется на богатом культурно-историческом наследии и уникальных природных ландшафтах, а в Китае еще и на благоприятной среде для ведения бизнеса и высокой инвестиционной привлекательности. Основными проблемами этих стран является недостаточно развитая инфраструктура, не отвечающая быстрому росту отрасли, а также слабое внимание туризма к вопросам устойчивости окружающей среды [Asia..., 2016].
Туризм на Ближнем Востоке развит сравнительно неплохо. Основные проблемы отрасли в этом регионе состоят в политической нестабильности, закрытости стран для международного туризма, большом количестве туристских формальностей, а также в недостаточно развитой туристской инфраструктуре. Средние позиции занимают также страны Закавказья (Армения, Азербайджан, Грузия). Здесь также основная проблема заключается в слабо развитой инфраструктуре, а также в неблагоприятном климате до бизнеса и низкой привлекательности для инвестиций.
Слабо развит туризм и в странах Средней Азии вследствие закрытости некоторых стран (Туркменистан), недостаточности инфраструктурного обеспечения, возможной политической нестабильности, а также недостаточной известности этих стран для массового туризма и, в целом, слабого социально-экономического развития. В странах Южной Азии (Бангладеш, Пакистан) данная отрасль развита очень слабо вследствие большого количества проблем и, в целом, слабой развитости экономики этих стран.
Следует отметить, что в странах Закавказья и, особенно, в странах Средней Азии существуют примеры трансграничного туризма, который, в основном, является наследником различных всесоюзных маршрутов. Данный факт может благоприятно сказаться на развитии в этих странах туризма в рамках проекта «Шелковый путь».
В том, что касается, транспортной инфраструктуры и индустрии гостеприимства, наиболее развита и насыщена эта часть хозяйства в европейских странах, а также в Японии и Южной Корее (отдельные проблемы устаревания фондов и неполной конкурентоспособности существуют в странах Восточной Европы).
Инфраструктура Азиатского региона пока развита недостаточно, особенно транспортная, чтобы удовлетворить быстрорастущий спрос. Тем не менее, создаются и претворяются в жизнь новые проекты по созданию крупных транспортных коридоров, увеличиваются инвестиции, выделенные на развитие гостиничного сектора. Многие из проектов затрагивают собой территорию России, Казахстана и Монголии. Кроме того, уже на настоящий момент существует ряд транспортных коридоров, соединяющих эти страны с Китаем и Европой. Занимает промежуточное положение по показателям и требует дальнейшего развития для повышения эффективности инфраструктура стран Закавказья и Ближнего Востока.
Особенно проблемной частью маршрута Шелкового пути, как и в социально-экономическом плане, является регион Средней Азии, где одинаково недостаточно развита как индустрия гостеприимства, так и транспортная система. Тем не менее, планируется транспортный коридор, призванный присоединить транспортные системы их стран с одной стороны к территории КНР, с другой - к странам Европы.
Эффективное управление теми рекреационными ресурсами, в первую очередь культурно-историческим наследием Шелкового пути, которыми обладают страны-участники проекта, позволит получить максимальную отдачу от туризма и использовать все положительные аспекты, вносимые данной отраслью в экономическую и социальную сферы экономики. На основе этих ресурсов может появиться возможность мощного развития туристской отрасли в странах-участницах. Даже в тех странах, где не наблюдается прямой связи с наследием Шелкового пути, умелое управление маркетингом и брендами может дать достойные результаты. Здесь хорошим примером может послужить Хорватия, развивающая наследие Шелкового пути через кампанию «Родина Марко Поло», привлекая внимание к истории, архитектуре, искусству и природе страны.
Тем не менее, на данный момент страны-участники проекта «Шелковый путь» имеют различный потенциал к развитию туризма по тематическому маршруту. В работе для определения потенциала использованы показатели, которые включают в себя, в первую очередь, количество объектов ЮНЕСКО, которые были признаны данной организацией напрямую относящимися к Шелковому пути, а также количество городов и руин городищ, стоявших на древнем пути. Данные объекты являются основой развития в этом регионе культурно-исторического туризма, связанного именно с функционированием древнего торгового пути [Сафарян, 2015].
Использованы также показатели развития инфраструктуры (емкость номерного фонда, плотность автомобильной и железнодорожной сети, пас-сажирооборот авиации), которые являются второй ступенью для развития туризма в регионе.
Кроме этого, учитывалась комфортность пребывания и путешествия по стране, включающая в себя ощущение безопасности (использовался международный рейтинг безопасности, а также уровень обслуживания, комфортности общения с местным населением, обычно коррелирующий с общим социально-экономическим развитием государства (использовался ИРЧП). Часто слабое развитие государства не является непреодолимым препятствием для туристов, к тому же туристические зоны могут качественно отличаться от остальной территории страны (примером может послужить особое положение туристических зон в Египте, которые к тому же имеют особый визовый режим).
Доступность государств, их визовая политика также является довольно значимым фактором для туризма, особенно транснационального, тем не
менее, для многих туристов визы привычны, и воспринимаются как очередная туристская формальность. Кроме того, полный отказ от виз невозможен во избежание неконтролируемой миграции и других негативных социальных последствий. Тем не менее, слишком высокие визовые преграды отрицательно сказываются на туристских потоках и снижают туристский потенциал страны.
С ростом осознанности и интереса туристов (особенно европейцев) к ответственному отношению стран и предприятий туристской сферы к охране окружающей среды и снижению возможного урона от экономической деятельности, рейтинг по эффективности экологического менеджмента также имеет немаловажное значение, хотя и не первоочередное [Рейтинг..., 2016].
Дополнительно учитывалось наличие или отсутствие туристского бренда (эмблемы, слогана и общей концепции), уровень присутствия в сети-Интернет (наличие официального туристского сайта, наполненность портала информацией, количество языков отображения) и степень участия в проекте «Шелковый путь» (наличие статей, связанных с развитием этого вида туризма, отдельных туров, участие в специализированных конференциях). Оценка данных показателей наиболее субъективна.
Для оценки туристического потенциала по комплексу выше рассмотренных показателей произведен расчет интегральных характеристик на основе абсолютных показателей, для чего использовался алгоритм [Тикунов, 1997], который позволил разделить анализируемые страны на 6 групп (рис. 3).
Ключевой страной, имеющей самую высокую оценку, оказался Китай, имеющий наибольшее количество достопримечательностей и городов, связанных с Шелковым путем. Кроме того, это государство очень активно наращивает объемы туристской и транспортной инфраструктуры. Именно Китай явился одним из инициаторов создания программы, большую важность имеет для развития туризма по этому пути и китайская инициатива «Один пояс -один путь». Очень активно Китай участвует в различных туристических конференциях, обмене опытом и определении стратегий Шелкового пути.
Во вторую группу входят, в первую очередь, высокоразвитые страны Италия и Япония, которые при этом имеют и хорошо развитую туристскую сферу, а также непосредственно (хоть и меньше, чем некоторые другие страны) связаны с наследием Шелкового пути. Далее следуют Казахстан, Россия и Иран - крупные, достаточно стабильные государства, занимающие промежуточное положение между полюсами роста - Европой с одной стороны и Китаем и Японией с другой. Казахстан и Россия обладают богатым культурно-историческим наследием, а также эти страны уже к настоящему моменту достаточно известны мировому туристу. Кроме того, в эту группу попали небольшие европейские страны: Албания, Греция и Сан-Марино.
Основная проблема данных государств заключается в отставании уровня развития инфраструктуры. Тем не менее, именно в этих странах уже су-
ЛЕГЕНДА
Туристский потенциал и группы, баллы
Более 40 I 1. Грузия 5. Болгария .-..:..-.■:
3.5-40, II 2. Азербайджан 6. Албания
3.0-35 III 3. Армения 7. Хорватия
2.75-3.0, IV 4. Израиль
2.5-275, V
Менее 2.0 VI
Группы
I - ключевая страна развития;
II - высокий потенциал, развитые страны Европы и крупные, относительно ста-
бильные страны Азии;
III - средний потенциал, развитые в отношении туризма или имеющие богатое куль-
турно-историческое наследие Шелкового пути при средних показателях развития;
IV - потенциал ниже среднего, в основном, отсталая инфраструктура;
V - низкий потенциал, низкий уровень развития стран, большинство показателей
низкие;
VI - развитие туризма затруднено неблагополучные страны, открытые военные
конфликты
Рис. 3. Туристский потенциал стран Шелкового пути, 2017 г.
ществуют крупные транспортные коридоры, связывающие Восток с Западом, в отличие от других стран Средней Азии.
Иран также имеет достаточно богатое культурно-историческое наследие, связанное с Шелковым путем, и среди стран Ближнего Востока является довольно стабильным и открытым (68 стран могут получать недельную визу прямо в аэропортах, действуют электронные визы) государством, со сравнительно хорошо развитой туристской отраслью. Государство проводит активную политику по восстановлению былой привлекательности для туристов (до ирано-иракской войны). Кроме того, Иран также считается транзитной страной, только в этом случае по направлению Север - Юг.
Следующая группа среднего туристского потенциала включает в себя страны, которые традиционно считаются популярными туристическими направлениями - это: Турция, Израиль, Индонезия и Хорватия. Все эти страны имеют или пропагандируют свою связь с Шелковым путем, а также обладают достаточно хорошо развитой туристской инфраструктурой. К числу этих
стран можно условно причислить маленькую и стремительно набирающую туристскую популярность Южную Корею.
В этой же группе находится Узбекистан, имеющий богатейшее культурно-историческое наследие и активно участвующий в развитии проекта «Шелковый путь». В этой стране уделяется большое внимание развитию туристского потенциала и тематического маршрута, страны уже в настоящее время участвуют в транснациональных турах. Тем не менее, они имеют серьезные проблемы с туристской и транспортной инфраструктурой, а также с безопасностью.
В следующую группу с менее развитым туристским потенциалом входят небольшие страны (Грузия, Армения, Киргизия, Азербайджан), туристические страны, не очень связанные непосредственно с Великим Шелковым путем (Египет, Болгария) и обладающие не таким большим культурно-историческим наследием, как Узбекистан и Киргизия, страны Средней Азии -Таджикистан и Монголия. Все эти страны менее, чем другие, продвигают туризм по Шелковому пути или вообще слабо участвуют в развитии проекта или имеют недостаточно развитую экономику, в том числе сферу туризма. Киргизия, наряду с Китаем и Казахстаном, подал инициативу, в результате которой коридор Шелкового пути был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но имеет слишком слабое развитие инфраструктуры.
Также и Саудовская Аравия, которая является достаточно развитой страной, обладающей культурно-историческим наследием, но, тем не менее, слишком закрытой и строгой для полноценного развития туризма. Тем не менее, правительством предпринимаются определенные шаги (многие инициативы блокируются отрицательно настроенной к повышению открытости частью общества).
В группу стран с низким потенциалом входят слаборазвитые страны: Бангладеш и Ирак. В обеих странах критическим остается уровень безопасности, а также слаборазвитой экономикой. В Ираке еще важную роль в занижении показателей играет память о военных действиях. В эту же группу входит крайне закрытая страна КНДР, в первую очередь из-за затрудненного доступа туристов на территорию.
В группе с очень низким потенциалом в основном находятся страны с критическим уровнем безопасности, это в основном страны, участвующие в открытых конфликтах, на территории которых ведутся или велись в недавнем прошлом боевые действия (Сирия) и страны со слаборазвитой экономикой (Пакистан, Туркменистан), в Туркменистане еще играет роль закрытость страны. Эти страны обладают и объектами ЮНЕСКО, связанными с Шелковым путем, и древними городами. Довольно активно страны участвуют в развитии проекта. Тем не менее, на их территории критически слабо развита инфраструктура, в Пакистане также один из самых низких среди стран-участниц показатель ИРЧП, проигрывают они и по уровню безопасности.
Для успешного развития туристской отрасли, необходимо эффективное управление ресурсами, грамотное продвижение национального туристского продукта, активное сотрудничество всех стран-участниц. Так, многими экспертами признается недостаточная реализация Россией ее большого (во многих видах туризма) туристского потенциала.
Проект путешествия массового туриста по Шелковому пути еще далек от претворения в жизнь в полном объеме. Тем не менее, совместная работа стран-участниц над проектом потенциально может привести если не к полному успеху, то, как минимум, к улучшению экономической ситуации и межгосударственных отношений на всем протяжении Шелкового пути в его новом, современном обличье.
Выводы
В результате данной работы были сделаны следующие выводы:
1. Шелковый путь в современных условиях, несомненно, завладевает все большим вниманием со стороны правительств государств и представителей крупного бизнеса, а также и со стороны обычных людей. Крупные организации предпринимают определенные шаги к развитию различной деятельности в данном направлении, особенно важную роль здесь играют ЮНЕСКО и ЮНВТО.
2. Социально-экономическое развитие стран-участниц проекта ЮНВТО «Шелковый путь», которое заметно влияет на характер туризма в этих государствах, различается от региона к региону. В целом, можно выделить два ядра роста: Европейский регион с одной стороны и Япония, а также активно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии с другой. Между этими полюсами лежит достаточно мозаичное пространство, где присутствуют, как довольно стабильные в плане экономики страны, так и достаточно неблагополучные. Примерно такое же распределение стран заметно и в уровне развития туристской индустрии. Несмотря на наличие в некоторых странах обширного набора различных видов рекреационных ресурсов, недостаточно развитая хозяйственная сфера является преградой для полноценного развития туризма. Развитие туристской и транспортной инфраструктуры неодинаково по странам, и во многом коррелирует с уровнем социально-экономического развития.
3. Потенциал тематического туризма по Шелковому пути, в первую очередь, базируется на объектах культурно-исторического наследия и древние города, некогда стоявшие на
данном торговом маршруте. Наибольшая часть этих объектов находится в Китае и других странах Азии. При этом необходимо отметить, что большая доля таких достопримечательностей приходится на не вполне благополучные страны, где туристская индустрия развита слабо.
4. В контексте усилий по развитию туризма по Шелковому пути особенно перспективны два новых вида туризма: трансграничного и транснационального. Трансграничный туризм в некоторых случаях служит основой для развития отсталых районов территории стран, а также для снижения барьерной функции границ между государствами. Транснациональный - для появления и углубления взаимодействий, интеграционных процессов между странами, для снижения политического напряжения. Примеры крупных туров, распространяющихся на три и более страны, существуют уже в настоящее время. Приводит к сотрудничеству и выполнение задач стран по сохранению культурно-исторического наследия, находящегося на смежных территориях.
5. Одна из основных задач ЮНВТО в проекте «Шелковый путь» - это снижение ограничительного воздействия туристских формальностей, в первую очередь визового режима, и в перспективе - создании единой туристской визы для всех стран-участниц. К сожалению, визовая политика большого количества стран, участвующих в проекте, является устаревшей и препятствующей развитию туризма. Тем не менее, в последние годы странами Шелкового пути очень многое сделано для облегчения туристских формальностей.
6. Проблемным является тот факт, что путь проходит через достаточно конфликтные регионы мира. Вместе с определенными плюсами разнообразия в регионе Ближнего Востока и Средней Азии различных культур, присутствуют и высокие риски конфликтов, что приводит к снижению безопасности и, как следствие, активности туризма. Кроме того, здесь высока концентрация стран, на территории которых происходят открытые военные действия, что, помимо прочего, нередко приводит к безвозвратной потере культурно-исторического наследия не только отдельной страны, но и всего мира. Тем не менее, туризм зачастую положительно влияет на отношения между странами, ускоряет разрешение несерьезных конфликтов, приводит к взаимодействию и принятию совместных плодотворных решений. Однако
наличие открытых, «горячих» конфликтов приводит к почти полному прекращению туристской деятельности.
7. Туризм имеет значение и для экономики многих стран Шелкового пути, занимая в ВВП ряда государств достаточно высокие доли. Благодаря высокой мултипликативнос-ти, эта отрасль оказывает влияние на большое количество различных отраслей хозяйства (строительство, транспорт, городская инфраструктура и др.). Кроме того, это мощный фактор привлечения инвестиций и крупных ТНК. Туризм может также послужить отправной точкой диверсификации хозяйства страны или его ускоренного развития, что особенно важно для моноспециализированных стран (Саудовская Аравия, отчасти Иран, Туркменистан) и слаборазвитых государств (Киргизия, Монголия, Бангладеш, Пакистан).
8. По результатам оценки туристского потенциала стран-участниц ключевой страной проекта оказался Китай, а в число стран с высоким потенциалом попали развитые страны Южной Европы, Япония, Россия, Казахстан и Иран. В последних трех странах свою роль сыграла относительная стабильность этих государств, развитость хозяйства и туризма, наличие культурно-исторического наследия, а также транзитное экономико-географическое положение. Страны, более богатые на объекты ЮНЕСКО, связанные с Шелковым путем, попали в группы стран со средним или ниже среднего потенциалом, вследствие недостаточного уровня безопасности или развитости инфраструктуры. Тем не менее, обладая высоким потенциалом, важно грамотно реализовать имеющиеся возможности для наиболее эффективной работы индустрии туризма и максимальной от нее отдачи. В целом, тематический туризм по Шелковому пути имеет большие перспективы в условиях современных тенденций как мирового туристского рынка, так и мировой экономики в целом, а также в условиях все повышающегося внимания к этому великому наследию прошлого. Странам-участницам проекта ЮНВТО «Шелковый путь» важно реализо-вывать и увеличивать их туристский потенциал.
Благодарности
Исследование проводится в рамках проекта РФФИ № 17-55-53109.
Библиографический список
1. Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути: записки историка и путешественника. М.: Вече, 2002. 415 с.
2. Рейтинг стран мира по уровню экологической эффективности // Центр экологической политики и права при Йельском университете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2016/01/29/7292 (Дата обращения: 25.04.17).
3. Сафарян А.А. Подходы к оценке туристского потенциала территории // Географический вестник. 2015. №1 (32). (Дата обращения: 15.03.2017).
4. Тикунов В.С. Классификации в географии: ренессанс или увядание? (Опыт формальных классификаций). М.; Смоленск: Изд-во СГУ 1997, 367 с.
5. Asia Tourism Trends // UNWTO, GTERC, 2016. 22 p.
6. FDI on the rebound? / FDI Confidence Index. NY: A.T. Kearny, 2016. 32 p.
7. Rankings of Safest Countries For Travel // Safe Destinations. Официальный портал. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://safedestinations.com/ safest-countries-for-travel/ (Дата обращения: 15.03 2017).
8. Tikunov V.S., Belozerov V.S., Antipov S.O., Weihong Cui , Purevjav Dorjjugder Geoinformation Technologies in the Promotion of Tourist Destinations in the Zone of the Great Silk Road. - Geography, Environment, Sustainability, 2017, v. 10, No 1, pp. 44-52.
9. The Travel & Tourism Competitiveness Report // WEF. - Geneva: WEF, 2015. -519 p.
10. Tourism Highlights // UNWTO, 2016. - 16 p.
Сайты национальной статистики:
11. Официальный статистический сайт Азербайджана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.gov.az
12. Официальный статистический сайт Албании. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.instat.gov.al
13. Официальный статистический сайт Армении. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.armstat.am
14. Официальный статистический сайт Бангладеш. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bbs.gov.bd
15. Официальный статистический сайт Болгарии - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nsi.bg
16. Официальный статистический сайт Греции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statistics.gr.
17. Официальный статистический сайт Грузии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.geostat.ge.
18. Официальный статистический сайт Египта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sis.gov.eg.
19. Официальный статистический сайт Израиля. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbs.gov.il.
20. Официальный статистический сайт Индонезии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bps.go.id.
21. Официальный статистический сайт Ирана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amar.org.ir.
22. Официальный статистический сайт Италии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.istat.it
23. Официальный статистический сайт Казахстана. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ghdx.healthdata.org/organizations/agency-republic-ka-zakhstan-statistics.
24. Официальный статистический сборник КНР - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm.
25. Официальный статистический сайт Южной Кореи. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kostat.go.kr.
26. Официальный статистический сайт Киргизии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stat.kg.
27. Официальный статистический сайт Монголии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.en.nso.mn.
28. Официальный статистический сайт Пакистана. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pbs.gov.pk.
29. Официальный статистический сайт России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
30. Официальный сайт Федерального агентства по туризму России -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru.
31. Официальный статистический сайт Саудовской Аравии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stats.gov.sa.
32. Официальный статистический сайт Таджикистана. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stat.tj.
33. Официальный статистический сайт Туркменистана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.gov.tm.
34. Официальный статистический сайт Турции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turkstat.gov.tr/Start.do.
35. Официальный статистический сайт Узбекистана. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.stat.uz.
36. Официальный статистический сайт Украины. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ukrstat.org.
37. Официальный статистический сайт Хорватии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dzs.hr/default_e.htm.
38. Официальный статистический сайт Японии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.go.jp.
References
1. Akhmetshin N.X. Tainy Shelkovogo puti: zapiski istorika i puteshestvennika (Secrets of the Silk road: notes of a historian and the traveler). M.: Veche, 2002. 415 p.
2. Asia Tourism Trends // UNWTO, GTERC, 2016. 22 p.
3. FDI on the rebound? / FDI Confidence Index. NY: A. T. Kearny, 2016. - 32 p.
4. Rejting stran mira po urovniu ekologicheskoj effektivnosti (Rankings of Safest Countries For Travel) // Safe Destinations. The official portal. - [Electronic resource.] - Mode of access: https://safedestinations.com/safest-countries-for-trav-el/ (accessed: 15.03 2017).
5. Safarian, A. A., Podhody k otsenke turisticheskogo potenciala territorij (Approaches to the assessment of the tourism potential of the territory) // Geographical Bulletin. 2015. №1 (32).
6. Tikunov V. S. Klassifikacii v geografii: renessans ili uviadanie (Opyt formalnuch
klassifikacij) (Classifications in geography: Renaissance or fading? (The experience of formal classifications)). Moscow; Smolensk, Izd-vo SGU, 1997, 367 p.
7. Tikunov V. S., Belozerov V. S., Antipov S. O., Weihong Cui , Purevjav Dorjjugder Geoinformation Technologies in the Promotion of Tourist Destinations in the Zone of the Great Silk Road. Geography, Environment, Sustainability, 2017, v. 10, № 1, pp. 44-52.
8. The Travel & Tourism CompetitivenessReport // WEF. Geneva: WEF, 2015. 519 p.
9. The ranking of countries in terms of environmental performance // Centre for environmental policy and law at Yale University. [Electronic resource] Access mode: http://gtmarket.ru/news/2016/01/29/7292 (Date accessed: 25.04.17).
10. Tourism Highlights // UNWTO, 2016. 16 p.
Websites national statistics
11. Oficialnij statisticheskij sajt Azerbaijana [The official statistical website of Azerbaijan]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.stat.gov.az.
12. Oficialnij statisticheskij sajt Albanii [The official statistics site of Albania]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.instat.gov.al.
13. Oficialnij statisticheskij sajt Armenii [The official statistical website of Armenia]. -[Electronic resource.] - Mode of access: http://www.armstat.am.
14. Oficialnij statisticheskij websajt Bangladesh [The official statistical website of Bangladesh]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.bbs.gov.bd.
15. Oficialnij statisticheskij websajt Bolgarii [The official statistical website of Bulgaria]. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.nsi.bg.
16. Oficialnij statisticheskij sajt Grecii [The official statistical site of Greece]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.statistics.gr.
17. Oficialnij statisticheskij websajt Gruzii [The official statistical website of Georgia]. [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.geostat.ge.
18. Oficialnij statisticheskij websajt Egipta [The official statistical website of Egypt]. -[Electronic resource.] - Access mode: http://www.sis.gov.eg/.
19. Oficialnij statisticheskij websajt Izrailya [The official statistical website of Israel]. -[Electronic resource.] - Mode of access: http://www.cbs.gov.il.
20. Oficialnij statisticheskij websajt Indonezii [The official statistical website of Indonesia]. - [Electronic resource.] - Mode of access: https://www.bps.go.id.
21. Oficialnij statisticheskij sajt Irana [The official statistical site of Iran]. - [Electronic resource.] - Access mode: https://www.amar.org.ir.
22. Oficialnij statisticheskij websajt Italii [The official statistical website of Italy]. -[Electronic resource.] - Mode of access: https://www.istat.it
23. Oficialnij statisticheskij websajt Kazahstana [The official statistical website of Kazakhstan]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://ghdx.healthdata.org/ organizations/agency-republic-kazakhstan-statistics
24. Oficialnaja statisticheskaja publikacija KNR [The official statistical publication of the PRC]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ ndsj/2015/indexeh.htm
25. Oficialnij statisticheskij websajt Yuzhnoj Korei [ The official statistical website of South Korea]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://kostat.go.kr
26. Oficialnij statisticheskij websajt Kirgizii [The official statistical website of Kyrgyz-stan]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.stat.kg
27. Oficialnij statisticheskij websajt Mongolii [The official statistical website of Mongolia]. [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.en.nso.mn.
28. Oficialnij statisticheskij websajt Pakistana [The official statistical website of Pakistan]. [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.pbs.gov.pk.
29. Oficialnij statisticheskij sajt Rossii [The official statistical site of Russia]. [Electronic resource.] Access mode: http://www.gks.ru.
30. Oficialnij websajt Federalnogo Agentstva po tyrismu Rossii [The official website of the Federal tourism Agency of Russia] [Electronic resource]. Mode of access: http://www.russiatourism.ru.
31. Oficialnij statisticheskij websajt Saudovskoj Aravii [The official statistical website of Saudi Arabia]. - [Electronic resource.] - Mode of access: https://www.stats.gov. sa.
32. Oficialnij statisticheskij sajt Tadzhikistana [The official statistical site of Tajikistan]. [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.stat.tj.
33. Oficialnij statisticheskij websajt Turkmenii [The official statistical website of Turkmenistan]. - [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.stat.gov.tm.
34. Oficialnij statisticheskij websajt Turcii [The official statistical website of Turkey]. -[Electronic resource.] - Mode of access: http://www.turkstat.gov.tr/Start.do.
35. Oficialnij statisticheskij websajt Uzbekistana [The official statistical website of Uzbekistan]. - [Electronic resource.] - Mode of access: https://www.stat.uz.
36. Oficialnij statisticheskij websajt Ukraini [The official statistical website of the Ukraine]. - [Electronic resource.] - Mode of access: https://ukrstat.org.
37. Oficialnij statisticheskij websajt Horvatii [The official statistical website of Croatia]. [Electronic resource.] - Mode of access: http://www.dzs.hr/default_e.htm.
38. Oficialnij statisticheskij websajt Yaponii [The official statistical website of Japan]. -[Electronic resource.] - Access mode: http://www.stat.go.jp.