шос и еаэс как основа будущего большого Евразийского партнерства
Степанов Н.С., Соколовская Е.А.
В статье рассматривается деятельность двух крупных международных экономико-политических структур, а именно Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, созданных на постсоветском пространстве и других территориях континента, видящих свое предназначение в обеспечении свободы перемещения товаров и услуг, капитала и рабочей силы в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств-членов и роста жизненного уровня населения. Предусматривается реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов в сопряжении с китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути». Затрагивается проблема взаимных расчетов с точки зрения использования определенных видов валют. Например, в российско-китайской торговле предполагается постепенно перейти от жесткой привязки к доллару сша к реальной дифференциации банковских операций в рублях и юанях.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Степанов Н.С., Соколовская Е.А. ШОС и ЕАЭС как основа будущего большого Евразийского партнерства // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 46-54.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Большое Евразийское партнерство, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, Экономический пояс Шелкового пути, национальные экономические интересы, экономическое сотрудничество, повышение жизненного уровня населения, взаиморасчеты в национальных валютах России и Китая.
Союз Советских Социалистических Республик был образован 30 декабря 1922 года и просуществовал 69 лет. Распад ссср 25-26 декабря 1991 года стал знаковым и определяющим событием XX века, так как этот факт общечеловеческого бытия свидетельствовал о том, что была разрушена существовавшая до тех пор в означенный период времени система биполярного мироустройства и начался новый передел мира. Вслед за исчезновением Советского Союза с географической карты земной поверхности 15 входивших в него республик приобрели статус независимых государств.
Начавшиеся процессы реконфигурации пространства бывшего СССР спровоцировали всемирную перестройку в геополитическом смысле. Произошло формирование так называемого однополярного мира, в котором доминируют Соединённые Штаты Америки, являющиеся на данный момент единственной де-факто существующей сверхдержавой.
Обретшие политический и экономический суверенитет вновь образованные страны, а точнее, их руководители, пришли к пониманию и осознанию того, что без создания новых экономических механизмов существенных положительных результатов в сфере экономического развития достичь будет сложно [1]. У многих из этих государств стала формироваться стратегия, направленная на создание межгосударственных институтов, деятельность которых должна была быть ориентирована на укрепление торговых, финансовых, научных, культурных, военных, туристических и других межнациональных связей. Появление межгосударственных институциональных механизмов в современной действительности происходит в условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, четко выраженной линии дальнейшего развития, прогрессивных технологий и разновекторности поведения стран, участвующих в интеграционных процессах. На сегод-
sco and eaeu as a base for future big Eurasian partnership
Stepanov N.S., Sokolovskaya E.A.
The article considers activity of two large international economic and political structures as Eurasian Economic Union (eaeu) and Shanghai Cooperation Organization created at post-soviet space and other territories of the continent with the goals as providing freedom in movement of goods and services, capital and workforce for stable development, overall technological renovation, cooperation, competitiveness improvement of members' economies and growth of population living standards. It suggests realization of cooperative infra-structural and investment projects along with Chinese initiative "Silk Road Economic Belt". The paper considers the problem of cooperative calculations from the viewpoint of certain types of currencies use. For instance, in Russian-Chinese trade activities it is supposed to transit from usd to real differentiation of bank transactions in rubles and renminbi.
FOR CITATION APA
Stepanov N.S., Sokolovskaya E.A. (2018). SCO and EAEU as a base for future big Eurasian partnership. Diskussiya [Discussion], 89, 46-54.
KEY WORDS
Big Eurasian partnership, EAEU, SCO, Silk Road Economic Belt, national economic interests, economic cooperation, growth of population living standards, reciprocal payments in national currencies of Russia and China.
няшний день на пространстве бывшего ссср, как и на иных евразийских территориях, возникли две крупные экономико-политические глобальные структуры: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Первым идею о формировании интеграционной структуры ЕАЭС выдвинул 29 марта 1994 года Нурсултан Назарбаев, занимавший пост Президента Казахстана. Эту мысль он озвучил в ходе своего выступления,проходившего в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Целью создания этой международной организации виделись согласованная экономическая политика и принятие совместных программ стратегического развития в ключевых отраслях хозяйствования, а также в политической, оборонной, юридическо-правовой и культурно-образовательной областях деятельности. Понадобилось больше десяти лет, чтобы эта инициатива воплотилась в жизнь. Она предполагала многостороннюю модернизацию и увеличение конкурентоспособности государственных экономик, включая создание условий для поступа-
тельного развития стран-членов и рост уровня жизни их граждан.
Датой создания ЕАЭС принято считать 1 января 2015 года, когда произошло подписание соглашения о его возникновении. Предполагается, что данный договор сыграет роль моста между активно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом (атр) и Европой как частью света в географическом понимании этой территории.
На сегодняшний день ЕАЭС является интернациональной организацией, стремящейся к обеспечению региональной экономической интеграции, способствующей свободному передвижению товаров и услуг, финансовых средств и рабочей силы, а кроме того, осуществлению скоординированной, сбалансированной, а в отдельных ситуациях и общей политики в ключевых секторах экономики.
В 2018 году участниками ЕАЭС помимо Российской Федерации являются Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. Начиная с мая этого года, статус наблюдателя приобрела Молдавия. Реальными претендентами на вхождение в еаэс стали и другие бывшие советские республики,
в частности, Узбекистан и Таджикистан. Потенциальными кандидатами могут оказаться Туркмения, Турция, Монголия, Тунис, Иран и Сирия. С самого начала важным аспектом деятельности еаэс являлось согласование с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», в перечень целей которого входило налаживание связей между Китаем и Евросоюзом.
В рамках российской концепции внешней политики было заявлено, что основная цель рф — расширение и усиление интеграционных процессов в рамках еаэс с бывшими советскими республиками, в числе которых Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан. Подобная интеграция должна быть направлена на поддержание устойчивого развития стран-участниц, их полноценное технологическое обновление, налаживание кооперации между ними, рост их экономической конкурентоспособности и увеличение уровня жизни граждан. Ключевой целью создания еаэс является обеспечение беспрепятственного передвижения товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы, а также формирование условий для осуществления партнерских проектов в области развития инфраструктуры и инвестиций. еаэс, будучи сформированным на базе универсальных интеграционных принципов, может взять
на себя основные функции в вопросах гармонизации процесса интеграции в Европе и Евразии[2].
В 2015 году был заключен договор между еаэс и Вьетнамом, касающийся формирования зоны свободной торговли (зет). Для еаэс это первое соглашение о зет с третьим государством. А вот Вьетнам уже имеет практический опыт работы в подобных зонах с КНР, Японией, Южной Кореей, асеан и предполагает подписать аналогичный документ с Евросоюзом, а в будущем, возможно, присоединится к Транстихоокеанскому партнерству. С 2015 года по 2018 год товарооборот между Вьетнамом и еаэс увеличился на 36,18% [3]. Вопрос о переходе на преференциальную торговлю пока не является первоочередным, но следует заметить, что начало было положено при заключении временного договора о зет с Ираном в мае этого года в столице Казахстана [4]. Кроме того, продолжается диалог о формировании зет и с другими странами, включая Египет, Сингапур, Израиль и Индию. Также обсуждаются вопросы унификации торгового режима и правил прохождения таможни с Сербией.
Ведется работа по формированию инструментов поддержания экспорта. В экономическом аспекте в их число помимо кредитования может входить и страхование. В мае этого года был за-
ключен договор между КНР и ЕАЭС, касающийся совместной работы в торгово-экономической сфере[5].
Меморандум о взаимоотношениях с Кубой представляет собой документ, позволяющий согласовывать действия, направленные на повышение объемов торговли и инвестиций, ликвидацию существующих экономических препятствий и систематическое участие в соответствующих мероприятиях.
По информации, поступившей от авторитетных специалистов, уже 50 стран высказали свою заинтересованность и продемонстрировали желание сотрудничать с ЕАЭС. Это молодое международное образование преследует конкретную цель, стремясь стать центром интеграционных процессов на континенте. В указанном направлении предпринимаются реальные шаги. Например, 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс означенного союза [6]. Подобное наднациональное объединение с определенной долей вероятности может превратиться в один из мировых центров влияния, одновременно выполняя функции эффективно действующего связующего звена между Европой и странами атр.
Другой крупной интернациональной организацией на пространстве бывшего СССР и в центральной Азии является ШОС, появившийся летом 2001 года благодаря стараниям лидеров РФ, Казахстана, КНР, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. На данный момент суммарная площадь занимаемой этими государствами территории составляет 34 млн км2, что равняется 60% площади Евразии, а совокупная численность населения на 2016 год — 3 млрд 100 млн человек[7], то есть практически половину жителей планеты. Основатели этого интеграционного объединения руководствовались необходимостью обеспечения региональной стабильности, налаживания дружеских и добрососедских взаимоотношений между государствами, надеялись на совместную работу в различных областях деятельности, включая политику, оборону, науку, образование и экономику.
Летом 2015 года было официально заявлено о начале процесса принятия в ряды ШОС Индии и Пакистана, окончательно ставших её членами в 2017 году. Их население на тот момент составляло, соответственно, 1,4 млрд и 207,7 млн человек.
В июне 2018 года в кнр в городе Циндао прошел очередной съезд ШОС, где впервые в роли действительных юридических лиц участвовали вышеупомянутые страны. На съезде было за-
ключено 17 важнейших договоров, в перечень которых попали план действий, рассчитанный на 2018-2022 годы, и Программа противостояния терроризму, сепаратистским и экстремистским настроениям, рассчитанная на 2019 - 2021 годы.
Теперь ШОС — это самая крупная интернациональная организация на планете после ООН по совокупной численности населения государств-участников, и она продолжает поступательный и экстенсивный рост, совершенствуя разнообразные запущенные механизмы, ориентированные на стимулирование всестороннего взаимодействия по трем ключевым направлениям, заложенным её основателями: поддержание безопасности и стабильности,совместная работа в торгово-экономической сфере и культурно-гуманитарной области.
Если еще раз углубиться в историю, то можно вспомнить, что свое начало ШОС берет в далеком 1996 году, когда образовалась «Шанхайская пятерка». После вступления в нее в 2001 году Узбекистана она начинает свой исторический путь как региональная интернациональная организация, продолжая расширять свое географическое присутствие. Кроме 8 государств, являющихся её полноправными членами (в их число, помимо РФ и КНР, вошли Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан), существуют 4 страны со статусом наблюдателя (Монголия, Афганистан, Беларусь и Иран) и 6 партнеров по диалогу[8]. Данная организация получила широкое международное признание, об этом свидетельствует ее статус наблюдателя при Генассамблее ООН.
Таким образом, была решена основная стратегическая задача, стоящая перед ШОС: определение того, какой вектор развития будет выбран на ближайшее время. Она смещает основной фокус направленных действий от проблем Центральной Азии к глобальным вопросам азиатского пространства. Не взирая на новые побудительные мотивы для новообразованного и быстрорастущего формирования, постоянно действующие внутри него органы, как наглядно продемонстрировала практика, обрели ценнейшее качество, которое следует оберегать, развивать и усиливать. Под ним подразумеваются позитивный опыт и навыки плодотворного и благожелательного общения официальных представителей стран-участниц вне зависимости от характера взаимоотношений между ними, разницы в верованиях и религиозной принадлежности, различий в культуре и обычаях.
Разрастание шое создает новый формат международных связей на базе взаимовыгодных договоренностей в институциональных рамках данной организации. «Шанхайский дух», закрепленный в документе «Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года» [9] и опирающийся на принципы обоюдного доверия, выгоды, равенства, а также недопустимости каких-либо противозаконных действий, подрывающих интересы иных стран-участниц, обязан стать своего рода этическим кодексом, свидетельствующим о высоком уровне доверительных и партнерских отношений в этой организации.
В российской концепции внешней политики закреплено, что РФ полагает значимыми последующее усиление позиций шое как на региональной, так и на международной арене, а также рост списка ее участников. Также РФ поддерживает наращивание потенциала данной организации в политико-экономической сфере и принятие мер, содействующих укреплению обоюдного доверия и партнерских отношений в Центрально-Азиатском регионе. Кроме того, Россия выступает за расширение взаимодействия со странами-участницами шое, странами-партнерами по диалогу и наблюдателями при этой организации[2].
Как уже показывала практика, шое нельзя назвать закрытым экономическим блоком, поскольку в будущем список участников организации может пополниться, а сама она способна превратиться в полноценную альтернативу запад-ноцентристской модели экономического развития.
Две рассмотренных ранее интернациональные организации можно представить как отдельные части, взаимно дополняемые новыми механизмами в рамках создания более прогрессивной экономической конструкции под эгидой инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (эпшп). Она базируется на двух мегапроектах: упомянутом эпшп и «Морском Шёлковом пути XXI века». Благодаря реализации данных мега-проектов КНР вместе с партнерами собирается создать прочную связь между развитыми восточ-ноазиатскими и европейскими государствами, воспользовавшись существовавшими с древности маршрутами Шёлкового пути. В результате должен сформироваться прочный фундамент экономического сотрудничества между этими территориями. Для достижения указанных целей инициатива эпшп обязана учитывать пять ключевых принципов сосуществования и интеграции:
открытость, поддержание мира, всеобщее процветание, инновационное развитие и гармоничное сосуществование цивилизаций.
В настоящий момент, в условиях санкци-онных режимов и торговых войн, объявленных Соединенными Штатами многим государствам мира и поддерживаемых их союзниками, перед еаэс и шос остро встали проблемы безопасности международных платежей, которые можно решить путем уменьшения роли доллара США и евро во внешнеэкономических операциях, особенно между государствами, поддерживающими инициативу ЭПШП.
В последние годы все хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, встречались с трудностями при проведении платежей в валютах США и Еврозоны. Чаще всего — в ситуации, когда в цепи расчетов присутствовали оффшорные компании. Эксперты увязывают подобные трудности с усилением санк-ционного режима со стороны Евросоюза и США и началом торговых войн.
Ужесточение банками собственной политики стало прослеживаться с наступлением 2014 года -еще до того, как обострился конфликт на Украине. Собственно, как раз тогда банк JP Morgan прикрыл корсчета двух ключевых государственных банков рф — Сбербанка и втб. Владельцы jp Morgan не хотели тратить ресурсы на разбирательства в сомнительных, по их мнению, транзакциях данных банковских организаций и их клиентов, чтобы не рисковать своей репутацией и не платить огромные денежные штрафы, налагаемые американскими властями в случае нарушений. Некоторые российские банки нашли в США новых партнеров, готовых иметь дело с корсчетами. В их число вошли Citibank, Bank of New York и Bank of America. Тем не менее, вслед за JP Morgan аналогичным образом поступили и другие крупные иностранные банки [10]. С этого момента процедура закрытия корсчетов обрела глобальный характер, отчего пострадала не только российская клиентура.
Нужно заметить, что трудности с проводкой платежей затрагивают только денежные переводы, выполняемые в валютах США, Еврозоны и Великобритании. Процесс оплаты в российских рублях, китайских юанях и иных национальных валютах стран — участниц еаэс и шос остался прежним.
Подавляющая часть претензий банковских организаций распространяется на характер тран-
закций. В своей работе они руководствуются специальным списком денежных операций, вызывающих подозрение, без учета других факторов. Прежде всего, возникают вопросы о происхождении, направлении, валюте и размере платежа. Сомнительными традиционно считаются затраты на маркетинговые, рекламные, консалтинговые услуги, превышающие 10 тыс. евро, а кроме того, затраты на покупку металла, нефтепродуктов, природного газа и драгоценностей. Также подозрительными могут счесть затраты на услуги, подлежащие обязательному лицензированию: интернет-казино, клиринговые услуги, услуги брокерских компаний, инвестиционную деятельность, услуги биржи «форекс», турбизнес, работу страховщиков и все типы услуг, оказываемых онлайн, включая продажу трафика, фармацевтических товаров, предоставление займов. К этой категории также можно отнести затраты на непрофильную деятельность.
При осуществлении всех названных действий нужно иметь в наличии пакет документов, служащих подтверждением их правомерности. Зачастую бывает так, что банковская организация, занимающаяся обслуживанием клиента, не запрашивает документы или выполняет платежные операции, не ознакомившись с их содержанием. Подобная
практика отрицательно влияет на часть клиентов: некоторые вообще прекращают собирать необходимые документы. Тем не менее, нередко данные бумаги запрашивает банк-корреспондент(особен-но это касается сша). В ситуации, когда происходит заминка с передачей подобной документации, платежная операция блокируется либо полностью отменяется — возвращение средств в этом случае происходит за счет отправителя.
Почти ежеквартально банковские организации в сша осуществляют рассылку для собственных корреспондентов, содержащую перечни сомнительных фирм, адресов, руководителей и акционеров, вызывающих подозрения. Чаще всего подобные списки включают рекомендации по блокированию счетов подозрительных фирм.
Отсюда возникает вопрос: почему бы государствам — членам интернациональных организаций, включая ШОС и ЕАЭС, не ввести расчеты в собственных валютах?
Идея подобного перехода во взаимоотношениях между рф и кнр уже озвучивалась ранее. Начиная с 2002 года, государственные валюты обеих стран активно применялись в приграничной торговле. Российское и китайское правительства пытались сформировать законодательную основу для употребления рубля и юаня в подобных опе-
рациях. Однако у них не получилось уговорить участников внешнеэкономической деятельности перестать пользоваться американской валютой.
Старт платежным операциям в государственных валютах был положен подписанием в 2002 году договора об употреблении рубля и юаня в пограничной торговле, в котором участвовали представители российского Центробанка и китайского Народного банка [11]. Поначалу в зону действия данного договора входили исключительно два города: российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Со временем зона применения государственных валют стала увеличиваться и с наступлением 2010 года в нее вошли земли других провинций КНР, а также соответствующих субъектов Дальнего Востока. Праздничная церемония по поводу начала продаж валютной пары рубль/юань на бирже ммвб прошла в конце 2010 года. Начиная с марта 2019 года выполнять платежи по внешнеторговым сделкам в валюте КНР смогут все китайские компании, имеющие соответствующее разрешение. За период с 2008 года по 2012 года Народный банк КНР заключил двусторонние договоры о валютных свопах с цен-тробанками восемнадцати государств на сумму 1,6 трлн юаней. Это важный шаг по распространению юаня как международной валюты. Осенью 2014 года Центробанк РФ и Народный банк КНР подписали договор о свопе в государственных валютах обеих стран, чтобы сформировать условия для последующего роста двухсторонней торговли и обоюдных инвестиций между ними. Размер денежной массы по системе своп достиг величины в 150 млрд юаней [12].
Денежный своп между центробанками представляет собой механизм, позволяющий обеим сторонам иметь доступ к ликвидности в денежных единицах второго государства, не прибегая к покупке валюты.
В более широком понимании своп (swap) представляет собой торгово-экономическую операцию с различными активами, где каждой сделке об обмене сопутствует контрсделка, совершаемая по прошествии некоторого периода времени на аналогичных условиях. Эти действия в идеале подразумевают многоразовый обмен платежами; кроме того, они применяются в целях повышения объема активов и параллельных обязательств, в отдельных ситуациях обеспечивая доступ на иностранный рынок.
Договор о свопе в государственных валютах между российским Центробанком и китайским
Народным банком содействует установлению двухсторонних экономических взаимоотношений благодаря увеличению возможностей в тор-гово-финансовых и инвестиционных вопросах, а кроме того, популяризации употребления рублей и юаней на международном уровне.
Невзирая на наличие явной выгоды в переходе на расчеты в государственных валютах, этого пока не произошло, что по большей части обусловлено тем, что китайский юань не считался международной валютой вплоть до 2016 года, а его курс и обращение являлись объектом строгого регулирования со стороны правительства КНР.
В 2016 году МВФ добавил юань в корзину SDR, подчеркнув, что это является ключевым этапом вливания экономики КНР во всемирную экономическую систему. Данная денежная единица заняла 3-е место, получив долю в 10,92 %, что меньше, чем у американской (41,73%) и европейской (30,93%) валюты, однако больше, чем у йены (8,33 %) и английского фунта (8,09 %) [13]. В ходе XIX съезда Коммунистической партии Китая в КНР была озвучена идея интернационализации китайской валюты. Несмотря на это, китайское правительство, по крайне мере официально, не заявляет о переходе на свободную конвертацию юаня, при которой курс зависит только от рыночных колебаний. Поскольку власти КНР не отказываются контролировать национальную валюту, они не отрицают необходимости придания своей денежной единице большей значимости в мире. Отсюда следует, что КНР создаёт систему, работающую независимо от свободной конвертации и способствующую росту стабильности национальной валюты. Тогда со временем у КНР в торговых отношениях с другими странами получится перейти на расчеты в юанях вместо доллара.
Основной трудностью, препятствующей расширению зоны международного оборота юаня, является то, что эта денежная единица зависит лишь от благоприятного состояния и стабильности китайской экономики, которая на сегодняшний день не прекратила динамичное развитие, однако государственная регуляция банков в этой стране столь сильна, что о свободной конвертации речи пока не идет. Контролируемая валюта обеспечивает немалые издержки и повышенные риски, поэтому КНР, обладая второй по величине экономикой на планете, должна рассмотреть вариант переключения на принцип свободной конвертации. Отмене госконтроля препятствует структура экономики кнр. Государственные ком-
пании в этой стране, в основном, субсидируются низкопроцентными займами, следовательно, в ситуации с обесцениванием национальной валюты китайской экономике будет нанесен серьезный удар. Согласно информации, предоставленной Банком международных расчётов, в 2016 году размер кредитной задолженности КНР составил 27,49 трлн долл., что эквивалентно 257% ВВП страны [14]. Также власти Китая боятся значительного оттока капитала при отмене ограничений.
В настоящий момент государства, имеющие торговые отношения с кнр, пользуются собственными валютами либо свопом, другими словами, осуществляют обменные операции с участием банков и не спешат привязываться к китайской валюте и экономике, поэтому требуют предоставлять займы в американских долларах.
Для осуществления платежей в национальных денежных единицах были сформированы две мощные организации: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и «Фонд Шелкового пути» (фшп), главными акционерами которого являются такие страны, как КНР, РФ и Индия.
Учреждение АБИИ произошло в конце 2015 года, а инициатором выступило китайское правительство. Его назначением является стимулирование инвестиций в сферу транспорта, энергетики и телекоммуникаций азиатских государств; его уставной капитал равен 100 млрд долл., а основными акционерами выступили КНР (26,06%), Индия (7,5%) и РФ (6,0%). Количество учредителей АБИИ увеличилось — в данный момент их не 57, как в 2016 году, а уже 84 [15].
фшп существует с 2014 года, под его управлением находятся активы на сумму 40 млрд долл., тем не менее, его дальнейшее формирование будет носить многоэтапный характер. К настоящему времени фшп привлек 10 млрд долл. инвестиций, которые были получены из золотовалютных резервов КНР (65,0%), активов инвестиционной корпорации КНР (15,0%), а также средств экспортно-импортного банка КНР (15,0%) и Банка развития этого же государства (5,0%). Последующие шаги по наполнению фонда не объявляются. Как правило, фшп осуществляет финансовые операции за пределами КНР, фокусируясь на проектах в области инфраструктуры, энергетики, развития промышленного производства и денежной сфере [16].
Остается открытым вопрос о получении разрешения на осуществление независимых финан-
совых операций от международных платёжно-расчетных систем. Продолжаются дискуссии о создании единой межнациональной системы в рамках как еаэс, так и шос. Планируемые платежные системы, вероятно, будут способствовать еще большей финансовой независимости международных организаций, обеспечивающих безопасность и независимость финансовых трансакций, и в будущем способствовать созданию единой валюты в системе взаимных расчетов. Именно ЕАЭС и ШОС в современных условиях геополитической и геоэкономической реальной действительности представляют собой узлы, вокруг которых формируются устойчивые связи между Европой и Азией.
В ноябре 2015 года был создан Астанинский клуб для проведения доверительных дискуссий о возможностях Евразии в сегодняшнем усложняющемся мире. Организатором клуба является Фонд первого Президента Казахстана. Партнер со стороны РФ — Совет по международным делам. Это некоммерческая организация, основанная в 2011 году, учредителями которой стали МИД, Минобрнауки, ран, рспп, Информационное агентство «Интерфакс» Российской Федерации. В образованной общественной организации собираются известные эксперты, крупные бизнесмены, ведущие политики из многих стран мира для обсуждения животрепещущих проблем и выработки путей реализации взаимодополняющих интеграционных инициатив. Например, будет ли каждая страна — член еаэс принимать решение об участии в эпшп, то есть речь идет о двусторонней сопряженности; можно ли рассматривать согласованную политику в реалиях шос как альтернативу Транс-Тихоокеанскому партнерству и саму организацию — как механизм стирания границ между регионами Евразии, а также в будущем превращения ее в полифункциональное образование.
Лишь последовательные, согласованные шаги всех участников процесса смогут обеспечить постоянную экономическую интеграцию Евразии и создание на материке большого партнерства. При конкретизации действий в направлении реализации идеи большого Евразийского партнерства (беп) нельзя недооценивать потенциал многосторонности и сводить сотрудничество к диалогам на двусторонней основе. При таком подходе потребуются некие перестройка и совершенствование институциональной структуры внутри ШОС и ЕАЭС несмотря
на имеющийся у них в настоящее время высокий международный авторитет. Эти интернациональные организации уже пробуют стать основой беп на базе проводимой консолидированной топливно-энергетической и транспортно-логистической политики, кооперационной увязки производственных процессов и оперирования финансовыми ресурсами.
Несмотря на имеющуюся положительную тенденцию возникает необходимость в улучшении условий сотрудничества путем устранения неоправданных ограничений и унификации требований в сферах экономических отношений, а именно в торговле и инвестиционной деятельности, санитарного контроля, таможенных правил, защиты интеллектуальной собственности. Следует также
повышать осведомленность партнеров о деталях реализации совместных мероприятий.
Успешность претворения в жизнь идеи беп не в последнюю очередь зависит от того, насколько эффективно удастся подключить бизнес к формированию цепочек создания добавленной стоимости.
В настоящее время беп представляется как расширяющаяся сеть зон международной свободной торговли. В перспективе рассматриваемое партнерство может стать примером более справедливого соотношения сил на мировой арене, опирающегося на многополярность, взаимное уважение, отсутствие дискриминации в международном сотрудничестве.
Список литературы
1. Ильина М.Ю. Единое инновационное пространство как фактор реиндустриализации экономик государств - членов ЕАЭС // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 4. С. 172-188.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 12.06.2018).
3. Отчёт о внешней торговле между Россией и другими странами в 2017 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России. Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-vetnamom-v-2017-g/ (дата обращения: 04.05.2018).
4. ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли [Электронный ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180517/1520730534. html (дата обращения: 18.05.2018).
5. Подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР [Электронный ресурс] / ЕЭК. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx (дата обращения: 20.05.2018).
6. Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс] / ЕЭК. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_ sotr/dep_tamoj_zak/Pages/tk_eaes.aspx (дата обращения: 25.06.2018).
7. Шанхайская организация сотрудничества. Досье [Электронный ресурс] / ТАСС. Режим доступа: http://tass. ru/info/5275701 (дата обращения: 10.06.2018).
8. Воробьев В. ШОС и третья фаза Китая. Шанхайская организация в новом ландшафте [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2016. № 1. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/ShOS-i-tretya-faza-Kitaya-17940 (дата обращения: 14.01.2016).
9. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 гг. Режим доступа: http://scorussia.ru/load/1013640805 (дата обращения: 22.05.2018).
10. Дементьева К, Хвостик Е, Дементьева С. Клиенты нон грата: у Сбербанка и ВТБ возникли проблемы с операциями с JP Morgan [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2014. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2400274] (дата обращения: 07.02.2014).
11. Врагова Н.К., Симутина Н.Л. Межбанковские расчеты как фактор цивилизованного развития внешнеторговых отношений приграничных регионов России и Китая // Деньги и кредит. 2017. № 2. С. 56-62.
12. Банк России заключил соглашение о валютном свопе с Народным банком Китая [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=13102014_154408if2014-10-13t15_39_28.htm (дата обращения: 20.11.2014).
13. Press Release: IMF Executive Board Completes the 2015 Review of SDR Valuation. Access mode: http://www.imf.org/ en/news/articles/2015/09/14/01/49/pr15543 (дата обращения: 15.05.2016).
14. Грибова Н.В. Актуальные вопросы экономического развития Китая в современных условиях // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6. С. 185-205.
15. Число участников Азиатского банка инфраструктурных инвестиций выросло до 84 [Электронный ресурс] / ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4823388 (дата обращения: 20.12.2017).
16. Мордвинова А.Э. Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// riss.ru/analitycs/26095/ (дата обращения: 03.02.2016).
References
1. Ilyina M.Yu. Unified Innovation Space as a Factor of Reindustrialization of the Economies of the Member States of the EAEU // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 4. P. 172-188.
2. The concept of foreign policy of the Russian Federation [Electronic Resource]: approved. President of the Russian Federation V.V. Putin on November 30, 2016. Access mode: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_pub-lisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (reference date: 12.06.2018).
3. Report on foreign trade between Russia and other countries in 2017: trade turnover, exports, imports, structure, goods, dynamics [Electronic resource] // Foreign trade of Russia. Access mode: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-vetnamom-v-2017-g/ (reference date: 04.05.2018).
4. EAPC and Iran signed a temporary agreement on a free trade zone [Electronic resource] // RIA Novosti. Access mode: https:// ria.ru/economy/20180517/1520730534.html (reference date: 14.05.2018).
5. The Agreement on trade and economic cooperation between the EEMP and PRC [Electronic resource] / ECE was signed. Access mode: http://www.eurasiancommission.org/en/nae/news/ Pages/17-05-2018-5.aspx (reference date: 20.05.2018).
6. The Customs Code of the EAEC [Electronic resource] / ECE. Access mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/tk_eaes.aspx (reference date: 25.06.2018).
7. Shanghai Cooperation Organization. Dossier [Electronic resource] / TASS. Access mode: http://tass.ru/info/5275701 (reference date: 10.06.2018).
8. Vorobiev V. SCO and the third phase of China. Shanghai Organization in a New Landscape [Electronic resource] // Russia in global politics. 2016. № 1. Access mode: http://www.
Информация об авторах
Степанов Н. С., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики РАН (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: nikitosstepanov@gmail.com.
Соколовская Е.А., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики РАН (г. Москва, Российская Федерация).
Благодарности
Статья разработана в рамках темы государственного задания «Структурная модернизация российской экономики в контексте формирования новой модели развития».
Информация о статье
Дата получения статьи: 16.07.2018 Дата принятия к публикации: 22.08.2018
© Степанов Н.С., Соколовская Е.А., 2018.
globalaffairs.ru/number/ShOS-i-tretya-faza-Kitaya-17940 (reference date: 14.01.2016).
9. Development strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025 [Electronic resource] // Official site of the Russian Federation presidency in the Shanghai Cooperation Organization in 2014-2015. Access mode: http://scorussia.ru/ load/1013640805 (reference date: 22.05.2018).
10. Dementieva K., Hvostik E., Dementieva S. Non grata clients: Sberbank and VTB had problems with operations with JP Morgan [Electronic Resource] // Kommersant. 2014. Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/2400274] (reference date: 07.02.2014).
11. Vragova N.K., Simutina N.L. Interbank calculations as a factor of the civilized development of foreign trade relations between the border regions of Russia and China // Money and credit. 2017. № 2. P. 56-62.
12. The Bank of Russia concluded an agreement on a currency swap with the People's Bank of China [Electronic resource] / Central Bank of the Russian Federation. Access mode: http://www.cbr. ru/press/PR/?file=13102014_154408if2014-10-13t15_39_28. htm (reference date: 20.11.2014).
13. Press Release: IMF Executive Board Completes the 2015 Review of SDR Valuation. Access mode: http://www.imf.org/en/news/ articles/2015/09/14/01/49/pr15543 (reference date: 15.05.2016).
14. Gribova N.V. Topical issues of China's economic development in the current conditions // Problems of the national strategy. 2017. No. 6. P. 185-205.
15. The number of participants of the Asian Bank for Infrastructure Investments has grown to 84 [Electronic resource] / TASS. Access mode: http://tass.ru/ekonomika/4823388 (reference date: 20.12.2017).
16. Mordvinova A.E. Silk Road Fund: the results of the first year of work [Electronic resource]. Access mode: https://riss.ru/anali-tycs/26095/ (reference date: 03.02.2016).
Authors Info
Stepanov N.S., PhD, senior researcher, Institute of Economics RAS (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: nikitosstepanov@gmail.com.
Sokolovskaya E.A., PhD, senior researcher, Institute of Economics RAS (Moscow, Russian Federation).
Acknowledgments
The paper is developed in the frames of state task: "Structural modernization of Russian economy in the context of new development model's formation"
Article Info
Received for publication: 16.07.2018 Accepted for publication: 22.08.2018
© Stepanov N.S., Sokolovskaya E.A., 2018.