Научная статья на тему '"Великий шелковый путь" как способ интеграции объектов культурно-исторического наследия Южной Сибири в индустрию туризма'

"Великий шелковый путь" как способ интеграции объектов культурно-исторического наследия Южной Сибири в индустрию туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
801
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL AND COGNITIVE TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ATTRACTION / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURIST INFRASTRUCTURE / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / РЕСУРС / RESOURCE / ОБЪЕКТ / OBJECT / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОГРАММА / PROGRAM / ТУРПАКЕТ / TOUR PACKAGE / ДЕСТИНАЦИЯ / DESTINATION / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLIER EFFECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Наталия Федоровна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири на основе межрегиональной интеграции объектов культурно-исторического наследия в единый туристский маршрут. В частности, в ней анализируется опыт по разработке международного проекта ООН, ЮНЕСКО и ЮНВТО «Шелковый путь», проекта Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века, а также исследуется процесс разработки туристских маршрутов на российских участках указанного пути. Основное внимание уделяется формированию сибирского маршрута этого пути, указываются ресурсы Хакасии для разработки туристских продуктов под единым брендом «Великий шелковый путь. Сибирская дорога», выявляются проблемы в этом процессе и раскрываются потенциальные последствия от реализации проекта для регионов. Помогут реализации проекта активная реклама, упрощение визового режима, оптимизация транспортных связей, повышение качества турпродуктов, уровня сервиса, адаптация его для зарубежных туристов, подготовка специалистов со знанием иностранных языков, оснащение навигацией объектов туристского показа, модернизация системы общественного питания, адаптация ее к вкусам и потребностям иностранных туристов. Это увеличит туристский поток в регионы, привлечет внимание к сохранению природных и культурных объектов, создаст условия для более эффективного развития туризма, модернизации поселений на туристских маршрутах, появления современной инфраструктуры, увеличения объемов торговли, роста деловой активности, привлечения инвестиций, для появления региональных точек роста и повышения качества жизни местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT SILK ROAD" AS AN INTEGRATION TECHNIQUE TO INVOLVE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE SITES OF SOUTHERN SIBERIA INTO THE TOURISM INDUSTRY

This article deals with some aspects of promoting the tourist efficiency of Southern Siberia regions through the interregional integration of cultural and historical heritage sites into a single tourist route. In particular, the author analyzes the UNO, UNESCO and UNWTO experience in the development of the international project "The Silk Road" China's project on the development of the Silk Road Economic Belt and 21st Century Maritime Silk Road. The author also studies the development of the tourist routes on the Russian sections of the Road. The research is focused upon the Siberian route along this Road to show the resources of Khakassia for the tourist products development under the single brand "The Great Silk Road. Siberian Road". It reveals difficulties of this process and potential project effects for the regions. The author reports about facilities that will contribute to the project implementation, such as intensive advertising, visa liberalization, transport links improvement, higher quality of tourist products and service level, specialists with foreign languages skills, navigation equipment of the tourist attractions, revision of the public catering system to adapt it to the foreign tourists tastes and needs, etc. This will attract more tourists to the regions, draw public attention to the preservation of natural and cultural sites and make favorable conditions for more effective development of tourism and reconstruction of settlements along the tourist routes. It will also improve the infrastructure facilities, increase the trade volume, give an economic activity growth and raise investment. Due to these measures, regional growth zones will appear to improve the life quality of the local population.

Текст научной работы на тему «"Великий шелковый путь" как способ интеграции объектов культурно-исторического наследия Южной Сибири в индустрию туризма»

УДК 338.48

«ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ В ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА

Кузнецова Наталия Федоровна, кандидат исторических наук, доцент, зам. директора по научной работе Института экономики и управления Хакасский государственный университет (655017, Россия, Абакан, проспект Ленина, 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири на основе межрегиональной интеграции объектов культурно-исторического наследия в единый туристский маршрут. В частности, в ней анализируется опыт по разработке международного проекта ООН, ЮНЕСКО и ЮНВТО «Шелковый путь», проекта Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века, а также исследуется процесс разработки туристских маршрутов на российских участках указанного пути. Основное внимание уделяется формированию сибирского маршрута этого пути, указываются ресурсы Хакасии для разработки туристских продуктов под единым брендом «Великий шелковый путь. Сибирская дорога», выявляются проблемы в этом процессе и раскрываются потенциальные последствия от реализации проекта для регионов. Помогут реализации проекта активная реклама, упрощение визового режима, оптимизация транспортных связей, повышение качества турпродуктов, уровня сервиса, адаптация его для зарубежных туристов, подготовка специалистов со знанием иностранных языков, оснащение навигацией объектов туристского показа, модернизация системы общественного питания, адаптация ее к вкусам и потребностям иностранных туристов. Это увеличит туристский поток в регионы, привлечет внимание к сохранению природных и культурных объектов, создаст условия для более эффективного развития туризма, модернизации поселений на туристских маршрутах, появления современной инфраструктуры, увеличения объемов торговли, роста деловой активности, привлечения инвестиций, для появления региональных точек роста и повышения качества жизни местного населения.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, въездной туризм, культурно-познавательный туризм, туристский потенциал, туристская привлекательность, туристская инфраструктура, культурно-историческое наследие, ресурс, объект, проект, программа, турпакет, дестинация, мультипликативный эффект

«THE GREAT SILK ROAD» AS AN INTEGRATION TECHNIQUE TO INVOLVE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE SITES OF SOUTHERN SIBERIA INTO THE TOURISM INDUSTRY

© 2017

Kuznetsova Nataliya Fedorovna, candidate of history sciences, associate professor, Deputy Director for Research of the Institute of Economics and Management Khakass State University of N.F. Katanov (655017, Russia, Abakan, Lenin Avenue 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Abstract. This article deals with some aspects of promoting the tourist efficiency of Southern Siberia regions through the interregional integration of cultural and historical heritage sites into a single tourist route. In particular, the author analyzes the UNO, UNESCO and UNWTO experience in the development of the international project "The Silk Road" - China's project on the development of the Silk Road Economic Belt and 21st Century Maritime Silk Road. The author also studies the development of the tourist routes on the Russian sections of the Road. The research is focused upon the Siberian route along this Road to show the resources of Khakassia for the tourist products development under the single brand "The Great Silk Road. Siberian Road". It reveals difficulties of this process and potential project effects for the regions. The author reports about facilities that will contribute to the project implementation, such as intensive advertising, visa liberalization, transport links improvement, higher quality of tourist products and service level, specialists with foreign languages skills, navigation equipment of the tourist attractions, revision of the public catering system to adapt it to the foreign tourists tastes and needs, etc. This will attract more tourists to the regions, draw public attention to the preservation of natural and cultural sites and make favorable conditions for more effective development of tourism and reconstruction of settlements along the tourist routes. It will also improve the infrastructure facilities, increase the trade volume, give an economic activity growth and raise investment. Due to these measures, regional growth zones will appear to improve the life quality of the local population.

Keywords: Tourism, domestic tourism, inbound tourism, cultural and cognitive tourism, tourist potential, tourist attraction, tourist infrastructure, cultural and historical heritage, resource, object, project, program, tour package, destination, multiplier effect

Сфера туризма имеет важное значение для социального и экономического развития государства. Туристская отрасль благодаря мультипликативному эффекту стимулирует малый и средний бизнес, повышает занятость и самозанятость, объемы экспорта, качество жизни населения страны, нивелирует диспропорции регионального развития, а также увеличивает объемы налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты и в целом положительно влияет на рост экономики страны. Большим потенциалом для этого обладают въездной и внутренний туризм, а, в частности культурно-познавательный тип туризма.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири на основе межрегиональной интеграции объектов культурно-исторического наследия в единый туристский маршрут, а также выявляются проблемы в этом процессе и указываются потенциальные социаль-

но-экономические последствия для регионов.

В 2011 г. в России была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». В ней отмечается, что «важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока... Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах ... Сибирского» федерального округа [1].

За последние годы, в связи с кризисом, значительно изменилась структура рынка туристских услуг России. В 2015 г., по данным Росстата, на 20% сократилось количество зарубежных туристских поездок, но зато на 6% вырос въездной туризм и на 18% - внутренний туризм

Ж_

219

Для дальнейшего увеличения объемов туристского потока целесообразно интегрировать отдельные культурно-исторические объекты из разных регионов в единые туристские маршруты. Подобные примеры на практике уже существуют. Например, таким является проект «Шелковый путь», который с 1987 г. развивают ООН, ЮНЕСКО и Всемирная туристская организация (ЮНВТО, по англ. - UNWTO, United Nations World Tourism Organization).

В 1972 г. ЮНЕСКО подписала Конвенцию о защите мирового культурного и природного наследия. Этот документ дает правовую, организационную и материальную основу для сотрудничества стран в указанной сфере. Реализация этой конвенции привела к разработке «концепции мирового наследия», которая нацелена на преодоление всех административных и политических преград. Кроме того, этой организацией был сформирован Список всемирного наследия. В него вошли культурные и природные участки в разных странах, которые были отнесены к мировым ценностям и которые теперь защищаются мировым сообществом.

С 1988 г. в течение 10 лет ЮНЕСКО осуществляла проект «Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога». Он был направлен на широкое и глубокое изучение истории древней караванной дороги, установление и развитие разного рода взаимовыгодных обменов между Востоком и Западом. Реализация проекта оказалась очень результативной, поэтому он был продолжен. Сегодня все собранные и накопленные в рамках проекта данные являются уникальными туристскими ресурсами. Многие из этих уникальных объектов, расположенных на Великом шелковом пути, находятся в состоянии восстановления или консервации, а часть из них вошли в вышеуказанный Список ЮНЕСКО.

На 2017 г. в этот Список входят 26 российских памятников природы и культуры, причем 2 из них находятся на Великом шелковом пути. Это цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан), а также Западный Кавказ (Краснодарский край, республики Адыгея и Карачаево-Черкесия). Кроме того, правительством России предложены для включения в этот список культурно-исторический ландшафт Асса— Джейрах (Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник) в Ингушетии; археологический музей-заповедник Танаис в Ростовской области [3].

В 1993 г. на Генеральной ассамблее ООН, которая состоялась на острове Бали в Индонезии, была предложена концепция возрождения этого древнего торгового пути. Главная идея этой концепции - формирование глобального туристского бренда, основанного на возникшем во 2 в. до н. э. великом торговом маршруте. Воссозданный для туристов путь должен пройти по территории 24 стран.

ЮНВТО поставила также задачу создать общую трансконтинентальную концепцию, девиз которой -«Сотрудничество и совместные усилия, несмотря на государственные границы». Потенциальные туристские ресурсы разных стран необходимо преобразовать в интегрированный туристский продукт. А для этого надо скоординировать деятельность различных секторов ту-риндустрии, в т.ч. гостиничное управление, туристские агентства, туроператоров, транспортные организации и властные органы.

На международном форуме ЮНВТО, который прошел в 1996 г. в китайском городе Сиань, впервые была дана возможность наладить деловые связи между туроператорами основных туристских рынков, поскольку на нем присутствовали более 100 руководителей крупнейших туристских фирм, а также отельеров из 25 стран мира. Кроме того, на указанном форуме был утверждена новая маркетинговая стратегия. Главная ее цель - создание устойчивого и растущего спроса на новый туристский продукт. Основными источниками для его

составления стали итоги «Исследовательского проекта по содействию туристическому обмену с развивающимися странами и территорией вдоль Великого шелкового пути», который выполнил Азиатско-Тихоокеанский туристический обменный центр (АРТЕС). Также на этом форуме возник Комитет содействия туризму в территориях древней шелковой магистрали.

В 2010 г. ЮНВТО приняла специальную программу продвижения туризма на Шелковом пути. Сегодня в указанной программе участвуют 33 государства: Албания, Армения, Азербайджан, Бангладеш, Болгария, Греция, Грузия, Египет, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Россия, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Украина, Узбекистан, Хорватия, Южная Корея, Япония [4].

Великий шелковый путь - уникальное явление в культурном пространстве Евразии. Этот древний караванный маршрут протяженностью более 12 тысяч километров протянулся от западных территорий Китая через земли Восточного Туркестана к государствам Средней Азии, заходил в степи Казахстана и через Ближний Восток далее шел к Средиземному морю. Он действовал примерно полторы тысячи лет и повлиял на этническое, социальное, экономическое и политическое развитие многих народов.

Шелк везли в западные страны тремя основными маршрутами, которые затрагивали и территории нынешней России. Первый из них — северный - проходил по степным дорогам Центральной Азии, т.е. через Монголию и земли Южной Сибири: Хакасии, Тывы, Алтая. А по территории республик Кавказа: Чечни, Ингушетии, Осетии, по мнению российских ученых, тянулась дорога, дублирующая степную ветвь указанного шелкового пути. Затем она проходила по высокогорному северокавказскому отрезку к Черному морю и соединялась с крымской трассой. Торговые караваны по этому пути перестали ходить только в 15 веке. А сегодня по этому древнему маршруту могут отправиться новые, теперь уже туристские «караваны». Как и ранее, этот маршрут может явиться связующим компонентом между странами Востока и Запада.

Термин «Великий шёлковый путь» появился в научном обороте примерно 150 лет назад. Такое же название получил новый глобальный проект Китая, который активно им продвигается через ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества). В связи с этим современный «Великий шёлковый путь», прежде всего, нацелен на укрепление разнообразных связей и контактов между странами и регионами на пространстве указанной организации.

В 2013 г. руководитель Китая Си Цзиньпин выступил с инициативой совместного формирования экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века с названием «Один пояс и один путь» [5]. Этот проект подразумевает создание нового коридора между Азией и Европой, в т.ч. следующих международных направлений социально-экономического сотрудничества: «Китай - Центральная Азия - Западная Азия», «Китай - Монголия - Россия», «Китай - Индокитай». Их основой будут крупные международные маршруты с базовыми точками в опорных городах и площадками для сотрудничества в важных торговых, экономических и производственных зонах. На морской акватории будут создаваться эффективные и безопасные транспортные маршруты с узловыми центрами в важных морских портах. Приоритетную роль в этом процессе могут сыграть и российские порты, в частности Владивосток [6, с. 55].

Согласно этому проекту государства-участники будут максимально модернизировать инфраструктуру регионов, создавать опорную сеть высокоэффективных и безопасных сухопутных, воздушных и морских транспортных путей, а также разрабатывать взаимосвязи бо-

лее высокого уровня. Страны направят свои усилия на расширение гуманитарных обменов и экономических связей, что приведет к политическому доверию, упрощению процедур в сфере торговли и инвестиций, а в итоге возникнут новые зоны свободной торговли.

Указанное сотрудничество строится на 5 основных пунктах. Это политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. Последний пункт предполагает сотрудничество в области туризма и увеличение его масштабов, проведение презентаций и других мероприятий, совместную разработку уникального международного туристского маршрута и разнообразной, в том числе сувенирной, продукции с символикой Шелкового пути, упрощение оформления визы для туристов стран, находящихся на этом древнем пути, а также продвижение круизного туризма по новому Морскому шелковому пути 21 века.

Великий шелковый путь как турпродукт отличается от обычных маршрутов. Классические туры предполагают поездку в одну страну, а здесь турист может посетить несколько стран, ознакомиться с памятниками их истории и культуры, традициями и обычаями.

Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Узбекистан и некоторые другие страны сегодня активно работают на привлечение туристов с помощью имеющегося культурно-исторического наследия участка древнего пути. В этих странах уже существуют разработанные туристские маршруты.

Процесс по разработке туристских маршрутов на Великом шелковом пути идет и в России, которая присоединилась к этому проекту в 2015 г. Участие в проекте подобного уровня способствует привлечению новых сегментов рынка, увеличению срока пребывания туристов в дестинациях, нахождению новых партнеров и инвесторов, дает синергетический эффект коллективного брендинга всех входящих в него территорий.

К регионам России, которые непосредственно находятся на маршруте Шелкового пути, относятся Дагестан, Калмыкия, нижнее Подонье, Предкавказье, Приазовье, Северный Кавказ, Тамань, Южная Сибирь. Российские регионы обладают немалым культурным наследием древнего караванного пути. Это не только объекты материальной, но и нематериальной культуры: литературные памятники, разнообразные культурные традиций и обычаи, в т.ч. кулинарные и гастрономические, которые дают возможность создавать и совершенствовать инновационные турпродукты для сегодняшних туристов, дающих наиболее аутентичные впечатления.

25 сентября 2016 г. из г. Махачкалы впервые отправился новый автобусный тур по кавказскому отрезку шелкового пути. Его организаторами были Минкавказ России, «Корпорация развития Северного Кавказа» и фонд «Посети Кавказ». Среди первых участников этого информационного тура были сотрудники Посольства Китая в России, представители китайской авиакомпании Hainan Airlines, а также туроператоры России и Китая, поскольку население данной страны - многочисленные потенциальные потребители предложенной туристской услуги. Новый тур пролегает по территории семи регионов Кавказа: Дагестана Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северной Осетии-Алании [7]. В г. Владикавказе китайские туроператоры заключили меморандум с 6 северокавказскими регионами о совместной разработке и продвижении на рынок в России и Китае туристского маршрута по кавказскому участку этой древней трассы.

В декабре 2016 г. в рамках 5 международного культурного форума в г. Санкт-Петербурге состоялась панельная дискуссия «Великий шелковый путь». На этом мероприятии была представлена уникальная разработка специалистов Российского этнографического музея (РЭМ) - карта с историко-культурными областями РФ,

связанными с Великим торговым путем [8]. Таким образом, на этом форуме стартовал уникальный проект Министерства культуры России «Великий Шелковый путь», который готовился 3 года. Он направлен на развитие туризма и объединяет 27 российских регионов, которые связаны с этим путем.

В процессе работы форума были определены координаторы проекта «Великий шелковый путь»: в Сибири (республика Хакасия), на Северном Кавказе (республика Дагестан) и на Юге России (Астраханская область). Сотрудники РЭМа стали ответственными за научное и методическое обеспечение данного проекта. А каждый российский субъект-участник вместе с указанным музеем должен разработать свои маршруты под брендом шелкового пути.

Основа проекта - концепция ученых России, основанная на том, что немаловажной частью истории этого древнего пути были и его северные маршруты, которые шли через территории Северного Кавказа, Закавказья, Прикаспия и Причерноморья, а также через Южную Сибирь. Южная Сибирь, юг Западной Сибири и Южный Урал рассматриваются как области, осуществлявшие экономические связи с регионами, по которым пролегали караванные дороги шелкового пути. Перед этими территориями поставлена задача сформировать целый ряд своих туристских маршрутов, а в будущем включить их в программу ЮНЕСКО «Туризм на Шелковом пути», которая действует с 1993 г.

Один из таких созданных маршрутов - «Путешествие сквозь время. По следам Великого шелкового пути» - был презентован на вышеуказанной панельной дискуссии министерством культуры и туризма Астраханской области. Он разработан местным туроператором «Цезар» и Астраханским туристско-информационным центром. Маршрут дает возможность посетить важные природные, исторические, архитектурные, и культурные памятники и достопримечательности, как-либо связанные с северным маршрутом шелкового пути, проходившим по территории указанной области. Этот турмаршрут уже готов для реализации потребителям и предлагается как российским, так и зарубежным туристам как круглогодичный тур и как сезонный (в период цветения лотоса в дельте Волги).

А в апреле 2017 г. в г. Астрахань на координационном совете по развитию курортов и туризма «Ассоциации Юг» был представлен уже межрегиональный тур «Великий шелковый путь». Он проходит по регионам Южного Федерального округа: по Астраханской, Волгоградской и Ростовской областям, Краснодарскому краю, Республикам Калмыкия, Адыгея, Крым и городу Севастополю. Все эти регионы подписали соглашения о сотрудничестве для разработки и реализации указанного межрегионального маршрута [9].

Организационная работа ведется и на сибирском маршруте этого пути, в частности в республике Хакасия. На территории этой республики есть все необходимые ресурсы для развития как въездного, так и внутреннего туризма. Это наличие благоприятных природно-климатических условий, разнообразного культурно-исторического наследия, природных памятников и парков, заповедников и заказников, рек и целебных озер, уникальных природных ландшафтов (степи, горы, тайга и др.), охотничьих угодий. Указанные ресурсы дают возможность для развития здесь многих видов туризма: рекреационного, пляжного, сельского, событийного, активно-спортивного, этнического, экологического, а также культурно-познавательного.

Богатым и разнообразным является культурно-историческое наследие народов Хакасии, прежде всего хакасов, русских, енисейского казачества. Его представляют более 30 тысяч памятников истории и культуры. 41 памятников культурного наследия являются объектами туристского показа [10]. Среди них есть культурные объекты федерального значения: курганная груп-

па «Салбык», курган Барсучий лог, Курганные группы «Усть-Сос- 5, 6, 9», Усть-Сосский Чаа-Тас, Боярская писаница, Большая Боярская писаница, Петроглиф Красный камень, Оглахтинская крепость и писаницы, Сулекское городище и писаница.

На территории республики представлены и уникальные природные памятники. Ресурсами для развития туризма являются 6 природных заповедников и заказников, 5 памятников природы, 1 природный парк «Хакасский», 41 природных угодий. Один из памятников - Горный хребет Оглахты - правительство России предложило ЮНЕСКО добавить в Список всемирного наследия. Визит-центры, созданные на территории заповедников, позволяют развивать туризм даже на природоохранных землях.

Регулярно проводимые здесь праздники, фестивали и конкурсы знакомят с национальными традициями республики и являются ресурсом для развития событийного туризма. Среди них праздники «Тун-пайрам», «Уртун Тойы» и «Чыл пазы», фестиваль «Чир Чайаан», фестиваль-конкурс «От Ыры» и др. [11, с. 160 - 164].

Способствует развитию туризма в республике Хакасия и наличие достаточного количества коллективных средств размещения, отвечающих современным требованиям к уровню сервиса (в 2016 г. - 148), в т.ч. и сертифицированных отелей. В 2016 г. в Хакасии насчитывалось 4 категорийных отеля: 4 звезды - «Бизнес-отель Азия», 3 звезды - отели «Саяногорск», «Чалпан», «Анзас» [12, с. 135 - 136].

За последние годы в республике произошел значительный рост потока туристов. За 2012-2016 гг. он вырос в 3,5 раза, с 156,7 тыс. до 548,8 тыс. человек.

Рисунок 1. Объем потока туристов в республике Хакасия в 2012-2016 гг., тыс. человек

За 2013-2015 годы зарубежных туристов стало больше на 43%, с 2,8 тыс. до 4 тыс. [13]. При численности населения Хакасии на 1 января 2017 г. 537,668 тыс. человек [14] общий объем потока туристов в Хакасии в 2016 г. достиг 548,8 тыс. человек, из них 3,8 тыс. - граждане зарубежных стран, в 2015 г. эти показатели составляли 518,0 тыс. и 4,0 тыс. человек [15].

По итогам 2016 г. лидерами по количеству прибывших в Хакасию зарубежных туристов являлись Германия, Китай, Франция. В первом квартале 2017 г. в Хакасии побывали туристы из Англии, Испании, Чили, США, Израиля и Норвегии [16].

Хотя при этом немного сократились объемы платных услуг. Так, платные туристские услуги фирм Хакасии в 2016 г. стали меньше на 6,5 % по сравнению с прошлым, 2015 г. Они сократились с 118 900,0 тыс. руб. до 111 200,0 тыс. руб. Объем платных услуг коллективных средств размещения Хакасии в 2016 г. стал меньше на 0,7% по отношению к 2015 г. Это соответственно 236 700,0 тыс. руб. и 238 400,0 тыс. руб. А налоговые поступления от туристской отрасли в консолидированный республиканский бюджет в 2016 г. выросли на 8,5% по сравнению с 2015 г. Они были в размере 141 356 тыс.

руб. (2015 г. - 130 248 тыс. руб.) [17].

Для продвижения на рынок туристского потенциала республики в июле 2016 г. Государственный комитет по туризму Хакасии осуществил рекламный информационный тур для туроператоров России и зарубежных стран. В нем участвовали сотрудники 8 туристских фирм из Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Новокузнецка, а также Германии и Китая [18]. Участники этого тура ознакомились с объектами туристского показа, побывали на экскурсиях и положительно оценили туристский потенциал сибирского региона, качество сервиса, средств размещения и безопасность для нахождения туристов в республике. Но в этом туре принимали участие в основном только представители сибирских регионов. Среди них совсем не было турфирм из западных регионов России, где плотность населения намного выше и где потенциально высокий спрос на туристские услуги.

В декабре 2016 г. по решению культурного форума в Санкт-Петербурге республика Хакасия возглавила работу по культурному и туристскому сотрудничеству в рамках проекта «Великий шёлковый путь» в Сибири. Результатом этой деятельности стало создание единого бренда «Великий шёлковый путь. Сибирская дорога». Этот проект направлен на развитие не только въездного (на привлечение туристов из стран Европы и Азии), но и внутреннего туризма. В настоящее время готовится к подписанию четырехстороннее соглашение между 4 регионами Южной Сибири для коллективного осуществления проекта «Великий шелковый путь. Сибирская дорога». Это Хакасия, Республики Алтай и Тыва и Горная Шория в Кемеровской области.

На VII Международном культурно-туристском форуме «Сибер Ил», который состоялся в июне-июле 2017 г. в Хакасии, была организована специальная сессия «Великий шелковый путь на пространстве ШОС». В ней участвовали делегации из многих российских регионов, а также представители Азербайджана, Киргизии, Китая и Монголии. Помимо указанной сессии на форуме также было проведено совещание министров культуры СФО, на котором рассматривались вопросы сотрудничества регионов по реализации всероссийского проекта «Великий шелковый путь» и проекта «Великий шелковый путь. Сибирская дорога».

Важным мероприятием форума стало открытие выставки «Великий шелковый путь», которая была организована в музейно-культурном центре Хакасии. В числе ее организаторов были министерства культуры РФ, республик Татарстан и Хакасия, Российский комитет международного совета музеев, Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова и др.

Участникам форума была представлена интерактивная карта Великого караванного пути [19]. Эта карта поможет проводить экспертный мониторинг сотрудничества государств Великого шелкового пути, в частности его гуманитарную, торгово-экономическую и международно-политическую составляющие. На сегодня созданы три слоя указанной карты. Ее первый слой демонстрирует хронологические рамки, перемещения народов, развитие государств в течение всего периода существования Шелкового пути. Второй слой покажет субъекты России, которые в той или иной степени исторически связаны с этим древним торговым путем. Виртуальные туристы, пройдя по этому пути, смогут познакомиться с многообразием уникальных природных и культурных достопримечательностей, находящихся на разных маршрутах, но связанных между собой единым брендом и общей историей. А третий слой карты отдельно презентует туристский маршрут «Великий Шелковый путь. Сибирская дорога». Пока он следует только по четырем регионам Южной Сибири. Это республики Алтай, Тыва, Хакасия и Кемеровская область. Но в дальнейшем к нему присоединятся и другие субъекты СФО. С помощью видео- и фотоматериалов, наци-

ональных обрядов и музыки, уникальных артефактов, а также дегустации блюд национальной кухни каждый субъект в ходе презентации представит уникальность и самобытность своего региона.

В феврале 2017 г. министерством культуры Хакасии был объявлен конкурс на разработку эмблемы проекта. Победителем в июле 2017 г. был признан эскиз А. Доможакова [20]. Логотипом проекта сибирского участка Шелкового пути стали стремена. Они символизируют путешествия, постоянное перемещение, культуру степных кочевников. А внутри них изображены бабочки тутового шелкопряда. Это символ шелка, главного товара на этом древнем торговом пути и давшего ему название.

В 2017 г. по «Шелковому пути» будут организованы различные информационные туры, экспедиции и марафоны для получения практического опыты и популяризации этого маршрута. Сегодня в Хакасии идет работа по разработке конкретных туристских маршрутов под брендом Великого пути, в т.ч. гастрономических.

В 2018 г. центром по подготовке к вхождению российских маршрутов Шелкового пути в транснациональную номинацию ЮНЕСКО станет Казань, столица Татарстана.

Таким образом, историко-географическое и историко-культурное многообразие республик Южной Сибири, в т.ч. и Хакасии, создает возможности для создания и реализации разнообразного спектра туристских продуктов, объединяемых единым брендом «Великий шелковый путь. Сибирская дорога».

Осуществление проекта «Великий шелковый путь» позволит увеличить туристский поток в указанные регионы, привлечет внимание к сохранению уникальных природных и культурных объектов на этих территориях, создаст условия для более эффективного развития культурно-познавательного туризма.

Но для реализации указанного проекта необходима активная реклама. Это не только видеоролики, газетная, радио- или телевизионная реклама, но и создание необходимой атрибутики: футболок, значков, магнитов, других сувениров. Специально созданные кинофильмы, мультфильмы или телевизионные сериалы о местах, по которым проходит маршрут, также могут активно привлечь туристов.

Для максимального повышения эффективности использования роста туризма на российском отрезке Шелкового пути ряд важных проблем необходимо решить на федеральном уровне. Это, прежде всего, упрощение визового режима и оптимизация транспортных связей, в т.ч. ценовая, поскольку туристскую привлекательность как для зарубежных, так и российских туристов снижают высокие транспортные издержки. Для повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири необходимо повысить качество предлагаемых турпродуктов, уровень сервиса, в т.ч. условия проживания в коллективных средствах размещения, адаптировать их для зарубежных туристов; обеспечить туристские маршруты специалистами со знанием иностранных языков, особенно восточных, т.к. проект предполагает привлечение туристов не только из западных стран, но в большей степени из восточных, особенно из Китая; регулярно и на современном уровне предоставлять туристские информационные услуги; оснастить необходимой навигацией важные объекты туристского показа; модернизировать систему общественного питания, тоже адаптируя ее к вкусам и потребностям иностранных туристов.

Развитие современного Шелкового пути для России в целом и для Южной Сибири подразумевает и модернизацию многих поселений на туристских маршрутах. Возрожденный торговый путь как туристский бренд может стать катализатором таких процессов как появление развитой современной инфраструктуры, увеличение объемов торговли, рост деловой активности, привлечение инвестиций, что будет способствовать появлению

региональных точек роста и повышению качества жизни местного населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» [Электронный ресурс] // URL: http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-in/cis/fcp.cgi/Fcp (дата обращения: 18.07.2017).

2. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 20.07.2017).

3. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // URL: http://whc.unesco.org/enЛist/(дата обращения: 25.07.2017).

4. План действий по Шелковому пути. 2016-2017 гг. // Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс] // URL: http://cf.cdn.unwto. org/sites/all/files/docpdf/sr2016printokruweb.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

5. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китая [Электронный ресурс] // URL: http://www. fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtmi (дата обращения: 19.07.2017).

6. Ван Бин, Сян Ицзюнь. «Новый шелковый путь» и свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы экономической интеграции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 54 - 57.

7. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] // URL: http://russiatourism.ru/news/12914/ (дата обращения: 24.07.2017).

8. Официальный сайт информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс] // URL: http://tass. ru/kultura/3836305 (дата обращения: 23.07.2017).

9. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.russiatourism.ru/news/11262/ (дата обращения: 29.07.2017).

10. Официальный сайт Туристского информационного центра республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt.r-19.ru/pamyatki-turistam.html (дата обращения: 01.08.2017).

11. Кузнецова Н.Ф. Культурно-историческое наследие как ресурс для развития событийного туризма в Южной Сибири // Научные исследования: от теории к практике: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (10). - С. 158 - 164.

12. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т.5 № 3 (16). С. 134 - 138.

13. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.07.2017).

14. Официальный сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва [Электронный ресурс] // URL: http:// krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 21.07.2017).

15. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата

обращения: 20.07.2017).

16. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt.r-19.ru/news/2957-za-tri-mesyatsa-khakasiyu-posetili-turisty-iz-raznykh-stran-mira (дата обращения: 20.07.2017).

17. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.htmi; http://r-19.rU/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.07.2017).

18. Отчет о деятельности Государственного комитета по туризму Республики Хакасия за 2016 год // Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 24.07.2017).

19. Официальный сайт VII Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил» [Электронный ресурс] // URL: http://forum.r-19.ru/ (дата обращения: 01.08.2017).

20. Официальный сайт ежедневного республиканского издания «Хакасия» [Электронный ресурс] // URL: http://gazeta19.ru/news/56465 (дата обращения: 02.08.2017).

Статья публикуется в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №16-02-00150

Статья поступила в редакцию 07.08.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.