адаптируя свои предложения к предпочтениям локальных потребителей, что обеспечит лояльность клиентов и повышение уровня продаж.
Список использованной литературы:
1. Портера М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Вильямс, 2001. — 448 с.
2. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. — М.: Прогресс, 2008. — 736 с.
3. Шеремет А.Д., Сычева Н.В. Экономика предприятия: учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 512 с.
4. Голубков В.Л. Стратегический менеджмент: теория и практика. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 352 с.
© Бур - Жуа Е.И., Маслова Е.Л., 2025
УДК 33
Бяшимова М.
преподаватель кафедры Менеджмента и инновационных технологий института Телекоммуникаций и Информатики Туркменистана,
г. Ашхабад, Туркменистан Худайгулыев Б.
преподаватель кафедры Менеджмента и инновационных технологий института Телекоммуникаций и Информатики Туркменистана,
г. Ашхабад, Туркменистан Гурбандурдыева Л.
преподаватель кафедры Экономики и прикладной информатики института Телекоммуникаций и Информатики Туркменистана,
г. Ашхабад, Туркменистан
ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ
Цифровая логистика - это цифровизация грузоперевозок, которая включает интеллектуальные системы управления и прослеживания грузов на всех этапах перевозок, безлюдные технологии, полную автоматизацию документооборота (электронные товарно-транспортные документы) в обеспечении перевозок внутри страны и в международном сообщении с быстрым таможенным оформлением грузов в трансграничном сообщении.
Основные направления и эффекты цифровой логистики приведены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее по основным направлениям цифровой трансформации логистики.
Электронные транспортные накладные. Важнейшие эффекты цифровой логистики уже сегодня дает электронный документооборот. Использование электронной транспортной накладной (consignment e-note) с цифровой подписью утверждено еще в 2006 г. на основе Единых правил международных железнодорожных грузоперевозок в странах - членах Международного железнодорожного комитета (CIT); она реализуется в ЕС в рамках проекта e-rail Freight, к которому присоединились более 20 железных дорог Европы. На подготовку бумажной документации и задержку доставки, связанную с ее оформлением, приходится 10-15 % транспортных расходов. При внедрении цифровой логистики на основе юридически признанного электронного документооборота эти расходы и сроки доставки могут быть снижены на 20-40 %. Создание цифровых коридоров, ядро которых - единое информационное пространство электронных документов, содержащих сведения о перевозимых грузах, грузоотправителях
и грузополучателях, формирует предпосылки к применению технологий больших данных (Big Data) и переходу от стратегии конкуренции в транспортном секторе к стратегии сотрудничества и партнерства -основной модели бизнеса в цифровой логистике. Благодаря применению технологии Big Data транспортные компании могут лучше управлять трафиком, ежедневно анализируя информацию о транспортных операциях.
Рисунок 1 - Цифровой транспорт
Транспортные беспилотники. Крупнейшие транспортно-логистические компании мира прогнозируют, что в ближайшее время появятся новые транспортные беспилотники, которые сыграют ведущую роль в цифровой логистике.
Важнейшее направление цифровой логистики - использование автоматически управляемых (беспилотных) грузовых автомобилей. Исследователи из McKinsey прогнозируют, что к 2025-2027 гг. каждый третий грузовой автомобиль, выходящий на европейские магистрали, будет беспилотным.
Интернет вещей на транспорте. Интернет вещей (IoT) создает умные паллеты и контейнеры, что существенно облегчает отслеживание перевозимых грузов или их поиск на складе. Внедрение технологий IoT создаст следующие эффекты:
• сокращение затрат на грузоперевозки и задержки в пути;
• повышение прозрачности перевозок и минимизация человеческого фактора;
• оптимизация ремонта и обслуживания техники;
• «уберизация» перевозок (GoCargo, Can Deliver), которая позволит отказаться от посредников-экспедиторов.
Цифровые технологии в логистике, включающие миниатюрные датчики (IoT) и искусственный
интеллект, связывают воедино физический и цифровой миры, превращая традиционные линейные цепи поставок в интеллектуальные быстрые сети поставок, базирующиеся на цифровых цепочках поставок (DSC).
Экономическая эффективность цифровой логистики.
Экономическая эффективность логистических систем в значительной степени связана с применяемыми в ней цифровыми технологиями, которые позволяют воплощать новые логистические решения и оптимизировать технологический процесс, улучшая экономические показатели деятельности за счет реализации ранее недоступных процедур. Таким образом, цифровые технологии служат источником дополнительной прибыли при организации внутригосударственных и международных перевозок.
Высокий уровень требований к эффективности управления перевозками определяет потребность в высоком уровне цифровизации операционной деятельности участников транспортного рынка, их взаимодействия. В связи с этим цифровые технологии неотвратимо перемещаются из разряда вспомогательных средств в класс основных, позволяя существенно снизить затраты на организацию и осуществление перевозок, повысить качество транспортно-логистических услуг, производительность труда работников транспортных предприятий, повысить конкурентоспособность компании.
Выделим наиболее перспективные направления цифровизации транспорта, которые создают экономические выгоды цифровой логистики (рис.2):
Коитрогь местоюломенни тэЕаров, виаимсктъ лева:« ha aoev фогжквнни us_'j4st поставок л в итэпе - потная прозрачность перемещения;
Прерэт=рзиений ирам топп^зз. нгпгпгэсгс ¿с-олизоваьия "ранторта и доступность ран-ык/тля ра:слер1'=ания инцидентов;
Мтом-ная инЕенгзриза.,^ логисгаческих склероз. тоь5рнь>: ;згсв ^ги вснтейнв^св;
Пс."но:тък: Вгнсуэтшке^ :к._а:ю-ле сисгемь, оборудованное рсботами и аатюнои-ыми автопогрузчиками;
Мтювенное реапфованле на изме-н-ие логиспнесвого :о:п:ян*р
AcCiiiTeHTzi Есдиге.-я ^ a3Ticniin:-=i г>; трЕксе и в перспективе - -с.-нап ав->смн0:тъ тран:пэ:".
Рисунок 2 - Перспективные направления цифровизации транспорта
Цифровая логистика сокращает временные, трудовые, финансовые потери, связанные с поиском данных для формирования оптимальных логистических схем на основе эффективного моделирования горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей между различными организациями. Развитие цифровой логистики в организации перевозок позволяет оптимизировать процесс транспортировки, существенно сократить затраты на его планирование и обеспечение.
Список использованной литературы:
1. Ларин О.В, Куприяновский В.П. Вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики, 2018;
2. Ковалев ММ, Королёва АА, Дутина АА. Транспортная логистика в Беларуси: состояние, перспективы, 2017.
© Бяшимова М., Худайгулыев Б., Гурбандурдыева Л., 2025