УДК 338.28 656.022 ББК 65.37
DOI 10.24412/2412-2025-2021-1-20-26
Абидов Магомед Хабибович - доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Исмаилова Фатима Нурудиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
Abidov Magomed Khabibovich - Doctor of Economics, Professor of the Department of Marketing and Commerce, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy
Ismailova Fatima Nurudinovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor, Department of Automobile Transport and Road Facilities, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI), Makhachkala Branch
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
В настоящее время цифровизация выбрана в качестве основного пути повышения эффективности национальной экономики. Всемирное движение в направлении цифровизации трансформирует и транспортно-логистическую отрасль, являющуюся ключевым сектором экономики большинства стран. В настоящей статье нами раскрыты основные направления, которые используются в проектах цифровой трансформации транс-портно-логистических компаний. Приведены примеры цифровизации российских и зарубежных транспортно-логистических компаний. Описаны преимущества от внедрения цифровых технологий в практику хозяйственной деятельности логистических компаний. Также выявлены проблемы, препятствующие массовому внедрению цифровых технологий в логистические процессы, основными из которых являются отсутствие необходимой инфраструктуры и нехватка квалифицированного персонала.
Ключевые слова: цифровизация, логистика, транспортно-логистическая отрасль, цифровая трансформация, большие данные, облачные решения, интернет вещей, блокчейн, робототехника, дроны, 3D-печать, дополненная реальность
Currently, digitalization has been chosen as the main way to improve the efficiency of the national economy. The global movement towards digitalization is transforming the transport and logistics industry, which is a key sector of the economy of most countries. In this article, we have revealed the main directions that are used in digital transformation projects of transport and logistics companies. Examples of digitalization of Russian and foreign transport and logistics companies are given. The advantages of the introduction of digital technologies into the practice of economic activities of logistics companies are described. Also, problems were identified that hinder the massive introduction of digital technologies in logistics processes, the main of which are the lack of the necessary infrastructure and the lack of qualified personnel.
Keywords: digitalization, logistics, transport and logistics industry, digital transformation, big data, cloud solutions, internet of things, blockchain, robotics, drones, 3D printing, augmented reality
В настоящее время цифровизация - это абсолютный глобальный тренд развития всех сфер экономики, и логистика не является исключением. Внедрение современных цифровых технологий в практическую деятельность логистических компаний позволит им совершенствовать бизнес-процессы и методы стратегического планирования, повысить экономическую эффективность и производительность транспортно-логистических процессов, совершенствовать взаимодействие между всеми субъектами рынка перевозок, а также повысить безопасность, качество и уровень предоставляемого сервиса [1].
Цифровизация логистики затрагивает не только информационное поле систем, обеспечивающих движение материальных потоков и управление развитием инфраструктур различных видов транспорта, но и систем торгового обмена, производства, управления всеми ключевыми бизнес-процессами транспортно-логистических предприятий при организации пассажирских и грузовых перевозок, управлении цепями поставок. Циф-ровизация логистики должна базироваться на создании надежной внутренней цифровой основы в компаниях, внедрении новых бизнес-моделей и сервисов.
Развитие электронной коммерции и растущие требования к поставкам - оперативность, прозрачность, многоканальность, точность - побуждают логистические компании к повышению эффективности процессов и внедрению новых технологий. В настоящее время можно выделить следующие направления, которые используются в проектах цифровой трансформации логистических компаний:
1. Big Data или управление большими данными, используемыми для организации, хранения и анализа неструктурированной информации, поступающей от нескольких источников. Анализ и учет больших данных дает возможность эффективнее управлять цепями поставок, оптимизировать планирование логистики и ее тарифное регулирование за счет отслеживания состояния транспортного парка, расхода на топливо, мониторинга заказа клиентов. Такие мировые гиганты как Knauf, Michellin, Nestle и другие давно пришли к тому, что аналитика на основе массивов данных для принятия выверенных решений не менее важна, чем четкий, организованный и прозрачный процесс работы.
Российский рынок Big Data находится на начальной стадии развития, главными сдерживающими факторами являются высокая стоимость решений, дефицит специалистов и нехватка опыта внедрений. 12 января 2021 года стало известно о внедрении в РФ национального стандарта о структуре эталонной архитектуры больших данных, который будет способствовать эффективному использованию технологии Big Data в том числе и транспортно-логистическими компаниями.
2. Облачные решения. Облачные решения в управлении цепями поставок, позволяющие обеспечить эффективное взаимодействие всех участников цепи поставок на единой цифровой платформе. Это, в свою очередь, дает возможность хранить и обрабатывать данные в облаке, повысить скорость и надежность вычислений, выстраивать оптимальные маршруты, контролировать время выполнения заказа и местонахождения груза. Российские перевозчики и крупнейшие ритейлеры применяют системы управления транспортом TMS (Transportation Management System) и складами WMS (Warehouse Management System).Облачные решения для склада (WMS-системы) дают возможность увеличить скорость подбора и исполнения заказа, уменьшить финансовые и товарные потери, контролировать перемещение товаров на складе и документооборот. По оценкам участников отрасли, это дает экономию времени и денег от 10 до 35% по отдельным направлениям [3].
3. Интернет вещей (1оТ). Интернет вещей - это система взаимодействующих между собой физических устройств, которые обмениваются данными через интернет без участия людей. Использование IoT дает возможность собирать информацию с различных датчиков в режиме онлайн для последующей обработки. Выигрыш от использования IoT получают и логисты, и их бизнес-клиенты, и конечные потребители, за счет возможности мониторинга состояния активов, посылок и людей в режиме реального времени по всей цепочке создания стоимости. Интернет вещей позволяет оптимизировать процессы совместной работы людей, систем и производственных активов, в том числе координировать их совместную деятельность. Также Интернет вещи оказывают влияние на такие области, как операционная эффективность, качество обслуживания клиентов и безопасность. В России логистика является ключевым сегментом для реализации Интернета вещей. Во многом это объясняется государственными инициативами «Платон» и массовое подключение к «ЭРА ГЛОННАС» сделали Россию одним из мировых лидеров по количеству подключенных автомобилей. В целом экономический эффект от внедрения 1оТв логистике в масштабах всего рынка оценивается в 542 млрд руб. к 2025 году.
4. Блокчейн. Технология блокчейн представляет собой многофункциональную и многоуровневую систему учета активов, при использовании которой создается хронологическая цепочка блоков данных, объем которых увеличивается по мере появления новых транзакций [2].
Блокчейн в логистике гарантирует эффективную и надежную защиту данных, прозрачный и защищенный от постороннего вмешательства обмен информацией. Использование технологии блокчейн даст возможность упростить процедуру государственного контроля цепи поставок, станет препятствием для недобросовестной предпринимательской деятельности и будет способствовать снижению уровня контрафактной продукции в сфере обращения.
Основным, легко реализуемым, преимуществом применения блок-чейна в логистике является электронный документооборот, и ряд компаний это хорошо понимает. Например, РЖД внедрила технологию распределенного реестра в сфере внутреннего и внешнего документооборота. 22 октября 2020 года между ОАО «РЖД» и мировым лидером в области контейнерных перевозок, датской компанией Maersk заключено соглашение о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для рынка муль-тимодальных перевозок с использованием технологии блокчейн [4]. В рамках данного проекта планируется переход на безбумажный формат осуществления документооборота грузоперевозок.
Осенью 2020 года Минтранс запустил пилотный проект по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) при пассажирских и грузовых перевозках. Постановлением Правительства РФ №2020 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации» официально закреплены термины «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд» и «электронная сопроводительная ведомость», что открывает новые возможности для логистического рынка.
5. Развитие доставки дронами. Кроме уже привычной для нас доставки грузов на «последней миле» через постаматы или курьером, могут быть применены беспилотные дроны.
Проблема «последней мили» обходится логистическим компаниям дороже всех остальных этапов доставки. По оценкам портала Supply Chain Dive, 60 % от стоимости доставки составляют затраты на зарплату курьерам. Помимо этого, в некоторых регионах стоит проблема с труднодо-ступностью конечного потребителя.
Самые прогрессивные компании уже сейчас используют дроны для доставки небольших по массе грузов. В США в 2019г. Федеральное управление гражданской авиации впервые выдало сертификат перевозчика компании Winq, которая занимается доставкой грузов дронами. Активно используют доставку дронами в местности, где нет опасности поранить кого-то вышедшим из строя дроном, американская компания Amazon и китайский интернет-гигант Alibaba. В России доставка дронами пока только тестируется. Сложность внедрения и полноценного использования дронов в «последней миле» состоит в необходимости создания нормативно-правовой базы, пересмотра поправок в воздушный кодекс и обеспечения безопасности.
6. Усовершенствованная робототехника. Внедрение достижений робототехники в логистику позволит повысить скорость и точность процессов цепочки поставок, выполнять задачи более эффективно и безопасно, исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Автоматизация и искусственный интеллект в будущем могут полностью заменить человеческий труд. По данным отчета консалтинговой компании McKinseyn о технологиях, способных изменить жизнь, бизнес и глобальную экономику в ближайшие годы, робототехника вошла как одно из активно внедряемых технологических направлений. Согласно данному прогнозу уже к 2030 г. 400миллионов человек потеряют работу из-за того что их функции будут выполняться роботами.
Продвинутые роботы «входят» в склады, сортировочные центры, помогают доставить груз в конечную точку. Логистика является одним из самых развивающихся сегментов сервисной робототехники, 40% от объема продаж на рынке профессиональной робототехники составляют именно логистические системы.
В России роботизация логистики медленно, но уверенно набирает обороты. В отличие от мировой индустрии, где доминирует промышленная робототехника, в России наиболее развита сервисная. В качестве активно развивающихся в этом направлении отечественных компаний Мин-комсвязи указывает на «Яндекс», «Киберсклад», «Ронави Роботикс», Ro-boCV и другие.
7. Дополненная реальность (AR). Дополненная реальность, добавляя элементы цифрового мира в реальный, и видоизменяя пространство вокруг, делает логистического оператора более осведомленным о внешней среде. На практике совмещение реальностей представляет собой вспомогательное устройство со встроенной камерой (или специальные очки) и с установленной соответствующей программой.
Наибольшую перспективу для логистики дополненная реальность представляет в сфере складских операций. Применение технологии АR позволяет оптимизировать процесс комплектования, а также помочь в обучении новых или временных сотрудников склада и при планировании складских помещений. Благодаря возможности интегрирования технологии дополненной реальности с системой управления складами (WMS), работник склада может видеть цифровой список отбора в своем поле зрения, и благодаря возможности внутренней навигации, рассчитать наилучший маршрут, своего перемещения по складу за счет эффективного планирования пути.
Еще одной важной областью применения для технологии дополненной реальности являются грузовые перевозки, в частности, проверка комплектности отправок, навигационная система водителя и контроль загрузки подвижного состава. Большая часть времени на «последней миле доставки» уходит на правильное размещение груза в транспортном средстве. Перевозчикам больше нет необходимости полагаться на свою память о процессе загрузки, чтобы найти необходимую коробку или паллет. При помощи технологии дополненной реальности можно рассчитать требования к пространству для каждой коробки в реальном времени, найти подходящее пустое место в транспортном средстве и указать, где груз должен быть размещен с учетом запланированного маршрута.
Российский рынок дополненной реальности находится пока в начальной стадии формирования. По результатам совместного исследования аналитического агентство «МТ Консалтинг» и китайского телекоммуникационного гиганта Huawei, объем российского рынка AR на конец 2020 года в денежном выражении составил 0,3 млрд. рублей, что на 16% больше результатов предшествующего года [6]. В отличие от глобального рынка со значительной долей сегмента В2С, в России большее внимание уделяется развитию АR-технологий для бизнес-сегмента.
8. 3D-печать. Применение 3D-печати особенно ценно с точки зрения обеспечения доставки на «последней мили», поскольку добавленная стоимость формируется в конце цепочки доставки. Стоит отметить, что 3D-печать является инновационной технологией, которая окажет значи-
тельное влияет не только на сам продукт, но и на способы его создания и дистрибуции, что, несомненно, приведет к изменению бизнес-модели компаний. В последнее время появляются опасения, что бурное развитие 3D-печати и особенно ее распространение в промышленном производстве может вызвать снижение потребности в транспортировке и уменьшение необходимости в использовании складских мощностей. Однако эти опасения скорее всего не оправдаются, так как традиционная цепь поставок будет смещена в сторону логистики сырья. Как технология конечного использования SD-печать в России все еще находится на начальной стадии развития. Доля России составляет всего лишь 2%, страна находится на 11 месте в мире по развитию аддитивных технологий, однако стоит отметить, что отечественный рынок SD-печати за последние 8 лет вырос в 10 раз [5].
О необходимости цифровой трансформации логистической деятельности говорится уже давно, но коренным образом пересмотреть свое отношение к интеграции цифровых инструментов в бизнес - процессы, логистические компании заставил кризис 2020 г. Пандемия короновируса поставила игроков рынка в условия, при которых все наработки стали в срочном порядке внедряться. Стало понятно, что те игроки, которым удастся перестроить свою работу и обеспечить внедрение цифровых решений, окажутся в более выигрышном положении в ближайшие несколько лет.
Многие цифровые технологии, активно используемые логистическими компаниями за рубежом, требую серьезной адаптации под нашу действительность. Главными препятствиями цифровизации российских логистических компаний на сегодняшний день являются отсутствие необходимой инфраструктуры, отсутствие достаточного бюджета, нехватка квалифицированных специалистов, неэффективный подход к подбору персонала. Для успешного внедрения цифровых технологий логистическим компаниям, помимо устранения перечисленных факторов, нужны еще, как минимум, гибкость, открытость к изменениям и готовность к серьезной командной работе [7].
Подводя итог рассматриваемым в настоящей статье вопросам, отметим, что полномасштабное внедрение цифровых технологий в транс-портно- логистическую отрасль позволит даже небольшим компаниям определить те или иные сценарии и принять стратегические решения, имея гораздо больше информации, управлять ситуацией, иметь глобальный рыночный охват, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в отрасли.
Список литературы:
1. Пустохина, И.В. Пустохин, Д. Цифровизация логистики в России. Реальность, проблемы и ближайшие перспективы// Логистика. - 2019. - №11. - С. 14 - 18.
2. Сергеев, В.И., Кокурин, Д.И. Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - №2. - С. 125 - 140.
S. Будущее транспортно-логистического сектора Серия публикаций PwC о перспективах развития отраслей. - URL: https://www.pwc.ru/ ru/assets/pwc-logistics-transformation-rus.pdf.
4. ОАО «РЖД» и Maersk будут развивать сервисы на основе технологии блокчейн [Электронный ресурс]. - URL: https://company.rzd.ru/ru/ 9397/page/104069?id=256183.
5. Рынок технологий SD-печати в России и мире: перспективы внедрения аддитивных технологий в производство. - URL: https://3dtoday.ru/ Mogs/news3dtoday/rynok-texnologii-3d-pecati-v-rossii-i-mire-perspektivy-vnedreniya-additivnyx-texnologii-v-proizvodstvo.
6. Марусин, А.В., Аблязов, Т.Х. Перспективы цифровой трансформации логистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 4-2. - С.240-244.
7. Рынок устройств виртуальной и дополненной реальности. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php.