ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 3 2022
Иеромонах Тихон (Воробьев)
Церковные правила касательно богослужения
и литургического благочестия как часть системы права Православной Церкви
УДК 271.2-74-53
DOI 10.47132/1814-5574_2022_3_207 EDN RFOTMO
Аннотация: В статье приводится результат анализа Канонического корпуса Православной Церкви на предмет выявления правил, регламентирующих богослужение и литургическое благочестие. Под правилами, касающимися богослужения, понимаются церковно-правовые нормы, регламентирующие внешний порядок отправления богослужения, под правилами литургического благочестия — церковно-правовые нормы, регламентирующие поведение во время богослужения и / или подготовку к нему. Как результат указанного анализа автором предлагается собственная первичная классификация церковно-правовых норм касательно богослужения и литургического благочестия. В завершение статьи ставится вопрос о необходимости выделения указанных церковно-правовых норм в отдельную отрасль церковного права для дальнейшего изучения. В связи с этим предлагается в качестве сферы регулирования указанной церковно-правовой отрасли рассматривать церковную богослужебную деятельность, а в качестве предмета этой же отрасли — группу внутрицерковных отношений, связанных с богослужебной деятельностью Церкви. Статья написана на основе доклада, представленного автором на V Барсовские чтения в Санкт-Петербургской духовной академии 13 декабря 2021 г.
Ключевые слова: богослужение, благочестие, Крещение, Литургия, систематизация церковно-правовых норм, церковное право, церковная дисциплина.
Об авторе: Иеромонах Тихон (Воробьев Кирилл Васильевич)
Кандидат богословия, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин
Николо-Угрешской духовной семинарии.
E-mail: mk.tn@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7152-8529
Для цитирования: Тихон (Воробьев), иером. Церковные правила касательно богослужения и литургического благочестия как часть системы права Православной Церкви // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 207-212.
Теология. Церковное право. Материалы Барсовских чтений
207
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 3 2022
Hieromonk Tikhon (Vorobiev)
Church Rules Regarding Worship and Liturgical Piety as Part of the Legal System of the Orthodox Church
UDK 271.2-74-53
DOI 10.47132/1814-5574_2022_3_207 EDN RFOTMO
Abstract: The article presents the result of the analysis of the Canonical Corpus of the Orthodox Church in order to identify the rules governing worship and liturgical piety. Rules relating to worship are understood to be Church legal norms that regulate the external procedure for the celebration of worship, rules of liturgical piety are Church legal norms that regulate behavior during worship and/ or preparation for it. As a result of this analysis, the author proposes his own primary classification of church-legal norms regarding worship and liturgical piety. At the end of the article, the question is raised about the need to single out these church legal norms as a separate branch of church law for further study. In this regard, it is proposed to consider church liturgical activity as the sphere of regulation of the indicated church-legal branch, and as the subject of the same branch — a group of intra-church relations related to the liturgical activity of the Church. The article was written on the basis of a report presented by the author at the 5th Barsov Readings at St. Petersburg Theological Academy on December 13, 2021.
Keywords: liturgy, piety, Baptism, Liturgy, systematization of church legal norms, church law, church discipline.
About the author: Hieromonk Tikhon (Vorobiev Kirill Vasilyevich)
Candidate of Theology, Senior Lecturer at the Department of Church and Practical Disciplines
at the Nikolo-Ugresh Theological Seminary.
E-mail: mk.tn@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7152-8529
For citation: Tikhon (Vorobiev), hieromonk. Church Rules Regarding Worship and Liturgical Piety as Part of the Legal System of the Orthodox Church. Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 3, pp. 207-212.
208
XpucmuaHCKoe umeHue № 3, 2022
Введение
Настоящая статья посвящена первоначальному обзору церковных канонов (правил) касательно богослужения и литургического благочестия и их месту в системе права Православной Церкви.
Для целей настоящей статьи под правилами, касающимися богослужения, понимаются церковно-правовые нормы, регламентирующие внешний порядок отправления богослужения; под правилами литургического благочестия — церковно-правовые нормы, регламентирующие поведение во время богослужения и / или подготовку к нему.
На данном этапе нами было выявлено только два дореволюционных издания по церковному праву, где выделяется и рассматривается с церковно-правовой точки зрения вопрос о совершении богослужений. Это «Учебник церковного права» Н. С. Суворова и «Курс церковного права» А. С. Павлова.
Н. С. Суворов выделяет в своем учебнике раздел «Культ и священнодействие», в котором дает очень краткий комментарий на такие таинства, как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение. К сожалению, подробного анализа и обзора канонических норм касательно указанных таинств в рассматриваемом учебнике не имеется (см.: [Суворов, 1902, 156-159]).
А. С. Павлов в своем курсе выделяет особую главу, посвященную богослужению, — «Право религиозного освящения (potestas ministerii)». В рамках указанной главы А. С. Павлов рассматривает право Церкви на установление публичных форм богопочитания, богослужебные места, богослужебное время, действия, из которых слагается богопочитание, крещение, покаяние и причащение. В своем анализе приведенных тем А. С. Павлов руководствуется преимущественно действующими на время составления его курса церковно-правовыми нормами (указами Святейшего Синода, Духовным регламентом, Книгой о должностях пресвитеров церковных и т. д.). Систематизация и анализ древних правовых норм касательно богослужения также отсутствуют в рассматриваемом издании (см.: [Павлов, 1902, 298-316]).
Таким образом, церковно-правовые нормы, регламентирующие богослужение и литургическое благочестие, не получили должного анализа и систематизации со стороны дореволюционных ученых-канонистов, а богослужение не было воспринято ими как отдельный предмет регулирования церковного права.
Анализ и систематизация указанных церковно-правовых норм, по нашему мнению, будет способствовать выработке актуальных для современности положений, регламентирующих богослужение и литургическое благочестие.
Настоящая статья, помимо предложенной систематизации церковно-правовых норм, касающихся богослужения и литургического благочестия, имеет своей задачей положить начало рассмотрению богослужебного обряда не только с историко-литургической точки зрения, но и с точки зрения церковного права.
При проведении данного исследования нами был проанализирован Канонический корпус Православной Церкви на предмет выявления правовых норм, касающихся богослужения и литургического благочестия.
В качестве результата анализа канонов (правил), содержащихся в Каноническом корпусе Православной Церкви, предлагается наша собственная классификация уже не раз упомянутых церковно-правовых норм с краткой характеристикой каждого блока.
В основу представленной классификации положен упомянутый принцип разделения на правила, регламентирующие внешние отправления богослужения, и правила, регламентирующие литургическое благочестие. Предлагаемая классификация,
разумеется, не является окончательной и исчерпывающей. Полагаем, что при дальнейшем научном изучении церковно-правовых норм, касающихся богослужения и литургического благочестия, возможны различные уточнения и изменения.
Итак, выделенные при анализе Канонического корпуса Православной Церкви правила, касающиеся богослужения и литургического благочестия, можно разделить на следующие группы.
Правила, регламентирующие практику Крещения (Ап. 49, Ап. 50).
В эту группу входят каноны, указывающие на тройное погружение при Крещении и необходимость крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа1.
Правила, регламентирующие литургическое благочестие по отношению к Крещению (Ап. 47, Трул. 59, Трул. 78, Трул. 84, Лаод. 45, Неокес. 6, Карф. 45 (54), Карф. 72 (83), Кафр. 110 (124) Тимофея Алекс. 1, Тимофея Алекс. 2, Тимофея Алекс. 4, Тимофея Алекс. 6, Кирилла Алекс. 5).
В эту группу входит ряд канонов, которые определяют порядок подготовки к таинству Крещения, условия, при которых человек может быть допущен к нему, а также иные моменты, касающиеся таинства Крещения. В эту группу также входит запрет на совершение Крещения вне храма и правила, касающиеся крещения младенцев, оглашенных, бесноватых и больных2.
Правила, регламентирующие совершение Литургии (Трул. 32, Трул. 52, Лаод. 19, Лаод. 49).
Указанные правила регламентируют совершение Литургии в дни Великого поста, а также закрепляют необходимость использования за Литургией вина, смешанного с водой, содержат указание о последовательности молитв на Литургии (об оглашенных, кающихся, верных) и запрет на присутствие еретиков при совершении Литургии3.
Правила, регламентирующие литургическое благочестие по отношению к Евхаристии (Ап. 3, Трул. 29, Трул. 57, Трул. 83, Карф 18 (26), Карф. 37 (46), Карф. 41 (50), Тимофея Алекс. 3, Тимофея Алекс. 5, Тимофея Алекс. 7, Тимофея Алекс. 9, Тимофея Алекс. 12, Тимофея Алекс. 16).
Данная группа правил определяет отношение христиан к Евхаристии. К ней относятся правила, запрещающие приносить к Евхаристии что-либо иное, кроме хлеба и вина, запрет совершать Евхаристию в домах, запрет подавать причастие умершим, запрет использовать «вместилища» для преподания Святых Таин, обязательство совершения Литургии натощак, а также разъяснение относительно возможности Причащения после различных житейских случаев4.
Правила, регламентирующие поведение в храме и богослужебном собрании (I Всел. 20, Лаод. 59, Карф. 46 (56), Трул. 66, Трул. 70, Трул. 90, Лаод. 6, Лаод. 56, Карф. 16 (23)).
В эту группу входят правила, запрещающие читать и петь в храме «не священные» тексты и читать не утвержденные канонами книги; правила, регламентирующие
1 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001. Т. I. C. 122-125.
2 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви... Т. I. C. 117-118, 547-548, 569, 575-576; Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001. Т. II. C. 29, 109, 193-194, 224, 289-290, 481-483, 529-530.
3 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви. Т. I. C. 515-518, 537-538; Т. II. C. 94-95, 111.
4 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви. ТЛ. C.49-50, 510-511, 546, 575; Т.П. C. 163-165, 186-187, 189-191, 482-483, 485-486, 488.
поведение христиан в храме во время Светлой седмицы, запрет на допуск еретиков в храм, запрет пресвитерам входить в алтарь прежде епископа, а также правила о земных поклонах5.
Правила, устанавливающие литургические формы принятия отпадших
(I Всел. 19, II Всел. 7, Трул. 95, Лаод. 7, Лаод. 15, Карф. 66 (77), Карф. 68 (79), Василия Вел. 1, Василия Вел. 47).
Это правила, которые определяют принятие в Церковь различных еретиков и отступников от православия. Несмотря на то, что не все ереси, указанные в правилах, актуальны на сегодняшний день, изучение и систематизация таковых правил (канонов) важна с целью определения принципов принятия различных лиц в Церковь6.
Правила, регламентирующие богослужение (Ап. 7, Антиох. 1, Лаод 16, Лаод. 17, Лаод. 51, Тимофея Алекс. 14).
В эту группу входят правила богослужения и литургического благочестия, не вошедшие в остальные группы. К ним относятся правила, устанавливающие время празднования Пасхи, правило касательно поминовения самоубийц, запрет на совершение памяти мучеников в дни Великой четыредесятницы, предписание читать Евангелие по субботам и делать промежуток между чтением псалмов7.
Заключение
В ходе анализа Канонического корпуса Православной Церкви на предмет выявления правовых норам, касающихся богослужения и литургического благочестия, были выявлены следующие группы указанных правовых норм:
1) правила, регламентирующие практику Крещения;
2) правила, регламентирующие литургическое благочестие по отношение к таинству Крещения;
3) правила, регламентирующие совершение Божественной литургии;
4) правила, регламентирующие литургическое благочестие по отношению к Евхаристии;
5) правила, регламентирующие поведение в храме и богослужебном собрании;
6) правила, устанавливающие литургические формы принятия отпадших;
7) правила, регламентирующие богослужение.
В связи с этим видится возможным использовать приведенную классификацию для дальнейшего изучения в науке церковного права норм (правил), касающихся богослужения и литургического благочестия.
Также, по нашему мнению, ввиду необходимости актуализации и анализа указанных церковно-правовых норм вполне очевидной представляется необходимость выделения указанных правовых норм в отдельную отрасль церковного права. В таком случае в качестве сферы регулирования указанной церковно-правовой отрасли можно было бы рассматривать церковную богослужебную деятельность, а в качестве предмета этой же отрасли — группу внутрицерковных отношений, связанных с богослужебной деятельностью Церкви.
Такое выделение и, следовательно, углубленное изучение указанной отрасли требует правильно подобранной совокупности методов изучения, в которые будут включаться не только сугубо правовые методы исследования, но и исторические,
5 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви... Т.1. С.115, 194-195, 236, 555-556, 559-560, 583; Т. II. С. 115, 161-162, 194-195.
6 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви. Т. I. С. 233-234, 271-286, 587-591; Т. II. С. 85, 92-93, 219-221, 366-371, 439.
7 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви. Т. I. С. 65-66; Т. II. С. 50-57, 93-94, 112, 468-487.
и филологические, и др. В частности, особое внимание при выборе методов стоит обратить на методы, применяемые при источниковедческих и литургических исследованиях.
Источники и литература
1. Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 2 т. М., 2001.
2. Павлов (1902) — Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902.
3. Суворов (1902) — Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1902.