Obraztsov Pavel Ivanovitch, doctor of pedagogical sciences, professor, manager of department, [email protected], Russia, Orel, Orel StateUniversity,
Komolov Dmitry Viktorovitch, candidate of technical sciences, teacher, [email protected], Russia, Orel, The Academy of Federal Guard Service of Russian Federation,
Pimonov Roman Vladimirovitch, candidate of pedagogical sciences, teacher, rpimonov@mail. ru, Russia, Orel, The Academy of Federal Guard Service of Russian Federation.
УДК 378.147.34
ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА ОБУЧАЮЩЕМСЯ ПОДХОД
КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
П.И. Образцов, Н.В. Фролова
Рассматриваются преимущества и противоречия центрированного на обучающемся подхода к языковой подготовке студентов в вузе в качестве основы технологии обучения иностранному языку, способствующей формированию иноязычной компетенции будущих специалистов.
Ключевые слова: центрированный на обучающемся подход, иноязычная компетенция, технология обучения, самореализация, субьект-субьектные отношения, развитие личности.
В качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей военной школы в XXI веке выступает формирование парадигмы образования информационного общества, основанной на совершенствовании инфраструктуры и учебно-материальной базы высших учебных заведений, разработке и внедрении в образовательный процесс современных технологий обучения, информационных средств и информационной продукции учебного назначения, ориентированных на создание целостных дидактических комплексов, имеющих максимально широкую область применения при подготовке высокопрофессиональных специалистов. При возрастающей роли иностранного языка как средства коммуникации в современном мире возникает необходимость в оптимизации процесса его изучения в вузах, что особенно важно для подготовки специалистов с высоким уровнем иноязычной компетенции.
Не секрет, что такие факторы, как постоянный рост объема учебной информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузе, отрицательно воздействуют на качество языковой подготовки специалистов в учебном заведении. Данные
условия создают определенные трудности в овладении элементами непосредственного и опосредованного иноязычного общения для последующего использования и совершенствования выработанных умений в профессиональной деятельности, что является непосредственной целью обучения иностранному языку в вузе. Система обучения иностранному языку, основанная на традиционном подходе, ориентирована в основном на обучающихся среднего уровня языковых способностей. Она позволяет формировать у студентов минимальные умения и навыки, но не дает возможности активно и целенаправленно развивать их языковой потенциал. Например, отсутствие деятельности, адекватной уровню способностей обучающихся с повышенным уровнем иноязычной компетенции, обилие репродуктивной работы, необходимой основной массе, лишает способных мотивации. Приходят разочарование и равнодушие, которые нивелируют их способности.
Анализ подходов к обучению иностранному языку, применяемых в настоящее время в системе вузовской подготовки будущих специалистов, привел к следующему выводу: наряду с несомненными преимуществами и положительными чертами такие подходы к обучению иностранному языку в высшей школе, как деятельностный, дифференцированный, коммуникативный, коллективный способ обучения и некоторые другие, имеют ряд существенных недостатков, не позволяющих применять их в полной мере для формирования иноязычной компетенции будущих специалистов.
Изучение зарубежной и российской научной и научно-методической литературы позволило выделить из многообразия существующих в современной педагогике подходов тот, который, на наш взгляд, наиболее адекватно отвечает требованиям к системе обучения иностранному языку в вузе и в котором идеи личностно ориентированного обучения получают дальнейшее развитие - центрированный на обучающемся подход ("learner centered approach"). Изучение иностранного языка рассматривается повсеместно как путь к ценностям цивилизованного мира. Эти ценности представлены не только в виде экономических и политических свобод и не только в форме лингвистических и культурологических знаний, но и в таких способах организации занятий, которые способствовали бы свободному развитию личности (И. Л. Бим).
Отличительной чертой данного подхода является максимальная передача инициативы учения самому обучающемуся (Р. П. Мильруд). Кроме того, центрированный на обучающемся подход (далее по тексту ЦОП) ориентирован на развитие не просто личностных качеств обучающегося, а, прежде всего, на те его качества, которые наиболее ценны для будущего специалиста-профессионала, на совершенствование его способностей продолжать самообучение по окончании вуза, в процессе своей деятельности. Тезис личностно-ориентированного подхода о том,
что обучающийся избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира и усваивает только те понятия, которые входят в состав его личного опыта, не совсем приемлем для подготовки высококлассных специалистов. Обучение в вузе предполагает обязательность усвоения той информации, которая необходима будущему специалисту в его профессиональной деятельности, даже если порой она кажется скучной и неинтересной (причём, как правило, большинство изучаемых понятий являются совершенно новыми для студентов, не связанными с их предыдущим опытом). Применение ЦОП помогает преодолеть это противоречие с помощью оригинальных и интересных заданий и упражнений, при выполнении которых обучающиеся самостоятельно выбирают стратегию и тактику решения поставленной задачи. Нельзя забывать и о том, что специфика деятельности многих специалистов требует умения работать в коллективе, взаимодействовать со всеми субъектами профессиональной деятельности (подчиненными, коллегами, вышестоящим начальством), чему уделяется недостаточно внимания при реализации личностно-ориентированного обучения. Поэтому при применении ЦОП к обучению иностранному языку в вузе большое внимание уделяется парной и групповой работе на занятии.
Знания, передаваемые преподавателем студенту, становятся доступными только при условии, если обучающийся осуществляет ответные познавательные действия. Важно подчеркнуть, что любое знание может быть усвоено только в результате взаимодействия "теории" и "практики". Причем "теоретические знания" могут, хотя и необязательно, исходить от преподавателя, а "практика" всегда должна принадлежать обучающемуся. Здесь, вероятно, заложена важная закономерность познания, согласно которой обучение не равнозначно учению до тех пор, пока знания преподавателя не превращаются в активные и деятельностные знания обучающихся. ЦОП превращает обучение в активное учение.
Кроме того, рассматриваемый подход основан на гуманистических воззрениях, личной инициативе обучающихся, что предполагает использование индивидуально ориентированных учебных программ, самоорганизованное обучение с применением многочисленных альтернативных источников информации и творческих проектных заданий (D. Nunan, J. Richards и др.). В ЦОП также развиваются идеи коммуникативного обучения (И. Л. Бим, Е.И. Пассов, J. Allen, L. Alexander, R. Allwright, A. Holliday) [2]: общение на иностранном языке становится более эффективным, если между преподавателем и обучающимися устанавливаются субъект-субъектные отношения и создаются условия для раскрытия личностных особенностей обучающихся.
Необходимо признать, что ЦОП не лишен противоречий. С одной стороны, этот подход обусловлен всей исторической логикой развития педагогической науки, которая привела к этапу, когда обучение важно
превратить в учение. С другой стороны, преподаватель остается организатором учебного процесса, ответственным за конечный результат. Некоторые авторы убеждены, что ЦОП является наилучшим способом решать возникающие в обучении иностранным языкам проблемы (Е. W. Stevick), поскольку он обеспечивает благоприятные эмоциональные переживания при свободном самовыражении личности. Другие специалисты утверждают, что "аффективное" (эмоционально окрашенное) учение не всегда означает "эффективное" учение. Как заметил Г. Г. Уидоусон, при всей кажущейся простоте и убедительности формула "аффективное учение есть эффективное учение" часто не срабатывает. Следует, однако, отметить, что данный подход опирается на такой важнейший мотив учения, как интерес, с помощью которого можно достичь гораздо больших успехов и результатов, чем принуждением, предписаниями, настойчивыми указаниями.
Внедрение ЦОП в практику вузов осуществить непросто. Наблюдения показывают, что даже при использовании методического приема, предполагающего полную самостоятельную работу студентов, преподаватель нередко подменяет обучающегося, вмешивается, навязывает, подсказывает, выражает недовольство и т.д. При реализации ЦОП инициатива передается обучающемуся на всех этапах учебной деятельности: постановка цели - программа достижения цели - оценка проделанной работы (арбитраж). Преподаватель выступает при этом как консультант, советчик, обладающий большими знаниями и личностным опытом, основной задачей которого является создание таких психолого-педагогических условий, при которых обучающийся может в полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности, способный занять активную личностную позицию и нести ответственность за усвоение программных знаний.
Как бы свободно ни чувствовал себя и ни работал студент на занятии, его познавательные действия всегда будут лишь "маневром" в том круге познавательной активности, который чертит для обучающегося преподаватель. При реализации ЦОП взаимодействие преподавателя и обучающегося представляется более эффективным не столько в деятельности по усвоению программных знаний, сколько в процессе развития личности обучающегося. В ЦОП главной является сфера личности будущего специалиста, а программные знания служат решению задачи полнее раскрыть личностный потенциал студента. Преподаватель и обучающийся взаимодействуют не только для того, чтобы студент усвоил некоторый объем учебного материала, но, прежде всего, для самореализации личностных возможностей обучающегося. В таком педагогическом взаимодействии преподаватель из "репетитора" превращается в "режиссера" и создает благоприятные обстоятельства для активного личностного роста будущего специалиста.
Одно из важных отличий ЦОП от наиболее распространенной в вузах традиционной модели обучения состоит в том, что при традиционной модели ведущим изначально объявляется учебный (практический) аспект изучения иностранного языка - развитие умения общаться, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях, сходстве и различии с родным языком, а остальное как бы предполагалось, перекладывалось на плечи преподавателя. В этом случае терялись познание, развитие, воспитание, и в результате, как ни парадоксально, практический аспект также терял свою значимость. При реализации ЦОП все четыре аспекта равноправны по значимости и имеют практическую ценность, все они взаимосвязаны, и овладение одним из них влияет на овладение остальными, причем овладение лексикой, грамматикой, фонетикой иностранного языка является не самоцелью, а инструментом для формирования речевых умений будущего специалиста. Главное -сотрудничество всех субъектов учебного процесса на занятии, ведущее к получению положительного результата.
Необходимо отметить, что становление ЦОП к процессу формирования иноязычной компетенции будущих специалистов зависит не только от методических знаний преподавателей, но и от того, как воспринимают преподаватели иностранных языков обучающихся, что больше всего ценят в них и на какие качества личности опираются, считая их наиболее важными. Для центрированного на обучающемся подхода особенно важны качества, свидетельствующие о самореализации "Я" каждого обучающегося. ЦОП является отражением идей репродуктивного обучения, построенного по принципу "передать обучающимся знания и получить их назад в виде ответа". При этом критерием эффективности работы преподавателя и предметом его ответственности считается грамотное высказывание обучающегося. Между тем, противоречие между грамотностью и свободным высказыванием сегодня хотя и не снимается, но отходит на второй план и главными становятся выявление и развитие потенциальных умений будущего специалиста учиться, сохранение и укрепление учебной мотивации, формирование в учебном процессе личностных, то есть важных и значимых для будущего специалиста знаний. Такая тенденция, знаменующая собой центрированный на обучающемся подход к обучению иностранным языкам в вузе, представляется наиболее перспективной и нуждается в поддержке.
Вопросы социально-психологической оптимизации процесса обучения, создание психологически и педагогически оптимального климата обучения, атмосферы "учения с увлечением" приводят к мысли искать пути повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов в тесном единстве с психологией общения на основе центрированного на обучающемся подхода при реализации
профессионально-ориентированной технологии обучения, основанной на организации самостоятельной работы обучающихся на занятии и самоподготовке. Технология обучения иностранному языку рассматривается как оптимизационная деятельность, со всеми присущими ей аспектами. Все компоненты этой технологии нужно анализировать в целостном социальном контексте как способы решения проблем, с которыми сталкивается общество на определенном этапе своего развития. Применение технологии обучения иностранному языку на основе центрированного на обучающемся подхода является, на наш взгляд, одним из основных путей решения проблемы формирования иноязычной компетенции студентов в вузе.
Список литературы
1. Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России // Иностранные языки в школе. 1997. № 6. С. 7-12.
2. Millrood Radislav Language Pedagogy. Vol.3. Tambov: University of Tambov, 2003. 143 p.
3. Nunan David The Learner-Centered Curriculum. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 185 p.
4. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб.пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России. 2004. 192 с.
Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., зав.кафедрой, kindaorel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Фролова Надежда Викторовна, канд. пед. наук, mailto:kinda orel.rii, Россия, Орёл, Академия ФСО России
LEARNER CENTERED APPROACH AS THE BASIS OF DEVELOPING TEACHING TECHNOLOGY AIMED AT FORMING FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF
SPECIALISTS TO BE
P. I. Obraztsov, N. V. Frolova
The article considers the advantages and contradictions of the learner centered approach to students foreign language background as the basis of foreign language teaching technology facilitating foreign language competence formation of specialists to be.
Key words: centered on learning approach, foreign language competence, technology education, self-realization, SUBJECT-subektnye relationships, personality development.
Obraztsov P.I., doctor of pedagogical sciences, professor, manager of department, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University,
Frolova N.V., candidate of technical sciences, teacher, mailto:kind@,orel.ru, Russia, Orel, The Academy of Federal Guard Service of Russian Federation.
УДК 378.147.34
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ВО ФРАНЦИИ
П.И. Образцов, Е.В. Харлашина
Рассмотрены основные направления использования и развития информационных технологий в процессе подготовки среднего медицинского персонала во Франции. Приведен ряд преимуществ использования информационных технологий, а также дана краткая характеристика некоторых направлений развития информационных технологий при подготовке среднего медицинского персонала во Франции.
Ключевые слова: информационные технологии, подготовка среднего медицинского персонала во Франции.
Бурное развитие информационных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Опыт применения новых информационных технологий во французской системе образования является значительным и достойным изучения. Однако, по мнению некоторых исследователей, медицинское образование является более консервативным, нежели какое-либо другое, в силу ряда особенностей. В то же время повсеместное использование компьютерных технологий, а также необходимость работы с высокотехнологичным медицинским оборудованием привело к тому, что новые информационные технологии уже прочно вошли в систему подготовки среднего медицинского персонала во Франции.
На сегодняшний день изучение имеющегося французского опыта подготовки среднего медицинского персонала показало, что актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий:
1. Развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих, экспертных и контролирующих тестовых систем, имитационных моделей, тренажеров).