Научная статья на тему 'Модель обучения бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению на основе использования электронных образовательных модулей (на примере профиля «Иностранные языки»)'

Модель обучения бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению на основе использования электронных образовательных модулей (на примере профиля «Иностранные языки») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прыгова А. С., Тарасюк Н. А.

В статье описываются основные компоненты модели обучения, основанной на применении электронных образовательных средств. Авторы дают детальное описание теоретических и технологических аспектов применения данной модели в процессе обучения будущих бакалавров профессиональному иноязычному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прыгова А. С., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель обучения бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению на основе использования электронных образовательных модулей (на примере профиля «Иностранные языки»)»

УДК 378.02: 802/809

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»)

© 2015 А. С. Прыгова1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: asprygova@yandex. ru 2докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье описываются основные компоненты модели обучения, основанной на применении электронных образовательных средств. Авторы дают детальное описание теоретических и технологических аспектов применения данной модели в процессе обучения будущих бакалавров профессиональному иноязычному общению.

Ключевые слова: модель, электронный образовательный модуль, иностранные

языки.

С 2011 года вузы России перешли на ФГОС ВПО - стандарты нового поколения. Этот переход предполагает значительное обновление и изменение действующих учебных планов, программ, системы методического обеспечения всех учебных дисциплин и курсов, а также системы контроля и мониторинга качества образовательных услуг и результатов обучения. В соответствии с основными положениями Болонской декларации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 46 был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «050100 Педагогическое образование, квалификация (степень «бакалавр») [ФГОС ВПО].

Все дисциплины подразделяются на три цикла: «Гуманитарный, социальный и экономический», «Математический и естественно-научный», «Профессиональный», которые, в свою очередь, имеют базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части. Вариативная часть устанавливается вузом и «дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин» [ФГОС ВПО 2011: 9]. В базовую часть входит только одна практическая языковая дисциплина - иностранный язык.

Согласно ФГОС ВПО, бакалавр педагогического образования должен «владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)» и обладать способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность, их творческие способности (ПК-7), а также «готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8)», «использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий», «осуществлять профессиональное

самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру» [ФГОС ВПО 2011: 4-6]. Учитывая вышеперечисленные требования, можем сделать вывод, что будущие бакалавры педагогического образования (профиль «Иностранные языки») должны не только обучаться профессиональному иноязычному общению, но и уметь эффективно использовать электронные образовательные ресурсы, на распространение которых направлен проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиасистемы, объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиапродукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи [ФЦИОР].

В этой связи нами была разработана теоретическая модель обучения, представляющая собой систему взаимосвязанных элементов. Цель разработки модели состояла в определении, интеграции и установлении связей цели, подходов, принципов, методов и форм организации учебной деятельности на основе применения электронных образовательных модулей. !!

Одним из компонентов является целевой, определенный исходя из современного состояния общества и происходящих в нем процессов модернизации, направленных на оптимизацию системы образования с учетом современных тенденций и социального заказа. Таким образом, цель предлагаемой методики - обучение с использованием электронных образовательных модулей будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранные языки») профессиональному иноязычному общению с целью эффективного выполнения профессиональных видов деятельности: педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской.

Концепция иноязычного образования, как пишет Е.И. Пассов, опирается на понимание общения как практической активности субъекта, которая направлена на других субъектов. Предполагаются субъектно-субъектные отношения, где учащиеся учатся мотивированно и осознанно, а учитель выступает как речевой партнер и как помощник [Пассов 2011: 39]. Общение, по мнению Е.И. Пассова, служит механизмом реализации образовательного процесса [Там же: 41]. З.Г. Томаева в своем диссертационном исследовании отмечает, что «учитель является исполнителем целого ряда ролей, таких как организатор общения, равный партнер по общению, модель речевого общения, наблюдатель, контролер и воспитатель» [Томаева 2003: 49]. А Е.В. Кузлякина, описывая структуру профессиональных коммуникативных умений учителя иностранного языка, выделяет общие речевые умения и коммуникативные умения, обеспечивающие основные педагогические функции учителя иностранного языка [Кузлякина 2006: 23]. Указанные группы умений должны быть включены в процесс обучения будущих бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению. Также представляется целесообразным учитывать ведущие компоненты личности специалиста, на формирование которой, как отмечают О.В. Старикова и Н.А. Тарасюк, направлены современные приоритеты высшего профессионального образования. К ним авторы относят: «самостоятельность выработки коммуникативной задачи исходя из анализа ситуации, определение стратегии и тактики речевого поведения, выбор речевого действия и варианта его языкового оформления в зависимости от реализации условий, которые дифференцированы в различных контекстах деятельности» [Старикова, Тарасюк 2010: 320].

Прыгова А. С., Тарасюк Н. А. Модель обучения бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению на основе использования электронных образовательных модулей (на примере профиля «Иностранные языки»)

Теоретический блок модели включает в себя подходы и принципы обучения иностранному языку с использованием электронных образовательных модулей.

Предлагаем использовать следующие подходы: компетентностный, проблемно-деятельностный, интегративно-модульный, системный, центрированный на обучающемся подход (Learner's Centered Approach), а также принципы коммуникативности, функциональности, интегративности, открытости, интерактивности, профессиональной направленности, комплексности электронных образовательных модулей, вариативности и самостоятельности обучающихся. Среди номенклатуры представленных принципов особое место отводится принципу комплексности, который предполагает комплексную реализацию информационной, практической и контролирующей составляющих.

Нельзя не согласиться с С.С. Обуховой, что использование современных технологий на занятиях повышает мотивацию и активность обучаемых, расширяет их кругозор и позволяет применять личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, то есть обучения во взаимодействии [Обухова], поэтому технологический блок является одной из приоритетных составляющих предлагаемой модели.

Технологический блок включает:

• методы (коммуникативный, интерактивный, аудиовизуальный);

• формы взаимодействия обучаемого: условно-пассивную, активную, деятельностную, исследовательскую;

• формы организации работы: фронтальную, групповую, индивидуальную на занятии и самостоятельную.

По мнению Е.С. Тимакиной, «электронные учебные модули способствуют активным - деятельностным методам (формам) обучения иностранному языку с учетом особенностей личности обучаемого и развитию ключевых компетенций [Тимакина 2009: 24]. В основе ФГОС лежит компетентностный подход, реализация которого «должна предусматривать широкое использование в учебном процессе не только активных, но и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и т.д.)» в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах... в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий [ФГОС ВПО, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3]. Особенно сложно на текущем этапе представить учебный процесс без использования интерактивных методов в сфере обучения иностранным языкам. Современное требование повышения языковой культуры общества и практическая необходимость владения иностранными языками заставляют по-новому взглянуть на методы их преподавания. За последние годы компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека, и образование также не является исключением.

Интерактивные методы являются неотъемлемой составляющей предлагаемой модели. Как отмечает А.С. Мещеряков и О.П. Миханова, «интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и студенты, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения (ролевая игра), лидера группы (проект), создателя условий для инициативы учащихся (анализ конкретных ситуаций, дискуссии). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии студентов со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося (анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, проект). Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа,

и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося. В процессе поиска решений формируются и развиваются такие умения, которые способствуют тому, что студенты учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на "интерактивном" уроке формируются качества, необходимые каждому человеку в реальной жизни, т.е. универсальные компетенции» [Мещеряков 2010: 31-32].

Резюмируя вышеизложенное, предлагаем следующие формы применения ЭОМ в процессе обучения иностранному языку в вузе: презентация, опрос, диалог, аргументированная дисуссия, игра, мозговой штурм, коллективный поиск оригинальных идей, дискуссия через скайп, самостоятельная работа: проектирование индивидуальной, творческой траектории.

В технологический блок также входят:

• средства (электронные образовательные модули четырех типов: информационный, практический, содержащий комплекс упражнений, и модуль методической поддержки);

• педагогические условия: 1) система профессионально направленных коммуникативных упражнений для обучения профессиональному иноязычному общению и учитывающих возможности использования электронных образовательных модулей; 2) задания, направленные на самостоятельный поиск и обработку информации с целью формирования индивидуальной траектории обучения; 3) формирование положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности на основе использования электронных образовательных модулей; 4) обеспечение образовательной среды на основе использования электронных образовательных модулей; 5) соблюдение требований к отбору предметного материала электронных образовательных модулей для реализации компетентностного подхода; 6) включение будущих бакалавров в типичные для них профессиональные виды деятельности: педагогическую, культурно-просветительскую и научно-исследовательскую.

• алгоритм обучения: 1) создание профессионально направленного коммуникативно-когнитивного пространства; 2) формирование языковых навыков и развитие коммуникативных умений; 3) реализация механизма интеграции опыта работы с информационными технологиями для решения профессиональных задач; 4) реализация механизма работы с информацией и построения индивидуальной образовательной траектории; 5) осуществление рефлексивно-корректировочной деятельности.

В результативно-диагностический блок вошли следующие критерии и показатели эффективности модели: знаниевый, функционально-операционный -сформированность языковых навыков, а также развитие коммуникативных умений, информационно-технологический - умение самостоятельно искать информацию, отбирать её и использовать для решения задач личностной и профессиональной коммуникации, мотивационный - развитие мотивации к владению иностранным языком и к профессиональной деятельности.

Результатом данной модели является развитие индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения профессиональному иноязычному общению на основе электронных образовательных модулей.

Библиографический список

Прыгова А. С., Тарасюк Н. А. Модель обучения бакалавров педагогического образования профессиональному иноязычному общению на основе использования электронных образовательных модулей (на примере профиля «Иностранные языки»)

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование, квалификация (степень «бакалавр»)» № 46 от 11 января 2011 г. 25 с.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 21.05.2014).

Кузлякина Е.В. Развитие профессиональных коммуникативных умений у будущего учителя иностранного языка в ситуативно-направленном обучении иноязычному общению: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006. 179 с.

Мещеряков А. С., Миханова О.П. Модель формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Научные исследования в образовании. 2010. С. 28а-34.

Обухова С.С., Мишустина В.Д. Необходимость совершенствования процесса обучения иностранным языкам в рамках модели «Российское образование 2020» [Электронный ресурс]. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S7.pdf (дата обращения: 14.08.2014).

Пассов Е.И. ПЯТОЕ КОЛЕСО в ТЕЛЕГЕ, или Когнитивность для коммуникативности. Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2011. 141 с.

Старикова О.В., Тарасюк Н.А. Технологии реализации дифференцированного подхода в профессиональном образовании переводчиков // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. №1. С. 319-322.

Тимакина Е.С. Влияние применения электронных учебных модулей на формирование ключевых компетенций при обучении физике в основной школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 244 с.

Томаева З.Г. Педагогическая иноязычная коммуникация как средство формирования профессионализма будущих преподавателей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.