РАЗДЕЛ 1. НАУЧНАЯ ШКОЛА «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
УДК 378: 001.891
Викулина Мария Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», Нижний Новгород, Россия 603155, Нижний Новгород, Минина, 31а, +7(831) 436-18-40 e-mail: [email protected]
НАУЧНАЯ ШКОЛА «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
Maria A. Vikulina
PhD, Professor of FLT, Pedagogy and Psychology Department
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Linguistics University of Nizhny Novgorod», 31а, Minina, Nizhny Novgorod, Russia 603155 е-mail: [email protected]
SCIENTIFIC SCHOOL «LEARNER-CENTERED EDUCATION AND TRAINING OF FUTURE PROFESSIONALS»
Аннотация. Статья посвящена научной школе «Личностно-ориентированное образование и подготовка будущих профессионалов», функционирующей в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова. Основатель и руководитель школы: член-корреспондент Российской академии естествознания, заслуженный деятель науки и образования, доктор педагогических наук, профессор М.А. Викулина.
Ключевые слова: личностно-ориентированная педагогика, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированная подготовка.
Abstract. The article is devoted to the scientific school "Learner-Centered Education and Training of Future Professionals" that operates in Nizhny Novgorod State Linguistics University. Professor Maria A. Vikulina, the founder and the head
© Викулина М.А., 2017
of the school, is a Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, an Honored Science and Education Worker, and a Doctor of Education.
Key words: learner-centered pedagogy, learner-centered education, learner-centered training.
Научная школа «Личностно-ориентированное образование и подготовка будущих профессионалов» возникла на кафедре педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова в 2001 г. и функционирует по сегодняшний день.
Основатель и руководитель школы - Мария Анатольевна Викулина, член-корреспондент Российской академии естествознания, заслуженный деятель науки и образования, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра координации научно-исследовательской деятельности НГЛУ, заведующий Междисциплинарной научно-исследовательской лабораторией прикладной лингвистики, психологии и информационных речевых технологий НГЛУ, ученый секретарь диссертационного совета Д 212.163.02 по специальности 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)» при НГЛУ, заместитель главного редактора журнала «Вестник НГЛУ» (входит в список рецензируемых изданий Минобрнауки России), член редакционного совета журнала «Международный школьный научный вестник» (научный журнал для старшеклассников и учителей), заслуженный деятель науки и образования (РАЕ), автор более 170 научных и учебно-методических трудов (монографий, учебных пособий, статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных Минобрнауки России, статей в зарубежных изданиях (Web of Science, Scopus) и журналах (РИНЦ).
М.А. Викулина является известным специалистом в области психолого-педагогической науки. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области, международным LABORE ET SCIENTIA (ТРУДОМ И ЗНАНИЕМ), серебряной медалью имени В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки, имеет национальные сертификаты качества в номинации «Лучший информационный проект», многократный победитель профессиональных конкурсов «Лучшая научная книга» и «Гуманитарная книга», организованных среди преподавателей образовательных организаций Российской Федерации.
Назначение научной школы состоит в распространении и реализации положений личностно-ориентированного подхода к организации образования и подготовки современных специалистов, прежде всего в ориентации педагога на личность обучающегося, обеспечивающей его развитии. Процесс взаимодействия «обучающийся - обучающий» в условиях личностной ориентации - сущность их общего развития. Личностно-ориентированный подход в целом содействует становлению человека как личности: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Важно не
только образовать человека, помочь ему стать субъектом культуры, но и вовлечь в этот процесс его самого. Педагог в первую очередь помогает развивать качества и способности, изначально заложенные в обучающемся. Личностно-ориентированный подход признает ценностью позитивные изменения в личностном развитии обучающегося и стремление к ним.
Содержание личностно-ориентированного образования
сосредоточивается на развитии личностно-смысловой сферы обучающихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновения мнений, взглядов, позиций, научных подходов, решения познавательных и практических задач. Но обучающийся человек сам должен быть вовлечен в анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса образования.
Многолетний труд в сфере образования нашел отражение в докторской диссертации М.А. Викулиной - «Проектирование и реализации личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе», содержание которой отразило решение многих противоречий в обществе и системе образования.
Демократические преобразования в современном российском обществе на первое место выдвинули индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициативу личности педагога с новым типом мышления. Сегодня востребован педагог с достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способный к саморазвитию, умеющий работать с людьми и готовый воспитать будущее поколение творчески мыслящим, мобильным и конкурентоспособным. Картину дополняет явное противоречие между высокими требованиями к профессиональному сознанию педагогов и наличным уровнем качества их подготовки, находящимися в плоскости суммарных информационных знаний и отдельных приемов работы в достаточно стабильных ситуациях.
Заметно актуализируется социальная необходимость в смене педагогической парадигмы на гуманизированную, отрицающую манипуляцию человеком и реализующую принципиально иной подход к нему как цели и центру воспитательных усилий, выдвигающую идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого студента и заботой о ее развитии.
Современный этап обнаруживает значительный интерес к образованию, признающему выше прочих ценностей личность, ее свободное развитие и саморазвитие, приводящему к самореализации. Рождается качественно иная образовательная ситуация, в которой актуализируются новые требования к личности педагога и его профессиональной подготовке (В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, П.В. Худоминский и др.), что обусловливает перестройку всей системы образования.
Особенностью этого момента является признание в качестве своеобразного методологического императива личностно-ориентированного образования как специфической сферы, создающей оптимальные условия для развития личности каждого (в нашем случае - обучающегося), основой организации которого служат появившиеся в обществе новые ценности:
саморазвитие, самообразование, самовоспитание, самопроектирование личности.
Как следствие, настоятельной оказывается потребность в переориентации процесса профессиональной подготовки (под термином «подготовка» мы понимаем целостный процесс обучения и воспитания студента в стенах педагогического вуза) на иной конечный результат - новое поколение педагогических субъектов - носителей и источников социальной и профессиональной деятельности, высокой методологической культуры, интеллигентных, с развитыми индивидуальными способностями и реализованными потенциальными возможностями (Б.Р. Борщанская, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Е. Дуранов и др.); ярких личностей, гуманных, способных концептуально осмысливать и проектировать собственную образовательную деятельность и обеспечивать ее продуктивность; осведомленных о существовании развитых механизмов понимания другого человека (А.А. Бодалев, П.Ф. Каптерев, А.Я. Найн, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский и др.); готовых принимать на себя ответственность и вырабатывать собственную позицию; обладающих профессиональной компетентностью; владеющих технологиями, педагогической техникой ипедагогическим мастерством (П.П. Блонский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко и др.) как особо важными компонентами эффективного осуществления будущей педагогической деятельности.
Успешному разрешению многих проблем помогает реализация альтернативной личностно-ориентированной педагогики, которая несет в себе новый взгляд на эти процессы, что дает основание иначе посмотреть на сложившиеся нормы построения высшего образования. Прежде всего это касается реорганизации всего процесса подготовки будущих педагогов и реализации ими гуманитарной парадигмы, обретения самого себя и своего образа в годы обучения в вузе, выявления и активизации в будущей деятельности ценностного потенциала личности, способной к самостоятельному выстраиванию собственной деятельности на всех ее этапах.
Вызывают еще немало вопросов и проблемы, связанные с подходами к личности.
Подготовка высокопрофессионально компетентного педагога к педагогическому сотрудничеству и сотворчеству с детьми не только содержательно, но и процессуально-технологически осуществляется в ходе личностно-ориентированного педагогического процесса. Такой процесс создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций его субъектов, способных свободно мыслить, творить, самостоятельно искать и сознательно выбирать пути своего социального утверждения и самоизменяться при этом, это важные профессиональные качества, формируемые за время обучения в вузе и являющиеся сегодня приоритетными задачами высшего педагогического образования.
Тщательный анализ психолого-педагогических исследований по рассматриваемой нами проблеме позволил выделить главные направления совершенствования содержания процесса профессионально-педагогической подготовки: использование научно-теоретических основ психологии; стимулирование познавательной активности студентов; повышение уровня общей культуры и формирование их профессионально-педагогической культуры; знакомство с методами организации научно-педагогического исследования и обучение студентов его основам; подготовка к педагогическому прогнозированию, проектированию и самопроектированию,
экспериментированию.
Выполненная работа позволила глубже исследовать разные грани неразрешенной проблемы учениками М.А. Викулиной, среди которых - 19 кандидатов педагогических наук, ведущих исследования по научным специальностям:
- 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»;
- 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования».
В качестве стратегических направлений развития научной школы выделено два:
- акцент исследований в области практической разработки положений личностно-ориентированного подхода в учебном процессе образовательных организаций разного типа;
- разработка и апробация личностно-ориентированной процедуры оценки учебных достижений обучающихся.
Список ряда публикаций автора по научному направлению работы
1. Викулина, М.А. Влияние лекций по педагогике на учебно-познавательную деятельность студентов / М.А. Викулина // Bridge-Мост. -
2000. - № 7. - С. 79-84.
2. Викулина, М.А. Личностно-ориентированное обучение как основа подготовки педагогов / М.А. Викулина. - Н. Новгород: Волжск. инж.-пед. ин-т,
2001. - Вып. 4, ч. 1. - С. 28-30.
3. Викулина, М.А. Педагогическое взаимодействие «студент -преподаватель» в рамках личностно-ориентированного процесса вуза / М.А. Викулина. - Н. Новгород: Волжск. инж.-пед. ин-т, 2001. - Вып. 4, ч. 1. -С. 19-22.
4. Викулина, М.А. Проектирование и реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ М.А. Викулина. - Оренбург, 2001. - 338 с.
5. Викулина, М.А. Проектирование личностно-ориентированного процесса подготовки педагога (прикладной аспект): моногр. / М.А. Викулина. -Н. Новгород: Волжск. гос. инж.-пед. ин-т, 2001. - 124 с.
6. Викулина, М.А. «Мастер-класс» как форма личностно-ориентированной подготовки педагога / М.А. Викулина // Педагогическое обозрение. - 2002. - № 1. - С. 41-46.
7. Викулина, М.А. Технологии личностно-ориентированного процесса подготовки педагога / М.А. Викулина // Актуальные вопросы развития образования и производства: тез. докл. III Всерос. науч.-практ. конф. -Н. Новгород: Волжск. гос. инж.-пед. акад., 2002. - С. 14-15.
8. Викулина, М.А. Реализация идеи непрерывного личностно ориентированного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров / М.А. Викулина // Высокие технологии в педагогическом процессе: тр. IV междунар. науч-метод. конф. - Н. Новгород: Волжск. гос. инж.-пед. акад., 2003. - С. 60-61.
9. Викулина, М.А. Сравнительный анализ подходов к определению «готовности» как компонента профессиональной компетентности / М.А. Викулина // Проблема системогенеза учебной и профессиональной деятельности: материалы Рос. науч-практ. конф. (Ярославль, 8-10 окт. 2003 г.).
- Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - С. 134-139.
10. Викулина, М.А. Личностно-ориентированная управленческая деятельность - требование времени / М.А. Викулина, Л.Г. Сутягина // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: сб. науч. тр. -СПб.: Мирт, 2004. - Вып. 4. - С. 51-55.
11. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретические обоснования и пути реализации: учеб. пособие / М.А. Викулина.
- Н. Новгород: НГЛУ, 2004. - 296 с.
12. Викулина, М.А. Технология поддержки в личностно-ориентированном образовании / М.А. Викулина, Е.В. Яшкова // Актуальные проблемы теории и практики профессионального высшего образования: сб. науч. тр. междунар. науч. конф. (16-17 фев., Н. Новгород). - Н. Новгород: НГЛУ, 2004. - С. 23-26.
13. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке обучающихся / М.А. Викулина // Форум «Единая Россия» (1-4 нояб., 2005). - Н. Новгород: ВГИПУ, 2005. -С. 27-29.
14. Викулина, М.А. Педагогическая поддержка как путь освоения студентом образовательной среды вуза / М.А. Викулина // Возможности средового подхода в педагогике и педагогической практике в условиях перехода на 12-летнее образование: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Костанай, 17-18 нояб., 2005, Казахстан). - Костанай: Ин-т ПКиПРО, 2005. -С. 44-47.
15. Викулина, М.А. Педагогическая поддержка личности студента / М.А. Викулина // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. М.А. Викулиной. -Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. - Вып. 3. - С. 13-22.
16. Викулина, М.А. Педагогическая поддержка студента как одно из условий эффективности образовательного процесса вуза / М.А. Викулина // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования
в России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Сочи, 26-30 сент. 2005). -Сочи, 2005. - С. 48-50.
17. Викулина, М.А. Портфолио как разновидность педагогического сопровождения учебных и личностных достижений студентов вуза / М.А. Викулина // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. М.А. Викулиной. -Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - Вып. 5. - С. 6-15.
18. Викулина, М.А. Личностно-ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель» и его роль в формировании личностных качеств студентов вуза / М.А. Викулина // Наука и школа. - 2010. - №. 3. - С. 20-23.
19. Викулина, М.А. Педагогическое требование как личностно-ориентированная технология обучения / М.А. Викулина, Ю.Н. Бекмешова // Актуальные проблемы науки и образования: междунар. науч. конф. (20-31 марта, 2011, о. Куба (Варадеро)) // Международный журнал экспериментального образования (International Journal of Experimental Education). - 2011. - № 4. - С. 49-51 (нераздел. соавт.).
20. Викулина, М.А. Использование элементов «безотметочного» обучения студентов вуза как механизма нового качества образования / М.А. Викулина // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием / под ред. проф. М.А. Викулиной. - Н. Новгород: НГЛУ, 2012. - Вып. 15. - С. 6-12.
21. Викулина, М.А. Личностно ориентированный подход как смена приоритетов в области качества образования / М.А. Викулина // Личностно-ориентированное образование: методология, теория и технология: материалы VII Междунар. науч.-практ. заоч. конф. (23 мая 2013 г.). - Шадринск: ШГПУ, 2013. - С. 26-31.
22. Викулина, М.А. Гуманитарная сущность профессиональной подготовки современного учителя / М.А. Викулина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - Пенза: ПензГПУ, 2014. - № 4. - С. 186-196.
23. Викулина, М.А. Средства оценки образовательных результатов студентов вуза / М.А. Викулина // Обучение. Тестирование. Оценка: материалы 15-й междунар. конф. (14 апр. 2015). - Н. Новгород: НГЛУ, 2015. - Вып. 15. -С. 3-13.
24. Викулина, М.А. Оценивание учебных достижений обучающихся в вузе / М.А. Викулина // Обучение. Тестирование. Оценка: материалы 17-й междунар. конф. (22 апр. 2017). - Н. Новгород: НГЛУ, 2017. - Вып. 17. - 150 с.
25. Викулина, М.А. Технологии как способ реализации целей иноязычного образования в высшей школе / М.А. Викулина, О.А. Обдалова // Язык и культура. - 2017. - № 38. - С. 171-189.
Список наиболее значимых научных трудов коллектива научной школы
1. Викулина, М.А. Управление кадрами в системе образования: личностно-ориентированный аспект: моногр. / М.А. Викулина, Л.Г. Сутягина. -Н. Новгород: НГЛУ, 2004. - 202 с.
2. Викулина, М.А. Личностно-профессиональный рост студента высшего учебного заведения (основы теории): моногр. / М.А. Викулина, О.В. Юдакова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. - 121 с.
3. Викулина, М.А. Познавательная активность студентов вуза / М.А. Викулина, С.Н. Казначеева. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. - 120 с.
4. Викулина, М.А. Теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: моногр. / М.А. Викулина, Е.С. Казанцева. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. - 127 с.
5. Викулина, М.А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов: моногр. / М.А. Викулина, Е.А. Пугачева. - Наб. Челны: НФ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - 148 с.
6. Викулина, М.А. Формирование общей культуры студентов вуза (теоретический аспект проблемы): моногр. / М.А. Викулина, Д.Н. Гугин. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - 114 с.
7. Викулина, М.А. Культура общения в студенческой среде вуза: моногр. / М.А. Викулина, Н.М. Смирнова. - Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2010. - 114 с.
8. Викулина, М.А. Лидер в студенческой среде: теоретический аспект: моногр. / М.А. Викулина, А.В. Зорина. - Наб. Челны: НФ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. - 144 с.
9. Викулина, М.А. Педагогическое требование в деятельности учителя: теоретические основы: моногр. / под ред. М.А. Викулиной; М.А. Викулина, Ю.Н. Бекмешова. - Н. Новгород: НГЛУ, 2011. - 140 с.
10. Викулина, М.А. Quality of Foreign Language Education at School: New Assessment Priorities (Качество школьного иноязычного образования: новые приоритеты в оценке) Proceedings of International Scientific Practical Conference «The role of science in the development of society» (October 1-3, 2013, Venice -Lido di Jesolo, Italy) / М.А. Викулина, Л.В. Вилкова // Components of Scientific and Technological Progress. Paphos, Cyprus. - 2013. - № 3 (18). - P. 37-41 (нераздел. соавт.).
11. Викулина, М.А. Формирующее оценивание качества учебных достижений обучающихся: теоретический аспект: моногр. / М.А. Викулина, Л.В. Вилкова. - Н. Новгород: НГЛУ, 2017. - 132 с.
12. Савруцкая, Е.П. Институты образования и молодежь: на пути устойчивого развития общества: моногр. / Е.П. Савруцкая, Б.А. Жигалев, М.А. Викулина, Н.В. Макшанцева; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Е.П. Савруцкой. - Н. Новгород: НГЛУ, 2017. - 184 с.