Научная статья на тему 'Ценовой диспаритет на внутреннем и внешнем рынке российского природного газа'

Ценовой диспаритет на внутреннем и внешнем рынке российского природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВОЙ ДИСПАРИТЕТ / ЦЕНА ГАЗА / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА / PRICE DISPARITY / GAS PRICE / PRICING MECHANISM / PURCHASING POWER PARITY / ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF CONTEMPORARY PRICING SYSTEM ON DOMESTIC NATURAL GAS MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тененбаум Татьяна Олеговна

Рассмотрены механизмы ценообразования на российский природный газ. Приведены положительные и отрицательные стороны современной системы ценообразования на природный газ на внутреннем рынке. Дана оценка ценовому диспаритету, сложившемуся на внешнем и внутреннем рынке природного газа. Проведен анализ цен на природный газ в России с учетом индекса паритета покупательной способности национальной валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE DISPARITY OF RUSSIAN NATURAL GAS ON DOMESTIC AND EXPORT MARKETS

This article studies the pricing mechanisms for Russian natural gas. The author describes the strengths and weaknesses of the contemporary pricing system on the domestic natural gas market and estimates the price disparity on the domestic and export natural gas markets. The prices of natural gas in Russia are analyzed with purchasing power parity index of the national currency taken into account.

Текст научной работы на тему «Ценовой диспаритет на внутреннем и внешнем рынке российского природного газа»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.517:62-621.2 Т.О. ТЕНЕНБАУМ

ББК 65.256:35.514 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: gorbatenko_t@inbox.ru

ЦЕНОВОЙ ДИСПАРИТЕТ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

Рассмотрены механизмы ценообразования на российский природный газ. Приведены положительные и отрицательные стороны современной системы ценообразования на природный газ на внутреннем рынке. Дана оценка ценовому диспаритету, сложившемуся на внешнем и внутреннем рынке природного газа. Проведен анализ цен на природный газ в России с учетом индекса паритета покупательной способности национальной валюты.

Ключевые слова: ценовой диспаритет; цена газа; механизм ценообразования; паритет покупательной способности; преимущества и недостатки системы ценообразования на внутреннем рынке природного газа.

T.O. TENENBAUM

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: gorbatenko_t@inbox.ru

PRICE DISPARITY OF RUSSIAN NATURAL GAS ON DOMESTIC AND EXPORT MARKETS

This article studies the pricing mechanisms for Russian natural gas. The author describes the strengths and weaknesses of the contemporary pricing system on the domestic natural gas market and estimates the price disparity on the domestic and export natural gas markets. The prices of natural gas in Russia are analyzed with purchasing power parity index of the national currency taken into account.

Keywords: price disparity; gas price; pricing mechanism; purchasing power parity; advantages and disadvantages of contemporary pricing system on domestic natural gas market.

В настоящее время цена на российский природный газ зависит от рынка: самая

низкая — на внутреннем рынке, самая высокая — на Европейском, и от ценообразования — «цена на европейском рынке минус дисконт» для Украины и Белоруссии. Формула цены на внешнем рынке формируется под действием механизма долгосрочных контрактов на европейском рынке, цена на которые «привязана» к нефтяной корзине.

Тема диспаритета цены на газ на внутреннем и внешнем рынке является очень актуальной, так как цена на природный газ очень сильно влияет на конкурентоспособ-

ность отраслей российской экономики [3]. С точки зрения либеральной рыночной экономики, устойчивое сохранение больших различий в рентабельности между группами товаров называется диспаритетом1 цен (табл. 1).

1 Диспаритет — неравенство, нарушение принципа эквивалентности, равной выгоды в финансовых, экономических взаимоотношениях: валютный диспаритет, ценовой. Ценовой диспаритет — нарушение равного соотношения цены на различные товары, не соответствующего действительному соотношению затрат общественно необходимого труда [4].

© Т.О. Тененбаум, 2012

Таблица 1

Динамика средних цен на реализацию российского природного газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) в 2006—2010 гг., дол. США / 1 тыс. м3

Регионы 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 42,7 53,0 56,3 62,3 77,0

Дальнее зарубежье 199,0 211,1 256,0 246,4 243,5

Страны бывшего Советского Союза 78,9 108,9 125,7 181,3 210,5

Источник: [2].

Позиция ОАО «Г азпром» состоит в увеличении цены на природный газ до уровня европейских (минус экспортная пошлина и транспортные расходы). В этом случае компания выступает как «предприятие», следующее единственной цели — максимизации прибыли. Нежелание продавать дефицитный ресурс по более низкой цене логично. Но на ОАО «Газпром» возложены и государственные функции, а как государственная компания (с долей государства в уставном капитале 50,2%) оно отвечает за сохранение стабильности межотраслевого баланса, отсутствие социальной напряженности и т.д. Роли ОАО «Газпром», «государства» и «предприятия» постоянно противодействуют друг другу. Так, цель предприятия — прибыль и, соответственно, рост цен, цель государства — сохранение баланса и стабильности общества.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны более низкой цены на внутреннем рынке по сравнению с экспортной ценой на природный газ:

1. Преимущества:

- социальная поддержка бедных слоев населения;

- сохранение экологической чистоты энергосистемы России;

- механизм сдерживания инфляции: при повышении цены на газ потребители, не чувствительные к изменению цены, просто повысят цены на свою продукцию, что вызовет инфляцию;

- борьба с неплатежами за электроэнергию: при повышении тарифов возникнет трудность во взимании платежей у населения, что вызовет дополнительные издержки у сбытовых компаний;

- низкие цены на природный газ дают возможность использовать его как дешевое сырье в химической промышленности и получить дополнительное конкурентное преимущество в производстве товаров с высокой добавленной стоимостью. Это особенно касается переработки газового конденсата;

- возможность контролировать макроэкономические процессы в стране.

2. Недостатки:

- субсидирование экспортоориентированных предприятий (нефтяная, металлургическая);

- отсутствие стимула для энергосбережения для потребителей газа;

- нежелание компаний — производителей газа (особенного независимых, которые не имеют возможности продавать газ на экспорт), продавать ценный газ по цене внутреннего рынка;

- создание эффективных механизмов защиты внутреннего рынка от утечки природного газа за рубеж, таких как валютный курс, таможенные тарифы;

- несбалансированность структуры ТЭК в результате «газовой паузы» не отвечает энергетической безопасности страны;

- смещение интересов газовой компании и государства в целом в развитии экспортных направлений вместо развития газовой отрасли и ТЭК в целом;

- низкие цены, которые тормозят газификацию Восточной Сибири и Дальнего Востока России, так как требуют больших инвестиций для освоения месторождений и поставки газа для конечных потребителей;

- отсутствие конкуренции между производителями газа, что приводит к завышению компанией «Газпром» трансакционных издержек за счет «власти топменеджеров» и переводу сверхприбылей в оффшорные зоны, тем самым повышая себестоимость природного газа и показывая низкую рентабельность производства газа, вынуждая ФРС поднимать тарифы для конечных потребителей.

Ценовые диспаритеты порождают и финансовые диспаритеты между отраслями и секторами экономики одной страны и различия в финансовом положении разных стран. Как правило, дорогой продукции соответствует и высокий уровень оплаты труда ее

Т.О. ТЕНЕНБАУМ

производителей. Ценовой диспаритет стимулирует развитие экспортоориентированных проектов, выгодных для развитых стран, тормозит комплексное развитие страны. Газовая отрасль привлекает финансовый, человеческий капитал, обедняя отрасли с высокой степенью добавленной стоимости, создавая искусственное отставание страны и отраслей, не ориентированных на экспорт [1].

Это наблюдается в газовых и нефтяных компаниях. Экспорториентированные предприятия из добывающих отраслей притягивают ресурсы как финансовые, так и человеческие. Кроме того, они имеют серьезное влияние на государственные решения. Это порождает межотраслевой дисбаланс, так как другие отрасли народного хозяйства остаются без этих ресурсов и не развиваются, что отвечает интересам развитых стран.

Основную часть сверхприбыли нефтегазовый комплекс России получает за счет разрыва между экспортными и внутренними ценами на сырую нефть и на газ (экспортного дохода), а еще больше — за счет разрыва между экспортной ценой и затратами. В связи с этим фактором государству приходится сдерживать стремление компании-производителя газа продавать максимальное количество товара на экспорт, образуя при этом дефицит в России.

Саму возможность продавать часть продукции по более высокой экспортной цене можно рассматривать как своеобразный ограниченный ресурс, а экспортный доход — как ренту от использования этого ресурса. То есть можно рассматривать ситуацию не как недополучение прибыли в связи с ценами на внутреннем рынке ниже, чем

на внешнем, а как получение сверхприбыли за счет сложившейся конъюнктуры на рынке. По мнению автора, позиция государства в этом вопросе должна быть именно такая. Кроме того, нельзя не учитывать такое понятие, как паритет покупательной способности (ППС) — количество денежных единиц данной страны, которое потребовалось бы, чтобы приобрести такое же количество товаров или услуг на рынке данной страны, которое можно приобрести на один доллар на рынке США. Используя этот коэффициент в качестве условного «валютного курса», можно, например, пересчитать номинальную величину ВНП на душу населения страны, переведенную в доллары США по текущему обменному курсу национальной валюты, в его реальную величину, выраженную в так называемых международных долларах или долларах по ППС.

На основании данных о ППС и валютном курсе для большого количества стран, где проводятся расчеты ППС (более 130 стран), относительный уровень цен связан простой регрессионной зависимостью с величиной душевого ВВП. Для богатых стран Европы, Северной Америки и Японии он близок к единице (обычно несколько выше единицы), а для бедных стран оказывается близким к 1/4, 1/5. Приведем пример ППС по действующим и потенциальным странам-импортерам российского природного газа (табл. 2).

По данным Всемирного банка [1], в 2005 г. ППС России был равен 12,74 р. за международный доллар, реальный валютный курс составил 28,2 р. за дол. США. Индекс ППС составил 0,45. Следовательно, цена на природный газ в России исходя из

Таблица 2

Оценка паритета покупательной способности в 2005 г.

Страна Реальная величина ППС (курс национальной валюты к международному доллару) Индекс ППС (отношение ППС к существующему в стране курсу валюты) ВВП по ППС

Всего, млрд дол. США На душу населения

Россия 12,74 0,45 1697,5 11,858

США 1,00 1,00 12 397 41,813

Китай 3,45 0,42 5 333 4,088

Германия 0,89 1,11 2 510 30,445

Финлядия 0,98 1,22 159,8 30,462

Франция 0,92 1,15 1862 30,591

Украина 1,68 0,33 263 5,583

Составлено по: [5].

реальной покупательной способности населения должна составлять не более 45% от цены на внешнем рынке. При сложившейся конъюнктуре рынка она не может превышать 109,35 дол. США за 1 тыс. м3. Поэ-

тому необходимо очень аккуратно подходить к повышению цен на природный газ на внутреннем рынке, рассматривая все «за» и «против», чтобы не нарушить межотраслевой баланс страны.

Список использованной литературы

1. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Диспаритет цен в России и в мире // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 11-28.

2. Газпром в цифрах 2006-2010 гг.: справ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/f/ posts/05/298369/gazprom-reference-figures-2006-2010-rus.pdf.

3. Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению: приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 окт. 2011 г. № 252-э/2 // Российская газета. 2011. 14 дек.

4. Экономический словарь / под ред. А.И. Архипова. М., 2008.

5.World Bank. New purchasing power parity estimates from the 2005 International Comparison Program. URL: http://siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/WDI08_section1_intro.pdf.

Referenses

1. Volkonskii V.A., Kuzovkin A.I. Disparitet tsen v Rossii i v mire // Problemy prognozirovaniya. 2002. № 6. S. 11-28.

2. Gazprom v tsifrakh 2006-2010 gg.: sprav. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gazprom.ru/f/ posts/05/298369/gazprom-reference-figures-2006-2010-rus.pdf.

3. Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazanii po regulirovaniyu roznichnykh tsen na gaz, realizuemyi naseleniyu: pri-kaz Federal'noi sluzhby po tarifam (FST Rossii) ot 27 okt. 2011 g. № 252-e/2 / / Rossiiskaya gazeta. 2011. 14 dek.

4. Ekonomicheskii slovar' / pod red. A.I. Arkhipova. M., 2008.

5.World Bank. New purchasing power parity estimates from the 2005 International Comparison Program. URL: http://siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/WDI08_section1_intro.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.