Научная статья на тему 'Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг'

Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PRICE COMPETITIVENESS / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / EXCHANGE RATE / ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ / PURCHASING POWER PARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепов В. А., Саруханян Ю. А.

Предмет. Основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг в условиях открытой экономики. Цели. Выявить основные условия повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Методология. Использованы инструменты формальной и диалектической логики, анализ и синтез, индукция и дедукция. Результаты. Определены основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг применительно к российской экономике. Выявлено, что под воздействием экспорта и импорта товаров и услуг на внутренний рынок проявляются тенденции к унификации ценообразующих факторов при сохранении специфичности национальных систем ценообразования. Проанализировано влияние внешних факторов на цены основных российских товаров. Обосновано, что на российском рынке в существенной степени проявляется ценообразование в валюте производителя, поскольку отечественные товары уступают зарубежным в соотношении «цена/качество». Ценообразование в национальной валюте на отечественном рынке в значительной степени испытывает влияние монополизма. Определено влияние номинального и реального курса рубля на ценовую конкурентоспособность российских товаров и услуг с учетом динамики показателей валютного рынка. Проведен анализ величины номинального и реального эффективного валютного курса, что позволило положительно оценить применимость данной концепции в отношении продукции отечественных компаний. Выводы. Исследование элементов концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг позволило выявить тенденцию к усилению влияния мировой ценовой системы на конкурентоспособность российских товаров и услуг, а также условия, при которых данная тенденция может быть использована для положительного результата. Область применения. Выводы работы могут быть использованы при разработке стратегии ценовой конкурентоспособности в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Price competitiveness of Russian goods and services

Importance The article reviews main elements of the concept of price competitiveness of domestic goods and services under open economy. Objectives The purpose of the study is to identify major conditions for increasing the competitive performance of domestic goods and services. Methods The key research methods of the study include tools of formal and dialectical logic, analysis and synthesis, induction and deduction. Results We defined basic elements of the price competitiveness concept related to national goods and services, revealed that under the impact of exports and imports of goods and services on the domestic market, there are tendencies towards price factors unification with retained specificity of national pricing systems, analyzed the influence of external factors on prices of basic Russian goods. The analysis of nominal and real effective exchange rate enabled to assess positively the concept applicability to the products of domestic companies. Conclusions The reviewed elements of the said concept made it possible to identify a trend in strengthening the influence of the world price system on marketability of Russian goods and services, and the conditions, under which this trend can be used to achieve a positive result. The findings may be applied to develop strategies of price competitiveness in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Валютно-кредитные отношения

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ Владимир Александрович СЛЕПОВ3'% Юрий Арменович САРУХАНЯНЬ

а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация slepov.va@rea.ru

ь аспирант кафедры финансов и цен,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация sarukhanyan-y@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 16.05.2017 Получена в доработанном виде 15.06.2017 Одобрена 05.07.2017 Доступна онлайн 15.08.2017

УДК 338.5 JEL: Е30

Ключевые слова: ценовая конкурентоспособность, валютный курс, паритет покупательной способности

Аннотация

Предмет. Основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг в условиях открытой экономики. Цели. Выявить основные условия повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Методология. Использованы инструменты формальной и диалектической логики, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Результаты. Определены основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг применительно к российской экономике. Выявлено, что под воздействием экспорта и импорта товаров и услуг на внутренний рынок проявляются тенденции к унификации ценообразующих факторов при сохранении специфичности национальных систем ценообразования. Проанализировано влияние внешних факторов на цены основных российских товаров. Обосновано, что на российском рынке в существенной степени проявляется ценообразование в валюте производителя, поскольку отечественные товары уступают зарубежным в соотношении «цена/качество». Ценообразование в национальной валюте на отечественном рынке в значительной степени испытывает влияние монополизма. Определено влияние номинального и реального курса рубля на ценовую конкурентоспособность российских товаров и услуг с учетом динамики показателей валютного рынка. Проведен анализ величины номинального и реального эффективного валютного курса, что позволило положительно оценить применимость данной концепции в отношении продукции отечественных компаний. Выводы. Исследование элементов концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг позволило выявить тенденцию к усилению влияния мировой ценовой системы на конкурентоспособность российских товаров и услуг, а также условия, при которых данная тенденция может быть использована для положительного результата.

Область применения. Выводы работы могут быть использованы при разработке стратегии ценовой конкурентоспособности в российской экономике.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Слепов В.А., Саруханян Ю.А. Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг //

Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 29. - С. 1737 - 1749.

https://doi.org/10.24891/fc.23.29.1737

Современная открытая экономика характеризуется снижением таможенных тарифов, значительной долей комплектующих во взаимной торговле развитых стран вследствие транснационализации бизнеса, повышением значения электронной торговли в межстрановых поставках, расширением доли

услуг во внешнеторговом обороте, увеличением числа валют, используемых в международных расчетах.

Эти тенденции усиливают влияние мировых цен на национальное ценообразование, в том числе сглаживание различий в ценах

1737

между странами с экспортно-ориентированными или импортозависимыми экономиками, формирование однонаправленной ценовой динамики в странах со схожей структурой экономических систем, ускорение процесса адаптации цен к изменяющимся соотношениям спроса и предложения на конкретных товарных рынках, унификацию ценообразующих факторов. Вместе с тем практика показывает сохранение специфичности национальных систем ценообразования и ограничение унификации процессов ценообразования на национальном уровне. Несмотря на развитие процесса глобализации, заметны различия между странами в уровнях внутренних оптовых и розничных цен, в их динамике, в ценовой конкурентоспособности товаров и услуг.

Концепция ценовой конкурентоспособности основана на признании в качестве экономической сущности данного явления потенциала генерирования ценовых преимуществ для отдельных товаров, компаний, отраслей и стран, в соответствии с четырьмя уровнями формирования конкурентоспособности. Основными элементами концепции ценовой конкурентоспособности товаров и услуг в условиях открытой экономики являются:

— разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые;

— ценообразование в валюте производителя и в национальной (местной) валюте;

— «условия торговли»;

— валютный курс;

— закон единой цены;

— паритет покупательной способности1.

Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые обусловлено существованием объективных ограничений в передаче права собственности на них. К торгуемым относятся экспортируемые товары и услуги, связанные со сложившейся специализацией национальных экономик из-за обеспеченности полезными

1 Уикенс М. Макроэкономическая теория: подход динамического общего равновесия. М.: Дело, 2015. 736 с.

ископаемыми, уровня инновационного развития, степени участия национальных компаний в международной кооперации, их вовлеченности в транснациональный бизнес. Неторгуемые товары и услуги не участвуют в международном товарообороте и реализуются в национальной экономике. В условиях открытой экономики проявляется тенденция к увеличению объема торгуемых товаров и услуг.

Это является фактором формирования единых мировых цен. Сохранение же в экономике конкретных стран значительной доли неторгуемых товаров ограничивает воздействие цен международного рынка на национальные. Процесс формирования цен на неторгуемые товары определяется факторами внутреннего рынка и не зависит от факторов мирового рынка [1].

Понятие «неторгуемые товары» следует отличать от понятия «неконкурентоспособные товары». Первые не способны стать предметами международной торговли в силу причин, не зависящих от их производителя. Вторые могут быть реализованы на международном рынке при определенных условиях, которые зависят от производителя [2]. В частности, для повышения конкурентоспособности конкретных товаров может потребоваться снижение издержек производства, повышение качества, использование маркетинговой стратегии.

Разделение товаров, производимых в национальной экономике, на торгуемые и неторгуемые является основой для оценки степени влияния мировых цен на национальную систему ценообразования. Ценовая динамика торгуемых товаров определяется как внешними, так и внутренними факторами, а неторгуемых -только внутренними факторами.

В табл. 1 приведен анализ основных факторов ценовой конкурентоспособности ключевых российских торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

Из табл. 1 следует, что влияние внешних факторов на основные российские торгуемые и неторгуемые товары достаточно высоко.

1738

Сильно подвержены этому влиянию нефть и нефтепродукты, топливо, финансовые услуги. Удобрения, металлопрокат, образовательные услуги и услуги связи зависят от того, в какой степени соотношение цена/качество соответствует зарубежным конкурентам, и в этом смысле они также находятся под влиянием внешних факторов [3]. Конкурентоспособность остальных товаров в большей степени обусловлена внутренними факторами.

Ценообразование в валюте производителя (producer-currency pricing - PCP) - это в соответствии с концепцией ценовой конкурентоспособности рыночная ситуация, при которой аналогичные национальные и иностранные торгуемые товары не являются совершенными субститутами, то есть не полностью взаимозаменяемы. Поэтому не только национальные, но и зарубежные производители обладают возможностями влияния на рыночные цены своих товаров [4].

Ценообразование в валюте производителя ис поль зуе тся д ля аналогич ных взаимозаменяемых товаров, как производимых в национальной экономике, так и поставляемых по импорту. Спрос на национальные и импортные аналогичные товары предъявляется разными социальными группами населения. В частности, группы с высокими доходами потребляют преимущественно импортные товары, а группы с низкими и средними доходами -товары национальных производителей.

По нашему мнению, главный вопрос состоит в том, насколько долго может сохраняться ситуация ценообразования в валюте производителя. Очевидно, что повышение качества национальных товаров под влиянием конкуренции со стороны иностранных производителей на отечественном рынке приводит к росту спроса на них и выравниванию цен на национальные и импортируемые товары [5]. Однако существенные различия сохранятся в ценах на отечественные и импортные товары премиум класса. Товары этого сегмента останутся несовершенными субститутами для аналогичных изделий национального производства в

условиях значительного роста предложения последних на внутреннем рынке.

В концепции ценовой конкурентоспособности предполагается, что при ценообразовании в валюте производителя снижение курса национальной валюты не оказывает влияния на импортные цены в национальной валюте. Эти соображения основаны на том, что национальные и зарубежные торгуемые товары характеризуются низкой эластичностью замещения. На наш взгляд, при анализе этой проблемы важно учитывать состояние платежеспособного спроса группы населения с высокими доходами. При сокращении реальных доходов этих групп происходит снижение их потребления. Это влечет за собой снижение цен на импортные товары.

Ценообразование в национальной валюте (local-currency pricing - LCP) - это ситуация, при которой национальные производители контролируют внутренние рынки в такой степени, что импортеры устанавливают цены на уровне национальных производителей и не имеют возможностей манипулирования ценовой динамикой в случае изменений спроса на национальном рынке. Эта ситуация носит название «ценообразование по рынку».

Ценообразование в национальной валюте исходит из существенного преобладания отечественных торгуемых товаров над предложением импортных. В этом случае можно абстрагироваться от влияния импортных цен на внутренние цены национальных производителей. При этом наблюдаются существенные особенности в проявлении таких эффектов относительно разных групп импортных товаров [6]. Так, в США и Китае определенная часть импортных товаров, производимых, например, в европейских странах, является предметами роскоши. Спрос на эти товары проявляют группы населения с самыми высокими доходами. Их спрос слабо эластичен от ценовой динамики.

В табл. 2 показаны особенности взаимодействия внутренних и импортных цен в России на основе PCP и LCP. Основные товары PCP определены с помощью анализа объемов

1739

импорта. Ведущие товары LCP выявлены путем исследования структуры и динамики развития отечественного производства.

При ценообразовании в национальной валюте снижение курса национальной валюты не оказывает значительного воздействия на национальные цены. Это связано с использованием этим ценообразованием предположения о значительных масштабах национальной экономики [7]. В этом случае может наблюдаться сильное воздействие внутренних цен торгуемых товаров на цены продукции, поступающей по импорту.

По значительному числу товаров ценообразование в валюте производителя обусловлено тем, что отечественные аналоги серьезно уступают зарубежным в соотношении «цена/качество». В то же время по большей части товаров с ценообразованием в национальной валюте сложности у иностранных аналогов вызваны наличием монополизма на отечественном рынке.

Условия торговли как элемент концепции ценовой конкурентоспособности - это теоретические представления о формировании единой мировой цены при сбалансированных международных рынках. Такая цена может сформироваться в случае, если национальные и зарубежные товары являются субститутами. Понятие «условия торговли» относится только к торгуемым товарам.

Условия торговли - это отношение цены импорта к цене экспорта, причем обе выражены в национальной представлены уравнением2:

к =

sp

(1)

где к - условия торговли; ^ - номинальный валютный курс;

р - уровень товары;

2 Обстфельд М., Рогофф К. Основы международной макроэкономики. М.: Дело, 2015. 976 с.

spe - это цена импорта, выраженная в единицах национальной валюты.

Наиболее простым способом оценки условий торговли конкретной страны является расчет соотношения индексов экспортных и импортных цен. Условия торговли улучшаются при повышении экспортных цен или снижении импортных цен.

Анализ показывает как складывается товарообмен конкретной страны с остальным миром. Для конкретной страны улучшение условий торговли означает, что она приобретает по импорту меньше, чем экспортирует при расчете на единицу вывозимого из страны товара. Данный показатель позволяет оценивать выигрыши и проигрыши страны при осуществлении внешнеторгового обмена.

Реальный валютный курс как элемент концепции ценовой конкурентоспособности отражает динамику как торгуемых, так и неторгуемых товаров и является соотношением национального и мирового уровня цен. При его расчете мировой уровень цен определяется в национальной валюте. Реальный обменный курс рассчитывается по формуле [8]:

h

R_ SP_

S _ Pg

(2)

валюте. Они

цен на внешние торгуемые

р - уровень цен на внутренние торгуемые товары;

где sR - реальный валютный курс;

и

р - индекс национальных цен; р - индекс мировых цен.

Реальный валютный курс отражает изменения покупательной способности резидентов страны по отношению к динамике мировых цен. Он может быть рассчитан на основе корректировки номинального двустороннего валютного курса с учетом ценовой динамики в национальной экономике и в экономике страны-партнера. Кроме того, реальный валютный курс может быть определен на основе соотношения цены корзины товаров двух стран.

Факторами динамики реального валютного курса являются ускорение или замедление

1740

ценовой динамики в национальной экономике, изменение номинального валютного курса, ускорение или замедление ценовой динамики в мировой экономике [9].

При расчете реального валютного курса могут использоваться как индекс потребительских цен, так и дефлятор ВВП. Очевидно, что применение одного из этих индикаторов изменяет экономическое содержание рассчитываемого показателя. Так, при использовании индекса потребительских цен рассчитанный реальный валютный курс несет информацию о динамике уровня жизни, а при применении дефлятора ВВП - о формировании издержек производства в реальном секторе экономики [10].

Номинальный эффективный валютный курс (nominal effective exchange rate - NEER) - это расчетный показатель, определяемый на основе номинального двустороннего валютного курса по отношению к денежным единицам стран, являющихся основными торговыми партнерами, с учетом доли этих стран во внешнеторговом обороте (или отдельно экспорте и импорте) конкретной страны. Особенность NEER состоит в том, что он позволяет оценивать агрегированное влияние динамики валютных курсов стран -торговых партнеров на конкурентоспособность данной страны. Следовательно, NEER измеряет степень конкурентоспособности национальной экономики при складывающихся на рынке соотношениях валютных курсов стран - торговых партнеров [11]. Получаемая при этом информация используется не только для оценки перспективной динамики экспорта и импорта, но и для внесения корректив в валютную политику.

Реальный эффективный валютный курс (real effective exchange rate - REER) является расчетным показателем, определяемым на основе отношения реального курса национальной валюты к валютам ведущих стран-партнеров с учетом их фактической доли во внешнеторговых операциях данной страны. Основными факторами, влияющими на REER, являются темп инфляции в данном государстве, темпы инфляции в странах -торговых партнерах, изменение номинального

курса национальной валюты к валютам стран торговых партнеров.

Динамика REER отражает изменения в ценовой конкурентоспособности национальной экономики. Это предопределяет использование REER при реализации национальной денежно-кредитной политики [12].

Увеличение REER означает рост цен национальных товаров на рынках стран -внешнеторговых партнеров и, соответственно, снижение продаж в будущем периоде. Это может произойти как вследствие дефляционных тенденций в экономиках стран-партнеров, так и в результате инфляции в экономике данной страны [13].

Снижение REER указывает на усиление конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках и обусловливает увеличение экспорта. Такое снижение может быть результатом как ускорения инфляции в странах - торговых партнерах, так и замедления ценовой динамики в данной стране. Кроме того, падение REER может быть вызвано девальвацией национальной валюты.

В современных условиях значительное влияние на формирование REER способны оказать дефляционные процессы в странах Западной Европы и в Японии. Кроме того, изменения REER могут происходить под воздействием политики количественного смягчения, реализуемой центральными банками ведущих стран и направленной на поддержку национальных экономик [14].

В табл. 3 приведен сравнительный анализ номинального и реального эффективного валютного курса в России.

Результаты расчета показывают, что номинальный эффективный курс рубля по отношению к корзине доллар/евро равен 59,98, а реальный - 56,22. Стоимость бивалютной корзины на 01.09.2016 составляет 68,58. Это означает недооценку курса национальной валюты как в номинальном, так и реальном исчислении. В последующие месяцы, по оценкам Банка России, произошло ослабление реального эффективного курса

1741

рубля. Однако в целом за 12 месяцев 2016 г. данный показатель вырос на 13,4% к бивалютной корзине, хотя в первой половине 2017 г. данная тенденция пошла на спад.

Закон единой цены как элемент концепции ценовой конкурентоспособности является теоретическим положением, состоящим в утверждении, что при абстрагировании от расходов на транспортировку каждый торгуемый товар в любой стране мира имеет одинаковую цену в случае, если цены определяются в единой валюте. По этому закону единая цена формируется вследствие товарного арбитража. В условиях открытой экономики всегда существует возможность поставки товара из страны, в которой на него сложилась низкая цена, в страну с высокой ценой на этот товар [15]. Отметим, что это относится лишь к торгуемым товарам.

Закон единой цены является главным теоретическим обоснованием концепции абсолютного паритета покупательной способности (1111С). Однако эмпирические исследования показывают, что между странами существуют устойчивые различия в ценах на торгуемые товары вследствие использования при их производстве неторгуемых товаров, а также различий в экологических стандартах и потребительских предпочтениях.

Паритет покупательной способности (ППС) является теорией, трактующей взаимосвязи между уровнями цен в конкретных странах и соотношениями курсов их валют. Существуют две разновидности ППС - абсолютный и относительный.

Абсолютный паритет утверждает, что покупательная способность валюты конкретной страны определяется уровнем цен. Отношение уровня цен в стране - торговом партнере и уровня цен в национальной экономике является курсом национальной валюты, выраженным в иностранной валюте, называемым курсом по ППС. В данном случае прослеживается связь закона единой цены и концепции абсолютного паритета. Указанный закон касается цены конкретного товара [16]. Абсолютный ППС - это отношение уровней

цен в двух странах - торговых партнерах. Если уровень цен в стране А обозначить рА, а в стране В, соответственно, рВ и выразить эти уровни цен в единой валюте, то увеличение отношения рА/рВ указывает на то, что происходит укрепление валюты страны А. И наоборот, при снижении соотношения рА/рВ имеет место укрепление валюты страны В [17].

В концепции относительного паритета анализируется влияние на валютный курс изменений относительных цен в двух странах -торговых партнерах. Разнонаправленная ценовая динамика в двух странах приводит к изменениям в соотношениях курсов их валют. Эта концепция находит применение при изучении курсовой динамики. В частности, на ее основе можно сделать вывод о переоценке или недооценке конкретной валюты в определенный период времени и влиянии ситуации на валютном рынке на экспортные и импортные цены [18]. Но при этом следует учитывать многофакторность процесса курсообразования и динамичность

проявляющихся тенденций.

В табл. 4 представлен анализ соотношения курса рубля по ППС и биржевого курса.

Результаты анализа, приведенного в табл. 4, показывают еще более сильную недооценку рубля, чем в табл. 3. При этом она резко усилилась в 2014-2015 гг., когда девальвация биржевого курса рубля происходила гораздо более быстрыми темпами, чем снижение этого курса по ППС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в статье выявлены следующие тенденции в ценовой конкурентоспособности российских товаров и услуг. Во-первых, существует сильное влияние внешних факторов на цены основных российских торгуемых и неторгуемых товаров, связанные с биржевой конъюнктурой, международными стандартами качества, санкциями и др. Во-вторых, на российском рынке в существенной степени проявляется ценообразование в валюте производителя, поскольку отечественные товары серьезно уступают зарубежным в соотношении «цена/качество». Существующие товары с

1742

ценообразованием в национальной валюте удерживают рынок за счет наличия монополизма. В то же время анализ номинального и реального эффективного курса рубля, а также паритета покупательной

способности показывают, что российская валюта в значительной степени недооценена и это потенциально может быть преимуществом с точки зрения ценовой конкурентоспособности.

Таблица 1

Основные факторы ценовой конкурентоспособности ключевых российских торгуемых и неторгуемых товаров и услуг

Table 1

Main factors of price competitiveness of critical Russian tradable and non-tradable goods and services

Товары и услуги Факторы ценовой конкурентоспособности

Торгуемые

Нефть и нефтепродукты Биржевая конъюнктура

Топливо Биржевая конъюнктура

Черные металлы Издержки производства

Удобрения Цена/качество продукции

Металлопрокат Цена/качество продукции

Злаки Природные факторы

Неторгуемые

Образовательные услуги Цена/качество услуги

Финансовые услуги Международные санкции

Сервисные услуги Валютный курс

Транспортные услуги Объем предложения

Рекреационные услуги Объем предложения

Услуги связи Цена/качество продукции

Источник: составлено авторами Source: Authoring

1743

Таблица 2

Особенности взаимодействия внутренних и импортных цен в России на основе LCP и PCP

Table 2

Specifics of interaction between domestic and import prices in Russia based on LCP and PCP

Товары и услуги Факторы ценовой конкурентоспособности

LCP

Бензин Рост налоговой нагрузки

Сотовая связь Предложения монополистов

Банковские услуги Предложения монополистов

Молочная продукция Цена/качество продукции

Стройматериалы Логистика

Розничные товары Предложения монополистов

PCP

Автомобили Цена/качество продукции

Лекарственные средства Цена/качество продукции

Одежда Цена/качество продукции

Мясо Международные санкции

Напитки Девальвация

Мебель Цена/качество продукции

Черные металлы Издержки производства

Источник: составлено авторами Source: Authoring

1744

В.А. Слепов и др.

Таблица 3

Номинальный и реальный эффективный валютный курс рубля на 01.09.2016

Table 3

Nominal and real effective exchange rate of Russian Ruble as of September 1, 2016

Валюта Номинальный курс Доля в экспорте Доля в импорте Номинальный эффективный валютный курс Инфляция в валюте/ рублях Реальный курс Реальный эффективный валютный курс

Евро 73,9 49% 42% 59,98 0,24/6,84% 69,01 56,22

Доллар 65,91 41% 39% 1,06/6,84% 62,05

Примечание. Расчет произведен исходя из предположения о том, что в рамках российского экспорта и импорта расчеты проводятся только в двух валютах - евро (со странами ЕС) и долларах США (с остальными странами). Доля в экспорте и импорте рассчитана как доля соответствующих стран по данным Росстата. Номинальный курс -по данным ММВБ на 01.09.2016. Инфляция - в годовом исчислении на 01.09.2016. Источник: составлено авторами

Note. The calculation rests on the assumption that within the framework of Russian exports and imports payments are effected only in two currencies, i.e. Euro (the EU countries) and USD (other countries). Their share in the exports and imports is calculated as a share of respective countries based on the Federal State Statistics Service data; nominal exchange rate - on MICEX data as of September 1, 2016; inflation - on an annualized basis of September 1, 2016. Source: Authoring

Таблица 4

Анализ соотношения курса рубля по ППС и биржевого курса (к доллару США) Table 4

Analysis of correlation of purchasing-power-parity exchange rate of Russian ruble and stock exchange price (to USD)

Показатель На 01.01.2014 На 01.01.2015 На 01.01.2016 На 01.01.2017

Курс по ППС 19,421 21,279 23,985 25,07

Курс на ММВБ 38,23 61,69 75,95 60,91

Источник: World Bank

Source: World Bank

Список литературы

1. Слепов В.А., Баландин С.А. Взаимодействие финансовой и промышленной политики государства // Финансовая экономика. 2015. № 3. С. 17-24.

2. Жиляев К.В. Теоретические подходы к построению модели для оценки влияния мировых цен (цен экспорта) на российскую экономику // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2004. № 2. С. 39-56.

3. Burstein A., Gopinath G. International Prices and Exchange Rates. NBER Working Paper, 2013, no. 18829. URL: http://www.nber.org/papers/w18829 doi: 10.3386/w18829

4. Ляшецкий А.П., Комаров О.К. Теоретические основы формирования общественной цены и варианты ее трансформации в рыночную цену товара // Экономическая наука современной России. 2005. № 2. С. 20-31.

5. Amiti M., Itskhoki O., Konings J. International Shocks and Domestic Prices: How Large Are Strategic Complementarities? NBER Working Paper, 2016, no. 22119. URL: http://www.nber.org/papers/w22119 doi: 10.3386/w22119

6. Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития: монография. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 240 с.

7. Волков И.И. Макроэкономический анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства: монография. М.: Креативная экономика, 2017. 264 с.

8. Тренёв Н.Н. Тарифы и ценовое регулирование // Вестник экономической интеграции. 2011. № 8. С. 81-87.

9. Betts C., Devereux M. The exchange rate in a model of pricing-to-market. European Economic Review, 1996, vol. 40, pp. 1007-1021. doi: 10.1016/ 0014-2921(95)00110-7

10. Малахов С.В. Закон единой цены в условиях равновесного разброса цен: арбитраж и оптимизация поиска // Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. № 1. С. 85-99.

11. Fan H., Amber Li Y., Yeaple S.R Trade Liberalization, Quality, and Export Prices. NBER Working Paper, 2014, no. 20323. URL: http://www.nber.org/papers/w20323

12. Косов В.В. Относительные цены как инструмент среднесрочного прогнозирования оптовых цен (на примере цен на электроэнергию) // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6. С. 60-76.

13. Смирнова О. О. Влияние рыночной власти на ценовую дискриминацию: теоретический анализ и подходы к оценке // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4. С. 130-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23420477

14. Плеханов С.В. Ценовое регулирование в инвестиционном процессе в сфере инфраструктуры // Экономические системы. 2013. № 5. С. 48-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21237694

15. Волков И.И. Макроэкономическое регулирование и финансы транснациональных корпораций // Российское предпринимательство. 2014. № 8. С. 18-30.

16. D'Acunto F., Liu R., Pflueger C., Weber M. Flexible Prices and Leverage. NBER Working Paper, 2017, no. 23066. URL: http://www.nber.org/papers/w23066 doi: 10.3386/w23066

17. Маневич В.Е. Функционирование денежно-финансовой системы и депрессия российской экономики // Вопросы экономики. 2016. № 2. C. 34-55.

1746

18. Самошков А.К., Ведмеденко Е.В. Особенности расчета экономических цен методом пограничных цен // Проблемы региональной экономики. 2014. № 28. С. 33-41.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1747

pISSN 2071-4688 Monetary and Credit Relations

eISSN 2311-8709

PRICE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN GOODS AND SERVICES Vladimir A. SLEPOVa% Yurii A. SARUKHANYANb

a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation slepov.va@rea.ru

b Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation sarukhanyan-y@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 16 May 2017 Received in revised form 15 June 2017 Accepted 5 July 2017 Available online 15 August 2017

JEL classification: E30

Keywords: price competitiveness, exchange rate, purchasing power parity

Abstract

Importance The article reviews main elements of the concept of price competitiveness of domestic goods and services under open economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Objectives The purpose of the study is to identify major conditions for increasing the competitive performance of domestic goods and services.

Methods The key research methods of the study include tools of formal and dialectical logic, analysis and synthesis, induction and deduction.

Results We defined basic elements of the price competitiveness concept related to national goods and services, revealed that under the impact of exports and imports of goods and services on the domestic market, there are tendencies towards price factors unification with retained specificity of national pricing systems, analyzed the influence of external factors on prices of basic Russian goods. The analysis of nominal and real effective exchange rate enabled to assess positively the concept applicability to the products of domestic companies.

Conclusions The reviewed elements of the said concept made it possible to identify a trend in strengthening the influence of the world price system on marketability of Russian goods and services, and the conditions, under which this trend can be used to achieve a positive result. The findings may be applied to develop strategies of price competitiveness in the Russian economy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Slepov V.A., Sarukhanyan Yu.A. Price Competitiveness of Russian Goods and Services.

Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 29, pp. 1737-1749.

https://doi.org/10.24891/fc.23.29.1737

References

1. Slepov V.A., Balandin S.A. [The interaction of national financial and industrial policy]. Finansovaya ekonomika = Financial Economics, 2015, no. 3, pp. 17-24. (In Russ.)

2. Zhilyaev K.V. [Theoretical Approaches to Model Construction for Estimation of World (Export) Prices Influence on the Russian Economy]. Nauchnye trudy: institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN = Scientific Articles: Institute of Economic Forecasting of Russian Academy of Sciences, 2004, no. 2, pp. 39-56. (In Russ.)

3. Burstein A., Gopinath G. International Prices and Exchange Rates. NBER Working Paper, 2013, no. 18829. URL: http://www.nber.org/papers/w18829 doi: 10.3386/w18829

4. Lyashetskii A.P., Komarov O.K. [Theoretical Basis of Forming the Social Price and its Transformation into Market Price]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia, 2005, no. 2, pp. 20-31. (In Russ.)

5. Amiti M., Itskhoki O., Konings J. International Shocks and Domestic Prices: How Large Are Strategic Complementarities? NBER Working Paper, 2016, no. 22119. URL: http://www.nber.org/papers/w22119 doi: 10.3386/w22119

1748

6. Burlachkov V.K. Makroekonomika, monetarnaya politika, global'nyi krizis: analiz sovremennoi teorii i problemy postroeniya novoi modeli ekonomicheskogo razvitiya: monografiya [Macroeconomics, monetary policy, global crisis: Analysis of the current theory and the problem of building a new model of economic development: a monograph]. Moscow, Knizhnyi dom LIBROKOM Publ., 2013, 240 p.

7. Volkov I.I. Makroekonomicheskii analiz vzaimodeistviya denezhno-kreditnoi i byudzhetnoi politiki gosudarstva: monografiya [Macroeconomic analysis of interaction between monetary and fiscal policies of the State: a monograph]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2017, 264 p.

8. Trenev N.N. [Rates and price regulation]. Vestnik ekonomicheskoi integratsii = News of Economic Integration, 2011, no. 8, pp. 81-87. (In Russ.)

9. Betts C., Devereux M. The exchange rate in a model of pricing-to-market. European Economic Review, 1996, vol. 40, pp. 1007-1021. doi: 10.1016/ 0014-2921(95)00110-7

10. Malakhov S.V. [Law of One Price under Equilibrium Price Dispersion: Arbitrage and Optimization of Search]. Journal of Institutional Studies, 2016, vol. 8, no. 1, pp. 85-99. (In Russ.)

11. Fan H., Li Yao Amber, Yeaple S.R. Trade Liberalization, Quality, and Export Prices. NBER Working Paper, 2014, no. 20323. URL: http://www.nber.org/papers/w20323

12. Kosov V.V. [Relative prices as a tool for medium-term forecasting of wholesale prices (the electric energy case)]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 6, pp. 60-76. (In Russ.)

13. Smirnova O.O. [The impact of market power on price discrimination: Theoretical analysis and approaches to assessment]. Unikal'nye issledovaniya XXI veka, 2015, no. 4, pp. 130-136. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23420477

14.Plekhanov S.V. [Price regulation for the investment process in the sphere of infrastructure]. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems, 2013, no. 5, pp. 48-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21237694 (In Russ.)

15. Volkov I.I. [The macroeconomic regulation and finances of the multinational corporations]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 8, pp. 18-30. (In Russ.)

16.D'Acunto F., Liu R., Pflueger C., Weber M. Flexible Prices and Leverage. NBER Working Paper, 2017, no. 23066. URL: http://www.nber.org/papers/w23066 doi: 10.3386/w23066

17.Manevich V.E. [Functioning of monetary and financial system and the depression of the Russian economy]. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 2, pp. 34-55. (In Russ.)

18. Samoshkov A.K., Vedmedenko E.V. [Specifics of calculating the economic prices under the frontier price method]. Problemy regional'noi ekonomiki = Problems of Regional Economics, 2014, no. 28, pp. 33-41. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1749

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.