Научная статья на тему 'Новый механизм формирования цены на промышленный газ на внутреннем рынке России: оценка последствий'

Новый механизм формирования цены на промышленный газ на внутреннем рынке России: оценка последствий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленова Е. С.

Цель статьи проанализировать структуру ценообразования на природный газ на внутреннем рынке России, выявить проблемы и перспективы, связанные с переходом (к 2011 г.) на новую систему ценообразования на природный газ в РФ, основанную на принципе равнодоходности. Оценка влияния новой политики ценообразования на природный газ для отечественных энергогазозависимых производителей могла бы содействовать аргументированному обсуждению проблем формирования цен в международной торговле газом, которое является ключом к пониманию целого ряда событий, происходящих на международных энергетических рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый механизм формирования цены на промышленный газ на внутреннем рынке России: оценка последствий»

УДК 338.658

Е С.ЗЕЛЕНОВА, студентка, _ joisl331@yanciex.ru Томский политехнический университет

E.S.ZELENOVA, srudentJoisl331 @yandex.ru Tomsk Polytechnic University

НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГАЗ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИИ:

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ

Цель статьи - проанализировать структуру ценообразования на природный газ на внутреннем рынке России, выявить проблемы и перспективы, связанные с переходом (к 201 i г.) на новую систему ценообразования на природный газ в РФ, основанную на принципе равнодоходности. Оценка влияния новой политики ценообразования на природный газ для отечественных энергогазозависимых производителей могла бы содействовать аргументированному обсуждению проблем формирования цен в международной торговле газом, которое является ключом к пониманию целого ряда событий, происходящих на международных энергетических рынках.

Ключевые слова: природный газ, внутренний рынок, ценообразование, государственное регулирование.

THE NEW MECHANISM OF FORMATION OF THE PRICE FOR INDUSTRIAL GAS IN THE RUSSIAN HOME MARKET: AN ESTIMATION OF CONSEQUENCES

The objective of this paper consists of analysing pricing structure on natural gas in Russia market Russia, to reveal problems and the prospects connected with transitive (by 2011) on new system of pricing on natural gas in the Russian Federation based on a principle of the equal Profitableness. To analyse influence of a new pricing policy on natural gas on domestic manufacturers, besides, to promote the given reason discussion of questions of formation of the prices in international trade in gas which is a key to understanding of some the events occurring in the international power markets now.

Key words: natural gas, home market, policy, state regulation.

Газовая отрасль России - важнейший фактор экономического роста не только для нашей страны, но и для многих других стран-импортеров. Запасы российского природного газа составляют около 1/3 мировых запасов, а доля России в мировой добыче природного газа составляет около 25 %.

До сих пор цена природного газа в России напрямую регулировалась государством и была намного ниже, чем в развитых странах. Но к 2011 г. решено в несколько этапов привести внутренние цены * европейскому уровню, обеспечивающему

равную доходность с экспортных и внутренних поставок «Газпрома». Идеологическая база этого решения - правительственное постановление № 333 от 28 мая 2007 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», зафиксировавшее концептуальное решение об изменении механизма ценообразования и резком повышении внутренних цен на газ до европейского уровня, а Федеральная служба по тарифам утвердила повышение минимальной ставки внутренних цен на газ в 2009 г, в среднем на 27 %.

Санкт-Петербург. 2011

В условиях постоянно растущей цены на газ и перехода на европейские цены важно выяснить, как формируется цена на российский газ, насколько обоснован переход на новую систему ценообразования и кому он будет выгоден. Разумеется, переход на рыночные цены, обусловлен еще и процесса вступления РФ в ВТО. Кроме того, необходимо уже сейчас задуматься о последствиях реформы системы ценообразования на природный газ, чтобы дать возможность предприятиям, себестоимость продукции которых в значительной степени зависит от цены на газ, подготовиться к грядущим переменам и заранее разработать пути и методы перестройки работы предприятий в новых условиях.

Сегодняшняя методика формирования цены на газ для конечного потребителя действует с 2001 г. В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации правительство обязало организации, осуществляющие добычу, транспортировку и реализацию природного газа, вести раздельный учет продукции (услуг) и затрат на ее производство по следующим видам деятельности:

• добыча природного газа;

• услуги по транспортировке природного газа по трубопроводам;

• хранение природного газа;

• услуги по поставке (реализации) природного газа.

Цена на газ для конечного потребителя складывается из регулируемых оптовых цен на газ, определяемых соглашением сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

Структура конечной цены на газ в 2001 г. выглядела следующим образом: 90 % составляла оптовая цена, 6 % плата за снабженческо-сбытовые услуги, оставшееся 4 % приходились на тариф на транспортировку. В 2005 г. произошли существенные изменения в структуре конечной цены: тариф на транспортировку увеличился до 7 %,

а плата за снабженческо-сбытовые услуги уменьшилась до 3 %. Причиной стало увеличение тарифа на транспортировку в 2,6 раза при сохранении платы за сбытовые услуги на прежнем уровне. В 2006 г. плату за снаб-женческо-сбытовые услуги сократили в 2 раза с 41 до 21 руб., а оптовая цена и тариф на транспортировку выросли на 10 и 25 % соответственно. В дальнейшем рост конечной цены для потребителя был связан в основном с повышением оптовой цены на 20-25 % и ростом тарифа на транспортировку на 20-30 %. Такая динамика прослеживается до 2008 г. В структуре конечной цены на газ в 2008 г. доля платы за снабженческо-сбытовые услуги стала составлять примерно 1 %, около 7 % - тариф на транспортировку и 92 % - оптовая цена на газ.

В итоге, с 2001 по 2008 г. оптовая цена на газ увеличилась на 360%, тариф на транспортировку вырос на 640 %, а плата за снабженческо-сбытовые услуги уменьшилась на 15%. Очевидно, что увеличение конечной цены происходит из-за роста оптовой цены и опережающего роста тарифа на транспортировку газа.

«Газпром» как основная добывающая и транспортирующая организация владеет всей сетью магистральных трубопроводов, региональная инфраструктура, посредством которой газ доставляется непосредственно потребителю, находится в ведении независимых юридических лиц (сбытовых организаций). Таким образом, основная часть доходов от реализации газа (до 99 %) остается в распоряжении «Газпрома», а сбытовым организациям, несущим основные затраты на формирование и содержание газораспределительной инфраструктуры, остается менее 1 %.

Стремительный рост цен на один из главных источников энергии в нашей стране привел к увеличению себестоимости продукции предприятий, использующих энергию голубого топлива. Естественным образом это сопровождалось ростом расходов населения только на коммунальный услуги примерно на 15-20% ежегодно. Возможно, изымая часть «лишних» денег у населения и возвращая их в бюджет, правительство пытается сдержать инфляцию.

44 _

ТББМ0135-3500. Записки Горного института. Т. 191

В 2006 г. правительство приняло решение о переходе на новую методику ценообразования, основанную на принципе равной доходности, в соответствии с которой к 2011 г. внутрироссийские цены на газ должны быть доведены до европейского уровня. В условиях нестабильной экономической обстановки эта стратегия выглядит как минимум необоснованной, как максимум -

и и и "I—Г

вредной для российской экономики. Поэтому реформу отложили. При таком механизме ценообразования стоимость газа в России будет колебаться в такт с европейской и отставать от нее лишь на сумму транспортных расходов по доставке газа в Европу (около 40 долларов за тысячу кубометров) и на 30-процентную экспортную пошлину. Цены на наш газ в Европе, в свою очередь, привязаны к стоимости нефти, точнее получаемых при ее переработке тяжелых углеводородов (например, мазута). А это значит, что при цене на нефть на уровне 100-150 долларов за баррель стоимость реализуемого в стране газа должна вырасти, по меньшей мере, втрое: с установленных 70-75 долларов за тысячу кубометров до примерно 250 долларов. При нефти, стоящей 40 долларов цены на российский газ в Европе должны упасть примерно до 150 долларов. Соответствующая равнодоходная цена для России составит всего 80-90 долларов и в случае намеченного повышения газовых тарифов она будет достигнута не в 2011 г., а уже в нынешнем году. Россия оказалась едва ли не единственной страной мира, где главное ископаемое топливо в условиях кризиса не подешевело, а подорожало.

Роль природного газа в экономике нашей страны необычайно велика. Газ закрывает около 60 % российского баланса энергопотребления. В глобальном масштабе наша экономика одна из самых «газовых», этот вид топлива становится основной составляющей издержек.

Главная отрасль, через продукцию которой прирост цены на газ ударит по всей экономике, - электроэнергетика. Отрасль представлена преимущественно тепловыми станциями, большая часть которых работает на газе. Его удорожание (а на газ приходит-

ся около половины производственной себестоимости) означает существенное увеличение цены генерируемой электроэнергии и тепла. Их конечная стоимость из-за низкой эффективности отечественных ТЭС окажется заметно выше, чем во многих энергодефицитных развитых странах вроде США или Франции. Подорожание газа вызовет цепную реакцию в других сегментах топливно-энергетического комплекса. Кроме того, переход на новый механизм ценообразования будет означать переток колоссального объема средств от несырьевых предприятий в «Газпром». В ряде отраслей удорожание газа, тепла и электричества способно привести к куда более болезненным, чем простой рост расходов, последствиям. За гранью рентабельности рискует оказаться ряд экспортно-ориентированных газо- и энергоемких предприятий. Пострадают, например, производители продуктов бытовой химии, азотных и смешанных удобрений (доля газа в себестоимости последних может превышать 50 %). Резко увеличатся издержки в производстве строительных материалов, в частности на предприятиях по изготовлению цемента, кирпича и в стекольной промышленности. Утрата серьезного конкурентного преимущества может привести к сворачиванию активности и других энерго- и материалоемких отраслей, сокращению экспорта и росту импорта соответствующих продуктов.

Но так ли все плохо на самом деле? На первый взгляд, существующая методика формирования цены на газ экономически выгодна только «Газпрому» и ущемляет интересы сбытовых организаций, а интересы конечных потребителей вообще не учитываются, но рассмотрим и другую сторону вопроса.

Газ в России - самый дешевый и поэтому наиболее широко используемый вид топлива. В структуре потребления первичных энергоносителей в российской экономике доля газа превышает 50 %, а в топливном балансе российских теплоэлектростанций на газ приходится более 70 %. Такой перекос в российском топливном балансе угрожает энергетической безопасности страны,

_ 45

Санкт-Петербург. 2011

так как из-за дешевизны газа практически не развивается производство и потребление других видов топлива: мазута, торфа, угля. Низкая цена на газ не стимулирует экономичного использования этого невосполнимого природного ресурса.

Отклонения цен на газ на внутреннем рынке от цен на ближайших рынках и цен на другие виды топлива в России является на сегодняшний день главным антирыночным фактором всей экономики. Заниженные цены на газ искажают не только цены на электроэнергию и тепло, транспортные тарифы, но и стоимость продукции всех отраслей. Нарушается объективность отраслевых цен, пропорций и всех основных макроэкономических показателей страны.

1. Деформируются топливные балансы. Электростанции и тепловые котельные, работающие на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива, в стремлении получить дополнительные доходы добиваются перехода на газ. Спрос на газ перерос в ажиотажный.

2. Под давлением низких цен на газ продукция угольных предприятий не находит сбыта. Часть предприятий останавливается, другая - вынуждена продавать уголь по ценам, близким к нулевой рентабельности. В целом же угольная отрасль разоряется.

3. Газовая пауза, построенная на низких ценах на газ, законсервировала энергетику России на уровне конца 70-х гг. XX в. Аналогичная ситуация наблюдается и в отраслях экономики, использующих газ как сырье и топливо.

4. Отсутствие работы по топливо- и энергосбережению, использование топлива

с потерями в 65-68 % в большой энергетике, 70-75 % в коммунальной тепловой энергетике сочетаются с затратной системой ценообразования, при которой все потери оплачиваются промышленными предприятиями и организациями. Население же при этом страдает от нестабильности тепло- и электроснабжения.

Россия располагает большим количеством газовых месторождений малой и средней мощности, в том числе в регионах с высокой плотностью населения. Однако при наличии «дешевого» газа Уренгоя разрабатывать эти месторождения нерентабельно. Главная проблема независимых производителей не в отсутствии допуска к транспортной системе, а в конкуренции на внутреннем рынке со стороны «дешевого» газа «Газпрома». Поэтому они требуют предоставить им право продажи газа на экспортных рынках «Газпрома», что однозначно повлечет за собой снижение экспортных цен и потери валютной выручки. Повышение цен на внутреннем рынке, напротив, способствовало бы росту добычи газа у независимых производителей.

В то же время сложно ожидать появления независимых производителей газа, пока они не имеют возможности экспортировать его в дальнее зарубежье для компенсации убыточных внутренних цен. Капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать. Это, разумеется, тормозит развитие производительных сил в отрасли, поскольку она не обеспечивает должного экономического эффекта для экономики России, более того создает серьезные препятствия для развития предприятий, успешная деятельность которых зависит от цен на газ.

ШБЫ01353500. Записки Горного института. Т. 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.