УДК 33
Олейник Д.В.
студент 5 курса, Юридического института Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
(г. Владимир, Россия)
ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ВЫХОДЕ НА МИРОВОЙ РЫНОК
Аннотация: в данной статье рассмотрены факторы, влияющие на выбор ценовой политике при выходе на мировой рынок. Изучены и классифицированы факторы, с которыми работают организации. Рассмотрены проблемы, способы и цели помогающие организации правильно определиться с выбором политики и поведения при попытке выхода на мировой рынок. Выявлена закономерность деятельности компаний относительно эффективной разработки ценовой политики, которая выходит на мировой рынок.
Ключевые слова: мировой рынок, организации, ценообразующие факторы.
При выходе на мировой рынок компании сталкиваются с рядом ценообразующих факторов, которые влияют на формирование цен их продукции. Эти факторы можно разделить на несколько групп.
1. Общеэкономические факторы.
Первое на что стоит обратить внимание это экономический цикл. Экономический цикл — это повторяющиеся колебания экономической активности, состоящие из четырех основных фаз: подъём, пик, спад и дно. Эти циклы носят периодический характер и влияют на различные экономические показатели, включая ВВП, занятость и инфляцию. Циклы имеют фазы, такие, например, как "Подъем", который характеризуется ростом экономической активности, увеличением объема инвестиций, производства и занятости, а также сопровождается умеренной инфляцией. Вторая фаза - "Пик", это высшая точка деловой активности, максимальная загрузка производственных
мощностей и так далее. В данную фазу характерен низкий уровень безработицы и высокая кредитная нагрузка. Третей фазой является "Спад", где можно наблюдать снижение деловой активности и других показателей, о которых было сказано выше. Последняя и завершающая фаза - "Дно". Это низшая точка спада, где происходит минимальное использование ресурсов в производстве [2].
Так же циклы подразделяют на типы, например, циклы Китчина (краткосрочные), где характерна задержка в движении информации, затем Жюгляра (среднесрочные), когда происходят колебания инвестиций, Кузнеца (среднесрочные), длительность которых от 15 до 25 лет, цикл связан с демографическими имениями. Последний из типов это Длинные волны Кондратьева (долгосрочные), связанный с структурными изменениями в технологиях.
Эти циклы влияют на бизнес-процессы компаний во всем мире и требуют адаптации стратегий для успешного преодоления различных фаз цикла.
Еще одни важным фактором является совокупный спрос и предложение. Совокупный спрос и совокупное предложение — это два ключевых понятия в макроэкономике, которые помогают понять поведение экономики на национальном уровне. Отношения между спросом и предложением напрямую влияют на цены.
Компоненты:
• Потребительские расходы (С)
• Инвестиционные расходы (I)
• Государственные закупки товаров и услуг
• Чистый экспорт (Хп) 14.
Совокупное предложение это общее количество товаров и услуг, которое фирмы готовы произвести при каждом возможном уровне цен в экономике. Факторами данного определения являются количество ресурсов (трудовые ресурсы, капитал), уровень технологий и цены на ресурсы. Кривая
совокупного предложения может иметь разную форму в зависимости от состояния экономики. В краткосрочном периоде она может быть разделена на три части: неполная занятость ресурсов, приближение к полной занятости, полная занятость.
Модель АО-А$ показывает равновесие между совокупным спросом и предложением. Равновесие достигается там, где кривые АЭ и AS пересекаются. Изменения в любом из этих компонентов могут привести к сдвигу одной или обеих кривых на графике. Эта модель используется для анализа фаз экономических циклов: подъема или спада — когда меняется либо объем производства вследствие изменения ценообразования или других факторов [3].
Эти понятия являются фундаментальными для понимания динамики национальной экономики.
Еще одним важным фактором является инфляция - изменения уровня инфляции могут повлиять на стоимость производства и потребительские предпочтения.
2. Конкретно-экономические факторы.
Конкретно-экономические факторы — это те, которые определяются конкретным товаром, условиями его производства и реализации. Они включают в себя:
1. Изменения в издержках производства и обращения: Стоимость сырья, труда и других ресурсов, а также изменения в налогах и сборах.
2. Соотношение спроса и предложения на данный товар: Если спрос превышает предложение, цены могут расти или же если предложение больше спроса, цены снижаются.
3. Налоги и сборы: Различные пошлины или акцизные налоги могут увеличить стоимость продукции.
4. Взаимозаменяемость товаров: Наличие аналогичных продуктов может повлиять на цену за счет конкуренции.
Эти факторы напрямую влияют на формирование цен конкретных товаров или услуг на рынке [1].
Если компания производит электронные устройства с использованием редких материалов (например, лития), рост стоимости этих материалов может привести к увеличению себестоимости продукта. В результате компания может повысить цену своих устройств для сохранения прибыльности. Таким образом, конкретно-экономические факторы играют ключевую роль в стратегии ценообразования компании при выходе на международный рынок [5].
3. Специфические факторы.
Сюда можно отнести сезонность, то есть ситуация, когда некоторые товары имеют характер менять объем и стоимость продаж в зависимости от сезонов или различных периодов времени.
Также стоит упомянуть об эксплуатационных расходах. Это расходы, которые связанны с использованием самого продукта, например, энергопотребление.
Последим из этого списка является комплектность и гарантии: Дополнительные услуги или аксессуары могут повысить привлекательность продукта.
4. Специальные и внеэкномические факторы.
Государственное регулирование заключается в тарифных барьерах или субсидиях, которые могут существенно влиять на ценообразование. Это пошлины, налоги или сборы, которые государство устанавливает на импорт товаров, тем самым повышая стоимость импортируемых товаров для потребителей и могут защитить местных производителей от конкуренции. Важным фактом является и то, что все тарифы в России применяются в соответствии с международными соглашениями и внутренним законодательством для регулирования торговли [4].
Субсидии же — это финансовая помощь от государства производителям или экспортерам, своим эффектом они снижают себестоимость продукции для экспортеров или повышают конкурентоспособность их товаров на мировом рынке.
Последнее, о чем я бы хотел упомянуть это политическая стабильность. Политическая стабильность относится к внеэкономическим факторам — это те, которые находятся вне сферы экономики, но существенно влияют на ценообразование и экономическую деятельность. К ним относятся геополитические, социальные и культурные факторы.
Геополитические факторы связаны с политической стабильностью или напряженностью между странами. Их влияние можно оценить, когда политические конфликты могут привести к торговым ограничениям или санкциям, что увеличивает риски для бизнеса и повышает цены из-за неопределенности.
Социальные факторы, то есть изменения в общественных ценностях и поведении потребителей. Эти изменения повышают спрос на экологически чистые продукты, что может стимулировать рост цен на такие товары из-за их популярности.
Культурные факторы также являются значимым элементом и проявляются при сравнении культурных обычаев, правил и предпочтений между странами. Продукты, адаптированные под местную культуру, могут иметь более высокую цену за счет уникальности предложения
Эти внеэкономические факторы играют значительную роль в формировании рыночной стратегии компаний при выходе на международный рынок [3].
В заключении хотелось бы сказать, что на мировом рынке также важно учитывать валютный курс страны-производителя относительно стран-покупателей. Кроме того, множественность цен — характерная особенность международной торговли — обусловлена различными коммерческими условиями поставок5.Успешное ценообразование при выходе компаний из России или любой другой страны требует глубокого понимания этих сложных взаимосвязей для адаптации к местным рыночным условиям эффективно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Левушкина С.В. Качественные характеристики предпринимательских намерений // Молодой ученый, 2013. № 3. С. 245-248;
2. Щеголев В.В., Николаев Н.А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w.science-education.ru/ru/artide/view?id=16745/ (дата обращения: 25.03.2016);
3. Проект «Факторы формирования предпринимательской активности студентов: институциональный подход». [Электронный ресурс]: ВШМ СПбГУ - бизнес-школа № 1 в России. Режим доступа: http://gsom.spbu.ru;
4. Широкова Г.В. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет Россия 2013/2014 / Г.В. Широкова, Т.В. Цуканова, К.А. Богатырева. [Электронный ресурс]: Национальная ассоциация обучения предпринимательству. Режим доступа: http: //w. ruaee. ru/about/do cuments/GUE SSS_2013_Rus .pdf;
5. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Иркутск, 2011. 287 с
Oleinik D.V.
Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs
(Vladimir, Russia)
PRICING FACTORS WHEN ENTERING THE GLOBAL MARKET
Abstract: this article examines the factors influencing the choice of pricing policy when entering the global market. The factors that organizations work with are studied and classified. The problems, methods and goals that help an organization to correctly determine the choice of policy and behavior when trying to enter the global market are considered. The pattern of companies' activities regarding the effective development of pricing policy, which enters the global market, is revealed.
Keywords: global market, organizations, price-forming.