УДК 338.5
Поплавская А.А. студент специалитета, 4 курс факультет «Таможенное дело»
Соколов Д.С. студент специалитета, 4 курс факультет «Таможенное дело» Институт экономики научный руководитель: Колодина О.Н.
Поволжский государственный университет сервиса
Россия, г. Тольятти СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ВО
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ В статье раскрывается сущность ценообразования и его характеристики. Особое внимание уделяется ценообразованию во внешней торговле, его ценообразующие факторы. Раскрыто содержание мировых цен, которые являются основой ценовой политики. Также в статье выявлены аспекты, которые являются определяющими на международной арене, где от факторов мировых цен обуславливаются условия спроса и предложения. Описаны ведущие взаимосвязанные обстоятельства международных экономических отношений, их влияние на субъекты рыночной системы.
Ключевые слова: цена, ценообразование, мировые цены, международная торговля, внешний рынок, внутренний рынок, субъекты рыночных отношений, рыночная система, экспорт, импорт, спрос, предложение.
Poplavskaia A.A. specialty student 4 years, «Customs» faculty Institute of economics Russia, Togliatti Sokolov D.S. specialty student 4 years, «Customs» faculty Institute of economics Russia, Togliatti Scientific director: Kolodina O.N.
Volga region State University of Service
Russia, Togliatti
ESSENCE AND PECULIARITIES OF PRICE FORMATION IN
FOREIGN TRADE
The article reveals the essence of pricing and its characteristics. Particular attention is paid to pricing in foreign trade, its pricing factors. The content of
world prices, which are the basis of price policy, is disclosed. Also, the article identifies aspects that are determinative in the international arena, where the conditions of supply and demand are determined from the factors of world prices. The leading interrelated circumstances of international economic relations, their influence on the subjects of the market system are described.
Keywords: price, pricing, world prices, international trade, external market, domestic market, market entities, market system, export, import, demand, supply.
В условиях развитого товарного производства в основе рыночной цены лежит цена производства, равная сумме издержек и средней прибыли. В каждом государстве проявляются национальные издержки производства товаров, которые вместе с национальной нормой средней прибыли формируют национальную цену такого товара.
На мировом рынке происходит сравнение различных национальных цен на товар. Мировая цена вырабатывается под влиянием тех национальных цен, совпадение которых складывается со среднемировыми затратами, т.е. интернациональной ценой производства. В общем виде, в качестве таковой выступает цена товара в стране, которая является его основным внешнеторговым поставщиком. Интернациональная цена производства является «центром тяжести» колебательных количественных отклонений цены товара в данный период на мировом рынке.
Данные факторы определяют вопрос актуальности, где необходимым стоит изучении использование в практической деятельности современными экономистами ценовых показателей, механизмов ценообразования, анализа спроса и предложения, проектирования и формирование цен, отчего в будущем будет стоять задача успешной реализации внешнеэкономической деятельности России.
В экономической теории одно из ключевых мест занимают проблемы, которые непосредственно связаны с природой денег и выявлением механизмов ценообразования на товары, обращающиеся на мировом рынке и на рынках отдельных стран.
Все существующие в экономической сфере цены составляют единую систему цен, для полного представления которой отобразим на рисунке 1.
Рисунок 1. Единая система цен
Система цен - совокупная составляющая действующих цен, характеризующая собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, которая также складывается из отдельных групп взаимозависимых и взаимодействующих национальных и мировых цен.[5]
В общем виде, ценообразование - это процесс формирования стоимости отдельных ресурсов и продукции в целом на основе нормативов и динамики, основных ценообразующих факторов. Основные принципы ценообразования - соразмерность рыночных цен общественно-необходимым затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений ценообразующих факторов, условий производства, конъюнктуры рынка, обеспечение рентабельности с учетом соотношений потребительских свойств.
Ценообразование должно учитывать:
- НТП;
- эффективное использование производственных мощностей;
- снижение материалоемкости;
- повышение производительности труда;
- высокое качество.
Цена, понятие которой во многом схоже с характеристикой как внутреннего, так и внешнего рынка, - это денежная сумма, в размере которой продавец заинтересован получить выручку за предлагаемый товар или услугу, а покупатель заплатить. [5]
Для того чтобы эти два требования были в зависимости, должны быть соблюдены множества условий, получивших название «ценообразующие факторы», структура которых отражена в представленной таблице 1.
Таблица 1
Ценообразующие факторы_
Факторы Процессы
Общеэкономические 1) экономический цикл; 2) состояние совокупного спроса и предложения; 3) инфляция.
Конкретно экономические 1) издержки; 2) прибыль; 3) налоги и сборы; 4) предложение и спрос на товар (услугу) с учетом взаимозаменяемости; 5) потребительские свойства.
Специфические 1) сезонность; 2) комплектность; 3) гарантии и условия сервиса.
Специальные 1) государственное регулирование; 2) валютный курс.
Внеэкономические 1) политические; 2) социальные.
Определяющим фактором ценообразования является соотношение между спросом и предложением, его действие имеет постоянный характер. На мировом рынке соотношение спроса и предложения во внешней торговле ощущается его субъектами в гораздо большей степени, чем поставщиками продукции на внутреннем рынке. Это связано с тем, что число конкурентов на международной арене значительно превышает количество субъектов внутреннего рынка. Участнику международной торговли всегда нужно быть бдительным при реализации продукции на мировой рынок, неустанно сравнивать свои издержки производства как с внутренними, так и с мировыми рыночными ценами. Однако, покупателей на внешнем рынке не меньше. Перемещение товаров, капитала, услуг и рабочей силы, свобода передвижения которых ограничена, сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. [9]
Мировые цены являются основой ценовой политики. В современных условиях - это экспортные цены основных поставщиков определенного товара (услуги) и импортные цены в основныхточках импорта этого товара (услуги). Обуславливается данное понятие следствиемглобальных и систематических сделок по купле-продаже иного рода товаров и услуг на международной арене.
Разнородность мировых цен внутренних цен стран определяется как разной стоимостной основой, так и различиями между формированием цен на сырье и товары, предназначенных для экспорта и внутреннего потребления.
Благодаря всестороннему взаимодействию мирового рынка
появляются и множество цен в международной торговле. Поставляемый на одинаковых условиях товар, имеющий однородное качество, в одном и том же центре международной торговли может иметь различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок.
Также затронем такое понятие как «мировой товарный рынок», относящееся к особенностям мирового рынка. Характеризуется совокупностью устойчивых повторяющихся операций по купле-продаже товаров и услуг, где те в свою очередь имеют организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или которые выражаются систематическими экспортно-импортных сделками крупномасштабных фирма-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, от которых напрямую зависит состояние рыночных цен, прежде всего, естественно обуславливаются условия спроса и предложения. [8]
Одним из основополагающих факторов, которые влияет на цену предлагаемого товара, является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, способным удовлетворить покупателя. Характерными элементами, которые воздействуют на уровень мировых цен, являются: валюта платежа, условия расчета и другие экономические и внеэкономические факторы.
Рыночная ситуация постоянно изменчива, что накладывает свой отпечаток на ценах. Главным условием при этом должно быть то, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. Иначе, при определении цен могут быть допущены серьезные ошибки.
За последние несколько лет важным критерием в ценообразовании на товары в мировой торговле стали сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком определенного товара импортеру или конечному потребителю. Это общепринятые условия поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, а также иного рода специфические виды услуг, которые связаны с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.
Немаловажным стоит отметить, что на мировые цены также оказывает воздействие и развитие науки и технологии, которое влияет на совершенствование качественных характеристик товара. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. [9]
Анализируя цены, важно учитывать и движение экономического цикла, так как данная структура в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Например, при пониженных характеристиках рынка, цены обычноимеют тенденцию к низким показателям. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Такое эффектимеет в своей структуре замедленное воздействие на международнойторговле, в зависимости от
сферы и глубины этих явлений, а также на фазе кризиса и подъема.
Заключим тот немаловажный факт, что динамика изменения цен различна по отношениюк виду товара и товарных групп. Так, в условиях изменчивой конъюнктуры достаточно резко и быстро меняются цены чуть ли не на все виды сырья, также отмечается замедленная реакция производителей и поставщиков на полуфабрикатах и на продукцию машиностроительного комплекса.
Использованные источники:
1. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 16 июля 1998г. №146 ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс] : от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Агапова, А.В. Ценообразование во внешней торговле [Текст] : учеб.пособие / А.В. Агапова. - СПб. : Интермедия, 2016. - 136 с.
4. Бесфамильный, А.С. Понятие системы трансфертного ценообразования в РФ[Электронный ресурс] : статья / Экономика, Статистика и Информатика, -№3, 2016 - 15 с. Режим доступа: file:///Q/Users/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0 %BD%D0%B0/Downloads/58-57-1 -PB. pdf
5. Парамонова, Л.А.Ценообразование во внешней торговле[Электронный ресурс] : учеб.пособие / сост. В. С. Юрина. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2013. - 80 с. Режим доступа: http ://elib.tolgas.ru
6. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учеб.пособие / под ред. Л. С. Шаховской. - М. : КНОРУС, 2013. 253 с.
7. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/1 86530 mirovie-tseni-i-osnovnie-vidi-vneshnetorgovih-tsen.html
8. Ценообразование в мировой торговле. Международный рынок технологий, его объекты и субъекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/EGQ4DH8w3CE.html
9. Особенности ценообразования на мировом рынке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/international/2c0b65625a3bd68a5d53b88421316d27 0.html