УДК 159.922
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Климова Татьяна Владимировна, аспирант, ассистент кафедры специальной и практической психологии
Воронцов Дмитрий Владимирович, доцент кафедры специальной и практической психологии, кандидат психологических наук Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия kafsipp.klimova@yandex. ru
Цель представленной работы - охарактеризовать содержание ценностных образований выпускников общих и специальных образовательных учреждений, установить специфические особенности развития личности в юношеском возрасте развивающейся в условиях депривации. В результате выявлены общие, типичные для данной возрастной группы, и специфические для выпускников школ с дефицитарным вариантом развития, особенности иерархии ценностных ориентации.
Ключевые слова: ценностные ориентации; выпускники специальных и общеобразовательных учреждений.
VALUABLE PRIORITIES IN SYSTEM OF SOCIAL ATTITUDES
OF PUPIL ON COMPLETION OF STUDIES FROM SPECIAL AND SECONDARY SCHOOL
Klimova Tatiana, post-graduate student, assistant of the chair of special and practical psychology Vorontsov Dmitriy, assistant professor of the chair of special and practical psychology, Ph.D. in psychology sciences South Federal University, Rostov-on-Don, Russia kafsipp.klimova@yandex. ru
The aim of present work: to characterize the content of graduates value formations suffering from pupil on completion of studies from special and secondary school and the determination of the development specific characteristics of personality in adolescence which develops in deprivation conditions. As a result of researches, general and typical for present age group and specific of pupils on completion of schools with deficit variants of development characteristics of value orientations hierarchy are revealed.
Keywords: value orientations; pupils on completion of studies from special and secondary school.
Современный этап развития российского общества характеризуется постоянными социальными преобразованиями, общей нестабильностью социальной жизни и ценностно-нормативным кризисом. Противоречивый, неопределенный
характер развития общества является катализатором не только социальных процессов, но и определяет характер вхождения в социум отдельных его членов. Стремление к общественному признанию, интеграции в социум присуще значительному числу людей, динамичных, формирующих свои жизненные перспективы, особенно в юношеском возрасте у выпускников школ, когда общая социальная ситуация развития, способствует возникновению внутренних противоречий между возрастающими потребностями юношества и реальными возможностями их удовлетворения в микросреде. Особую значимость проблема интеграции в социум приобретает для юношества с особенностями в развитии, которое сочетает типичные трудности самоопределения, характерные для всей возрастной группы, с влиянием специфических проблем, связанных с наличием биологического дефекта и его социальными последствиями. В этой связи одной из главных проблем отечественной системы образования является поиск условий эффективной социальной интеграции лиц юношеского возраста с особенностями в развитии.
Вопрос о психологических основах интеграции личности в социум предполагает выделение общих психологических предпосылок возможностей каждого человека быть активным членом общества, прежде всего определение субъектных детерминант социальной интеграции. Опираясь на работы Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского, социальную интеграцию мы рассматриваем как аспект развития личности, связанный с возникновением у нее потребности в социальном становлении, стремлении к общественному признанию, установлению оптимальных отношений с общностями не только микро, но и макроуровня, что специфично для юношеского возраста. Т.е. рассматривается нами в контексте возникновения потребности выпускников войти в социальные общности не только микроуровня, представленных семейным окружением, сверстниками и представителями контактной (малой) группы лиц с особенностями в развитии, но и более широкую социальную общность, представленную отличными от контактной группы людьми. Характер складывающихся отношений предполагает не только освоение личностью социальной среды до полной социальной адекватности в ней, при сохранении собственной индивидуальности, но и заключается перевод их во внутренний план, во внутренние поведенческие регуляторы. Поэтому интегрированность, как результат процесса социальной интеграции, применительно к юношескому возрасту может изучаться в аспекте готовности юношества к вхождению в систему социальных отношений макроуровня, стремления занять определенную позицию. Возникновение обозначенной потребности определяется характером и интенсивностью микро и макросоциальных влияний, а также динамикой развития ценностно-смысловой сферы, рассматриваемых в контексте постановки жизненных целей, степенью осознанности, значимости своего места в системе многообразных социальных отношений, систематизированного относительно потребностей и условий их удовлетворения.
Наш интерес к ценностно-смысловым аспектам готовности к интеграции в социум связан со стремлением остановиться на специфике перевода системы внешней регуляции во внутреннюю, а также минимизировать ситуативный фактор, стремление изучать изменения в активности личности порожденных развитием самой личности. Подобное видение проблемы позволяет связать потребности (противоречия) индивида, возникающие во взаимодействии с
общностями различных уровней и готовность их реализации в реальном поведении.
Настоящая работа представляет собой одно из направлений эмпирического исследования, связанного с анализом предположения о типичной для юношеского возраста ситуации возникновения потребности в социальном становлении, стремлении к общественному признанию, готовности юношества к вхождению в систему социальных отношений макроуровня. Целью исследования является изучение характера ценностных образований выпускников общих и специальных образовательных учреждений, установление специфических особенностей развития личности в юношеском возрасте развивающейся в условиях депривации.
В исследовании мы исходим из предположения, что у лиц юношеского возраста, имеются как общие, так и особые системы ценностно-смысловых отношений в сравнении со сверстниками с нормальным и другими дефицитарными вариантами развития. Исследование проводилось на выборке учащихся выпускных классов общего и специальных образовательных учреждений I, II, III и VI вида (всего 109 человек). Выборка включала следующие группы: учащиеся с умеренно (Сл/сл) и тяжело выраженными (Гл) нарушениями слуха) в количестве 48 человек; 20 учащихся с умеренно выраженными нарушениями зрения (Сл/в), 21 с нарушениями опорно-двигательного аппарата (н/ОДА), а также 20 учащихся без выраженных психофизических дефектов (НР). Испытуемые обследовались без предварительного отбора, целыми классами.
Методический инструментарий представлен адаптированным Б.С. Кругло-вым вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и тестом смысло-жизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева. Диагностическая процедура проводилась однократно, индивидуально, была единообразной, время не ограничивалось. Достоверность результатов обеспечивалась пакетом статистических программ SPSS для Windows 11.5.
Результаты. Полученный массив данных позволяет констатировать наличие значительного количества достоверных различий между изучаемыми группами, поэтому, в рамках данной работы мы ограничимся перечислением достоверно специфичных, для юношества с нарушенным слухом, особенностей.
Анализ данных, полученных с помощью методики ценностных ориентации (М. Рокич и др.) показал, что основной контингент учащихся всех групп имеют дифференцированную структуру ценностей (II уровень), умеют производить ценностный выбор (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ распределение учащихся в зависимости от степени дифференциации ценностей, %_
Группы по степени группа Гл группа группа группа группа
диф ференциации Сл/сл Сл/в н/ОПД НР
ценностей
I 10,5 37,5 30 33,3 20
II 84,2 54,2 60 52,4 55
III 10,5 8,33 10 14,3 25
Данный уровень значительно преобладает в группе Гл учащихся (^=0,000, t2=0,000, tз=0,000) в сравнении со всей выборкой. Фактор наличия дефекта слуха и - 80 -
степень его выраженности также сказались на соотношении численности учащихся в группе с высокой (I) степенью дифференцированности структуры ценностей: в группе Гл учащихся значительно ниже в сравнении со всей выборкой (^=0,017, ^=0,028, ^=0,001), а слабослышащих, напротив выше (^=0,037, t2=0,000). Существенные различия наблюдаются между группами учащихся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться (III группа). Количество таких учащихся в группе с нормальным развитием (НР) значимо выше в сравнении со всеми остальными группами (^=0,00, ^=0,00, ^=0,005).
Изучение содержания ценностной проекции своего будущего места в обществе выпускниками специальных и общеобразовательной школ, а именно терминальной и инструментальной составляющих, показали следующие результаты (график 1).
НР
н/ОДА Сл/в Сл/сл -Гл
наиболее значимые терминальные ценности (ценности-цели)
Общ-е признание Равенство
Творчество
Хорошие друзья
наименее значимые терминальные ценности (ценности цели)
Счастливая сем. жизнь
Инт. работа
Уверенность в себе Матер-я обесп-ть
График 1. Распределение наиболее и наименее значимых терминальных ценностей
Акт-я жизнь
В общей иерархии структуры терминальных ценностей в пятерку первоочередных вошли переменные, обеспечивающие базовые условия социального функционирования, определяющий характер межличностных отношений на микроуровне (Здоровье, Любовь, Хорошие и верные друзья, Счастливая семейная жизнь, Материальная обеспеченность). Наблюдается рассогласование в выборе ценностей-целей связанных преимущественно с ценностными суждениями, значимыми в межличностном взаимодействии микро и макроуровней, в иерархии мотивов их поведения доминируют преимущественно ценности адаптационного на микроуровне характера. Наоборот, ценности человеческой жизни, предопределяющие цели бытия, человеческой сущности выступают в качестве наименее значимых (Равенство, Познание, Творчество, Красота). Промежуточное положение занимают ценности, связанные с индивидуальной самореализацией учащихся. Наблюдаемые различия в структуре ценностей-целей связаны с характерными для учащихся, не имеющих нарушений слуха, появление значимой цели - Уверенность в себе. Это свидетельствует о наличии в системе ценностей-целей у таких старшеклассников существенной переменной, которая связана со значимостью для них свободы от внутренних противоречий, сомнений во взаимодействии с социальным окружением.
Ранжирование учащимися инструментальных ценностей, в число которых также вошли переменные, могущие выступить в качестве предпочтительного об- 81 -
раза действия в ситуациях организации социального взаимодействия микро и макроуровня, дало следующие результаты (график 2).
График 2. Распределение наиболее и наименее значимых инструментальных ценностей
Иерархия инструментальных ценностей выпускников различается при выборе наиболее предпочтительных ценностей-средств. Анализ переменных, которые могут выступить в качестве предпочтительного образа действия, показал наличие существенных разногласий внутри выборки, прежде всего в выборе наиболее важных ценностей-средств. Если для глухих учащихся в качестве наиболее предпочтительных выделяются внешнезаданные, социализационно направленные характеристики поведения, то для остальных групп выпускников в целом характерно сочетание характеристик поведения, отражающих социальный запрос с тенденциями проявления индивидуальных потребностей. Так, наряду с общими с глухими учащимися переменными социальной заданности (Жизнерадостность, Честность, Чуткость, Воспитанность), в число наиболее значимых вошли качества личности, которые характеризуют собственную активную позицию (Смелость в отстаивании своих взглядов, Ответственность, Твердая воля).
Таким образом, можно констатировать общую для выпускников преимущественную направленность на ценности, обеспечивающие базовые условия социального функционирования на микроуровне и наличие значительных различий, в выборе ценностей-средств их достижения.
Для проверки предположения о типичной для юношеского возраста ситуации возникновения потребностей в социальном становлении, стремлении к вхождению в систему социальных отношений макроуровня был проведен факторный анализ результатов ранжирования терминальных и инструментальных ценностей. Методом главных компонентов и варимакс вращения по Кайзеру получены десять биполярных факторов (68,4% суммарной дисперсии), которым даны следующие определения: «потребность в общественном признании», «отвержение традиций», «ориентация на семейные отношения», «практическая направленность», «интеллектуальное саморазвитие», «индивидуальная профессиональная самореализа-
ция», «ориентация на межличностные отношения», «экономическая безопасность», «группоцентризм» и «физическая безопасность».
Самый крупный фактор включает в себя, с одной стороны, индивидуальные ценности независимость в суждениях и уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий, а с другой - отсутствие активной жизненной позиции. Он отличается внутренней неоднородностью, наличием двойственных тенденций в предпочтениях учащихся: сочетание ценностей индивидуальной самореализации и пассивной жизненной позиции, а также предпочтение ценностей самоутверждения над ценностями принятия других.
Для второго фактора, характерна пассивная позиция, зацикленность на интеллектуальном саморазвитии в ущерб межличностным отношениям, ценности «духовной свободы» противопоставляются социально одобряемым ценностям.
В третьем факторе наблюдается приоритет ценности межличностных отношений на уровне семьи как альтернатива своей жизненной позиции в процессе взаимодействия в широком социуме. В четвертом факторе доминируют ценности адаптации, отражающие ориентацию личности на сохранение достигнутого, преимущественно практическую направленность, замкнутость на себе в сочетании с отрицанием ценности принятия других.
Для пятого фактора характерна просоциальная ориентация, где ценности самореализации в обществе противопоставляются личностным, а образование выступает в качестве средства достижения независимости.
Основные характеристики шестого фактора демонстрируют приоритет ценностей индивидуальной профессиональной самореализации в противовес межличностному общению в группе сверстников, друзей, хотя при выборе средств учащиеся предпочитают ценности принятия других, преимущественно конформной ориентации на групповые нормы и социальное одобрение.
Для седьмого фактора характерна взаимосвязь ценностей личностной самореализации и межличностных отношений, однако характер предпочтений личностных качеств свидетельствует об особой значимости межличностных отношений и неуверенности учащихся во взаимодействии с близкими.
Остальные три фактора представлены простыми зависимостями. В восьмом факторе - между работой и безответственным отношением, которое проявляется в отсутствии необходимости держать слово. Подобный вариант отражает на наш взгляд направленность юношества на адаптацию в новой среде, устранение тревоги по поводу экономической безопасности. Девятый фактор представлен доминирующей ориентацией на хороших и верных друзей, где общественное признание, уважение окружающих признается не значимым. Т.е. характерна конформная ориентация на групповые нормы и социальное одобрение референтной группы, т.е. группоцентрическая направленность взаимоотношений, возможно защитного характера. И, наконец, последний фактор подчеркивает зависимость между проблемами в физическом и психическом здоровье и такими этическими ценностями как честность, правдивость, искренность, что также как и в случае восьмого фактора характеризует потребность в физической безопасности.
Выделенные факторы, близки к предлагаемой Б.С. Братусем иерархии уровней смысловой сферы личности, («просоциальный», «эгоцентрический», «группоцентрический»). По существу, они указывают на возможный выбор вектора развития системы ценностных ориентации личности. Выбор того или иного
вектора в каждом конкретном случае определяется разрешением противоречия между ориентацией на себя, общность микроуровня или собственно духовно-нравственной смысловой ориентацией. В общем виде, выбор состоит между ориентацией отношений в диапазоне «симбиоз - независимость», что характеризует их направленность на стагнацию либо прогресс.
Результаты сопряжения факторных значений свидетельствуют о представленности всех групп учащихся в каждом из десяти факторов, однако, степень их выраженности различна. В выборке отмечаются общие предпочтения - это факторы с высоким уровнем выраженности в выборке «потребность в общественном признании», «отвержение традиций», «ориентация на семейные отношения», «экономическая безопасность и физическая безопасность». Фактор «практическая направленность» больше всего представлен среди слабовидящих выпускников и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а «группоцентризм» - у учащихся без выраженных дефектов в развитии (группа НР). Фактор отвержение традиций можно рассматривать как характерный для группы глухих учащихся, т.к. по этому фактору получена наибольшая представленность (84,2%). Степень выраженность дефекта слуха оказывает влияние на характер предпочтения ценностей, что проявляется в специфичной для глухих учащихся низкой представленностью варианта «интеллектуальное саморазвитие» и для слабослышащих учащихся достаточно редко встречающимся вариантом «практическая направленность»
Результаты сопряжения свидетельствуют о значительной представленности во всех группах выборки фактора «потребность в общественном признании» (табл. 2).
Таблица 2
Представленность всех групп учащихся в факторе 1, %_
Группы выпускников Ф1 потребность в общественном признании
группа Гл 73,7
группа Сл/сл 49,7
группа Сл/в 50
группа н/ОПД 49
группа НР 15,8
Можно утверждать, что для выборки характерно наличие амбивалентных тенденций, свидетельствующих о наличии внутреннего противоречия между растущими потребностями юношества и реальными возможностями их удовлетворения в общности микроуровня, что свидетельствует о потребности в общественном признании, преодолении противоречия между ценностями индивида и общества. И представленность таких учащихся в выборке выпускников специальных образовательных учреждений значительно выше, чем в общеобразовательном учреждении.
Изучение системы личностных смыслов показал ряд особенностей. Существуют общие различия в смысложизненных ориентациях выпускников с нарушенным слухом в сравнении с учащимися всей выборкой, которые характеризуются более низкими показателями по шкалам цели в жизни ((1=0,68) и локус кон- 84 -
троль-Я (1=0,05). Отмечается наличие специфических особенностей, которые проявляются в значимо более низких результатов по параметру осмысленность жизни (в сравнении с группой НР) и тенденции к более низким показателям локус кон-троля-жизнь (в сравнении с группами Сл/в и НР). Полученные данные свидетельствуют о влиянии факта наличия дефекта слуха на формирование системы личностных смыслов, которые проявляются в неудовлетворенности своей жизнью в настоящем и склонность жить прошлым, отсутствии целей придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, неверие в собственные силы и возможность выбора своего жизненного пути. В тоже время, для выпускников с нарушенным слухом, как представителей своей возрастной группы, характерны удовлетворенность самореализацией, представление о результативности своей жизни и, несмотря некоторую ориентацию на прошлое, восприятие процесс своей жизни как интересного, насыщенного и наполненного смыслом.
Результаты исследования показывают наличие как общих, типичных для данной возрастной группы, так и специфических особенностей ценностных аспектов развития выпускников специальных и общих образовательных учреждений свидетельствующих о наличии потребности в общественном признании. Перспективы дальнейшего исследования темы состоят в более подробном изучении влияния внешних психолого-педагогических детерминант, оказывающих влияние на формирование ценностно-смысловой сферы учащихся. Это позволит разработать технологии прогнозирования и коррекции проблем социально-психического развития выпускников специальных образовательных учреждений.
УДК 159.922.1:616-055.1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЖИРЕНИЯ У МУЖЧИН
Кондюхова Татьяна Николаевна, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия
В исследовании показано, что у мужчин, страдающих ожирением, в отличие от женщин и здоровых мужчин, имеются принципиальные различия в представлениях о себе, волевой сфере, в структуре мотивации, пищевого и защитно-совладающего поведения, а также в межличностном общении на производстве и ближнем окружении, в отношении к здоровью, родительской семье и супружеских отношениях.
Ключевые слова: гендер; ожирение; Я-образ; мотивация; пищевое поведение; психологические защиты; копинг-стратегии; межличностное общение; семейные и супружеские отношения.