УДК 1.316 ББК С523
Романов Петр Юрьевич
доктор педагогических наук,
профессор кафедры алгебры и геометрии Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Хабибулин Денис Асхатович кандидат педагогических наук, доцент
кафедры общей психологии Магнитогорского государственного университета г. Магнитогорск Romanov Petr Yurievich Doctor of Pedagogics, Professor Chair of Algebra and Geometry Magnitogorsk State University
Magnitogorsk Khabibulin Denis Askhatovich Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of General Psychology Magnitogorsk State University Magnitogorsk Ценностное отношение: подходы к исследованию Value Attitude: Approaches to Research
В статье рассмотрены подходы философов, психологов, педагогов к исследованию понятия «ценностное отношение», определены приоритетные объекты ценностного отношения, показано значение ценностного отношения студентов как интегративного критерия развития личности.
The article considers the approaches of philosophers, psychologists and teachers to the research of such a definition as "value attitude"; defines the higher priority objects of value attitude; demonstrates the significance of the students' value attitude as an integrative criterion for personality development.
Ключевые слова: отношение, ценность, ценностное отношение, структура ценностного отношения, уровни развития ценностного отношения.
Key words: attitude, value, value attitude, value attitude structure, levels of value attitude development.
Что бы человек ни делал, в каких бы условиях ни действовал, он всегда выражает свое отношение к предмету или процессу деятельности. Такое отношение всегда ценностно ориентированно. Проблемой ценностных
отношений занимаются исследователи ряда дисциплин: философии, аксиологии, общей психологии, философской и культурной антропологии, педагогики, педагогической аксиологии и педагогической психологии. Это объясняется тем, что именно система ценностей, ценностных отношений и ориентаций определяет особенности и характер взаимоотношений личности с окружающим миром, регулирует поведение личности. «Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» [1, с.36] - писал К. Маркс, подчеркивая, что именно отношения индивида составляют содержание его личности.
В философии отношение характеризуется как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира, как способ сопричастного бытия вещей, способствующий выявлению и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. Поскольку в философии понятие «значение» близко понятию «ценность», это означает, что объектами ценностного отношения выступают значимые для человека предметы и явления или их свойства, удовлетворяющие потребности субъекта.
Конкретная ценность (значение) объекта возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с объектом в процессе той или иной человеческой деятельности, выступающей средством формирования и развития отношений личности. По мнению К. Маркса, только в деятельности ценность получает свое актуальное существование. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение.
Ценностные отношения противоречивы по характеру. Они одновременно объективны (предметны), так как отражают объективную действительность, объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, и субъективны (духовны), так как существует в сознании субъекта и отражают то, как он сам относится к действительности. Объективная
(предметная) связь отражает рациональный характер отношений. Субъективная личностно-переживаемая связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми свидетельствует об эмоциональной природе ценностных отношений. Содержанием субъективной стороны отношений выступают интересы, стремления, потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности и выступают побудительной причиной действия.
Отношение в философии рассматривается как ценностная позиция, которая отражает взаимосвязь личностных (индивидуальных) и общественных значений. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами - ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное. Ценностное отношение человека возникает в ситуации свободного выбора и отражает его предпочтения относительно определенной системы ценностей. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э. Фромм). Характеристиками ценностного отношения являются бескорыстие, душевное стремление и добровольный свободный выбор, связанный с чувством удовольствия, радости, душевного подъема (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов).
Ценностное отношение определяется учеными (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.Т. Харчева, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.) через целый ряд признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания, а именно: значимостью,
нормативностью, полезностью, необходимостью, целесообразностью и т.д. Структура ценностного отношения представлена в философии как многоуровневая. Ее основными элементами являются первичный слой желаний; выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентации других людей (А.Г. Здравомыслов).
Ценностное отношение, таким образом, имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной. Ценностное отношение исторически рассматривается в философии как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.
В психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. В отечественной психологии термин «отношение» появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности. Принято считать, что А.Ф. Лазурский ввел в психологию понятие отношений личности и выделил 15 групп отношений, в основе которых лежат наиболее значимые для человека объекты реальной действительности: природа, общество, ценности, люди.
Этот вклад ученого в развитие психологической науки признали психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. В середине 60-х годов ХХ века Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что в науке имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов, - изучение мотивации поведения и поиск ее социальных детерминант, в частности, разработка проблемы внутренней регуляции (т.е. саморегуляции) поведения. Исходным пунктом при этом
являлось представление о «действующем субъекте», его целостности, его структуре и механизмах функционирования.
Одной из первых попыток воплощения данного принципа в развернутую теорию явилась концепция отношений личности, предложенная В.Н. Мясищевым. Термин «отношение» В.Н. Мясищев отстаивал в качестве важнейшего для понимания личности. В своем главном труде «Личность и неврозы» он писал: «Наши многолетние исследования позволили установить, что важнейшей характеристикой личности является система ее сознательных жизненных отношений, как в норме, так и патологии» [2, с. 16]. Отношение, утверждал ученый, выступает единицей психического анализа личности: с одной стороны отношения определяют психическую форму отражения окружающего мира человеком, вместе с тем взаимоотношения с другими людьми в процессе общения и деятельности развивают и обогащают самого человека. По мнению В.Н. Мясищева, «...понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, ... оно представляет самостоятельный класс психологических понятий» [3, с. 352]. В.Н. Мясищев определял отношение следующим образом: «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности» [3, с. 48-49]. Исследуя отношения человека, В.Н. Мясищев выявил связь этого феномена с такими психическими структурами, как потребность, эмоция, установка, интерес, убеждение, оценка, деятельность, темперамент, характер и личность в целом. Ученый пришел к выводу, что отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально -оценочном плане. Без эмоции нет отношения или лучше сказать, существует то, что называется безразличием и равнодушием.
Целостность личности, по мнению В.Н. Мясищева, обеспечивается «ансамблем отношений». Все многообразие отношений В.Н. Мясищев объединил в три группы: 1) отношения к явлениям природы или миру вещей, 2)
отношения к людям и общественным явлениям, 3) отношения индивида к самому себе как субъекту личности. При этом «восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему» [3, с. 207208].
На основе сопоставления личностью своих действий и поступков с образцами, с нормативной оценкой образуются оценочные отношения, которые неразрывно связаны с сознательным мышлением и разумной волей человека. Рассматривая динамику отношения, он определил уровни его развития: условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители; конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.; конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру; собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.
В.Н. Мясищев подчеркивал, что отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. Таким образом, сознательность - это существенное свойство отношений человека. Однако, несмотря на то, что отношение человеком всегда осознается, мотивы или источники его могут не осознаваться. При этом В.Н. Мясищев допускает, что первоначально отношение может быть бессознательным или неосознанным, ибо «это закономерный путь формирования всего сознательного: сразу или постепенно оно осознается, наиболее развитое отношение осознано и мотивировано» [3, с.108-109].
Дифференцируя понятия «отношение» и «установка», ученый отмечал, что установки можно рассматривать как неосознанные отношения, а отношения как осознанные установки, ибо и установка, и отношение относятся к психическим структурам «не врожденным и не унаследованным, а возникающим, образующимся в процессе наработки человеком
индивидуального опыта» [3, с. 348]. При этом установка как динамический стереотип полностью определяется прошлым опытом, а сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего.
В методологическом отношении ценным является тезис В.Н. Мясищева о том, что предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. При этом он выделяет непосредственное отношение, которое определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности, а также активным или пассивным психофизиологическим состоянием организма человека, и опосредствованное, которое определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. На основании всего сказанного В. Н. Мясищев делает вывод, что «функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активно-положительного отношения к задаче [3, с. 27].
Таким образом, отношение, в понимании В.Н. Мясищева, - это:
- одна их сторон психической жизни человека, психическое образование, выражающее активную, избирательную позицию личности и определяющее ее индивидуальные характеристики, индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. При этом, чем более значим для личности объект отношений, тем большей активностью характеризуются составляющие отношения психические процессы;
- продукт природного и общественно-исторического развития, благодаря чему у человека отношения перешли во вторую сигнальную систему, что обусловливает возможность их целенаправленного формирования, а также самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования на протяжении всей жизни. Связь отношения с такими психологическими феноменами как потребности, установки, интересы, оценки и убеждения, делает возможным формирование первых через управление развитием вторых;
- движущая сила развития личности; потенциал, проявляющийся сознательной активностью в действиях и деятельности человека. Многократное повторение действий приводит к формированию у индивида
устойчивых навыков деятельности. Отсюда следует, что включение человека в деятельность, как теоретическую, так и практическую, будет способствовать формированию его отношений и их проявлению на различных уровнях.
Понятие отношение - независимо от работ В.Н. Мясищева и в связи с ними - используется также в работах Л.С. Выготского, К.Н. Корнилова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, П.М. Якобсона. Данные исследования психологов касаются сущности, структуры и социально-психологической наполняемости рассматриваемой категории. Наиболее полно концепция отношений личности получила свое развитие в исследованиях В.С. Мерлина, которому принадлежит заслуга в разработке вопроса о взаимосвязи социально типичных отношений личности с мотивами деятельности, а также о роли отношений - наряду со свойствами нервной системы и темперамента - в формировании индивидуального стиля деятельности. Достаточно подробно и системно категория «отношение» рассматривается А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским. Понятие «отношение», по их мнению, обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Авторы выделили сущностные признаки категории «отношение», такие как: заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия.
В разработанной А.Н. Леонтьевым концепция о личностном смысле деятельности отношение к другому человеку, в целом к миру рассматривается как основополагающий критерий смыслового развития личности. По утверждению А.А. Бодалева, система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, характер, темперамент, способности. На этом основании проблема отношений, утверждает автор, всегда актуальна и в теоретическом, и в практическом смысле. По мнению В.Г. Маралова, система отношений в совокупности с жизненными стратегиями проявляется как зрелость личности, что позволяет человеку активно и
адекватно взаимодействовать с окружающим миром, преодолевать возникающие затруднения, достигать поставленных целей без нанесения ущерба окружающему миру.
Таким образом, психологической наукой доказано, что отношения:
- выступают качественными характеристиками личности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин);
- определяют характер принятых личностью целей для руководства и собственного участия в ней; способствуют пониманию смысла и значения выполняемых действий; объясняют поведенческие реакции человека (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.);
- активизируют или сдерживают, регулируют деятельность и познание; способствуют овладению личностью способами ее выполнения (А.В. Кирьякова);
- оказывают существенное влияние на все виды психической деятельности, прежде всего связанной с познанием окружающего мира: на восприятие, память, мышление, воображение (А.Д. Алферов, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Л.И. Божович);
- тесно связаны с проявлениями характера (Н.Д. Левитов), с темпераментом, способностями (В.С. Мерлин);
- отражаются на качественной стороне деятельности (В.Н. Мясищев), обеспечивают успешность учения (Л.И. Божович), активность познания (Л.П. Аристова), успех формирования направленности личности учащегося (А.Д. Алферов), объем усваиваемой им информации и качество усвоения.
Педагогические аспекты проблемы отношений исследованы А.С.Макаренко, который на практике доказал, что «отношение есть истинный объект нашей педагогической работы». О необходимости воспитания отношений личности писали Н.И.Болдырев, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, Л.И.Новикова, К.Д.Радина, Ю.В.Шаров, Г.И.Щукина и др.
С развитием аксиологии в начале 1990-х годов понятие «ценностное отношение личности» «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов (М.С.Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена. В современной педагогике наблюдается возобновление интереса к категории «отношение». В педагогике ученые, проводя исследования, все активнее опираются на отношенческий подход (Е.Н. Барышников, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.Я. Данилюк, И.Д. Демакова,
B.А. Караковский, И.А. Колесникова, А.М. Кондаков, Г.Ю. Ксензова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов, В.А. Тишков, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).
В явном или неявном виде отношенческий подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания предлагается достигать путем воспитания отношений личности к важнейшим объектам действительности.
C.Л.Рубинштейн писал, что «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью». Среди этих тысячей нитей необходимо выделить главные, приоритетные. Приоритетными объектами установления отношений, по мнению ученых, выступают:
- отдельные люди, социальная группа, вещи, противоположный пол, семья, государство, труд, природа и жизнь, материальная обеспеченность, собственность, права и нормы поведения, нравственность, мировоззрение и религия, наука, искусство, человек (Лазурский А.Ф., Франк С.Л.);
- люди, мир, сам человек (Мясищев В.Н.);
- вселенная, мир, бытие (материальное и идеальное, природа и культура, человек и человечество, бытие и небытие, жизнь и смерть, прошлое и будущее, конечное и бесконечное и др.) (Рубинштейн С.Л.);
- мир, другие люди, сам человек, Бог, природа, жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, культура, труд и др. (Никандров Н.Д.);
- жизнь, свобода, счастье, отечество, идеал человека, эталоны красоты, труд, познание (Кирьякова А.В.);
- человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение, игра и др. (Щуркова Н.Е.).
Проведение сопоставительного анализа авторских подходов показало, что при всем многообразии видения проблемы исследователи в качестве приоритетных называют объекты: «человек», «мир (природа, общество)», «труд», собственное «я» человека. Данный вывод базируется на отечественном и мировом опыте организации воспитания молодежи (в рамках светского подхода). Учитывая те вызовы, которые обозначились в современной социокультурной ситуации для всего человечества и россиян, в нашем исследовании в качестве приоритетного объекта выступают Знания. Значимость духовной составляющей Знания подчеркивал еще Платон, признавая Знание высшей добродетелью.
Реализация задачи формирования ценностного отношения студентов к знанию в образовательном процессе вуза реализует ценностный подход к образованию, способствует раскрытию внутреннего мира личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов.
Библиографический список
1. Маркс, К. Немецкая идеология // К.Маркс, Ф. Энгельс Соч. - Изд. 2-е. - Т.3. -629с.
2. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л., 1960.
3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева; вст ст. А.А. Бодалева. - М. - Воронеж, 1995 - 356 с.
Bibliography
1. Marx, K. German Ideology / K. Marx. - 2nd Edition. - Volume 3. - 629 p.
2. Myasishchev, V. I. Person and Neurosises / V.I. Myasishchev. - L., 1960.
3. Myasishchev, V. I. Psychology of Relations / V.I. Myasishchev. -Voronezh, 1995 -
356 p.