Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки'

Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONAL AND COMPETENCY IN APPLIED MATHEMATICAL / VALUE ATTITUDE / VALUE ATTITUDE FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Акманова Зоя Сергеевна, Гугина Екатерина Михайловна

В статье рассматривается компетентностный подход к формированию ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию. Ценностное отношение определяется как внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоционально-волевой сферой личности и ее активностью в учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Акманова Зоя Сергеевна, Гугина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competent method in value attitude forming to mathematical education in the process of continuous professional preparation

The article covers the competent method of forming the student's of a technical university value attitude towards mathematical education. The value attitude is a person's stable belief that the mathematical education the student o a technical university is getting is very important. This attitude should be related to a person's emotional and strong-willed sphere and his teaching and educational activity.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки»

УДК 378 ББК Ч 484-6

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор Магнитогорск Акманова Зоя Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорск Гугина Екатерина Михайловна старший преподаватель Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Magnitogorsk Akmanova Zoya Sergeevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Magnitogorsk Gugina Ekaterina Mikhailovna Senior Lecturer Magnitogorsk

Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки 1 Technical University Students’ Valuable Attitude Forming for Mathematical Education on the Basis of the Competence Approach in the Process of Continuous Professional Training В статье рассматривается компетентностный подход к формированию ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию. Ценностное отношение определяется как внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоционально-волевой сферой личности и ее активностью в учебнопознавательной деятельности.

The article considers the competence approach to the technical university students’ valuable attitude forming for mathematical education. The valuable attitude is defined as a person’s moral certainty that the mathematical education of technical university students is getting is very important. This attitude should be related to a person’s emotional and strong-willed sphere and his teaching and educational activity.

1 Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессионально-

прикладная математическая компетентность, ценностное отношение, формирование ценностного отношения.

Key words: competence, competency, professionally applied mathematical competency, valuable attitude, valuable attitude forming.

Современный этап развития общества определяет повышенный интерес к

поиску путей развития системы высшего образования, так как новый тип экономики требует новой модели специалиста, способного работать в изменяющихся условиях с пакетами современных технологий, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, организовывать свою деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. Для современной теории профессионального образования и педагогики высшей школы характерна смена знаниевой образовательной парадигмы на гуманистическую, ориентированную на развитие личности через формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения. Однако вопросы качественного совершенствования подходов к отбору содержания учебных программ курса математики, конкретизации целей и задач преподавания данной дисциплины, уточнение методики проведения занятий, способствующих формированию ценностного отношения обучающихся к получению математического образования, пока не стали предметом широкого научнопедагогического изучения.

В рамках поставленной проблемы мы рассматриваем понятие «ценности» как специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества (идеалы и нормы, мотивирующие поведение человека) [4]. При этом под ценностным отношением обучающихся к математическому образованию будем понимать внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоционально-волевой сферой личности и ее активностью в учебно-познавательной деятельности. Под формированием ценностного отношения к математическому образованию студентов технического вуза будем понимать закономерное и целенаправленное изменение отношения студента к математическому образованию, в результате которо-

го образуется новое свойство, качество субъекта - ценностное отношение к математическому образованию.

Обращение к личности как к ценности объективно требует, чтобы в качестве ведущего фактора формирования ценностного отношения обучающихся к математическому образованию стал компетентностный подход. Будем понимать в нашем исследовании под компетенцией - отчужденное наперед заданное социальное требование, норму к подготовке человека, необходимой для его продуктивной деятельности в определенной сфере [5]. Компетентность нами понимается как владение, обладание учеником, студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности; уже состоявшееся качество или совокупность качеств личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [5]. Под профессиональной компетентностью будем понимать интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность человека эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной деятельности [2]. Определим профессионально-прикладную математическую компетентность студентов технического университета как интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность студентов технических университетов приобретать, использовать и совершенствовать математические знания, умения, навыки и способы учебно-познавательной и творческой деятельности для эффективного решения задач, возникающих в учебной, затем в профессиональной деятельности.

Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций в структуре математической компетентности будущего специалиста послужили положения отечественной психологии: «человек - субъект общения, познания, труда» [1]; «человек проявляется в системе отношений к обществу, себе, другим, деятельности» [3]; положения системного подхода [6] о том, что процессы обучения, воспитания и развития представляют единую, взаимосвязанную и взаимодополняющую систему, а так же, что определение системы математических компетенций, позволит выявить связи между ними и ценностями математиче-

ского образования, определить условия эффективного управления процессом их формирования. Итак, нами учитывались положения личностнодеятельностного подхода (В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) о том, что процесс общего, социальнонравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, когда учащийся выступает субъектом деятельности, а деятельность побуждается потребностями, ориентируется на образ будущего результата, интериоризируется, регулируется сознанием, опосредует отношение субъекта к реальной действительности, к обществу; а также тезис компе-тентностного подхода о том, что основу профессионализма составляет целостная социально-профессиональная компетентность, ведущая к формированию общей культуры человека [2]. Таким образом, с учетом закономерностей и принципов компетентностного подхода, теоретических разработок относительно структуры социально-профессиональной компетентности, в структуре профессионально-прикладной математической компетентности мы выделяем следующие компоненты (схема 1): ценностно-мотивационный - базовый для формирования и развития всех остальных; содержательно-деятельностный; личностный; рефлексивно-творческий.

При этом под математическим образованием студентов технического университета будем понимать учебно-познавательный процесс как форму проявления ценностного отношения личности, порождаемую её потребностями и направленную на овладение профессионально-прикладными математическими компетенциями.

Проведенный теоретический анализ возможностей компетентностного подхода (как системообразующего нескольких методологических подходов и концепций), передового опыта практического его применения в педагогических исследованиях позволил выделить следующий набор компонентов ценностного отношения к математическому образованию будущих специалистов, сквозь которые отчетливо просматривается содержание процесса формирования требуемого качества и его результат (с учетом возможности диагностирования компо-

нента в ходе экспериментальной работы): ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, содержательно-деятельностный и рефлексивно-творческий.

Ценностно-мотивационный компонент включает процесс ценностного ориентирования в математических ценностях; способствует принятию студентами самосовершенствования и самореализации в учебе и в профессии как ценности; способствует повышению уровня мотивации, потребности в овладении профессионально-прикладными математическими ценностями.

Эмоционально-волевой компонент соответствует формированию и развитию положительного настроя, веры в себя, целеустремленности, настойчивости, организованности и ответственности в процессе математической деятельности.

Содержательно-деятельностный компонент включает знания (о сущности понятий, теорий, алгоритмов, приемов деятельности, лежащих в основе профессионально-прикладной математической компетентности, об основах учебного труда); умения и навыки (в том числе организационные, информационные и коммуникативные) и опыт исследовательской, творческой деятельности; а также приёмы, технологии, методы по их систематизации, обобщении и усвоении.

Рефлексивно-творческий компонент отвечает за сформированность и развитие у студентов операций завершающего этапа любой деятельности: самоконтроля и самооценки, за развитие навыка делать выводы относительно достижения целей своей деятельности (выбранных действий, алгоритмов, способов или приемов, наличия альтернативных путей достижения целей и т.п.), её корректировки; а также развития самостоятельности, творческой инициативы, а также готовности к самообразованию.

Схема 1

Взаимосвязь социально-профессиональной компетентности с общей культурой человека и место в ней профессионально-прикладной математической компетентности

Универсальные компетентности

Общенаучные Инструментальные Социально- личностные

Теоретические знания, способности и готовность приобретать новые знания Письменная и устная коммуникация; информационная грамотность; опыт учебнопознавательной и творческой деятельности Навыки культуры социальных отношений; способности к саморазвитию и самосовершенствованию

Профессио-

нальные

компетент-

ности

о

Ценностномотивационный компонент: ценностные ориентации, мотивы, адекватных целям и задачам, компетенциям математического образования, формирование познавательного интереса, познавательных потребностей, положительного, ценностного отношения к математическому образованию

Личностный компонент: направленность личности - готовность и способность студента приобретать, использовать и совершенствовать матем. знания, умения и навыки и опыт математической деятельности в учебной и профессиональной деятельности; эмоциональноволевые, коммуникативные качества и способности

Содержательнодеятельностный компонент: теории, понятия, законы; умения и навыки, практический опыт решения учебных задач, математического моделирования

Рефлексивно-

творческий

компонент:

способности осмыслять, оценивать, прогнозировать свою деятельность; творческое отношение к учебно-

познавательной математической и другой учебной деятельности

Профессионально-прикладная математическая компетентность

Социально-профессиональная компетентность

Общая культура человека

Выделенные на основе компетентностного подхода структурные компоненты ценностного отношения позволяют нам выделить функции каждого компонента в образовательном процессе, которые, в свою очередь повлияют на отбор его содержания, на выбор методов, средств и форм учебно-воспитательного процесса, позволят выделить критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию:

- ценностно-мотивационный компонент: прогностическая, ценностносмысловая, оценочная, стимулирующая к познавательной активности функции;

- эмоционально-волевой компонент: регулятивно-адаптационная (регулирующая активность студента и повышающая адаптационные возможности в любых жизненных ситуациях) функция;

- содержательно-деятельностный компонент: познавательно-эвристическая и коммуникативная функции;

-рефлексивно-творческий компонент: рефлексивная, регулирующая функции.

На основе изучения и анализа литературы, касающейся вопросов моделирования, положений компетентностного, аксиологического, системного, управленческого, задачного подходов, их закономерностей и принципов, нами была предпринята попытка построить модель формирования ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию, структурно представленной целевым, теоретико-методологическим, содержательнодеятельностным, технологическим и оценочно-рефлексивным блоками. Эффективность достижения цели созданной нами модели формирования ценностного отношения обучающихся к математическому образованию определяется реализацией комплекса педагогических условий (доказано в ходе экспериментальной работы). При обосновании комплекса педагогических условий мы исходили из того, что входящие в комплекс условия взаимосвязаны и взаимозависимы; вместе представляют единое целое, отличное от простой суммы своих частей; исключение любого элемента из комплекса не приводит к распаду объекта, а по-

зволяет оставшимся элементам функционировать, но с гораздо меньшей эффективностью.

Итак, в ходе теоретического и экспериментального этапа исследования нами доказано, что эффективное формирование ценностного отношения обучающихся к математическому образованию происходит при выполнении следующего комплекса педагогических условий:

1. Ценностное ориентирование студентов должно происходить в контексте профессионально-прикладной математической компетентности;

2. Формирование мотивационной готовности студентов к математическому образованию должно осуществляться путем оптимального сочетания логических и эвристических заданий;

3. Развивается рефлексивная компетентность преподавателя математики.

Кроме того, каждое из данных педагогических условий находится в прямом соответствии и зависимости с выделенными нами структурными компонентами ценностного отношения (способствует формированию того или иного компонента), что наглядно представлено на схеме 2.

Схема 2

Взаимодействие педагогических условий и компонентов ценностного отношения к математическому образованию

Таким образом, в исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами состоит в теоретическом и практическом обосновании комплекса

педагогических условий, обеспечивающего эффективность формирования ценностного отношения студентов университета к математическому образованию; уточнении сущности, содержания, структуры, функций ценностного отношения, взаимосвязей социально-профессиональной компетентности с общей культурой личности и место в ней профессионально-прикладной математической компетентности студентов технического университета.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев // Избр. психолог. труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980.- Т.1.- 230 с.; Т.2.- 287 с.

2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня.-2006.-№ 8.- С.20-26.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж, 1995.- С.352.

4. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. по-соб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 192 с.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 / А.В. Хуторской. - Центр «Эйдос»

http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm

6. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978.- 391 с.

Bibliography

1. Ananyev, B.G. Man as a Cognition Object [Text] / B.G. Ananyev // Selected Psychological Works. In 2 Vol. - M.: Pedagogika, 1980.

2. Khutorskoy, A.V. Key Competences and Education Standards. Report Made at the Department of Educational Philosophy and the Theory of Pedagogics of RAS [Electronic Resource]. April, 23, 2002. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

3. Myasishchev, V.N. Relations Psychology [Text] / V.N. Myasishchev. - Voronesh, 1995. -P. 352.

4. Slastenin, V.A., Chizhakova, G.I. Introduction to Pedagogical Axiology: Textbook for Higher School Students [Text] / V.A. Slastenin, G.I. Chizhakova. - M.: “Academy” Publishing Centre, 2003. - 192 p.

5. Yudin, E.G. System Approach and Activity Principle [Text] / E.G. Yudin. - M.: Science, 1978. - 391 p.

6. Zymnyaya, I.A. Competence Approach. What Is Its Place in the System of Modern Approaches to Education Problems? (Theoretical and Methodological Aspect) [Text] / I.A. Zymnyaya // Higher Education Today. - 2006. - № 8. - P. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.