Сведения об авторе: Быстрай Елена Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра немецкого языка и методике обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Мухаметшина Ольга Викторовна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра социально-педагогического образования,
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]
Information about the author: Bystrai Elena Borisovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Mukhametshina Olga Viktorovna,
Candidate of Sciences (Education),
Senior lecturer, Department
of Social Pedagogical
Education,
Chelyabinsk State
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.24
А.С. Варламов
ценностно-смысловые ориентации как системообразующее начало
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛьНОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье осуществлен ретроспективный анализ понятий «ценность», «смысл», «мотив», «ценностная и смысловая ориентация». Сконструирована модель, раскрывающая связи вышеназванных понятий. Обосновано, что мотивы познавательной деятельности определяются потребностью обучаемых, которые влияют на достижение цели и задач освоения курсантами профессионально-специализированных компетенций.
Ключевые слова: ценность, смыслы, ценностная ориентация, смысловая ориентация, мотив, смысловой конструкт, смысловая диспозиция, ценностно-смысловая компетенция.
A.S. Varlamov
THE VALUE AND SEMANTIC ORIENTATIONS
as the beginning backbone of the EDUCATIONAL
COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS AT MILITARY HIGER SCHOOL
The article presents a retrospective analysis of the concepts of "value," "meaning," "motive," "value and meaning orientation". The developed model reveals the above-mentioned concepts. It is proved that motives of cognitive activity are determined by the need of the learners that affect
0 ç
го т го
1 to
s*
4
to I ГО Ф Q.O ю cû
5 <0
le
ф I h ГС О о S Q.
s*
s?
s °
M
È g u к
Ф 4
So
-û I
m .0
о Ц
Ш Ф
О I-
3 8
ro
X
p 1=
о о
Шо ф
о
X
ю ф
the achievement of the goals and objectives of the development of the students' professional and specialized competences.
Key words: value meanings, value orientation, semantic orientation, motive, semantic construct, semantic disposition, value-semantic competence.
CO
о
ГО
ro m
о <
Проблема модернизации высшего образования военных вузов в настоящее время решается в соответствии с современными федеральными государственными образовательными стандартами [9], которые сформулировали совокупность требований к профессиональной подготовке специалистов. Например, по направлению подготовки штурманов «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» решение вышеназванной проблемы невозможно без признания и ориентации образовательного процесса на ценности человека. Поэтому не случайно О.Е. Акулич в своем исследовании обосновывает, что для модернизации любого высшего образования необходимо создать определенные условия, способствующие достижению такого его уровня, при котором ориентация на ценности и смыслы (социальные, профессиональные, нравственные) была бы приоритетной [2].
Ценности, смыслы, мотивы учения курсантов военного вуза определяются, как отмечалось выше, требованиями к освоению образовательных программ в соответствии с выделенными в новых стандартах компетенциями (общекультурными, профессиональными, профессионально-специализированными). Отметим, что общекультурные компетенции, которыми должен овладеть курсант военного вуза, в большей степени ориентируют его на ценностно-смысловые аспекты процесса познания, а именно на: 1) преемственные связи в освоении целостной современной картины мира, позволяющие понять, оценить, осознать смыслы бытия и культуры (ОК-1); 2) наличие твердой гражданской позиции, проявляющейся в любви к своей стране, готовность ее защищать (ОК-5); 3) индивидуально-мотивированное отношение человека к собственному
обучению, его уровню и качеству (ОК-4); инновационные технологии, ориентированные на реализацию ценностно-смысловых аспектов изучаемого материала дисциплины (ОК-10).
Таким образом, ценностные отношения обучаемых к учению, их смысловые ориентации, интересы, мотивы приобретают важное познавательное значение для получения качественного образования. Эти отношения и ориентации определяют базис современной парадигмы высшего образования, для которого понятия «ценность», «смыслы», «мотивы» становятся ведущими. На основе исследований философов, психологов, педагогов, дидактов можно заключить, что в настоящее время отсутствует единая точка зрения, раскрывающая их структуру и содержание. Не вдаваясь глубоко в сущность этих исследований, покажем разную интерпретацию одного из вышеназванных понятий («ценность»):
• ценность характеризует значимость объектов, субъектов, явлений (С.Ф. Ани-симов, В.А. Василенко, В.В. Гречаный);
• ценность обосновывает отношение объектов, субъектов друг к другу (О.Г. Дробницкий, Н.Б. Нестерова, Г. Парсонс, В.Н. Шердаков, В.А. Якунин);
• ценность рассматривается как диспозиция личности (А.И. Донцов, В.А. Ядов);
• ценность анализируется в соответствии с идеей о назначении человека, смысле его жизни (В. Виндельбанд);
• ценность связана с потребностями, интересами, идеалами и целями личности, с ее жизнью и здоровьем (В.П. Тугаринов);
• ценность как мир культуры включает в себя сферу духовной деятельности человека, его привязанности, оценки, в которых отражается мера духовного богатства личности (А.Г. Здравомыслов);
• ценность рассматривается в контексте ценностного подхода как способа практико-духовного освоения действительности (А.А. Ручка);
• ценность является формой связи объекта и субъекта, ориентиром его деятельности (М.С. Каган).
Из вышеприведенного примера видно, что большая часть исследователей [4; 5; 7; 8] связывают ценность с такими качествами личности, как потребности, интересы, духовность, которые проявляются в познавательной деятельности.
Принимая во внимание тот факт, что человек находится в определенных отношениях с окружающим миром, подвергает его ценностному осмыслению, позволяет заключить, что ценности, например, курсантов - субъектов учебно-познавательной деятельности военного вуза, следует рассматривать как способ проявления определённого рода отношений обучаемых к объектам познания. Эти отношения могут иметь положительное значение и смыслы для самого субъекта учебно-познавательной деятельности, если избирательные установки, удовлетворяют потребностям и интересам курсанта, его жизненным принципам, нормам поведения [3].
Поэтому можно сделать вывод о том, что два понятия «ценности» и «смыслы» связаны. Более того, как отмечает Д.А. Леонтьев, ценности обладают смысловой природой, смысловой регуляцией деятельности, которая является основополагающей характеристикой способа существования человека. Исследуя психодидактику смыслов, Д.А. Леонтьев заключает, что именно они являются основанием для познания мира, задавая направления для активной деятельности человека [6].
Многоаспектность понятий, обозначающих субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, А.Г. Асмолов анализирует на основе личностного смысла, который отражается в сознании через связь человека с окружающей действительностью. Именно с этого момента, отмечает А.Г. Асмолов,
личностные смыслы начинают оказывать влияние на дальнейшую регуляцию деятельности субъекта [1].
Обратимся еще раз к работам Д.А. Леонтьева, в которых он личностные смыслы связывает с конкретными мотивами деятельности [6], раскрывая их через отношения субъекта к объектам и явлениям, благодаря которым совершается деятельность. Именно поэтому истина, а стало быть смыслы, для каждого неодинаковы. Они определяются связями данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями конкретного человека.
Не случайно Д.А. Леонтьев выделяет три подхода в понимании природы индивидуальных ценностей. Первый подход раскрывает ценность как представление или убеждение (М. Рокич, А.А. Ручка, В. Брожик); второй связывает ценность с социальными установками (А.Г. Здра-вомыслов, В.А. Ядов). Третий подход описывает сближение ценностей и ценностных ориентации с потребностями и мотивами как факторами реальной побудительной силы (Д.А. Леонтьев). По мнению автора третьего подхода, наибольшим объяснительным потенциалом обладают ценности, находящиеся в одном ряду с потребностями и мотивами.
Осуществлённый анализ понятий «ценность», «смысл», «мотив» на основе изученной литературы позволил построить модель (см. рис. 1), в которой раскрыта субъектная ценность как смысловая диспозиция (расположение) ее компонентов.
В модели представлена классификация ценностей на основе уровней их осуществления, типологии ценностей, ориентиров готовности и способности субъекта (курсанта) к их реализации в условиях компетентностного подхода. В качестве таких ориентиров выбраны ценностно-смысловые компетенции (общекультурные, профессиональные, профессионально-специализированные).
Организация учебной деятельности курсантов по освоению авиационных комплексов, выбор образовательных технологий обучения требует изучения их
о ^
га т
ГО (Л
X СО $ *
3 2
4
СО I
го Ф ао Ю ей
Я m
Ig
Ф I ^ «
О о
5 Q.
£ *
S ?
I-
И
И
® 'I
-Q I
ей .о
О щ
ш ф
о н
з S
о
X
ю ф
ш о
ГО
с; ^
го Ш
С) <
Рис. 1. ценности, мотивы и смыслы как факторы удовлетворения потребностей курсантов военного вуза в достижении образовательных целей
интересов и предпочтений. Например, создание гетерогенной группы для выполнения разноуровневых заданий опирается на их умения контактировать, уважать мнения сокурсников, правильно оценивать такие понятия, как «личная свобода», «порядок и законность», «справедливость» и др. Смысловые ориентации курсантов позволяют преподавателю (офицеру) учитывать предпочтения курсантов в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Область профессиональной деятельности курсантов (будущих военных специалистов) связана с изучением организации их деятельности по использованию воздушного пространства, выполнению воздушных перевозок и авиационных работ, обеспечивающих, например, безопасность технологических процессов. Объектами профессиональной деятельности будущих специалистов служат авиационные комплексы и их применение, авиационная инфраструктура и процессы ее эксплуатации.
Современный образовательный стандарт (ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» - 161002) определяет не только области профессиональной деятельности курсантов (будущих офицеров), но и требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки [9]. Формирование у них на занятиях способности к безопасной эксплуатации авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-21), готовности проводить наблюдения и измерения, составлять их описание (ПК-27) может быть успешным, если они осознают личностные смыслы и ценности выполняемой познавательной деятельности, научатся соотносить вышеописанные требования с профессиональными компетенциями.
Ценностно-смысловая ориентация курсантов военного вуза осуществляется в процессе стимулирования мо-тивационно-ценностных, интеллектуальных и физических составляющих, направленных на их самосовершенствование. Ведущей идеей при этом выступает
доступность получения знаний, формирование мотивов освоения главных базовых ценностей жизни. Для реализации вышеуказанной идеи необходимо создать благоприятные образовательные условия, направленные на усвоение курсантами основ ценностно-смыслового понимания военной службы. Педагогическая сущность формирования ценностно-смысловых компетенций [10] заключается в решении важной профессиональной задачи - реализации стремления курсанта военного вуза стать высококвалифицированным специалистом, способным и готовым приносить пользу вооруженным силам страны, государству в целом.
Иерархия связей компонентов, представленных в модели (рис. 1), имеет нелинейный характер. Ценности инициируют становление потребностей, в свою очередь, субъектные ценности определяются потребностями. С другой стороны, они связаны с мотивами деятельности, её смысловыми конструктами и диспозициями. Субъектные ценности и смыслы, установки соотносятся друг с другом опосредованно через мотивы, смысловые конструкты и диспозиции. Изложенное позволяет заключить, что готовность обучаемых (курсантов) к деятельности определяется ценностно-смысловыми и мотивационными ориентациями, поэтому они являются своеобразным системообразующим началом учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза.
В заключение отметим, что ценностные и смысловые ориентации можно отнести к теоретическим предпосылкам успешного формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза. Ценность, с одной стороны, связана с предметами, явлениями, их свойствами, способными удовлетворять определенные потребности субъекта, с другой стороны - с оценкой предмета или явления. Иными словами, ценности и смыслы являются формами проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом, системообразующим началом организации учебно-познавательной деятельности.
о ^
га т
ГО (Л
X СО - §
со I ГО Ф
ао Ю со
I?
ф I
0 о
^ О.
1 -I *
I 6
И
<0! ■л I ш .о О щ ш ф о н
^ со
о
X
ю ф
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Акулич, О.Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Акулич. - Челябинск, 2005. - 223 с.
3. Варламов, А.С. Развитие ценностного отношения курсантов военного вуза к образовательной деятельности [Текст] / А.С. Варламов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: сборник XII Международной научно-практической конференции 15 декабря 2015 г.: в 3 т. Т. 3. -СПб.: Информационный учеб.-изд. Центр «Стратегия будущего», 2015. - С. 98-101.
4. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
5. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1997. - 205 с.
6. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
7. Ручка, А.А. Ценностный подход в системе социологического знания [Текст] / А.А. Ручка. -Киев: Наукова думка, 1987. - 156 с.
8. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 344 с.
9. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 161002 «Летная эксплуатация и применение автокомплексов» (квалификация, степень «специальность»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 65.
10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
References
1. Asmolov A.G. Personality Psychology: principles of General psychological analysis. M: Smysl, 2001. P. 416. [in Russian].
2. Akulich O.E. Method of implementation of value-semantic orientations of students in the study of medical and biological physics. Dis. ... cand. of sciences (Education).Chelyabinsk, 2005. P. 223. [in Russian].
3. Varlamov A.S. Development of attitudes among cadets of a military Academy for educational activities. Fundamental and applied studies in the modern world: a collection of XII International scientific-practical conference 15 Dec 2015. In 3 v. Vol. 3. Saint-Petersburg: Educational publishing information Centre Strategy for the future", 2015. P. 98-101. [in Russian].
4. Zdravomyslov A.G. Needs. Interests. Values. M.: Politizdat, 1986. P. 223. [in Russian].
5. Kagan M.S. Philosophical theory of values. SPb.: TOO TK "Metropolis", 1997. P. 205. [in Russian].
6. Leontiev D.A. The psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. M: Smysl, 1999. P. 487. [in Russian].
7. Ruchka A.A. Value approach in the system of sociological knowledge. Kiev: Naukova Dumka, 1987. P. 156. [in Russian].
8. Tugarinov V.P. Selected philosophical writings. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1988. P. 344. [in Russian].
о 9. Federal state standard of higher professional education in the direction of training 161002 "Flight operation and
g application of dealerships" (qualification degree "specialty"). The order of the Ministry of education and science то' of the Russian Federation of 17 January 2011 No. 65. [in Russian].
10. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of personality-oriented paradigm of education. < Naodnoie obrazovanie., 2003. № 2. P. 58-64. [in Russian].
Сведения об авторе: Варламов Александр Сергеевич,
аспирант,
кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Varlamov Aleksandr Sergeevich,
Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 7(07) : 378 ББК 74.266 : 74.48
Э.Ф. Вертякова, Н.В. Геращенко, Н.В. Черушева
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье рассматривается опыт решения проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетической деятельности через междисциплинарную интеграцию изучения декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов.
E.F. Vertyakova, N.V. Gerashchenko, N.V. Cherusheva
STUDY INTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF ARTS AND CRAFTS IN THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS
The article deals with the experience of solving the problem of optimizing the training of the future teacher of initial classes to art - aesthetic activity through an interdisciplinary study of the integration of arts and crafts.
Key words: interdisciplinary integration, arts and crafts, artistic and aesthetic education of future elementary school teachers.
В междисциплинарной интеграции отражаются процессы объединения учебных дисциплин для решения аксиологических, методических, технологических и практических задач профессиональной подготовки будущего учителя и его личностного развития.
Процессы интеграции в современном образовании вузов являются акту-
альным объектом педагогических исследований. Ученые рассматривают особенности компетентностного и культурологического подходов к процессам интеграции [4], выделяют принципы, требования или условия реализации междисциплинарной интеграции [1], определяют требования к учебным модулям [3].
CÛ
о Со о £5 го о 5
0 * с?*
И Р
2 Ф s ^ D.0)
¿1
1 ^
Ш X ГО ^
0 ч
* s
DID
S К S S I
1 го
Ф Cû
ï 0 n m ГО s Q.
s p
Ëë M
Œ О I О
Ü È «
i-8
°t a *
CÛ