Сведения об авторах: Маркина Нина Витальевна,
кандидат психологических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: nvmark@mail.ru
Менщикова Ирина Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: menshchikovaia@gmail.com
Information about the authors: Markina Nina,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nvmark@mail.ru
Menshchikova Irina,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russia. E-mail: menshchikovaia@gmail.com
УДК 151.8 ББ.К 88.52
И.А. Сергеева, В.В. Кустова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье представлены результаты эмпирических исследований структурных компонентов смысловой сферы личности студентов Иркутского государственного университета путей сообщения. Основное внимание уделено рассмотрению смысложизненных ориентаций и системы ценностных ориентаций. Определены структурно-содержательные характеристики смысловых установок студентов. Показаны различия в уровневых и структурных показателях смысложизненных ориентаций и базовых смысловых установок юношей и девушек.
Ключевые слова: смысловая сфера, личностные ценности, личностные смыслы, смысл жизни, смысложизненные ориентации, смысловые установки, ценностные ориентации.
I.A. Sergeeva, V.V. Kustova VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS' PERSONALITY
The present article presents the results of empirical research defining structural components of semantic sphere of students' personalities at Irkutsk State University. The work focuses on considering life-meaningful orientations and the system of value orientations. The authors identified structural characteristics of the students' semantic attitudes and showed the difference in boys' and girls' life-meaningful orientations and semantic attitudes according to their level and structure.
Key words: semantic sphere, personal values, personal meanings, meaning of life, life-meaningful orientations, semantic attitudes, value orientations.
Обучение в вузе совпадает с этапом убеждений, ценностных ориентаций. юности, решающим для формирова- Смысложизненные вопросы («Для чего ния мировоззрения - системы взглядов, жить?», «Как жить?») приобретают для
го ш о н о
£ Ш Ш
го"
ей ф
£ ф
о
молодых людей особую актуальность в процессе личностного и профессионального самоопределения, в процессе проектирования индивидуального жизненного пути.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни, по мнению В. Франкла, является первичной моти-вационной тенденцией [9]. Неудачи в поиске смысла жизни приводят к экзистенциальному вакууму (ощущению утраты смысла), что является причиной «ноогенных неврозов», особого рода депрессивных состояний, свойственных «думающим» людям. Смысл нужно найти, его нельзя выдумать. Каждый человек, как считает В. Франкл, может обрести смысл. Смысловыми универсалиями всего человечества являются «ценности творчества» (реализуются посредством труда), «ценности переживания» (гуманистические и высшие духовные ценности) и «ценности отношения» (отношение к жизненным событиям, которые невозможно изменить).
Д.А. Леонтьев рассматривает понятие «смысл жизни» как «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [4]. Смысловая система личности представляет собой особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур), включающих личностный смысл, мотив, смысловые установки, конструкты, диспозиции, личностные ценности. Смысловые образования выполняют две функции - создают образ будущего, перспективу развития, с одной стороны, и являются основой нравственной оценки личностью своих поступков, с другой стороны. Высшим уровнем организации смысловой системы являются личностные ценности - осознанные и принятые человеком наиболее общие (генерализованные) смыслы его жизни [2]. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова подчеркивают, что личностными ценностями становятся лишь те смыслы, по отношению к которым человек определился в отличие от «декларируемых» (внешних
по отношению к человеку) и эмоционально не переживаемых [3].
Личностные ценности отражаются в сознании человека в виде ценностных ориентаций - представлений о системе значимых ценностей. По сути, ценностные ориентации - это избирательное отношение личности к ценностям, ориентир ее поведения. Ценностные ориентации определяют и направляют интересы человека в определенные сферы жизни и деятельности; управляют процессом целеполагания, ориентируют в выборе целей и средств; определяют «границы действия» и жизненную перспективу; задают «вектор» развития личности, являясь внутренним его источником и механизмом [4]. По своей психологической природе ценностные ориентации включены в структуру мотивации учебной деятельности.
В.Б. Ольшанский определяет ценностные ориентации как цели, стремления и жизненные идеалы, принятые в групповом сознании в виде норм [7].
Смысложизненные ориентации человека - это ценности и цели жизни, которые личность считает основополагающими своего существования [2]. Смысловые установки - динамическое образование смысловой сферы, выражающее личностный смысл в плане деятельности человека, готовность к совершению определенной деятельности [1]. Смысловыми установками в период студенчества становятся получение образования и стремление к самостоятельности и достижениям. Однако многие студенты не всегда знают особенности своей будущей профессии и не соотносят личностные качества с ее спецификой.
Целью данного исследования было изучение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов ИрГУПС.
В исследовании были использованы следующие методики: «Тест смысложиз-ненных ориентаций» Д.А. Леонтьева [5], опросник А.Д. Ишкова и Н.Г. Милора-довой «Смысловые базовые установки» (СБУ), адаптированной «Шкалы дисфункциональное™» Д. Бернса [6], тест «Ценностные ориентации» М. Рокича. Статистическая обработка проводилась
с помощью компьютерной программы STATISTIKA 6.0.
Д.А. Леонтьев рассматривает смыс-ложизненные ориентации личности на двух уровнях - внешнем (цели жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией) и внутреннем (внутренний локус контроля, т.е. уверенность в способности осуществлять контроль собственной жизни). Сами смыс-ложизненные ориентации соотносятся с прошлым, настоящим и будущим [3].
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича дает представление о двух классах ценностей: терминальных ценностей и инструментальных ценностей. Ценности-цели - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ценности-средства - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (образованность, ответственность, смелость, честность и др.).
Опросник «Смысловые базовые установки личности» (СБУ) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой позволяет оценить три вида зависимостей (вербальную, эмоциональную и зависимость от достижения), два вида требовательности (требовательность к себе и требовательность к другим) и два вида ответственности (ответственность за себя и ответственность за других).
Выборочную совокупность составили студенты факультетов «Системы обеспечения движения поездов», «Эксплуатация железных дорог» и «Менеджмент, логистика и таможенное дело».
Всего обследовано 225 студентов в возрасте 19-22 лет, из них162 девушки и 63 юноши.
Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) рассматривается как переживание человеком значимости своей жизни. Цели жизни (ЦЖ) задают временную перспективу. Процесс жизни (ПЖ) определяется интересами и эмоциональной насыщенностью жизни. Результативность (РЖ) показывает удовлетворенность самореализацией. Локус контроля - Я (ЛК - Я) или представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, локус контроля -жизнь или способность управлять своей жизнью (ЛК - Ж).
По результатам можно констатировать, что в целом полученные данные показателя ОЖ у исследуемой выборки студентов находятся в пределах средних значений, характерных для данного возраста (103,2 балла). Высокие результаты (более 110 баллов) зафиксированы у 60 % респондентов.
Отмечено, что у студентов с общим низким уровнем ОЖ отмечаются низкие результаты по всем шкалам. Выявлена корреляция между показателями ЦЖ РЖ (г = 0,65 при р < 0,05). Из всех опрошенных 13 % не удовлетворены результатом жизни, а у 5 % студентов обнаружено несоответствие между результатом жизни и убежденностью в возможности свободного выбора человеком своего жизненного пути.
На рисунке 1 представлены данные СЖО у студентов-юношей и студентов-девушек.
! Юноши « Девушки
Рис. 1. Средние значения показателей смысложизненных ориентаций
со о
IX
си
5
о о
X
т
го ^
си ■&
о к го ей
о ц
о
XI
о
X
&
о
X X
си
и
Общий показатель удовлетворенности смыслом жизни у юношей оказался ниже, чем у девушек. Более низкие результаты по шкале ЦЖ (цели в определенной системе ценностей) могут свидетельствовать о том, что, скорее всего, юноши не планируют ближнюю жизненную перспективу, включая средства (способы, пути) их достижения. Из всех студентов, принимавших участие в исследовании, 30 % живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, а 14 % респондентов строят планы, не имеющие реальной опоры в настоящем.
Результаты исследований, проведенные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, показали, что студенты, выстраивая иерархию терминальных ценностей (ценностей-целей), на первые места ставят «семью», на второе место - «здоровье», на третье - «любовь». Ценности «дружбы» и «активной деятельной жизни» занимают соответственно четвертое и пятое места. Как видим, традиционные ценности, транслируемые обществом, у обследуемой выборки сохраняют свои позиции. Значимых различий в представлениях о системе ценностей у студентов разных факультетов не обнаружено. По-видимому, определенную роль в этом играют воспитательные ориентиры семьи.
Анализ структуры ценностно-смысловой сферы студентов свидетельствует о снижении удельного веса таких духовных ценностей как «счастье других» и «творчество», «красота природыи искусства». Недооценка некоторых духовно-нравственных ценностей студентами может быть следствием социальных изменений в обществе, а также возможным дистанцированием образования от воспитания.
Среди ценностей-целей, которые получили наиболее высокий ранг, мы выделили те, которые могут служить сигнализаторами актуализации тех или иных потребностей у студентов, и фактически, свидетельствовать об уровне развития их личности. Первые два уровня потребностей (физиологические и потребность в безопасности) являются первичными, дефицитарными (ценности самосохранения), последующие уровни (потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и самоутверждении и потребность в самоактуализации) - вторичными, высшими (ценности развития, бытийные ценности). В системе ценностных ориентаций обследуемой выборки наиболее высокий ранг занимают ценности «здоровья», что соответствует дефи-циентному уровню, ориентированному на удовлетворение фрустрированных потребностей (рис. 2).
го
CÛ
о
I-
о £
od od
(О
CÛ ф
£
ф О
18 16 14 12 10 8 6 4
г о
7,71
5,5
I I
I I I
15,68
13,11
9,38
✓ У ✓ У У ./ У У
/ / s * <* / f
4i?
Рис. 2. Уровни развития потребностей по А. Маслоу и соответствующие им показатели терминальных ценностей (ценностей-целей)
Потребности в принадлежности и любви находятся на втором месте по значимости. Следует отметить, что раз-
витие личности в юношеском возрасте во многом определяется потребностью в дружбе и любви, что отражает важность
теплых, доверительных отношений для молодых людей. Ценности творчества, ориентированные на личностный рост и самоактуализацию, в системе ценностей у студентов незначимы. Судя по полученным данным, студенты находятся на группоцентрической стадии ценностно-смыслового развития (по Б.С. Братусю), в которой отношение к действительности определяется через призму «свой - чужой», а также личностной пользой, ограниченной благополучием «референтной группы».
Анализ инструментальных ценностей показал, что студенты более всего ценят такие качества личности, как воспитанность, ответственность, честность, образованность и жизнерадостность, что отражает специфические особенности студенческой молодежи. Обращает на себя внимание низкий рейтинг таких качеств, как чуткость, широта взглядов и смелость в отстаивании своего мнения, которые, по сути, являются свойствами зрелой личности.
По мнению В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут быть одним из основных критериев построения типологии личности [1, с. 65]. Опираясь на типологию групповых ценностей, предложенную А.В. Серым и М.С. Ясницким [8], в обследованной выборке мы выявили три типа студентов: «Консервативный» (77 %), «Творческий» (17 %) и «Индивидуалистический» (6 %).
Групповая иерархия ценностных ориентаций студентов «консервативного типа» характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей - здоровья, материально обеспеченной жизни, счастливой семейной жизни, дружбы, интересной работы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания
и творчества, поставленные ими на последнее место.
Студенты, отнесенные к «творческому типу», ставят выше других ценности любви, дружбы, свободы, развития и творчества. К числу отвергаемых ими ценностей относятся материально обеспеченная жизнь, общественное признание и развлечения.
В системе ценностей обследуемых «индивидуалистического типа» наиболее высокий ранг значимости получили такие ценности, как материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе и свобода. Ценности творчества, счастливой семейной жизни, красоты природы и искусства, а также счастье других занимают в их иерархии последние места.
В таблице 1 приведены данные, характеризующие смысловые установки студентов, выявленные по методике А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой [6].
На основе анализа средних значений, можно сказать, что только три установки имеют адекватный уровень (вербальная зависимость, требовательность к себе, ответственность за других). В целом, замечания и критика не снижают самооценки студентов, а похвала и одобрение воспринимаются как нечто приятное, но не влияющие на самоуважение. Умеренная требовательность к себе позволяет молодым людям ставить разумные цели, рассматривать ошибки как возможность чему-то научиться или изменить себя, а адекватная ответственность за других - с уважением относиться к мнению окружающих, не навязывать свою точку зрения.
Высокий уровень вербальной зависимости выявлен у 30 % студентов, которые чутко реагируют на высказывания окружающих, а самооценку ставят в зависимость от мнения других.
Табл. 1. Среднее значение параметров смысловых установок студентов
Шкала Смысловые установки Среднее значение Уровень
I Вербальная зависимость 5,8 Адекватный
II Эмоциональная зависимость 4,7 Низкий
III Зависимость от достижений 4,0 Низкий
ГС Требовательность к себе 6,0 Адекватный
Y Требовательность к другим 4,8 Низкий
YI Ответственность за других 5,6 Адекватный
YII Ответственность за себя 4,4 Низкий
ш о
IX
ф
15
I-
о ^
I-
о о
X
т
го ^
ф -&
о к го ей о с; о
XI
о
X I-
о о
X
X
ф
Высокий уровень эмоциональной зависимости проявляют 39 % студентов, которые легко поддаются эмоциональному давлению. Зависимость от достижений выявлена у 17 % респондентов.
Между выборками юношей и девушек отмечаются некоторые различия в самооценке вербальной и эмоциональной зависимости, зависимости от достижений. Девушки в большей степени диагностировали у себя вербальную зависимость, чувствительность к высказываниям в свой адрес (6,5 против 4,8 у юношей). Они в большей степени эмоционально зависимы (6,5) и требовательны к себе (6,4), чем юноши (6,4 и 4,5 соответственно). Для юношей более свойственными оказались установка на достижения (5,4 против 3,6). Обращает на себя внимание
тот факт, что низкий уровень требовательности к себе и ответственности за себя отмечается у студентов с низким уровнем «локуса контроля - Я».
Статистический анализ, проведенный по и-критерию Манна-Уитни, показал, что различия уровневых значений шкал СБУ в сравниваемых выборках юношей и девушек статистически не значимы (и > и ; р>0,05)
4 эмп кр7 1 '
Ценностно-смысловая сфера формируется в процессе индивидуальной жизни человека. Учитывая то, что студенческий возраст является важным этапом развития, задача высшей школы не только формировать компетентного специалиста, но и способствовать становлению нравственной личности, способной постигать смысл жизни и ценить ее.
Библиографический список
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль,1988. - 301 с.
3. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Бу-динайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. - Т. 14. - № 5. - С. 99-105.
4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
5. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 17 с.
6. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Н.Г. Милорадова. - М.: Гардари-ки, 2005. - 335 с.
7. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности [Текст] / В.Б. Ольшанский // Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994. - С.74-136.
8. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с
9. Франкл, В. Поиск смысла жизни и психотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. - С. 118-126.
References
1. Alekseeva V.G. Value orientation as a factor in personal life and development. Phsichologicheskiy zhur-nal, 1984. T. 5. №. 5. P. 63-70. [in Russian].
2. Bratus B.S. Persons' abnormalities. M.: Thought, 1988. P. 301. [in Russian].
3. Budinayte G.L., Kornilova T.V. Personal values and personal prerequisites of a subject. Voprosy phsikhjlogii, 1993. T. 14. №. 5. P. 99-105. [in Russian].
4. Leont'ev D.A. Sense psychology: nature, structure and dynamics of semantic reality. M: Smysl, 1999. P. 487. [in Russian].
5. Leontiev D.A. Methodology the study of value orientations. M: Meaning, 2002. P. 17. [in Russian].
6. Miloradov N.G. Psychology and pedagogy: textbook. M.: Gardariki, 2005. P. 303. [in Russian].
7. Olshansky V.B. Personality and social values. Practical psychology for teachers. M.: Onega, 1994. P. 74136. [in Russian].
8. Seryi A.V., Yanitsky M.S. Value-semantic sphere of personality. Kemerovo: Kemerovo gos. universitet, 1999. P. 92. [in Russian].
9. Frankl V. Search for meaning of life and psychotherapy. Psychology of personality. Texts. M.: MGU, 1982. P. 118-126. [in Russian].
Сведение об авторах: Сергеева Ирина Альбертовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», Иркутский государственного университета путей сообщения,
г. Иркутск, Российская Федерация. &mail: sergirina55@mail.ru
Кустова Вера Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск, Российская Федерация. &mail: kustova_vv@mail.ru
Information about the authors: Sergeeva Irina Albertovna,
Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia. E-mail: sergirina55@mail.ru
Kustova Vera Victorovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia. E-mail: kustova_vv@mail.ru
CÛ
о
IX
Ф
г
H
о
s H о о
X T
го
Œ ф
-&
о а; го m
о ç
о .и
о
X
H о о
X
X
ф
ZT