18
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© 2013 Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме личностных ценностей, анализируется соотношение понятий «личностные ценности», «ценностные ориентации», «потребности», «установки», «мотивы»; обсуждается связь личностных ценностей с поведением личности и ставится проблема влияния иерархии личностных ценностей на профессиональное самоопределение, профессиональную направленность и успешность деятельности.
The article deals with the main theoretical approaches to the problem of personal values, analyses the relationship between the concepts of “personal values ”, ’’value orientation”, “needs”, “aims”, “motives”; and discusses the relationship ofpersonal values with the behavior of personality and the problem of the influence of the hierarchy of personal values on the professional self-determination, professional orientation and success of the activities is set.
Ключевые слова: ценности, иерархия личностных ценностей, ценностные
ориентации.
Keywords: value, hierarchy of personal values, value orientations.
В современных условиях социальных перемен, когда происходит
трансформация ценностей, проблема ценностей личности приобретает особую значимость. Это связано с тем, что, будучи важнейшим компонентом структуры личности, личностные
ценности выступают как регуляторы поведения, проявляющиеся во всех сферах деятельности человека.
Ценности являются одной из важнейших проблем, исследуемых
науками о человеке: философией,
психологией, педагогикой, социологией, др. Несмотря на то, что большинство определений ценностей в психологии
опираются на философские и социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций, которые имеют давние традиции, психологическое понимание личностных ценностей существенно отличается от интерпретации ценностей в других науках.
Понятие «ценность» рассматривается в психологии с различных позиций. Д.А. Леонтьев, указывая на одну из возможных плоскостей рассмотрения
ценностей, определяет их как «жизненные цели, смыслы и идеалы,
несводимые к однозначным
предписаниям и задающие только общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры» [8, с.21]. Такая характеристика наиболее близка к психологическому подходу, так как с этой точки зрения основной интерес представляет роль ценностей в мотивации и регуляции деятельности и поведения личности. Таким образом, психологическое изучение ценностей исходит из понимания их как индивидуальных ценностей,
мотивационных структур личности, что позволяет расположить понятие «индивидуальные ценности» в ряду близких им понятий, таких как идеалы, убеждения, установки, мотивы и потребности, др.
Ряд известных авторов (В. Брожик,
А.А. Ручка, M. Rokeach, B. Schloeder) рассматривают индивидуальные
ценности, как критерии, которые используют люди для выбора и обоснования своих действий, оценки себя, событий, других людей, т.е. как понятия, сходные с представлениями и убеждениями. Не менее
распространенным является взгляд на
Психолого-педагогические науки •••
ценности, как разновидность социальных установок, интересов личности, регулирующих ее поведение путём ее направления и структурирования (В. А. Ядов, C. Morris, E. Spranger). Однако преобладающим является понимание личностных ценностей, близкое к потребностям и мотивам.
A. Маслоу считал, что ценности столь
же значимы для личности, как физиологические потребности. «Они могут рассматриваться, как дефицит, который следует оптимально
ликвидировать с помощью окружающего мира, чтобы избежать болезни или субъективно плохого самочувствия» [11, с. 190]. Эти «фундаментальные потребности или фундаментальные ценности могут рассматриваться и как цели, и как ступени лестницы, ведущей к единой конечной цели». Причем, эти потребности (или ценности) «связаны друг с другом иерархически и эволюционно», занимая места
соответственно своей силе и важности [Там же, с. 191].
Близкой к А. Маслоу точки зрения придерживается Э. Фромм, считающий, что ценности структурированы и «образуют иерархию, в которой
некоторые высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия» [15, с. 136]. Они направляют поступки и чувства человека, при этом непосредственными мотивами
человеческого поведения служат
бессознательные ценности. «Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными - с другой, опустошает личность» [Там же, с. 135 - 136].
B. Франкл проводит различие между потребностями и личностными ценностями следующим образом: если потребности нас толкают, то ценности притягивают. В отличие от потребностей ценности в принципе не насыщаемы. Согласно В. Франклу, «ценности ведут и притягивают человека, ...у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е. между тем,
19
осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным [14, с. 246].
Согласно Х. Хекхаузену, ценности выступают, как диспозиции личности. Определяя конструкт «мотив», он отмечает, что «в настоящее время мотивы определяют, как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций» [16, с. 39]. Далее автор поясняет: «Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования
организма, они не врожденны и
развиваются только в процессе
онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, от социальных норм той среды, в которой воспитывается ребёнок» [Там же].
Соотношение между ценностями и мотивами поведения Ф.Е. Василюк
описывает так: «ценностное сознание
связано с выбором сложно и неоднозначно. .Сознание, обладающее некоторой системой ценностей, в
ситуации выбора подводит альтернативы под одно ценностное основание, в результате каждая альтернатива получает свою оценку, и та из них, которая оценена выше, избирается сознанием. . Однако, . из того, что субъектом в ситуации выбора было признано ценностное преимущество одного из мотивов, вовсе не следует с необходимостью, что он будет реально выбран» [4, с. 119]. Автор объясняет отсутствие однозначной зависимости между оценкой и выбором тем, что ценности не обладают сами по себе побудительной энергией и силой и потому не способны прямо заставить подчиниться себе мотивы. Хотя ценность может выполнять функции мотива, она отличается от мотива, являющегося индивидуальным, обособляющим
индивидуальный жизненный мир, тем, что «напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности» [Там же]. Таким образом, Ф.Е. Василюк, непосредственно связывая ценности с мотивами, в то же время
20
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
указывает вслед за В. Франклом на смысловую природу личностных ценностей, что сближает его с такими авторами как Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.
Согласно Д.А. Леонтьеву личностные ценности «проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, то есть «мотивообразования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике» [7, с. 225]. Личностные ценности выступают смыслообразующими по отношению
мотивам деятельности, смысловым
конструктам и смысловым диспозициям личности. Д.А. Леонтьев уточняет, что
иерархия личностных ценностей
неизменна, побудительная сила потребностей же постоянно меняется, их система характеризуется «динамической иерархией», а изменение личностных ценностей представляет собой кризис в развитии личности [Там же, с. 226].
Б.С. Братусь так раскрывает
соотношение смыслов и ценностных ориентаций: «когда речь идет о той или иной форме означенности,
отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, то уместно ... говорить о ценностях личности, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят осознанный характер» [1, с. 97]. В понимании Б.С. Братуся ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Как отмечает автор, «именно общие смысловые образования (в случаях их осознания - ценности), являющиеся основными конструирующими
единицами личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, другим людям и к самому себе» [2, с. 50].
Основатель социологической
концепции ценностей и ценностных ориентаций К. Клакхон, обращаясь к причине существования ценностей, писал: «.без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы
сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей» [18, с. 416]. Автор считал, что во многом индивидуальные ценности являются отражением групповых или универсальных ценностей, которые по-своему интерпретируются и акцентируются каждым индивидом. Проводя различие между потребностями и ценностями, К. Клакхон указывает, что в отличие от потребностей, характеризующихся в структуре мотивации динамичностью и ситуативной изменчивостью, ценности представляют собой стабильное, не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.
Автор наиболее распространенного в зарубежных и отечественных
исследованиях ценностей методики изучения личностных ценностей М. Рокич операционализировал взгляд на ценности как руководящие принципы жизни, виды убеждений. Согласно автору ценностные ориентации это
«абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с
определённым объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [Цит. по: 6, с. 15]. Ценности, по М. Рокичу, занимают в индивидуальной системе убеждений центральное положение и являются руководящими принципами жизни. Они определяют то, как нужно себя вести и какому состоянию или образу жизни стоит соответствовать и стремиться.
Современный западный исследователь ценностей Я. Мусек предлагает рассматривать ценности «как
обобщённые и относительно
согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях». Эти представления, пишет автор, включают широкий класс более частных объектов, целей и отношений и направляют наши интересы, установки и поведение [12, с. 18]. Таким образом, в модели Я. Мусека ценности понимаются как мотивы или
Психолого-педагогические науки •••
мотивационные цели высокого уровня обобщённости.
Наиболее разработанной является концепция ценностей Ш. Шварца и В. Билски [19]. Согласно этим авторам, ценности являются (1) представлениями или убеждениями по поводу (2) желаемых конечных состояний, которые (3) проявляются в широком круге ситуаций, (4) управляют выбором и оценкой действий и событий и (5) упорядочены в соответствии с их относительной важностью. В
соответствии с этой концепцией, на основе известной методики М. Рокича, Ш. Шварцем разработана методика изучения ценностей на уровне личности (индивидуальных различий) и на уровне культур (различий в социальных культурах) [6].
Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» рассматриваются часто, как синонимы, но не являются тождественными. Я. Мусек
рассматривает ценностные ориентации как формы функционирования ценностей на уровне личности, т.е. как личностные ценности (напр., ценностные ориентации отдельных людей, в отличие от ценностей общества) [12]. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, считая ценностные ориентации индивидуальной формой репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей, не отличают их от личностных ценностей. С их точки зрения, «ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определённость и последовательность поведения, постоянство
взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми», являются важнейшим фактором мотивации
поведения личности, лежат в основе её социальных поступков, влияют на процесс личностного выбора [13, с. 498].
Понятие ценностных ориентаций
занимает одно из ведущих мест в диспозиционной концепции личности В.А. Ядова. Автор предположил, что установки, социальные установки,
ценностные ориентации находятся в определенной иерархии и вместе
образуют своеобразную диспозиционную
21
систему. Ядерно-центрическая модель ценностей В.А. Ядова включает в себя: 1) ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро; 2) ценности среднего статуса (структурный резерв); 3) ценности ниже среднего статуса (периферия); 4) ценности низшего статуса. Первые и последние ценности малоподвижны, а те, что занимают промежуточное положение, находятся в постоянном движении. Таким образом, согласно В.А. Ядову, ценностные ориентации наряду с общей направленностью интересов личности регулируют её социальное поведение [17].
С.С. Бубнова выделяет три иерархических уровня в системе ценностных ориентаций личности, соответствующие трём уровням её изучения: 1) наиболее обобщённые,
абстрактные ценности: духовные,
социальные, материальные; 2) ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность,
активность, доминантность и т. д.; 3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств [3, с. 3839]. Наряду с многоуровневостью, проявляющейся в их иерархическом строении, С.С. Бубнова считает чрезвычайно важным свойством системы ценностных ориентаций её
многомерность, заключающаяся в том, что «критерий их иерархии - личностная значимость - включает в себя разные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [Там же].
Таким образом, обзор различных подходов к рассмотрению ценностей и ценностных ориентаций позволяет прийти к выводу о том, что эти подходы основываются на двух принципах: нормативном, представляющем систему ценностей в соответствии с определённой психологической теорией, и
дескриптивном, описывающим
эмпирические данные с последующим их обобщением. В целом же можно констатировать, что в психологических исследованиях понятия «личностные
22
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
ценности» и «ценностные ориентации» утвердились прочно, наметилось их место в структуре личности и мотивации поведения и деятельности. Наличие инструментария изучения ценностей, созданного на основе соответствующих психологических концепций, позволяет исследовать ценности личности, их иерархическую структуру, динамику, др. с целью объяснения и предсказания различий в поведении и деятельности людей.
Весьма продуктивным является исследование структуры и иерархии личностных ценностей для определения направленности и профессиональной
успешности личности,
сформированности его
профессионального самосознания,
психологического благополучия и др. В частности, в диссертационных исследованиях, выполненных под руководством Далгатова М.М., было показано влияние иерархии личностных ценностей на успешность педагогической деятельности [9, 10], а также на
особенности самосознания личности [5]. Эмпирические исследования в указанном русле могут способствовать дальнейшему расширению научных представлений о роли системы ценностей в профессиональном и личностном становлении.
Примечания
1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 304 с. 2. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56. 3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности, как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. Т. 20. С. 38-44. 4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с. 5. Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева У. М., Гадисова И. А. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3(16). 6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2003. 487 с. 8. Леонтьев Д. А. Ценность, как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15 - 26. 9. Магомедов П. Ш. Иерархия личностных ценностей и успешность деятельности учителя: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. Махачкала, 2007. 10. Магомедова У. М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога на разных этапах профессионального становления: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Махачкала, 2013. 11. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 1997. 12. Мусек Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период // Иностранная психология. 1997. № 8. С. 17-22. 13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психологические образования личности / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. М.: Бахрах-М, 2000. 544 с. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 15. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М. : Смысл, 2003. 860 с. 17. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106. 18. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. 19. Schwartz S.H. Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. P. 550-562.
Notes
1. Bratus B.S. Persons' abnormalities. M. : Mysl, 1988. 304 p. 2. Bratus B. S. The study of semantic sphere of the personality // Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology. 1981. № 2. P. 46-56. 3. Bubnova S.S. The value orientations of the personality as a multi-dimensional nonlinear system // Psychol. Journal. 1999. № 5. Vol. 20. P. 38-44. 4. Vasilyuk F. E. Psychology of emotional experiences. M. : Publishing house of Moscow. University, 1984. - 200 p. 5. Dalgatov M. M., Magomedova N.T, Asadulaeva U.M, Gadisova I. A. Value and life-sence orientations for students of Islamic and secular universities // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2011. № 3(16). 6. Karandashev V.N. Schwartz's technique for studying the values of personality: the concept and methodological guidance. SPb.: Rech, 2004. 70 p. 7. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the sense reality. 2nd, Corr. ed. M. : Smysl,
Психолого-педагогические науки
• ••
23
2003. 487 p. 8. Leontiev D.A. Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction // Issues of Philosophy. 1996. №4. P. 15 - 26. 9. Magomedov P. Sh. Hierarchy of the personal values and the success of the teacher's activity: Abstract diss... cand. Psychology, 2007. 10. Magomedova U.M. Value-semantic sphere of the person of the teacher on the different stages of professional development: Abstract diss... cand. Psychology. Makhachkala, 2013. 11. Maslow A. On the outskirts of the psychology of being. M : “Refl-Buk” - K.: “Vakler”, 1997. 12.
Musek Ya The system of values of post-communist Europe in the transition period // Foreign psychology. 1997. № 8. P. 17-22. 13. Slobodchikov V.I. Isaev E. I. Psychological education of the person / Personality Psychology. Reader. Vol. 2. M. : Bakhrakh-M, 2000. 544 p. 14. Frankl V. The human in search for sence: introduction to Logotherapy / Doctor and the Soul. SPb.: Yuventa, 1997. 15. Fromm E. Psychoanalysis and ethics. M. : Respublika, 1993. 16. Heckhausen H. Motivation and activity. 2 Issue. SPb.: Peter; M: Mysl, 2003. 860 p. 17. Yadov V.A. The dispositional regulations of the social behavior of the person // Methodological problems of social psychology. M., 1975. p. 89106. 18. C. Kluckhohn Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. 19. Schwartz S.H. Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. P. 550-562.
Primechanija
1. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti. M. : Mysl', 1988. 304 s. 2. Bratus' B. S. K izucheniju smyslovoj sfery lichnosti // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologija. 1981. № 2. S. 46-56. 3. Bubnova S. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaja nelinejnaja sistema // Psihol. zhurn. 1999. № 5. T. 20. S. 38-44. 4. Vasiljuk F. E. Psihologija perezhivanija. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. - 200 s. 5. Dalgatov M. M., Magomedova N. T., Asadulaeva U. M., Gadisova I. A. Cennostnye i smyslozhizn-ennye orientacii studentov islamskih i svetskih vysshih uchebnyh zavedenij // Izvestija Dagest-anskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 3(16). 6. Karandashev V. N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncep-cija i metodicheskoe rukovodstvo. SPb. : Rech', 2004. 70 s. 7. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: pri -roda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e, ispr. izd. M. : Smysl, 2003. 487 s. 8. Leont'ev D. A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponjatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii // Voprosy filosofii. 1996. № 4. S. 15 - 26. 9. Magomedov P. Sh. Ierarhija lichnostnyh cennostej i uspeshnost' de-
jatel'nosti uchitelja: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. Mahachkala, 2007. 10. Magomedova U. M. Cennostno-smyslovaja sfera lichnosti pedagoga na raznyh jetapah professional'nogo stanovlenija: Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. Mahachkala, 2013. 11. Maslou A. Na podstupah k psihologii bytija. M. : «Refl-buk» K.: «Vakler», 1997. 12. Musek Ja. Sistema cennostej postkommunisticheskoj Evropy v perehodnyj period // Inostrannaja psihologija. 1997. № 8. S. 17-22. 13. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologicheskie obrazovanija lichnosti / Psihologija lichnosti. Hrestomatija. T. 2. M. : Bahrah-M, 2000. 544 s. 14. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: vvedenie v logoterapiju / Doktor i dusha. SPb.: Juventa, 1997. 15. Fromm Je. Psihoanaliz i jetika. M. : Respublika, 1993. 16.
Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost'. 2-e izd. SPb. : Piter; M.: Smysl, 2003. 860 s. 17. Jadov V.A. O dispozicionnoj reguljacii social'nogo povedenija lichnosti // Metodologicheskie problemy social'noj psihologii. M., 1975. S. 89-106. 18. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. 19.
Schwartz S.H. Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. P. 550-562
Статья поступила в редакцию 25.12.2013 г.
УДК 159.9
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
© 2013 Мазилов В.А.
Ярославский государственный педагогический университет ____________________________им. К.Д.Ушинского, Ярославль