УДК 159.9
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© Елена Станиславовна Дьячкова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии,
e-mail: [email protected] © Антонина Олеговна Аладинская психолог, г. Тамбов, Россия, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций и профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа в процессе личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: ценностные ориентации; мотивация профессиональной деятельности; студенты; медицина; личностно-профессиональное развитие.
Введение. Современное общество последние десятилетия находится в процессе значительных экономических, социальнокультурных и политических изменений -создаются качественно новые экономические условия жизнедеятельности, наблюдается рост информационных, биологических, социальных технологий, формируются принципиально новые социальные отношения, структура общества меняется так же, как и социальный статус большинства его членов. Все это приводит к неизбежным трансформациям всей культуры человека, его ментальности, ценностно-мотивационной сферы [1]. В большей степени эти процессы отражаются на формировании ценностно-мотивационной сферы молодого поколения. Ключевыми проблемами развития современного общества становятся проблемы дифференциации разных социально-экономических групп, материального благополучия, духовных ценностей, достижения вершин профессионального роста и др. В настоящее время актуализируются исследования ценностномотивационной сферы медицинских работников в связи с появлением в сфере медицинской профессии лиц с утилитарно-прагматическими ценностями эгоистического характера, что обусловливает возрастающую неудовлетворенность общества качеством оказываемой помощи в системе здравоохранения [2, 3].
Мы полагаем, что ценностно-мотивационная сфера будущих медицинских работников оказывает влияние на качество выполняемой ими профессиональной деятельности,
поэтому цель настоящего исследования -изучить ценностно-мотивационную сферу студентов медицинского колледжа в процессе личностно-профессионального развития.
В научной литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению ценностей и мотивации людей в различных видах деятельности. Однако работ, исследующих комплексно ценностномотивационную сферу в процессе профессиональной подготовки, а также в динамике развития, недостаточно.
Категория ценности - одна из самых сложных в философии, социологии, психологии. Ценности являются одновременно и мотивационными, и когнитивными образованиями. Такое «двойственное» положение ценностей объясняют их смысловой природой [4]. Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационные сферы, интегрируют их в единое смысловое пространство, придавая личности определенную целостность. Каждая личность имеет свое уникальное содержание интерпретаций, свой смысл нравственных ценностей общества. На основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации личности. Они имеют как рассудочные, так и эмоциональные аспекты, представляют собой единство эмоционального и рационального [4].
«Ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения опреде-
ленных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними... Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта жизни”» [5].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности [6].
Социальные ценности могут становиться личными. Личностные ценности, как считает Д.А. Леонтьев, по функциональному месту и роли в структуре мотивации относятся к классу устойчивых мотивационных образований. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. По словам Д.А. Леонтьева: «Ценностные ориентации - это сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него» [7]. При этом Д. А. Леонтьев отделяет так определяемые ценностные ориентации от реального «ценностного поведения» индивида, которое хотя и мотивируется, регулируется ценностями, но такая ценностная регуляция не отражается в сознании индивида. Так что реальное «ценностное поведение» может быть у индивида одним, а декларируемые им ценностные ориентации -иными.
Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сферой отмечается многими исследователями данной проблемы [8-10]. Так, по словам Б.Ф. Поршнева [8], основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для
этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, «ибо ценность -единственная мера сопоставления мотивов» [9, с. 122]. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. А это значит, по мнению Ф.Е. Василюка, что ценность должна быть подведена под категорию мотива.
В работе [10] прослеживается эволюция ценностей в ходе развития личности, которая заключается в их изменении не только по содержанию, но и по своей мотивирующей функции, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. На первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или, напротив, утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем ценности обретают форму «знаемых» мотивов, потом мотивов смыслообразующих и реально действующих. При этом ценность на каждом новом этапе своего развития обогащается новым мотивационным качеством, не утрачивая предыдущих.
Теперь обратимся к понятию профессиональной мотивации. Под мотивацией понимают структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Причем различают мотивацию внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага и т. д.). В данном случае можно называть такую мотивацию стимулированием. Без мотивации у человека не проявляется волевая активность. Д.М. Узнадзе в своей теории о потребностях как источнике активности доказал, что мотивация является обязательным условием возникновения волевого поведения. Такая активность направлена на удовлетворение потребностей. Когда удовлетворена потребность, тогда исчезает зависимость от нее [11]. Если считать потребностью недостаток субъекта в чем-то конкретном, то мотив - обоснованное решение удовлетворить или не удовлетворить потребность в данной объективной и субъективной среде. Мотивом становится только осознанная потребность и только в том случае, если удовлетворение этой конкретной потребности
многократно проходит через этап мотивации и переходит в действие. Различные потребности могут существовать и могут находиться в противоречии друг к другу. Одна профессия может интересовать человека с познавательной точки зрения, другая - с материальной, третья - с позиции престижа, статуса и т. д.
Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [12]. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, т. к. только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. При этом под мотивами профессиональной деятельности А.Ф. Бондаренко [13] понимает осознание предметов актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и т. д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности. Что касается динамики мотивов в процессе профессионального становлении, то ряд авторов связывают динамику развития мотивов профессиональной деятельности с ростом степени опытности специалиста, его квалификацией; другие же, чью точку зрения мы разделяем, подчеркивают ведущую роль личностных особенностей субъекта труда, что проявляется в изменении степени осознанности побуждений, их субъектной значимости, отношении к труду (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, Дж. Сьюпер).
Таким образом, ценностно-мотивационная сфера является центральным ядром личности, определяющим побудительную сторону ее поведения, в т. ч. и в профессиональной деятельности.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты второго и четвертого курсов специальности «Сестринское дело» Тамбовского областного базового медицинского колледжа.
Использовались следующие методики: мотивация профессиональной деятельности
(методика К. Замфир в модификации А. Реа-на, в основу которой положена концепция о внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и отрицательной мотивации (ВОМ)), методика определения мотивации учения (В.Г. Каташев), пятифакторный личностный опросник Мак Крае-Коста «Большая пятерка», морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 13.5 for Windows. Результаты исследования были подвергнуты процедуре описательной статистики, корреляционному анализу (в качестве меры корреляции применялся коэффициент линейной корреляции r Пирсона).
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов показало следующее. Среди терминальных ценностей самыми значимыми как для второго, так и для четвертого курса являются: здоровье, уверенность в себе, любовь (табл. 1). Имеются достоверные различия в средних значениях при ранжировании студентами ценности «здоровье». Так, средние значения ранга этой ценности на втором курсе 2,45±2,46, а на четвертом курсе 1,11±0,47. Возможно, это связано с тем, что четверокурсники, побывав на практике в лечебных учреждениях, получив теоретические знания о протекании, последствиях и причинах болезней, более серьезно и осмысленно подходят к собственному здоровью, начинают ценить его с профессиональной точки зрения. Второе место занимает ценность «уверенность в себе» (7,20±4,46 и 6,61±3,58). Она одинаково значима как для студентов второго, так и для студентов четвертого курсов. То есть студентам важна уверенность в собственных силах, которая может повлиять на успешность обучения и на общение с сокурсниками. На третьем месте у студентов второго и четвертого курсов находится ценность «любовь» (7,30±4,86 и 7,17±5,10 соответственно). Это связано с тем, что в юноше -ском возрасте, к которому относятся студенты, появляется потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной и телесной близости.
Самыми малозначимыми терминальными ценностями, как для второго, так и для
четвертого курсов, являются: красота природы и искусства (14,65±3,26 и 14,56±3,01) и ценность удовольствия (13,55±3,91 и 13,61±3,22).
Среди инструментальных ценностей, как для второго, так и для четвертого курсов, особенно значимыми являются: воспитанность (5,75±4,25 и 4,67±4,91), образованность (6,15±5,29 и 6,22±4,74), честность (6,25±4,30 и 6,94±5,05). Второкурсники отмечают также ответственность - 5,75±2,29, а выпускники - аккуратность (6,67±4,22). Самыми незначимыми инструментальными ценностями для студентов исследуемых кур-
сов являются: высокие запросы (15,50±4,21 и 15,11±4,56) и непримиримость (15,55±3,26 и 15,50±2,95).
Можно отметить значимые различия в ранжировании некоторых терминальных и инструментальных ценностей студентами второго и четвертого курсов. Так, для второкурсников по сравнению с четвертым курсом более значимы: познание (р<0,01), продуктивная жизнь (р<0,05), творчество (р<0,01) (табл. 1). Тогда как для студентов четвертого курса наибольшую значимость приобретают такие ценности, как: материально обеспече-
Таблица 1
Средние значения показателей терминальных и инструментальных ценностей студентов 2 и 4 курса специальности «Сестринское дело»
Терминальные
ценности
х и инструментальных ценностей Сестринское дело
2 курс 4 курс
активная деятельная жизнь 9,95±4,50 10,06±2,83
жизненная мудрость 7,00±5,34 7,44±3,98
здоровье 2,45±2,46 1,11±0,47*
интересная работа 8,70±3,32 8,56±3,98
красота природы и искусства 14,65±3,26 14,56±3,01
любовь 8,30±4,86 6,17±5,10
материально обеспеченная жизнь 12,10±4,82 6,06±3,15**
хорошие и верные друзья 8,70±5,51 7,39±4,30
общественное признание 9,60±4,33 7,72±3,77
познание 8,40±4,29 11,72±3,86*
продуктивная жизнь 8,15±4,98 12,50±2,91**
развитие 9,40±4,60 11,50±3,91
свобода 10,55±4,24 11,33±4,89
счастливая семейная жизнь 7,30±5,19 4,56±2,12*
счастье других 12,70±4,48 14,17±3,80
творчество 11,60±5,04 16,00±2,82**
уверенность в себе 7,20±4,46 6,61±3,58
удовольствия 13,55±3,91 13,61±3,22
аккуратность 8,70±4,92 6,67±4,22
воспитанность 5,75±4,25 4,67±4,91
высокие запросы 15,50±4,21 15,11±4,56
жизнерадостность 8,75±5,52 9,06±5,08
исполнительность 7,50±5,13 9,22±5,11
независимость 10,65±4,33 9,33±5,87
непримиримость 15,55±3,26 15,50±2,95
образованность 6,15±5,29 6,22±4,74
ответственность 5,75±2,29 7,67±3,75
рационализм 11,70±4,52 11,78±4,00
самоконтроль 10,30±4,52 10,94±4,63
смелость отстаивания своего мнения 8,85±4,22 8,76±4,26
чуткость 9,95±4,83 10,06±5,28
терпимость 8,85±4,30 9,00±4,21
широта взглядов 11,75±5,01 11,94±3,43
твердая воля 8,35±4,90 9,39±4,65
честность 6,25±4,30 6,94±5,05
эффективность в делах 10,70±3,32 8,72±4,02
Инструментальные
ценности
Обозначения: * достоверные различия между студентами 2 и 4 курсов р<0,05; студентами 2 и 4 курсов р<0,01.
достоверные различия между
ная жизнь (р<0,01), счастливая семейная жизнь (р<0,01) (табл. 1). Полагаем, что студенты четвертого курса активно готовятся к созданию собственной семьи, к самостоятельной жизни, в которой важна материальная сторона.
Среди ценностей в различных сферах жизни особую значимость имеют: духовное удовлетворение в профессии (8,35±1,26 и 8,11±1,02), в образовании (8,65±1,38 и
7,44±1,58), социальные контакты в профессии (8,05±1,27 и 7,83±1,33), в образовании (8,05±1,84 и 7,83±1,75), достижения в общении (8,00±1,68 и 7,17±1,58), материальное положение в образовании (7,50±1,90 и
8,00±1,68), в профессии (6,70±2,05 и
8,39±1,57), сохранение индивидуальности в профессии (8,40±1,18 и 7,56±1,42). Однако имеются достоверные различия в ценностях в различных сферах жизни у студентов второго и четвертого курса. Так, для второкурсников более значимы: духовное удовлетворение в образовании, в общении, в увлечениях (р<0,05), креативность в увлечениях, социальные контакты в увлечениях (р<0,01). Для выпускников особую значимость приобретает ценность материального положения в профессии (р<0,01). По-видимости, для студентов второго и четвертого курсов особенно значимыми являются сферы образования и профессии.
На втором курсе отмечается значимость сферы увлечений, т. к. с началом студенческой жизни, которая сильно отличается от школьной, у студентов появляются новые интересы. Студенты же четвертого курса активно готовятся к самостоятельной жизни, поэтому для них важна материальная сторона избранной профессии.
Наши данные согласуются с более ранними исследованиями ценностных ориентаций студентов медицинских колледжей. Работы Т.К. Бугаевой, Д.А. Стебаковой, посвященные изучению процесса формирования профессионально-важных качеств сту-дентов-медиков, показали, что система медицинского образования оказывает неоднозначное воздействие на формирование у них необходимых профессионально-важных качеств личности. За время обучения студентов одни профессионально-важные качества, ценности и мотивы деятельности личности медика успешно развиваются и приближаются к
уровню их развития у специалиста, другие -не находят должного развития, а третьи - утрачивают свой первоначальный уровень сформированности [3, 14].
Как отмечает И.В. Туркова, к особенностям ценностно-мотивационной сферы у сту-дентов-медиков относится преобладание ценностей социализации (семья, карьера, общественное признание) над ценностями индивидуализации (свобода, активность, творчество), а также предпочтение ценностей профессиональной деятельности этическим ценностям [15].
Е.В. Медяновой показано, что доминирующими терминальными ценностями сту-дентов-медиков в Одесском университете являются ценности безопасности близких, наличие истинных друзей и наличие смысла жизни; в зону отвержения попали ценности изменчивости жизни, значимости природы и уважения традиций; наиболее значимыми из инструментальных ценностей по итогам данной выборки явились ценность здоровья, чистоплотности и целеустремленности; малозначимыми инструментальными ценностями студенты-медики посчитали скромность и подчинение как правилам, так и обстоятельствам жизни [16].
Исследование мотивации учения студентов разных курсов выявило достоверные различия (р<0,05) в уровнях учебной мотивации студентов (табл. 2). Для студентов второго курса характерен четвертый уровень учебной мотивации (высокий), тогда как у студентов четвертого курса преобладает третий - нормальный уровень учебной мотивации
(43,40±5,21 и 39,61±5,04 соответственно).
Исследование мотивации профессиональной деятельности выявило достоверные различия в уровнях профессиональной мотивации студентов разных курсов (табл. 2). Средние значения внутренней мотивации профессиональной деятельности у первокурсников достоверно выше, чем у студентов 4 курса (4,70±0,47 и 3,72±0,75), а уровень внешней отрицательной мотивации - ниже (3,20±1,05 и 3,83±0,85). То есть первокурсники более ориентированы на получение профессиональных знаний и умений, они желают работать в сфере избранной профессии. В процессе беседы со студентами четвертого курса также выяснилось, что они не удовлетворены своей профессией и не стремятся
Таблица 2
Средние значения показателей мотивации профессиональной и учебной деятельности студентов 2 и 4 курса специальности «Сестринское дело»
Мотивация Сестринское дело
2 курс 4 курс
Мотивация Внутренняя мотивация 4,70±0,47 3,72±0,75**
профессиональной Внешняя положительная мотивация 3,70±0,80 3,94 ±0,63
деятельности Внешняя отрицательная мотивация 3,20±1,05 3,83±0,85*
Мотивация учебной 1 уровень учебной мотивации 32,85±7,38 32,22±4,29
деятельности 2 уровень учебной мотивации 39,00±4,63 38,28±3,08
3 уровень учебной мотивации 43,10±4,25 39,78±4,09*
4 уровень учебной мотивации 43,40±5,27 39,61±5,04*
Обозначения: * достоверные различия между студентами 2 и 4 курсов р<0,05; ** достоверные различия между студентами 2 и 4 курсов р<0,01.
работать по специальности. По-видимости, это связано с низкой оплатой труда медицинских сестер. В данном случае, как было показано при исследовании ценностей, для четверокурсников большую роль в жизни играет материальный достаток. Но в настоящее время в государственной больнице или поликлинике заработная плата среднего медицинского персонала находится на низком уровне.
Для выявления влияния ценностных ориентаций, личностных особенностей и уровня учебной мотивации на уровень мотивации профессиональной деятельности был проведен корреляционный анализ, который показал, что на уровень внутренней мотивации оказывают значимое влияние фактор экспрессивности (любопытство, любознательность, артистичность, сенситивность, пластичность) (г=0,438), фактор привязанности (теплота, сотрудничество, доверчивость, понимание, уважение других) (г=0,427), фактор самоконтроля (г=0,439) и ценности - эффективность в делах (г=0,464), развитие себя в профессии (г=0,435), в образовании (г=0,444). в семье (г=0,492), в общении (г=0,420), креативность в увлечениях (г=0,456), сохранение индивидуальности в профессии (г=0,523), в общении (г=0,433) (р<0,01), креативность в профессии (г=0,386), в образовании (г=0,347), достижения в профессии (г=0,403), достижения в образовании (г=0,401), а также нормальный уровень учебной мотивации (г=0,471) (р<0,05). Действительно, внутренняя мотивация личности предполагает удовлетворение от самого процесса работы, возможность творческой реализации в профессии, возможность заниматься любимым де-
лом, реализовываться и самосовершенствоваться, достигая вершин роста.
Внешняя положительная мотивация зависит (р<0,01) от таких ценностей, как: развитие себя в увлечениях (г=0,419), социальные контакты в физическом развитии (г=0,447), собственный престиж в физическом развитии (г=0,470), материальное положение в профессии (г=0,504), в семье (г=0,442), в общении (г=0,415), в увлечениях (г=0,414). Достоверная значимая связь (р<0,05) обнаружена также между внешней положительной мотивацией и экстраверсией (г=0,391), жизненной мудростью (г=0,3 81), красотой природы и искусства (г=0,384), развитием себя в физическом плане (г=0,398), достижениями в физическом развитии (г=0,375), материальным положением в физическом развитии (г=0,398). Это говорит о том, что внешняя положительная мотивация действительно связана с собственными достижениями и престижем в профессиональной деятельности. По-видимости, материальные блага, полученные от профессиональной деятельности, студенты будут стремиться направить в сферу собственного физического развития и увлечений.
Внешняя отрицательная мотивация положительно коррелирует со следующими ценностями: социальные контакты в семье (г=0,359), достижения в увлечениях (г=0,356) (р<0,05). То есть для студентов с внешней отрицательной мотивацией особенно ценными являются сферы, не связанные с профессиональной деятельностью.
Заключение. Таким образом, выявлены изменения ценностно-мотивационной сферы
студентов специальности «Сестринское дело» в процессе личностно-профессионального развития. Исследование ценностных ориентаций показало, что для студентов второго и четвертого курсов исследуемой специальности наиболее значимы терминальные ценности - здоровье, уверенность в себе, любовь и инструментальные ценности - воспитанность, ответственность, образованность, честность, аккуратность. Малозначимыми являются такие ценности, как: красота природы и искусства, удовольствия, высокие запросы, непримиримость. Для второкурсников по сравнению с четвертым курсом более значимы: познание, продуктивная жизнь,
творчество, а для четверокурсников - материально обеспеченная и счастливая семейная жизнь. Для второкурсников в первую очередь на данном этапе важна учебная деятельность - получение знаний, необходимых для успешного освоения выбранной профессии. Среди ценностей в различных сферах жизни особую значимость имеют: духовное удовлетворение в профессии, в образовании, социальные контакты в профессии, в образовании, достижения в общении, материальное положение в образовании, в профессии, сохранение индивидуальности в профессии. На втором курсе отмечается значимость сферы увлечений, тогда как для студентов четвертого курса важна материальная сторона избранной профессии. Ценностная сфера студентов второго и четвертого курсов соответствует требованиям, предъявляемым к специальности «Сестринское дело», согласно Этическому Кодексу медицинской сестры России [17].
Исследование мотивационной сферы студентов показало, что второкурсники имеют высокий уровень учебной мотивации по сравнению с четвертым курсом, у которых выражен нормальный уровень мотивации учения. Что касается мотивации профессиональной деятельности, то отмечается снижение ее уровня - если на втором курсе у студентов присутствуют внутренние мотивы профессиональной деятельности, большинство студентов желают работать по специальности, с удовольствием получают профессиональные знания и умения, то на четвертом курсе внутренняя мотивация профессиональной деятельности значительно снижается, преобладает внешняя отрицательная
мотивация. То есть мотивы помощи людям, удовольствия от процесса работы перестают быть значимыми, а актуальными становятся мотивы избегания наказаний со стороны руководства, избегания критики со стороны окружающих и т. д.
Также были выявлены ценности и личностные особенности, влияющие на уровень профессиональной мотивации студентов. Внутренняя профессиональная мотивация предполагает приоритет ценностей удовлетворения от самого процесса работы, возможность творческой реализации в профессии, возможность заниматься любимым делом, реализовываться и самосовершенствоваться. Внешняя положительная мотивация связана с собственными достижениями и престижем в профессиональной деятельности. Для студентов специальности «Сестринское дело» с явно выраженной внешней отрицательной мотивацией особенно ценными являются сферы, не связанные с профессиональной деятельностью.
Получается, к концу обучения у студентов специальности «Сестринское дело» не сформирована необходимая для медицинского работника система профессиональной мотивации. Возможно, это связано с тем, что студенты сталкиваются со спецификой медицинской профессии на практике - деятельность медицинских работников характеризуется высокой степенью стрессогенности, ответственности за жизнь других и в то же время низкой оплатой труда, а на четвертом курсе некоторые студенты работают по специальности. Студенты же второго курса склонны идеализировать будущую профессиональную деятельность, не осознавая еще всей тяжести предстоящей работы. Действительно, ценностно-мотивационная сфера
личности, осуществляющая побудительную сторону ее поведения, в т. ч. и в профессиональной деятельности, влияет на качество выполняемой деятельности. И если у человека (в нашем случае медицинского работника) отсутствует профессиональная мотивация, но он работает по профессии, т. к. другого образования у него нет, то вероятность, что он будет относиться к своим обязанностям халатно, увеличивается, потому что потребность - содержать семью на должном уровне - не удовлетворяется.
Исходя из того, что становление мотивации - процесс, обусловленный как внешними условиями учебного процесса, так и внутренними индивидуальными особенностями студентов, на наш взгляд, целесообразно использование в практике преподавания в медицинском колледже современных образовательных технологий, совершенствование методов и средств обучения и проведение со студентами психологического тренинга формирования мотивации профессиональной деятельности.
Кроме того, как показала беседа со студентами, один из главных составляющих аспектов отсутствия либо снижения уровня профессиональной мотивации у будущих медицинских сестер - это низкий уровень оплаты труда медицинских работников, который не может обеспечить достойную жизнь им и их семьям. Поэтому мы считаем, что необходимы продуктивные меры со стороны Министерства здравоохранения и социального развития - подъем социального престижа медицинской профессии, повышение заработной платы медицинским сестрам. То есть необходимо кардинальное решение данной социальной проблемы.
1. Татарко А.Н., Лебедева Н.М., Козлова М.А. Роль модернизации образа жизни в трансформации ценностно-мотивационной сферы и этнической идентичности // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 156-164.
2. Канищева О.В. Ценности и оценки в социологии медицины: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2004.
3. Стебакова Д.А. Актуальные проблемы среднего медицинского образования // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы Международной научной конференции, 15-16 марта 2007 г., Москва, МПГУ: в 2 ч. М., 2007. Ч. 1. С. 174178.
4. Скоробогатова А., Козлов В.В. Дисфункцио-нальность ценностно-потребностной сферы
наркозависимых // Седьмая волна психологии. Ярославль; Минск, 2008. Вып. 3. С. 112-119.
5. Всемирная энциклопедия: Философия. Мн., 2001. С. 1199.
6. Египко Ю.В. Динамика системы ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в вузе // Вестник КАСУ. 2005. № 1. С. 154-156.
7. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 21.
8. Поршнев Б.Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности. М., 1969.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
10. Кравченко Л.С. Жизненный выбор личности (психологический анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987.
11. Цимбалюк 1М., Яницька О.Ю. Загальна психолопя. К., 2004.
12. Вербицкий А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 16-19.
13. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-76.
14. Бугаева Т.К. Моделирование личного портре-
та медицинской сестры для ее специализации и повышения качества профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. мед.
наук. М., 1999.
15. Туркова И.В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.
16. Медянова Е.В. К вопросу о структуре ценностной сферы личности студентов-медиков // Психологические исследования: электронный журнал. 2009. № 1. URL: http:// psystudy.ru. Загл. с экрана.
17. Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.). СПб., 1997.
Поступила в редакцию 20.02.2011 г.
UDC 159.9
VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS IN PROCESS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Elena Stanislavovna Dyachkova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: [email protected] Antonina Olegovna Aladinskaya, Psychologist, Tambov, Russia, e-mail: [email protected]
The article is devoted to research of value orientations and professional motivation of students of medical college in the process of personal and professional development.
Key words: value orientations; professional motivation; students; medicine; personal and professional development.