ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Н.А. Канаева
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев
РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО И ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА
Рассматриваются два основных компонента профессиональной идентичности: мотивационный и ценностный. Анализируются результаты эмпирических исследований, основная цель которых - изучение влияния этих компонентов на становление профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума.
Профессиональная идентичность, идентичность, мотивационная сфера, ценностные ориентации, профессиональное становление личности.
The two main components of professional identity are considered in the paper: motivational and value. The results of empirical research, the main purpose of which is to study the influence of these components on the formation of professional identity of railway technical school students are analysed in the article.
Professional identity, identity, motivation, values, professional formation of a person.
На сегодняшний день востребованность специалистов железнодорожных специальностей достаточно велика. Важную роль в их подготовке играют средние специальные учебные заведения. Техникум, также как и другие образовательные учреждения среднего профессионального образования, располагает особыми возможностями для становления личностной и профессиональной идентичности студентов.
Отечественные исследователи представляют в своих работах различные конструкты операционали-зации понятия «профессиональная идентичность»: тождественность с профессиональной группой (Ю.А. Кумырина, Л.Б. Шнейдер); часть профессионального «Я» («Я-концепции») (Э.Ф. Зеер, И.Ю. Хамитова); основа для прогнозирования профессионального будущего (Н.Л. Иванова, Ю.А. Кумырина); принятие ценностей профессиональной деятельности (Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, Ю.П. Пова-ренков, Л.Б. Шнейдер) [2, с. 10]. В связи с этим профессиональная идентичность рассматривается как комплекс представлений о себе как профессионале, обеспечивающий последовательное и оптимальное прохождение всех стадий профессионального становления [3, с. 9]. Таким образом, проявляется актуальность профессиональной идентичности в научном и практическом плане современного психологического исследования. В этом интегративном понятии выражается взаимосвязь когнитивных, мотивацион-ных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий [1, с. 98].
Областью нашего исследования стало изучение влияния мотивационного и ценностного компонен-
тов на становление профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума. На наш взгляд, студенческие годы, совпадающие с периодом юношеского возраста, имеют для формирования личности и становления профессионала особе значение. На этом возрастном этапе формируются жизненные планы, складывается собственное мировоззрение. Именно правильно сформированная ценно-стно-мотивационная сфера задает устойчивую мотивацию к дальнейшему развитию, к выполнению своих профессиональных функций, обеспечивает становление профессиональной идентичности.
Обратимся к анализу результатов по мотиваци-онному компоненту, полученные по методике В. Ядова «Факторы привлекательности профессии» (в модификации Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). Результаты исследования показали, что количество выборов факторов привлекательности профессии больше количества выборов факторов непривлекательности. Отсюда можно наблюдать явную динамику выборов факторов привлекательности профессии. С 1 по 3 курс происходит плавное возрастание средних значений факторов привлекательности профессии. Следует также отметить, что у первокурсников присутствует меньше факторов привлекательности профессии (X = 28,00), чем у остальных курсов. Но именно у 3 курсов присутствует больше факторов привлекательности (X = 43,91) и непривлекательности профессии (X = 28,55). Данная динамика объясняется тем, что, имея определенные представления о профессии на 1 курсе и обучаясь в техникуме, они приобретают больше знаний о своей будущей профессии, о своем месте в социальной структуре обще-
стве. Следует отметить и скачок в динамике факторов непривлекательности профессии на 3 курсе. Это можно объяснить тем, что при столкновении с реалиями многие меняют свои представления о будущей профессии, что отражается при трудоустройстве после окончания учебы.
Рассматривая данные, полученные по методике К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (в модификации А. Реана), которая показывает содержание такого критерия профессиональной идентичности, как отношение человека к условиям, содержанию профессиональной деятельности, можно отметить следующее. Внешняя положительная мотивация имеет высокие средние значения на 1 курсе (Х = 4,04), на 2 курсе она значительно снижается (Х = 3,84), а на 3 курсе снова поднимается (Х = 4,00). Внешняя отрицательная мотивация имеет уже невысокие средние значения на 1 курсе (Х = 3,63), затем значительно снижается на 2 курсе (Х = 3,48) и поднимается на 3 курсе (Х = 3,69), превышая средние значения 1 курса. Снижение результатов внешней отрицательной и положительной мотивации на 2 курсе можно объяснить несфор-мированным представлением учащихся о своей будущей профессии. Результаты нашего исследования показывают резкий спад внутренней мотивации на 2 курсе, что можно расценивать как проявление кризиса. Наступление кризиса может быть обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями. Практика на 3 курсе способствует лучшему пониманию основ своей профессии, что сказывается на средних показателях. Но именно переживание кризиса на 2 курсе у многих студентов вызывает перестройку психологической структуры личности и способствует изменению социально-психологической направленности. Поэтому многие к 3 курсу утвердились в своем выборе профессии. Рассматривая мотивационный комплекс, мы наблюдаем, что оптимальное соотношение мотивов, то есть ВМ > ВПМ > ВОМ (где ВМ - внутренняя мотивация, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ -внешняя отрицательная мотивация) наблюдается только на 3 курсе. Это свидетельствует о том, что именно в этот период отмечается удовлетворенность студентов выбранной профессией.
Рассмотрим основные мотивы учебной деятельности, которые можно выделить при обучении в техникуме по методике А.А. Реана, В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности». В данной методике представлены следующие мотивы учебной деятельности:
1 - Стать высококвалифицированным специалистом.
2 - Получить диплом.
3 - Успешно продолжить обучение на последующих курсах (в вузе).
4 - Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
5 - Постоянно получать стипендию.
6 - Приобрести глубокие и прочные знания.
7 - Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
8 - Не запускать изучение предметов учебного цикла.
9 - Не отставать от сокурсников.
10 - Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
11 - Выполнять педагогические требования.
12 - Достичь уважения преподавателей.
13 - Быть примером для сокурсников.
14 - Добиться одобрения родителей и окружающих.
15 - Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
16 - Получить интеллектуальное удовлетворение.
Рассматривая средние показатели мотивов учебной деятельности, можем отметить, что большие значения имеет 2 мотив - получить диплом, далее 1 мотив - стать высококвалифицированным специалистом и 10 мотив - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Эти мотивы относятся к группе профессиональных и свидетельствуют о том, что большинство студентов стремятся самоутвердиться, получить профессию как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности. Не менее важными являются мотивы: успешно продолжить обучение на последующих курсах и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Эти мотивы интеллектуально-познавательного плана особенно важны. Они осознаваемы, характеризуют стремление личности к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Следуя таким мотивам, студенты настойчиво и увлеченно работают с учебным материалом, активны при прохождении производственной практики. Наиболее низкие показатели у 16 мотива - получить интеллектуальное удовлетворение, 11 - выполнить педагогические требования и 12 - достичь уважения преподавателей.
Итак, проанализируем полученные результаты по мотивационному компоненту профессиональной идентичности. Анализ полученных результатов исследования позволяет увидеть следующую динамику. Особенно выражено проявление мотивационного компонента на 1 курсе, что показывают показатели типов мотивации, факторов привлекательности профессии. У первокурсников имеют высокие показатели факторы привлекательности профессии, внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности и внешняя положительная мотивация. В этот период имеют высокие показатели также мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «получить диплом», «приобрести глубокие и прочные знания». На 2 курсе происходит спад, снижение показателей мотива-ционного компонента. Это связано с несовпадением субъективных представлений о своей будущей про-
фессиональной деятельности с реальностью, и, как было замечено, приводит к резкому ухудшению отношения к будущей специальности. Как показывают результаты исследования, это, в свою очередь, приводит к снижению интеллектуально-познавательных мотивов по отношению к данной деятельности. На 3 курсе отмечается повышение показателей факторов привлекательности профессии, типов мотивации. Следует также отметить, что важным мотивом становится мотив «получить диплом», а мотив «стать высококвалифицированным специалистом» становится менее актуальным. Таким образом, на 2 и 3 курсе отмечаются кризисы профессионального становления личности. В связи с этим является значимой организация работы по формированию у студентов активного интереса к избранной профессии, начиная с 1 курса, и поддержка и развитие внутренней мотивации в период всего обучения в техникуме. Ведь именно интерес является одним из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Очень важно, чтобы у студента сформировалось правильное понимание сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности.
Немаловажную роль играет и ценностный компонент, рассмотрим полученные результаты по данному компоненту профессиональной идентичности. Как было установлено, ценности носят социальный характер и прививаются обществом. Поэтому в формировании ценностных ориентаций важное значение играют те из них, которые присущи социальному окружению подростка. Рассмотрим данные, полученные по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Среди терминальных ценностей высокие показатели имеют такие ценности, как: «здоровье» на всех курсах обучения, на 1 курсе преобладают ценности: - «здоровье» (Х =14,09), «счастливая семейная жизнь» (Х =13,71), «наличие хороших и верных друзей» (Х =13,56), «уверенность в себе» (Х =12,94). Средние показатели: «любовь» (Х = = 12,57), «активная деятельность жизни» (Х = 11,2), «познание» (Х =10,44), «творчество» (Х = 9,35), «материально обеспеченная жизнь» (Х = 9,25). Низкие показатели: «свобода» (Х = 6,2), «продуктивная жизнь» (Х = 5,99), «развлечения» (Х = 4,23).
На 2 курсе высокие результаты имею следующие ценности: «здоровье» (Х = 11,21), «развитие» (Х = = 10,7), «активная деятельность жизни» (Х = 10,38), «интересная работа» (Х = 10,32), «уверенность в себе» (Х = 10,27), «наличие хороших и верных друзей» (Х = 10,21), «любовь» (Х = 10,0). Средние показатели: «красота природы и искусства», «жизненная мудрость», «свобода», «счастье других и общественное признание». Низкие показатели у ценностей: «творчество» (Х = 8,47) и «развлечения» (Х = = 8,1).
На 3 курсе высокие показатели у ценностей: «здоровье» (Х = 13,42), «любовь» (Х = 12,56), «уверенность в себе» (Х = 12,19), «активная дея-
тельность жизни» (Х = 12,16), «наличие хороших и верных друзей» (Х = 12,04), «материально обеспеченная жизнь» (Х =10,9), «интересная работа» (Х = = 10,64). Средние показатели: «счастливая семейная жизнь» (Х = 10,26), «жизненная мудрость» (Х = = 10,1), «свобода» (Х = 9,24). Низкие показатели: «развлечения» (Х = 6,55) и «счастье других» (Х = = 3,87).
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на то, что уже на 2 курсе высокие результаты имеют ценности профессиональной самореализации в личной жизни. А на 3 курсе ценности первых мест связаны с реализацией себя в жизни, и не только в профессии. Также, судя по результатам, такая ценность как «познание» имеет невысокие значения.
Рассмотрим иерархию инструментальных ценностей. На 1 курсе высокие показатели имеют ценности: «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность», «терпимость», «независимость». Средние показатели - «честность», «образованность», «исполнительность». Низкие показатели - «эффективность в делах», «непримиримость к недостаткам в себе и других».
На 2 курсе высокие показатели у ценностей: «аккуратность», «воспитанность», «исполнительность», «жизнерадостность», «независимость», «терпимость». Средние результаты - «образованность», «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других». Низкие показатели - «честность», «чуткость».
На 3 курсе высокие показатели у ценностей: «воспитанность», «аккуратность», «образованность», «жизнерадостность», «исполнительность», «независимость». Средние показатели наблюдаются у ценностей - «ответственность», «честность», «терпимость», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Низкие показатели: «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам в себе и других».
Анализ результатов показывает, что доминируют этические ценности на всех курсах обучения, высокие результаты имеют на 3 курсе ценности самоутверждения. Важно отметить, что высоко ценятся такие ценности, как: «образование», «исполнительность», «ответственность», что важно как в жизни, так и в будущей профессии.
Далее рассмотрим полученные результаты по методике И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей». Следует отметить, что почти все показатели имеют равные значения. Наиболее высокие показатели на 1 курсе у ценностей: «достижения», «высокое материальное положение», «духовные удовлетворения», «развитие себя». Далее располагаются: «активные социальные контакты», «сохранение собственной индивидуальности», «собственный престиж» и «креативность». На 2 курсе - «достижения», «развитие себя», «высокое материальное положение», «духовные удовлетворения». На 3 курсе первое место занимают «достижения», на втором месте -«высокое материальное положение», на третьем мес-
те - «развитие себя». Низкие результаты у креативности. Такие данные свидетельствуют о наличии ценностно-ориентационного единства студентов железнодорожного техникума.
Анализ показателей жизненных сфер показал, что на 1 курсе высокие значения имеет «сфера обучения и образования», что говорит о мотиве поступления в техникум - получить образование. Динамика жизненных сфер выглядит следующим образом. После «сферы обучения и образования» следует «сфера профессиональной жизни», что опять же указывает о профессиональной направленности первокурсников. Сфера профессиональной жизни имеет схожую динамику развития на 2 и 3 курсе. Третье место занимает «сфера семейной жизни», затем «сфера увлечений» и на последнем месте - «сфера общественной жизни». Рассматривая полученные результаты на 2 курсе, мы видим, что первое место у «сферы обучения и образования», хотя по значениям по сравнению с 1 курсом они значительно снижены. Далее -«сфера профессиональной жизни», «сфера семейной жизни», «сфера увлечений» и «сфера общественной жизни». На 3 курсе мы наблюдаем похожую динамику, на первом месте также «сфера обучения и образования», а на последнем - «сфера общественной жизни».
Отметим, что самые высокие средние показатели по сферам наблюдаются у первокурсников, далее происходит резкий спад на 2 курсе и некоторая стабилизация результатов на 3 курсе. Полученные результаты говорят о наличии кризиса на 2 курсе обучения, что связано со столкновением идеальных представлений первокурсников о своей будущей специальности и реальных на 2 курсе обучения. Можно выделить динамику «сферы увлечений», где ее высокие показатели отмечены на 1 курсе, затем на 2 курсе снижены, а на 3 курсе снова приобретают актуальность. «Сфера семейной жизни» более значима на 1 курсе, затем идет тенденция к снижению на 2 курсе и далее на 3 курсе. Менее актуальна в сравнении с другими сферами по курсам «сфера общественной жизни».
При рассмотрении данных, полученных по методике М. Рокича и Г. Олпорта «Не стандартизированное интервью», можно отметить следующие тенденции. Данная методика направлена на выявление принятия школьных, студенческих и профессиональных ценностей.
Проанализируем полученные результаты и рассмотрим динамику принятия школьных, студенческих и профессиональных ценностей. На первом курсе в большей степени представлены школьные ценности, затем располагаются студенческие и меньше всего профессиональные. На втором курсе снова на первом месте школьные ценности, затем профессиональные и меньше студенческие. Расхождения между профессиональными и студенческими ценностями незначительны. На третьем курсе по-прежнему первое место у школьных ценностей, затем незначительно уступают профессиональные, на третьем месте - студенческие. На первом курсе самые высокие значения совпадений собственных и школьных ценностей, на втором - собственных и студенческих.
Таким образом, мы видим, что учащиеся не ощущают себя в полной мере профессионалами и студентами, особенно на 1 курсе. Для многих близки школьные ценности, и лишь со 2 курса они начинают приобретать больше информации о своей будущей профессии, что способствует формированию реальных представлений о ней. Также на 2 курсе появляется больше специальных дисциплин, а прохождение производственной практики на 3 курсе помогает многим осознать свою принадлежность к данной профессии или, наоборот, разочароваться в своем выборе.
Рассматривая ценности по курсам, можно отметить наиболее актуальные из них для студентов. У первокурсников по частоте встречаемости можно отметить такие ценности, как: «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «воспитанность». На 2 курсе чаще встречаются: «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «физическая любовь». У третьекурсников лидирующее положение занимают: «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «воспитанность», «уверенность в себе», «развлечения», «образованность».
Результаты, полученные по данной методике, подтверждают результаты, полученные по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». А это помогает сформировать ценностно-ориентационный портрет студента железнодорожного техникума, где приоритетными являются такие ценности, как: «здоровье», «активная деятельная жизнь», «достижения», «уверенность в себе», «образованность», «исполнительность», «жизнерадостность», «интересная работа», «любовь».
Учитывая все полученные результаты, мы можем сделать вывод, что именно мотивационная сфера и система ценностей, которая формируется в период обучения в техникуме, играют важную роль в профессиональном становлении личности. В связи с этим является актуальным организация работы по формированию у студентов активного интереса к избранной профессии, начиная с 1 курса, и поддержка и развитие внутренней мотивации в период всего обучения в техникуме. Ведь именно интерес является одним из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Очень важно, чтобы у студента сформировалось правильное понимание сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности, а также правильная система ценностей.
Литература
1. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89 - 96.
2. Родыгина, У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов: автореф. дис. ... канд. псих. наук / У.С. Родыгина. - Курск, 2007.
3. Скибо, Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис. ... канд. псих. наук / Т.Ю. Скибо. - Воронеж, 2004.