УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-8-26-32
ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Л.Ю. Павлютина, М.Ю. Славнова, О.В. Мараховская, И.В. Полозкова
Рассмотрены подходы к понятию ценностей физической культуры на основе обобщения сведений современной научно-педагогической литературы. Выявлено, что ценности физической культуры студентов имеют недостаточно высокий уровень их сформированности. Раскрыты особенности формирования ценностей физической культуры студентов на основе теории современного содержания высшего образования в реализации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе.
Ключевые слова: студенты, вуз, физическая культура, ценности физической культуры.
VALUES OF PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS
Pavlyutina L.Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, guchina7lina@ mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Slavnova M.Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, slavnova m@ mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Marakhovskaya O.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Polozkova I.V., senior lecturer, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University
Approaches to the concept of values of physical culture based on the generalization of information from modern scientific and pedagogical literature are considered. It is revealed that the definition of the values of physical culture of students showed an insufficiently high level of their formation. The features of students' physical culture values formation on the basis of the theory of the modern content of higher education in the implementation of the educational process in the discipline "Physical culture and sport" in the university are revealed.
Key words: students, university, physical culture, values of physical culture.
Павлютина Лионелла Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Славнова Марина Юрьевна, канд. пед. наук, доц., slavnova [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Мараховская Оксана Валериевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Полозкова Ирина Владимировна, старший преподаватель, polozkova- [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет
Одними из основополагающих приоритетов общекультурных ценностей на современном этапе являются здоровье и физическая подготовленность молодого поколения.
В истории развития человечества многогранно отражается физическая культура и спорт как ценный вид общественной деятельности, который оказывает существенное влияние на целостное формирование личности, реализации ее в разнообразных сферах жизни и на продуктивность работоспособности.
Физическая культура представ -лена как часть общей культуры обще-
ства, основной функцией которой является укрепление, сохранение, повышение уровня здоровья общества.
Физическая культура рассматривается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации» как совокупности ценностей, норм, знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здоро -вого образа жизни, социальной адаптации по средством физического вос -питания, физической подготовки [1].
В вузе дисциплина «Физическая культура и спорт» отражает систему передачи студентам ее ценностей, с помощью которых формируются их мировоззрение, направленность, сознательность, социальная потребность [2].
Целью исследования является выявление отношения студентов вуза к ценностям физической культуры, теоретическое обоснование под -хода к их формированию на основе теории современного содержания высшего образования.
Задачи исследования:
- обобщить сведения о ценностях физической культуры;
- определить уровень сформированности ценностей физической культуры у студентов вуза;
- представить подход к формированию ценностей физической культуры студентов вуза.
Методика и организация исследования. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научной, педагогической литературы, тестирование, методы математической обработки результатов исследования.
На первом этапе исследования изучалось состояние проблемы в современной научно-педагогической литературе, определялись цель и задачи исследования. На втором этапе осуществлялось изучение уровня сформи-рованности ценностей физической культуры студентов вуза. На третьем этапе систематизировались результаты полученных данных, формулирова -лись выводы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. На современном этапе в теории и практике физической культуры существуют исследова -ния, посвященные ценностям физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева и др.) [3, 4].
Дефиниция «ценность» выступает как платформа, направленная на осмысление, построение целостного образа, регуляцию поведения лично -сти [5].
Ценности определяют нормы, стандарты, ожидания, осуществляющиеся во взаимодействии между личностями. В образовании ценность представлена как основательная формирующая платформа, изначально направленная на приобретение необходимого в воспитании результата. Та или иная педагогическая система направлена на передачу воспитуемым
различных ценностей и норм. Например, на протяжении долгого времени физическая культура осуществляет социальную цель и функцию - формирование всесторонней и гармонично развитой личности студента. Проис -ходящие изменения на современном этапе в проектировании дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе обусловлены внедрением Федераль -ного государственного стандарта высшего образования третьего поколе -ния, что предполагает соответствующую смену целевых ориентиров. Так, целью «Физической культуры и спорта» в вузе стало формирование компетенций в сфере физической культуры, направленных на эффективное использование средств, методов физической культуры в дальнейшей про -фессиональной деятельности студентов.
Ценности физической культуры представлены знаниями о средствах, методах формирования физических качеств, являющимися основной базой реализации здорового образа жизни, физической активности, спортивной подготовки современной личности. В данном случае двигательными ценностями являются двигательные умения и навыки студентов. В характеристику интенционных ценностей относят материально -техническое, финансовое обеспечение, общественное мнение.
Процесс реализации физической культуры студентов сопровождается приобщением их к ценностям, переходом ценностей общества в личностные.
По нашему мнению, наиболее приемлемый подход к категории ценности физической культуры был сделан М.Ю. Савельевым. Так, их сущность раскрывают представления о ценностях физической культуры личности, то есть о ее здоровье, теле, движениях, которые приобретаются опытом взаимодействия между субъектами, осмысленным восприятием фундаментальных символов физической культуры в виде личностных ори -ентиров в профессиональной деятельности [6].
В теории и практике физической культуры ценности имеют объективные и субъективные виды. При этом положительный опыт эмоционально-ценностных отношений студентов вуза к дисциплине «Физическая культура и спорт» складывается путем интеграции их отношений к объективным и субъективным результатам видов данных ценностей. В этом случае имеет место повседневное привлечение студентов вуза к ситуа-циям, событиям, объектам физической культуры.
Для реализации цели исследования применялись методики Н.П. Фетискина, М.А. Арвисто [7, 8]. Выборкой исследования являлись студенты 1-го и 2-го курсов Омского государственного технического университета, в количестве 90 человек. Целью методики Н.П. Фетискина явля -ется экспресс-диагностика социальных ценностей личности, представленных в восьми группах социальных, личностных, профессиональных видов ценностей, в том числе физических. Результаты проведенной экспресс -диагностики показали, что у студентов-первокурсников ценности физиче-
ской культуры заняли шестое место, а у студентов третьего курса они рас -положились на восьмом, данная ситуация является неприемлемой.
Методика М.А. Арвисто направлена на выявление ценностных ори -ентаций физкультурно-спортивной деятельности студентов. В данном случае они рассматриваются как приемы, с помощью которых избирательно выделяют объекты физической культуры по их предпочтению (познавательные, эмоциональные, волевые стороны).
Полученные данные ценностных ориентаций физкультурно-спортивной деятельности студентов выявили у них преимущественное лидиро -вание показателей общение и знание, на третьем месте находится физическое «Я».
Следовательно, полученные экспериментальные данные исследова -ния свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности ценностей физической культуры студентов. Возникает необходимость в оптимизации формирования данных ценностей в учебно-воспитательном процессе по физической культуре и спорту в вузе.
Особенное значение при формировании эмоционально -ценностных отношений личности имеет то, насколько значима для студента та или иная ценность (аксиологический компонент), какие представления имеет о ней (интеллектуальный компонент), насколько активно личность овладе -вает данной ценностью (деятельностный компонент).
В целом результатом сформированности ценностей физической культуры студентов являются возможность и способность применять их для дальнейшего саморазвития и самовоспитания.
Система ценностей проектирует содержание предмета физической культуры и спорта, где учебный процесс - это передача значимого знания, представляющего соответствующую ценность. В свою очередь, оно требует осмысления, сознательности студента, принятия его связи со своими действиями и его место в личной жизнедеятельности. Особенное значение имеет соответствие ценностей смыслу жизни личности, сформированность взаимосвязи знаний, мировоззрения, действий.
Подход М.Я. Виленского, О.Ю. Масаловой к дифференцированию ценностей физической культуры основывается на приоритетном значении образовательного процесса. Следовательно, ценности содержания курса «Физическая культура и спорт» регламентируются Федеральным государственным стандартом высшего образования третьего поколения.
Так, в соответствующих требованиях к студенту отражено, что он должен знать по данной дисциплине, а именно: ценностные ориентации в области физической культуры, здорового образа жизни. Кроме того, выделено, какими умениями должен владеть: культурными, духовными, материальными ценностями физической культуры [9].
Определены ценности педагогического процесса по физической культуре и спорту, спортивной, физкультурной, учебно-тренировочной
деятельности студентов, преподавателей, их взаимосвязи, самообразования студентов, в результате которых формируются новые ценности.
Проектирование содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе предусматривает специальные ценности образования данной области (система знаний, умения, навыки, опыт их применения, формирующие компетентность, отражающуюся в способности студентов под -держивать уровень подготовленности для обеспечения профессиональной деятельности). Так, существуют цели - ценности, отражающие основной смысл и роль целей использования физической культуры в профессионально-общественном труде личности (концепции «Я» - профессионал, личности студента-профессионала, как результат самосовершенствования).
Знания - ценности, составляющие значимость и сущность знаний по физической культуре. При этом основными ценностями содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» выступают специальные, теоретические, методологические, научно-практические знания. Они раскрывают сущность физической культуры и представлены в понятиях, терми -нах, теориях, законах и др.
Отношения - ценности характеризуют такое отношение к физической культуре, как к системе данных отношений к обществу, себе, производственному труду. Их направленность воплощает физическую культуру в жизнедеятельность современной личности студента.
Качества - ценности отражают значимость свойств и качеств будущего специалиста в профессиональном труде: личностных, профессиональных, коммуникативных и т. д.
Опыт и качества личности, полученные в результате данного процесса, а именно: ценностное отношение к здоровью, спорту, к себе как личности (направленность на самосовершенствование), развитие психиче -ских, физических качеств, направленных на соответствие нормам будущей профессиональной деятельности.
В целом система ценностей служит фундаментом и критериями степени принятия личностью студента ранее приобретенных и новых цен -ностей. Если общественный опыт студента достаточно большой, то эффек -тивнее будет обогащение и отбор новых ценностей, воплощения их в по -требности, мотивы деятельности, поведение.
На современном этапе оптимизирует процесс формирования ценно -стей физической культуры у студентов применение цифровых технологий в образовательном процессе вуза [10].
Выводы. Обобщение сведений современной научно-педагогической литературы позволило выявить наиболее приемлемый подход к понятию ценностей физической культуры по М.Ю. Савельеву. Определение ценностей физической культуры студентов показал недостаточно высокий уровень их сформированности. Формирование ценностей физической
культуры студентов представлено на основе теории современного содержания высшего образования.
Формирование ценностей студентов в вузе обусловлено получе-нием ими важных ценностей физической культуры и спорта в соответст -вии с качеством преподавания, их целевых ориентиров, способностей и т. д. Современный курс «Физическая культура и спорт» в вузе благоприятно влияет на формирование положительных ценностных отношений студентов к себе как личности, здоровью, видам деятельности в сфере физической культуры и спорта. Оптимальное, квалифицированное проектирование содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе положительно отразится на эффективности формирования ценностей физической культуры у современных студентов.
Список литературы
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/ (дата обращения: 22.05.22).
2. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Аксиологический подход к содержанию образования по физической культуре в высшей школе и его технологические особенности: монография. М.: Изд-во «Русайнс», 2017. 240 с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995. № 4. С. 2-7.
4. Виленский М.Я., Пиянзин А.Н. Феномен ценности здоровья в развитии личности студента // Культура физическая и здоровье. 2016. № 4 (59). С. 46-53.
5. Кравчук В.И. Ориентация студентов во внеучебной деятельности на социокультурные ценности физической культуры: монография. Челя -бинск: Изд-во ЧГАКИ, 2014. 210 с.
6. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту как мотивационно-ценностный компонент на занятиях студентов в вузе / И.Ю. Головинова [и др.] // Проблемы современного педагогического обра -зования. 2017. № 55-4. С. 156-163.
7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 345 с.
8. Арвисто М.А. Социально-педагогическая роль ценностных ори-ентаций как мотивационного ядра спортивной деятельности // Социально-педагогические аспекты физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. Челябинск: Изд-во ЧГИФК, 1994. С. 22-28.
9. К вопросу о формировании ценностей физической культуры у студентов вуза в рамках реализации элективной дисциплины «Прикладная
физическая культура и спорт» / Л.Ю. Павлютина [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 173-177.
10. Болотова М.И., Ермакова М.А., Коровин С.С. Продвижение ценностей физической культуры в цифровой образовательной среде вуза // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22. №1. С. 82-88.
References
1. Federal'nyj zakon «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2007 № 329-FZ [Federal law "On physical culture and sports in the Russian Federation" 04.12.2007 No. 329-FZ] [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/ document/cons doc LAW 73038/ (date of access: 05/22/22).
2. Vilenskij M.Ya., Masalova O.Yu. Aksiologicheskij podhod k soderzhaniyu obra-zovaniya po fizicheskoj kul'ture v vysshej shkole i ego tekhnologicheskie osobennosti [Axio-logical approach to the content of education in physical culture in higher education and its technological features]: monograph. M.: Publishing house "Rusigns", 2017. 240 p.
3. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' [Physical culture: youth and modernity] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1995. No. 4. P. 2-7.
4. Vilenskij M.Ya., Piyanzin A.N. Fenomen cennosti zdorov'ya v razvitii lichnosti studenta [Phenomenon of the value of health in the development of the student's personality] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Culture physical and health]. 2016. No. 4 (59). P. 46-53.
5. Kravchuk V.I. Orientaciya studentov vo vneuchebnoj deyatel'nosti na socio-kul'turnye cennosti fizicheskoj kul'tury [Orientation of students in extracurricular activities on the socio-cultural values of physical culture]: monograph. Chelyabinsk: Publishing House of ChGAKI, 2014. 210 p.
6. Elektivnye discipliny po fizicheskoj kul'ture i sportu kak motivacionno-cennostnyj komponent na zanyatiyah studentov v vuze [Elective disciplines in physical culture and sports as a motivational and value component in the classroom of students at the university] / I.Yu. Golovinova [et al.] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2017. No. 55-4. P. 156-163.
7. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diag-nostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]: textbook. allowance. M.: Publishing House of Institute of Psychotherapy, 2002. 345 p.
8. Arvisto M.A. Social'no-pedagogicheskaya rol' cennostnyh orientacij kak motiva-cionnogo yadra sportivnoj deyatel'nosti [Socio-pedagogical role of value orientations as a motivational core of sports activities] // Socio-pedagogical aspects of physical culture and sport: collection of articles. scientific works. Chelyabinsk: ChGIFK Publ., 1994. P. 22-28.
9. K voprosu o formirovanii cennostej fizicheskoj kul'tury u studentov vuza v ram-kah realizacii elektivnoj discipliny «Prikladnaya fizicheskaya kul'tura i sport» [On the issue of the formation of physical culture values among university students in the framework of the implementation of the elective discipline "Applied Physical Culture and Sport"] / L.Yu. Pavlyutina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 12 (166). P. 173-177.
10. Bolotova M.I., Ermakova M.A., Korovin S.S. Prodvizhenie cennostej fizicheskoj kul'tury v cifrovoj obrazovatel'noj srede vuza [Promotion of the values of physical culture in the digital educational environment of the university] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2022. Vol. 22. No. 1. P. 82-88.