УДК 796.011.3 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-12-46-51
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА» ВУЗА
М.Ю. Славнова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховская, В.В. Сумина
Выявлены особенности применения профессионально-прикладной физической
подготовки студентов специальности «Технология сварочного производства». Подоб-
раны физические средства, применяемые в подготовке будущих специалистов, и
прове-
рена их эффективность. Отмечено, что в процессе эксперимента
положительно
изменилось отношение студентов к занятиям физической культурой и повысился уро-
вень их физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая культура, профессионально-прикладная физиче-
ская
подготовка,
специальность, технология сварочного производства.
PROFESSIONAL AND APPLIED
PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
OF THE SPECIALTY "WELDING
PRODUCTION TECHNOLOGY"
OF THE UNIVERSITY
Slavnova M.Y., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, slavnova_m@
mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical
University,
Pavlyutina L.Y., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, guchina7lina@
mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical
University,
Marakhovskaya O.V., candidate of peda-
gogical sciences, associate professor, marak-
[email protected], Russia, Omsk, Omsk
State Technical University,
Sumina V.V., senior lecturer, vv.sumina@
omgau.org, Russia, Omsk, Omsk State
Agrarian University named after P.A. Stolypin
The features of the application of professio-
nally applied physical training of students of
the specialty "Welding production technol-
ogy" are revealed. The physical means used in
the training of future specialists have been se-
lected and their effectiveness has been tested.
It is noted that during the experiment, the at-
titude to physical culture classes has changed
positively and the level of physical fitness of
students has increased.
Key words: physical culture, professionally
applied physical training, specialty, welding
production technology.
Славнова Марина Юрьевна, канд. пед. наук,
доц., [email protected], Россия, Омск, Омский государ-
ственный технический университет,
Павлютина Лионелла Юрьевна, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Омск, Омский
государственный технический университет,
Мараховская Оксана Валериевна, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Омск,
Омский государственный технический университет,
Сумина Виктория Владимировна, старший
преподаватель, [email protected], Россия, Омск,
Омский государственный аграрный университет имени
П.А. Столыпина
Физической культуре и спорту по
праву принадлежит одно из ведущих
мест среди факторов, определяющих эф-
фективность современного профессио-
нального образования. При этом учебный
процесс по данной дисциплине в техни-
ческом вузе проектируется в соответст-
вии с требованиями Федерального госу-
дарственного образовательного стан-
дарта высшего образования с учетом бу-
дущей профессиональной деятельности
студентов.
В связи с этим одной из ключевых
задач физической культуры и спорта в
технических вузах, ведущих подготовку
будущих инженеров, специалистов про-
изводства, является формирование ведущих компетенций, направленных
на подготовку студентов к их дальнейшей профессиональной деятель-
ности.
В настоящее время накоплен опыт отечественных ученых (П.И. Об-
разцов, В.А. Сластенин, А.И. Уман, М.Я. Виленский, И.В. Осадченко,
С.А. Полиевский, Д.В. Виноград, В.П. Полянский, Р.Т. Раевский,
Г.А. Ямалетдинова и др.) по проблеме профессионально-прикладной фи-
зической подготовки (ППФП), его содержанию, социально-педагогиче-
ским аспектам профессиональной пригодности, ориентации отбора спе-
циалистов [1–4]. Исследование по условиям реализации ППФП в техниче-
ском вузе проведено Н.Н. Венгеровой, технология ППФП студентов спе-
циальности «Литейное производство черных и цветных металлов» разра-
ботана С.В. Волоховой [5, 6].
Однако, несмотря на множество имеющихся теоретических обосно-
ваний применения средств ППФП, практических рекомендаций по при-
кладной физической подготовке для специальности «Технология свароч-
ного производства» вуза разработано недостаточно.
Целью исследования является выявление особенностей ППФП сту-
дентов специальности «Технология сварочного производства», разработка
и проверка эффективности применения физических средств в подготовке
будущих специалистов по данной специальности.
Как правило, в группах общей физической подготовки средства
физической культуры, направленные на развитие профессионально-при-
кладных качеств, распределяются равномерно по годам обучения. Однако
в условиях технического вуза параллельное развитие всех физических
качеств нерационально, так как требует значительно большего времени на
занятиях физической культурой и спортом. Такой метод оправдан для
профессий, не требующих акцентированного развития профессионально
важных физических и психических качеств.
Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к раз-
витию функций и систем организма, являющихся ключевыми для избран-
ной специальности. Дифференциация физического воспитания в соответ-
ствии с характером будущей профессиональной деятельности позволит
более эффективно решать задачи по подготовке специалистов. Соответст-
венно правильность и обоснованность технологии ППФП будут опреде-
лять эффективность физического воспитания.
В настоящее время на рынке труда возрастает спрос на рабочие
профессии. В Омском государственном техническом университете
(ОмГТУ) студенты осваивают специальность «Технология сварочного
производства».
Сварщик – многогранная профессия, предъявляющая высокие тре-
бования к здоровью, развитию физических и психических качеств. Анализ
научной литературы позволил выявить особенности ППФП, для сварщика
профессионально-важными физическими качествами являются сила и
выносливость, так как этот труд в основном ручной [6, 7]. Необходима
хорошая гибкость и подвижность рук, развитый вестибулярный аппарат и
хорошая координация движений. Профессия сварщика требует повышен-
ной остроты зрения и цветовосприятия, аккуратности, эмоциональной
устойчивости, уравновешенности и концентрации внимания.
Действия сварщика должны быть точными и профессиональными,
на нем лежит невероятно высокая ответственность за качество работы,
поскольку даже одна ошибка может привести к непоправимым последст-
виям.
В начале учебного года у студентов 1–2-го курсов специальности
«Технология сварочного производства» ОмГТУ оценили уровень развития
их профессионально-прикладных физических качеств, которые были
выявлены путем анализа и обобщения современной научной литературы.
Выборка исследования составила 40 чел. В констатирующем эксперименте
применялись тесты на оценку: силы мышц рук (сгибателей плеча) и спины
(поднимание туловища из упора лежа на животе), глазомера (использова-
ние планки длиной 150 см для определения ее середины), точности движе-
ния (броски по баскетбольному кольцу с различных точек), равновесия
(стойка на одной ноге, другая согнута назад под прямым углом, руки на
поясе, глаза закрыты), «ручной ловкости» (бросок баскетбольного мяча в
мишень на расстоянии 4 м 20 см). Для обработки результатов исследова-
ния использовались математические методы статистики, рассчитывались
среднее арифметическое значение (M), среднее квадратическое отклонение
(σ), стандартная ошибка среднего значения (m).
Результаты констатирующего эксперимента соответствовали сред-
нему и низкому уровням ППФП студентов, что считается недостаточным и
требует его повышения (табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня ППФП студентов (констатирующий эксперимент), %
Высокий уровень
23,12
Средний уровень
45,28
Низкий уровень
31,6
В подготовке студентов по специальности «Технология сварочного
производства» наиболее профессионально значимыми физическими и пси-
хическими качествами являются сила, выносливость и быстрота реакции.
Следовательно, возникает необходимость внесения корректив в содержа-
ние учебных занятий по физической культуре и спорту данной специаль-
ности, способствующих эффективному решению задач по развитию и
совершенствованию у студентов быстроты реакции, точности движений,
«ручной ловкости», силы мышц спины и верхнего плечевого пояса.
Наиболее приемлемым вариантом в подготовке будущих специали-
стов сварочного производства является чередование в недельном цикле
занятий аэробно-анаэробной направленности с занятиями на развитие ста-
тической и динамической силы. Например, если при двух занятиях в
неделю на одном из них выполняется аэробная или аэробно-анаэробная
нагрузка (кросс по пересеченной местности, упражнения легкой атлетики
или лыжный спорт), то на следующем занятии наиболее эффективным
будет выполнение статических и динамических силовых упражнений.
Подобное чередование нагрузки способствует развитию аэробной и ана-
эробной выносливости, формированию умения при необходимости задер-
живать дыхание на длительное время при выполнении сварочных работ,
препятствуя попаданию продуктов горения в дыхательные пути. Силовые
же упражнения статического и динамического характера способствуют
укреплению мышечных групп, позволяющих максимально долго удержи-
вать тело в статическом положении.
Особое внимание уделялось самостоятельной работе студентов по
подготовке к семинарским занятиям, посвященным вопросам ППФП дан-
ной специальности по дисциплине «Физическая культура».
Педагогические наблюдения показали, что одной из проблем в
группах общей физической подготовки является низкий интерес у студен-
тов к занятиям физической культурой [8]. На наш взгляд, решение данной
проблемы возможно путем использования на учебных занятиях спортив-
ных игр, а также объяснения важности применения упражнений близких
по своей специфичности к условиям будущей профессиональной деятель-
ности студентов.
В результате применение легкоатлетических упражнений в сочета-
нии с элементами игровых видов спорта обеспечило повышение эмоцио-
нального фона и интереса у студентов к систематическим занятиям физи-
ческой культурой, а выполнение упражнений на развитие статических и
динамических силовых способностей положительно отразилось на их уве-
ренности в физической готовности к будущей профессии.
В конце учебного года провели контрольный эксперимент, резуль-
таты которого соответствовали преимущественно высокому и среднему
уровням оценки ППФП студентов специальности «Технология сварочного
производства», что свидетельствовало о положительной динамике иссле-
дуемых показателях (табл. 2).
Таблица 2
Оценка уровня ППФП студентов (констатирующий
и контрольный эксперименты), %
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий
уровень
23,12
Средний
уровень
45,28
Низкий
уровень
31,6
Высокий
уровень
40,39
Средний
уровень
39,41
Низкий
уровень
20,2
p
≤0,01
Таким образом, анализ и обобщение научно-педагогической лите-
ратуры позволили выявить особенности профессионально важных качеств
специальности «Технология сварочного производства». Для оценки уровня
профессионально-прикладных физических качеств студентов был прове-
ден констатирующий эксперимент, результаты которого
соответствовали
среднему и низкому уровням их ППФП. В связи с этим появилась необхо-
димость оптимизации содержания по физической культуре и спорту для
студентов данной специальности, что позволило внести изменения в опре-
деленную последовательность недельного цикла занятий со специально
направленным комплексом упражнений. Это способствовало формирова-
нию положительного отношения студентов к систематическим занятиям
физической культурой, повышению уровня их ППФП, что доказывает
эффективность проведенного исследования. Также о положительных
результатах данного исследования свидетельствует хорошая успеваемость
студентов по дисциплине «Физическая культура», что, на наш взгляд, в
дальнейшем благоприятно скажется на их будущей профессиональной
деятельности.
Список литературы
1. Образцов П.И., Уман А.И., Виленский М.Я. Технология профес-
сионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие /
под ред. В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2019. 258 с.
2. Осадченко И.В., Полиевский С.А., Волохова С.В. Термический
фактор в спорте и профессионально-прикладной физической подготовке:
учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во МГАФК, 2017. 152 с.
3. Виноград Д.В., Полянский В.П. Результаты внедрения военно-
прикладных упражнений в программы обучения воспитанников общеобра-
зовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации //
Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых
структур. 2017. № 3. С. 32–38.
4. Ямалетдинова Г.А., Полиевский С.А., Раевский Р.Т. Профессио-
нальная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстре-
мальных видов спорта: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2020. 378 с.
5. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е. Условия реализации профессио-
нально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза //
Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы
и пути их реше-
ния. 2020. Т. 15. № 2. С. 925–930.
6. Волохова С.В. Технология профессионально-прикладной физиче-
ской подготовки студентов, обучающихся по специальности «Литейное
производство черных и цветных металлов»: автореф. дис. … канд. пед.
наук. М., 2009. 25 с.
7. Применение профессионально-прикладной физической культуры
на промышленных предприятиях в регионах Крайнего Севера / А.А. Шер-
стюк [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физи-
ческая культура. Спорт. 2019. Вып. 1. С. 46–55.
8. К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофиль-
ных вузов, занимающихся баскетболом / Н.Н. Ляликова [и др.] // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 232–236.
References
1. Obrazcov P.I., Uman A.I., Vilenskij M.Ya. Tekhnologiya
professional'no-orienti-
rovannogo obucheniya v vysshej shkole [Technology of vocational education in
higher edu-
cation]: textbook. manual / ed. V.A. Slastenin. M.: Yurayt, 2019. 258 p.
2. Osadchenko I.V., Polievskij S.A., Volohova S.V. Termicheskij faktor v
sporte i
professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovke [Thermal factor in sports
and profession-
ally applied physical training]: study guide. allowance. M.: MGAFK Publishing
House, 2017.
152 p.
3. Vinograd D.V., Polyanskij V.P. Rezul'taty vnedreniya
voenno-prikladnyh
uprazhnenij v programmy obucheniya vospitannikov obshcheobrazovatel'nyh
organizacij
Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii [The results of the introduction of
military-applied
exercises in the training programs of pupils of general educational
organizations of the Min-
istry of Defense of the Russian Federation] // Aktual'nye problemy
fizicheskoj i special'noj
podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special
training of power
structures].
2017. No. 3. P. 32–38.
4. Yamaletdinova G.A., Polievskij S.A., Raevskij R.T. Professional'naya
i voenno-
prikladnaya fizicheskaya podgotovka na osnove ekstremal'nyh vidov sporta
[Professional and
military-applied physical training based on extreme sports]: textbook.
allowance. M.: Yurayt,
2020. 378 p.
5. Vengerova N.N., Piskun O.E. Usloviya realizacii
professional'no-prikladnoj
fizicheskoj podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza [Conditions for the
implementation of
professionally applied physical training of students of a technical
university] // Zdorov'e –
osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya [Health
is the basis of
human potential: problems and ways to solve them]. 2020. Vol. 15. No. 2. P.
925–930.
6. Volohova S.V. Tekhnologiya professional'no-prikladnoj fizicheskoj
podgotovki
studentov, obuchayushchihsya po special'nosti «Litejnoe proizvodstvo chernyh i
cvetnyh met-
allov» [Technology of professionally-applied physical training of
students studying in the
specialty "Foundry of ferrous and non-ferrous metals" ]: author. dis. ...
cand. ped. sciences.
M., 2009. 25 p.
7. Primenenie professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury na
promyshlennyh
predpriyatiyah v regionah Krajnego severa [Application of professionally
applied physical
culture at industrial enterprises in the regions of the Far
North] / A.A. Sherstyuk [et al.] //
Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of
the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 1. P. 46–55.
8. K voprosu o formirovanii motivacii u studentov neprofil'nyh vuzov,
zanima-
yushchihsya basketbolom [On the question of the formation of motivation among
students of
non-core universities involved in basketball] / N.N. Lyalikova [et al.] //
Uchenye zapiski uni-
versiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named
after P.F. Lesgaft].
2019. No. 2 (168). P. 232–236.