Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА» ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА» ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / профессионально-прикладная физическая подготовка / специальность / технология сварочного производства / physical culture / professionally applied physical training / specialty / welding production technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славнова Марина Юрьевна, Павлютина Лионелла Юрьевна, Мараховская Оксана Валериевна, Сумина Виктория Владимировна

Выявлены особенности применения профессионально-прикладной физической подготовки студентов специальности «Технология сварочного производства». Подобраны физические средства, применяемые в подготовке будущих специалистов, и проверена их эффективность. Отмечено, что в процессе эксперимента положительно изменилось отношение студентов к занятиям физической культурой и повысился уровень их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славнова Марина Юрьевна, Павлютина Лионелла Юрьевна, Мараховская Оксана Валериевна, Сумина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE SPECIALTY "WELDING PRODUCTION TECHNOLOGY" OF THE UNIVERSITY

The features of the application of professionally applied physical training of students of the specialty "Welding production technology" are revealed. The physical means used in the training of future specialists have been selected and their effectiveness has been tested. It is noted that during the experiment, the attitude to physical culture classes has changed positively and the level of physical fitness of students has increased.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА» ВУЗА»

УДК 796.011.3 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-12-46-51

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА» ВУЗА

М.Ю. Славнова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховская, В.В. Сумина

Выявлены особенности применения профессионально-прикладной физической

подготовки студентов специальности «Технология сварочного производства». Подоб-

раны физические средства, применяемые в подготовке будущих специалистов, и

прове-

рена их эффективность. Отмечено, что в процессе эксперимента

положительно

изменилось отношение студентов к занятиям физической культурой и повысился уро-

вень их физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, профессионально-прикладная физиче-

ская

подготовка,

специальность, технология сварочного производства.

PROFESSIONAL AND APPLIED

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

OF THE SPECIALTY "WELDING

PRODUCTION TECHNOLOGY"

OF THE UNIVERSITY

Slavnova M.Y., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, slavnova_m@

mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical

University,

Pavlyutina L.Y., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, guchina7lina@

mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical

University,

Marakhovskaya O.V., candidate of peda-

gogical sciences, associate professor, marak-

[email protected], Russia, Omsk, Omsk

State Technical University,

Sumina V.V., senior lecturer, vv.sumina@

omgau.org, Russia, Omsk, Omsk State

Agrarian University named after P.A. Stolypin

The features of the application of professio-

nally applied physical training of students of

the specialty "Welding production technol-

ogy" are revealed. The physical means used in

the training of future specialists have been se-

lected and their effectiveness has been tested.

It is noted that during the experiment, the at-

titude to physical culture classes has changed

positively and the level of physical fitness of

students has increased.

Key words: physical culture, professionally

applied physical training, specialty, welding

production technology.

Славнова Марина Юрьевна, канд. пед. наук,

доц., [email protected], Россия, Омск, Омский государ-

ственный технический университет,

Павлютина Лионелла Юрьевна, канд. пед.

наук, доц., [email protected], Россия, Омск, Омский

государственный технический университет,

Мараховская Оксана Валериевна, канд. пед.

наук, доц., [email protected], Россия, Омск,

Омский государственный технический университет,

Сумина Виктория Владимировна, старший

преподаватель, [email protected], Россия, Омск,

Омский государственный аграрный университет имени

П.А. Столыпина

Физической культуре и спорту по

праву принадлежит одно из ведущих

мест среди факторов, определяющих эф-

фективность современного профессио-

нального образования. При этом учебный

процесс по данной дисциплине в техни-

ческом вузе проектируется в соответст-

вии с требованиями Федерального госу-

дарственного образовательного стан-

дарта высшего образования с учетом бу-

дущей профессиональной деятельности

студентов.

В связи с этим одной из ключевых

задач физической культуры и спорта в

технических вузах, ведущих подготовку

будущих инженеров, специалистов про-

изводства, является формирование ведущих компетенций, направленных

на подготовку студентов к их дальнейшей профессиональной деятель-

ности.

В настоящее время накоплен опыт отечественных ученых (П.И. Об-

разцов, В.А. Сластенин, А.И. Уман, М.Я. Виленский, И.В. Осадченко,

С.А. Полиевский, Д.В. Виноград, В.П. Полянский, Р.Т. Раевский,

Г.А. Ямалетдинова и др.) по проблеме профессионально-прикладной фи-

зической подготовки (ППФП), его содержанию, социально-педагогиче-

ским аспектам профессиональной пригодности, ориентации отбора спе-

циалистов [1–4]. Исследование по условиям реализации ППФП в техниче-

ском вузе проведено Н.Н. Венгеровой, технология ППФП студентов спе-

циальности «Литейное производство черных и цветных металлов» разра-

ботана С.В. Волоховой [5, 6].

Однако, несмотря на множество имеющихся теоретических обосно-

ваний применения средств ППФП, практических рекомендаций по при-

кладной физической подготовке для специальности «Технология свароч-

ного производства» вуза разработано недостаточно.

Целью исследования является выявление особенностей ППФП сту-

дентов специальности «Технология сварочного производства», разработка

и проверка эффективности применения физических средств в подготовке

будущих специалистов по данной специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, в группах общей физической подготовки средства

физической культуры, направленные на развитие профессионально-при-

кладных качеств, распределяются равномерно по годам обучения. Однако

в условиях технического вуза параллельное развитие всех физических

качеств нерационально, так как требует значительно большего времени на

занятиях физической культурой и спортом. Такой метод оправдан для

профессий, не требующих акцентированного развития профессионально

важных физических и психических качеств.

Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к раз-

витию функций и систем организма, являющихся ключевыми для избран-

ной специальности. Дифференциация физического воспитания в соответ-

ствии с характером будущей профессиональной деятельности позволит

более эффективно решать задачи по подготовке специалистов. Соответст-

венно правильность и обоснованность технологии ППФП будут опреде-

лять эффективность физического воспитания.

В настоящее время на рынке труда возрастает спрос на рабочие

профессии. В Омском государственном техническом университете

(ОмГТУ) студенты осваивают специальность «Технология сварочного

производства».

Сварщик – многогранная профессия, предъявляющая высокие тре-

бования к здоровью, развитию физических и психических качеств. Анализ

научной литературы позволил выявить особенности ППФП, для сварщика

профессионально-важными физическими качествами являются сила и

выносливость, так как этот труд в основном ручной [6, 7]. Необходима

хорошая гибкость и подвижность рук, развитый вестибулярный аппарат и

хорошая координация движений. Профессия сварщика требует повышен-

ной остроты зрения и цветовосприятия, аккуратности, эмоциональной

устойчивости, уравновешенности и концентрации внимания.

Действия сварщика должны быть точными и профессиональными,

на нем лежит невероятно высокая ответственность за качество работы,

поскольку даже одна ошибка может привести к непоправимым последст-

виям.

В начале учебного года у студентов 1–2-го курсов специальности

«Технология сварочного производства» ОмГТУ оценили уровень развития

их профессионально-прикладных физических качеств, которые были

выявлены путем анализа и обобщения современной научной литературы.

Выборка исследования составила 40 чел. В констатирующем эксперименте

применялись тесты на оценку: силы мышц рук (сгибателей плеча) и спины

(поднимание туловища из упора лежа на животе), глазомера (использова-

ние планки длиной 150 см для определения ее середины), точности движе-

ния (броски по баскетбольному кольцу с различных точек), равновесия

(стойка на одной ноге, другая согнута назад под прямым углом, руки на

поясе, глаза закрыты), «ручной ловкости» (бросок баскетбольного мяча в

мишень на расстоянии 4 м 20 см). Для обработки результатов исследова-

ния использовались математические методы статистики, рассчитывались

среднее арифметическое значение (M), среднее квадратическое отклонение

(σ), стандартная ошибка среднего значения (m).

Результаты констатирующего эксперимента соответствовали сред-

нему и низкому уровням ППФП студентов, что считается недостаточным и

требует его повышения (табл. 1).

Таблица 1

Оценка уровня ППФП студентов (констатирующий эксперимент), %

Высокий уровень

23,12

Средний уровень

45,28

Низкий уровень

31,6

В подготовке студентов по специальности «Технология сварочного

производства» наиболее профессионально значимыми физическими и пси-

хическими качествами являются сила, выносливость и быстрота реакции.

Следовательно, возникает необходимость внесения корректив в содержа-

ние учебных занятий по физической культуре и спорту данной специаль-

ности, способствующих эффективному решению задач по развитию и

совершенствованию у студентов быстроты реакции, точности движений,

«ручной ловкости», силы мышц спины и верхнего плечевого пояса.

Наиболее приемлемым вариантом в подготовке будущих специали-

стов сварочного производства является чередование в недельном цикле

занятий аэробно-анаэробной направленности с занятиями на развитие ста-

тической и динамической силы. Например, если при двух занятиях в

неделю на одном из них выполняется аэробная или аэробно-анаэробная

нагрузка (кросс по пересеченной местности, упражнения легкой атлетики

или лыжный спорт), то на следующем занятии наиболее эффективным

будет выполнение статических и динамических силовых упражнений.

Подобное чередование нагрузки способствует развитию аэробной и ана-

эробной выносливости, формированию умения при необходимости задер-

живать дыхание на длительное время при выполнении сварочных работ,

препятствуя попаданию продуктов горения в дыхательные пути. Силовые

же упражнения статического и динамического характера способствуют

укреплению мышечных групп, позволяющих максимально долго удержи-

вать тело в статическом положении.

Особое внимание уделялось самостоятельной работе студентов по

подготовке к семинарским занятиям, посвященным вопросам ППФП дан-

ной специальности по дисциплине «Физическая культура».

Педагогические наблюдения показали, что одной из проблем в

группах общей физической подготовки является низкий интерес у студен-

тов к занятиям физической культурой [8]. На наш взгляд, решение данной

проблемы возможно путем использования на учебных занятиях спортив-

ных игр, а также объяснения важности применения упражнений близких

по своей специфичности к условиям будущей профессиональной деятель-

ности студентов.

В результате применение легкоатлетических упражнений в сочета-

нии с элементами игровых видов спорта обеспечило повышение эмоцио-

нального фона и интереса у студентов к систематическим занятиям физи-

ческой культурой, а выполнение упражнений на развитие статических и

динамических силовых способностей положительно отразилось на их уве-

ренности в физической готовности к будущей профессии.

В конце учебного года провели контрольный эксперимент, резуль-

таты которого соответствовали преимущественно высокому и среднему

уровням оценки ППФП студентов специальности «Технология сварочного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производства», что свидетельствовало о положительной динамике иссле-

дуемых показателях (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня ППФП студентов (констатирующий

и контрольный эксперименты), %

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Высокий

уровень

23,12

Средний

уровень

45,28

Низкий

уровень

31,6

Высокий

уровень

40,39

Средний

уровень

39,41

Низкий

уровень

20,2

p

≤0,01

Таким образом, анализ и обобщение научно-педагогической лите-

ратуры позволили выявить особенности профессионально важных качеств

специальности «Технология сварочного производства». Для оценки уровня

профессионально-прикладных физических качеств студентов был прове-

ден констатирующий эксперимент, результаты которого

соответствовали

среднему и низкому уровням их ППФП. В связи с этим появилась необхо-

димость оптимизации содержания по физической культуре и спорту для

студентов данной специальности, что позволило внести изменения в опре-

деленную последовательность недельного цикла занятий со специально

направленным комплексом упражнений. Это способствовало формирова-

нию положительного отношения студентов к систематическим занятиям

физической культурой, повышению уровня их ППФП, что доказывает

эффективность проведенного исследования. Также о положительных

результатах данного исследования свидетельствует хорошая успеваемость

студентов по дисциплине «Физическая культура», что, на наш взгляд, в

дальнейшем благоприятно скажется на их будущей профессиональной

деятельности.

Список литературы

1. Образцов П.И., Уман А.И., Виленский М.Я. Технология профес-

сионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие /

под ред. В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2019. 258 с.

2. Осадченко И.В., Полиевский С.А., Волохова С.В. Термический

фактор в спорте и профессионально-прикладной физической подготовке:

учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во МГАФК, 2017. 152 с.

3. Виноград Д.В., Полянский В.П. Результаты внедрения военно-

прикладных упражнений в программы обучения воспитанников общеобра-

зовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации //

Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых

структур. 2017. № 3. С. 32–38.

4. Ямалетдинова Г.А., Полиевский С.А., Раевский Р.Т. Профессио-

нальная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстре-

мальных видов спорта: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2020. 378 с.

5. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е. Условия реализации профессио-

нально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза //

Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы

и пути их реше-

ния. 2020. Т. 15. № 2. С. 925–930.

6. Волохова С.В. Технология профессионально-прикладной физиче-

ской подготовки студентов, обучающихся по специальности «Литейное

производство черных и цветных металлов»: автореф. дис. … канд. пед.

наук. М., 2009. 25 с.

7. Применение профессионально-прикладной физической культуры

на промышленных предприятиях в регионах Крайнего Севера / А.А. Шер-

стюк [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физи-

ческая культура. Спорт. 2019. Вып. 1. С. 46–55.

8. К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофиль-

ных вузов, занимающихся баскетболом / Н.Н. Ляликова [и др.] // Ученые

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 232–236.

References

1. Obrazcov P.I., Uman A.I., Vilenskij M.Ya. Tekhnologiya

professional'no-orienti-

rovannogo obucheniya v vysshej shkole [Technology of vocational education in

higher edu-

cation]: textbook. manual / ed. V.A. Slastenin. M.: Yurayt, 2019. 258 p.

2. Osadchenko I.V., Polievskij S.A., Volohova S.V. Termicheskij faktor v

sporte i

professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovke [Thermal factor in sports

and profession-

ally applied physical training]: study guide. allowance. M.: MGAFK Publishing

House, 2017.

152 p.

3. Vinograd D.V., Polyanskij V.P. Rezul'taty vnedreniya

voenno-prikladnyh

uprazhnenij v programmy obucheniya vospitannikov obshcheobrazovatel'nyh

organizacij

Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii [The results of the introduction of

military-applied

exercises in the training programs of pupils of general educational

organizations of the Min-

istry of Defense of the Russian Federation] // Aktual'nye problemy

fizicheskoj i special'noj

podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special

training of power

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

structures].

2017. No. 3. P. 32–38.

4. Yamaletdinova G.A., Polievskij S.A., Raevskij R.T. Professional'naya

i voenno-

prikladnaya fizicheskaya podgotovka na osnove ekstremal'nyh vidov sporta

[Professional and

military-applied physical training based on extreme sports]: textbook.

allowance. M.: Yurayt,

2020. 378 p.

5. Vengerova N.N., Piskun O.E. Usloviya realizacii

professional'no-prikladnoj

fizicheskoj podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza [Conditions for the

implementation of

professionally applied physical training of students of a technical

university] // Zdorov'e –

osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya [Health

is the basis of

human potential: problems and ways to solve them]. 2020. Vol. 15. No. 2. P.

925–930.

6. Volohova S.V. Tekhnologiya professional'no-prikladnoj fizicheskoj

podgotovki

studentov, obuchayushchihsya po special'nosti «Litejnoe proizvodstvo chernyh i

cvetnyh met-

allov» [Technology of professionally-applied physical training of

students studying in the

specialty "Foundry of ferrous and non-ferrous metals" ]: author. dis. ...

cand. ped. sciences.

M., 2009. 25 p.

7. Primenenie professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury na

promyshlennyh

predpriyatiyah v regionah Krajnego severa [Application of professionally

applied physical

culture at industrial enterprises in the regions of the Far

North] / A.A. Sherstyuk [et al.] //

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.

Sport [Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 1. P. 46–55.

8. K voprosu o formirovanii motivacii u studentov neprofil'nyh vuzov,

zanima-

yushchihsya basketbolom [On the question of the formation of motivation among

students of

non-core universities involved in basketball] / N.N. Lyalikova [et al.] //

Uchenye zapiski uni-

versiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named

after P.F. Lesgaft].

2019. No. 2 (168). P. 232–236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.