2. Healthcare of Russia 2017 (2017), available at: http://www.gks.ru/free doc/doc 2017/zdravl7.pdf.
3. Morozova, L.V., Kiryanova, L.A. and Melnikova, T.I. (2018), "Pilates - as a form of prevention of injuries and violations of a support-moving apparatus", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 155, pp. 165-170.
4. Ulumbekova, G.E. (2018), Healthcare of Russia: 2018-2024. What to do?, available at: http://cyberleninka.ru/article/v/zdravoohranenie-rossii-2018-2024-gg-chto-nado-delat. pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2018
УДК 796.325:378
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ВОЛЕЙБОЛ
Лионелла Юрьевна Павлютина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Сергеевна Эммерт, кандидат педагогических наук, доцент,
Ольга Олеговна Фадина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Омск
Аннотация
В статье обобщен опыт реализации элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» в вузе на примере специализации волейбол. Статья посвящена содержанию учебной программы по данной дисциплине, определяющую теоретическую значимость исследования. Педагогический эксперимент позволил выявить положительную динамику сформированности компетенций у студентов. Что свидетельствует об эффективном опыте реализации элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на примере специализации волейбол в вузе. Полученные данные исследования позволяют оптимизировать современный учебный процесс по физической культуре в вузе, что составляет практическую ценность работы.
Ключевые слова: элективная дисциплина, прикладная физическая культура в вузе, волейбол.
EXPERIENCE OF REALIZATION OF ELECTIVE DISCIPLINE "APPLIED PHYSICAL CULTURE" IN HIGH SCHOOL ON AN EXAMPLE OF SPECIALIZATION VOLLEYBALL
Lionella Yurievna Pavlyutina, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurievna Slavnova, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer,
Maria Sergeevna Emmert, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Olegovna Fadina, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk state technical University, Omsk
Annotation
In the article, the experience of realization of the elective discipline is generalized "Applied physical culture" in high school on an example of specialization volleyball. The article is devoted to the content of the curriculum for this discipline, which determines the theoretical significance of the study. Pedagogical experiment has allowed to show a positive dynamics of competence formation among students. That testifies to an effective experience of realization of elective discipline "Applied physical culture" on the of specialization volleyball in high school. The obtained research data optimize the educational process on physical culture in the university, which is the practical value of the work.
Keywords: elective discipline, applied physical culture in the university, volleyball.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426 [4] и Федеральному государственному стандарту высшего
профессионального образования третьего поколения по всем специальностям и направлениям подготовки студентов, учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) реализуется параллельно в рамках базовой части и элективных дисциплин, начиная с первого курса.
В целях удовлетворения физкультурно-спортивных запросов студентов, личностной реализации психофизического потенциала [3] с учетом их уровня здоровья в ОмГТУ элективные дисциплины предполагают широкий выбор видов учебных специализаций кафедры (девять наименований), пользующихся популярностью, в том числе волейбол.
Волейбол на современном этапе является одним из популярных видов среди спортивных игр [1]. Количество студентов, выбирающих специализацию волейбол на первом курсе на всех факультетах ОмГТУ традиционно довольно высоко, не менее 25 человек в группе, что повышает рейтинг данного вида спорта по дисциплине.
Обоснованная необходимость разработки современного содержания учебной программы элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» по учебной специализации волейбол основывается на компетентностном подходе. В программе отражены компетенции, согласно требованиям к структуре образовательных программ и стандартов, которые имеют базовую (обязательную) и вариативную (профессиональную), определяющую вузом части [3]. Так, например, общекультурные компетенции (ОК) - 7, 8, 10, 11 (способность поддерживать высокий уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и др.).
МЕТОДИКА
В работе применялась адаптированная методика оценки сформированности компетенций содержания элективной дисциплины «Практическая физическая культура» на примере специализации волейбол.
Данная методика представляет критерии содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» специализации волейбол, включающие: критерии по теоретической части учебной программы по волейболу, обязательные тесты определения физической подготовленности студентов и зачетные требования по волейболу (практические нормативы по технике игры) предназначена для оценки компетенций у студентов. Показатели данной методики соответствовали принятой системе рейтингового контроля по дисциплине «Прикладная физическая культура» в ОмГТУ. Следовательно, рейтинговый контроль аттестационного минимума, то есть сумма баллов, набранная студентом по дискрипторам «знания», «умения», «владения» соответствовали пороговому уровню сфор-мированности компетенций, аттестационный максимум - повышенному.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью оптимизации современного учебного процесса по физической культуре, мы провели педагогический эксперимент. Экспериментальная работа по формированию содержания (компетенций) у студентов учебной специализации волейбол по элективной дисциплине «Прикладная физическая культура» осуществлялось у студентов 1-3 курсов ОмГТУ с 2015 по 2018 год. Выборка составила 80 студентов специализации волейбол.
Констатирующий эксперимент имел место на начальном этапе исследования для получения данных о реальном состоянии проблемы и осуществлялся со студентами 1 курса специализации волейбол в 2015 году.
Вторым этапом экспериментальной работы являлось формирование содержание (компетенций) элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» специализации волейбол. Для проверки сформированности компетенций по данной дисциплине в 2018 году был проведен контрольный эксперимент у студентов 3 курса специализации волейбол, обобщались результаты исследования и представлены выводы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень сформиро-ванности у студентов 1 курса специализации волейбол содержания (компетенций) элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на примере специальности волейбол, что является недостаточным в учебном процессе, таблица 1.
Таблица 1 - Уровень сформированности компетенций студентов (констатирующий экспе-
римент)
Уровень низкий средний высокий
% 55,67% 30,33% 14%
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проверки эффективного формирования содержания (компетенций) элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на примере специальности волейбол в вузе.
С целью реализации исследования и повышения уровня учебного процесса была разработана учебная программа по элективной дисциплине «Прикладная физическая культура» специализации волейбол, содержание которой имеет несколько разделов. Теоретический раздел (лекционный курс) формирует у студентов систему научных знаний и положительное отношение к физической культуре. Теоретические знания ориентированы на формирование компетенций по соответствующим направлениям профессиональной подготовки студентов.
Практический раздел (учебно-тренировочные, методико-практические занятия) представляет развитие физических качеств. Учебно-тренировочные занятия по волейболу направлены на обучение студентов новым двигательным действиям, приобретению опыта творческой, практической деятельности для достижения физического совершенства в следующем содержании: стойка и передвижения; прием и передачи мяча из разных положений, страховка, командная игра и др.
Особенное внимание вариативной части программы имеет содержание методико-практических (семинарских) занятий по волейболу, которое включает в себя следующие вопросы: «История развития волейбола в мире, в стране. Техника игры в волейбол. Тактическая подготовка волейболистов. Правила соревнований и система их проведения, методические аспекты и др.».
Результаты контрольного среза показали высокий и средний уровень сформирован-ности у студентов содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» по специализации волейбол, что доказывает эффективность его формирования, представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Уровень сформированности содержания элективной дисциплины (компетен-
ций) студентов (конт рольный срез)
Уровень низкий средний высокий
% 18% 39,5% 42,5%
Использование методов математической обработки результатов исследования, в -критерия знаков позволило сопоставить значения «до» и «после» экспериментальных воздействий.
Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамики сформированности содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» по специализации волейбол в вузе. При этом уровень сформированности компетенций студентов специализации волейбол повысился на 28,5% в контрольном срезе по сравнению с констатирующим. Полученные результаты формирующего эксперимента свидетельствовали о том, что показатели студентов имели тенденцию повышения. Оценка сдвига значений исследуемого признака явилась достоверной, так как эмпирическое значение в - критерия знаков ниже критического, т.е. р <0,01. Так же выявлены высокие показатели освоения по дескрипторам «знания», «умения», «владения» у
студентов 3 курса в следующих группах компетенций: относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; относящиеся к деятельности человека.
Необходимо отметить то, что успеваемость на протяжении проведения эксперимента в группах по специализации волейбол была на оптимальном уровне, с преобладанием положительной динамики.
ВЫВОДЫ
Анализ официально-нормативных документов в области современного высшего профессионального образования и научно-методической литературы позволил разработать содержание учебной программы элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на примере специализации волейбол.
В результате проведённой экспериментальной работы были сделаны констатирующий, контрольный срезы, которые позволили объективно отслеживать процесс формирования содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» специализации волейбол. При этом констатирующий эксперимент выявил низкий уровень сформи-рованности компетенций студентов по волейболу. Контрольный эксперимент показал высокий и средний уровни сформированности компетенций студентов. Полученные данные исследования свидетельствуют об эффективности реализации элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на примере специализации волейбол в вузе.
К выше сказанному, необходимо отметить достижения женской и мужской сборной команды по волейболу ОмГТУ, которые являются неоднократными призёрами Спартакиады вузов Омской области (в 2016 - 2017 году женская сборная - 3 место, мужская сборная - 2 место, в 2017-2018 гг. женская сборная - 2 место, мужская сборная - 2 место). Высокие достижения сборных команд по волейболу ОмГТУ доказывают успешный опыт по реализации элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» специализации волейбол в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лысова, И. А. Программа элективной дисциплины по Физической культуре для студентов первого курса гуманитарного вуза с использованием средств и методов спортивной тренировки в волейболе / И. А. Лысова, А.П. Лысов // Современные подходы в подготовке баскетболистов и волейболистов : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием. - М. : МГАФК, 2017. - С. 172-180.
2. Мельникова, О.А. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс физического воспитания [Электронный ресурс] / О.А. Мельникова, И.Н. Шевелева // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 300-летию города Омска. - 2016. - С. 77. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=27694654 (дата обращения: 01.05.2018).
3. Павлютина, Л.Ю. К вопросу о принципах обучения взрослых в профессионально-прикладной физической подготовке студентов вузов / Л.Ю. Павлютина // Здоровье для всех : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Пинск: «ПолесГУ», 2015. - Ч. 2. - С. 124-126.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 01.05.2018).
REFERENCES
1. Lyisova, I.A. and Lyisov A.P. (2017), "Program of elective discipline on Physical culture for first-year students of a liberal arts college using the means and methods of sports training in volleyball", Modern approaches in the training of basketball players volleyball players: materials of the all-Russian scientific - practical conference with international participation, MGAFK, Moscow, pp. 172-180.
2. Melnikova, O.A. and Sheveleva, I.N. (2016), "The introduction of a competence approach in the educational process of physical education", Physical culture and sport in the life of student youth: materials of II International scientific and practical scientific and practical conference dedicated to the 300th
anniversary, of the city of Omsk, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27694654.
3. Pavlyutina, L.Yu. (2015), "To the question of the principles of teaching adults in the professionally applied physical training of university students", Heath for all, conference, PolesGU, Pinsk, Ch. 2, pp. 124-126.
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4, 2015 N1426 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level)", available at: http://base.garant.ru/71300970/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2018
УДК 796.015.132
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИКЛАДНОСТИ ПЛАВАНИЯ В ПРОФЕССИИ
ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Шапошников, адъюнкт, Андрей Васильевич Антонов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье приведены результаты аналитического исследования по проблеме военно-прикладного плавания в военной авиации. Содержание раздела военно-прикладного плавания в действующей программе по физической подготовке для военного летчика имеет низкий уровень при-кладности к выполнению профессиональной деятельности, в частности к вынужденному приводнению после покидания аварийного летательного аппарата. В документах, регламентирующих физическую подготовку, военно-прикладное плавание ориентировано, главным образом, на обучение действиям военнослужащих Сухопутных войск (СВ), при этом не учитывается специфика летной деятельности, а также особенности летного обмундирования. Низкий уровень подготовленности летного состава военной авиации к экстремальным ситуациям на воде создает предпосылки к повышению количества случаев гибели экипажей при вынужденном приводнении, что подтверждается статистикой авиационных происшествий на воде за последнее десятилетие. Экспериментально обосновано предположение о самом высоком сопротивлении в воде летного обмундирования Воздушно-космических сил (ВКС) по сравнению с полевым обмундированием СВ и флотским обмундированием Военно-Морского Флота (ВМФ). В работе определено, что летчику необходимо владеть навыками скоростного плавания на короткие дистанции 25 и 50 м. Научно доказано, что самым скоростным способом плавания в летном обмундировании на короткие дистанции является вольный стиль. Проведенные исследования с применением специально-подобранных плавательных упражнений с учетом летного обмундирования на занятиях по военно-прикладному плаванию доказывают их эффективное применение в аспекте уменьшения времени нахождения в неблагоприятных условиях водной среды, а также правильное формирование навыка быстрого отплывания от опускающегося купола парашюта с целью исключения запутывания в стропах подвесной системы.
Ключевые слова: прикладность, военно-прикладное плавание, профессионально-прикладная физическая подготовка, военная авиация, летный состав, летное обмундирование, полевое обмундирование, флотское обмундирование.
PROBLEM SITUATION OF SWIMMING APPLICATION IN THE PROFESSION OF
A MILITARY PILOT
Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Alexandrovich Shaposhnikov, the postgraduate student, Andrei Vasilyevich Antonov, the candidate of pedagogical sciences,
The Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
This article presents the results of an analytical study on the problem of military- applied swimming in the military aviation. The content of the section of the military-applied swimming in the current physical