ЦЕЛОСТНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлен материал, характеризующий значимость целостной университетской подготовки специалистов в современном обществе.
Ключевые слова: высшее образование, целостная подготовка будущего специалиста, качество высшего образования.
Высшее образование является приоритетной областью, обеспечивающей развитие и независимость государства. Социальный статус высшей школы ориентирует науку и практику на поиск инновационных стратегий обновления содержания и технологий подготовки специалистов.
Высшее образование должно быть ориентировано не только на профессионализацию (подготовку профессионально компетентных людей, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и высокой культурой организации и осуществления профессиональной деятельности) специалистов, но и на их целевую социализацию (гармонизацию отношений человека с природно-социальным миром через освоение современной картины мира, развитие национального самосознания человека, обеспечение условий для приобретения им широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро адаптироваться в социуме), формирование у них опыта самосовершенствования и самореализации (освоении человеком творческого стиля жизнедеятельности). Триединая стратегия высшей школы закладывает основание для фундаментальной подготовки специалиста, обеспечивая универсальность получаемых знаний, умение использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности, а также вырабатывая у него творческий подход к решению профессиональных задач.
Целостность подготовки будущего специалиста в системе высшего образования становится глобальной проблемой подготовки профессионала нового поколения, сочетающего широту взглядов на обустройство социально-природного мира и глубину профессиональной подготовки в определенной области науки, производства, литературы, искусства, обладающего собственным мировидени-ем и устойчивыми гуманистическими убеждениями, направленного не только на профессиональное творчество, но и на жизнетворчество, имеющего потребность в личностном росте и способность к психоэмоциональной саморегуляции.
Подготовка специалиста в университете будет полноценной, если педагог в системе учебной, научной и производственной деятельности реализует ее следующие составляющие: специально предметную (специально научную), социокультурную и общекультурную, педагогическую и психологическую, психофизическую.
Специально предметная (специально научная) подготовка выступает базой профессионализма, но также создает предпосылки для формирования научного
гуманистического мировоззрения, активной социальной и профессиональной позиции, развивает творческие начала и потребности в самосовершенствовании. Социокультурная и общекультурная подготовка обеспечивают ориентировку специалиста-человека в интенсивно обновляющемся мире. Специалист с высшим образованием имеет в современной иерархии не только высокий профессиональный статус, но и высокий социальный статус. Выпускники вуза занимают, как правило, ведущие места в социальной структуре общества, осуществляют управление процессами экономических, политических и социальных преобразований. Данная подготовка позволяет оптимально осуществлять взаимодействие с окружающими людьми в разных ситуациях и на разных уровнях социальной и профессиональной деятельности, а также учитывать изменяющиеся социальные условия при принятии стратегических и тактических решений в различных сферах жизнедеятельности. Интегральное освоение специалистом фундаментальных основ философии, социологии, истории, культурного наследия человечества стимулирует развитие у него целостного мировоззрения, опыта системного жизнетворчества, позволяет сохранить ему высокий личностный и профессиональный рейтинг среди коллег и персонала. Педагогическая подготовка позволяет квалифицированно решать управленческие задачи, в частности, в процессе обучения персонала, в процессе повышения квалификации и переподготовки персонала; каждый выпускник вуза становится руководителем в различных профессиональных и социальных видах деятельности, и ему требуется знание основ теории обучения и воспитания. Психологическая подготовка специалиста создает предпосылки для успешной реализации своих личностных потенциалов, профессиональных замыслов, творческих проектов. Повышая уровень работоспособности и стрессоустойчивости, человек реально расширяет границы социальных, профессиональных и личных возможностей. Психологическая подготовка позволяет специалисту эффективно изучить свои личностные особенности, овладеть умением саморегуляции эмоциональных состояний, успешно изучить личностные качества и профессиональный ресурс своих коллег и персонала, а также продуктивно, используя вышеназванные позиции, выстраивать межличностные и деловые отношения с ними.
К сожалению, современные образовательные стандарты высшей школы не позволяют в полной мере осуществлять качественную педагогическую и психологическую подготовку студентов. Педагогике и психологии, как правило, отводится лишь один семестр (на две дисциплины!) на начальных курсах обучениях в вузе. Краткое знакомство будущих специалистов с основами педагогики и психологии, если и приводит к заинтересованности студентов этими областями знания, то, увы, не развивает у них устойчивую потребность в овладении таковыми, не формирует склонность к самообразованию в этих областях, так как молодые люди на начальном этапе обучения в высшей школе не всегда осознают практическую ценность этих знаний. К тому же большой объем специальной научной информации начинающему студенту весьма сложно осваивать, и он нередко «экономит» на самостоятельном изучении основ психологии и педагогики. Иногда студенты старших курсов (магистранты) и аспиранты, изучая дисциплину «Психология и педагогика высшей школы», обнаруживают явный интерес и практическую профессиональную ценность данных областей знаний и удивляются тому,
что в программах пройденных курсов было мало внимания уделено психологической и педагогической подготовке.
Традиционное разделение задач, стоящих перед вузом, между отдельными кафедрами приводит к автономизации их деятельности в подготовке специалиста, а последнего — к узости профессионального кругозора и низкому уровню социокультурного развития. Социокультурная, педагогическая и психологическая подготовка специалиста считается приоритетным аспектом работы кафедр социально-гуманитарного профиля, педагогики и психологии, а профессиональная — кафедр специально-научных дисциплин. Такое положение не способствует реализации целостной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования. В высшей школе целесообразно находить оптимальные варианты интеграционной деятельности различных кафедр для целостной подготовки специалистов нового поколения.
Целостная подготовка специалиста в университете предполагает интеграцию образования и самообразования студентов. Взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, но на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность студентов становится важнейшим компонентом системы университетской подготовки специалистов.
В университетском образовании существует тенденция к автономизации самостоятельной деятельности студентов, когда преподаватель рассматривает ее не как компонент системы подготовки специалиста, а как одну из форм или видов обучения студентов, часто ориентируясь не на развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании, а на выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий. Самостоятельная работа является составляющей самообразования, но преподаватель высшей школы нередко подменяет самообразование эпизодической самостоятельной деятельностью будущих специалистов по учебным дисциплинам.
В университетской практике самообразование рассматривается только с позиции интеллектуального труда, как средство развития только интеллектуальной сферы. Однако в самообразовании и через самообразование формируется личность, развиваются как интеллектуальная, так и волевая, эмоциональная, мотива-ционная сферы личности, моральные качества человека.
Осознание молодежью значимости самообразования для личностного развития и профессионального роста позволяет повышать качество подготовки специалистов любого профиля. В системе учебной работы по нормативным учебным программам, а также по программам авторских спецкурсов преподавателю целесообразно осуществлять различные виды и формы внутрипредметной и межпредметной интеграции процессов образования и самообразования. В условиях плановой интеграции данных компонентов университетской подготовки специалистов становится возможным показать студентам ценность самообразовательной деятельности позволяющей расширять и углублять профессиональные и общеобразовательные знания и умения. При этом педагог имеет возможность обнаружить и использовать в подготовке специалистов новые функции и свойства интегрируемых компонентов (образования и самообразования).
Среди всего многообразия средств, стимулирующих у студента интерес к самообразованию и потребность в самообразовании, можно выделить интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.
Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, позволяя сохранить ядро содержания, форм и методов учебно-познавательных занятий студентов в высшей школе, расширяет и углубляет содержание, формы, методы учебной деятельности и позволяет активно заниматься самообразованием и научной работой вне вуза.
Традиционно к аудиторным видам деятельности относятся лекционные, семинарские занятия и часть практических занятий. К внеаудиторной деятельности относят практические занятия, а также различные виды практик (производственные, педагогические и т.п.). Научно-исследовательская деятельность и различные виды самостоятельных творческих заданий, как правило, рассматривают автономно, не включая их в основные виды внеаудиторных занятий студентов или используя их вне связи с аудиторной деятельностью. Как показывает практика высшего образования, не многие вузы и кафедры осуществляют целенаправленную систематическую интеграцию данных видов деятельности с аудиторной деятельностью. Не все преподаватели вузов осуществляют реальную интеграцию научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности вузовской молодежи, у студентов слабо развивается потребность в целостном восприятии научного знания, возможностей использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также приобретенных в процессе научного поиска и экспериментальной работы. Особое место и роль в интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности отводится разработанным преподавателями авторским курсам, которые обеспечивают студентов новейшими знаниями в изучаемых областях науки.
Введение в учебные планы вузов авторских курсов необходимо для целостного восприятия молодыми людьми картины современной науки (передаваемая студентам информация по различным социальным, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам не только не формирует таковую, но подчас ограничивает возможности обнаружить указанную целостность). Оперативное применение нового научного материала по профилю специализации позволяет студентам использовать новый материал в учебной и научной работе.
Автором данной публикации разработаны и успешно внедрены в педагогический процесс РУДН курсы «Технологии эффективного межличностного взаимодействия» и «Саморегуляция эмоциональных состояний личности». Курсы с интересом приняты студентами.
Курс «Технологии эффективного межличностного взаимодействия» ориентирован на раскрытие будущим специалистам теоретико-методологических и технологических основ проблемы человеческого взаимодействия. Курс интегрирует отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические, психологические и психотерапевтические теоретические и прикладные знания. Курс может рассматриваться также как практико-ориентированный; он направлен на усиление социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов посредством стимулирования у них потребности в творческом стиле жизнедеятельности, обес-
печивающем самореализацию человека через взаимодействие. Курс предполагает актуализацию знаний и способов деятельности, полученных студентами на занятиях по основным дисциплинам, включенным в учебные программы вузов, направлен на освоение будущими специалистами базовых положений по самопознанию, саморегуляции, самореализации и взаимодействию.
В ряду причин, снижающих уровень развития самообразования как компонента целостной университетской подготовки специалиста, можно выделить следующие:
— социальные — большая занятость преподавателей вузов, в том числе на работе по совместительству; занятость студентов (включая студентов очного отделения) на работе, что позволяет обеспечить минимальный или нормальный прожиточный минимум, а также для многих оплату обучения в вузе;
— педагогические — отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе; недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов;
— психологические — слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию;
— управленческие — отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе (начиная с кафедры).
Целостность подготовки студента в высшей школе позволяет эффективно решать проблему повышения качества высшего образования, обеспечивает будущему специалисту возможность успешно справляться со своими обязанностями профессионала и управленца, стать специалистом, способным видеть главные приоритеты в гуманном отношении к человеку и окружающему природному миру, умеющим эффективно взаимодействовать с ними, обладающим опытом самоорганизации и самореализации; стать центральной фигурой в двадцать первом столетии, обладающей интеллектуальным, духовным, нравственным и физическим ресурсом для решения перспективных социальных и профессиональных задач.
INTEGRAL UNIVERSITY TRAINING OF SPECIALISTS
V.I. Kazarenkov
Department of Social and Differential psychology Russian People's Friendship University
Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This material presented in the article fully describes the significance of integral university training of specialists in modern society.
Key words: higher education, complete preparation of the future expert, quality of higher education.