Раздел IV. СОВЕРМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
М.С. Аниськина
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Аннотация: самообразование обладает большим ресурсом для совершенствования профессиональной подготовки специалиста и развития его личности. Самообразование выступает средством самосовершенствования молодого человека. Самостоятельная работа является частью самообразования. Процесс самостоятельной работы студентов является важной составной частью единого образовательного процесса, в основе которого находится выстроенная преподавателем и донесенная до студентов учебная стратегия. Создание такого пространства, в котором реализуется самообразовательная деятельность будущих специалистов, является важной задачей высшей школы. При этом самостоятельная деятельность студентов рассматривается не только как выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий, а как компонент единой системы подготовки специалиста.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, обучение самостоятельной работе, самообразование, заочное обучение, обучение математике.
Необходимым условием динамичного развития российского государства и общества является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту. Центральное место в решении данного вопроса занимает высшая школа, где тесно интегрированы наука и образование, обеспечивающие устойчивое развитие государства и личности. При этом высшая школа решает ряд задач стратегического характера: подготовка профессионально компетентных специалистов, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и способами деятельности (профессионализация); выстраивание и гармонизация отношений человека с природно-социальным миром; формирование и развитие профессионального самосознания человека; приобретение им базового образования, позволяющего адаптироваться в социуме; развитие опыта творческой самореализации. Решение данных задач становится возможным только при включении студентов в самообразовательную деятельность в процессе обучения в вузе.
Кроме того объема знаний, который определен программой обучения и должен быть усвоен выпускниками вуза, студентам необходимо приобретать навыки самообразовательной работы, умение самостоятельно, опираясь на строгую научную теорию,
© Аниськина М.С., 2013
формулировать возникающие проблемы и находить научно обоснованные решения. Такое умение не возникает самостоятельно, если его развитию и укреплению не уделять внимания. Оно является результатом целенаправленной, кропотливой и систематической совместной работы преподавателя и студента.
В особой мере это относится к предмету «математика». Среди других дисциплин, высшая математика является особой образовательной дисциплиной, она служит фундаментом для изучения других общеобразовательных, общеинженерных и специальных дисциплин. Ей отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов, воспитании их интеллекта, расширении кругозора, в совершенствовании умственных способностей. Поиск эффективных методов обучения курсу высшей математики - это одно из важнейших направлений работы преподавателя данного предмета [5].
Как отмечал русский и советский механик и математик А.Н. Крылов, основная задача вуза - это научить умению учиться. Никакая школа не может выпустить законченного специалиста, так как профессионала образует его собственная деятельность. Умение учиться наиболее полно развивается у студентов во время их самостоятельной работы.
Взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, но на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность студентов становится важнейшим компонентом системы вузовской подготовки специалистов. Эта взаимосвязь ориентирует будущего специалиста не только на освоение знаний и умений в своей профессиональной области, но и на развитие навыков управления собой, на формирование опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему природно-социальному миру [3].
Самообразование выступает средством самосовершенствования молодого человека, поскольку способствует развитию различных сфер личности - интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной и других. Для реализации механизма самообразования необходимо соответствующее образовательное пространство. Создание такого пространства, в котором реализуется самообразовательная деятельность будущих специалистов, является важной задачей высшей школы. При таком подходе к самообразованию самостоятельная деятельность студентов рассматривается не только как выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий, а как компонент системы подготовки специалиста.
Кроме развития познавательного и интеллектуального направления в сфере личности студента, самообразование имеет значительный потенциал в волевой, мотиваци-онной, эмоциональной сферах, в сфере целеполагания, в умении формулировать и планировать этапы работы, наработке навыков общения и совместной работы со студентами своей группы и с преподавателем. Самообразование обладает большим ресурсом для совершенствования профессиональной подготовки специалиста и развития его личности. «В современных условиях университетские выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами и просчитывать последствия принимаемых решений» [4].
Самостоятельная работа является частью самообразования. Процесс самостоятельной работы студентов является важной составной частью единого образовательного процесса, это не спонтанно и не контролируемо протекающий процесс, а процесс, в основе которого находится выстроенная преподавателем и донесенная до студентов учебная стратегия. В процессе обучения, кроме передачи студентам знаний по дисциплине, преподавателю необходимо обучать студентов основам организации умственного труда, включая вопросы планирования, организации труда, умения работать самостоятельно с научной литературой, прививать значимое и уважительное отношение как к самой само-
стоятельной работе, так и к ее результатам. Такой подход к организации самостоятельной работы способствует как более результативной проработке учебного материала студентами, так и развитию личностных качеств, которые необходимы для успешной профессиональной работы и жизнедеятельности человека: трудолюбие, ответственность, социальная инициатива, творческая активность. Осознание студентами значимости самостоятельной работы и самообразования способствует повышению уровня профессиональной подготовки специалистов любого профиля.
Не имея достаточных навыков и умений в организации и проведении самостоятельной работы, студенты могут столкнуться с трудностями при ее проведении: для них трудно определить стратегию выполнения задания, оценить предполагаемый объем работы, разбить на этапы, определить очередность их выполнения, правильно выбрать методы решения, определить временные рамки, у них не определены четкие критерии контроля результативности данной работы. Следовательно, именно перед преподавателем стоит задача четкой формулировки задания, обучения организации работы, планирования ее отдельных этапов, умения оценивать результативность, умения формулировать вопрос в случае возникновения затруднений и умения правильно работать с той литературой, которая является наиболее оптимальной в данном случае. Поскольку самостоятельная работа является лишь частью самообразования, то прививая студенту навыки умения работать самостоятельно, преподаватель создает фундамент для будущего самообразования, для потребности в самообразовании, для умения искать и находить решения возникающих вопросов, для активного и творческого подхода к их решению.
Особенно это относится к обучению студентов заочного отделения. Совмещение работы и учебы определяют не только нехватку времени для выполнения учебных заданий, но и трудности с переключением внимания и восприятия себя либо сотрудником, выполняющим рабочие функции, либо обучаемым, где интеллектуальная работа имеет свою специфику. Сам характер интеллектуального труда может достаточно сильно отличаться в том и другом случае.
К этапам работы при изучении нового материала относятся: знакомство с данным материалом, его осмысление, систематизация, размышление, понимание и, как закрепление результата - решение заданий по изучаемой теме. Поскольку речь идет именно о новом материале, то заранее очень сложно сказать, какой из перечисленных этапов вызовет наибольшие затруднения при изучении. Безусловно, процесс изучения является внутренней работой того, кто изучает, происходит ли изучение во время аудиторных занятий при объяснении преподавателем, либо при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Понимание, проработка и закрепление изучаемого материала индивидуальны для каждого студента. У каждого студента возникают свои вопросы, свои реперные точки при изучении и понимании. Те моменты, которые вызывают при этом затруднения, требуют более внимательной проработки и одновременно они являются точками личностного роста студента. Помочь студенту в данном случае, порекомендовать литературу, к которой следует обратиться, правильно направить ход его рассуждений, сформулировать наводящие вопросы, объяснить, почему применяется тот или иной метод решения, указать задания для проработки данной темы - это то, что может сделать преподаватель, и то, что будет способствовать личностному и интеллектуальному росту студента.
При проведении данной работы в течение всего учебного семестра, студент изучает предмет не в авральном, ускоренном темпе перед экзаменом, а поэтапно, совмещая аудиторные занятия с самостоятельной работой, учитывая рекомендации преподавателя. При таком изучении материала происходит как более качественное усвоение программы,
так и отсутствие стресса во время предстоящего экзамена у студента и у преподавателя [2]. При правильной организации данного процесса преподаватель имеет возможность не только привить студентам навыки и умения самостоятельной работы и самообразовательной деятельности, но и показать ценность самообразовательной деятельности, позволяющей расширить и углубить профессиональные и общеобразовательные знания и умения. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности позволяет повысить эффективность развития у студента потребности в самообразовании. При интеграции аудиторной и внеаудиторной работы расширяются и углубляются содержание, формы, методы учебной деятельности, что стимулирует у студентов потребность заниматься самообразованием вне вуза. Интеграция этих видов деятельности создает условия для более глубокого изучения материала, для развития творческой активности, стимулирует ответственность и трудолюбие, интенсифицирует неформальную совместную учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность педагога и студентов.
При целенаправленной систематической интеграции данных видов деятельности у студентов формируется и закрепляется серьезное и ответственное отношение к процессу изучения материала, к учебному материалу, к предмету, к объяснениям преподавателя, к работе с рекомендуемой литературой. При этом происходит как бы углубление изучаемых знаний, новые знания встраиваются в уже имеющиеся и образуют более устойчивую структуру. Знание перестает быть фрагментарным, у студента формируется цельная система знаний, что способствует развитию потребности в целостном научном знании. Знания, которые были получены на учебных занятиях и приобретены в процессе самостоятельного научного поиска, становятся едиными и взаимосвязанными.
Регулярная самообразовательная деятельность студентов и выполнение ими творческих заданий служат основой для успешного усвоения программы курса и развития у них потребности в самообразовании. Самообразование представляет собой процесс работы над собой, процесс самосовершенствования. Будущий специалист может осознать самообразовательную деятельность как личностную и социальную ценность в процессе взаимодействия с педагогами, предоставляющими ему такие виды деятельности, которые обеспечивают оценку результатов его самообразовательной работы. Осознавание студентом ценности этой работы активизирует его духовные силы, стимулирует потребность в приобретении необходимых для самообразования знаний и умений, развивает интерес к познавательной и исследовательской работе, готовность к творчеству. Процесс обучения студентов самостоятельной работе целесообразно осуществлять в определенной последовательности: выявить степень готовности студентов к самостоятельной деятельности, уровень развития навыков научной организации умственного труда, потребности в самообразовании, составить программу включения студентов в систематическую самообразовательную деятельность, выбрать способы оценки и контроля результатов самообразовательной работы.
Эффективность работы связана с возможностью преподавателя организовать систематическое консультирование. Для консультаций может быть использована работа в аудитории, электронное консультирование, либо их сочетание. Необходимым условием результативности является регулярность, доступность, четкость формулировки задания, простота изложения при должном научном уровне, наглядность, постепенное усложнение материала, спокойная доброжелательная обстановка, искренняя заинтересованность преподавателя в успешном обучении студента.
Особого внимания заслуживает вопрос о выборе литературы. Среди огромного количества имеющейся литературы достаточно сложно найти такие издания, в которых
строгий научный подход к изложению материала и полнота раскрытия темы сочетаются с доступной и ясной формой изложения. Выбор рекомендуемой литературы требует от преподавателя серьезного и продуманного подхода. Какой учебник следует рекомендовать студентам в качестве основного, а какие издания в качестве дополнительных пособий? Как определить фрагментарность материалов в дополнительных пособиях? Конечно, по курсу математики есть классические, очень хорошо зарекомендовавшие себя учебники. Работа с новыми публикациями требует от преподавателя внимательного и продуманного подхода. В настоящее время сама работа с печатным изданием часто воспринимается, как неумение пользоваться более современными источниками информации. Разница между информацией и знаниями достаточно часто не проводится [1]. Кроме того, появилась тенденция, когда изучение материала определяется не глубиной понимания темы, а количеством и объемом изученных учебников. В таком случае, изучая прекрасно написанный учебник, студенты могут воспринимать его поверхностно, не вникая в суть предмета, т.к. навык вдумчивого изучения материала не всегда присутствует в должном объеме. При обучении студентов самостоятельной работе в таких условиях перед преподавателем встает задача научить студентов вчитываться в текст и понимать его.
К сложным моментам, которые затрудняют работу, относятся: недостаточный уровень начальных знаний, недостаточное развитие у студентов интереса к самообразованию, отношение к обучению не как к кропотливой, систематической, внутренней работе, а как к формальному выполнению набора неких внешних, не имеющих отношения к студенту заданий, работа студента, занятость преподавателя, отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности, недостаточная мотивация у педагогов, отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью.
Библиографический список
1. Аниськина М.С. Психолого-педагогическое сопровождение обучения математике студентов заочного отделения // Вестник ГУУ (Государственный университет управления). - М., 2013. - № 9.
2. Елисеева М.В., Повышение достоверности оценки качества обучения будущего выпускника вуза на основе рейтинговой системы: при изучении математики студентами экономических специальностей: на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 2009.
3. Казаренков В.И. Самообразование в системе подготовки специалистов высшей школы // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - М., 2012. - № 2 - с. 106 - 111.
4. Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалистов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - М., 2009. - № 2 - с. 73-77.
5. Подошва Н.В. Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики. Диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2012.