УДК 37.012.7
DOI 10.34823/SGZ.2021.6.51716
И.А. ДОБРОВОЛЬСКАЯ магистрант кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института "Педагогика и психология" МПГУ
В.С. МЕСЬКОВ доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института «Педагогика и психология» МПГУ**
Целевые ориентиры как метауровневые характеристики образования детей старшего дошкольного возраста
Цель данной статьи подтвердить актуальность формирования «целевых ориентиров» как метауровневых характеристик образования старших дошкольников (5-7 лет), используя матетико-дидиктический метод. В рамках магистерского исследования одного из соавторов статьи предполагается также создание просве-тительско-образовательной программы по формированию данных целевых ориентиров.
Ключевые слова: целевые ориентиры, МВАК(м), матетика, матетико-дидактический метод, культура мышления, ценности.
I.A. DOBROVOLSKAYA Master's student of the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education named after Academician V.A. Slastenin of the Institute of Pedagogy and Psychology of MPSU
* Добровольская Ирина Александровна, e-mail: 89161500082@mail.ru
** Меськов Валерий Сергеевич, e-mail: vs.meskov@mpgu.su
V.S. MESKOV Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education named
alter Academician V.A. Slastenin of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow State University
Target guidelines as meta-level characteristics of the education of children at the upper end of the preschool age range
The purpose of this article is to confirm the relevance of the formation of "target guidelines" as meta-level characteristics of the education of children at the upper end of the pre-school age range (5-7 years), using the matetic-didactic method. As part of the master's study of one of the co-authors of the article, it is also planned to create an educational program for the formation of these targets.
Keywords: target orientations, MVAK(m), matetics, matetic-didactic method, culture of thinking, values.
В данный момент мы оказываемся свидетелями изменения научной картины мира, это не только следствие цифрови-зации, влияния прогресса и технологий на структуру общественной жизни в целом, но и антропологическая и аксиологическая составляющие этих изменений. Корреляция развития образования и общества очевидна. Кризисные тенденции трансформации преобразований в обществе определяют увеличение научного интереса к переменам в сфере образования и воспитания.
Меняется общественное обустройство, и на смену общества потребления приходит «общество, основанное на знаниях»1, по-другому - «информационное общество». Следует признать, что в этом новом обществе основным источником развития станет информационная (когнитивная, творческая, духовная) деятельность когнитивного субъекта, и соответственно главными характеристиками - знания, смыслы и идеи.
1 В 1969 г. П. Друкер ввел понятие "общества знания" как общества, в котором знания определяют все остальные жизненные измерения.
Таким образом основной задачей образования общества, основанного на знаниях, становится воспитание человека, как когнитивного субъекта1, субъекта когнитивной деятельности, а основные функции уже не сводятся только к предоставлению образовательных услуг и решению социальных задач.
Когнитивный субъект - такой субъект, который обладает внутренней мотивацией к когнитивной деятельности. Исключительным (присущим только ему) результатом деятельности когнитивного субъекта является создание экземплификатов и трансцендентатов, в том числе знаний, смыслов и идей.
Когнитивная деятельность - это способ существования и единственная уникальная деятельность когнитивного субъекта как мыслителя, создателя и деятеля. В основе когнитивной деятельности лежит цикл трансформации субъекта, причиной которого служит внутренняя мотивация субъекта к когнитивной деятельности. Внутренняя мотивация к когнитивной деятельности - это способность субъекта к познанию, необходимость познания и воля к познанию.
Соответственно, требуется пересмотреть и базовые ориентиры, и методологические основания образования, поскольку потребителем и заказчиком образования становится не социум, «власть» или потребности «рынка труда», а сам человек как потенциальный субъект, и ему для этого необходима особая трансформирующая среда.
Формирование целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста считается государственной задачей, которая зафиксирована в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации2. В нем определено, что образовательный процесс - это объединение процесса обучения и воспитания, которое строится на основании ценностей в интересах ребенка, семьи и общества.
Для интерпретации целевых ориентиров как метауровне-вых характеристик с точки зрения постнеклассической мето-
1 Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы, 2010, № 2(5), с. 17-49.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации закон от 17 октября 2013 г., № 1155 // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс».
дологии воспользуемся разработками в области матетики1 и неоматетического2 прочтения текстов.
Матетико-дидактический и неоматетический методы базируются на открытии величайшего педагога и философа образования Я.А. Коменского, и получили сегодня достойное развитие в рамках современной постнеклассической методологии науки.
«Матетика» в переводе с латинского означает «ученичество», которое понимается Коменским как наука о познании. Матетика дополняет Великую Дидактику как парадигму «учительства», а вместе они задают полное содержание образования.
Матетика представляет собой необходимый новый инструмент, позволяющий совершенствовать современное педагогическое учение и самообразование.
(матетика)
Рис. 1. Роль матетики в образовательном процессе
1 Меськов В.С., Зискин К.Е., Сабанина Н.Р. Введение в матетику: науч.-метод. изд. В 2 т. М.: МПГУ, 2016. - 308 с. Книга 1, с. 225.
2 Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Неоматетика чтения научных текстов: экспликация, интерпретация, экстраполяция. Экология человека и природы в информационно-технической среде. 10-я Международная научная конференция. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2020, с. 245-247.
Матетико-дидактический метод предполагает целостный подход к систематизации и организации процесса познания как в рамках формального, неформального, так и инфор-мального (образования за пределами образовательных организаций и программ) типов образования. Дидактическая составляющая задаёт психолого-педагогические приёмы, философские и общекультурные принципы организации образовательных сред. В то время как матетическая компонента основывается на способности, мотивации и готовности человека познавать причины вещей различных уровней реальности.
Наиболее точного обоснования образовательной деятельности и идентификации проявлений человеческого поведения, можно достичь на основании ценностей, необходимого анализа среды, содержания деятельности и субъектных особенностей.
Для интерпретации целевых ориентиров как метауровне-вых характеристик, мы воспользуемся методом МВАК(м), необходимо дать описание структуры метода, систематизация которой выглядит следующим образом:
Таблица 1
Разработка концепции программы «УМный ребеНОК»
Метод поэтапного формирования программ в соответствии с МВАК (м)
Этапы метода Программа «УМОК»
1 Выбор прототипов и языка, принятие онтологических допущений Целевые ориентиры ФГОС ДО Пролегомены
2 Конструирование идеальных объектов (абстракций) Обучение, воспитание, просвещение
3 Построение модели (идеализированные модели, идеализации) Целевые ориентиры как метауровневые характеристики образования Модель
4 Создание базовой методологии (пре-супозиции, основные принципы, характеристические черты) Постнеклассическая концепция (ПНК) МОП, ТИММ, культура, ценности Методология
5 Определение методов оперирования с базовыми идеализирован- Добывание, фиксация, использование, перераспределение,
ными объектами наследование, «отношение подобия», отношение творения»
6 Формулирование допустимых способов рассуждения с заданными объектами Доязыковые, языковые, постъязыковые тексты Логика
7 Построение общих методологий деятельности Игра, познание, творчество Деятельность
8 Исследование модели в соответствии с результатами на адекватность, непротиворечивость, полноту и разрешимость Метод экспертных оценок, анализ результатов Действие
9 В случае обнаружения признаков на модели отсутствующих на прототипе переносим их на прототип Неоклассика -Постнеклассика
10 Проектирование приложений к выделенным областям деятельности Программа «УМный ребенОК» Деятельность
11 Верификация метода Преодоление рисков, внедрение результатов
Согласно вышеописанной методологии, зададим выделенные целевые ориентиры:
1) «... ребенок овладевает основными культурными способами деятельности ...»
Успешное развитие общества возможно при наличии определенного оптимального баланса между «культурной» деятельностью родителя и неосознанной, стихийной активностью ребенка, которой он обладает с рождения. Неосознанная активность ребенка является фундаментом для развития всех «основных культурных способов деятельности» и не должна подавляться, а для адекватной педагогической поддержки необходимо правильное понимание сущности и специфики становления данных способов деятельности.
Культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных цен-ностей1.
«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»2.
Культура человека - безусловно его достояние, одна из важнейших ценностей, предмет гордости и основание уважительного к нему отношения со стороны других людей.
Ценность как метахарактеристика отношения субъекта к деятельности задает целостное целеполагание и соотносима с деятельностью других субъектов данного уровня взаимо-содействия3.
Я.А. Коменский наиболее полно сформулировал ценность познания в культуре, объединив три важнейших инструмента познания - Чувство, Разум и Веру - в целостном представлении.
Ценность считается освоенной человеком, если он способен осуществлять деятельность в соответствии с этой ценностью. Освоенная система ценностей становится регуляти-вом его деятельности.
Деятельность - форма психической (когнитивной - И.Д.) активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека4.
Деятельность - способ существования субъекта, задается парой - среда и контент (в субъектно-деятельностном под-ходе)5.
Субъект в матетике - человек, который удовлетворяет признаку «ученичество». Ученичество при этом трактуется как познание (познавательная деятельность) и задается парой:
1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1) (ред. от 30.04.2021 г.). Ст.3.
2 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. - 148 с.
3 Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Глобальные ценности как "общий знаменатель" в культурном диалоге // Современные научные исследования и инновации, 2012, № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/is-sues/2012/06/15071 (дата обращения: 27.07.2021).
4 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЮ. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 68-70.
5 Меськов В.С., Мамченко А.А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент // Вопросы философии, Институт философии РАН (Москва), 2010, № 5.
содержанием образования (контентом) и образовательной средой.
Результатом матетики культуры как теории станет деятельность образованного человека, обладающего компетенциями, и действие в соответствии с ценностями, проявленными в культуре (со своим мировоззрением), создание картин и моделей мира и методологий.
С целью достижения данного целевого ориентира необходимо сформировать ценности у детей, для этого родители должны овладеть матетико-дидактическими компетенциями, зная специфику своих детей и специфику образовательного уровня ребенка, с помощью программы «УМный ребенОК».
«Матетико-дидактическая компетенция родителя» - это интегральная характеристика личности родителя, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к обучению и познанию, а также практический опыт, личностные качества, степень усвоения общекультурных, в том числе этических норм.
2) «.способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя .»
Задача этого целевого ориентира реализуется в воспитании.
Воспитание (как компонент культуры) рассматривается сегодня не только как важнейший общественный процесс представления человека (ребенка) как субъекта, но и является одновременно компонентом общемировой и национальной культуры.
Именно поэтому воспитание сегодня трактуется еще и как фактор, позволяющий сформировать Базовую культуру личности - уровень культуры жизненного самоопределения, способствующий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.
В постнеклассическом подходе содержание воспитания предполагает повышение общего культурного развития1.
Старший дошкольный возраст - это наиболее целесообразный этап для воспитания нравственных качеств личности,
1 Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постне-классическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы, 2010, № 2(5), с. 17-49.
толерантности, уважения, норм и правил поведения, приобщению к ценностям культуры. Система ценностей позволяет ребенку решать, что для него значимо в жизни. Соответственно ход развития ребенка будет зависеть от того, каким содержанием родители наполнят предполагаемые для усвоения нормы, правила и ценности.
В литературе выделяются три типа ценностей: ценность I порядка соответствует биологическим потребностям, ценность II порядка -социальным нормам, ценность III - духовно-нравственным потребностям и стремлениям человека1.
Ценности культуры I, II и III порядков отражают последовательное (по мере взросления) становление самосознания актора культуры. Ценности осваиваются неравномерно. Можно выделить сенситивные периоды их освоения в процессе нравственного становления человека. Освоение системы ценностей III отражает полноту общего культурного развития человека.
Для развития указанного целевого ориентира требуется сформировать ценности (II и III порядков) старшего дошкольника, для этого родители должны овладеть матетико-дидакти-ческими компетенциями, знать специфику каждого ребенка и его образовательного уровня.
3) «... ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ...»
Существенным условием дальнейшего благополучного обучения детей старшего дошкольного возраста является сформированность необходимого интеллектуального качества - логической правильности, или культуры мышления, т. е. способности выполнять мыслительные действия и операции в строгом соответствии с правилами.
Культура мышления - развитие компетенций рассуждения и критического мышления, получения знаний в области
1 Сабанина Н.Р. Постнеклассическая концепция культуры: трансдисциплинарное монографическое исследование / Под науч. ред. В.С. Меськова / Московский пед. ун-т. Москва: Русайнс, 2020. - 398 с.
аргументации, принятия решений, формирования убеждений и обеспечение соответствующих форм деятельности1.
Сформированность культуры мышления является одной из важнейших предпосылок возможности самостоятельной результативной мыслительной деятельности в процессе обретения, усвоения знания и условия его правильности.
Формирование культуры мышления оказывается наиболее эффективным до начала систематического обучения, совпадающего со временем начала интенсивного формирования словесно-логического (понятийного, теоретического) мышления, когда у ребенка еще не сложились стойкие, труднопреодолимые стереотипы мыслительной деятельности, в результате чего приобретение навыков правильного выполнения умственных действий происходит успешно у большинства старших дошкольников.2 Раннее овладение дошкольником основами культуры мышления в будущем позволит улучшить процесс усвоения теоретических знаний в рамках изучения различных учебных дисциплин.
У дошкольников необходимо формировать элементы логических знаний и вырабатывать у них систему общемыслительных умений и логической интуиции, обеспечивающих интеллектуальную базу для дальнейшего процесса учения.
4) «... ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.»
В основе учения, обеспечивающего формирование у детей умений выполнять общеинтеллектуальные действия, лежит активизация индивидуального интеллектуального опыта каждого ребенка.
Для развития культуры мышления необходимо формировать у детей обобщенную картину мира; систематизировать, расширять и уточнять их интеллектуальный опыт, включая понятия и представления в различные взаимосвязи в рамках целостной модели мира; знаний о логических объектах. Все это выступает в качестве необходимой основы формирования и совершенствования умственных действий дошкольников в будущем.
1 Сабанина Н.Р. Образование человеческого и социального капиталов // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 2. URL: hrttps://cyberieninka.ru/artide/n/ob-razovanie-chelovecheskogo-i-sotsialnogo-kapitalov (дата обращения: 06.08.2021).
2 Брюшинкин В.Н., Сироткина Л.С. Логические начала: Программа и методические указания (1-5-е классы). Калининград: Изд-во КГУ, 2003, - 28 с.
Мышление является творческим процессом, который помогает ребенку определить личные пути собственного развития, учебного и профессионального в дальнейшем, формировать умения анализировать полученную информацию, обобщать её и делать самостоятельные выводы. Развитию культуры мышления, в частности, способствует, например, решение логических задач.
Подавляющее большинство логических задач может быть решено разными, но одинаково верными способами в зависимости от признаков, обнаруженных при анализе логических объектов, что дает возможность каждому ребенку решать задачи на основе собственных знаний. Другими словами, каждый ребенок при желании может использовать те элементы информации, которые, по его мнению, являются оптимальными для решения конкретной задачи, причем привлечение результатов личных наблюдений или знаний, сформированных за пределами семейного обучения, могут и должны всячески поощряться родителем.
Таким образом, развитие культуры мышления предоставляют широкие возможности для проявления индивидуальности ребенка и вместе с тем для совершенствования особенностей интеллектуальной деятельности каждого ребенка и развития познавательной самостоятельности старших дошкольников. В первую очередь, вырабатывая положительную самооценку детьми собственных интеллектуальных способностей.
Подвоя итог и учитывая особенности современного детства, где семья выступает одной из первых ступеней социализации, когнитивного, творческого, ценностного и духовного развития растущего человека, необходимо понимать значимость вовлеченности родителей в процесс образования.
Особенность дошкольного возраста (неосознанность, спонтанность, гибкость и большая вариативность развития) не позволяет требовать от ребенка старшего дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения готовности к школе в виде целевых ориентиров.
Разработанная авторами программа «Умный ребеНОК» может стать необходимой предпосылкой успешного овладения данными целевыми ориентирами.
Формирование целевых ориентиров как метауровневых характеристик становится важной задачей, стоящей перед современной системой дошкольного образования. Необходимо
обучить ребенка справляться с большим потоком информации, обрабатывать и анализировать растущий объем усвоенных знаний, нестандартно и результативно мыслить, уметь находить выход из различных ситуаций.
Матетика должна сформировать у ребенка осознанность и ответственность за процесс обучения, с которым ему необходимо справиться, достигнув успешных результатов. При этом основами матетико-дидактического метода будут являются: диагностика задатков; развитие способностей; формирование готовности и мотивации к познанию и творчеству.