УДК 740
DOI 10.34823/SGZ.2021.6.51719
И.А. ФАНАСОВА магистрант кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института «Педагогика и психология» МПГУ*
В.С. МЕСЬКОВ доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института «Педагогика и психология» МПГУ"
Роль и значение матетико-дидактических компетенции в процессе формирования когнитивной деятельности
Цель данной статьи подтвердить актуальность формирования когнитивных, а именно «матетико-дидактических» компетенций родителей, для формирования «целевых ориентиров» старших дошкольников. В рамках магистерского исследования одного из соавторов статьи предполагается также создание просвети-тельско-образовательной программы по формированию и развитию данных компетенций.
Ключевые слова: компетенция, когнитивные компетенции, матетика, дидактика, междисциплинарные исследования.
I.A. FANASOVA Master's student of the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education named after Academician V.A. Slastenin of the Institute of Pedagogy and Psychology of MPSU
* Фанасова Ирина Алексеевна, e-mail: clopichek@mail.ru
** Меськов Валерий Сергеевич, e-mail: vs.meskov@mpgu.su
V.S. MESKOV Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education named alter Academician V.A. Slastenin of the Institute of Pedagogy and Psychology of the MPSU
The role and significance of mathetic and didactic competence's in the process of the formation of cognitive activity
The purpose of this article is to confirm the relevance of the formation of cognitive, namely, "mathetical and didactic" competencies of parents, for the formation of "target guidelines" of older preschoolers. Within the framework of the master's study, the coauthor of the article is also planned to create an illuminational and educational program for the development of these competencies.
Keywords: competence, cognitive competence, mathetics, didactics, interdisciplinary research.
Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка.
В настоящее время требуется переосмысление и принципиально новое отношение родителей к воспитанию, обучению, просвещению1, так как, все мы живем в информационно-насыщенной среде, переживаем информационный взрыв. Сегодня успешное воспитание и обучение ребенка зависит от способности родителя оперировать инфообъектами2, свободно ориентироваться и работать с информацией.
Необходимо сконцентрировать усилия родителей на создании условий наиболее эффективной подготовки разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных (5-7 лет) и индивидуальных особенностей. Новая образовательная парадигма ориентирована на обучение и воспитание поколения, не ограничивающегося воспроизве-
1 «Просвещение» по И.Канту. «вареге аЫе! - имей мужество пользоваться собственным умом!»
2 Инфообъекты характеризуются по крайней мере пятью размерностями - физической, информационно-знаковой, семантической, прагматической и аксиологической.
дением, а способного и готового к самопознанию, самореализации, обладающего высокоразвитой информационной потребностью, умеющего творчески и креативно мыслить.
Необходимо создать и реализовывать программы помощи родителям, удовлетворяющие запросам формирующегося информационного общества: от образования на уровне сведений, умений и навыков, к образованию и воспитанию на уровне знаний, смыслов и идей, обеспечивающему компетенции для жизни нынешним и будущему поколению.
Родителям, как неотъемлемым субъектам образовательного процесса, необходимо овладеть когнитивными компетенциями, т.е. способностью, готовностью и мотивацией к познавательной деятельности. Мы вводим новое понятие «когнитивные компетенции родителя» с целью создания инновационной модели «УМный ребенОК» (УМОК), так как полагаем, что современные представления о родительстве, социальная ситуация, в которой государство ориентировано на поддержку семейных ценностей, привело к активному изучению феномена компетенции родителей.
В образовательно-просветительской программе «УМОК» придаем особое значение следующим видам когнитивных компетенций: осознавать себя как когнитивного субъекта, находить или формировать когнитивную среду, находить (обнаруживать) контент, распознавать и преодолевать когнитивные барьеры.
Исследования когнитивных компетенции родителей необходимы для прояснения проблем обучения и воспитания детей, формирования у них «целевых ориентиров». Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей. (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО). В процессе обучения и воспитания реализуются между родителем и ребенком взаимообратные связи. Мы будем рассматривать, используя терминологию Коменского, родителей - в качестве «дидактов», а детей - в качестве «мате-
тиков». В силу этого будем трактовать когнитивные компетенции как матетико-дидактические.
«Матетико-дедактическая компетенция родителя» -это интегральная характеристика личности родителя, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к обучению и познанию, а также практический опыт, личностные качества, степень усвоения общекультурных, в том числе этических норм.
Для разъяснения понятия «матетика» используем трактовку В.С. Меськова, который вслед за Я. А. Коменским рассматривал термин "Mathetica" как ««ученичество», которое можно трактовать, также, как умение учиться. Коменский осознал необходимость более глубокого изучения процесса приобретения знания, тем самым он заложил основания «науки о познании» применительно к образованию и предложил называть это направление - «Матетика» (по аналогии с Дидактикой -«учительство» или «наука о том, как учить»). Причём, в понимании Коменского целостное знание формируются по следующим уровням: первый - просто знать, то есть познавать (искать знание); второй - понимать в силу чего нечто существует (что дает внутреннее знание вещи, то есть понимание, из каких частей эта вещь состоит, как эти части соотносятся между собой и как они связаны, как благодаря им образуется само целое); третий - пользоваться, присваивать (всесторонне знать, как применить его).
Для развития матетико-дидактических компетенций родителей, на основании научных трудов: И. Канта, Г.В.Ф. Гелеля, Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, Дуга Лемова, В.А. Сухом-линского, Э.А. Голдберга, В.Н. Брюшинкина, А.В. Лубкова, В.А. Лекторского, В.С. Меськова, А. Д. Гетмановой, Л.С. Сирот-киной, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Р. Сабаниной, B.C. Мухиной, собрана проблемно-ориентированная (проблемно-представленная) база знаний трактовок просвещения, обучения, воспитания.
Рассматриваемые проблемы фиксировались в виде результатов анализа цитат из текстов научных трудов, выявлялся вид неопределенности, далее проводилась экспликация этих проблем, включая визуализацию, то есть при создании базы знаний был использован метод - неоматети-ческого чтения. Визуализация работы над проблемно-ориентированной базой знаний представлена на (см. рисунок 1).
База знаний - это данные, адресно интерпретированные субъектами, с введением необходимых корректных определений.
Рис. 1.
Результаты «ба зы знаний» для формирования когнитивных компетенций представлены в таблице 1.
Список проблем Характер несоответствия Решение
Несоответствие между фактическими компетенциями родителей и когнитивными компетенциями необходимыми для достижения ребенком «целевых ориентиров» в образовании. Когнитивный провал Изучить дидактические методы развития своих детей. Родитель как субъект образовательного процесса, должен стать когнитивным субъектом, овладеть когнитивными компетенциями
Несоответствие между когнитивными компетенциями родителей, необходимыми для правильного построения индивидуального образовательного маршрута ребенка в семье и фактическими их компетенций у родителей. Когнитивный провал Родитель должен «правильно, разум-но1» выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка для подготовки ребенка к школе.
Необходимость формирования «культуры мышления», духовно-нравственных ценностей у ребенка в семье не соответствует сформированности этих качеств у родителей. Парадокс мудреца Формировать «культуру мышления» и духовно-нравственные ценности родителей.
Несоответствие между воспитанием отдающим приоритет ценностям первого порядка и воспитанием ценностям третьего порядка -«добродетели2» Ценностный провал Для воспитания детей создавать ценностно ориентированную среду
Несоответствие между тем, что родитель должен быть «просвещенным человеком3» с целью грамотного воспитания и обучения своего ребенка и тем, что родитель не является таковым, в силу того, что не способен пользоваться «собственным умом» Когнитивный провал Принимать решения, основанные на собственных рассуждениях
Несоответствие между необходимостью развития ребенка с учетом Знаниевый провал Присвоение Формы представления культуры -
1 Коменский Я.А. Материнская школа // Под ред. проф. А.А. Красновс-кого. М.: Из-во Министерство просвещения РСФСР, 1947.
2 ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6 т. // Под ред. А.А. Запорожец, М.: Из-во Педагогика, 1984, т. 4.
3 Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 6 т. М.: Из-во Мысль, 1963.
«зоны ближайшего раз-вития1» и неосведомленностью родителей об этом элементе интеллектуального сотрудничества образование
Несоответствие между необходимостью быть родителю когнитивным субъектом и недостаточностью программ (сред) для формирования такого субъекта Парадокс большинства Формирование когнитивных компетенций родителей
Несоответствие между необходимым (для целостности личности, гармонично сочетающей рациональное и эмоциональное начала2) знанием родителем логики и отсутствием такового (экспресс-анализ) Парадокс большинства «занимаясь с ребенком логикой, вы поможете ему сделать первые шаги на пути развития рационального мышления и - впоследствии - к обретению целостности личности, гармонично сочетающей рациональное и эмоциональное начала»
Несоответствие между необходимостью формирования «культуры мышления» у ребенка в семье и несформированностью этого качества у родителя Парадокс ученого Формировать «культуру мышления», как ценность у родителей
Несоответствие в необходимости формирования «культуры мышления» ребенка родителями и отсутствием такового Парадокс большинства Развитие родителями «культуры мышления» старшего дошкольника
1 Выготский Л.С., Собр. соч.
2 Брюшинкин В.Н., Сироткина Л.С. Логические начала Калининград: Из-во Калининградского государственного университета, 2003. - 31 с.
Несоответствие между необходимостью раннего инвестирования в образование старшего дошкольника и отсутствием такового как правило Парадокс ученого «Вложение средств в образование после школы тоже совершенно необходимо, но и совершенно недостаточно для успешного социально-экономического развития человека1»
Несоответствие между установлением «поддерживающего эмоционального контакта2» родителя с ребенком и овладением способов достижения этой цели родителями как правило (Ф.И.) Ценностный провал Разъяснение и обучение родителей способам установления «эмоционального контакта» с детьми.
Несоответствие между фактическими компетенциями родителей и необходимыми когнитивными компетенциями для достижения «целевых ориентиров» в обучении ребёнка Когнитивный провал Формировать когнитивные компетенции родителей
Несоответствие между необходимостью родителям развивать «пытливый, острый, наблюдательный ум» ребенка и не сформированностью когнитивных компетенций у родителей для достижения этой цели Когнитивный провал Развитие когнитивных компетенций у родителей
Несоответствие между «упущенным временем» для воспитания ребенка в раннем возрасте и долженствованием Ценностный провал Формировать культуру «Чувств» с раннего возраста
1 Александров Д.А., Иванюшина В.А., Маслинский К.А. Бедность и развитие ребенка. М.: Из-во Рукописные памятники Древней Руси, 2015. - 392 с.
2 Мухина В.С. Детская психология. М.: Из-во Просвещение, 1985. - 272 с.
воспитания культуры «чувств»
Несоответствие между необходимостью уделять родителями особое внимание «духовно-нравственнымым -ценностям» (ДНЦ) при воспитании своего ребенка и отсутствием понимания необходимости этого направления в воспитании Ценностный провал Просвещение родителей по вопросу важности воспитания у детей ДНЦ
Несоответствие между необходимостью подходить к обучению с мате-тической точки зрения и отсутствием этого подхода в обучении Знаниевый провал. Формировать у родителей когнитивные, матетико-дидактические компетенции.
Несоответствие между потребностью «оттачивать свое мастерство» учителю (родителю) для достижения «целевых ориентиров» и незнанием нужных методик для достижения этой задачи Знаниевый провал Освоение родителями необходимых методик
Несоответствие между тем, что родитель должен быть «Просвещенным человеком» с целью грамотного воспитания и обучения своего ребенка и тем, что родитель не является таковым, в силу того, что мыслит абстрактно1» Парадокс мудрых. Принимать решения, основанные на собственных рассуждениях
Необходимость формирования «культуры мышления», духовно- Парадокс большинства Формировать культуру мышления и ДНЦ родителей.
1 Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно // Знание-сила», № 10(1973), с. 41-42 [Электронный ресурс]: http://caute.ru/ilyenkov/tra/denkabc.html (дата обращения: 21.06.2021).
нравственных ценностей у ребенка в семье не соответствует сформированности этих качеств у родителей
Несоответствие между когнитивными компетенциями родителей, живущих в изменившемся обществе, основанном на «мире информации» для формирования «целевых ориентиров» и фактическими компетенциями родителей Когнитивный провал Формирование когнитивных компетенций у родителей
Несоответствие между необходимость развивать у родителей креативные способности для воспитания и обучения ребенка и отсутствием такого как правило Креативный провал Развитие креативности у родителей
Несоответствие между необходимостью формировать когнитивную среду, для развития когнитивных компетенций родителей и отсутствием таковой Когнитивный провал Формирование когнитивной среды.
Несоответствие между преобладанием авторитарного стиля общения родителя с ребенком и необходимостью в гуманистическом воспитании Парадокс большинства Формировать «культуру мышления» и духовно-нравственные ценности родителей
Несоответствие между восприятием каждым человеком себя, как «информационный объект» и отсутствием такого понимания Когнитивный провал. «В обществе основным источником развития и процветания должна стать информационная (когнитивная, творческая, духовная) деятельность, а главным ресурсом и богатством - знания, смыслы, идеи и
их создатель и носитель - информационный (когнитивный, креативный) субъект1»
Несоответствие между необходимостью родителю быть когнитивным субъектом и недостаточностью программ (сред) для формирования такого субъекта Когнитивный провал Развитие когнитивных, матетико-дидактических компетенций родителей
Несоответствие между необходимостью повышения уровня культуры родителя для самосовершенствования (личностного роста) и недостаточностью средств -сред и программ для формирования ОКР Ценностный провал Развитие когнитивных, матетико-ди-дактических компетенций родителя
Проблемно-ориентированная база знаний нужна для достижения необходимой полноты анализа воспитания, обучения и просвещения, именно на ее основе создана просвети-тельско-образовательная программа «УМОК». В свою очередь, программа направлена на формирование не только когнитивной деятельности и ценностей, но и на осознание родителями особой роли семьи в воспитательном процессе.
Данная проблемно-ориентированная база знаний и экспликация выявленных проблем в образовании имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и по сути закладывает основы новой парадигмы образования: телесно-когнитивно-ценностной (ТКЦ). Важно сформировать глобальную систему не просто всеобщего образования, но и всеобщего воспитания, соединить науку, философию и деятельность, предложить человеку и человечеству новое понимание себя и мира, новые способы универсализации знаний, новые философию и методологию, адекватные информационному и ценностному обществу.
1 Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для общества знания: когни-тивно-компетентностная парадигма образовательных процессов // Ценности и смыслы, 2010, № 2.