УДК 37.02
Сабанина Н.Р.,
старший преподаватель кафедры педагогики института «Высшая школа образования», кафедры теологии филологического факультета Московского педагогического государственного университета, ведущий специалист Учебно-научного центра «Междисциплинарные проблемы образования и когнитивистики»
МАТЕТИКА И БУДУЩЕЕ ПЕДАГОГИКИ: КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются результаты Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Матетика и будущее педагогики». Данная тематика является уникальной и не имеет аналогов в мировой истории образования. Широкий круг проблем, поднятых на конференции, был определён структурой конференции построенной в соответствии с трудом Я.А. Коменского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих». В результате анализа представленных докладчиками идей и моделей для решения проблем образования можно сделать вывод о смене образовательной парадигмы, обусловленной невозможностью преодоления возникших методологических, когнитивных и общекультурных провалов в сложившейся системе образовании. Ключевые слова: матетика, дидактика, трансдисциплинарность, сложностность, когнитивно-ценностная парадигма образования, познание, творение, самотрансценденция, целостный ПНК-текст
Sabanina N.,
Senior Lecturer of the Chair of Pedagogy of the Institute "Higher School of Education", Chair of Theology of the Philological Faculty of the Moscow Pedagogical State University, Leading Specialist of the Education-Scientific Center "Interdisciplinary Problems of Education and Cognitive Science"
MATHETICS AND THE FUTURE OF PEDAGOGY: THE COGNITIVE-VALUE
PARADIGM OF EDUCATION
The article summarizes the analysis of the results of all-Russian scientific-practical conference with international participation "Mathetics and the Future of Pedagogy". This theme is unique and it has no analogues in the world history of education. A wide range of raised issues at the conference was determined by the structure of the conference, which has been constructed in accordance with the work of J. Comenius "General Consultation Concerning of Human Affairs". As follows from the analysis presented by the speakers of ideas and models for solving the issues of education it can be concluded on the change of education paradigm due to the impossibility of overcoming the arising methodological, cognitive and common cultural gaps in the established system of education.
Keywords: mathetics, didactics, transdisciplinarity, complicacy, cognitive-value paradigm of education, cognition, creation, semi-transparancy, holistic PNC-text
Всероссийская конференция с международным участием «Матетика и будущее педагогики», проведённая в МПГУ в рамках «Недели науки и образования в интересах мира и развития» есть также воплощение Идеи. Задумке проведения этой конференции предшествовали творческие обсуждения концепта «Матетика» в соотнесении с проблемами
Для того чтобы родилась плодотворная идея в голове человека, звёзды должны принять особое взаимное расположение...
образования, как на внутренних, так и на общемосковских творческих семинарах сотрудников института «Высшая школа образования» МПГУ. Непосредственным организатором данной конференции «Матетика и будущее педагогики» прошедшей 30 ноября - 1 декабря 2017 года стал Центр «Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики» Инсти-
Как цитировать статью: Сабанина Н.Р. Матетика и будущее педагогики: когнитивно-ценностная парадигма образования // Вестник Академии права и управления. 2017. № 4(49). с. 178-184
тута «Высшая школа образования» МПГУ. Программа конференции составлена в виде тематических обсуждений, построенных в соответствии с трудом Комен-ского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», который включает в себя семь разделов: Панегерсия - всеобщее пробуждение (модератор - д. филос. н., проф. Степанова А.С.), Пансофия - всеобщая премудрость (модератор - д. пед. н. Марчукова С.М.), Панаугия - всеобщее просвещение (модератор - д. филос. н., проф. Бычков С.Н.),Панортозия - всеобщее исправление (модератор - магистр Сабанина Н.Р.), Панпедия - всеобщее воспитание (модератор - д. филос. н., проф. Багдасарьян Н.Г.),Панглоттия - всеобщая культура, проявленная в языках (модератор - д. филос. н., проф. Сорина Г.В.) Паннутезия - всеобщее поощрение (к благой деятельности) (модератор - д. филос. н., проф. Баксанский О.Е.)
Специальное тематическое обсуждение было посвящено Матетике в педагогике (модератор - д. филос. н., проф. Грифцова И.Н.).
Обсуждение проблем будущего образования (в данном прочтении), смыслы, идеи и ценности, сформулированные участниками Конференции, по существу задают новую когнитивно-ценностную парадигму образования.
Конференция имела ярко выраженный междисциплинарный характер: более 20 представленных на ней дисциплин - педагогика, история, философия, социология, лингвистика, политология, информатика, психология, физиология, математика, физика, этика, эстетика, филология, религиоведение, юриспруденция, культурология, антропология и др. стали серьёзным испытанием для «узких профессионалов». Участниками тематических обсуждений была поставлена высокая методологическая планка для всех желающих осмыслить роль педагогики и образования в современном мире с позиции новейших результатов в области нейронаук, культурологии, когнитивисти-ки, лингвистики и наук об общественном устройстве. Организаторы Конференции постарались создать эффект «линзы времени»: когда «наблюдатель», находясь в настоящем, обращён в прошлое - на 425 лет назад - во времена Яна Амоса Коменского, и, одновременно - вперёд, задавая характеристики модели «образования Будущего» и образования Человека для такого будущего.
Задачи Конференции состояли в том, чтобы рассмотреть идею образования, задаваемую Я.А. Ко-менским в труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»;
- исследовать целостные основания матетико-дидактического подхода в образовании Человека;
- осветить основные результаты применения подхода Коменского и сделать выводы для современной системы образования;
- сформулировать предложения по созданию модели образования для будущего адекватные современным вызовам и достойные результатов Великого предшественника.
Подтверждением в понимании ситуации в науке стало то, что научная модель мира в XXI веке претерпела существенные изменения - модель мира современного человека, в том числе, приобрела характеристики сложностности. Рассмотрение каждого элемента в ней происходит, учитывая множество признаков заданных по разным основаниям, включённым в «открытую целостность», предполагающую многоуровневость и трансдисциплинарность. Речь идет о постнеклассиче-ском периоде развития «парадигмы сложностности», в котором «можно выделить следующие главные концепции и инструменты: самоорганизация, нелинейная динамика, синергетика, теория турбулентности, динамические системы, катастрофы, нестабильности, стохастические процессы, хаос, графы и сети, клеточные автоматы, адаптивные системы, генетические алгоритмы и компьютерный интеллект» [1]. С точки зрения д. филос.н. Владимира Ивановича Аршинова для построения нередукционистской парадигмы «нелинейного сложностного мышления» перечень принципов наблюдаемость, контекстуальность, контингентность, дополнительность и неопределенность (по Морену) должен быть дополнен принципами циклической причинности или зависимости, рекурсивности, контексту-альности, эмерджентности (последний существенно развит применительно к образованию в работах отечественного комениеведа Светланы Марковны Мар-чуковой [2]). Легко видеть, что особую роль в формировании сложностного мышления (метамышления) играет концепт «наблюдатель сложности».
Интересно, что первоначально выявленный в естественнонаучном контексте, как необходимый теоретический компонент, позднее концепт «наблюдатель» находит своё широкое воплощение в гуманитарном знании и практике. Данный перенос возможно закономерен, в том числе и для ЭВИ (энергия, вещество, информация) - модели мира, где для фиксации квантовых состояний и перехода их в проявленные необходим обмен информацией между квантовой частицей и средой (наблюдателем, который в случае отождествления его со специфическим контентом можно рассматривать как среду, и наоборот). Можно предположить, что именно введение «наблюдателя» такого типа, «наблюдателя наблюдателя (ме-танаблюдателя)» является непременным условием возможности научного обоснования процесса само-трансценденции субъекта познания и осуществления им «отношений творения» [3]. Сложностность процессов при этом также характеризуется:
- непрерывностью движения и одновременно, представимостью этапов его осуществления;
- нелинейностью и направленностью одновременно;
- пространственно-временными характеристиками и парадоксальной атемпоральностью (вечностью) и бесконечностью...
Можно видеть при этом, что сама сложност-ность задаётся субъектностью данных процессов или парадоксом «человека», который осуществляет себя в различных достижимых возможных мирах одновременно. При этом принципиальным решением, связанным с описанием подобной п-мерности в данной парадигме является создании новых трансдисциплинарных мета объектов [4].
Проблемы парадигмального перехода.
Выводом из всего сказанного является то, что классический подход к моделированию не позволяет разрешать существенные затруднения, выявляемые при решении проблем в настоящей и главенствующей научной парадигме.
Первое подобное затруднение - традиционная «дисциплинарное^ мышления», принципиально препятствующая логике открытия. Жан Пиаже (1970), как автор термина «трансдисциплинарность, искал механизмы, позволяющие подняться над узкими интересами и взаимодействием исследователей, занятых решением узкоспециальных проблем. Под «полной трансдисциплинарностью» он понимал метазнание [5]. Эрих Янч (1972 г.) на основании подхода Д. Гильберта к аксиоматизации математики, задумывался о возможности «аксиоматического подхода общего характера» в деле «координации дисциплинарных и междисциплинарных исследований образовательных систем» [5].
Практически многоуровневость Конференции, явилась примером построения среды обладающей высоким образовательным потенциалом, в том числе самотрансценденции для любого её участника.
Таким образом, преодоление субъективности и формализации такого рода целостных текстов предполагает использование методологии ПНК-текстов.
Когнитивно-ценностная парадигма образования: предложения относительно создания модели образования для будущего.
Несмотря на высокую степень неопределённости, задаваемую многомерностью направлений рассмотренных на Конференции анализ представленных идей и проблем не просто возможен, но и необходим, в частности, для решения четвёртой задачи конференции: «Сформулировать предложения по созданию модели образования для будущего».
Построим классификацию выявленных проблем путём определения объёма понятия «парадигма образования» на основании трёх её основных компонентов: субъект, среда и контент [6].
Субъект
1. Профессиональная ориентация.
2. Нужна ли школе ранняя профессионализация и как она влияет на развитие творческих способностей человека?
3. О «воспитании души».
4. Особенности взаимосодействия субъектов образовательной среды.
5. Формирование человеческого капитала на основании принципов матетики.
6. Выполняет ли семья свою роль в определении траектории развития ребёнка?
7. Самопознание, саморазвитие и самореализация - направления матетики в системе образования.
8. Понимание роли родителей в дошкольном воспитании ребёнка как всестороннего, в том числе духовного (нравственного) развития ребёнка.
9. Формирование компетенций творческого мышления и принятия нестандартных решений в образовании.
10. Каковы «интуитивные основы правосознания».
11. «В виртуальной реальности не реальны эк-зистенциалы человеческого бытия».
12. «Человечество выработало «рефлекс сопротивляемости» (на примере рекламы) к темпам развития информационных технологий и смене «устойчивых базовых ценностей».
13. Формирование способности субъекта к объективации знаний.
14. Парадигма образования направленная на осознание необходимости самосозидания.
15. ИКТ формируют новые формы «коллективного мышления», которые можно рассматривать как новые векторы эволюции разума человека.
16. Самообучение и опыт: общее и различия.
17. Нравственно-смысловое общение педагога с учеником.
Среда
1. Неопределённость препятствие/механизм процесса познания.
2. Отсутствие метапредметного подхода в образовании.
3. Предупреждение насилия в образовательной среде.
4. Принципы регулирования взаимоотношений ученика и учителя.
5. Построение системы дошкольного воспитания по принципу семейного.
6. Цифровые реалии современного мира и сохранение человеческого в человеке: кто сегодня является источником знаний, смыслов, идей и ценностей?
7. Необходимость прояснения смыслов знаний сетевой компьютерной среды.
8. Исследование законов «приборных ситуаций восприятия реальности».
9. Гармонизация (гуманизация) мышления человека сформированного в техногенной среде.
10. Гибкая цифровая среда подготовки и переподготовки кадров.
11. Развитие нормативно-правовой и научно-методической базы современной цифровой инфра-струкутры.
12. Развитие цифровых технологий для инклюзивного образования.
13. Робопедагогика (использование интернет-ботов в образовании): за и против.
Контент
1. Деятельность в соответствии с ценностями.
2. Вера, как элемент воспитательной деятельности.
3. Проблематика смерти и поиска «смысла жизни».
4. Преподавание языков в полилингвальном государстве.
5. Проблематика эффективной коммуникации: нейрофизиологические исследования.
6. Матетическая составляющая: какова природа познания.
7. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в мультикультурной среде.
8. Опыт введения множественности идеологических систем в образовательном цикле.
Оказалось, что некоторые проблемы не вошли в заданный объем понятия. Это означает, что на конференции явным образом были представлены проблемы образования, которые не могут быть разрешены исключительно внутри системы образования. Для этого потребуется задействовать смежные с педагогикой и многие другие дисциплины и области деятельности, такие как: культурология, медицина, право и экономика, лингвистика и социология, политология и статистика, логика и система управления. Необходимость целостного видения проблем для решения соответствующих задач требует создания принципиально новых методологических подходов.
Идеи и модели решения проблем, указывают как на актуальность определённых направлений, так и на неразрешённость некоторых из них в современной системе образования.
Явным образом, оказывается, что существенные затруднения вызывают задачи межинституционального и морально-правового регулирования в образовании.
Исходя из вышесказанного, целостная роль данной Конференции состояла в том, чтобы явным образом представить аргументацию назревшей настоятельной необходимости определить те проблемы, решение которых выходит за рамки исключительно субъектно-деятельностного и матетико-дидактиче-ского (педагогического) рассмотрения и предложить идеи, модели и другие пути их возможного решения,
а также адекватную методологию развития образования будущего. Наиболее значимыми научно-методол-гическими решениями на наш взгляд являются:
1. Тринитарная информационная модель мира и методология (ТИММ) [7] - предложенная проф., д. филос. н. Меськовым В.С.
2. Трансдисциплинарная. В частности на Конференции подробно обсуждалась данная научная парадигма, которая нашла отражение в одноимённом труде группы исследователей «Трансдисциплинар-ность» [5].
3. ЭВИ (энергия, вещество, информация) модель мира и методология [8].
На конференции были также предложены следующие идеи, модели и решения задач, возникших в области образования, но решение, которых требует выхода за пределы системы образования:
Идеи:
1. Необходимость овладения тремя инструментами познания: чувством, разумом и верой.
2. Профессиональное самоопределение школьников связано с необходимостью построения «непротиворечивого позитивного образа будущего».
3. Логика как один из ключевых аспектов мате-
тики.
4. Необходимость и рассмотрение эффективности «матетико-дидактического метода» в образовании.
5. Существует заведомое расстояние между декларируемыми идеалами и ценностями и добродетелью человека.
6. «Панкосмия» и «Ноосферность» как идеи целостности мирозданья.
7. Осознание языка как отличительной способности человеческого бытия.
8. Приобщение к уникальным и универсальным ценностям в системе образования.
9. Значимость произведений искусства в культуре.
10. Современное определение «добра» и добродетели, как принципов воспитания.
11. Концепты формального, неформального и информального образования. «Пансофия» - целостное знание человечества о Боге, природе, Вселенной и Человеке.
12. Метапредметная функция языка в профессиональной деятельности учителя.
13. Сценарии развития человечества зависят от выбора технологий и способов решения задач, стоящих перед человечеством.
14. «Трансграничный поток технологий» как методологическая основа исследований образовательной глобализации.
15. Исследование средств и технологий обработки информации.
16. В условиях глобального искусственного интеллекта человек обретёт «полное сознание, на основании раскрытия в себе и индивидуального и общечеловеческого.
17. Формирование «методологического сознания»; развитие «междисциплинарного и трансдисциплинарного мышления».
18. ИКТ формируют новые формы «коллективного мышления», которые можно рассматривать как новые векторы эволюции разума человека.
Модели:
1) Метатеория (глобализация) образования.
2) Метаподход в анализе текстов и построении модели образования.
3) Модель познания, построенная на основании трансцендентальной кантовской концепции математики.
4) Сценическая модель действия как матетиче-ская стратегия.
5) Необихевиористская модель формирования благоприятной учебной среды.
6) Постнеклассическая модель образовательных процессов (ПНК МОП) в соотношении с системой Коменского («Всеобщий Совет по исправлению дел человеческих) и адекватная вызовам современной системы образования.
7) Образовательная модель, построенная на основании принципа формирования «универсальной человеческой культуры».
Решения:
1) Универсализм в образовании проявляется в понимании природы человека, цельности знания, овладении культурным наследием, получении равного доступа к образованию, построении межкультурного диалога, создании «формального языка» образования.
2) Целостный подход в воспитании нравственных ценностей у школьников.
3) Пансофиийность в образовании задаётся следующими характеристиками: троичность, диа-логичность, междисциплинарность, многомерность, метафоричность и является основанием для формирования целостного знания о мире.
4) Конвергентные принципы и когнитивные технологии в образовании. Трансдисциплинарность и конвергентный подход.
5) Культурно-образовательные практики воспитательной работы.
6) Семейное воспитание - создание пространства (среды) любви, как «механизма» приобщения к добродетели.
7) Педагогика будущего в контексте постне-классической сложности.
8) Обосновывается необходимость установки моделей научно-образовательных, производствен-
ных кластеров на основе взаимодействия науки образования производства в социокультурной среде.
9) Инвариантная функция интеллектуальной деятельности как методологическое средство исследования необходимая для перераспределения функций между человеческим и искусственным интеллектом в пользу человека.
10) Критерии уровня оценки духовно-нравственной воспитанности: «наличие научного мировоззрения, чувство внутренней свободы, стремление к самореализации, успешность в образовательной деятельности, адекватность самооценки, мотивация, согласованная с высшими принципами нравственности».
11) Перспективы развития образовательной робототехники.
На основании идей и проблем Конференции, в качестве вывода мы можем обобщённо сформулировать характеристики прототипа «Образования для будущего».
Парадигма: когнитивно-ценностная.
Принципы: целостность.
Методология: постнеклассическая, трансдисциплинарная.
Подход: средовой, кластерный.
Характеристика субъекта образования:
По характеру образовательных целей: формирование знаний, смыслов, идей, ценностей (например, в соответствии с моделями ПНК МОП [9] и ПНКК [10]).
По характеру образовательного результата:
I тип результата. Развитость шести компонентов человеческого потенциала/капитала: три вида здоровья (физическое, психическое, социальное), два вида интеллекта (определяемых по характеру развития смыслового критического мышления и творческой интуиции), совесть (полная система ценностей проявленных в культуре).
II тип результата. Развитие социального капитала общества [11].
III тип результата. Продукт, востребованный другими субъеками деятельности в различной временной перспективе.
Характеристика контента (содержания образования): открытый, моделируемый, когнитив-но-компетентностный, знание-смысло-идее-генный, креативно-ценностный, деятельностный.
Содержание образования разрабатывается, учитывая как матетико-дидактические задачи образования человека так результаты моделирования прогноза развития регионов, страны в тесном соотнесении с реальными задачами. Это необходимо для формирования целостного результата развития - повышения качества социального капитала и уровня жизни и счастья граждан. Тем самым успешность образования отдельного индивидуума, создаёт позитивную «цепную реакцию» совершенствования общества.
Характеристика среды:
- природосообразность
- культуронасыщенность
- науконасыщенность
- сложностность
- открытость
- интерактивность
- вариативность
- адаптивность
- самонастраиваемость
- технологичность
- масштабируемость во времени и в пространстве.
Среда познания (самотрансценденции) всех уровней взаимосодействия:1) народ, 2) род, 3) семья, 4) человек, 5) сообщество,6) страна, 7) человечество.
Механизмы управления процессами развития в таких образовательных средах предполагают использование трансдисциплинарного подхода и использования технологий многоагентных систем МАС и искусственного интеллекта (ИИ),обеспечивающих гибкое реагирование на применение результатов проектирования, моделирования и многообразие способов коррекции программ и проектов. Так создание образовательных кластеров, предполагает гибкую систему правового и управленческого сопровождения данного процесса.
Для осуществления подобных подходов в России необходим современный закон об образовании, позволяющий реализовать когнитивно-ценностную
парадигму образования, адекватную концепции обучающихся обществ.
Важно обеспечить соотнесение данного документа с ключевыми законодательными актами и правовыми аспектами деятельности основных общественных институтов на предмет непротиворечия и дополнительности. Принятие инфраструктурных решений в области социально-экономического и научно-технического развития требует участия в планировании высших правительственных организаций.
Обеспечение национальной безопасности требует также принципиальных решений, позволяющих в полном объёме реализовывать содержательные ци-вилизационно-культурные преобразования.
Возможным решением, для осуществления необходимого реформирования может стать сеть информационных точек - «База знаний: образование РФ». На законодательном уровне следует включить эту тематику в программы развития территорий, в качестве главного критерия определения успешности их развития. Кроме того, эта сеть позволит получать оперативную информацию об уровне развития человеческого и социального капиталов регионов.
Кроме того, построение когнитивно-ценностной парадигмы существенно усовершенствовать государственные и глобальную системы образовательного права, позволит более гибко рассматривать права человека, с позиции его готовности и долженствования к деятельности на различных уровнях. Данный подход может стать решающим для преодоления многих вызовов человечеству.
Список литературы
1. Аршинов В.И. Наблюдатель сложности в контексте постнеклссической рациональности // Режим доступа http://iphras.rU/uplfile/root/biblio/ps/ps18/4.pdf , 16.06.2017.
2. Марчукова С.М. Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и Образование». № 4 (33). 2012.
3. Мягкая сила. Культура. Образование. (Видео-практикум «Установление отношений творения посредством мягкой силы»), 2017г. [Информационный ресурс], Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oSclKOpDmaA , 19.09.2017.
4. Меськов В.С. Философия образования?!.. // Журнал «Наука Образования». 2012. №1 (1). C. 34-46.
5. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы под. ред. Б. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. 516 с.
6. Меськов В.С., Мамченко А.А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования. Школьные технологии. 2011. №3. C.46-62.
7. Меськов В.С. Методология тринитарности // Журнал «Вопросы философии». 2013. №11. С.67.
8. Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Трансдисциплинарный метазакон развития сознательных форм жизни // Журнал Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2017. №8. C. 56-57.
9. ПНК МОП (Постнеклассическая модель образовательных процессов) // В.С. Меськов, А.А. Мамченко. Когни-тивно-компетентностная парадигма образования. Школьные технологии. 2011. №3. C.46-62.
10. ПНКК (Постнеклассическая концепция культуры) // Сабанина Н.Р. Культура: постнеклассическая трактовка // Электронное научное издание Альманах «Пространство и время». 2018.
11. Сабанина Н.Р. Философия образования: глобальный сценарий. (в 2-х частях) // Ч.2. Образование человеческого и социального капиталов // Журнал «Социально-гуманитарное знание» 2018. №2.
Reference list
12. Arshinov V. Observer of complicacy in the context of post non classical rationality // Access mode http://iphras.ru/ uplfile/root/biblio/ps/ps18/4.pdf , 16.06.2017.
13. Marchukova S. The heuristic potential of the idea of Pantothenate in the pedagogical heritage of J. Comenius // Academic Bulletin of the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of the RAS "Man and Education". № 4 (33). 2012.
14. Soft power. Culture. Education. (Video-workshop "Establishing relations of creation through soft power"), 2017. [Information resource], Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=oSclKOpDmaA , 19.09.2017.
15. Mes'kov V. The philosophy of education?!.. // The Journal "Science Education". 2012. №1 (1). C. 34-46.
16. Transdisciplinarity in philosophy and science: Approaches, issues, prospects. Under the editorship B. Bazhanov, R. Scholz. M.: Publishing house "Navigator", 2015. 516 p.
17. Mes'kov V., Mamchenko A. Cognitive competence paradigm of education. The school of technology. 2011. № 3. P. 46-62.
18. Mes'kov V. The methodology of Trinitarian // Journal "Issues of philosophy". 2013. № 11. P. 67.
19. Mes'kov V., Sabanina N. Transdisciplinary metalaw of the development of conscious forms of life // Journal Neurocomputers: Development, application. 2017. № 8. P. 56-57.
20. PNC MEP (Post-non-classical model of education processes) // V. Mes'kov, A. Mamchenko. Cognitive competence paradigm of education. The school of technology. 2011. №3. P. 46-62.
21. PNCC (Post-non-classical concept of a culture) // Sabanina N. Culture: Post-non-classical interpretation // Electronic Scientific Edition Almanac "Space and Time". 2018.
22. Sabanina N. Philosophy of education: Global scenario. (in 2 parts) // Part 2. Education human and social capital // Journal "Social and Humanitarian Knowledge" 2018. № 2.