Окончание таблицы 1
Критерий Показатель Индикатор Баллы
Наличие методик оценки и диагностики в рамках ИД Количество творческих коллективов, созданных в рамках ИД, шт. Количество разработанных методик оценки и диагностики исходного состояния практики и промежуточных результатов деятельности в рамках ИД, шт. 3-5 — 1 балл 5-7 — 2 балла 7 и более — 3 балла 1-3 — 1 балл 3-5 — 2 балла 5 и выше — 3 балла
5. Диссеми-нация опыта Масштаб распространения результатов ИД Количество публикаций по результатам ИД, шт.: - на региональном - федеральном - международном уровне 1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9
Библиографический список
1. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : проект государственной программы Челябинской области. — Режим доступа: http://www.econom-chelreg. ru/progrrealmingp?article=3397 (дата обращения 20.05.2017).
2. Шаталова, О. М. Подходы к оценке эффективности инноваций в реализации региональной политики стимулирования инновационной активности (на примере Удмуртской Республики) [Текст] / О. М. Шаталова // Вестник ИжГТУ. — 2014. — № 4 (64). — С. 71—76.
3. Игошев, Б. М. Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций [Текст] / Б. М. Игошев, С. А. Новоселов // Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 4-14.
4. Новикова, Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности [Текст] / Т. Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 1. — С. 62-65.
5. Why should we care about the costs and benefits of education? // EENEE Policy Brief. — 3/2014. — 2 p.
6. Богуславский, М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогиче-ской экспертизы инноваций в образовании [Текст] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. — 2016. — 1. — С. 21-33.
УДК 376 Д. Ф. Романенкова, начальник Регионального
учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета (РУНЦИО ЧелГУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: droman@csu.ru
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Статья посвящена вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве механизма содействия трудоустройству этих лиц. Раскрыты цели и задачи проведения конкурсов, их организационная структура. Основная цель, к которой должны стремиться организаторы конкурсов, — это трудоустройство победителей и участников. В статье исследуются вопросы трудоустройства лиц
с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и механизмы поддержки работодателей, создающих рабочие места для лиц с инвалидностью, приведены перспективные практики регионов. Показан опыт проведения Челябинской областью региональных чемпионатов «Абилимпикс» в 2015 и 2016 годах. Выявлены основные риски в организации и проведении таких конкурсов и показаны пути их преодоления и минимизации.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, «Абилимпикс», инклюзивное профессиональное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, содействие трудоустройству.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является решение вопросов образования и занятости людей с инвалидностью. Задача системы профессионального образования состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ), получая профессию или специальность, должны освоить те же виды профессиональной деятельности, что и остальные студенты.
Результатом получения профессионального образования должно стать трудоустройство выпускника с инвалидностью или выпускника с ОВЗ либо на открытом рынке труда, либо с использованием мероприятий и программ по содействию трудоустройству, в том числе трудоустройству на специальные рабочие места.
Трудоустройству препятствуют многие внутренние и внешние факторы, существенным из которых является низкая мотивация самих людей с инвалидностью к трудоустройству. Это связано не только с тем, что эта категория населения не воспринимается рынком труда в качестве полноценного участника, но и с тем, что у многих из них нет достаточной уверенности в своих профессиональных способностях и возможностях.
Одним из эффективных методов повышения мотивации к трудоустройству является привлечение обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.
В настоящее время конкурсам профессионального мастерства для инвалидов уделяется большое внимание. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 20112020 гг. запланировано проведение конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и создание эффективной системы профессиональной ориентации и мотивации инвалидов к получению рабочих профессий, в Федераль-
ной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. заложена организация конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в два года.
Участие лиц с инвалидностью и ОВЗ в кон -курсах и олимпиадах профессионального мастерства дает им возможность проявить себя, показать свои способности, получить опыт профессиональной деятельности, повысить уровень профессионального мастерства [1].
«Абилимпикс» — это международное движение, которое специализируется на проведении конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Инициатором этого движения является Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу. Первоначально соревнования имели формат именно профессиональных конкурсов, однако в дальнейшем они стали своего рода ярмаркой вакансий для людей с ограничениями, и именно эта задача стала приоритетной при проведении соревнований [2]. В настоящее время международные чемпионаты проводятся один раз в четыре года, в них участвуют люди с различными видами инвалидности, а движение «Абилимпикс» охватывает около сорока стран.
Россия присоединилась к этому движению в 2014 г. В 2015 г. прошли первые региональные чемпионаты, Первый национальный чемпионат, а в марте 2016 г. команда нашей страны приняла участие в международном чемпионате, который состоялся во французском Бордо. В 2016 г. к движению «Абилимпикс» присоединилось уже более шестидесяти субъектов Российской Федерации.
Целью конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Аби-лимпикс», проводимых в нашей стране при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, является содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ на рынке труда.
Конкурс призван решить следующие задачи:
- создание системы профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью или ОВЗ к профессиональному образованию через конкурсы профессионального мастерства;
- развитие профессионального мастерства студентов с инвалидностью или ОВЗ;
- содействие трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ;
- стимулирование выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ к дальнейшему профессиональному и личностному росту;
- выявление и поддержка талантливых детей и молодежи из числа людей с инвалидностью или ОВЗ;
- подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью или ОВЗ;
- формирование экспертного сообщества по профессиональному образованию и трудоустройству людей с инвалидностью или ОВЗ;
- включение работодателей в процесс инклюзивного профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью или ОВЗ [3].
В ходе проведения конкурса очень важно представить работодателям участников с инвалидностью и ОВЗ не только как профессионалов, способных осуществлять трудовые функции на высоком уровне, но и как разносторонне развитые личности, способствуя при этом формированию в профессиональном сообществе отношения к этим людям как к полноценным участникам рынка труда.
Челябинская область — один из пяти регионов, которые уже дважды провели региональные чемпионаты «Абилимпикс». В 2016 г, как и в 2015 г, основной площадкой проведения чемпионата стал Челябинский государственный университет. В организационный комитет по проведению чемпионата вошли руководители региональных министерств, общественных организаций инвалидов, объединений работодателей, образовательных организаций профессионального образования. В первый год было десять участников, которые соревновались в единственной компетенции — «Программист». Во второй год число компетенций выросло до девяти («Токарные работы на станках с ЧПУ», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Портной», «Швея», «Социальная работа», «Разработка программного обеспечения (программирование)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Мультимедийная журналистика», «Перевод-
чик»), число площадок — до четырех, а число участников — до 55. Пять компетенций ориентированы на обучающихся по программам высшего образования. Главным призом для победителя в каждой компетенции стала стажировка на предприятии, в организации, компании, которые являются региональными лидерами в своей отрасли.
В соответствии с программой регионального чемпионата помимо конкурсных соревнований были проведены профориентационные мероприятия для школьников с инвалидностью, круглые столы по вопросам профессионального образования и занятости людей с инвалидностью, ярмарка вакансий, в которой приняли участие более двадцати работодателей, предоставляющих квотируемые рабочие места для инвалидов.
В 2016 г. региональные отборочные этапы конкурсов профессионального мастерства прошли в 48 субъектах Российской Федерации, 13 регионов заявили участников на финал национального чемпионата по системе «Уникальный участник».
В национальном чемпионате «Абилим-пикс», который проходил в ноябре 2016 г. в Москве, приняли участие 500 человек (51 школьник, 347 студентов, 102 специалиста). Студенты и специалисты соревновались по 48 компетенциям, школьники — по 11 компетенциям (см. официальный сайт Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Аби -лимпикс» http://abilympicspro.ru).
В 2017 г. включение регионов в движение «Абилимпикс» существенно расширилось, изменились и требования к проведению чемпионатов субъектов РФ: так, чемпионат будет считаться состоявшимся при проведении его не менее чем по пяти компетенциям с количеством участников в каждой не менее пяти человек. Если ранее региональные конкурсы носили статус отборочных этапов национального чемпионата «Абилимпикс», то с текущего года они являются чемпионатами «Абилимпикс» субъектов Российской Федерации.
Общую координацию и организацию в России работы по проведению чемпионатов «Аби-лимпикс» осуществляет Национальный центр развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», функционирующий на базе Российского государственного социального университета. В регионе, присоединившемся к движению «Абилимпикс», создается региональный центр развития движения «Абилимпикс», в задачи которого входит координация развития движения в субъекте Российской Федерации, а также организационная и методическая под-
держка проведения чемпионата «Абилимпикс» в субъекте Российской Федерации, ведение системной работы по содействию в трудоустройстве участников конкурса, подготовка команды субъекта к участию в национальном чемпионате. Кроме того, в регионах создаются волонтерские центы «Абилимпикс», которые занимаются подготовкой волонтеров, имеющих навыки работы с людьми с инвалидностью различных нозологических групп, а также организацией волонтерской поддержки проведения регионального чемпионата «Абилимпикс».
Соревнования проходят по утвержденному списку компетенций для трех категорий участников (студентов колледжей, вузов и молодых специалистов) по 61 компетенции и школьников — по 18 компетенциям. Задания, по которым соревнуются участники, разрабатываются центрами компетенций «Абилимпикс», которые создаются на конкурсной основе на базе профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования. Каждое задание разрабатывается на основе профессиональных стандартов, согласуется с ведущими работодателями и общественными организациями инвалидов. В 2017 г. в Челябинской области создано два центра компетенций «Абилимпикс»: «Разработка программного обеспечения (Программирование)» на базе Челябинского государственного университета, «Токарные работы на станках с ЧПУ» на базе Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова.
В текущем году в стране уже проведено несколько региональных чемпионатов. Крупнейшим региональным этапом за всю историю проведения чемпионата стал III Московский чемпионат «Абилимпикс-2017»: он проводился по 63 компетенциям в категории «Студенты и специалисты», по 18 — в категории «Школьники» и собрал 717 участников.
В октябре 2017 г. в Челябинской области запланировано проведение III чемпионата «Абилимпикс» по девяти компетенциям на трех конкурсных площадках.
Анализ проведения региональных чемпионатов позволяет нам выявить основные риски в организации и проведении данных мероприятий и предложить пути их минимизации.
Риск ограничения конкурса рамками системы образования, когда и участники, и эксперты, и зрители, и волонтеры являются обучающимися и преподавателями образовательных организаций (чаще всего колледжей и техникумов). Важно максимально расширять круг лиц, вовле-
ченных в проведение чемпионата (органы труда, социальной защиты населения, объединения работодателей, вузы, некоммерческие организации, общественные организации инвалидов). Идеальной является ситуация, когда все эксперты — это представители работодателей.
Риск превращения конкурса в очередной экзамен. Выполнение задания как на экзамене предполагает, что участник действует по шаблону, не проявляя индивидуального творческого подхода. На конкурсе важно показать, что участники с инвалидностью не только умеют выполнять трудовые функции, но и являются разносторонне развитыми личностями. Очень ценным как для участников, так и для экспертов является общение на профессиональном уровне, как в процессе выполнения конкурсных заданий, так и при защите работ.
Риск выбора компетенций ручного труда, которые традиционно считаются пригодными для инвалидов («Флористика», «Декоративное искусство», «Портной», «Сухое строительство и штукатурные работы» и т. п.). Не отрицая значимости этих видов профессиональной деятельности для лиц с инвалидностью и ОВЗ, отметим, что важно привлекать молодежь данной категории к высокотехнологичным профессиям, перспективным для развивающейся экономики, в которых главными преимуществами работника являются интеллект и самостоятельное творческое мышление.
При организации и проведении чемпионатов «Абилимпикс» важно не забывать, что основная их цель — трудоустройство победителей и участников. Перечислим основные наиболее действенные механизмы, которые применяются регионами для достижения этой цели:
- работа специалистов органов занятости населения по индивидуальному подбору вакансий в соответствии с рекомендациями, данными в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, и полученным профессиональным образованием;
- организация производственных практик и стажировок на предприятиях-партнерах, способствующих последующему трудоустройству;
- заключение отложенных трудовых договоров с работодателями с целью прохождения практики и трудоустройства по завершении обучения;
- организация социально-психологического сопровождения инвалида в процессе закрепления на рабочем месте с учетом индивидуальных возможностей и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации [2];
- использование механизма резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
Наиболее интересен опыт Москвы в области сопровождения трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Эти мероприятия позволят обеспечить адресное сопровождение каждого участника чемпионатов «Абилим-пикс» в части трудоустройства и закрепления его на рабочем месте.
С 1 июня по 31 декабря 2017 г. в Москве будет проведен эксперимент по экономической поддержке работодателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью и создающих или сохраняющих рабочие места для них [4].
Проведение эксперимента, помимо создания (сохранения) рабочих мест для инвалидов и трудоустройства инвалидов, направлено на стимулирование работодателей к созданию ими условий для профессиональной адаптации принимаемых и принятых на работу инвалидов и обеспечения их стабильной занятости путем введения механизма сопровождения трудоустроенных инвалидов в форме трудового кураторства. Под трудовым кураторством понимается оказание трудоустроенным инвалидам I и II групп помощи при освоении необходимых профессиональных знаний, умений, трудовых действий (трудовых навыков), организации их трудовой деятельности, использовании ими технических средств реабилитации инвалидов в процессе осуществления ими трудовой деятельности и на объектах работодателя. Из бюджета города Москвы работодателям будут предоставлены субсидии на компенсацию затраты на уплату страховых взносов, начисленных в связи с трудоустройством инвалидов на созданные (сохраненные) для
Библиографический список
них рабочие места, затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, затраты на профессиональное обучение инвалидов и их дополнительное профессиональное образование.
Аналогичная программа по реализации программы стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов действует в Ленинградской области. Она включает компенсацию работодателю расходов на создание специального рабочего места, на выплату в течение полугода заработной платы трудоустроенного инвалида и доплату за наставничество сотруднику работодателя, на ко -торого возлагаются обязанности по реализации контроля за осуществлением трудоустроенным инвалидом трудовой деятельности, по оказанию помощи в исполнении инвалидом его функциональных обязанностей, а также в получении им необходимых профессиональных навыков.
Ряд регионов России осуществляет поддержку трудоустройства лиц с инвалидностью посредством организации рабочих мест на дому (Курганская, Липецкая, Тамбовская области, Республика Крым, Республика Алтай).
В ближайшие годы развитие конкурсов профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ОВЗ будет идти достаточно быстрыми темпами и важно не потерять их главный смысл: помощь молодому человеку с инвалидностью или ОВЗ в профессиональном самоопределении, социальной и профессиональной адаптации. Для региональных систем занятости трудоустройство участников конкурсов профессионального мастерства может и должно стать площадкой по апробации инновационных механизмов трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда и стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
1. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.
2. Бикбулатова, А. А. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как механизм профориентации и содействия трудоустройству людей с инвалидностью и ОВЗ [Текст] / А. А. Бикбулатова, Н. Б. Починок // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 1. — C. 81-87.
3. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017-2020 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Kontseptsia_Abilimpix.pdf.
4. О проведении в городе Москве эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов [Электронный ресурс] : [Постановление правительства Москвы от 24 мая 2017 г. № 280-ПП]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/49504406/#ixzz4myYDpgCI.