даже отметили с ними новоселье. Но на прощание они хотят, чтобы вы помогли им назвать их город. Итак, что же такое: круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты одним словом?
- Правильно. Значит, место, где живут круги, овалы. треугольники - это город Геометрических Фигур. Мы еще не раз будем приходить сюда на занятиях по математике. Спасибо вам за доброту и смекалку.________
- Это фигуры.
Поступила в редакцию 31.10.2002.
ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАССМОТРЕНИЕМ И ПРЕПОДАВАНИЕМ КАТЕГОРИИ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА
Л.Ю. Кораблева
Глагол - это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категории вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого. Именно глагол обладает наиболее сложной семантической структурой, разнообразием грамматического оформления и ведущей ролью в организации высказывания.
Изучение глагола - один из основных, наиболее важных и трудных разделов в программах по русскому языку. На изучение темы «Глагол» в них отводится самое большое количество часов.
Глаголы довольно подробно анализировались в работах Н.С. Авиловой, В.П. Бахтина, И.П. Бондарко, В.В. Виноградова, М.Я. Гло-винской, В. Кодухова, И.П. Мучника и других, и тем не менее остаются проблемы, вопросы. которые требуют дальнейшей разработки и исследований. Один из таких вопросов - это вид глагола.
Категория глагольного вида является труднейшей в русской грамматике и с точки зрения практического изучения языка, и с точки зрения научного описания. Трудности научного описания обусловливаются, в частности, тем, что значение вида очень тесно сплстсно со значением других категорий -лексических и грамматических.
Во-первых, трудно отделить значение вида от лексического значения глагола внутри глагольной словоформы.
Во-вторых, трудно локализовать значение, выражаемое самой видо-временной формой или с ее участием. Часто непросто определить, какой языковой объект - гра-мемма вида, грамемма времени, грамемма наклонения и т. п. - является носителем данного значения.
В-третьих, во многих случаях трудно отделить значение вида от значения контекста.
В 1923 году А.М. Пешковский отмечал: «Виды - главное грамматическое и стилистическое богатство нашего языка, и сознательное пользование ими, во-первых, обогатит и уточнит стиль учащегося и понимание им литературного текста, а во-вторых, поднимет его на такую грамматическу ю высоту, с которой все остальные грамматические различия будут ему казаться элементарными, ибо виды, несомненно, труднейшие из них» [13]. По словам М.Я. Гловинской: «Несмотря на долгую традицию изучения семантики видов и многие замечательные находки в этой области, ни одна из высказанных точек зрения до сих пор не является общепринятой» [7].
Категория вида является «внутренней», то есть собственно глагольной категорией, которая не встречается ни у одной другой части речи.
В многочисленных теориях вида часто одно и то же явление рассматривается по-разному. В частности, саму категорию вида одни ученые считают грамматической [9: 11; 12], другие - лексико-грамматической [1; 2; 8; 17], а третьи называют вид грамматиче-
ской категорией смешанного типа - отчасти словоизменительного, отчасти классификационного [3-5].
К выводу о том. что вид следует считать грамматической категорией, в последнее время приходит все больше и больше исследователей. Это обусловлено совокупностью обстоятельств: каждый глагол в русском языке выступает в форме того или иного вида. Вне вида глаголов нет. Следует учитывать тот факт, что формы глагола, будучи в своем большинстве соотносительны по виду, образуют парадигамтические ряды. Во-вторых, категория вида имеет очень абстрактную семантику грамматического характера при тождестве лексического значения глагола в видовой паре. И поскольку противопоставление видов может происходить внутри одной лексемы и внутри одного лексического значения, то видовые значения классифицируются не как лексические, а как грамматические. Кроме того, категория вида опирается на систему морфологических средств формального выражения с преобладающими приемами имперфективации и перфект и вации.
В последнее время появилось много учебников, в которых нашли отражение противоречия теории вида. Попробу ем рассмотреть некоторые из этих противоречий. Например, нет ясности даже в определении вида. Из всех проанализированных нами учебников наиболее подробное и точное, на наш взгляд, описание вида содержится в учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений». На страницах 99-100 читаем: «...Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность, повторяемость действия: прыгать-прыгал (долго и много раз). Глаголы совершенного вида указывают на результат действия. Так. глагол выучить обозначает, что действие достигло результата. Глагол несовершенного вида учить значения результата не имеет. Глаголы совершенного вида могут также обозначать однократные действия: прыгнуть-прыгиул (совершается один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть».
При подготовке к урокам, посвяшенным видам глагола, мы бы рекомендовали учителям использовать именно этот учебник еще и
потому, что в нем подробно рассматривается образование глаголов совершенного вида, а также упоминается об оттенках значений: «Глаголы несовершенного и совершенного вида могут рагтичагься оттенками значений. Так. глаголы делать-сделать. разр\пиать-разрушить. подписывать-подписать различаются только видом. А глаголы писать-переписать. ехшпь-приехать. звопить-отзвонить различаются не только видом, но и лексическим значением».
В учебнике для 5 класса [15] вводится термин «видовые пары». Они понимаются как глаголы разных видов с близким лексическим значением, но вопрос о том. в каком случае глагол какого вида является исходным. не ставится.
Школьные учебники утверждают, что вид - это несловоизменительная категория, то есть члены видовой пары, независимо от способа ее образования, рассматриваются как разные глагольные лексемы. Используется характерное выражение: глаголы «бывают» совершенного и несовершенного вида; вид относится школьными грамматиками к постоянным признакам глагола. А.Н. Тихонов. автор «Словообразовательного словаря русского языка», подчеркивай что тот факт, при котором виды глагола имеют различную морфологическую структуру основы и ВЫВОДЯТСЯ один из другого, никак не может доказывать словообразовательный характер различий, существующих между членами видовых пар. Утверждать, что придать и придавать - это разные слова только на том основании. что придавать имеет суффикс -ва-, отсутствующий у придать, или придавать «выводится» из придать, несмотря на их семантическое совпадение, нельзя [16]. С этими замечаниями А.Н. Тихонова нельзя не согласиться
Общеизвестно, что видовые пары образуются путем имперфективации, перфекти-вации. супплетивизма, а также в результате контекстного употребления, когда один и тот же глагол, обладающий потенциальной способностью выражать то совершенное, то несовершенное видовое значение, проявляет какое-либо из них по требованию контекста. Видовые пары, образованные в результате имперфективании. не вызывают затруднений, так как в большинстве своем такие пары
полностью или в части значений считаются формами одного и того же слова. Квалификация видовых пар. образованных путем перфективации. не получила однозначного толкования. Еще В.В. Виноградов писал о том, что емкость и гибкость семантической структуры глагола в большой степени обусловлены «разнообразием живых значений приставок, сложным взаимодействием их со значениями слов», именно поэтому «в глаголе префиксы играют большую роль, чем суффиксы». Префиксальные глаголы составляют приблизительно девяносто процентов всей русской глагольной лексики. В других частях речи приставки как образующие морфемы встречаются значительно реже. Но и в глаголе не все приставки одинаково активны, и не все глаголы одинаково способны соединяться с приставками.
Выделение среди приставочных глаголов такого, в котором приставка имеет только видовое значение, представляет собою полезное упражнение, развивающее у учащихся внимание и к семантике глагола, и к его грамматическим свойствам.
Приставки выполняют двоякую функцию, которая наиболее ярко проявляется в пределах категории глагола: 1) грамматическую (средство образования совершенного вида: делать - сделать); 2) лексическую (средство образования новых слов: бе-
жать - перебежать, сбежать и т. д.).
Префиксы, занимая в слове препозитивное положение по отношению к основе, носят автономный характер и являются относительно самостоятельными значимыми частями слова. Последнее позволяет приставкам присоединяться к целым словам [14]. Если присоединение происходит, то начинается процесс взаимодействия значения префикса и значений других словообразовательных элементов. В результате этого процесса в слове, по мнению А.И. Коновой, могут возникнуть «новые представления» [10]. Исследователь также указывает на роль конгекста в формировании значения приставочного глагола. Ср.: заходить (в помещение) и заходить («начать ходить»). Эти глаголы образованы от разных слов, то есть являются омонимичными. но вне контекста определение значений данных глаголов практически невозможно.
Одна и та же приставка может участвовать в выражении многих значений, как близких друг другу, так и омонимичных (Ср.: загонять — «утомить» и загонять телят в хлев). С другой стороны, разные приставки могут участвовать в выражении близких, синонимичных, а порой и тождественных значений (Ср.: полетать 2 часа и отлетать 2 часа) [6].
Надежных критериев разграничения чистовидовых и лексических приставок не существует. Замечено, что в большинстве случаев глагол с чистовидовой приставкой не способен присоединить видообразующий суффикс: играть сыграть (невозможно «сыгрывать»).
Сложность преподавания данной темы заключается в том, что учащимся приходится объяснять очень непростой материал, мимо которого пройти нельзя. Тут на помощь учителю приходят разнообразные упражнения. Например:
Запишите как можно больше видовых пар. образующих совершенный вид со значением. указанным ниже. Постарайтесь составить краткие предложения на все перечисленные случаи с обеими видовыми парами:
а) один раз. вдруг (прыгать-прыгнуть);
б) определенное время (говорить-пого-ворить);
в) определенном направлении (бегать-побежать);
г) до определенной границы (бежать-добежать) и т. д.
Важно показать ученикам разницу между глаголами одной видовой пары. Она наиболее ощутима, когда эти два глагола употреблены в одном тексте. Например:
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется Ель царствует со своей верхней мутовкой, береза плачет.
М. Пришвин «Деревья в лесу».
Противопоставлением видовой пары склониться-склоняться автор показывает разный характер деревьев - ели и сосны.
Очередная трудность подстерегает преподавателя при определении того, какие глаголы можно считать видовыми парами, а какие - нет, особенно в тех случаях, когда пара образуется при помощи приставки. Например, от глагола писать .можно образовать почти 20 приставочных глаголов (вписать, выписать, дописать, записать, написать, приписать, прописать, отписать и т. д.) В соответствии с определением, видовой парой к писать должен быть глагол, который сохраняет семантическое равенство со словом писать и отличается от него только видом. Выбор падает на глагол написать, в котором приставка не вносит никакого изменения в смысл, но меняет видовую характеристику глагола. Сравните: Писать-написать неразборчиво. Писать-написать заявление. Я пи-сал вам, что я опомнился, что моя любовь к вам не была серьезной страстью (А. Островский, Красавец-мужчина); Как-то летом ваша жена сказала, чтобы я написал историческую пьесу, и теперь мне хочется писать, писать (Чехов, Три года).
Чаще всего бывает так. что ни один приставочный глагол не является видовой парой к неприставочному глаголу. Например, от глагола ехать можно образовать 15 приставочных глаголов (заехать, приехать, уехать. съехать и т. д.), но ни один из этих приставочных глаголов не может быть видовой парой к неприставочному . Глагол работать тоже не имеет видовой пары, хотя от него образуются более 10 приставочных глаголов. Причина такого явления в том, что приставки в большинстве случаев вносят но вый смысл, меняют лексическое значение слова, то есть нарушается семантическое равенство. необходимое для видовой пары.
На уроках, посвященных видам глагола, необходима постоянная работа со словарями. Здесь учащимся необходимо объяснить, что если видовые образования являются формами одного слова, то они не должны подаваться в словообразовательном словаре, поскольку’ не представляют образования нового слова. Они не различаются лексически. Информация о них подается в качестве грамматических помет к основной форме, как. например. подается информация о лице глагола в толковом словаре [18]. Изучающим русский язык одновременно нужно давать пред-
ставление и о делать, строить и т. д., и о сделать, построить и т. д. именно как о видовых соответствиях: Строил долго дом и наконец построй7 и т. д. Необходимо иметь данную информацию и в толковых словарях.
Учащимся младших классов уяснить сущность, значение совершенного и несовершенного вида и особенности их словообразования поможет следующее упражнение.
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот н Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы ее еще быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помоги им!
Задача выявления закономерностей образования видовых соответствий остается актуальной по сей день. Целью учителя является показать полно и точно всю сложность и многообразие структуры лексического значения глагольного слова. Это очень важно для понимания категории вида - одной из важнейших категорий русского языка.
1. Авилова И.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976.
2. Авилова Н С. Категория вида в ее отношении к словоизменению // Изв. АН СССР. 1972. Вып. 3. Т. XXXI.
3. Бондарко А В. Глагольный вид в русском языке как морфологическая категория (к характеристике типов коррелятивности) // Вопросы русской аспектологии. Воронеж. 1975.
4. Бондарко А.В. Вид глагола и способы действия//РЯНШ. 1971. №2.
5. Вараксин Л.А. Избыточное лексическое значение глагольных приставок и формирование видовой корреляции // Вопр. теории и методики изучения русского языка. Казань, 1976.
6. Волохина Е.А., Попова З.Д. Русские глагольные приставки: семантическое устройство, системные отношения. Воронеж, 1993.
7. Гловинская М.Я. Вид и время русского глагола. М., 2001. С. 6.
8. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.
9. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Братислава, 1960.
10.Конова А.И. К вопросу о значении глагольных приставок в русском литературном языке // Вопросы современного русского языка и методики преподавания его в школе. Свердловск, 1961. С. 50-57.
11. Маслов Ю. С. Заметки о видовой дефектности. Н Славянская филология. Л., 1964.
12. Маслов Ю.С. Значение данных болгарского языка для обшей теории славянского глагольного вида И Славянское языкознание: V меж-дунар. съезд славистов: Докл. совет, делегации. М., 1963.
13. Наш язык. М., 1923. С. 85.
14. Павленко П.И. Приставки в толковых словарях в русском языке // Советская лексикография. М., 1988. С. 137-149.
15. Русский язык / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. М., 1996. С. 259-261.
16. Современный русский язык. Морфология. М., 1952.
17. Тихонов А Н. Члены видовых корреляций -грамматические формы одного слова // Науч. докл. высш. шк. ФН. 1965. Лг2 2. С. 101.
18. Шарандин А.Л. Лексическая семантика русского глагола в морфологическом освещении. Л., 1990. С. 89.
Поступила в редакцию 23.08.2003.