Научная статья на тему 'Трудности формирования преподавателя общей врачебной практики'

Трудности формирования преподавателя общей врачебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головской Б. В., Зиньковская Т. М., Ховаева Я. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности формирования преподавателя общей врачебной практики»

Тезисы

врачей общей практики. За период с 1993 по 2003 гг. клиническую ординатуру по специальности «общая врачебная практика» окончили 8 врачей. С 1997 г. проводятся циклы первичной специализации «общая врачебная практика (семейная медицина)» для стажированных терапевтов и педиатров. В первые годы преподавание проводилось преимущественно в стационаре на базе Республиканской клинической больницы (РКБ) силами сотрудников кафедры госпитальной терапии. Отсутствие собственной поликлинической базы создавало трудности в обучении ординаторов приемам и методам работы в амбулаторных условиях.

Кафедра общей врачебной практики (ОВП) организована в январе 2003 г. по решению ректора Университета, академика РАМН профессора Н.Х.Амирова. Созданию новой кафедры способствовало начало двухлетней программы гранта, полученного от фонда «Открытое общество» (фонд Сороса). На средства гранта оснащены два офиса общей врачебной практики (один — в поликлинике № 20 Казани, другой — на базе РКБ), которые являются основной учебно-клинической базой. В последние годы учебными базами кафедры стали Межрегиональный клинико-диагностический центр (МКДЦ), Республиканская клиническая поликлиника (РКП), Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района (КДЦ АР), поликлиники с дневным стационаром (ДС) и отделением общей практики № 2 и № 20 Казани. Это позволило вывести преподавание из стен стационара и приблизить к условиям реальной амбулаторной практики. В последние годы 70% учебного времени ординаторов приходится на амбулаторный прием больных.

Офисы ВОП оснащены современным амбулаторным диагностическим оборудованием: оториноларингоскопом, офтальмоскопом, электрокардиографом, пикфлюориметром, таблицей для определения остроты зрения, набором стекол для подбора очков, портативным глюкометром, а также аппаратом для искусственного дыхания, дефибриллятором, и муляжами: для отработки навыков внутривенных инъекций в локтевую вену, катетеризации мочевого пузыря у мужчин, исследования болезней женских половых органов и молочной железы. На практических занятиях учащиеся знакомятся с устройством, уходом, правилами использования диагностической и лечебной аппаратуры; на муляжах отрабатывают технику диагностических и лечебных манипуляций.

В МКДЦ учащиеся изучают современные высокотехнологичные методы диагностики (ультразвуковые, радиологические, ЯМР- и КТ-исследования) и организации труда (оформляют электронную историю болезни, участвуют в научно-практических телеконференциях с участием ведущих ученых-медиков России). В КДЦ АР учащиеся знакомятся с организацией работы врача общей практики в условиях частной медицины.

В дневном стационаре учащиеся приобретают навыки работы с больными, нуждающимися в интенсивном амбулаторном наблюдении и лечении. Клинические ординаторы участвуют в подготовке больных к лечению в условиях дневного стационара: устанавливают нозологический диагноз, стадию заболевания, функциональные нарушения, определяют объем необходимых параклинических методов исследования, обсуждают с больными цели и задачи лечения. Во время лечения больного в дневном стационаре ординаторы имеют возможность сами проводить лечебные и диагностические процедуры, наблюдать за эффективностью проводимого лечения, корректировать его.

Классическую клиническую подготовку ординаторы получают в терапевтических и хирургических отделениях РКБ. В этих отделениях сосредоточены больные с наиболее значимой клинической симптоматикой, с осложнениями и редкими нозологическими формами. Здесь ординаторы курируют больных, присутствуют на обходах профессоров и доцентов, принимают участие в клинических конференциях. Два раза в месяц ординаторы работают вместе дежурным врачом своего отделения, приобретая практические навыки по оказанию неотложной помощи.

За последние годы изменился и качественный состав преподавателей кафедры ОВП. Так, все основные сотрудники кафедры прошли первичную специализацию по специальности «общая врачебная практика» и имеют соответствующий сертификат. Трое бывших ординаторов кафедры в настоящее время работают врачами общей практики в практическом здравоохранении и совмещают основную работу с преподавательской деятельностью на кафедре ОВП. Кафедра активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Так, в октябре-ноябре 2003 г. профессор факультета семейной медицины из университета штата Мэй (США) доктор У.Альто проводил с курсантами и ординаторами клинические разборы амбулаторных и стационарных больных, прочитал семь лекций по актуальным вопросам семейной медицины.

Преподавание ведется в соответствии с Государственным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 040110 «Общая врачебная практика /семейная медицина» (2005). Коллектив кафедры издал методические рекомендации по актуальным разделам ОВП, которые используются в учебном процессе: Практические навыки по общеврачебной практике (семейной медицине) под ред. О.Н. Сигито-вой. (2004 г.) и Схема обследования пациента в общей врачебной практике (2005) с грифом УМО.

Совершенствование материально-технической базы кафедры, расширение спектра клинических баз, высокая квалификация сотрудников кафедры ОВП привлекают все большее число врачей, желающих закончить клиническую ординатуру по специальности «общая врачебная практика». Если раньше нам приходилось проводить агитацию среди врачей и студентов для привлечения в клиническую ординатуру, то в последние годы число желающих превышает количество бюджетных мест. С 1993 г. ежегодно на кафедре проходят обучение 10-11 клинических ординаторов.

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ*

Б.В.Головской, Т.М.Зиньковская, Я.Б.Ховаева

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская

академия Росздрава

DIFFICULTIES OF FORMING OF TEACHER OF GENERAL PRACTICE

B.V.Golovskoy, T.M.Zinkovskaya, Ya.B.Hovaeva

Perm State Medical academy

Врач общей практики должен оказывать помощь всем членам семьи независимо от возраста, пола и заболевания. По-

Подготовлена при содействии гранта РГНФ № 05—06—82607 а/У.

требность в подготовке таких врачей обусловлена рядом причин. В поликлиниках создалась разобщенность специалистов, участковый терапевт при отсутствии специальной подготовки стал узким специалистом по патологии внутренних органов; превратился в диспетчера, определяющего, куда направить больного. За счет этого создается несогласованность обследования и лечения, что ведет к ошибочным решениям. Больные с запущенными и неправильно диагностированными заболевания приходятся, в основном, на поликлиническую службу. В связи с этим возникает необходимость в реорганизации первичного звена, совершенствовании подготовки врачей по специальности общая врачебная практика, что связано также с интересами обеспечения непрерывности оказания медицинской помощи.

Возникает вопрос, возможно ли изменить взгляд врача на стандарты ведения больных? Чтобы этого добиться, во-первых, необходима перестройка организации преподавания общей врачебной практики, нужны преподаватели семейной медицины с другим подходом к методике преподавания, с современным пониманием задач, стоящих перед врачами общей практики (ВОП), умением научить по-новому взглянуть на проблемы больного.

Большая часть пациентов ВОП — терапевтические больные. Исходя из этого, при создании кафедр семейной медицины можно формировать сборную команду из преподавателей различных профилей или «обновлять» знания слушателей по смежным дисциплинам на специализированных кафедрах у квалифицированных специалистов определенного профиля. Работая по последнему варианту, мы становились, в какой-то мере, организаторами и методистами при составлении рабочих программ. Приходилось следить, чтобы преподавание на специализированных кафедрах проводилось по тем нозологическим формам, методам лечения и исследования, которые необходимы в амбулаторных условиях. Профильные кафедры стремились, в первую очередь, дать теоретические знания по своей дисциплине, большая часть которых выходила за пределы компетенции ВОП. Недостаточное внимание уделяли практическим навыкам и умениям, необходимым поликлиническому врачу. Будущим врачам общей практики демонстрировали операции резекции отделов желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, экстирпации матки, замены хрусталика, которые не входят в перечень их практических навыков и умений.

Для улучшения преподавания был создан учебный класс, в котором созданы все необходимые условия для работы ВОП, проведено оснащение требуемым оборудованием, инструментами. Работу проводили в условиях городской поликлиники.

Создание учебной базы не решало задачу преподавания. Возникла острая необходимость в подготовке преподавателей. Доценты и ассистенты кафедры прошли специализацию по одной-двум смежным дисциплинам, получили сертификаты специалистов по акушерству и гинекологии, офтальмологии, отоларингологии, неврологии, инфекционным болезням, отоларингологии и т.д. Для углубления практических навыков и умений преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, работая с «узкими» специалистами в поликлинике. Это позволяет не направлять слушателей циклов специализации по общей врачебной практике на смежные кафедры, а обучать основным смежным дисциплинам силами преподавателей кафедры, внедряя практические навыки и умения, необходимые

в условиях амбулаторного приема. Опрос слушателей по освоению практических навыков показал, что возможности самостоятельного выполнения манипуляций возросли.

Вторая задача обучения заключается в подготовке ВОП для сельского здравоохранения, где необходимость в них наиболее острая. Появилась потребность в создании учебной базы в условиях села, обучении врачей в условиях, приближенных к тем, в которых они будут работать.

Учебная база в условиях сельского здравоохранения потребовала перестройки работы преподавателей. Сотрудникам кафедры пришлось осваивать методы дистанционного обучения для внедрения и обеспечения которого были созданы сайт кафедры, часть учебных модулей. Это обеспечило возможность врачам сельской местности осваивать специальность без длительного отрыва от непосредственной работы на местах. В преподавании ВОП в условиях сельского учебного центра принимают участие опытные ВОП, прошедшие специализацию и усовершенствование на нашей кафедре. Практические навыки и умения отрабатываются слушателями с врачами «узких» специальностей в поликлинике. Для повышения эффективности занятий сотрудникам кафедры необходимо перестраивать свои взгляды на преподавание, овладевать новыми знаниями, воспитывать в слушателях ответственность за принятие первичного решения, обеспечение медицинской помощи, которая должна быть доступной и комплексной, ориентированной на пациента, нацеленной на семью, при необходимости ВОП должен консультироваться со специалистами. Преподавателям следует воспитывать в слушателях целостное отношение к больному, устранять в них черты регулировщика, решающего, куда направить больного в зависимости от характера заболевания.

Этого можно добиться только в том случае, если все сотрудники кафедры будут сами постоянно учиться и совершенствовать свои знания. Преподавателям необходимо постоянно подчеркивать важность в семейной медицине всеобъемлющего, всестороннего внимания к человеку и его проблемам в индивидуальных, конкретных жизненных обстоятельствах. При этом важно не только соматическое, но психическое и социальное консультирование здоровых и больных.

Важным этапом в работе преподавателей кафедры семейной медицины является подготовка учебных пособий, ориентированных на ВОП, отражающих идеологию семейного врача, направленных на профилактику и организацию школ по предупреждению и лечению заболеваний.

Перед преподавателями общей врачебной практики стоит задача проведения квалификационных экзаменов у ВОП. Воздействие экзамена на процесс обучения многогранно; содержание, структура и метод проведения экзамена могут определять структуру обучения, в известной степени влияя на методы обучения.

Разработка этапности экзаменов, подготовка тестовых вопросов, клинических ситуационных задач, составление вопросов теоретической части экзамена по всем разделам общей врачебной практики — неотъемлемая часть работы преподавателя общей врачебной практики.

Таким образом, формирование преподавателя общей врачебной практики является трудной задачей, рассчитанной на длительный период подготовки, создающей оптимальную теоретическую и психологическую характеристику преподавателя семейной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.