Научная статья на тему 'Эволюция преподавания семейной медицины в Казанском государственном медицинском университете'

Эволюция преподавания семейной медицины в Казанском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сигитова О. Н., Мороков В. С., Яхин К. К., Гурьянова Э. А., Латыпов Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция преподавания семейной медицины в Казанском государственном медицинском университете»

ми поводами для обращения служат травмы глаза и его придатков и воспалительные заболевания переднего отрезка глаза.

Кафедра терапии и семейной медицины ФУВ ПГМА осуществляет подготовку семейных врачей более 10 лет. Цель преподавания глазных болезней в рамках семейной медицины состоит в том, чтобы научить семейного врача понимать, когда ему следует лечить больного самостоятельно, а когда необходимо немедленно направить пациента к офтальмологу. Особенностью офтальмологии как клинической дисциплины является наличие множества инструментальных методов диагностики, в связи с чем обучение представляет значительные трудности. Вопросы офтальмологии освещаются на циклах первичной специализации, общего усовершенствования по семейной медицине, тематического усовершенствования по глазным болезням для семейных врачей.

На этапе первичной специализации по семейной медицине основное внимание уделяется освоению обучающимися практических навыков, поэтому практическим занятиям отведено 80% учебных часов. Для оптимизации учебного процесса внимание акцентируется на наиболее информативных методах, не требующих дорогостоящей аппаратуры и осуществимых в амбулаторных условиях (исследование в проходящем свете, при боковом освещении, обратная офтальмоскопия, офтальмо-тонометрия по Маклакову и др.). Занятия проводятся в тесном сотрудничестве с практикующими офтальмологами поликлиник и экстренной приемной офтальмологического стационара, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к условиям последующей работы семейного врача. Контроль практической части осуществляется при помощи дневника, который включает описание офтальмологического статуса осмотренных пациентов и указание лечебных и диагностических процедур, выполненных обучающимся самостоятельно.

Теоретическая подготовка по офтальмологии включает сведения о глазной патологии, лечение которой осуществляет семейный врач самостоятельно (в основном это — воспалительные заболевания переднего отрезка глаза, начальная катаракта, пресбиопия, травмы глаза легкой степени тяжести), и сведения об экстренной помощи при состояниях, требующих вмешательства офтальмолога (тяжелые травмы глаза, глаукома, патология сетчатки, сосудистой оболочки, зрительного нерва, роговицы и т.д.). Практически не обсуждаются вопросы стационарной помощи, исключая проблемы, которые могут возникнуть у пациента на амбулаторном этапе после оперативного вмешательства (например, после экстракции катаракты, антиглаукомных хирургических вмешательств и т.д.). Особое внимание уделено патологии глаз вследствие общего заболевания (сахарный диабет, атеросклероз), что способствует целостному восприятию клинической картины у данного пациента. Контроль теоретических знаний проводится путем предварительного и заключительного тестирования. Показатели предварительного тестового контроля составляют в среднем 43±5,4%, заключительного — 80±8,2% (р=0,005).

Важность данного этапа обучения иллюстрируется показателями наличия практических навыков у практикующих врачей до и сразу после первичной специализации по семейной медицине: измерение внутриглазного давления проводили 30% и 58% врачей соответственно, офтальмоскопию в прямом и обратном виде — 8% и 66%, подбор простых очковых корригирующих линз — 26% и 80% врачей. Особые трудности вызывают

прямая и обратная офтальмоскопия, причем только первичная специализация позволяет приобрести навыки ее проведения и трактовки картины глазного дна, поскольку число врачей, осуществляющих данный диагностический прием, не зависит от стажа: сразу после первичной специализации и через 5 лет работы этот показатель остается неизменным — 66%. В целом, если до первичной специализации только 28% врачей могли оказывать помощь при глазной патологии, сразу после специализации их число увеличилось (по данным самооценки) до 58%.

В рамках общего усовершенствования по семейной медицине преподавание офтальмологии сводится к обсуждению вопросов, возникших у врачей в процессе их практической деятельности. Как правило, после 5 лет работы все семейные врачи владеют такими важнейшими навыками, как подбор простых корригирующих очков и измерение внутриглазного давления тонометром Маклакова. Однако вызывает тревогу тот факт, что оказать экстренную помощь при травмах глаза могут 19% семейных врачей и только со стажем работы не менее 5 лет. Цветоощущение определяют также стажированные врачи, причем только 5% из них. В связи с этим около 50% учебных часов, отведенных офтальмологии на общем усовершенствовании по семейной медицине, посвящено практическим занятиям, в том числе и в экстренной приемной офтальмологического стационара.

Тематическое усовершенствование семейных врачей по глазным болезням позволяет более подробно рассмотреть проблемы профилактики глазной патологии и наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями органа зрения, причем внимание акцентируется на проблемах детской патологии, как наиболее сложной для диагностики и опасной в плане прогноза для зрительных функций, а также позволяет затронуть вопросы глазного протезирования (уход за протезом, правила замены, профилактика осложнений при ношении протеза и т.д.).

Таким образом, разработанная нами концепция преподавания офтальмологии как одной из составляющих семейной медицины соответствует стандартам подготовки семейных врачей (врачей общей практики), учитывает потребности практикующих врачей и осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами-офтальмологами.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

О.Н.Сигитова, В.С.Мороков, К.К.Яхин, Э.А.Гурьянова, Р.М.Латыпов, Р.А.Надеева,

Е.В.Архипов

Казанский государственный медицинский университет

EVOLUTION OF TEACHING OF FAMILY MEDICINE IN KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY O.N.Sigitova, V.S.Morokov, V.S.Yahin, E.Ya.Guryanova, R.M.Latypov, R.A.Nadeeva, E.V.Arhipova

Kazan State Medical University

В 1993 г. на кафедре госпитальной терапии КГМУ был создан курс и разработана оригинальная программа подготовки врачей общей практики в рамках трехгодичной клинической ординатуры. В 1996 г. состоялся первый в республике Татарстан выпуск

Тезисы

врачей общей практики. За период с 1993 по 2003 гг. клиническую ординатуру по специальности «общая врачебная практика» окончили 8 врачей. С 1997 г. проводятся циклы первичной специализации «общая врачебная практика (семейная медицина)» для стажированных терапевтов и педиатров. В первые годы преподавание проводилось преимущественно в стационаре на базе Республиканской клинической больницы (РКБ) силами сотрудников кафедры госпитальной терапии. Отсутствие собственной поликлинической базы создавало трудности в обучении ординаторов приемам и методам работы в амбулаторных условиях.

Кафедра общей врачебной практики (ОВП) организована в январе 2003 г. по решению ректора Университета, академика РАМН профессора Н.Х.Амирова. Созданию новой кафедры способствовало начало двухлетней программы гранта, полученного от фонда «Открытое общество» (фонд Сороса). На средства гранта оснащены два офиса общей врачебной практики (один — в поликлинике № 20 Казани, другой — на базе РКБ), которые являются основной учебно-клинической базой. В последние годы учебными базами кафедры стали Межрегиональный клинико-диагностический центр (МКДЦ), Республиканская клиническая поликлиника (РКП), Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района (КДЦ АР), поликлиники с дневным стационаром (ДС) и отделением общей практики № 2 и № 20 Казани. Это позволило вывести преподавание из стен стационара и приблизить к условиям реальной амбулаторной практики. В последние годы 70% учебного времени ординаторов приходится на амбулаторный прием больных.

Офисы ВОП оснащены современным амбулаторным диагностическим оборудованием: оториноларингоскопом, офтальмоскопом, электрокардиографом, пикфлюориметром, таблицей для определения остроты зрения, набором стекол для подбора очков, портативным глюкометром, а также аппаратом для искусственного дыхания, дефибриллятором, и муляжами: для отработки навыков внутривенных инъекций в локтевую вену, катетеризации мочевого пузыря у мужчин, исследования болезней женских половых органов и молочной железы. На практических занятиях учащиеся знакомятся с устройством, уходом, правилами использования диагностической и лечебной аппаратуры; на муляжах отрабатывают технику диагностических и лечебных манипуляций.

В МКДЦ учащиеся изучают современные высокотехнологичные методы диагностики (ультразвуковые, радиологические, ЯМР- и КТ-исследования) и организации труда (оформляют электронную историю болезни, участвуют в научно-практических телеконференциях с участием ведущих ученых-медиков России). В КДЦ АР учащиеся знакомятся с организацией работы врача общей практики в условиях частной медицины.

В дневном стационаре учащиеся приобретают навыки работы с больными, нуждающимися в интенсивном амбулаторном наблюдении и лечении. Клинические ординаторы участвуют в подготовке больных к лечению в условиях дневного стационара: устанавливают нозологический диагноз, стадию заболевания, функциональные нарушения, определяют объем необходимых параклинических методов исследования, обсуждают с больными цели и задачи лечения. Во время лечения больного в дневном стационаре ординаторы имеют возможность сами проводить лечебные и диагностические процедуры, наблюдать за эффективностью проводимого лечения, корректировать его.

Классическую клиническую подготовку ординаторы получают в терапевтических и хирургических отделениях РКБ. В этих отделениях сосредоточены больные с наиболее значимой клинической симптоматикой, с осложнениями и редкими нозологическими формами. Здесь ординаторы курируют больных, присутствуют на обходах профессоров и доцентов, принимают участие в клинических конференциях. Два раза в месяц ординаторы работают вместе дежурным врачом своего отделения, приобретая практические навыки по оказанию неотложной помощи.

За последние годы изменился и качественный состав преподавателей кафедры ОВП. Так, все основные сотрудники кафедры прошли первичную специализацию по специальности «общая врачебная практика» и имеют соответствующий сертификат. Трое бывших ординаторов кафедры в настоящее время работают врачами общей практики в практическом здравоохранении и совмещают основную работу с преподавательской деятельностью на кафедре ОВП. Кафедра активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Так, в октябре-ноябре 2003 г. профессор факультета семейной медицины из университета штата Мэй (США) доктор У.Альто проводил с курсантами и ординаторами клинические разборы амбулаторных и стационарных больных, прочитал семь лекций по актуальным вопросам семейной медицины.

Преподавание ведется в соответствии с Государственным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 040110 «Общая врачебная практика /семейная медицина» (2005). Коллектив кафедры издал методические рекомендации по актуальным разделам ОВП, которые используются в учебном процессе: Практические навыки по общеврачебной практике (семейной медицине) под ред. О.Н. Сигито-вой. (2004 г.) и Схема обследования пациента в общей врачебной практике (2005) с грифом УМО.

Совершенствование материально-технической базы кафедры, расширение спектра клинических баз, высокая квалификация сотрудников кафедры ОВП привлекают все большее число врачей, желающих закончить клиническую ординатуру по специальности «общая врачебная практика». Если раньше нам приходилось проводить агитацию среди врачей и студентов для привлечения в клиническую ординатуру, то в последние годы число желающих превышает количество бюджетных мест. С 1993 г. ежегодно на кафедре проходят обучение 10-11 клинических ординаторов.

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ*

Б.В.Головской, Т.М.Зиньковская, Я.Б.Ховаева

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская

академия Росздрава

DIFFICULTIES OF FORMING OF TEACHER OF GENERAL PRACTICE

B.V.Golovskoy, T.M.Zinkovskaya, Ya.B.Hovaeva

Perm State Medical academy

Врач общей практики должен оказывать помощь всем членам семьи независимо от возраста, пола и заболевания. По-

Подготовлена при содействии гранта РГНФ № 05—06—82607 а/У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.