Тезисы
такое обучение в течение последнего года учебы наносит ущерб знанию остальных специальностей, сужает кругозор выпускника, позволяет забыть неинтересующие его предметы.
В 1999 г. на медицинском факультете ПетрГУ открывается курс «Врач общей практики — введение в специальность». Приказом Министерства здравоохранения РФ подобные курсы и кафедры семейной медицины открыты во всех медицинских институтах. Однако этот приказ не распространялся на медицинские факультеты университетов по причине другой ведомственной принадлежности — Министерству образования РФ. Открытие курса «Врач общей практики — введение в специальность» на медицинском факультете позволило проводить на выпускном курсе занятия по ознакомлению студентов с характером и содержанием работы врача общей практики, особенностям обследования и лечения пациентов таким специалистом и пр. В 1999 г. факультет получил лицензию на открытие двухгодичной клинической ординатуры по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». К настоящему времени ее успешно окончили 5 врачей общей практики (ВОП), и обучаются еще 2 специалиста. Образовательная программа клинической ординатуры рассчитана на 2 года, занимает 3456 ч. и соответствует Государственному образовательному стандарту послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)».
На базе Республиканской больницы им. В.А.Баранова 14.12.01 г. состоялось торжественное открытие Медицинского учебного центра подготовки ВОП в Республике Карелия, принадлежащего медицинскому факультету ПетрГУ. Это стало возможным в результате финансовой поддержки проекта сотрудников курса «Врач общей практики — введение в специальность» Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса, Россия). В Центре оборудованы учебные комнаты и лекционный зал, создана обширная библиотека, помогающая в подготовке к занятиям, и web-страничка Центра в сети «Интернет», закуплены современные обучающие и тестирующие компьютерные программы. Закономерным итогом происходящего стало создание в ноябре 2002 г. на медицинском факультете самостоятельной кафедры семейной медицины (общей врачебной практики), на которой работают опытные преподаватели, являющиеся членами Ассоциации врачей общей практики России. При обучении семейных врачей используется многолетний опыт соседней Финляндии. Сотрудничество включает проведение совместных семинаров, ознакомление с работой так называемой «скандинавской» модели семейной медицины — Центров здоровья, привлечение экспертов в сфере общей врачебной практики в разработку и реализацию проектов. Для формирования единого образовательного пространства на территории Северной Европы и использования накопленного в зарубежных странах опыта подготовки врачей общей практики кафедра семейной медицины создала в рамках Северо-Европей-ского открытого университета, образованного ведущими вузами стран Северной Европы, Скандинавии и Северо-запада России, Международный научно-образовательный центр общепрактической (семейной) медицины. Одним из аспектов его деятельности является разработка и апробация курсов дистанционного обучения врача общей практики по различным вопросам его деятельности (лечебно-диагностическому, клиническому, профилактическому и др.). Дистанционное обучение позво-
лит врачу постоянно совершенствовать свою квалификацию, быть в курсе современных новаций в медицине.
К настоящему времени на медицинском факультете подготовлено 48 ВОП. С 2004 г. в столице республики при большом содействии администрации г. Петрозаводска создаются отделения общей врачебной практики (семейной медицины) в поликлинических ЛПУ: МУЗ «Городская поликлиника № 5», МУЗ «Городская объединенная поликлиника № 3». Первое из них является клинической базой кафедры семейной медицины (общей врачебной практики) ПетрГУ. Работа ОВП пос. Квар-цитный получила положительную оценку на Всероссийской конференции народов Севера на Ямале. Лицензии по данному виду деятельности имеют 10 ОВП, что позволило 7 из них вступить в систему обязательного медицинского страхования и получить дополнительный источник финансирования.
Разработаны методические рекомендации для врачей ОВП, включающие систематизированный перечень нормативных и отчетно-учетных документов, положение и критерии эффективности деятельности ОВП, стандарты лечения больных, порядок взаимодействия врача ОВП со службой скорой помощи, узкими специалистами, органами социальной службы, организация финансирования ОВП. Анализ деятельности общей врачебной практики в районах республики и в г. Петрозаводске свидетельствует об эффективности данной формы предоставления медицинской помощи населению при оказании первичной медицинской помощи. На территориях, закрепленных за ОВП, отмечено снижение количества вызовов скорой помощи; снижение обращаемости к узким специалистам; улучшение качества профилактической работы; интенсивное развитие стационарза-мещающих технологий (дневной стационар и стационар на дому). Согласно анкетированию пациентов, подавляющее их большинство устраивает медицинское обслуживание врачом общей практики (99,04%) и они видят разницу в обслуживании участковым терапевтом и врачом общей практики (94,2%).
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ В СЕМЕЙНОЙ (ОБЩЕВРАЧЕБНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Т.Ю.Агафонова, О.А.Артамонова, Б.В.Головской, Н.А.Собянин, Я.Б.Ховаева ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская
академия Росздрава
OPHTHALMOLOGY IN GENERAL PRACTICE: PROBLEMS OF TRAINING
T.Yu.Agafonova, O.A.Artamonova, B.V.Golovskoy, N.A.Sobyanin, Ya.B.Hovaeva
Perm State Medical Academy
Значительная часть заболеваний глаз относится к благополучной по своему прогнозу патологии, требует осуществления несложных и, чаще всего, эффективных мероприятий. Переориентация этой группы больных на семейных врачей может в значительной степени освободить офтальмологов, позволив им сконцентрировать свои усилия на тех направлениях, которые требуют временных затрат, длительной специальной подготовки и дорогостоящего оборудования. По нашим данным, среди всех обращающихся за медицинской помощью к семейному врачу пациенты с глазной патологией составляют 18,8%. Наиболее часты- 55
ми поводами для обращения служат травмы глаза и его придатков и воспалительные заболевания переднего отрезка глаза.
Кафедра терапии и семейной медицины ФУВ ПГМА осуществляет подготовку семейных врачей более 10 лет. Цель преподавания глазных болезней в рамках семейной медицины состоит в том, чтобы научить семейного врача понимать, когда ему следует лечить больного самостоятельно, а когда необходимо немедленно направить пациента к офтальмологу. Особенностью офтальмологии как клинической дисциплины является наличие множества инструментальных методов диагностики, в связи с чем обучение представляет значительные трудности. Вопросы офтальмологии освещаются на циклах первичной специализации, общего усовершенствования по семейной медицине, тематического усовершенствования по глазным болезням для семейных врачей.
На этапе первичной специализации по семейной медицине основное внимание уделяется освоению обучающимися практических навыков, поэтому практическим занятиям отведено 80% учебных часов. Для оптимизации учебного процесса внимание акцентируется на наиболее информативных методах, не требующих дорогостоящей аппаратуры и осуществимых в амбулаторных условиях (исследование в проходящем свете, при боковом освещении, обратная офтальмоскопия, офтальмо-тонометрия по Маклакову и др.). Занятия проводятся в тесном сотрудничестве с практикующими офтальмологами поликлиник и экстренной приемной офтальмологического стационара, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к условиям последующей работы семейного врача. Контроль практической части осуществляется при помощи дневника, который включает описание офтальмологического статуса осмотренных пациентов и указание лечебных и диагностических процедур, выполненных обучающимся самостоятельно.
Теоретическая подготовка по офтальмологии включает сведения о глазной патологии, лечение которой осуществляет семейный врач самостоятельно (в основном это — воспалительные заболевания переднего отрезка глаза, начальная катаракта, пресбиопия, травмы глаза легкой степени тяжести), и сведения об экстренной помощи при состояниях, требующих вмешательства офтальмолога (тяжелые травмы глаза, глаукома, патология сетчатки, сосудистой оболочки, зрительного нерва, роговицы и т.д.). Практически не обсуждаются вопросы стационарной помощи, исключая проблемы, которые могут возникнуть у пациента на амбулаторном этапе после оперативного вмешательства (например, после экстракции катаракты, антиглаукомных хирургических вмешательств и т.д.). Особое внимание уделено патологии глаз вследствие общего заболевания (сахарный диабет, атеросклероз), что способствует целостному восприятию клинической картины у данного пациента. Контроль теоретических знаний проводится путем предварительного и заключительного тестирования. Показатели предварительного тестового контроля составляют в среднем 43±5,4%, заключительного — 80±8,2% (р=0,005).
Важность данного этапа обучения иллюстрируется показателями наличия практических навыков у практикующих врачей до и сразу после первичной специализации по семейной медицине: измерение внутриглазного давления проводили 30% и 58% врачей соответственно, офтальмоскопию в прямом и обратном виде — 8% и 66%, подбор простых очковых корригирующих линз — 26% и 80% врачей. Особые трудности вызывают
прямая и обратная офтальмоскопия, причем только первичная специализация позволяет приобрести навыки ее проведения и трактовки картины глазного дна, поскольку число врачей, осуществляющих данный диагностический прием, не зависит от стажа: сразу после первичной специализации и через 5 лет работы этот показатель остается неизменным — 66%. В целом, если до первичной специализации только 28% врачей могли оказывать помощь при глазной патологии, сразу после специализации их число увеличилось (по данным самооценки) до 58%.
В рамках общего усовершенствования по семейной медицине преподавание офтальмологии сводится к обсуждению вопросов, возникших у врачей в процессе их практической деятельности. Как правило, после 5 лет работы все семейные врачи владеют такими важнейшими навыками, как подбор простых корригирующих очков и измерение внутриглазного давления тонометром Маклакова. Однако вызывает тревогу тот факт, что оказать экстренную помощь при травмах глаза могут 19% семейных врачей и только со стажем работы не менее 5 лет. Цветоощущение определяют также стажированные врачи, причем только 5% из них. В связи с этим около 50% учебных часов, отведенных офтальмологии на общем усовершенствовании по семейной медицине, посвящено практическим занятиям, в том числе и в экстренной приемной офтальмологического стационара.
Тематическое усовершенствование семейных врачей по глазным болезням позволяет более подробно рассмотреть проблемы профилактики глазной патологии и наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями органа зрения, причем внимание акцентируется на проблемах детской патологии, как наиболее сложной для диагностики и опасной в плане прогноза для зрительных функций, а также позволяет затронуть вопросы глазного протезирования (уход за протезом, правила замены, профилактика осложнений при ношении протеза и т.д.).
Таким образом, разработанная нами концепция преподавания офтальмологии как одной из составляющих семейной медицины соответствует стандартам подготовки семейных врачей (врачей общей практики), учитывает потребности практикующих врачей и осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами-офтальмологами.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
О.Н.Сигитова, В.С.Мороков, К.К.Яхин, Э.А.Гурьянова, Р.М.Латыпов, Р.А.Надеева,
Е.В.Архипов
Казанский государственный медицинский университет
EVOLUTION OF TEACHING OF FAMILY MEDICINE IN KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY O.N.Sigitova, V.S.Morokov, V.S.Yahin, E.Ya.Guryanova, R.M.Latypov, R.A.Nadeeva, E.V.Arhipova
Kazan State Medical University
В 1993 г. на кафедре госпитальной терапии КГМУ был создан курс и разработана оригинальная программа подготовки врачей общей практики в рамках трехгодичной клинической ординатуры. В 1996 г. состоялся первый в республике Татарстан выпуск