Научная статья на тему 'Труд и его воспитательное значение в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях'

Труд и его воспитательное значение в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1845
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ДИСЦИПЛИНА / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / WORK / CONVICTED PERSON / PENITENTIARY INSTITUTION / EDUCATION / TO SHAPE PERSONAL QUALITIES / LAW AND ORDER / DISCIPLINE / CORRECTIONAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаитжанов Азимжан

Автор раскрывает важность труда в воспитании и исправлении осужденных, его социально-экономическую значимость, влияние труда на формирование личностных качеств отбывающих наказание в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work and its Educational Function during the Course of Punishment Execution in Penitentiary Institutions

The author explains the significance of work in educating and correcting of the convicted, its social and economic significance and the influence of work on prisoners' personal qualities serving time in places of detention.

Текст научной работы на тему «Труд и его воспитательное значение в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях»

111!111Й1И1!Ш № 2,

ют его практическую направленность в правоприменительной сфере. Поэтому в последних документах МВД России особый упор делается на восстановление у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма) и развитие профессионально значимых качеств: верности присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности, нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности) [2; 4]. Термин «восстановление» употреблен не случайно: в 1990-е гг., когда ослабли государственные институты, усилились «разброд и шатания» во всех сферах общества, в том числе в умах людей, многие фундаментальные мировоззренческие ценности были утрачены.

Итак, в содержательном плане научное мировоззрение — это цельное духовное образование в совокупности основных аспектов, или элементов (политического, правового, экономического, нравственного и др.), базирующихся на на-

учных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе, адекватно отражающих реальности современного этапа общественного развития и выражающих его практическую направленность на решение проблем, стоящих перед личностью, в частности курсанта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравец, А. С. Мировоззрение: социальная обусловленность, сущность, структура / А. С. Кравец // Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. — Воронеж, 1996.

2. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01.02.07. № 120.

3. Ойзерман, Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. — М. : Наука, 1982. — 301 с.

4. Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007—2009 годы : приказ МВД России от 09.07.07. № 1/5446.

Поступила 19.03.09.

ТРУД И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)

Автор раскрывает важность труда в воспитании и исправлении осужденных, его социально-экономическую значимость, влияние труда на формирование личностных качеств отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Ключевыге слова: труд; осужденный; исправительное учреждение; воспитание; формирование; правопорядок; дисциплина; исправительная педагогика.

Согласно Конституции Российской ляют саморазвитие любого обществен-

Федерации труд свободен [1, ч. 1, ст. 37]. ного строя. Именно трудом создаются

Каждый имеет право свободно распоря- материальные и культурные ценности, за

жаться своими способностями к труду, счет производительного труда содержат-

выбирать род деятельности и профес- ся государство, наука, культура, образо-

сию. Следовательно, производительный вание и медицина; благодаря обще-

труд человека и его результаты состав- ственно полезному труду формируется и

© Хаитжанов А., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сам человек. К. Д. Ушинский в своем сочинении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» указывал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей, необходимых для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает обязательный характер привлечения осужденных к труду. Так, Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, по специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или на предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью» [3, ст. 103].

Такой подход законодателя обусловливается следующим рядом обстоятельств:

— общественно полезный труд является средством исправления [3, ч. 2, ст. 9];

— трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства поддержания правопорядка и дисциплины в местах лишения свободы;

— труд имеет важное экономическое значение для осужденного.

Рассмотрим каждое обстоятельство в отдельности.

Роль труда в воспитании человека признана философскими и педагогическими учениями. Исправительная педагогика исходит из важности производительного труда для исправления лиц, со-

вершивших преступления, и утверждает, что, включаясь в трудовой процесс, осужденный коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикально изменяется его самооценка, формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социализацию и мышление личности, делает ее более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности. При этом большое значение имеют законодательные акты, регулирующие исполнение уголовного наказания, а также международные стандарты, определяющие обращение с осужденными.

В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические, умственные и профессиональные способности, формирует и развивает основные качества. Труд служит важнейшим критерием, который выявляет нравственные позиции осужденного и его отношение к социально значимым ценностям. Добросовестное отношение к труду — один из факторов условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, замены наказания более мягким видом и т. д.

Общественно полезный труд и трудовая деятельность осужденных — важное средство поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений определены часы и виды трудовой деятельности:

— пятидневная трудовая деятельность с 7:15 до 15:45 на производстве;

— привлечение осужденных к труду по скользящему графику;

— суточные, 12-часовые дежурства;

— индивидуально-предпринимательская трудовая деятельность и т. д. [2].

Установленный распорядок рабочего времени дисциплинирует осужденных, воспитывает в них чувство ответственности.

Как показывает практика, основная масса осужденных практически не может отбывать наказание без обществен-

№ 2, 2009

но полезного труда. Физически здоровому человеку труд необходим для поддержания нормального функционирования жизнедеятельности. Однако в настоящее время из-за экономической нестабильности и развала производства большинство осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не имеют возможности трудиться. Считаем, что в сложившихся условиях подлежат оценке все виды труда, особенно добровольной работы по благоустройству территории, обеспечению колонии сельскохозяйственной продукцией, продовольствием и т. д. В связи с этим в законодательном порядке необходимо ввести в Уголовно-исправительный кодекс РФ меры стимулирующего характера и меры поощрения за добровольный труд.

Опыт пенитенциарной системы показывает, что безделье действует на осужденного разлагающе, способствует совершению правонарушений и преступлений, возникновению межличностных и групповых конфликтных ситуаций, что иногда приводит к массовым беспорядкам. Трудовая же деятельность заключенных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы.

В современных условиях труд позволяет исправительному учреждению нормально функционировать, а осужденным — обеспечивать собственные потребности, помогать материально своим семьям, родственникам, престарелым родителям, своевременно погашать имеющиеся иски, а самое главное, накапливать необходимые материальные средства для устройства после отбытия срока наказания. Однако труд осужденного имеет не только экономическое значение. Как показывает практика, лица, осужденные в возрасте от 18 до 21 года, часто не имеют специальности (по статистическим данным, к ним относятся от 60 до 70 % осужденных). Учитывая специ-

фику собственного производства, администрация исправительного учреждения организует общеобразовательную и профессионально-техническую учебу заключенных по таким специальностям, как сварщик, слесарь-инструментальщик, автослесарь, сантехник и т. д. По приобретенной специальности осужденный может осуществлять свою трудовую деятельность не только в исправительном учреждении, но и после освобождения из мест лишения свободы.

Важно отметить, что отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления [3, ч. 3, ст. 108].

Профессионально-техническое обучение в системе пенитенциарных учреждений пользуется большой популярностью среди осужденных. Около 90 % обучающихся с интересом воспринимают знания и трудовые навыки, что подтверждают наблюдения криминологов, педагогов и что говорит о положительном значении подобного обучения.

Таким образом, труд осужденных в исправительных учреждениях является средством исправления, формирует мировоззрение, личностные качества, способствует осмыслению социальных ценностей, позволяет поддерживать правопорядок и дисциплину, воспитывает уважение к личности, обществу и государству, а также выступает в качестве критерия при решении социально-экономических вопросов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 64 с.

2. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.03.06. № ГКПИ06-54) : приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.05. — № 205.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2007. — 96 с.

Поступила 10.12.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.