111!111Й1И1!Ш № 2,
ют его практическую направленность в правоприменительной сфере. Поэтому в последних документах МВД России особый упор делается на восстановление у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма) и развитие профессионально значимых качеств: верности присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности, нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности) [2; 4]. Термин «восстановление» употреблен не случайно: в 1990-е гг., когда ослабли государственные институты, усилились «разброд и шатания» во всех сферах общества, в том числе в умах людей, многие фундаментальные мировоззренческие ценности были утрачены.
Итак, в содержательном плане научное мировоззрение — это цельное духовное образование в совокупности основных аспектов, или элементов (политического, правового, экономического, нравственного и др.), базирующихся на на-
учных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе, адекватно отражающих реальности современного этапа общественного развития и выражающих его практическую направленность на решение проблем, стоящих перед личностью, в частности курсанта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кравец, А. С. Мировоззрение: социальная обусловленность, сущность, структура / А. С. Кравец // Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. — Воронеж, 1996.
2. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01.02.07. № 120.
3. Ойзерман, Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. — М. : Наука, 1982. — 301 с.
4. Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007—2009 годы : приказ МВД России от 09.07.07. № 1/5446.
Поступила 19.03.09.
ТРУД И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)
Автор раскрывает важность труда в воспитании и исправлении осужденных, его социально-экономическую значимость, влияние труда на формирование личностных качеств отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Ключевыге слова: труд; осужденный; исправительное учреждение; воспитание; формирование; правопорядок; дисциплина; исправительная педагогика.
Согласно Конституции Российской ляют саморазвитие любого обществен-
Федерации труд свободен [1, ч. 1, ст. 37]. ного строя. Именно трудом создаются
Каждый имеет право свободно распоря- материальные и культурные ценности, за
жаться своими способностями к труду, счет производительного труда содержат-
выбирать род деятельности и профес- ся государство, наука, культура, образо-
сию. Следовательно, производительный вание и медицина; благодаря обще-
труд человека и его результаты состав- ственно полезному труду формируется и
© Хаитжанов А., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сам человек. К. Д. Ушинский в своем сочинении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» указывал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей, необходимых для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает обязательный характер привлечения осужденных к труду. Так, Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, по специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или на предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью» [3, ст. 103].
Такой подход законодателя обусловливается следующим рядом обстоятельств:
— общественно полезный труд является средством исправления [3, ч. 2, ст. 9];
— трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства поддержания правопорядка и дисциплины в местах лишения свободы;
— труд имеет важное экономическое значение для осужденного.
Рассмотрим каждое обстоятельство в отдельности.
Роль труда в воспитании человека признана философскими и педагогическими учениями. Исправительная педагогика исходит из важности производительного труда для исправления лиц, со-
вершивших преступления, и утверждает, что, включаясь в трудовой процесс, осужденный коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикально изменяется его самооценка, формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социализацию и мышление личности, делает ее более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности. При этом большое значение имеют законодательные акты, регулирующие исполнение уголовного наказания, а также международные стандарты, определяющие обращение с осужденными.
В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические, умственные и профессиональные способности, формирует и развивает основные качества. Труд служит важнейшим критерием, который выявляет нравственные позиции осужденного и его отношение к социально значимым ценностям. Добросовестное отношение к труду — один из факторов условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, замены наказания более мягким видом и т. д.
Общественно полезный труд и трудовая деятельность осужденных — важное средство поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений определены часы и виды трудовой деятельности:
— пятидневная трудовая деятельность с 7:15 до 15:45 на производстве;
— привлечение осужденных к труду по скользящему графику;
— суточные, 12-часовые дежурства;
— индивидуально-предпринимательская трудовая деятельность и т. д. [2].
Установленный распорядок рабочего времени дисциплинирует осужденных, воспитывает в них чувство ответственности.
Как показывает практика, основная масса осужденных практически не может отбывать наказание без обществен-
№ 2, 2009
но полезного труда. Физически здоровому человеку труд необходим для поддержания нормального функционирования жизнедеятельности. Однако в настоящее время из-за экономической нестабильности и развала производства большинство осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не имеют возможности трудиться. Считаем, что в сложившихся условиях подлежат оценке все виды труда, особенно добровольной работы по благоустройству территории, обеспечению колонии сельскохозяйственной продукцией, продовольствием и т. д. В связи с этим в законодательном порядке необходимо ввести в Уголовно-исправительный кодекс РФ меры стимулирующего характера и меры поощрения за добровольный труд.
Опыт пенитенциарной системы показывает, что безделье действует на осужденного разлагающе, способствует совершению правонарушений и преступлений, возникновению межличностных и групповых конфликтных ситуаций, что иногда приводит к массовым беспорядкам. Трудовая же деятельность заключенных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы.
В современных условиях труд позволяет исправительному учреждению нормально функционировать, а осужденным — обеспечивать собственные потребности, помогать материально своим семьям, родственникам, престарелым родителям, своевременно погашать имеющиеся иски, а самое главное, накапливать необходимые материальные средства для устройства после отбытия срока наказания. Однако труд осужденного имеет не только экономическое значение. Как показывает практика, лица, осужденные в возрасте от 18 до 21 года, часто не имеют специальности (по статистическим данным, к ним относятся от 60 до 70 % осужденных). Учитывая специ-
фику собственного производства, администрация исправительного учреждения организует общеобразовательную и профессионально-техническую учебу заключенных по таким специальностям, как сварщик, слесарь-инструментальщик, автослесарь, сантехник и т. д. По приобретенной специальности осужденный может осуществлять свою трудовую деятельность не только в исправительном учреждении, но и после освобождения из мест лишения свободы.
Важно отметить, что отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления [3, ч. 3, ст. 108].
Профессионально-техническое обучение в системе пенитенциарных учреждений пользуется большой популярностью среди осужденных. Около 90 % обучающихся с интересом воспринимают знания и трудовые навыки, что подтверждают наблюдения криминологов, педагогов и что говорит о положительном значении подобного обучения.
Таким образом, труд осужденных в исправительных учреждениях является средством исправления, формирует мировоззрение, личностные качества, способствует осмыслению социальных ценностей, позволяет поддерживать правопорядок и дисциплину, воспитывает уважение к личности, обществу и государству, а также выступает в качестве критерия при решении социально-экономических вопросов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 64 с.
2. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.03.06. № ГКПИ06-54) : приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.05. — № 205.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2007. — 96 с.
Поступила 10.12.08.