€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙ^
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 343.848.2/.5
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
М. С. Рыбак (Саратовская государственная юридическая академия),
А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)
Проводится анализ процесса ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с осужденными, допустившими особо опасный рецидив преступлений.
Ключевыге слова: ресоциализация осужденных та; исполнение наказания.
Проблемы, связанные с преступностью и преступлениями, а также с причинами и условиями, способствующими порождению этих явлений, волнуют мир со времен Каина и Авеля. На сегодняшний день в России наиболее остро стоят вопросы о жизни осужденного в исправительном учреждении и в обществе. Замалчивание этих вопросов, которое существовало долгие годы, в настоящее время уже мало кого устраивает. Однако для изменения создавшегося положения кардинальных и решительных мер принимается явно недостаточно. Лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, тем более на особом режиме, воспринимаются обществом как изгои, что выражается в трудностях с поиском работы и созданием семьи, в негативном отношении как со стороны представителей государственных и негосударственных органов, так и со стороны граждан.
Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, образуют освободившиеся из исправительных учреждений по отбытии срока наказания. Такая помощь необходима прежде всего в интересах самого же общества, чтобы эти люди не стали преступниками вновь.
Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы и лиц, освобожденных от наказания, рассматривались в работах В. М. Анисимкова, Ю. А. Алферова, Ю. И. Бытко и др. По общему признанию исследователей, ресоциализация включает в себя исправление, т. е. подготовку осужденного к освобожде-
; исправительное учреждение; воспитательная рабо-
нию, и социальную адаптацию его в обществе.
Следует согласиться с М. И. Енике-евым и О. Л. Кочетковым в том, что ресоциализирующая деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач: 1) исполнения уголовного наказания и ресоциализации личности осужденного; 2) формирования у него качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе [5, с. 375]. Эти авторы справедливо обращают внимание на то, что основная особенность исправительной деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, связана с трудновоспитуемо-стью осужденных, что сам факт помещения индивида в исправительное учреждение свидетельствует о наличии у него личностных аномалий. Для успешной работы по ресоциализации осужденных сотрудники исправительных учреждений должны знать личностные особенности каждого из них. Это — сложная и трудоемкая задача, решение которой требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.
Исправительное учреждение должно, с одной стороны, моделировать жизнь нормального общества, а с другой — исполнять наказание, устанавливать принудительный порядок его отбывания, т. е. режим (ст. 9. УИК РФ), определяющий не только рамки поведения осужденных,
© Рыбак М. С., Хаитжанов А., 2012
но и границы проведения с ними исправительного воздействия. Соединение этих двух моментов является важнейшей социальной проблемой настоящего времени. Чрезвычайно важно, чтобы в данных условиях не была принижена личность осужденного и чтобы к нему относились как к человеку, а не как к чуждому элементу общества. Как отмечал Г. В. Ф. Гегель, «наказание, карающее преступника... есть вместе с тем его в себе сущая воля, наличное бытие его свободы, его право, — но есть также право, положенное в самом преступнике, т. е. в его наличной сущей воле, в его поступке. Ибо в его поступке разумного существа заключено, что он нечто всеобщее, что им устанавливается закон, который преступник в этом поступке признал для себя, под который он, следовательно, может быть подведен как под свое право» [3, с. 147—148].
Таким образом, процесс ресоциализации не должен формировать у осужденного отрицательные качества, негативно действовать на его психику. В конечном счете человек должен быть открытым и способным формировать положительные качества личности, что является необходимым условием достижения стоящих перед наказанием задач и осуществления процесса ресоциализации осужденного, а затем и его социальной адаптации.
В научной литературе вопрос о стадиях ресоциализации остается дискуссионным. Большинство исследователей, в том числе М. Г. Детков, Н. А. Стручков, И. В. Шмаров и др., утверждают, что ресоциализация проходит два этапа: пенитенциарный, т. е. этап подготовки осужденного к освобождению, и постпе-нитенциарный — социальной адаптации после отбытия срока наказания. Соглашаясь с этим мнением, добавим, что выделенные этапы неоднородны и могут быть разделены на ряд стадий.
На наш взгляд, начинать исправительный и воспитательный процесс надо с изучения личности осужденного и отнесения его к одной из классификационных групп. По справедливому мнению Н. А. Стручкова, «чтобы действительно
индивидуализировать исполнение наказания, нужно „поближе“ подойти к каждому осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности... Нужно поделить осужденных на определенные группы и категории» [6, с. 176—177].
Исходя из вышесказанного, первой стадией ресоциализации на пенитенциарном этапе следует считать отнесение осужденного к положительной, отрицательной либо нейтральной социальной группе. Как показывает практика, абсолютное большинство осужденных (85— 90 %), содержащихся в исправительном учреждении, образуют неофициальные группы в количестве от 2 до 10 и более человек. Сотрудники исправительных учреждений должны стимулировать положительные внутригрупповые и межгруппо-вые контакты, что создает благоприятные условия для формирования коллектива осужденных и микроклимата в нем. В первую очередь это достигается в группах осужденных, которые имеют небольшие сроки наказания — один или два года лишения свободы, легко поддаются воздействию и не имеют устойчивой связи с общественно опасными социальными группами, состоящими из криминальных авторитетов. Точное определение принадлежности осужденного к соответствующей микросреде (положительной, отрицательной или нейтральной) облегчает дальнейшую ресоциализацию и подготовку осужденного к освобождению.
Второй стадией ресоциализации мы считаем прохождение осужденными всех трех ступеней исправления, сопровождающихся аттестацией администрации учреждения: участие в общественной жизни бригады, отряда, исправительного учреждения и в общественно полезном труде; повышение своего профессионально-технического и общеобразовательного уровня; оказание материальной помощи семье либо родственникам, престарелым родителям, несовершеннолетним детям и т. д.
Воспитательная работа, проводимая на высоком профессиональном уровне и в комплексе, является третьей стадией ресоциализации осужденного.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее десятилетие ошибочная тенденция к свертыванию воспитательной работы в местах лишения свободы и увеличению мер режимного характера отрицательно отразилась на состоянии преступности в нашей стране. Мы полагаем, что воспитательная работа — это не просто стадия ресоциализации осужденных, а средство достижения их исправления, представляющее собой сложный комплекс мероприятий трудового, правового, эстетического, физического, педагогического и образовательного характера. В подтверждение этой мысли ст. 9 УИК РФ воспитательную работу относит к числу средств исправления осужденных. Воспитательная работа в исправительных учреждениях, особенно с положительной социальной группой, должна быть направлена на ликвидацию отрицательных взглядов и отношения личности к лишению свободы; на формирование у осужденного социально полезных взглядов и представлений. Проводимая воспитательная работа должна отвечать требованиям обоснованности, внутренней логичности и последовательности.
В качестве положительного примера может быть рассмотрен опыт, накопленный в Республике Мордовия. Начальником УФСИН по РМ издан приказ об организации «Школы подготовки осужденных к освобождению». На основании данного приказа разработано и утверждено соответствующее положение. Такая школа организована в ФБУ ИК-1 особого режима, куда осужденные с большим желанием приходят два раз в месяц. В этой же колонии организована церковная воскресная школа, где в настоящее время обучаются 17 осужденных. Воспитательной работой занимаются не только сотрудники исправительного учреждения, но и церковные служители. В данном учреждении большое внимание уделяется общеобразовательному и профессиональному обучению отбывающих наказание. В профессиональнотехническом училище они обретают специальности швеи-моториста, электрика, сварщика, столяра, кровельщика, кулинара, строителя с получением диплома го-
сударственного образца, т. е. овладевают теми профессиями, которые востребованы сейчас. Ежеквартально вывешивается в отрядах, печатается в собственной малотиражной газете «Дубрава» список вакансий рабочих мест с полным обеспечением социального пакета.
В колонии на высоком уровне поставлена культмассовая и спортивная работа во всех учреждениях. Осужденные создали свой Клуб веселых и находчивых и участвуют в состязаниях с другими исправительными учреждениями. В течение пяти лет среди женщин проводится конкурс «Мисс очарование». Мужская половина имеет возможность помериться силой в спортивных состязаниях, например, в соревнованиях по пятиборью, включающих толкание ядра, подъем гири, подтягивание на турнике, бег на короткие дистанции и прыжки в длину. Участие осужденных в этих и подобных мероприятиях является стимулом исправления и возвращения в общество с другим мировоззрением.
Во всех колониях большое внимание уделяется восстановлению социально полезных связей. Так как сроки наказания на особом режиме большие, что приводит к утрате указанных связей, сотрудники исправительных учреждений принимают непосредственное участие в розыске родных и близких освобождающегося осужденного, помогают завязаться переписке и, если это возможно, организовывают их встречу. Работа ведется во взаимодействии с правоохранительными органами, центрами по трудовой занятости населения, социальными службами (пенсионным отделом, отделом по инвалидности), реабилитационными центрами различных регионов и городов Российской Федерации.
Что касается постпенитенциарного этапа, то следует сказать, что на сегодняшний день Министерство юстиции и система исправительных учреждений проводят все доступные мероприятия, которые способствуют ресоциализации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Однако этот процесс часто замораживается и сходит на нет там, где заканчиваются функции ис-
правительных учреждений. Например, учреждение проводит комплекс мероприятий по подготовке осужденного к освобождению: осуществляет обучение законодательным актам, дает рекомендации по преодолению трудностей, командирует освободившегося, а в некоторых случаях (если это инвалид I—II группы) сопровождает до места назначения. После этого человек теряется из виду и судьба его становится неизвестной, потому что органам местного самоуправления она неинтересна. Между тем ресоциализация освободившегося из мест заключения осужденного и недопущение рецидива преступления зависят от деятельности всех государственных и негосударственных структур нашего общества.
О необходимости введения в законодательство ресоциализации как цели уголовного наказания говорят многие исследователи. Так, Р. Г. Галикеев и Ю. В. Ча-кубаш утверждают: «Сегодня речь идет об отказе от исправления как цели уголовного наказания или, вернее, подмене ее так называемым „юридическим ис-правлением“, под которым понимается несовершение человеком повторного преступления под страхом перед наказанием. Несомненно, что в демократическом государстве должна и будет преобладать ориентация на реализацию цели социальной реабилитации преступников» [2, с. 133—134]. Подобная цель закреплена в законодательстве ряда зарубежных государств — Франции, ФРГ, Швеции и др.
Следует согласиться с И. И. Евтушенко, которая считает, что «законодательное закрепление ресоциализации осужденного как цели уголовного наказания позволит достигнуть другую его цель — специальное предупреждение преступлений. Наше общество заинтересовано в коренной переделке сознания осужденного, и поэтому законодатель должен не ограничиваться достижением исправления, а требовать закрепления у личности свойств и привычек, которые исключают возможность совершения преступления. Государство, наказывая преступника, должно принять все воз-
можные ресоциализационные меры, чтобы он более не совершал преступлений» [4, с. 52].
При исследовании вопроса о ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, нами было проведено анкетирование среди осужденных и сотрудников администрации учреждения: заместителей начальника по безопасности и оперативной работе, начальников отряда. Ответы тех и других на поставленные вопросы были парадоксально одинаковыми. В них подчеркивалась необходимость приобретения осужденными специальности с учетом индивидуальных интересов. Отмечалось, что до освобождения осужденного должна быть достигнута договоренность с организациями и учреждениями о будущей заработной плате и месте его проживания. В конечном счете все опрошенные констатировали: «Кто первый склонит к себе освобождающегося, кто первый к себе возьмет, к тому он и пойдет. Все зависит от отношения к нему».
Сказанное со всей очевидностью свидетельствует о том, что органам государственной власти, местному самоуправлению необходимо принять неотложные меры по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Уголовная политика любого государства направлена в первую очередь на снижение уже существующего уровня преступности. Применение для достижения этих целей конкретных средств и методов зависит от экономических и политических возможностей, исторических и культурных ценностей той или иной страны. Важно, что всеми государствами признается необходимость предупреждения совершения новых преступлений лицами, ранее подвергавшимися мерам уголовной ответственности. Для решения сходных проблем по ресоциализации осужденных в России представляется возможным имплементировать опыт зарубежных стран.
Наиболее низкий уровень рецидивной преступности в настоящее время наблюдается в Японии. Этот уникальный факт разные ученые объясняют по-разному:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
однородной островной национальной структурой населения и единством языка, недопущением систематического притока представителей других народов в течение длительного времени; присущей японцам специфической логикой отношений (уважительное отношение к старшим, забота о них и младших); эффективностью принятых законодательных актов и деятельности правоохранительных органов.
Уголовная политика Японии направлена на предотвращение преступности и предусматривает меры постпенитенци-арного воздействия на преступника. Основным принципом уголовно-исполнительной политики является принцип «экономии репрессии», основанный на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность. Концепция исполнения наказания в виде лишения свободы, заложенная в законодательстве, состоит в социализации обращения, т. е. в обеспечении ресоциализации заключенных, включая участие добровольных сотрудников службы защитного надзора. Созданы и реально функционируют органы реабилитационной защиты: центральные и районные комиссии и состоящие при них пункты защитного надзора, задачей которых является оказание помощи бывшим осужденным в ресоциализации [7, с. 126—127].
С точки зрения рассматриваемой проблемы немаловажный интерес представляет реабилитационный опыт работы таких стран, как США и Канада. Здесь уже давно в отношении осужденных используются исправительные программы (так называемое обращение), построенные на положениях современной психологической науки. Основной принцип таких программ заключается в признании того факта, что преступник обладает определенными потенциальными возможностями для развития в нем положительных человеческих качеств, а следовательно, и способности начать новую жизнь законопослушного гражданина [1].
С целью скорейшей ресоциализации и адаптации преступника в обычной среде, а также недопущения рецидивной преступности английская администрация пенитенциарного учреждения за месяц до условно-досрочного освобождения разрешает осужденному в дневное время выходить за пределы учреждения, посещать различные предприятия для трудоустройства и решения социальных вопросов, а также вопроса о квалификации его деятельности после освобождения.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что апробированный и давший положительные результаты опыт зарубежных государств в ресоциализации осужденных может быть использован в Российской Федерации в процессе реформирования уголовного и уголовноисполнительного права, а также уголовно-исполнительной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананиан, Л. Л. Когнитивно-поведенческий тренинг в реабилитации осужденных : опыт федеральной службы Канады (научно-аналитический обзор) / Л. Л. Ананиан // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — Сер. 4, Государство и право : РЖ. — 1998. — №2. — С. 192—231.
2. Галикеев, Р. Г Ресоциализация как цель исполнения наказания / Р. Г. Галикеев, Ю. В. Чаку-баш // Материалы Межвуз. конф. «Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации». — Уфа, 1994. — С. 133—134.
3. Гегель, Г. В. Ф. Философия права/ Г. В. Ф. Гегель. — Москва : Мысль, 1990. — 528 с.
4. Евтушенко, И. И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография / И. И. Евтушенко ; Волг ГТУ. — Волгоград, 2005. — 174 с.
5. Еникеев, М. И. Общая, социальная и юридическая психология : краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. — Москва : Юрид. лит., 2002. — 448 с.
6. Стручков, Н. А. Советская исправительнотрудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. — Саратов : Изд-во Са-рат. ун-та, 1970. — 271 с.
7. Уэда, К. Преступность и криминология в современной Японии : пер. с яп. / К. Уэда ; под общ. ред. и с вступ. ст. Н. Ф. Кузнецовой и В. Н. Еремина. — Москва : Прогресс, 1989. — 256 с.
Поступила 30.09.11.