ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В. С. Остапенко (Воронежский институт МВД России)
В статье рассматривается проблема содержания, структуры научного мировоззрения, его роли и значения в формировании личности будущих сотрудников правоохранительных органов в ходе учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: содержание, структура мировоззрения; носители, уровни, срезы мировоззрения; философское мировоззрение.
В настоящее время важнейшей и актуальнейшей задачей образовательных учреждений МВД России является целенаправленное формирование у будущих сотрудников правоохранительных органов научного мировоззрения, адекватно отражающего объективные тенденции общественного развития, требования социальной практики к человеку, его мышлению и сознанию.
Анализ научной литературы по проблеме выявил несколько основных подходов к изучению мировоззрения: социологический, гносеологический, онтологический, аксиологический и др. Ведущие ученые в той или иной степени затрагивают указанные аспекты в зависимости от цели исследования, но общего взгляда на роль и место каждого из них в целостной концепции мировоззрения пока нет. Наиболее плодотворным нам кажется комплексный подход, при котором мировоззрение исследуется не с какой-нибудь одной точки зрения, а многопланово, в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности. При этом необходимым является уяснение сущности, системообразующих элементов в структуре мировоззрения, что позволило бы представлять его как единое целое. Данная задача отражена в работах В. С. Буянова, Б. И. Каверина,
A. В. Сонина, В. Ф. Черноволенко,
B. А. Щербинина и др.
В соответствии с комплексным подходом любое мировоззрение призвано
дать ответ на основные смысложизненные вопросы: что такое мир, в котором живет и действует человек; ради чего следует жить; как следует жить? Можно говорить о достигнутом к настоящему времени общепризнанном представлении о мировоззрении как особого рода идеальном образовании, как результате сложного синтеза знаний, убеждений, идеалов, ценностей человека, как особой форме отражения объективно существующих интересов и целей общества в целом или отдельных людей. Опираясь на синтез знаний, преломленный через призму интересов и целей, мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и всего общества.
Мы придерживаемся общей позиции, согласно которой анализ структуры мировоззрения осуществляется по носителям, глубине отражения объективного мира (уровням) и по предмету отражения. Выделяются также мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации, профессионально значимые личностные качества, которые можно определить как структурные срезы мировоззрения.
В гносеологическом аспекте, т. е. с точки зрения уровней отражения действительности, мировоззрение может быть обыденным либо теоретическим, но чаще наблюдается смешанный вариант при самом различном взаимодействии этих двух уровней.
© Остапенко В. С., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Главными элементами обыденного уровня мировоззрения выступают такие социально значимые морально-психологические качества, как ответственность, инициативность, чувство нового и др., проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках.
Теоретический уровень мировоззрения по сравнению с обыденным характеризуется большей устойчивостью, логической стройностью, глубиной и систематичностью отражения объективной реальности. Отражение действительности происходит не во всем ее многообразии, а в главном, существенном. Будучи продуктом сознательного творчества теоретиков, теоретическое мировоззрение строится в соответствии с определенными принципами; оно выражает коренные интересы тех или иных социальных групп, обосновывает конкретные цели деятельности и по типу может быть донаучным, ненаучным, непоследовательно научным и последовательно научным.
Рассматривая сущность и структуру научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России, выявим предметно-содержательный аспект мировоззрения через совокупность политического, правового, экономического, нравственного, экологического, эстетического, естественно-научного и других элементов на теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом уровнях и укажем срезы (структурные звенья) развития этих элементов: мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, принципы, профессионально значимые личностные качества, идеалы, ценностные ориентации. Научное мировоззрение курсантов представляет собой диалектическое единство научных мировоззренческих знаний, убеждений и т. д., которые в зависимости от содержания составляют основу и наполняют тот или иной аспект (элемент) мировоззрения.
Особое место в структуре мировоззрения принадлежит философии. Сейчас
преодолен подход, сводивший мировоззрение только к философским взглядам. Философия является теоретической формой мировоззрения, теорией, в рамках которой не только раскрывается мировоззренческая проблематика, но и объясняются сам процесс возникновения мировоззренческих форм, их сущность, структура, функции и т. п. Можно говорить о философском мировоззрении как о теоретическом мировоззрении, обоснованном посредством общенаучных, наиболее общих категорий [3, с. 139]. Все структурные элементы мировоззрения соотносятся с его ценностной направленностью, что для курсантов образовательных учреждений МВД России имеет особое значение. К сожалению, в прошлом проявилась некоторая недооценка ценностных аспектов научного мировоззрения, когда его трактовали в значительной степени «сциентистски», направляя основные усилия на раскрытие общих закономерностей развития. При этом упускались из виду «важнейшие активные, целеуказывающие, жизнерегулирующие элементы мировоззрения: ценности, оценки, нормы и идеалы» [1, с. 27].
Мировоззренческие ценности подвергаются мировоззренческим оценкам, которые выступают в качестве результата их осмысления тем или иным носителем мировоззрения. Из мировоззренческих оценок вытекают смысложизненные правила, предписания, определяющие общую стратегию поведения личности. Такие жизнеориентирующие регу-лятивы обычно называются нормами. Мировоззренческие нормы как бы указывают меру определенной ценности. В другом случае норма может выступать как целеуказание. Ценностная направленность мировоззрения также выражается и в идеалах как системе ценностей, в рамках которой осуществляются осознание и выражение человеком потребностей. В научном мировоззрении курсантов ценностные элементы не противопоставлены друг другу, а составляют органичную целостность и характеризу-
111!111Й1И1!Ш № 2,
ют его практическую направленность в правоприменительной сфере. Поэтому в последних документах МВД России особый упор делается на восстановление у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма) и развитие профессионально значимых качеств: верности присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности, нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности) [2; 4]. Термин «восстановление» употреблен не случайно: в 1990-е гг., когда ослабли государственные институты, усилились «разброд и шатания» во всех сферах общества, в том числе в умах людей, многие фундаментальные мировоззренческие ценности были утрачены.
Итак, в содержательном плане научное мировоззрение — это цельное духовное образование в совокупности основных аспектов, или элементов (политического, правового, экономического, нравственного и др.), базирующихся на на-
учных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе, адекватно отражающих реальности современного этапа общественного развития и выражающих его практическую направленность на решение проблем, стоящих перед личностью, в частности курсанта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кравец, А. С. Мировоззрение: социальная обусловленность, сущность, структура / А. С. Кравец // Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. — Воронеж, 1996.
2. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01.02.07. № 120.
3. Ойзерман, Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. — М. : Наука, 1982. — 301 с.
4. Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007—2009 годы : приказ МВД России от 09.07.07. № 1/5446.
Поступила 19.03.09.
ТРУД И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)
Автор раскрывает важность труда в воспитании и исправлении осужденных, его социально-экономическую значимость, влияние труда на формирование личностных качеств отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Ключевыге слова: труд; осужденный; исправительное учреждение; воспитание; формирование; правопорядок; дисциплина; исправительная педагогика.
Согласно Конституции Российской ляют саморазвитие любого обществен-
Федерации труд свободен [1, ч. 1, ст. 37]. ного строя. Именно трудом создаются
Каждый имеет право свободно распоря- материальные и культурные ценности, за
жаться своими способностями к труду, счет производительного труда содержат-
выбирать род деятельности и профес- ся государство, наука, культура, образо-
сию. Следовательно, производительный вание и медицина; благодаря обще-
труд человека и его результаты состав- ственно полезному труду формируется и
© Хаитжанов А., 2009