Научная статья на тему 'Три поколения россиян: стиль жизни и включенность в СМИ'

Три поколения россиян: стиль жизни и включенность в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕСПОНДЕНТЫ / НЕДОВЕРИЕ К ТЕЛЕВИДЕНИЮ / НЕЗАВИСИМОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петренко Елена Серафимовна, Каплун В. В.

Анализ на основе данных опросов Фонда «Общественное Мнение» отвечал на вопрос: какова вовлеченность разных слоев российского общества в коммуникативный процесс? Четыре группы респондентов (аутсайдеры, заемщики, обитатели Интернета, деловые люди) пытались компенсировать недоверие к телевидению, каждая из групп, складывала свой«паззл» из разных типов СМИ истинную картину мира. Автор надеется на консолидирующее независимое и самодеятельное ТV в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три поколения россиян: стиль жизни и включенность в СМИ»

Е. Петренко, В. Каплун

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН: СТИЛЬ ЖИЗНИ И ВКЛЮЧЕННОСТЬ В СМИ

В настоящее время проблема создания и функционирования единого информационного пространства приобретает ключевое значение для развития, как социума, его культуры, так и отдельных стран, и даже отдельной личности. Создание глобальной инфосферы — это не только иннова-ционность технологий и прогресс коммуникаций, но и развитие навыков коммуникативности, поскольку культурно- и социально- разнородный мир немыслим без наведения коммуникативных мостов между различными социальными группами и различными культурами.

С одной стороны, прогресс в сфере коммуникативности, способствует осознанию, формированию единой исторической памяти, призванной служить основой идентичности, осознания человеком своего «я», места в истории этноса, своей страны, и, в конечном итоге, общечеловеческой цивилизации1. С другой стороны, коммуникативность, активная вовлеченность в единое информационное пространство (будь то Интернет, печатные СМИ, радио или телевидение) противостоит разрушению единства культуры, в первую очередь базовых этических норм, иначе говоря противостит аномии2. Включенность разных групп населения в средства массовой информации содействует повышению толерантности, и развитию диалога, как межличностного, так и межкультурного, скрадывая противоречия, которые по сути своей являются вызовом, брошенным человеческой цивилизации процессом глобализации.

Какова же вовлеченность разных слоев российского общества в коммуникативный процесс? Анализу этого было посвящено исследование, проведенное на основе данных опросов Фонда «Общественное Мнение». В качестве источников данных были использованы результаты общенациональных репрезентативных опросов Фонда «Мегафом» и «Фомнимбус», проведенные в 2007-2011 годах. В «Мегафоме» принимали участие 34000 респондентов, проживающих в 68 субъектах Российской Федерации. В каждом из них опрашивается по 500 респондентов, представляющих жителей этого региона в возрасте восемнадцать лет и старше. В «Фомнимбусе» опрашивается 2000 респондентов тех же возрастов, проживающих в 100 населенных пунктах, 48 субьектах Российской Федерации, и репрезентирующих россиян в целом.

На основе полученных данных была проанализирована включен-

ность различных групп россиян в средства массовой информации. Зачастую оценки, предпочтения, уровень жизни интересы и мировоззрения россиян даже внутри одной и той же социальной группы оказывались весьма и весьма различными. Соответственно, и включенность представителей одной социально-демографической группы в СМИ могла существенно разниться. Это выражалось и в отношении к средствам массовой информации как таковым, так и в предпочтении одних СМИ другим.

Получить более точную картину, решить проблему «неоднородности» стилей жизни респондентов одного социально-демографического статуса стало возможным на основе изучения их потребительских практик. Новая аналитическая стратегия Фонда «Общественное Мнение» — «социогра-фия»3 позволила идентифицировать группы респондентов с разными стилями жизни.

Базой для описания стилей жизни россиян послужила структура пространства инновационных потребительских практик, которые формируются сегодня в российском социуме. Это могут быть вещи, услуги, развлечения, которые появились сравнительно недавно (фитнес, косметические салоны, ценные бумаги, акции, интернет, смартфон и т. п.), либо еще недавно бывшие недоступными для среднего россиянина (услуги, предоставляемыми банками частным лицам — депозиты, потребительские кредиты и т. п.)4.

В качестве инструмента для выявления стилей жизни респондентов использовался ФОМ-тест Л21, в котором респондента просили отметить, какие из перечисленных на карточке потребительских практик ему приходилось использовать в течении последних двух-трех лет. Можно было дать любое количество ответов, среди которых присутствовали различные потребительские практики (банковские кредиты, пользование смартфоном, поездки за границу, оплата товаров и услуг пластиковой карточкой, пользование интернетом, занятия в фитнес-центре, оформление кредитов и так далее).

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ И ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ

Использование аналитической стратегии Социография позволило выявить отчетливую четыре разных стиля жизни современных россиян.

«Аутсайдеры». Самая большая группа — 42 % от всех опрошенных. Это представители старшего поколения, придерживающиеся традиционного стиля потребления.

«Заемщики» — 13 %. В большинстве своем люди среднего возраста, «мигрирующие» от традиционного к современному стилю потребления че-

рез освоение кредитных практик. Некоторые из современных потребительских практик освоены ими легко и с удовольствием, иные привлекательны, но вызывают некоторые опасения, возможности третьих неприемлемы или просто не осознаны «заемщиками» до конца.

«Обитатели Интернета» — 37 % от опрошенных. Это поколение молодых с современным стилем потребления. Отличие этих людей от представителей следующей группы заложено в самом названии. «Дети Сети», «интернет-серферы», «активные блоггеры» — интернет играет существенную роль в стили их жизни.

«Деловые люди». Наименьшая группа — 8 % от опрошенных. Это представители молодого поколения с современным стилем потребления. В отличии от предыдущей группы Интернет для них не более чем один из инструментов. Такой же, как, скажем, кредитная карточка или деловой завтрак.

Рассмотрим эти четыре типа россиян более подробно.

Аутсайдеры, как отмечалось выше люди старшего поколения. 39 % из них перешагнули за 60-летний рубеж, а 29 % подошли к нему достаточно близко — им от 46 до 60 лет. Соответственно, большинство из них (49 %) неработающие пенсионеры Место жительства — села и поселки городского типа, российская «глубинка» (52 %). Образование у 58 % из них не выше среднего, а доход у 54 % — низкий.

Современные потребительские практики, за исключением мобильного телефона, «аутсайдерам» либо недоступны, либо непривычны, либо малопонятны. Характерной чертой стиля жизни для 70% из них является внешний локус ответственности, потребность и ожидание поддержки от родных, государства, социума. Скорее всего, поддержка эта недостаточна или зачастую просто отсутствует. Убедится в этом можно, взглянув на статьи расходов респондентов данной группы — 50 % на лечение, 50 % на питание. Стоит ли удивляться тому, что доминирующее эмоциональное состояние «аутсайдеров» — потерянность или раздражение (48 %)? Главные ценности респондентов этой группы вполне тра-диционны для людей старшего поколения: здоровье (69 %), будущее детей (58 %), семья (56 %). Однако, реальный стиль жизни достаточно далек от желаемых ценностей. Возможно поэтому 58 % против 15 % из «аутсайдеров» считают, что перестройка принесла России больше плохого, чем хорошего.

Среди заемщиков, представляющих людей среднего возраста (38 % от 46 до 60 лет, 31 % от 31 до 45 лет и 25 % от 18 до 30 лет), пре-

обладают женщины — 61%. В большинстве своем это рабочие (39 %) и пенсионеры (18 %) с низким (48 %) и средним (40 %) уровнем дохода. 48 % респондентов из этой группы обитают, так же как и аутсайдеры в селах и поселках городского типа. Остальные проживают в средних, крупных городах и городах-милионниках. Образование у подавляющего большинства из них среднее или среднее специальное.

Заемщики — люди достаточно активные. Это отчетливо прослеживается в их стили жизни. Треть из них (35 %) берут на себя ответственность за свое будущее. По их мнению путь в это будущее лежит через кредитные практики. Более половины (55 %) заемщиков покупают товары в кредит, примерно столько же (45 %) пользуются банковскими кредитами. Таким образом, транзит от традиционного (как у аутсайдеров) к современному стилю потребления для активных жителей небольших и средних городов лежит, собственно, через рост самого потребления. Доминирующие статьи расходов — еда (47 %), здоровье (42 %), одежда (32 %), обустройство жилья (25 %) Хотя потребление строится на основе займов и лишь 23 % из заемщиков строят долгосрочные планы, однако оптимизм и активная жизненная позиция налицо. Соответственно, главной жизненной ценностью для 65 % респондентов этой группы является будущее детей. Несмотря на разницу в стилях жизни, идеологически заемщики очень близки к аутсайдерам. 57 % из них считают, что с позиций нынешнего дня перестройка принесла России больше плохого, чем хорошего.

«Обитатели интернета» молоды и хорошо образованы. Больше половины из них (53 %) моложе 30 лет, 26 % в возрасте от 31 до 45 лет. Образование — высшее (33 %) и среднее специальное (40 %). Сегодня интернет доступен на значительной части нашей страны, поэтому география проживания респондентов данной группы широка. Большинство из них проживают в средних и больших городах (43 %), немногим менее в поселках городского типа и селах (35 %), остальные в городах-миллионщиках и столичных центрах. Уровень дохода у 46 % средний, 27 % — высокий и у стольких же низкий. Главное, что любой из этих уровней дохода позволяет обеспечить им доступ в интернет.

Компьютерные коммуникации, равно как и компьютерное ком-муницирование составляют основу стиля жизни «обитателей интернета». По сути, это постоянная аудитория интернета — 89 %. Здесь они работают и проводят досуг, знакомятся, развлекаются, осваивают новые современные практики. Здесь они фактически обитают. Естественно, что практически две трети из них владеют иностранным языком

(70 %) — интернет-общение не ограничивается рамками России. Так же неудивительно, что каждому второму «обитателю интернета» свойственен внутренний локус контроля. В «глобальной паутине» существенны свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков. Главные статьи расходов респондентов данной группы — еда (45 %), одежда и образование (по 32 %). Основной жизненной ценностью (60 %) «обитатели интернета» считают семью. В вопросах же связанных с идеологией они чаще прислушиваются к «заемщикам» и «аутсайдерам» — 40 % считают, что перестройка принесла стране больше плохого, а 27 % делают самостоятельный вывод о пользе перестройки.

«Деловые люди» — небольшая, но хорошо обеспеченная группа населения в широком возрастном диапазоне — от 25 до 46 лет и старше Более 50% имеют высокий уровень дохода. Каждый второй (49 %) специалист или руководитель с высшим (58 %) и средним специальным (25 %) образованием. Большинство из них (44 %) проживают в столицах и крупных региональных центрах, 35 % — в больших городах.

Место жительства и уровень дохода обеспечивают «деловым людям» доступ практически ко всем благам цивилизации. Среди потребительских практик нет такой, которая не была бы ими освоена. Главное отличие их стиля жизни от остальных — вояжи за границу (100 %). Соответственно, большая часть из них (78 %) владеет хотя бы одним иностранным языком. Деловые люди по преимуществу (43 % против 31 %) полагают, что перестройка принесла России больше хорошего, чем плохого. Этот показатель в два раза выше, чем в среднем по всем опрошенным и в три раза выше, чем у поколения аутсайдеров.

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В КАНАЛЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Фомнибусе, проведенном в марте 2011, респонденты отвечали на вопросы о своей включенности в СМИ. Им были предложены ряд закрытых вопросов, предполагающих четкие варианты ответов, несколько из которых мог выбирать опрашиваемый. В большинстве случаев респонденту предлагалась карточка, в которой он мог отмечать любое число ответов.

В первую очередь определялась, включенность респондента в СМИ, как таковые («Следите ли Вы новостями в стране и мире?»). Затем выяснялось, какими видами средств массовой информации пользуются участники

опроса для получения новостей («Из каких источников Вы чаще всего узнаете новости?») Далее шла группа вопросов, призванная уточнить каким конкретно телевизионным каналам (печатным изданиям, радиостанциям, интернет-сайтам и социальным сетям) отдает предпочтение респондент («На каких новостных интернет-сайтах Вы обычно смотрите новости и информационные сообщения?»). И наконец, следовал завершающий вопрос о доверии к различным видам СМИ («Новостям из каких источников Вы больше всего доверяете?»).

Четыре пятых россиян тем или иным образом отслеживают происходящее в мире и стране. Процент интересующихся новостными событиями практически не зависит от принадлежности респондента к той или иной группе. Одинаково (81 %) следят за новостями «аутсайдеры» и «люди интернета», чуть больший интерес (85 %) проявляют «заемщики». А вот в группе деловых людей количество респондентов следящих за новостями максимально — 90 %. Деловые люди, активны, пассионарны, понимают ценность информации, а тем более ценность оперативной информации, от которой зачастую зависит их успех и благосостояние.

Сложно представить себе, оставшиеся 10 % процентов, не испытывающих интереса к окружающему их миру. Тем не менее, такие люди есть. Причем не только среди «аутсайдеров», живущих зачастую в достаточно отдаленных местах, где и электричество-то бывает не каждый день, но и среди «деловых людей». Остается предположить, что в данном случае имеет место включенность в альтернативные источники информации. Таковыми могут быть как сетевые, так и неформальные каналы.

КТО КАКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПРЕДПОЧИТАЕТ

Подавляющая часть информации поступает к респондентам с телевизионных экранов. Широкое распространение и дешевизна бытовой техники привели к тому, что телевизор, и, как правило, не один, имеется в каждой семье. Широкий охват спутникового телевещания, большое количество бесплатных доступных каналов и интернет-трансляция большинства основных программ. Таким образом, телевидение было, есть и скорее всего еще очень долго будет оставаться самым массовым из средств информации. И хотя утверждения о скорой гибели традиционного телевещания и мутации его в некий интерактивный интернет-гибрид звучат все чаще, но все же, перефразируя Сэмюэля Клеменса можно сказать, что «слухи о смерти телевидения сильно преувеличены».

Люди любят смотреть телевизор. Сериалы, ток-шоу, развлекательные программы. Одни смотрят целенаправленно, для других «картинка»

на экране — лишь некий фон, а телевизор один из привычных, постоянно включенных бытовых приборов. Как бы то ни было, но новостную составляющую трансляции телевидение доносит до 94 % процентов жителей нашей страны. У одних групп внимание к теленовостям выше — 98 % у «заемщиков» и 95 % у «аутсайдеров», у других несколько ниже — «деловые люди» (93 %) и «люди интернета» (92 %). Однако, это действительно средство МАССОВОЙ информации. Лишь 4 % опрошенных признались в том, что новости по телевизору они не смотрят.

Если брать телевизионные каналы дифференцированно, то на первом месте по информационному охвату населения окажется «Первый канал» — как, гласил в свое время известный слоган «Первый — всегда первый». Первый канал, ведущий историю от Первой программы Центрального телевидения СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и являющийся старейшим массовым телеканалом России, воспринимается большинством телезрителей как канал официальный, «придворный». Мнение первого канала — это мнение президента и властных структур. И как бы респонденты не относились к «официозному» изложению новостей, игнорировать их, не учитывая в реальной жизни, невозможно. Поэтому новости по первому каналу смотрит 77% россиян. «Заемщики» и «аутсайдеры» проявляют больший интерес к новостям первого канала (79-80 %). «Люди Интернета» и «деловые люди» — несколько меньший (75-74 %).

Аналогичная картина складывается с каналом «Россия 1». Этот канал так же является одним из старейших Российских каналов, образованным в мае 1991 года и то же воспринимается россиянами, «голосом российского официоза». Однако, возможно потому, что первым бывает только единственный из телеканалов, или по причине постоянной смены логотипов, а может быть из-за некоторой схожести информационных программ Первого и «России», включенность россиян в новостное вещание этого канала заметно меньше (65 %). Существенно реже смотрят новости по «России 1»

«люди интернета» (60 %), чуть чаще представители остальных групп (64-65 %)

На третьем месте по «новостной востребованности» находится НТВ. «Новости — наша профессия» — этот слоган так же по всей видимости не забыт респондентами. В 90-е годы НТВ позиционировался, как канал максимально либеральный, объективный и дистанцированный от властных структур. Много воды утекло, неоднократно сменилось руководство каналом, а образ (по сути, иллюзия) сохранилась. Возможно потому процент деловых людей (56 %) следящих за новостями по НТВ, превосходит как население в целом (50 %), так и респондентов из других групп (49-53%).

Во второй половине нынешнего десятилетия пальма первенства «наиболее демократичного канала» перешла к РЕН ТВ. Отчасти это связанно с достаточно независимой новостной политикой канала, отчасти появлению на нем новостных ведущих «старого» НТВ. «Деловые люди» оказывают по сравнению с остальными группами респондентов значительное предпочтение именно этому каналу (21 % против 14 % населения в целом).

Одним из немногих широко доступных спортивных каналов является «Россия 2». Не столь важно, что предпочитают респонденты — футбол, керлинг или стрельбу из лука. Главное, что последние результаты, самую свежую информацию можно узнать на телеканале Россия-2. Ведь никто не уточнял в анкетном вопросе, что новости должны быть политическими или культурными! Новости спорта интересуют 12 % процентов россиян. «Деловые люди» первенствуют и здесь — 22 % смотрят «Россию-2».

Значительная часть респондентов проживает вне столичных городов, что объясняет их интерес к новостным передачам местных телеканалов (13 %). Особого различия между группами здесь нет.

ДРУГИЕ КАНАЛЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Печатная слово не менее привычно для россиян, чем телевизионная «картинка». Несмотря на подорожание печатной продукции, падение тиражей и миграцию ряда газет в интернет, печатная пресса и новости, предлагаемые ей, продолжают пользоваться спросом у каждого третьего жителя нашей страны (30 %). Наибольшую любовь к печатному слову проявляют деловые люди (40 %), наименьшую (26 %) «люди Интернета», явно предпочитающие традиционным газетам и журналам интернет-СМИ.

Проанализировав предпочтения отдаваемые респондентами, можно предположить, что за последние годы наметилась тенденция, состоящая в изменении содержательного характера новостей, потребляемых читателями печатных изданий. Если раньше актуальной была фраза «утром в газете — вечером в интернете», то ныне ситуация приобрела диаметрально противоположный характер. Газеты не потеряли своей оперативности, просто более оперативным стали интернет-коммуникации. В то время, когда блогосфера и интернет-издания прибывали в зачаточном состоянии, востребованы были «горячие» новости, покрытые легким флером аналитики. Сейчас больший интерес проявляется, либо к изданиям публикующим развернутые аналитические обзоры деловой и политической информации, либо к изданиям, ориентированным на широкий круг легких, развлекательных новостей. К первому варианту можно отнести «Коммерсант», «Ведо-

мости», «Независимую газету», «Власть», «Российскую газету». Предпочтение им чаще отдают респонденты из группы «деловые люди» (7-5 %). У остальных групп больший интерес вызывают «Аргументы и факты» (17-15 %), и «Комсомольская правда» (17-12 %). Впрочем, «деловые люди» с интересом черпают информацию из любых источников: читателей этих изданий среди них не меньше, чем у остальных групп.

Роль радиостанций в освещении новостных событий за последнее время также претерпела значительные изменения. Радиоприемники уступают место громоздким музыкальным центрам, в которых собственно радио отводится небольшая и неглавная часть. Эти же музыкальные центры стали неотъемлемой частью современных авто. В радиотрансляции большая часть времени отводится музыкальному наполнению, перемежаемому короткими новостными блоками. И хотя доля населения в целом, узнающего новости в стране и мире посредством радио достаточно высока (27 %), но можно предположить, что выбор радиостанции, определяется не качеством новостей, а скорее музыкальными пристрастиями слушателя и наличием у него автомобиля. Естественно, что чаще других слушают радионовости обеспеченные владельцы автомобилей из групп «деловые люди» (43 %) и «люди интернета» (53 %). Не случайно самым популярным во всех группах (за исключением «аутсайдеров») является «Авторадио» (17-16 %).

42 % «деловых людей» стараются узнавать новости по радио. Примечательно, что именно в этой группе максимально число слушателей «Эхо Москва» (7 %). В остальных группах данный показатель не превышает 3 %. Другие радиостанции, предпочитаемые «деловыми людьми», как уже было отмечено, свидетельствуют скорее о музыкальных вкусах респондентов: «Europa Plus» (14 %), «Наше радио» (11 %), «Ретро FM» (8 %).

Темп жизни, калейдоскопическая смена событий не располагает ни к долгим кухонным посиделкам с разговорами о политике, ни к подобным же разговорам в курилке или на завалинке. «Сарафанное радио», когда-то являвшееся едва ли не главным источником слухов и сенсаций окончательно сдало свои позиции. В процессе общения с родственниками узнают новости 19 % респондентов.

Впрочем, «деловые люди» и тут отличаются от прочих. 33 % из них получают информацию посредством разговоров. Однако, можно предположить, что это не пустопорожняя болтовня о погоде. Скорее всего, это то, что можно назвать «инсайдерской информацией», поступающей из приватных бесед с деловыми партнерами.

ИНТЕРНЕТ-СМИ

Новостная информация, доступная в интернете была представлена в опросе в двух ипостасях.

Во-первых — это новостные интернет сайты, представляющие, либо электронные, более оперативные версии печатных СМИ, либо издания, существующие исключительно в электронном виде, либо информационные порталы на базе поисковых систем, компилирующие новостные сообщение из различных информационных источников.

Во-вторых, это так называемая блогосфера — форумы, социальные сети и блоги, которые, с одной стороны, собирают и распространяют новости, почерпнутые из электронных средств массовой информации, а с другой — сами являются источниками новостей, на которые впоследствии ссылаются электронные и печатные средства массовой информации. Определить, что является приоритетным для функционирования блогосферы затруднительно. Значительное количество информации, почерпнутой из сторонних источников, а так же достаточное количество неподтвержденных, а зачастую и просто ложных новостей, позволяет отнести блогосферу скорее не к СМИ, а к некоему инновационному инструменту манипуляции сознанием интренет-пользователей.

Поскольку пользование интернетом, как потребительская практика присуща в основном «деловых людям» и «людям интернета», то о включенности в данные средства массовой информации можно говорить только применительно к этим двум группам.

Первое и самое очевидное, что бросается в глаза, при изучении интернет-источников информации — это то, что подавляющее большинство новостей получается респондентами не с сайтов специализированных интернет-изданий и не с электронных версий печатных газет и журналов, а с новостных порталов, связанных с поисковыми и почтовыми системами. Объяснение этому лежит на поверхности. Рано или поздно при настройке интернет-браузера пользователь сталкивается с необходимостью выбрать «стартовую» страницу, которая появляется на экране при запуске браузера. Как правило, это вопрос удобства. Для одних предпочтительна поисковая система — «Яндекс», «Google» или «Рамблер», позволяющая моментально перейти к отысканию необходимой информации. Для других важен оперативный доступ к своему почтовому ящику, который, как правило, находится на тех же «Google», «Яндексе», «Mail.ru» или «Рамблере». На каждой из этих страниц, помимо окон для поиска и доступа к почте присутствует блок новостей. Его можно настраивать под свои предпочтения, а можно оставить как есть, неважно. Главное — новости присутствуют и не заметить, проигно-

рировать их невозможно. С уверенностью можно предположить, что даже «деловые люди» и «люди интернета», отметившие в анкете: «Новости на интерет-сайтах не смотрю» (36 и 48 %) не избежали, пусть мимолетного, но все же воздействия данной информации. Для следящих за последними событиями респондентов данных групп, основные источники новостей: «Яндекс-Новости» (32 и 23 %), «Новости на Mail.ru» (17 и 11 %), «Рамблер-Новости» (16 и 9 %), «Новости Google» (13 и 6 %).

Отличие «деловых людей» о «людей интернета» в том, что первые, в дополнение к новостным порталам просматривают специализированные новостные сайты политической и экономической направленности: «Аргументы и факты — aif.ru» (10 %), «Газета.ру» (9 %), «Лента.ру», «Дни.ру», «Росбизнесконсалтинг» (по 7 %).

Немного иначе дело обстоит с блогосферой. Не используют социальные сети, форумы и блоги в качестве источников новостей 54 % «деловых людей» и 62 % «людей Интернета». Оставшихся респондентов можно разделить на две группы — блоггеров новостных порталов: «Яндекс Блоги» (25 и 16 %), «Блоги на Mail.ru» (12 и 8 %) и пользователей социальных сетей: «Одноклассники» (12 и 14 %), «В контакте» (12 и 11 %), «Мой мир на Mail. ru» (14 и 11 %).

О новостной ценности блогов было написано несколько выше. Что же касается социальных сетей, то это скорее не Средство Массовой Информации, а некая виртуальная среда общения отчасти близкая к разговорам с друзьями и родственниками, а отчасти к отраслевым малотиражкам и местным телеканалам. Новости, в перечисленных выше социальных сетях, на наш взгляд, носят локальный и довольно специфический характер и, по крайней мере, пока, не могут быть сравнимы по воздействию с новостями телевизионными. Особенно ярко это демонстрирует «Живой Журнал» (LiveJournal.com) новости которого отслеживают 5 % «деловых людей» и 1 % «людей интернета».

Таким образом, как «несколько преувеличенной» является декларируемая смерть телевидения, точно так же «слегка завышенным» представляется ожидаемое «рождение новой медийности», базирующийся на синтезе интернета, как средства коммуникации и блогов с социальными сетями, как новой ступени коммуникативности.

Казалось бы недавние Twitter-революции, произошедшие в Египте и Тунисе свидетельствуют об обратном, но, на наш взгляд, ключевым инструментом этих событий явились не социальные сети, а профессионализм координаторов революций, не имеющий никакого отношения ни к Twitte^ ни к Интернету.

ПЕРЕДЕЛ, ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ АУДИТОРИЙ Подводя итоги, можно сказать, что все три поколения россиян, вне зависимости от стиля жизни плотно включены в средства массовой информации. Разница между ними состоит в том, что каждая из четырех групп относится к разным типам СМИ по-своему. Объяснить, почему это происходит и каким образом включена в средства массовой информации каждая из групп, помогают ответы респондентов на вопрос о доверии к разным источникам информации. Результат заслуживает того, чтобы привести его целиком.

В % по столбцу

Скажите, новостям из каких источников Вы больше всего доверяете?

Население в целом Деловые люди Люди Интернета Заемщики Аутсайдеры

телевидение 74 58 70 84 76

радио 10 13 10 11 11

печатная пресса (газеты, журналы) 11 10 9 14 13

новостные сайты в Интернете 9 24 17 0 1

форумы, блоги, сайты социальных сетей 3 11 6 0 1

разговоры с родсвенниками, друзьями, знакомыми 6 7 6 6 6

затрудняюсь ответить 12 16 11 8 13

Ни одна из групп населения не испытывает абсолютного доверия ни к одному из видов средств массовой информации. Это так же относится ко всем россиянам в целом.

Чем выше уровень образования, тем отчетливей респондент осознает, что информация из любого источника может быть искажена, подана односторонне или тенденциозно. И лишь максимальный охват разноплановых СМИ может приблизить новостную картину мира к реальности. Люди с низким уровнем образования испытывают те же самые ощущения инстинктивно, на уровне коллективного сознания.

Наибольшим доверием респондентов пользуется телевидение. Почти как в известной фразе Мюллера: «Никому нельзя верить, даже себе.

Мне — можно!» «Мне можно верить!» — убеждает россиян телевидение. Убеждает, надо сказать, весьма успешно. Безусловно, ключевую роль здесь играет доверие к визуальному ряду и надежда на то, что ряд этот исказить сложно. Теленовостям доверяют 84 % «аутсайдеров», 76 % «заемщиков», 70 % «людей интернета» и 58 % «деловых людей». Доля населения в среднем, доверяющего телевидению составляет 74 %. Прослеживается четкая зависимость между уровнем образования, возрастом с одной стороны и доверием респондентов к телевизионным СМИ с другой. Чем образованней и моложе человек, тем меньше он склонен доверять телевизионной «картинке».

Компенсировать недоверие к телевидению разные группы респондентов пытаются в меру своих возможностей. «Аутсайдеры» и «заемщики» пытаются получить альтернативную информацию из печатных средств массовой информации и радионовостей. «Люди интернета» используют в этих целях интернет. «Деловые люди» задействуют все возможные источники информации, отдавая при этом предпочтение интернету. Каждая из групп, старается сложить свой «паззл» — истинную картину мира, правдивый новостной пейзаж, употребляя в качестве кусочков, разные типы СМИ.

Судя по результатам наших опросов, можно предположить, что может быть именно независимое и самодеятельное TV в Интернете в недалеком будущем станет новой консолидирующей силой инновационных слоев российского общества.

1 В. Э.Бойков. Историческая память российского населения: состояние и проблемы формирования. http://www.mirrossii.ru/db/msg/8985.html.

2 Кондратьев М. Ю. Словарь. Социальная психология.

3 Аналитическая стратегия состоит в последовательном использовании для анализа эмпирических данных опросов метода главных компонент, процедуры преобразования осей полученного пространства, иерархической кластеризации, кластеризации методом K - means и метода Exhaustive CHAID из группы Classification Tree.

Благодаря этой аналитической стратегии, примененной к результатам независимых опросов появилась возможность синергического анализа эмпирических данных, полученных в разных опросах и по разным анкетам.

4 Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры. / Отв. Ред.Е. С. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. С. 251-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.