УДК 070
Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске
студент магистратуры направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р. Россия, г. Магнитогорск, тел. +79823324425 e-mail - lanadavletshina@mail.ru
Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
masters student, Linguistics (ProfessionalBusiness Communication in the International Cooperation (the English language))
Davletshina S. R Russia, Magnitogorsk, + 79823324425
e-mail - lanadavletshina@mail.ru
С.Р. Давлетшина
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ МЕДИА
В работе рассматриваются понятия «социальные медиа» и «блог» в контексте типологии новых СМИ; описана классификация блогов по критерию общественного интереса; обозначены преимущественные характеристики блогосферы; описана модель взаимопроникновения блогосферы и традиционных органов публичной передачи информации при помощи технических средств.
Ключевые слова: блог, социальные медиа, интернет, социальные сети, телевидение, традиционные
СМИ.
S.R. Davletshina
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TRADITIONAL MEDIA UNDER CONDITIONS OF COMPETITION WITH SOCIAL MEDIA
The paper deals with the concepts of "social media" and "blog" in the context of the typology of new media; The classification of blogs by criterion of public interest is described; The advantageous characteristics of the blogosphere are indicated; A model of the interpenetration of the blogosphere and traditional bodies of public information transfer using technical means is described.
Key words: blog, social media, Internet, social networks, television, traditional media.
На сегодняшний день блоги, выполняющие функции социальных сетей, принимают вид дискуссионных площадок, перерастают из виртуального повседневного средства общения в глобальную систему информирования населения, конкурирующую с традиционными средствами массовой информации (телевидение, печать, радио). По нашему мнению, это ответ реальным потребностям современного общества. Мы рассмотрели деятельность социальных сетей, их механизмы воздействия на аудиторию, и сравнили с телевизионной технологией передачи информации. В результате, мы нашли у обоих конкурирующих средствах связи как положительные, так и отрицательные стороны и пришли к выводу, что устранение последних возможно благодаря заимствованию друг у друга технических и технологических преимуществ.
Давлетшина С.Р., 2017
В данной статье мы сравнили и рассмотрели на конкретных примерах деятельность телевидения, как представителя «старой школы», и блогов. Цель нашего исследования: составить модель взаимодействия телевидения и блогосферы.
Число людей, желающих выразить своё мнение, обсудить ту или иную проблему на интернет-платформах, неуклонно растет. В результате всероссийского опроса «Левада-центр» в июле 2016 года установлено, что каждый четвертый россиянин узнает новости из социальных сетей. Только за четыре месяца число публичных сообщений на сайте «Twitter.com» увеличилось со 110 до 120 миллионов [4]. В социальных сетях и блогах уже сформировано своё информационное поле, зачастую пользователи этих площадок опережают профессиональных журналистов. Кроме того, на «вольных» просторах интернета можно увидеть оригинальные публицистические материалы, которые пользуются большой популярностью. С помощью социальных сетей и блогов пользователь может выразить своё и узнать чужое мнение по какому-либо вопросу. Всё это привело к тому, что социальные сети и блоги для многих интернет-пользователей заменили средства массовой информации. По количеству подписчиков некоторые сетевые дневники не уступают СМИ. Рост такого вида информирования породил понятие «социальные медиа».
Опираясь на фактические данные все возрастающей популярности социальных медиа, мы полагаем, что первые практически ни в чем не уступают сегодняшним традиционным СМИ и даже в некоторой степени превосходят. Нынешнее поколение привыкло к большому потоку информации, с появлением современных устройств связи, таких как компьютер, смартфоны и активное использование социальных сетей, мы получаем информацию оперативно и из первых уст. На данный момент блогосфера охватывает большое количество аудитории разных возрастов и материалы на этом интернет-поле являются дискуссионной площадкой нередко на острые темы, которые телевизионные выпуски новостей не касаются или раскрывают не полностью. Сегодня деятельность блогеров фактически приравнивается к журналисткой: ответственность за свои слова блогеры несут по закону о «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в народе он получил название «закон о блогерах» [5]. Авторы, использующие оскорбительные заявления и недопустимые вещи в СМИ, привлекаются к административной и уголовной ответственности. Отныне популярные блогеры не только оперативно публикуют информацию, но и отвечают за ее достоверность и качество, следовательно, взаимодействие с таким источником информации переходит на новый уровень. Также владельцы публичных страниц с аудиторией более 3000 человек обязаны предоставлять информацию о своем блоге в Роскомнадзор и соблюдать ряд правил, прописанных в статье 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Внесенные изменения в Федеральный закон в 2014 году, всколыхнувшие общественность и напугавшие блогеров, сделали исследования на тему социальных медиа еще более актуальными и практически значимыми.
Блогосфера в Сети - это одно из средств выражения общественного мнения и в беспрерывном процессе обмена информацией блог сформировал определенную коммуникационную среду, живущую по своим законам, которые позволяют посетителям web-странички стать соавтором материала, правдивого и относительно свободного от цензуры. Популярность блогов растет со стремительной скоростью, и имеем основания предполагать, что через короткий промежуток времени они сместят главенствующий канал распространения информации, телевидение, которое много лет остаётся для большей части российской аудитории основным источником новостей. Разумеется, в каждом правиле есть исключения: не в каждом уголке земного шара интернет развит так, как распространен, скажем, в США или в России. Например, в странах Азии больше половины населения не имеет доступ к Facebook или Youtube. Согласитесь, что эти
два источника получения и распространения информации прочно вошли в профессионально-деловую среду. Вспомним, недавнюю предвыборную кампанию избранного президентом США Дональда Трампа. Во многом благодаря «посланиям» в Facebook он завоевал сердца американского народа, собрал огромное количество подписчиков этой социальной сети, превышающее количество телезрителей новостей на центральных каналах [10]. Напротив деятельность Хилари Клинтон, так активно и безупречно освещаемая традиционными СМИ, нашла меньшее одобрение и, как следствие, получила меньшее количество голосов.
Резюмируя вышесказанное, мы находим, что телевидение нуждается в модернизации и в сотрудничестве с блогами, заимствовании тех преимуществ, которыми обладает социальная сеть. Разработка эффективной модели взаимодействия блогосферы и телевидения в условиях жесткой конкуренции СМИ требуют деликатности: социальные медиа уже набрали высокую скорость и работают оперативнее телевизионных СМИ.
Блогеров, производящих общественно значимый контент сетевого дневника, принято подразделять на очевидцев и ньюсмейкеров. Особняком в этой системе стоят корпоративные блогеры различных компаний, в том числе и представители СМИ, публикующие актуальную информацию и новости о компании с целью продвижения производимого ей продукта или услуги. Следует более подробно рассмотреть деятельность блогеров-очевидцев и блогеров-ньюсмейкеров. Группа личных блогов делится на две большие подгруппы: личные блоги публичных людей и личные блоги непубличных людей [1; с. 127-131]. Остановимся на личных блогах непубличных людей: как правило, они используются авторами как пространство для выражения личного мнения по тому или иному вопросу, блогер рассказывает о своей повседневной жизни, делится наблюдениями. Непубличные люди ведут блог с целью самовыражения, социализации, интегрирования в общее коммуникационное пространство интернет-сети. Индивидуальный блог непубличного человека в большинстве случаев не представляет общественного интереса, но блогер может завоевать определённую часть аудитории благодаря неординарным публикациям. Например, ученица московской школы, теперь работающая на видеохостинге «YouTube» TheKateClapp сумела расположить к себе зрителей смешными сценками-перевоплощениями и видеодневником. Сейчас на TheKateClapp подписано более пяти миллионов пользователей «YouTube» [11]. Также интерес аудитории к блогам может появиться в случае, если автор опубликует на своей странице эксклюзивное видео или фото с места происшествия, очевидцем которого стал, такие случаи достаточно распространены. Как правило, очевидцы ЧП делятся информацией и публикуют в интернете отснятое видео или фото гораздо быстрее, чем это успеют сделать телеканалы. Так, разница во времени между первым сообщением об упавшем метеорите в Челябинске на сайте «Twitter» и первым информационным сюжетом в эфире «Первого канала» - более одного часа. Причём полнота обоих сообщений достаточно сильно отличается друг от друга. Блогер Дмитрий Рейдман под логином @DReidman в 7.38 по московскому времени поделился новостью о «неопознанном объекте» [12]. В программе «Новости» на «Первом канале» зрители смогли узнать об этом событии в 8.30 по московскому времени: в сюжете используется видеосъёмка очевидца, которая давно распространилась на просторах интернета [7]. Полноценный новостной сюжет «Первого канала», дополненный интервью с места событий появляется только в 9.00, а комментарии властей можно было услышать только в 12.00 часов. Личные блоги публичных людей также представляют наш научный интерес и требуют детального рассмотрения. Публичные люди (артисты, политики, спортсмены и др.) ведут блоги с целью поддержания своей
популярности, могут также писать о том, что их волнует, но в отличие от сетевого дневника непубличного человека такой блог представляет общественный интерес, так как известная личность является ньюсмейкером и любая её активность в блоге воспринимается как новость. Мы исследовали один из самых популярных блог-хостингов в мире, сайт «Twitter.com», и составили рейтинг самых популярных блогов российских знаменитостей на данной площадке. В результате, первое место в 2017 году делят Дмитрий Медведев и Иван Ургант: их блоги в «Twitter» читают 5,52 млн. человек [6; 9]. Страницей шоумена Павла Воли интересуются 5 млн. пользователей [2]. Если сравнивать приведенные цифры с количеством читателей блога непубличного человека, то разница очевидна: в среднем 100-300 пользователей против 5 млн. Кроме того, оказываясь в центре обсуждаемых событий, публичный блогер зачастую опережает журналистов, публикуя свой комментарий быстрее, чем даст интервью. Например, 9 февраля 2012 информация об аресте координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова появилась в его блоге на сайте «Twitter.com» на два часа раньше, чем в новостях на «Первом канале» [8]. Блогеры-знаменитости играют большую роль в новостной среде: часто принимают участие в мероприятиях, которые представляют общественный интерес и наряду с журналистами, освещающими громкие события, рассказывают о них в своем блоге, опережая работников телевидения. Дмитрий Гудков, российский оппозиционный политик и общественный деятель, активный блогер, во время выступления Владимира Путина с посланием к Федеральному собранию 3 декабря 2015 года, на котором присутствовал лично, синхронно публиковал сообщения в блоге с информацией о ходе мероприятия [3]. Разумеется, что журналисты также присутствовали на этом значимом событии, но в сети «Twitter» информация о послании Федеральному собранию появлялась раньше.
Таким образом, можно выделить несколько особенностей блогосферы, привлекающих аудиторию:
- оперативность;
- возможность получения информации из первых уст;
- интерактивность (комментирование).
Учитывая сильные и слабые стороны социальных медиа и телевидения, а также других видов традиционных СМИ, мы предлагаем несколько вариантов, способных сделать коммуникацию работников телевидения со зрителями более эффективной. Во-первых, телевизионные материалы нуждаются в оперативности донесения информации, а также в наличии корпоративного блога. Первый шаг на пути к этой цели сделан «Первым каналом», и пользователи сети «Twitter» ссылаются на сообщения этого ресурса, но это новшество имеет локальный характер и требует распространения. К тому же разрыв во времени между экспресс-публикацией в «Twitter» и выходом сюжета на «Первом канале» довольно большой. На наш взгляд, этот недостаток можно компенсировать, анонсируя сюжет короткими сообщениями. Понятно, что времени на подготовку полноценного информационного материала требуется гораздо больше, чем для написания короткого поста в блоге. Очевидно, что сделать производственный процесс телевидения таким же оперативным, как процесс публикации сообщения в блоге в ближайшее время невозможно, но журналист, также как и блогер, имеет возможность опубликовать полученную информацию с места событий в корпоративном блоге, указав время выхода будущего сюжета. Следовательно, оперативность блогеров и телевизионных журналистов уравняется. Более того, такой метод привлечёт пользователей блогов к последующему просмотру сюжета в выпуске новостей. Аналогичную ленту новостей можно внедрить и на сайт телеканала, потому как на сегодняшний день «Первый канал» не использует оперативные возможности интернета и блогов: сюжеты на сайте и сообщения в корпоративном блоге публикуются только
83
после телевизионного показа. Во-вторых, сотрудничество блогеров с гражданскими журналистами увеличит скорость и насыщенность заполнения сетки новостей. Из этого следует, что очевидцы чрезвычайных происшествий могут загружать свои видео сначала на сайт телеканала, а только потом в социальные сети. Первые попытки в этом деле были предприняты «Первым каналом»: некоторое время на сайте телеканала работал раздел «Вы очевидец». В данном разделе пользователи могли загружать эксклюзивное видео. Однако сервис не стал популярным: с 2010 по 2013 год было загружено всего 225 видеоматериалов. В результате он прекратил свое существование. На наш взгляд, повысить эффективность данного раздела можно следующим способом: подобно видеохостингу «Youtube» упростить процесс загрузки видео и сделать архив более открытым. С нашей точки зрения, не следует разделять видео и мнения, как это было сделано на сайте «Первого канала». Следующим шагом к сокращению разрыва между телевизионной новостью и «социальной» может стать создание на официальном сайте канала социальную сеть, где пользователям предоставляется возможность вести дискуссии, развивать свои блоги.
Итак, результаты исследования позволяют нам сделать вывод о том, что на сегодняшний день социальные медиа составляют серьезную конкуренцию традиционным видам СМИ, но в обоих случаях система донесения информации до населения несовершенна. По нашему мнению, решить эту проблему способно сотрудничество обоих каналов связи, заимствование друг у друга преимуществ. В условиях виртуализации коммуникации модель взаимопроникновения блогосферы и телевидения, представляется нам в форме новостного интернет-портала в виде социальной сети с максимально упрощённым процессом загрузки видео и открытой дискуссионной площадкой.
Библиографический список
1. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр. Пермь: Вестник Пермского Университета, 2012. С. 127-131.
2. Воля П.А. // Twitter. URL: https://twitter.com/RealVolya (дата обращения: 14.05.2017).
3. Гудков Д.Г. Путин говорит о необходимости борьбы с коррупцией и призвал Генпрокуратуру принять все необходимые меры // Twitter. URL: https://twitter.com/gudkovd/status/672343737129934848?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=htt ps%3A%2F%2Fsnob.ru%2Fselected%2Fentry%2F101547 (дата обращения: 14.05.2017).
4. Доверие СМИ и готовность высказывать свое мнение / Левада-Центр. М., 2016. URL: http://www.levada.ru/2016/08/12/14111/ (дата обращения: 12.03.2017).
5. Королев А.Н. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2007. 128 с.
6. Медведев Д.А. // Twitter. URL: https://twitter.com/search?q=%D0%BC% D0%95%D0%94%D0%92%D0%95%D0%94%D0%95%D0%92%20&src=typd (дата обращения: 14.05.2017).
7. На Урале произошло событие буквально космического масштаба // Первый канал. URL: http://www.1tv.ru/news/2013 -02-15/77422-na_urale_proizoshlo_chrezvychaynoe_sobytie_v_
bukvalnom_smysle_kosmicheskogo_masshtaba (дата обращения: 14.05.2017).
8. Удальцов С.С. // Twitter. URL: https://twitter.com/s_udaltsov (дата обращения: 14.05.2017).
9. Ургант И.А. // Twitter. URL: https://twitter.com/urgantcom (дата обращения: 14.05.2017).
10. Donald J. Trump // Facebook. URL: https://ru-ru.facebook.com/DonaldTrump/ (дата обращения: 26.11.2016).
11. TheKateClapp // YouTube. URL: https://www.youtube.com/user/TheKateClapp (дата обращения: 14.05.2017).
12. Reidman D. Челябинский метеорит // Twitter. URL:
https://twitter.com/search?q=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D 0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D00/oB50/oD1%82%D0%B5 %D0%BE%D1%80%D0%B80/oD10/o820/o20%40Dreidman%20%20&src=typd (дата обращения: 14.05.2017).
References
1. Bazhenova E.A., Ivanov I.A. Blog as an Internet genre. Perm: Perm University Herald, 2012. P. 127-131.
2. Will P A. // Twitter. URL: https://twitter.com/RealVolya (date accessed: 14.05.2017)
3. Gudkov D.G. Putin spoke about the need to combat corruption and called on the Prosecutor General to take all necessary measures // Twitter. URL: https://twitter.com/gudkovd/status/672343737129934848?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=htt ps%3A%2F%2Fsnob.ru%2Fselected%2Fentry%2F101547 (date accessed: 14.05.2017)
4. The confidence of the media and a willingness to Express their opinion / Levada Center. M., 2016. URL: http://www.levada.ru/2016/08/12/14111/ (date accessed: 12.03.2017).
5. Korolev A.N. About information, information technologies and protection of information. Article-by-article commentary to the Federal law. M.: Yustitsinform, 2007. 128 p.
6. Medvedev A.A. // Tweeting. URL: https://twitter.com/search?q=%D0%BC% D0%95%D0%94%D0%92%D0%95%D0%94%D0%95%D0%92% 20&src=typd (date accessed: 14.05.2017).
7. In the Urals the event happened literally on a cosmic scale // the First channel. URL: http://www.1tv.ru/news/2013 -02- 15/77422-na_urale_proizoshlo_chrezvychaynoe_sobytie_v_ bukvalnom_smysle_kosmicheskogo_masshtaba (date accessed: 14.05.2017).
8. Udaltsov S.S. // Twitter. URL: https://twitter.com/s_udaltsov (date accessed: 14.05.2017).
9. Urgant I.A. // Tweeting. URL: https://twitter.com/urgantcom (date accessed: 14.05.2017).
10. Donald J. Trump // Facebook. URL: https://ru-ru.facebook.com/DonaldTrump/ (accessed: 26.11.2016).
11. TheKateClapp // On YouTube. URL: https://www.youtube.com/user/TheKateClapp (date accessed: 14.05.2017).
12. Reidman D. Chelyabinsk meteorite // Twitter. URL: https://twitter.com/search?q=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D 0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5 %D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%20%40Dreidman%20%20&src=typd (date accessed: 14.05.2017).
УДК 070
Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске
студент магистратуры направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р. Россия, г. Магнитогорск, тел. +79823324425 e-mail - lanadavletshina@mail.ru
Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
masters student, Linguistics (ProfessionalBusiness Communication in the International Cooperation (the English language))
Davletshina S. R Russia, Magnitogorsk, + 79823324425
e-mail - lanadavletshina@mail.ru
С.Р. Давлетшина
«НОВЫЕ МЕДИА» И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ
Автор исследует тенденции развития мультимедийных жанров журналистики, их взаимосвязь с традиционными жанрами. В работе рассматриваются характеристики «новых медиа», в основе которых лежит технологическое развитие.
Ключевые слова: новые медиа, мультимедийные жанры, интернет, конвергентность.
S.R. Davletshina
«NEW MEDIA» AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF MULTIMEDIA GENRES
The author explores the trends of development of multimedia journalistic genres, their relationship to traditional genres. The work considers the characteristics of the new media, which are based on technological development.
Key words: new media, media genres, Internet, convergence.
С появлением интернета границы между жанрами стали подвижными. Одни исследователи указывают на формирование качественно новых мультимедийных жанров, другие вступают с первыми в полемику и рассматривают новые форматы как адаптацию к интернет-площадке традиционных жанров. В данной научной статье мы выявили признаки новых и традиционных жанров публицистики, их взаимосвязь.
Обратимся к названиям новых жанров: «web-репортаж», «web-статья», «web-колонка», «мультимедийный репортаж». Очевидно, начало традиционных жанров в них положено. Рассмотрим пример, web-репортаж «Арбату 520 лет», размещенный на сайте «РИА Новости», включающий в себя текстовый материал, фотографии, интерактивную карту и видеоинтервью [5]. Такое сочетание различных видов каналов и даже несколь-
Давлетшина С.Р., 2017