УДК 791.4
СМИ-ЭКРАНЫ: В РЕАЛЕ, В РУНЕТЕ И СРЕДИ АКТОРОВ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ (по результатам общенациональных опросов ФОМ в 2015-2016 гг)
ПЕТРЕНКО Е.С.
Фонд «Общественное мнение»
В статье публикуются результаты общенационального опроса ФОМ (2015/2016), примерно, 4500 респондентов, по степени гражданской активности, по их доминирующим ориентациям состоящих из волонтеров, активистов, обывателей, Web-обывателей, аутсайдеров. Выяснялась степень доверия экранам СМИ, исследовалась недельная аудитория рунета, определялся наибольший интерес у аудитории виртуальных новостных экранов и самые популярные новостные каналы, идентифицировались акторы гражданского участия.
Ключевые слова: респонденты, ТВ-аудитория, интернет-аудитория, доверие, информация, новостные каналы, добровольческое движение.
Будем рассматривать три проекции сегодняшней аудитории российских СМИ-экранов1 по результатам общенациональных репрезентативных опросов ФОМ, проведенных в 2015 - 2016 годах (1500 респондентов в каждом):
1 Здесь и далее имеется в виду, что СМИ (ТВ, радио, пресса, Интернет) - это несколько экранов, на которых отображаются с той или иной степенью достоверности те или иные версии происходящих событий.
- среди аудитории взрослых (18+) жителей РФ,
- среди аудитории2 рунета,
- среди аудиторий с разной степенью конструктивного гражданского участия.
Результаты январских опросов этого года оказались столь выразительны, что практически не требуют комментариев.
ДОВЕРИЕ ЭКРАНАМ СМИ
Для начала обратимся к сегодняшней «реальной» (среди россиян 18+) аудитории СМИ. Участники январских опросов ФОМа декларируют невысокое доверие к новостным передачам практически всех каналов СМИ и в реале и в Интернете. Результаты общенационального опроса, проведенного ФОМ 30-31 января, показывают уровень доверия каналам и, косвенно, позволяют оценивать их популярность:
• новостным программам ТВ доверяет каждый второй (58%) россиянин 18+;
• новостным сайтам - каждый пятый (19%),
• информация из прессы (8%) и радио (6%) пользуется не столько меньшим доверием, сколько меньшей популярностью.
Судя по этим результатам, наши респонденты из трех экранов: ТВ, и-нет, пресса предпочитают экран «телевизионный».
Однако, на вопрос - бывает ли так, что информация ТВ вызывает сомнение, недоверие, только 12% участников опроса ответили, что не бывает. Без малого треть (28%) участников опроса полагают, что такое бывает и часто, а каждый второй (50%), что бывает, хотя и редко. Не удивительно, что более половины (55%) респондентов предпочитают считывать новости со многих источников.
Но допустимо ли, чтобы СМИ умалчивали какую-либо информацию?
2 Совокупность респондентов, которые заходили в Интернет не реже 1 раза на последней неделе (полевые работы проводятся еженедельно в субботу и воскресенье)
Только пятая часть (22%) респондентов 18+ считает, что российские СМИ публикуют всю доступную им информацию.
При этом большинство (74%) участников опроса уверены, что существуют такие вопросы и темы, о которых допустимо «умалчивать информацию».
Более того, почти каждый второй (45%) респондент уверен, что некоторую информацию допустимо даже искажать в государственных интересах. Возражают им, однако, чуть менее трети (29%) респондентов.
НЕДЕЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ РУНЕТА
Сегодня недельная (те, кто заходил в Интернет хотя бы раз за последнюю неделю) аудитория рунета, судя по нашим данным, охватывает 64% взрослого (от 18 лет и старше) населения РФ.
Женщин (53%) здесь несколько больше, чем мужчин (47%). Одна треть недельной интернет-аудитории - молодежь 18-29 лет (33%), другая треть - 30-39 лет (34%) и оставшаяся треть - 40 лет и старше (33%).
Четверть недельной аудитории рунета (24%) живет в городах с миллионом жителей и более, пятая часть (21%) - в больших городах с 250 тысяч до 1 миллиона жителей, несколько меньше пятой (18%) проживают в средних городах (от 50 до 250 тысяч), примерно столько же (17%) в малых городах и в селах (20%).
Отметим два наблюдения по результатам опроса.
Ожидаемые экраны: население РФ 18+ предпочитает (речь идет о предпочтении того или иного канала, а не о доверии или недоверии к информации канала) традиционные источники информации, а интернет-аудитория - практически в равной мере и виртуальные и традиционные.
Исключение - телевидение, которое и среди населения и среди интернет-аудитории является самым популярным информационным экраном (87 и 78%%, соответственно).
Но здесь уже не очень сильно отстают от лидера новостные
сайты (60%), далее и уже с большим отрывом идут форумы, бло-ги, сайты социальных сетей (18%), затем радио (12%), наименьшая популярность - у прессы (10%).
Обратим внимание, что в недельной интернет-аудитории радио и пресса в качестве источников новостной информации заметно популярнее, чем среди аудитории реала.
Как дополнительные источники информации каждый второй из теле-ангажированной аудитории Интернета (55%) называет новостные сайты. Форумы, блоги, сайты социальных сетей, радио, прессу в качестве дополнительных источников информации интернет-поклонники ТВ рассматривают заметно реже (14, 13, 12%%, соответственно).
Ожидаемо, что на второе место по популярности в недельной интернет-аудитории вышли новостные сайты (60%). На третье - форумы, блоги, сайты социальных сетей (18%). Радио (12%) и пресса (10%) и здесь оказались аутсайдерами.
Но при этом четверть взрослого населения РФ и пятая часть интернет-аудитории в качестве основного источника новостной информации называет разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми (25 и 22%%, соответственно).
Представители этого семента интернет-аудитории чаще других участников опроса общаются в социальных сетях (72%), просматривают фотографии (57%), скачивают или прослушивают музыку (54%), пользуются интернет-телефонией (52%) и реже остальных узнают новости и по радио (8% против 12%, в среднем по опросу), и из газет (5% против10%, соответственно). Скорее всего, последнее означает, что новости, информация, судя по всему, являются, в лучшем случае, периферийными интересами для этих сегментов аудитории, или им требуется реинтерпретация новостей. Возможны и другие гипотезы, объясняющие уход от информационных каналов СМИ значительной части их потенциальной аудитории.
Вот одна из них. Не исключено, что такое информационное поведение может быть следствием «возвращения» в нынеш-
нюю досуговую сферу доперестроечного феномена «кухни». Скорее всего, сегодня речь идет не о функциональном помещении в квартире или загородном доме, а о способах, моделях проведения досуга в компании друзей, знакомых, френдов на тех или иных, реальных или виртуальных площадках. Общение на таких площадках, судя по всему, и стало сегодня для пятой части участников опросов основным информационным экраном. К тому же экраном весьма комфортным, позволяющим получать не только информацию, но и ее интерпретации «своими», которые воспринимаются с доверием и интересом.
КАКИЕ ТЕМЫ ВЫЗЫВАЮТ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС У АУДИТОРИИ ВИРТУАЛЬНЫХ НОВОСТНЫХ ЭКРАНОВ
События в мире (40%), политика в России (34%), деятельность российских властей (31%) и международные отношения (30%) -самые актуальные темы у интернет-аудитории ТВ.
Далее следуют семья, дети, дом - 22%, вооруженные силы России (боеготовность, маневры, новые вооружения) - 22%, криминал, происшествия - 20% и социалка (здравоохранение, образование) - 20%. Обратим внимание, что, казалось бы несопоставимые по значимости для индивида - семья, боеготовность армии, криминал и здравоохранение - в интернет-аудитории ТВ (т.е. воспитанной ТВ) вызывают равный интерес.
Несколько иная тройка популярных тем - события в мире, российская политика и российские власти (46%, 44% и 40%, соответственно) лидирует в аудитории новостных сайтов в Интернете. Но дальше еще более значимые отличия: 39% - международные отношения, и 27% - семья, дети, дом - опережают по популярности и вооруженные силы (24%) и социалку (24%).
Более разнообразен круг интересов среди тех, для кого основными экранами информации сегодня стали форумы, блоги, сайты социальных сетей. У них информационные предпочтения совсем иные: события в мире - 50%, международные отношения - 37%,
деятельность российских властей - 35%, политика в России - 34%, наука и техника - 31%.
ПОИСКОВИКИ -САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТНЫЕ КАНАЛЫ
Самыми популярными носителями новостной информации в интернет- аудитории являются поисковики: 67% читают новости в них или переходят через поисковики по ссылкам.
Здесь безусловным лидером является Яндекс (55%), далее с большим отставанием следуют Googl (27%) и Mail.ru (20%).
А среди новостных сайтов безусловные лидеры - Вести.Ру (21%), Аргументы и факты (16%), РИА Новости (16%), и Лента.Ру (12%).
Без малого половина (48%) недельной интернет-аудитории доверяет новостной информации, полученной из интернет-СМИ.
При этом 37% считают, что телевидение и интернет-СМИ освещают события в России и в мире примерно одинаково. И ровно такое же количество 37% респондентов в этой же аудитории утверждают, что ТВ и интернет-СМИ освещают события по разному.
Если информация ТВ и интернет-СМИ противоречат друг другу, то 32% склонны доверять ТВ и 31% - интернет-СМИ.
КАК ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ АКТОРОВ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ?
Естественно предположить, что россияне с разной гражданской активностью, с разной включенностью в реципрокные и конструктивные практики гражданского участия по разному включены и в процессы потребления информации СМИ. Иными словами, включенность в информационные потоки СМИ зависит (а скорее всего, детерминирована ими) и от мировоззренческих установок и от поведенческих практик, привычек респондентов, т.е. определяется стилем их повседневной жизни.
Во второй половине 70-х годов ушедшего века Б.А. Грушин публикует в одном из первых номеров СОЦИСа (как он сам говорил)
«эталонную программу эмпирического исследования» образа жизни, в которой измеряемыми переменными являлись повседневные практики. При этом Борис Андреевич и не предполагал проводить исследование по этой программе. Это был «выставочный образец».
Примерно в это же время И.В. Бестужев-Лада вводит понятия «жизненный уклад», «качество жизни», «стиль жизни», которые эмпирически операцинализирует через повседневные поведенческие практики респондентов [1, с.22-43].
В середине 2000-х ФОМ продолжает эту линию, когда эмпирически идентифицирует (с помощью специального тестового вопроса) опережающую по уровню жизни группу «Люди 21» по ее включенности в современные повседневные потребительские практики [2, с.249-253]. Опираясь на методологию Б. Гру-шина, и эмпирически отслеживая включенность респондентов в повседневные практики социальной (гражданской, общественной, культурной, потребительской и т.п.) активности, нам удалось эмпирически зафиксировать, что сегодня в российском социуме развивается конструктивный гражданский активизм, способствующий институциализации добровольческого движения.
Разработанный ФОМом тест позволил эмпирически верифицировать три стороны (проекции) стиля жизни респондентов. Каждая проекция описывает включенность участников опроса в определенный тип повседневных поведенческих практик: добровольческих, профессиональных и потребительских. Композицию этих проекций мы рассматриваем как эмпирический референт стиля жизни индивида, социальной группы, территориальной общности и т.п.
Эмпирические индикаторы этого теста фиксируют доминирующие ориентации индивида (стили жизни): на общественное служение и/или добровольческую деятельность, и/или на профессиональные (карьерные) достижения; и/или на потреби-тельские/досуговые практики.
В добровольчество могут быть вовлечены акторы и с теми, и с другими, и с третьими, и с четвертыми ориентациями, но мотивация, масштабы включенности у них будут разные. Сегодня в организованное российское добровольчество (имеют волонтерский опыт, или опыт участия в работе общественных организаций) включены по разным оценкам до 8% взрослых россиян. И потенциал развития движения весьма высок: более трети (36%) из наших респондентов включены в те или иные конструктивные реципрокные практики и/или занимаются общественными проблемами по месту жительства.
Воспользуемся предпочитаемыми респондентами самоназваниями. Будем именовать волонтерами тех участников добровольческого движения, кто имеет опыт участия в деятельности институционально оформленных общественных организаций (НКО, НПО, крупномасштабные массовые мероприятия), добровольческих центров, правозащитных (конструктивных) инициативах, профессиональных сообществах и/или опыт участия в массовых мероприятиях, акциях, митингах, шествиях3.
Тех же, чья активность осуществляется вне социально ориентированных некоммерческих организаций (движения одного требования, разного рода объединения и инициативы по месту жительства, практики помогающего поведения за пределами ближнего круга, участие в жизни религиозной общины и т.п.) будем называть активистами (36%).
Обыватели, в отличие от волонтеров и активистов, совершают добрые дела только в пределах ближайшего окружения (коллеги, соседи, друзья, родственники, знакомые...).
Web-обыватели не включены ни в одну из практик, по которым опознаются или волонтеры, или активисты, или обыватели, но входят в суточную аудиторию Интернета (соответственно их коммуникативные и реципрокные практики реализуются исключительно в виртуальной среде).
3 http://soc.fom.ru/uploads/files/dobrovolchestvo/otchet/glava_2.pdf , с 19.
Аутсайдеры - это остальные респонденты, которые не включены ни в одну из перечисленных групп, а если заходят в интернет, то реже, чем раз в неделю.
ЭКРАНЫ СМИ У АКТОРОВ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ
Как ожидалось, чаще всего узнают новости из передач ТВ аутсайдеры (94%), активисты (90%) и обыватели (89%).
Новостные сайты чаще других популярны у волонтеров (60%), web-обывателей (54%) и активистов (46%).
Довольно неожиданно, что печатную прессу в качестве источника новостей используют примерно одинаково часто и волонтеры (19%), и активисты (17%), и обыватели (18%). Судя по всему, этот источник информации имеет традиционный и воспроизводящийся в последующих поколениях круг почитателей, в стиле жизни которых чтение прессы является обязательной практикой.
На новости из форумов, блогов, сайтов социальных сетей ориентированы по пятой части и волонтеров (21%) и активистов (19%).
Когда же речь заходит о доверии к источникам информации, то волонтеры вновь чаще остальных называют новостные сайты (24% против 19% в среднем по опросу) и форумы, блоги (12% против 5%).
Подавляющее большинство (74%) волонтеров убеждены, что российские СМИ сообщают не всю доступную им информацию. А каждый второй (49%) из них считает, что есть такие темы, освещение которых допускает искажение информации в государственных интересах.
Некоторые выводы:
• ТВ сохраняет лидерство в новостной информации и в интернет-аудитории, и среди взрослого населения РФ, и среди акторов гражданского участия.
• Четверть взрослого населения РФ свою новостную повестку
дня составляет из разговоров и бесед с близким окружением, т.е. на основе обыденных реинтерпретаций информации СМИ.
• В первую очередь внешняя, а потом уже внутренняя политика - самые актуальные темы и реальной и виртуальной аудитории СМИ.
• Темы - семья, боеготовность, вооружение армии, криминал и проблемы здравоохранения - имеют равную значимость в интернет-аудитории ТВ.
• Яндекс - самый популярный носитель новостной информации в интернет-аудитории.
• И хотя каждый второй россиянин, как правило, доверяет новостным каналам ТВ, но безусловным доверием ТВ пользуется только у пятой части населения РФ 18+.
• Без малого половина опрошенных уверены, что для СМИ допустимо не только умалчивание некоторой информации, но и искажение ее в государственных интересах.
• Той же позиции придерживаются и активные участники российского добровольческого движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батыгин Г.С. К истории исследований образа жизни в 1970-е годы // Междисциплинарность в социологическом исследовании: материалы Методологического семинара памяти Г. С. Батыгина (2007-2009 гг.) / отв. ред. Л.А. Козлова. М.: РУДН, 2010. С. 22-43.
2. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / отв. ред. Е. С. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. 392 с.
MEDIA SCREENS: IN THE REALITY, IN THE INTERNET AND AMONG THE ACTORS OF CIVIL PARTICIPATION
PETRENKO E.S.
"Public Opinion" Foundation
The article publishes the results of a nationwide survey FOM (2015/2016), approximately 4500 respondents, by the degree of civic engagement, according to their dominant orientations consisting of volunteers, activists, ordinary people, a Web of ordinary people, the outsiders. The degree of confidence in the screens of the media was being studied weekly with the audience of Runet, thus there was determined a great interest of the audience to virtual news screens, the most popular news channels, and the actors of civic participation were identified as well. Key words: respondents, TV audience, online audience, trust, information, news channels, volunteerism.