УДК 796.011.3
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ: АУДИО- И ПУЛЬСОМЕТРИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов. Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), г. Москва; Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов. Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), г. Москва
Аннотация
У 37 студентов исследованы аудиограммы (АГ) устных ответов на вопросы оригинальной анкеты и пульсограммы (ПГ) пальца правой руки после занятий физической культурой. Обнаружены индивидуальные особенности в виде изменений громкости ответов, а также ритма сердца и конфигурации сосудистых компонентов ПГ после тренировки у студентов с более длинными руками и ногами. Выявлены особенности сердечно-сосудистых показателей и громкости ответов в период покоя и подготовки ответа на очередные вопросы анкеты у студентов разного пола и роста.
Ключевые слова: студенты, анкета, громкость голоса, речевые самооценки.
TRAINING WORKLOAD: AUDIO- AND PULSOMETRY CONTROL
Tatyana Yurievna Maskayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Institute of Economics and Finance, Russian University of Transport, Moscow; Yury Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow; Yury Alekseevich Grekov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Economics and Finance, Russian University Transport, Moscow
Annotation
Recordings of finger pulsograms and oral responses to the innovative questionnaire by 37 healthy students after physical training were analyzed. Peculiar features of voice strength and heartbeat frequencies as well as vascular shape components at tall students after training were revealed. Peculiarities of pul-sographic cardio-vascular indicators and voice strength in resting state of students of different height and gender were discovered.
Keywords: students, questionnaire, voice strength, oral self-assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Технологические возможности регистрации многих физиологических показателей спортсменов даже во время выполнения тренировок и соревнований достигли высокого уровня совершенства [2]. Однако по-прежнему множатся рекомендации «постановки» дыхания, движений бега, махов руками, оздоровления, повышения спортивных результатов и т.д. основанные на тренерском и личном опыте, но без физиологических оснований и доказательств [1, 10, 13]. Вместе с тем доказательность рекомендаций постепенно все же усиливается [2, 12]. Классические психофизиологические принципы физкультурной практики базируются на системном измерении [8] физиологических центрально-периферических показателей [3] и нейропсихологии [6]. Методически комплексная регистрация пульсограммы, аналога плетизмограммы, характеризует энергетические показатели работы сердца и сосудов [11] у студентов различного телосложения.
Гипотеза: малоподвижность студентов высокого телосложения с длинными конечностями сформировала «предрасположенность» лабильной регуляции движений, которая проявляется в более сильных изменениях сердечно-сосудистой системы и голоса во время тренировки.
Цель исследования: выяснить напряжение сердечно-сосудистой системы по показателям пульсо- и аудиографии во время анкетирования после тренировки у студентов
разного телосложения.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования были 37 студентов МИИТа (21 мужчина и 16 женщин) сразу после тренировки, сидящие в кресле изолированного кабинета.
Предмет: аудио- и пульсография в интервалы подготовки ответа на вопросы анкеты, касающиеся самооценки состояния (САН).
Оснащение: гарнитура для прослушивания вопросов и ответов, пульсметрический датчик на пальце правой руки, модуль ОЕМ Микролюкс для ввода данных в ПК.
Протокол исследования: 1) описание исследования, получение согласия на проведение наблюдения, 2) антропометрия, 3) инструкция проведения аудиографической части анкетирования, 4) крепление гарнитуры аудиозаписи и датчика ПГ, 5) проведение аудио-графии первой части анкетирования (1-18 вопросы), 6) пульсография параллельно с анкетированием (19-25 вопросы).
Расчет дыхательного ритма проводился по визуальным данным текущей частоты кардиоритма за каждые 15 сек. (ОЕМ «Микролюкс»).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Осмотр студентов выявил изменение цвета (акроцианоз) рук, ног и губ, асимметрию зрачков, нарушения зрения, особенно у высоких мужчин (М) и полных женщин (Ж).
Изменения кожных покровов и слизистых указывали на необходимость изучения состояния сердечно-сосудистой системы студентов разного роста. Поскольку повышение частоты сердцебиений - сокращение коронарного кровотока (укорочение диастолы сердца) различие ЧСС было использовано для сравнительного анализа респондентов разного роста. Расчет индекса массы тела проведен по общепринятой формуле. Данные антропометрии студентов обоего пола представлены в таблице 1.
Результаты антропометрии показали, что обследованные студенты относятся к высоким и превышают соответствующие величины массы тела, т.е. выходят за общепринятые параметры.
Таблица 1 - Сравнение антропометрических данных студентов. Указан код и пол (т-мужчины, Г- женщины)_
Код, пол Рост, см Вес, кг Индекс массы Отношение тело/ ноги Тип конституции
Л-Уип, т 184,5 77,0 23,8 1,8 Долихоморфный
2-Лп, т 176 72,40 23,4 1,8 Долихоморфный
Зар-Л1, т 174 69,30 22,9 1,8 Мезоморфный
З-Ма, т 167 68,00 24,4 1,9 Мезоморфный
В-Лп, т 163,5 53,78 20 1,8 Брахиоморфный
О-Лг, Г 171 77,3 26,4 1,8 Мезоморфный
ЗЬ-Уе, Г 167 64,45 23,1 1,8 Мезоморфный
ЗЬ-Ба, Г 159 59,10 23,4 1,9 Брахиоморфный
к-и1, Г 158,5 50,52 20 1,9 Брахиоморфный
г-о1, г 157 50,90 20,6 1,8 Брахиоморфный
Полученные данные классифицированы по Башкирову П. Н. [4]. Эти особенности требуют учета при анализе их аудио- и пульсметрических характеристик. Кроме того, следует учесть, что вес тела включает большую долю жира (8-25%). У лиц с высокой долей жира «перегружена» работа сердца и сосудов [14]. Поэтому нами использованы дополнительные показатели - отношение длины ног, главных рычагов перемещения тела [12]. Анализ пульсограмм долихо- и мезоморфных мужчин и женщин выявил существенные различия названных показателей (рисунок 1). Приведенные примеры показывают 2 типа отличий фоновых пульсограмм долихоморфных мужчин и женщин от брахио- и мезоморфных - снижение амплитуды и затягивание кардиоцикла за счет укорочения диастолы и появление дополнительных колебаний. Последнее следует считать нарушением
распространения пульсовой волны по артериальным сосудам у долихоморфных студентов.
0,0 1.0 2.0 3, 0;0 1.0 2.0 3.
ГО 1.0
0,5- 0,5-
0,0- 0,0-
-0,5- -0,5-
-1.0 -1.0
Рисунок 1 - Верхний ряд мужчины - слева брахиоморфный В-Ап, справа долихоморфный Л-Уип, нижний ряд женщины - слева брахиоморфная 2-01, справа - мезоморфная ЗЬ-Уе. Показатели записаны во время ответов на
вопросы анкеты (фон)
Различие параметров пульсограмм различных по индексу массы тела и конституции представлено в таблице 2.
Код, пол XX±5 Индекс массы тела Конституция
Л-Уип, т 126,3±6,7 23,8 Долихоморфный
2-Ап, т 105,8±5,4 23,4 Долихоморфный
Зар-А1, т 69,6±3,5 22,9 Мезоморфный
В-Ап, т 67,4±5,5 20 Брахиоморфный
ЗЬ-Ба, Г 110,6±8,3 23,4 Брахиоморфный
к-и1, Г 103,3±7,9 20 Брахиоморфный
О-Аг, Г 88,3±5,6 26,4 Мезоморфный
г-01, Г 70,1±7,3 20,6 Брахиоморфный
Как следует из таблицы, долихоморфные мужчины с более длинными ногами и руками отличаются высокой частотой сердцебиений и их вариативностью. Более высоким женщинам (мезоморфным) с повышенным индексом массы тела также свойственна избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему.
Пульсография, отражающая ударный и минутный объем сердца, в отличие от ЭКГ характеризует выполняемую работу сердца и эластичность сосудов, участие в кровотоке. Полученные данные дают индивидуальную характеристику выносливости студентов.
Просмотр пульсограмм на протяжении наблюдения заставил проанализировать их подробнее. Фон - это отсутствие высказывания («безмолвие») и вместе с тем активность аппаратов регуляции сердца и сосудов, т.е. регистрируемых показателей пульсограмм. Очевидно, что инструкция «отдохните» сравнительно с инструкцией «после команды «стоп», задержите дыхание». Поэтому для проверки изучены пульсограммы во время инструкций требующих активности, ожидание команды и успокаивающих. Результаты последовательных кардиоинтервалов, рассчитанные автоматически и выводимые на экран монитора пульсоксиметра, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Последовательные кардиоинтервалы во время пассивного (мелкие маркеры) и активного (крупные маркеры) фона у долихоморфного студента Л-Уип, т (верхняя запись) и мезоморфной студентки О-Лг, £ (нижняя запись)
Расчет показал, что в период активного прослушивания и подготовки ответов на вопросы анкеты длительность кардиоинтервала несколько больше, чем во время спокойного безмолвия у более рослых респондентов (студент Л-Уип, т: х=128,5±6,7 и х=127,0,±6,0; студентка О-Лг, £ х=87,8±5,9 и х=83,1±7,0). Особенно это выражено в первые секунды инструкции - фаза ожидания, замирания ориентировочно-исследовательской реакции. Обнаруженные факты основаны на механизме срабатывания барорефлекса при ожидании [5].
Аудиограммы анализировались в соответствии с задачами, в данной статье рассмотрен параметр амплитуды речевых самооценок состояния разных по длине тела женщин и мужчин. Выбранные одинаковые по словесным фонемам ответы представлены на рисунке 3. Обнаружено, что амплитуда словесной части ответа долихоморфных мужчин и женщин ниже, чем у брахио- и мезоморфных. Более тихий голос указывает на снижение активности студента после тренировки.
Таким образом, полученные результаты указывают, что тренировочная нагрузка вызывает более значительные изменения сердечно-сосудистой системы и громкости голоса у высоких студентов с длинными руками и ногами.
Тренировка как вариант обучения интегративных изменений двигательных и го-меостатических систем организма [3, 6]. В целом, аудио- и пульсометрические результаты можно рассматривать как ранние признаки невроза [9] и дезинтеграции функциональных систем поддержания центрально-периферической регуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антропометрия, основанная на классических показателях, не совсем точно характеризует современных студентов и требует дополнений. У студентов высокого роста с длинными руками и ногами повышена ЧСС и изменена конфигурация 2-го пика ПГ. Тренировка вызывает изменение мозговых и гомеостатических показателей, свидетельствующих о разных уровнях соматической «предрасположенности», лабильности внутренней среды в виде симпато- или брадикардии покоя и психофизиологического напряжения во
время ответов на вопросы анкеты. Индивидуальность изменений тех и других показателей зависит от конституции преимущественно высоких мужчин и женщин с повышенным подкожным отложением жира. Предлагаемый вариант расшифровки параметров пульсограммы служит методом оценки индивидуальной тренировочной нагрузки и показателем развития нарушений сердечно-сосудистой системы.
0,0 1,0 0,0 1,0
1.0 0.50,0-0.5-1.0 1.0 0,50,0-0.5-1.0
у
«средняя» 0.0 1.0
«средняя» 0,0 1,0
1,0
0.5-
0.0-'
-0.5-1,0
1.0
0.5-
■ 0,0--
-0,5-1.0
«средняя» «высокая»
Рисунок 3 - Аудиограммы ответов на вопрос № 24 (активность) анкеты. Вверху женщины слева О-Лт, £ и справа 2-01, £ ). Внизу - мужчины слева Л-Уип, т , справа В-Лп, т
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам : методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова - М. : ООО «Скайпринт», 2013. - 132 с.
2. Портативная телеметрическая система регистрации параметров внешнего дыхания спортсмена в реальном времени и дыхательная трубка пловца для ее осуществления : пат. 2401062 Рос. Федерация: МПК А61В 5/08, В63С 11/20. В.Н. Абросимов; заявитель и патентообладатель
B.Н. Абросимов. - № 2009102392/14; заявл. 27.01.09; опубл. 10.10.10, Бюл. № 28. - 12 с.
3. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / П.К. Анохин // Бюлл. экспер. биол. - 1948. - Т. 26, вып. 2. - № 8. - С. 81-99.
4. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Бакширов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 340 с.
5. Киселев, А. Р. Колебательные процессы в вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (обзор) / А.Р. Кисилев, В.И. Гриднёв // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - Т. 7. - № 1. - С. 34-39.
6. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга : монография / А.Р. Лурия ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1962. - 431 с.
7. Матвеев, А.П. К формированию основ теории образования школьников в области физической культуры / А.П. Матвеев // Вестник Моск. гос. областн. ун-та. Серия : Педагогика. -2014. - № 3. - С. 23-33.
8. Николаева, И.И. К 85-летию со дня рождения Ю. И. Бородина / И.И. Николаева,
C.Г. Шамовская-Островская, П. А. Елясин // Медицина и образование в Сибири. - 2014. - № 2. - С. 13-14.
9. Свядощ, А.М. Женская сексопатология : монография / А.М. Свядощ. - Кишинев : Изд-во «Штиинца», 1991. - 182 с.
10. Смирнов, Н. К. Актуальные проблемы здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 59-64.
11. Судаков, К.В. Сосудистое эхо эмоционального стресса / К.В. Судаков - М. : Знание, 1979. - 96 с.
12. Урываев, Ю.В. Цена профилактики травматизма студентов вуза / Ю.В. Урываев, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (138). - С. 229-234.
13. Хузмиев, М. Гармония оздоровительных методик, или Испытание на прочность / М. Хузмиев // Физкультура и спорт. - 2016. - № 6. - С. 18-20.
14. Methods of Blood Flow Modelling / N. Bessonov, A. Sequeira, S. Simakov, Yu. Vassilevskii, V. Volpert // Math. Model. Nat. Phenom. - 2016. - Vol. 11. - No. 1. - P. 1-25.
REFERENCES
1. Abramova, F.F. (2013), Labile components of body weight - the criteria for general physical preparedness and control of current and long-term adaptation to training loads, Skyprint, Moscow, Russian Federation.
2. Abrosimov, V.N. (2009), Portable telemetry system for recording the parameters of the external respiration of the athlete in real time and the swimmer's breathing tube for its implementation, RU, Pat. 2009102392/14.
3. Anokhin, P.K. (1948), "Systemogenesis as a general pattern of the evolutionary process". Bull. expert. biol., Moscow, No. 8. pp. 81-99.
4. Bashkirov, P.N. (1962), The doctrine of the physical development of man, Moscow University, Moscow, Russian Federation.
5. Kiselev, A.R. (2011), "Oscillatory processes in the vegetative regulation of the cardiovascular system", Journal of Medical Scientific Research, Saratov, No. 1, pp. 34-39.
6. Luria, A.R. (1962), Higher cortical functions of a person and their disturbances in case of local brain lesions, Moscow University. Moscow, Russian Federation.
7. Matveev, A.P. (2014), "To the formation of the foundations of the theory of the education of schoolchildren in the field of physical culture", Journal of Moscow regional university, Moscow, No. 3. pp. 23-33.
8. Nikolaeva, 1.1., Shamovskaya-Ostrovskaya S.G., Elyasin P.A. (2014), "To the 85th anniversary of the birth of Yu. I. Borodin", Medicine and Education in Siberia, No.2, pp.13-14.
9. Svyadoshch, A.M. (1991), Women's Sexual Pathology, "Shtiintsa", Moscow, Russian Federation.
10. Smirnov, N.K. (2012), "Actual problems of health-saving education", Pedagogical Journal, Siberia, No. 9. pp. 59-64.
11. Sudakov, K.V. (1979), Vascular echoes of emotional stress. Knowledge, Moscow, Russian Federation.
12. Uryvaev, Yu.V.and Маskaeva T.Yu. (2016). "Cost of University student traumatism prevention", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 138, No 8. pp. 229-234.
13. Khuzmiev, M. (2016), "Harmony of healing techniques, or Test for strength", Journal of Physical culture and sports, No. 6. pp. 18-20.
14. Bessonov, N., A. Sequeira, S. Simakov, Yu. Vassilevskii, V. (2016), "Volpert Methods of Blood Flow Modelling",Math. Model. Nat. Phenom, Vol. 11, No. 1, pp. 1-25.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2017
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С КОМПЛЕКСНЫМ УЧЕТОМ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА
Инга Сергеевна Матвеева, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
В данной статье представлены результаты внедрения экспериментальной методики физической подготовки учащихся 9-11 лет общеобразовательных школ с комплексным учетом их морфо-