als IV of the International scientific and practical conference, Polesia state university, Pinsk, pp. 251-253.
4. Solodkov, A.S., Levshin, I.V., Mikhno, L.V. (2013), Physiology of sport: medical and biological bases for the training of young hockey players: textbook, Sports, Moscow.
5. Baumgart, J.K. and Sandbakk, 0. (2016), "Laboratory Determinants of Repeated-Sprint and Sport-Specific-Technique Ability in World-Class Ice Sledge Hockey Players", Sports Physiol Perform., pp. 182-190.
6. Carey, D.G., Drake, M.M., Pliego, G.J. and Raymond, R.L. (2007), "Do hockey players need aerobic fitness? Relation between VO2max and fatigue during high-intensity intermittent ice skating", Strength CondRes, pp. 963-966.
7. Green, H.J. and Houston, M.E. (1975), "Effect of a season of ice hockey on energy capacities and associated functions", Med Sci Sports, pp. 299-303.
8. Montgomery, D.L. (1988), "Physiology of ice hockey", Sports Med, pp. 99-126.
9. Peterson, B.J., Fitzgerald, J.S., Dietz, C.C., Ziegler, K.S., Baker, S.E. and Snyder, E.M. (2016), "Off-Ice Anaerobic Power Does Not Predict On-Ice Repeated Shift Performance in Hockey", Strength Cond Res, pp. 2375-2381.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2017
УДК 378
РЕЧЕВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: СЛОВЕСНАЯ И ГОЛОСОВАЯ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва; Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов, Московский государственный университет путей сообщения
Императора Николая II, г. Москва
Аннотация
Ранее нами обнаружено повышение экспресс самоконтроля и эффективности занятий физической культурой [4]. В настоящей статье изложены результаты словесного и голосового анализа самооценок 60 студентов МИИТа на бытовые и простые, т.е. касающиеся самочувствия, вопросы анкеты. Анализ показал, что параметризация словесных и звуковых составляющих ответа при повторении анкетного опроса может быть признаком стабилизации реальных ощущений утомления после тренировок. Преодоление сомнений при повторных самооценках отражается в изменении латенции, скорости ответов и улучшении произношения звуков. Обсуждаются перспективы применения предлагаемого метода анкетирования для обнаружения ранних признаков нездоровья и некоторых факторов, определяющих данное состояние студентов.
Ключевые слова: студенты, анкетирование, латенция и скорость словесных и звуковых компонентов ответа, самооценка.
ORAL SURVEY OF STUDENTS: VERBAL AND VOCAL COMPONENTS
Tatyana Yurievna Maskayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, department chair, Institute of Economy and Finance, Moscow State University ofRailway Engineering, Moscow; Yury Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow; Yury Alekseevich Grekov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, Institute of Economy and Finance, Moscow State University of Railway
Engineering, Moscow
Annotation
The improvement of the quick self-control test and advance in effectiveness of physical training were described earlier. This paper outlines verbal and vocal analysis of self-assessment of 60 MIIT students relating to the questions about their state of health. Response parameters of
verbal and vocal sounds in recurring self-assessments might be a sign of stabilization of real feeling of fatigue after training. Latency and elocution velocity changes indicate how doubts are mastered. Prospects for application of the questionnaire method to reveal early symptoms of students' health disorders are discussed.
Keywords: students, questionnaire, latency and velocity of verbal and vocal sounds, self-assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Речь передает смысл словом и интонацией. Звуки речи матери разного тембра на ребёнка, разговора людей друг с другом обращены не только к другим, но и к себе, внутренним побуждением к действию [1], самоконтролем и самокоррекцией [3], точными воздействиями человека на свое состояние (самооздоровление, Куэ С., 18-19 вв., самоутверждением (self-efficiency, [12]). Преодоление сомнений, тревожности [11] является ведущим фактором улучшения психоэмоционального состояния. Ранее нами при речевом анкетировании по словесным ответам обнаружены признаки разной степени неуверенности, неприятности, дословесные формы высказываний [8, 6]. Дословесные звуки характерны и для самооценки состояний спортсменов при утомлении [10, 4].
Восприятие произносимых звуков является циклическим процессом слуховых сигнализаций и изменением тонуса ЦНС и АНС, в том числе речевого аппарата [9]. Можно предполагать, что сигнализация от периферических исполнительных голосовых аппаратов корректирует текущую и последующую речь (изменение ассоциативных процессов, выборочного запоминания, эмоционального воспоминания).
Цель исследования: изучить комбинацию, сочетание словесных и голосовых признаков выражения самооценки студентов, занимающихся в группах ОФП, на привычные, ясные по смыслу вопросы анкеты о своих ощущениях.
Гипотеза. Интонация вместе со словесной формой изменяется у студентов по мере озвучивания самооценки в течение одного опроса и повторения (авторское анкетирование), отражая уверенность в себе.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С соблюдением этических правил и конфиденциальности проведено анкетирование и обследование 60 студентов (30 женщин и 30 мужчин 17-22 лет), занимающихся в группах общей физической подготовки по 10-15 человек. Согласие участвующего в наблюдении записывалось, данные кодировались.
Аудиометрия проводилась по описанной ранее методике [4], т.е. предварительной записи инструкции и вопросов с 4-6 сек. паузами для ответов респондента. В настоящей работе представлен анализ «времени обдумывания» (средний компонент рефлекса, ла-тенция) и быстроты словообразования (высказывания), определяемых «тонусом, окраской речи» [7] конкретной фразы. Повторные самооценки записывали сами студенты дома и направляли как закодированные электронные письма. Преобразование ответов в аудио-граммы и частотно-амплитудная характеристика проводилась по программе audacity.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Описанные ранее словесные ответы [4] дополнены следующим. Снизился %% текущих заболеваний (по самооценке) и безответных вопросов, возросла доля студентов, определивших свой темперамент, снизилось появление дословесных звуков. Изменилось понимание студентами вредных привычек. Так, табакокурение студенты теперь понимают как вдыхание смесей (летучие наркотики), а вредными привычками считают «лень» и неумение отслеживать свою мысль.
Наши результаты отличаются от длинных или нарративных высказываний [2, 7], анализа риторического и орфоэпического аспектов [5], выбора предлагаемых вариантов
ответов [8] и аудиометрического анализа англоязычной речи [13, 14, 15, 16].
Единый речевой ответ, словесные компоненты которого изложены выше, дополнены голосовыми элементами самооценок состояния студентов после тренировочных нагрузок.
Напомним, что настоящая статья представляет анализ речевых ответов на «простые», очевидные по сущности (достаточность сна, питания, др.) вопросы анкеты (рисунок 1).
0.00 0.10 0,9) 5 1.00 ,10 1,20 1,30
0.050,00-0,05-
Ч/Щ
в-о-о-о-о-о-с-с-с-с-с-е-е-е-е-мь
п—я-я-я-тъ
Рисунок 1 - Латенции и скорости (левее и правее вертикальной линии) ответов студентов на простой вопрос (продолжительность сна), первый опрос. Вверху ответ студента 8-Е1, внизу У-Ба. Абсцисса - время, сек., ордината - громкость (усл. ед.).
Видно, что подготовка ответа (латенция) довольно длинная (~1с). Звуковой ответ почти столь же продолжителен. Основную его часть занимают гласные. Скорости двух свойств речи - обдумывание и реализация ответа не всегда совпадают.
Более общие закономерности, включая половые различия и понимание вопросов разной сложности - привычные бытовые и наиболее ясные по существу, касающиеся текущего состояния, иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1 - Латенции (х, с, сек.) и скорости (фонем/сек.) ответов студенток (1} и студенту_
Студенты, пол г-дп, { Я-Дп, { Р-ТУ, т М-Дт, т
с Тип вопроса^~~\ Латенция Скорость Латенция Скорость Латенция Скорость Латенция Скорость
1 0,3±0,2 0,2±0,1 0,5±0,2 1,2±0,9 0,2±0,1 0,6±0,4 0,4±0,3 0,9±0,8
2 0,3±0,2 0,4±0,2 1,0±0,5 2,2±1,1 0,4±0,2 1,1±1,0 1,3±0,6 1,4±0,9
Приведенные примеры представлены для оценки нескольких факторов влияния на словесные и голосовые компоненты ответа. Средняя величина характеризует обобщенный параметр как латенции, так и скорости ответа. Выбранные примеры характеризуют мужчин и женщин по скорости голосовых реакций на быстро и медленно отвечающих. Мужчины отвечают, меньше задумываясь и быстрее формулируя словесный ответ, чем женщины.
Полученные результаты сходны с известным удлинением слова [5]. Латенции и скорости ответов на бытовые вопросы относительно ответов на простые несколько короче, особенно у мужчин. Поспешность ответов мужчин, особенно на бытовые вопросы, подтверждает и высокая частота ответов, опережающих окончание задаваемого вопроса. Другие соотношения латенций и скорости ответов на простые вопросы возможны как у студенток, так и студентов.
Общие закономерности осознания вопроса, обдумывания и голосового ответа основаны на расчете средних и стандартных отклонений у студентов и студенток. Высокие значения стандартных отклонений указывают на значительное различие латенций и скоростей ответов на вопросы первой и второй подгрупп. Сильнее затягивались ответы на бытовые вопросы о названии ВУЗа, проживании, родителях и на простые вопросы о самочувствии (недосыпание, заболевания в последнее время, неправильное питание, неприятные ощущения). Наиболее часто пропускаемым (безмолвным) ответом у большинства студентов являются вопросы о болезнях в последнее время и неприятных ощущениях.
Из приведенных выше рисунка и таблицы видно, что артикуляция студентов, быстро порождающих суть ответа и произносящих ответ, иная, чем у тех, кто задумывается над ответом. Заметна медлительность не только начала ответа, но и артикуляции коротких слов, одно-(«пять») и двух-фонемного («восемь»)
Степень взаимосвязи двух анализируемых параметров ответов - латенции и скорости, проверена корреляционным анализом. Корреляция времени обдумывания ответа и скорости артикуляции ответа на бытовые вопросы оказалась у студенток - 0,37^0,47, у студентов - 0,3^0,37, т.е. слабая и умеренная (по шкале Чеддока). Иначе говоря, «обдумывание» ответов у женщин и мужчин на бытовые вопросы оказывается практически интуитивным процессом, не зависящим от артикуляции слова, которое меняется [5]. Это подтверждается также тем, что ни у кого из обследованных студентов не обнаружено до-словесных звуков в ответах. Таким образом, обдумывание и произнесение слов является относительно самостоятельными показателями ответа на бытовые вопросы.
Внимание привлекли ответы на бытовые и простые вопросы анкеты - короткие, моно-фонемные ответы «да», «нет». Для сравнения разных групп ответов на бытовые и простые вопросы приведены моно-фонемные ответы тех же студентов, что и на первом рисунке (рисунок 2).
0,00 0,10[. 0,20 0,30 0,40
0,05-
0,00-
-0.05-
д-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а
0.00 0.10 0,20 0.30 0.40 0,50
0.050.00-0,05- Л АЛ
мЩ |Р|™ ^
д-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-
Рисунок 2 - Латенция и продолжительность ответа «да» студенток 1-Аг (вверху) и 0-8о (внизу) на бытовой вопрос (Проживаете с родителями), первый опрос (обозначения как на рисунке 1).
Видно, что латенции и скорость моно-фонемных ответов почти идентичны ответам на бытовые вопросы. Из этого следует, что обучение у данных студентов выражается в укорочении числа звуков не только до кратких ответов, а до моно-фонемных «да» или «нет». Сравнительно с выделенными ранее подробными и лаконичными типами словесных ответов [4] моно-фонемные ответы есть результат выделения сути вопроса и обоб-
щение его до минимума, т.е. согласия или отрицания сущности вопроса. Такие ответы формируются при обучении. Подтверждением этого являются приводимые параметры студенток, хорошо владеющих русским языком (рисунок 2).
Латенции и скорость моно фонемных ответов на разные «бытовые» вопросы варьируют (I-Ar 0,1с\0,3с и G-So 0,6с\0,3с). В общем, моно-фонемные ответы не так коротки -длятся около 1/3 сек., даже у быстро говорящих студенток. Высока и частотно - амплитудная характеристика этих ответов. Можно полагать, что моно-фонемные ответы отражают высокую уверенность респондента.
Это подтверждают и более высокие корреляции параметров ответов на бытовые вопросы сравнительно с простыми вопросами, касающихся самочувствия (у мужчин -0,63^0,77 и у женщин - 0,56^0,69, т.е. высокие по шкале Чеддока).
Эти самооценки основаны на интероцептивной сигнализации, имеющей особые психофизиологические закономерности. Такие соотношения означают тесные взаимосвязи обдумывания и высказывания ответов. Учитывая более продолжительные латенции и скорости высказывания ответов на «простые» вопросы относительно бытовых можно предполагать, что весь ответ на «простые» вопросы, связанные с самочувствием, основан на более сложных мыслительных процессах. Повторные опросы также показали возрастание доли одно-фонемных ответов на вопросы анкеты, касающиеся индивидуальной самооценки самочувствия. Повышение числа одно-фонемных ответов произошло у женщин (26,7%) и мужчин (33,3%) за счет возрастания числа кратких ответов и смены фонем «да» первого опроса на «нет» второго. Обнаруженные нами изменения акцентуации кратких и моно-фонемных звуков можно отнести к различным видам «тропа» русского языка [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Численные критерии аудиометрии ответов на оригинальную анкету показывают, что слова и голос речи системно взаимосвязаны, образуя этапы формирования содержания (смысла) и формы (тембра). Обдумывание ответа и подбор слов начинаются еще в период выслушивания вопроса (досрочные, полные и короткие ответы, отбор синонимов). Голосовой компонент ответов при повторных опросах является надежным признаком повышения устойчивости самооценок студентов. Повторные самооценки способствуют повышению формирования культуры и устойчивости студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Выготский В.С. Собр. соч. Т.2.- М. : Педагогика, 1982. - С. 5-361.
2. Йокояма, О. Нейтральная и не нейтральная интонация в русском языке: автосегментная интерпретация системы интонационных конструкций / О. Йокояма // Вопросы языкознания. -2003.- № 5.- С. 99-122.
3. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 2015 - 218 с.
4. Маскаева, Т.Ю. Аудиометрическая самокоррекция индивидуальной тренировочной нагрузки / Т.Ю. Маскаева, Ю.В. Урываев, Ю.А. Греков, И.Н. Тузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 116- 122.
5. Москвин, В.П. Удлинение звука в русском слове: риторический и орфоэпический аспекты / В.П. Москвин // Русский язык в школе. - 2015. - № 5.- С. 54-61.
6. Овсянникова, Н.Н. Способ повышения точности субъективной оценки здоровья студентов / Н.Н. Овсянникова, Д.Н. Шведов, О.А. Мезенцева, Ю.В. Урываев // Ученые записки Орловского гос. ун-та. - 2013. - №3 (53). - С. 277-282.
7. Рогожкина, С.М. Роль интонационных конструкций как маркеров изменений в аттен-циональном состоянии / С.М. Рогожкина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2012. - № 3. - С. 121-127.
8. Руцкий, Д.А. Интонация речи и смысл речевого высказывания / Д.А. Руцкий, Ю.В. Урываев // 6-ая междунар. конфер. по когнитивной науке: тезисы докладов. - Калининград :
Изд-во Standartu Spaustuve. - 2014. - Вып. 6. - С. 530-531.
9. Урываев, Ю.В. Речь, чтение и слух: онто- и дизонтогенез системности совершенствования адаптации / Ю.В. Урываев // Материалы междунар. научн. конфер «Психология и литература в диалоге о человеке».- М. : ПИ РАО, 2015. - С. 137-139.
10. Урываев Ю.В. Цена профилактики травматизма студентов ВУЗа / Ю.В. Урываев, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2016. - № 8 (138) - С. 229-234.
11. Чаморро-Премузик, Томас. Уверенность в себе: Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения. /Томас Чаморро-Премузик. - М. : Альпина Паблишер, 2014. - 266 с.
12. Bandura, A. Self-efficacy: the exercise of control / A. Bandura. - New York : W. H. Freeman, 1997. - 604 pp.
13. Cook-Sather, A. Sound, Presence and Power: Exploring 'Student Voice' in Educational Research and Reform / A. Cook-Sather // Curriculum Inquiry, 2006. - P. 359-390.
14. Fletcher, A. The Guide to Student Voice, 2nd Edition / A. Fletcher. Olympia, WA: Common Action Publishing, 2014. - 28 pp.
15. McDonald, B. The impact of self-assessment on achievement: The effects of self-assessment training on performance in external examinations / B. McDonald, D. Boud // Assessment in Education. -2003. -10 (2). - P. 209-220.
16. Rogers, A. Student voice: Bridges to learning / A. Rogers // Seattle: University of Washington. 2005. - 307 рр.
REFERENCES
1. Vigotsyi, L.S. (1982), Thinking and speech, Pedagogy, Moscow, Russian Federation.
2. Iokohama, O. (2003), "Neutral and non neutral intonation in Russian language: autosegmen-tational interpretation of intonational constructions systems", Journal Problems of linguistics, No. 5, pp. 99-122.
3. Lesgaft, P.F. (1991), Family upbringing and its significance, Pedagogy, Moscow, Russian Federation.
4. Maskaeva, T.Yu. Uryvaev, Yu., Grekov, Yu.A. and Tuzov, I.N. (2017),"Audiometric self-correction of individual training load", Uchenye zapiski universiteta c P. F. Lesgafta, V. 146, No 4. pp. 116-122.
5. Moskvin, V.P. (2015), "Elongation of sound in Russian word: rhetorical and orfoepical aspects", Journal Russian language in school, No 5, pp.54-61.
6. Ovsyannikova, N.N. Shvedov, D.N., Mezentseva, O.A. and Uryvaev Y.V. (2013), "Means of precise assessment of students' health", Scholarly Notes of Orel University, V. 53, No 3. pp. 277-282.
7. Rogozhkina, S. M. (2012), "Role of innovational constructions as markers in attentional state", Journal Bulletin of Moscow University, No 3, pp.121-127.
8. Rutskyi, Д.А. and Uryvaev Yu.V. (2014), "Speech intonation and sense of statement", 6-th International Conference on cognitive science, Kaliningrad, pp.530-531.
9. Uryvaev, Yu.V. (2016), "Speech, reading and hearing: onto- and disontogenesis of system of adaptation improvement", Materials of International Conference "Psychology and literature in dialoge about human", Moscow, pp. 153-156.
10. Uryvaev, Yu.V. and Маskaeva T.Yu. (2016), "Cost of University student traumatism prevention", Uchenye zapiski universiteta c P. F. Lesgafta, V. 138, No 8. pp. 229-234.
11. Chamoro-Premusic, Thomas. (2014), Confidence. Overcoming Low Self-Esteem, Insecurity, and Self-Doubt, Alpina publisher, Moscow, Russian Federation
12. Bandura, A. (1997), Self-efficacy: The exercise of control, W. H. Freeman, New York.
13. Cook-Sather, A. (2006), "Sound, Presence and Power: Exploring 'Student Voice' in Educational Research and Reform", Curriculum Inquiry, pp. 359-390
14. Fletcher, A. (2014), The Guide to Student Voice, 2nd Edition. Olympia, Common Action Publishing, WA.
15. McDonald, B., & Boud, D. (2003), "The impact of self-assessment on achievement: The effects of self-assessment training on performance in external examinations", Assessment in Education, 10(2), pp. 209-220.
16. Rogers, A. (2005), Student voice: Bridges to learning, University of Washington, Seattle.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2017
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент,
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов
Аннотация
Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы - проанализировать процесс формирования творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета.
Ключевые слова: творчество, творческий подход, профессиональная подготовка, самостоятельная работа.
CREATIVE APPROACH FORMATION TO THE STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING AT AGRARIAN UNIVERSITY
Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University
Annotation
Changes in the agrarian education system need looking from the special point of view at the students' professional training problem. The aim of the work is to analyze the process of the creative approach formation to the students' professional training at the agrarian university.
Keywords: creativity, creative approach, professional training, independent work.
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование современной России выходит на новый уровень, который характеризуется высоким развитием научно-технологической и инновационной составляющих. Современный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов с учетом требований современного рынка труда и потребностей региона. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подвело итоги рейтинга аграрных вузов 2017 года. В соответствии с пороговыми критериями отбора лидирующих вузов Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова доказал высокую эффективность образовательной, научной и воспитательной деятельности и занял 1 место среди 54 аграрных вузов России. Внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов в нашем университете позволяет преподавателям и студентам организовывать и контролировать учебный процесс в соответствии с государственным образовательным стандартом, начиная с приема на первый курс и завершая выполнением выпускной квалификационной работы. Система включает в себя порядок и требования к чтению лекций, проведению лабораторно-практических работ и семинарских занятий, курсовому проектированию, организации самостоятельной работы студентов, учебных и производственных практик [1]. Специалист XXI века, в эпоху жесткой конкуренции людей и идей, - это высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Самый эффективный путь подготовки будущего специалиста - формирование у студента осознанной потребности в самостоятельном стремлении к профессионализму, развитие