Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2016
УДК 796.011
ЦЕНА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО МГПУ), г. Москва,
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов Московского государственного университета путей
сообщения (МИИТ), г. Москва
Аннотация
Начатое в России «нравственное и физическое воспитание» (П.Ф.Лесгафт,1901) сейчас преобразовалось в стандарт образования, в частности высшее, с выделением учебного времени на занятия физической культурой. Увлечение собственно физическим воспитанием, формализация занятий физкультурой студентов ВУЗа нередко приводит к травмам. Анализ морфометрии, аудио-графии и энергетических затрат 52 студентов технического ВУЗа во время тренировочных занятий рассмотрены с позиции системного оздоровления и профилактики травматизма. Ранние признаки травмы рассмотрены нами ранее [9]. Высказывается мнение об экономическом преимуществе предотвращения травм и социальной значимости здоровья студентов.
Ключевые слова: физкультура, стандарт образования, травматизм, экономическая оценка предотвращения травмы.
EXPENSES OF TRAUMA PREVENTION AMONG THE UNIVERSITY STUDENTS Yuri Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, Institute of Sociology Psychology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Tatyana Yurievna Maskayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Economy and Finance of Moscow State University of Means of Communication,
Moscow
Annotation
Initiated in Russian the physical education program under the principle "moral and physical training" (P.F. Lesgaft, 1901) has emerged today as the educational etalon, particularly, in the universities, with allocation of definite schedule hours to students physical sustaining. Accent on physical exercises, formal physical culture lessons at the university resulted frequently in traumas. Body morphometry, audi-ography and energy expenditures of 52 university students during the physical culture lessons in technical universities were analyzed from the positions of the systems health-improvement and traumas prevention. Early signs of trauma had been analyzed previously [9]. Economic competitive strength of the trauma prevention and social significance of the students health have been articulated.
Keywords: physical culture, educational etalon, traumatism prevention, economical appraisal.
ВВЕДЕНИЕ
Студенты РФ не отличаются хорошим здоровьем. Поэтому введение в образовательные стандарты специальных часов для занятий физкультурой вполне актуально. В рамках происходящего существенного оздоровления студентов организация, как спорта, так и массовой физкультуры своевременна. В России занятия физкультурой проходят в зале, хотя предпочтительнее проводить их на открытом воздухе в любое время года -путь оздоровления населения, твердо выполняемый в столице и крупных городах. Здоровье студенчества оценивается по победам в соревнованиях, хотя важнее было бы учитывать по индивидуальному прогнозу здоровья каждого студента.
Негэнтропийный процесс тренировок, расход и восстановление энергетических затрат за каждую тренировку и определенный период восстановления отражают динамику оздоровления («энергетическое правило двигательной активности) [1]. Биомеханические характеристики рассчитываются в зависимости от цели исследования [4]. Характер и телосложение определяют темп возрастания физической культуры, усиления обмена веществ и энергии (рабочий обмен) и отсутствие травм. Адекватно энерготраты можно определить по выполненной за тренировку нагрузке [5].
Принцип «профилактика болезни гораздо дешевле, чем затраты на лечение» аксиоматичен, но медленно внедряется в РФ. Поэтому профилактика травмы важный шаг на пути оздоровления студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С соблюдением этических правил и конфиденциальности обследовано 52 студента в возрасте 17-24 лет Московского университета путей сообщения (18 студентов: 5 женщин и 13 мужчин), занимающихся тяжелой атлетикой, 17 студентов - в группах общей физической подготовки (ОФП) (8 женщин и 9 мужчин), и 17 студентов - плаванием (7 женщин и 10 мужчин). Антропометрия (морфометрия) проводилась с помощью электронных весов, ростомера и гибкого сантиметра.
Для описания телосложения тяжелоатлетов была выбрана наиболее адекватная классификация [2, 3]. Определение длины рук и ног проводилось с учетом функциональной анатомии (П.Ф. Лесгафт). Анкетирование (~ 5 мин.) осуществлялось аппаратно для получения достаточного числа параметров - c помощью регистрации ответов на 20 вопросов, заранее записанных на магнитофон и подаваемых при опросе через наушники c интервалом 4 с. для ответа. Из них 6 вопросов - биографические, 5 - об условиях сна, питания, проживания, ощущениях после тренировки, болях или неприятных ощущениях, 9 - месте физкультуры в обучении. Каждый показатель оценивался по 3-х балльной шкале (хорошее, нормальное, плохое). В анкету была включена также субъективная оценка выполненной нагрузки во время тренировок и соревнований. Тембр ответов классифицировался после программного (audacity, praat) анализа выбранных фрагментов звуковых колебаний [6].
Боль - субъективная оценка состояния, снижения поступления крови к органу при активации. У спортсмена боль нередко возникает при быстром или непривычном движении, опоре (сухожильный рефлекс «складного ножа», центральный гипокалиемический паралич, протопатическая боль, H.Head & W.Rivers, 1908). Боль может восприниматься как неприятное ощущение, исчезающее сразу после прекращения вызвавшей ее двигательной или эмоциональной активности. Боль на время «затормаживают» антиноцицеп-тивные (противоболевые) системы ЦНС (R.Melzak, P Wall, 1965). Неприятные ощущения, сохраняющиеся после прекращения двигательной или эмоциональной активности, требуют внимания спортсмена [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ анкет показал, что сон и питание 50% студентов оценили как хорошее, 39% респондентов - «нормальные», 11% - плохие. Неудовлетворенность сном и питанием отметили студенты, вынужденные совершать большие переезды на занятия или тренировку. Среди занимающихся тяжелой атлетикой было обнаружено 4 студента (22%) с давящими повязками и наколенниками. Практически все студенты этой подгруппы, несмотря на комфортную температуру в зале, во время тренировки носят шерстяные гольфы.
Средний вес тела студентов = 80,3 кг, студенток = 59,2 кг. Такая суммарная ежедневная «нагрузка» мужчин объясняет их более высокий основной и рабочий обмен веществ и энергии сравнительно с женщинами. Конечно, у мужчин и женщин различны
также потребности и время пополнения расходов энергии. Именно более быстрое враба-тывание и более глубокое падение после окончания работы требует более высокого фонового уровня метаболизма (основной обмен) мужчин. Такое различие следует учитывать по массе тела мужчин и женщин. Тогда можно воспользоваться примерной оценкой основного обмена = 100 кДж/кг массы /сутки или 1 ватт/кг [8]. Расчет рабочих (перемещение массы тела + орудийных, спортивных снарядов) затрат следует проводить с учетом конституции студента.
Из рисунка 1 видно, что длина тела студентов мужчин 1,85^1,68 м (диапазон -0,17 м) и женщин - 1,66^1,53 м (диапазон - 0,13 м) не сильно различаются. Но в каждой подгруппе самые высокие мужчины относительно наиболее высоких женщин различаются сильнее - 0,19 м, то же выявляется у женщин - 0,15 м. Поэтому длина рук и ног важна для расчета возрастания рабочего обмена студентов, занимающихся тяжелой атлетикой. Энерготраты захвата, подъема удерживаемой руками и выбрасывания вверх штанги зависят от длины тела и конечностей.
Верхняя часть тела у мужчин и женщин, занимающихся тяжелой атлетикой, оказалась короче нижней (м. ср. =38,4%, ж. ср. =37,4%). У одного высокого студента-штангиста верхняя часть составила всего 33% от общей длины тела.
Рисунок 1 - Общая длина тела («рост», м) студентов, занимающихся тяжёлой атлетикой, и ее компоненты -нижняя (стопа-поясница) и верхняя (поясница макушка). Нижняя часть светлая, верхняя - тёмная. 1-5 женщины, 6-18 мужчины
По типу конституции мужчины распределились следующим образом: долихо-морфный=5, мезоморфный=5, брахиморфный =1; женщины: долихоморфный=1, мезоморфный^, брахиморфный=1. Видимые различия телосложения проверены морфомет-рически. В таблице 1 представлены результаты морфометрии студентов, занимающихся тяжелой атлетикой.
Таблица 1 - Результаты морфометрии студентов, занимающихся тяжёлой атлетикой
Код Пол Длина тела, м Масса тела, кг. Индекс Кетле Тип телосложения
общая нижн/верх
1 м 1,77 1,5 74 23,9 долихоморфный
2 м 1,85 1,7 98 28,8 мезоморфный
3 ж 1,67 1,5 53 18,9 долихоморфный
4 ж 1,62 1,7 56 21,5 мезоморфный
5 м 1,76 1,7 87 28,1 долихоморфный
6 м 1,82 1,2 89 27,0 долихоморфный
7 м 1,75 1,5 82 26,5 мезоморфный
8 м 1,73 1,5 106 35,3 брахиморфный
9 м 1,77 1,6 84 27,1 мезоморфный
10 м 1,69 1,6 62 21,4 мезоморфный
11 м 1,72 1,8 66 22,0 мезоморфный
12 м 1,68 1,7 59 21,2 мезоморфный
13 м 1,80 1,6 81 25,3 долихоморфный
14 м 1,77 1,5 74 23,9 долихоморфный
15 ж 1,61 1,7 71 27,3 брахиморфный
Код Пол Длина тела, м Масса тела, кг. Индекс Кетле Тип телосложения
общая нижн/верх
16 ж 1,53 1,4 59 25,7 брахиморфный
17 м 1,85 1,5 82 24,1 долихоморфный
18 ж 1,66 1,8 57 20,4 мезоморфный
Малое количество студентов, занимающихся тяжелой атлетикой, не позволяет рассчитать нормальность распределения. Расчет индекса Кетле существенно не помогает определить тип телосложения.
Отношение верхней части тела к нижней у долихоморфных - 55,3 (0,59-0,69), мезоморфных - 76,4 (0,55-0,69) и брахиморфных - 64,0 (0,59-0,66).
Тем не менее, обнаруженные закономерности морфометрических параметров тела указывают на возможные различия в энергозатратах. Физическая нагрузка вызывает постепенное возрастание метаболизма в работающих и остальных мышечных и висцеральных органах (период наращивания массы тела, отрицательная негэнтропия [1].
Особенно интенсивно происходит восполнение израсходованных ресурсов и структур в период восстановления после каждой тренировки - увеличиваются работавшие мышцы, связки, сухожилия, кости, суставы, идет ускоренное обновление тканей при относительном покое тела.
При подсчете энергозатрат учитываются общие и скоростные показатели (в соответствии с указанной последовательностью активации органов), в частности работа и мощность.
Таблица 2. - Тренировочная нагрузка студентов, занимающихся тяжелой атлетикой (XX±5)
——_____ Телосложение, " ——пол Показатели ' —— Брахиморфный Долихоморфный
муж жен муж жен
Максимально поднимаемый вес за тренировку (кг) 140±0 80±9 94±3 60±1
Число подъемов штанги 63±2 51±3 54±2 56±1
Число упражнений за тренировку 5±1 5±1 5±1 3±1
Различаются максимально поднимаемый вес студентами и студентками. Половые различия зависят от телосложения - брахиморфных ~ в 1,5 раза, долихоморфных ~ в 1,6 раза. Превышение поднимаемого занимающимися тяжелой атлетикой студентами веса не зависит от числа подъемов штанги у мужчин, но ниже у высоких студенток. Разнообразие упражнений у высоких студенток также меньше. Кроме того, студенты перемещают при тренировке и больший вес тела.
Это показывает, что затраты при выполнении одинаковых упражнений 39% студентов специализирующихся в тяжёлой атлетике и 40% студентов других видов должны развивать разные скоростно-силовые качества и энергетические затраты при выполнении подъема (напряжение мышц спины, рук и ног), рывка (преимущественно рук) и толчка (преимущественно ног) штанги.
Для ранней диагностики травмы важен учет неопределенности ощущения боли [7, 9]. Боли отметили 5 человек (29,3%). У 2-х студентов боли ощущались в плечах и ощущались даже на следующее утро, при пробуждении и исчезали по мере вхождения в обычный ритм повседневных движений. У 3-х тяжелоатлетов боли локализовались в суставах (в основном коленных и тазобедренных) сразу после тренировки. Они исчезали после душа и по мере вовлечения в другую деятельность. Анализ показал, что боль возникает после выполнения тренировочных нагрузок чаще у долихоморфных (57%, мезоморфный - 12%, брахиморфный - 0%), с низким массо-ростовым показателем. Боль отмечали чаще мужчины, чем женщины. Подсчет доли такой неопределенности ощущений боли, настроения, качества сна и питания, даже у небольшой рандомизированной выборки студентов тяжелоатлетов указывает на некоторые тенденции. Прослеживается связь безразличия к оцениваемому состоянию с типом телосложения (табл.1). В частности, настроение восстанавливается после тренировки («нормальное») лишь у 25% долихо-
морфных, тогда как у 62% мезоморфных и 67% брахиморфных. Вместе с тем, субъективная оценка тренировочной нагрузки этих студентов показала иные отношения. Доля неопределенных оценок состояния и выносливости у долихоморфных - 62% (из них низкая выносливость у 14%), у мезоморфных - 87% (из них 13% хорошей выносливости) и у брахиморфных - 67% (из них 33% с низкой выносливостью).
Принципиально одинаковые параметры тела применялись нами для расчета энергозатрат студентов, занимающихся ОФП (бег, отжимания, прыжки, т.д.) и плаванием. Учитываются масса тела (т), длина тела (Ь^ и ног (Ь2), расстояние 8, число толчков (п), длина (1) и высота (И) цикла, время цикла (1) и бега (Т). Сначала подсчитывается выполненная работа т х И х п, затем - работа и мощность (10).
Ценовая стоимость профилактики травмы сложна и складывается из материальных расходов на энергозатраты при выполнении упражнений (-70%), пополнения затрат («отдых»,-15%), современные цены лечения травм (амбулаторное, стационарное, стационарное хирургическое -10%) и наиболее трудно предсказуемую графу, которая в настоящей работе лишь намечена - тип личности, определяющий «посторонние» для физкультуры влияния - учебные и бытовые условия (-5%).
Помимо учета выше приведенных факторов в прогнозировании травматизации студента следует также принимать во внимание вмешательства (обязательные для выполнения рекомендации, советы, указания, др.) тренера, редко ориентирующегося на медицинские критерии студента [9].
Итак, поддающиеся расчету для каждого студента биофизические параметры тела складываются из показателей перемещения своего тела или его частей и дополнительной спортивной орудийной нагрузки.
ВЫВОДЫ
1. Прогноз определяется как вероятность различных материальных затрат на сохранение здоровья студента, занимающегося физкультурой.
2. Адекватность тренировочной и соревновательной нагрузки определяется по ухудшению самочувствия или локальной боли.
3. Профилактика травматизма экономически может оцениваться по сумме энергозатрат тренировочной и соревновательной нагрузки и возможных затрат на лечение для каждого студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аршавский, И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов / И.А. Аршавский // Вопросы философии. - 1986. - № 11. - С. 95-104.
2. Никитюк, Б.А. Морфология человека : учебное пособие для студентов биолог. спец. вузов / Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - С. 74-123.
3. Петренко, В.М., Классификации типов конституции и соматотипов человека. К истории вопроса / В.М. Петренко, Е.В. Петренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 11. - С. 20
4. Полиевский, С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов / С.А. Полиевский. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 384 с.
5. Самойлов, В.О. Медицинская биофизика: учебное пособие / В.О. Самойлов. - СПб. : Спецлит, 2004. - С. 366-379.
6. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: Биологические и психолого-педагогические аспекты : учебно-методическое пособие для вузов физической культуры / Л.А. Семёнов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
7. Страхов, М.А. Спортивная травматология — особый раздел медицины. 05.08.13 [Электронный ресурс] // ИКЬ: http://med-info.ru/search/ - Дата обращения 15.07.2016.
8. Урываев, Ю.В. Осознание смысла фраз: аудиографический анализ нейтральных ответов опросника САН / Ю.В. Урываев Ю.В., Д.А. Руцкий // Системная психология и социология. - 2013.
- № 8 (II). - С. 54-58.
9. Урываев, Ю.В. Современные тенденции женского спорта: прогноз и предупреждение негативного развития / Ю.В. Урываев, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 6 (136) - С. 163-171.
10. Energy Balance and Thermoregulation of Humans. Last update June 15, 2016 [Электронный ресурс] // URL : https://www.lecturio.com/magazine/energy-balance-and-thermoregulation. - Дата обращения 12.07.2016
REFERENCES
1. Arshavskiy, I.A. (1986), "Some methodological and theoretical aspects of analysis of regularities of an organism individual development", Philosophy Questions, No 11, pp. 95-104.
2. 2. Nikitujk, B.A. and Chtetsov, V.P (1983), Human morphology: textbook for biology students, Moscow, Russian Federation.
3. Petrenko, V.M. and Petrenko, E.V. (2012), "Human constitution types and somatotypes classification. To a history of the question", International journal of applied and fundamental researches, No 11, pp. 20.
4. Polievskyi, S.A. (2005), Bases of individual and team feeding of sportsmen, Moscow, Russian Federation.
5. Samoylov, V.O. (2004), Medical biophysics: students handbook, Moscow, Russian Federation.
6. Semenov, L.A. (2005), Determining of children and teenagers to sport availability: Biological and psychology-pedagogical aspects: Textbook for sport students, Moscow, Russian Federation.
7. Strachov, M.A. "Sport traumatology - particular division of medicine". 05.08.13, available at: http://med-info.ru/search/
8. Uryvaev, Yu.V. and Rutzkiy, D.A. (2013), "Awareness of phrases sense: audiographic analysis of neutral responses in questionnaire SAN", Systems psychology and sociology, No 8, pp. 54-58.
9. Uryvaev, Yu.V. and Maskaeva, T.Yu (2016), "Current tendencies of female sport: prediction and warning of negative sequences", Uchenye zapiski universiteta c P. F. Lesgafta, V. 136, No 6, pp. 163171.
10. Energy Balance and Thermoregulation of Humans (2016). Last update June 15, available at:: https://www.lecturio.com/magazine/energy-balance-and-thermoregulation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2016
УДК 378.01
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
УНИВЕРСИТЕТА
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Анатольевна Заварухина, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования готовности преподавателей университета к работе в электронной информационно-образовательной среде. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют, что преподаватели владеют и применяют на практике современные компьютерные технологии, наполняют учебно-методическими материалами информационно-образовательные ресурсы. Преподаватели обеспечивают студентам доступ к этим материалам.
Ключевые слова: вуз, преподаватели, готовность, компьютерные технологии, электронная информационно-образовательная среда.