ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ
В АЭРОБИКЕ
В.А. ГОРБУНОВ,
Иркутский государственный лингвистический университет
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы управления спортивной подготовкой, освещается проблема контроля за соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных спортсменов в рамках разработки технологии подготовки спортивного
резерва в аэробике. На основе результатов многолетних исследований показана роль количественных и качественных показателей контроля в процессе управления соревновательной и тренировочной деятельностью спортсменов в аэробике. Количественные критерии являются основой для анализа и уточнения составов и структур соревновательных упражнений. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании и построении соревновательных программ с учетом требований по составлению и оценке их содержания.
Abstract
The article focuses on topical issues of athletic performance management, particularly, the problem of control over emulative and training activity of qualified sportsmen in the framework of elaboration of technique for long-term instruction of athletes in aerobics.
The role of quantitative and qualitative indicators in the management of training and emulative activities of the sportsmen in aerobics was shown on the basis of over-year research results. Quantitative criteria are the basis for emulative exercises composition and schemes analysis and adjustment. The research results can be used in the process of development and design emulative program subject to the requirements for content composition and evaluation.
Ключевые слова: аэробная гимнастика, контроль, тренировочная и соревновательная деятельность.
Введение
Эффективное выполнение любой целенаправленной деятельности неосуществимо без наличия таких компонентов управления, как планирование (проектирование) и контроль.
Контроль рассматривают в качестве одного из важнейших компонентов системы управления спортивной подготовкой. Обследование тренировочно-соревновательной деятельности (ОТСД) позволяет выявить степень влияния состава и структуры соревновательного упражнения на успешность собственно соревновательной деятельности спортсмена [6].
Подробный анализ параметров тренировочных нагрузок, показателей физической нагрузки соревновательных
упражнений позволяет уточнить и конкретизировать общую направленность соревновательной деятельности, характеризующуюся в настоящее время наличием возрастания интенсивности воздействий, отмечаемых при выполнении соревновательных упражнений аэробной гимнастики [5].
Методика и организация исследования
Один из методических подходов, используемый при диагностике подготовленности спортсмена к реализации своего двигательного потенциала, основывается на контроле за физической нагрузкой спортсменов по показателям, характеризующим интенсивность выполнения сорев-
1аа)
новательной программы (длительность частей программы высокой и низкой интенсивности), расположение элементов сложности в соревновательной программе и физиологической нагрузке (ЧСС в начале и в конце выполнения соревновательного упражнения).
В лонгитудинальных исследованиях (с 2004 года и по настоящее время), проводящихся на этапе специализированной подготовки, принимают участие спортсмены различных возрастно-квалификационных групп (юноши 12-14 и юниоры 15-17 лет) из городов Иркутска и С.-Петербурга, специализирующиеся в индивидуальных (ИЖ, ИМ), парных (СП) и групповых (ТР, ГР) упражнениях, являющиеся, на последний год исследований, членами молодежной сборной команды России по аэробной гимнастике (всего КМС - 6 человек, МС - 3 человека).
Результаты и их обсуждение
Исследование закономерностей распределения в соревновательных программах периодов работы высокой (High impact) и низкой (Low impact) интенсивности указывает в большинстве случаев на попеременное чередование данных фаз, а в отдельных случаях - и на наличие сдвоенных фаз работы высокой интенсивности. При этом длительность фаз низкой интенсивности в соревновательных программах спортсменов более низкой квалификации является, как правило, сравнительно большей.
Нами анализируются и сопоставляются показатели физической нагрузки, отмеченные при выполнении индивидуальных соревновательных программ участниками чемпионата мира по спортивной аэробике 2006 года (юноши -12-14 лет, юниоры - 15-17 лет, взрослые - 18 лет и старше).
Таблица 1
Показатели интенсивности двигательных действий соревновательных упражнений участников чемпионата мира по спортивной аэробике 2006 года
Номинация/возраст ^бщ. (мин) High impact t (мин) % Low impact t (мин) %
ИЖ
1S лет и ст. n = 27 1,43 1 70,2 0,43 27,77
15-17 лет n = 20 1,42 1 70,98 0,41 29,02
12-14 лет n = 15 1,3 0,94 71,9 0,36 28,1
ТР
1S лет и ст. n = 25 1,44 0,96 66,5 0,48 33,45
15-17 лет n = 13 1,43 0,99 69,5 0,44 30,5
12-14 лет n = S 1,3 0,95 72,55 0,35 27,45
ИМ
1S лет и ст. n = 20 1,43 1,1 71,2 0,42 28,75
15-17 лет n = S 1,44 1,02 71,03 0,42 28,96
12-14 лет n = S 1,28 0,93 72,7 0,29 27,3
СП
1S лет и ст. n = 22 1,44 0,98 68 0,46 31,92
15-17 лет n = S 1,43 0,98 67,7 0,46 32,3
12-14 лет n = S 1,3 0,97 74,4 0,34 26,8
ГР
1S лет и ст. n = 17 1,43 1 69,85 0,43 30,7
15-17 лет n = 17 1,44 1,04 71,53 0,41 28,46
12-14 лет n = S 1,28 0,9 71,2 0,32 29,05
Примечание. ИЖ, ИМ - индивидуальные упражнения; TP - трио; СП - смешанные пары; ГР - группы.
Значения показателей фаз высокой (High impact) и низкой (Low impact) интенсивности, выявленные в результате анализа соревновательных композиций каждой возрастно-квалификационной группы спортсменов, находятся в следующих пределах: а) периоды высокой интенсивности - 71,2-74,4% - юноши; б7,7—71,53% - юниоры; 70,2-бб,5% - взрослые спортсмены; б) периоды низкой интенсивности - 2б,8-29,05% - юноши; 28,4б-32,3% -юниоры; 28,75-33,45% - взрослые спортсмены.
При разработке модельных характеристик конкурентоспособной соревновательной композиции спортсменов высокой квалификации учитывается, что меньшее значение периодов низкой интенсивности соответствует более высокому темпу исполнения соревновательного упражнения.
С учетом выявленных характеристик нами были спроектированы и реализованы соревновательные программы членов молодежной сборной команды России по спортивной аэробике.
(шШ)
Таблица 2
Показатели физической нагрузки соревновательных упражнений обследуемых спортсменов возрастно-квалификационных групп 12-14 и 15-17 лет
Номинация, возрастная группа, фамилия, имя Показатели интенсивности
^бщ. (мин) High impact t (мин) % Low impact t (мин) % Перестроения Переходы в партер Контакты
ИЖ
12-14 лет Ст-ва А. 1,34 1,03 76,9 0,31 23,1 - 8 -
15-17 лет Д-ва А 1,41 1,08 76,6 0,33 23,4 - 8 -
ТР
12-14 лет Ст-ва А., Д-ян Г., С-ых К. 1,28 1 78,1 0,28 21,9 16 6 4
15-17 лет Д-ва А., М-к А., В-ич Ю. 1,42 1,02 71,8 0,4 28,2 13 7 3
СП
12-14 лет С-ва А., Д-ян Г. 1,3 0,92 70,7 0,38 29,8 16 8 4
15-17 лет С-ов С., С-х К. 1,44 1,04 72,2 0,4 27,8 18 8 5
ГР
12-14 лет 1,27 0,91 71,7 0,36 28,4 15 6 4
15-17 лет 1,44 1,1 76,4 0,34 23,6 13 7 6
Анализ содержания индивидуальных соревновательных программ позволил определить их составляющие. Выявлено, что большую часть времени всей программы занимают базовые шаги и их разновидности - 60,2±5 с, на переходы и малую акробатику приходится 19±3,7 с, на элементы сложности - 18,6±2,2 с. Незначительная часть времени почти равномерно распределена между другими составляющими: прыжки оформления - 2,05 с; танцевальные движения и сюжетные элементы - 3,19 с. Таким образом, основное содержание соревновательных композиций в аэробной гимнастике составляет хореография программы.
Поскольку соревновательные упражнения в спортивной аэробике несут в себе не только спортивное, но и эстетическое начало, их построение должно отвечать требованиям судейства артистичности и подчинено эстетическим закономерностям. При комплексной оценке соревновательных программ информативными факторами воздействий наряду с показателями сложности и разнообразия двигательных действий являются критерии артистичности [3].
Для определения степени соответствия соревновательных программ требованиям артистичности вычисляются относительные отклонения показателей упражнений от модельных:
- содержание комбинаций аэробных движений, элементов сложности, переходов, соединений и подъемов (пирамид): сбалансированность, разнообразие, творчество,
оригинальность (новизна), использование трех уровней пространства;
- комбинации аэробных связок (движений руками и ногами): высокий уровень координации и сложности комбинаций аэробных шагов;
- использование соревновательной площадки: передвижение во всех направлениях в течение всего исполнения, использование трех уровней пространства;
- представление программы и единство действий (партнерство): четкость и законченность движений, энергетика и динамизм, естественность и уверенность в себе, товарищество и спортивность;
- практическое использование музыки: индивидуальность, стиль, соответствие.
Процентное соотношение времени выполнения движений, относящихся к разделу «хореография», соревновательной композиции и элементов сложности в среднем составляет 81,9 и 18,1% соответственно.
Высокий уровень техники исполнения упражнений вносит большой вклад в оценку за артистичность выступлений. Так, результаты однофакторного дисперсионного анализа показали достоверное влияние уровня техники исполнения на артистичность независимо от ранга соревнований (29-35% при Р<0,05). Достоверным является влияние на оценку за артистичность уровня техники исполнения элементов группы «С» - прыжки (28% при Р<0,05) и базовых шагов (43% при Р<0,05). Таким образом, при постановке соревновательных упражнений не-
1аа)
обходимо учитывать уровень исполнения элементов сложности, базовых шагов и их разновидностей.
По результатам корреляции и дисперсионного анализа определены факторы, достоверно влияющие на оценку артистичности. Эти факторы составили группу средств выразительности в спортивной аэробике. К ним относятся (в порядке увеличения значимости): элементы высшей сложности; движения руками; прыжки оформления; танцевальные движения; акцентные точки; переходы; темп исполнения; переходы и соединения; музыкальное соответствие; свободное оформление; движение головой. Влияние изученных факторов составляет 13-38%.
Выявлено, что совместное влияние уровня техники исполнения и количество выразительных дополнительных движений на критерий артистичности составляет от 23 до 54% при Р<0,05. Это свидетельствует о закономерности влияния на оценку за артистичность качества исполнения и количества выразительных движений, используемых в композиции.
При построении, анализе и коррекции индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике необходимо использовать все структурные группы элементов: базовые шаги аэробики (базовая хореография); прыжки; свободные падения; равновесия; повороты; элементы малой акробатики; упоры; отжимания; круги ногами и перемахи; элементы гибкости; выразительные средства; элементарные движения (связующие элементы). В каждой группе возможно применение различных вариантов выполнения элементов соревновательных упражнений в зависимости от подготовленности и индивидуальности спортсмена. Применение средств выразительности эффективно только при высоком уровне исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов [4].
Для определения взаимосвязи между оценкой за артистичность и качеством исполнения соревновательных программ фиксировались ошибки в технике исполнения элементов сложности, базовых аэробных шагов и их сбавки. Все сбавки за ошибки были распределены на группы: в технике исполнения элементов группы сложности; в технике исполнения движений по базовой хореографии и общая сумма.
В результате корреляционного анализа выявлены достоверные взаимосвязи - от средней (сбавки по группе «В» - г = 0,33, группе «С» - г = 0,48) до высокой (сбавки по хореографии - г = 0,74 и сумма сбавок г = 0,71).
Таким образом, при составлении и коррекции упражнений можно ориентироваться на выявленные количественные показатели содержания композиции соревновательных программ.
При составлении и последующей коррекции соревновательных упражнений, учитывая уровень исполнения элементов сложности, базовых шагов и их разновидностей, необходимо равномерное распределение сложных элементов в композиции. При высоком уровне подготовленности элементы высшей сложности лучше выполнять в конце упражнения для создания впечатления у судей и зрителей.
Расхождения, характерные для средних и максимальных относительных отклонений показателей от заданных, зарегистрированы на разных соревнованиях в неодинаковых пределах. Выявлено, что структура соревновательных упражнений в некоторых случаях не соответствует совершенным модельным характеристикам программ высокого класса. Это, как следует полагать, связано с «рассогласованием» параметров прогнозируемого, моделируемого, планируемого состояния спортсмена и параметров его состояния в конкретной ситуации.
Сравнительное изучение факторов воздействий, характерных для подготовительного и соревновательного этапов годичного цикла тренировки, указывает на то, что положительная динамика некоторых показателей обследования соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов связана прежде всего со значительным (на 34,2%) возрастанием объема «собственно специально-подготовительных» упражнений и в то же время существенным снижением (на 62,5%) объема общеподготовительных упражнений [1].
Анализ результатов обследования тренировочно-соревновательной деятельности указывает на то, что для партнерских групп (пар, троек, шестерок), успешно выступающих на соревнованиях, характерна одинаковая степень воздействия на них их собственно соревновательной деятельности, их взаимодействий [2].
Так, у всех спортсменок в групповых упражнениях при выполнении соревновательных упражнений практически не отличаются величины таких показателей физической нагрузки, как: интенсивность движений; количество комбинаций аэробных движений (движений руками и ногами); построений (фигур), переходов (использование соревновательной площадки).
На основании результатов ОСД, полученных при выполнении групповых упражнений на чемпионатах и первенствах России, были рассчитаны корреляционные матрицы исследуемых показателей. Анализ совокупности данных матриц указывает на наличие эквивалентного комплекса, включающего следующие признаки качества исполнения соревновательных упражнений:
- количество элементов, исполненных с ошибками;
- надежность выполнения композиции;
- вероятность безошибочной работы;
- интенсивность ошибок.
Показано, что статистически достоверные взаимосвязи между этими признаками отмечаются в 25% случаев при Р<0,05. В то же время анализ данной совокупности матриц корреляций указывает на то, что места, занимаемые спортсменами в соревнованиях (предварительных, финальных), связаны с определенными признаками выделенного эквивалентного комплекса (что указывает на их информативность). Причем статистически достоверные взаимосвязи отмечаются у групп в 17% случаев при Р < 0,01 (в остальных случаях - Р > 0,05).
Таким образом, применение совокупности методических подходов и технологий контроля тренировочно-сорев-
(шШ)
новательной деятельности позволяет давать достаточно разностороннюю оценку соревновательной деятельности спортсменов в аэробике.
Показано, что количественные критерии ОСД являются существенным признаком качества исполнения соревновательных упражнений. Преимущество количественного подхода обусловлено тем, что количественные характеристики являются основой для уточнения соста-
вов и структур соревновательных упражнений. Очевидна роль количественных и качественных показателей ОСД, соответствующих критериев, моделей, модельных харак-теристи, и в том числе прогностических информативных модельных характеристик, в процессе управления соревновательной и тренировочной деятельностью спортсменов в аэробике.
Литература
1. Горбунов В.А. Оптимизация тренировочного процесса юных спортсменов в аэробике на этапе специализированной подготовки / В.А. Горбунов // Материалы 5-й Все-рос. науч.-практ. конф. «Совершенствование физического воспитания и физкультурного образования в Сибири». -Иркутск, 19-20 октября 2006 г. - Ч. 2. - С. 24.
2. Горбунов В.А. Особенности интегральной индивидуальности спортсменов с разным уровнем спортивного мастерства / В.А. Горбунов, З.И. Бутаев, А.П. Вяткин, Н.М.Зайдуллин // Материалы XI Международного научного конгресса по биоэлектрографии «Наука. Информация. Сознание». 7-9 июля 2007 г., С.-Петербург. - С. 93-96.
3. Крючек Е.С. Тенденции развития аэробики как вида спорта / Е.С. Крючек // Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студен-
тов высшей школы: Материалы 49-й межвуз. науч.-метод. конф. по физ. воспитанию студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга / Е.С. Крючек - СПб.: СПбГМТУ, 2000. - С. 238-239.
4. Поздеева Е.А. Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике / Е.А.Поздеева // Омский научный вестник. - 2006. - № 5 (39). - С. 250-253.
5. Сомкин А.А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин: Монография. - СПб.: Петрополис, 2001. - 222 с.
6. Тихомиров А.К. Проблема интегративного контроля в спорте / А.К.Тихомиров: Монография. - МГАФК. -2005. - 373 с.
1